ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Мы живем в эпоху воинствующего зла"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


   Каменев Анатолий Иванович
   "Наука побеждать"
   Обновлялось: 27/08/2011 г.
   Статистика:
   - По количеству - 1.028.639 читателей
   - Объем - 42773k/735
   - Иллюстрации - 3302
  

ы живем в эпоху воинствующего зла"...

0x01 graphic

В ЧЕМ НАША БЕДА

А.Каменев

(Практическая нравственная психология для молодежи. - М., Изд. МПУ "СигналЪ". 1998)

  
  
   "В этом наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и заблуждения.
   ...Необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость к чужой неискренности; слух ко лжи; чутье зла; совестная впечатлительность".

Ильин И.А.

  
   Строки, написанные И.А. Ильиным, не потеряли, а обрели новую актуальность сегодня.
  
   Не будем восходить к политике и брани по этому поводу, но и не откажемся от некоторых важных обобщений:
  
  -- -во-первых, данная тема является сложнейшей в системе общественных наук; лучшие умы человечества неоднократно пытались дать ответ на вопрос о добре и зле и не всегда успешно; в силу этого обстоятельства следует иметь в виду тот факт, что и мы всего лишь делаем попытку осмыслить данную проблему, не претендующая на исключительность ее видения, но пытаясь выйти на практические аспекты важной темы жизни;
  
  -- -во-вторых, мы исходим из понимания того обстоятельства, что человек, представляя собой сложную биодуховную систему, сосредоточивает в себе два противоположных начала - позитивное и негативное, находящееся в непрерывном противоборстве; так же, как и в боевой обстановке, в зависимости от наличия сил и средств у противоборствующих сторон, побеждает тот, у кого больше сил и воли к победе, так обстоит дело и в сфере духовной жизни: побеждает добро или зло;
  
  -- -в-третьих, человек, при определенных условиях, может одержать победу над злом в самом себе; однако, не единичные добрые дела, и уж не благие намерения тут играют главную роль, а нечто другое, более глубинное и более сильное, чем отдельные добрые дела (умонаклонение к добру, "добротолюбие");
  
  -- -в-четвертых, зло в человеке - противник не только упорный, но и коварный; думая, подчас о победе над злом в самом себе, человек ошибается в оценке достигнутого, теряет бдительность и попадает в новую западню, расставленную силами зла;
  
  -- -в-пятых, силы зла многолики и подчас рядятся в личину добродетели или обретают вид невинного занятия; человек, сам того не подозревая, упражняется в зло делании, обретая привычку, от которой со временем становится все труднее освободиться; следовательно, надо уметь видеть зло, понимать его, давать ему оценку и уметь противостоять соблазну и искушению грешить тайно и явно;
  
  -- -в-шестых, молодые люди, неискушенные в жизни, чаще всего попадают в сети, расставленные злом; беззаботность, несдержанность и прочие характерные черты молодого человека служат благодатной почвой для укоренения злого начала в человеке;
  
  -- -в-седьмых, подавляющее число молодых людей без умного духовного наставника не в состоянии самостоятельно разобраться в самом себе, найти в себе силы для борьбы с искушениями и соблазнами и выстоять под напором духовных развратителей; такого наставника найти довольно трудно, но он крайне необходим молодому человеку;
  
  -- -в-восьмых, заявленная тема обширна и рамки ее безграничны, тем не менее время и возможности ее раскрытия ограничены; вопрос, в связи с этим заключается в том, на чем сосредоточить внимание и как это сделать более доступно и полезно.
  
  
  

Откуда берет начало добро и зло в человеке?

  
   За разъяснением обратимся к труду профессора В.В. Зеньковского, в котором есть такие строки:
  
   "Величайшей загадкой и в то же время важнейшей темой для воспитания является начало свободы в человеке. Это начало свободы таинственно и глубоко - тут действительно дело идет о центральной "тайне" ( mysterium libertatis) в человеке...
  
   Свобода дана и не дана.
   Еще Джон Ст. Миль сознавал, что для воспитания необходим, как он говорил "предрассудок свободы", - и тут есть то вечное, что свобода не есть нечто изначально данное - ее поистине надо "завоевать", ее нужно утверждать и находить...
  
   Справка:
  
  -- (Джон Стюарт (1806-73), английский философ и экономист. Идеолог либерализма. Сын Дж. Милля. Основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. В "Системе логики" (т. 1-2, 1843) разработал индуктивную логику, которую трактовал, как общую методологию наук. В этике соединял принцип эгоизма (утилитаризм) с альтруизмом)
  
   Но дар свободы - великий, но и страшный дар; без него не цветет, не раскрывается личность, но в свободе же источник всех трагедий, всех испытаний человека. Свобода ставит нас неизменно и неотвратимо перед дилеммой добра и зла - и как часто свобода, подлинная, глубокая, блистающая всеми дарами человеческой души - уводит нас на путь зла и разрушения - себя и других!..
  
   Не нужно быть придирчивым к современности, чтобы признать, что современный человек не умеет отстоять в себе добро, что он легко поддается соблазнам и искушениям. Зло стало таким открытым, дерзким и часто безнаказанным в современной жизни, что оно легко отстраняет добро в душе.
  
   Нельзя уклониться от этой проблемы под тем предлогом, что каждый человек сам ответственен за себя, что наша задача только "поставить на ноги" дитя, - а куда оно пойдет, это уже не наша забота. Такая позиция не только недопустима, но и педагогически преступна: жизнь слишком полна трагедий, сил саморазрушения, чтобы об этом не думать. Идиллия в этом вопросе недопустима - перед детьми слишком рано обнажаются тайны жизни, слишком рано открывается темная сторона ее.
  
   ...Все это ставит очень остро и ответственно вопрос... о том - как обеспечить связь свободы и добра?...
   Как превратить начало свободы в источник творчества, а не произвола, восхождения к добру, а не служения злу?
  
   Свобода так часто переживается людьми, как бремя, - и не только в наше время, когда индивидуум жаждет раствориться в массе, в коллективе и спешит отказаться от своей свободы...
  
   Свобода больше смущает, чем помогает, больше обременяет, чем окрыляет...
  
   Чтобы подойти к пониманию зла в человеке, нам необходимо понимание греха.
   Грех не ослабляет образ Божий, не подавляет его, но он ослабляет и подавляет нас: в душе нашей, в самом сердце ее возникает новая сила, ведущая "невидимую брань" против добра в душе...
  
   В самой духовной сфере нашей... образуются два полюса - полюс добра и зла, полюс светлой и темной духовности...
  
   Лишь в порядке раскаяния светом молнии озаряется темное подполье души, - чем духовно зрелее человек, тем ярче и тем чище воссоздается в свете раскаяния подлинная жизнь духа..., и нет другого пути к духовному восхождению, как через раскаяние.
  
   Здесь находит свое объяснение один из загадочных парадоксов духовного возрастания, хорошо знакомый и священникам и педагогам.
   Торжество добродетели в поведении, на периферии души часто вовсе не способствует возрастанию цельности в духе, а лишь усиливает темный полюс в духовной стороне, - и, наоборот, грехи и падения, если только они дают начало раскаянию, которое сотрясает все существо наше и вызывает к жизни беззаветное обращение к Богу, оказываются условием духовного возрастания.
   <···>
   ... Раскаяние есть функция свободы в нас, и только как свободный акт оно имеет свою преображающую силу".
  
   Справка:
  
  -- В. Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993. - Работа написана в Париже в 1934 году. Василий Васильевич Зеньковский - известный российский философ с 1919 года находящийся в вынужденной эмиграции.
  
  
  
  
  

Обобщения

  
   0x01 graphic
  
  
  -- Каждый человек имеет могущественный Божественный дар - это свобода распоряжаться своим достоянием (а это: жизнь, здоровье, благо рождения, родственные связи и отношения и т.п.).
  
  -- Свобода - это оружие, которым надо научиться владеть, ибо, как и любое оружие, оно может обратиться против его владельца или ни в чем не повинных окружающих людей.
  
  -- Каждый человек совершает свое восхождение к свободе по мере духовного взросления и чем выше пролегает его путь, тем опаснее и труднее он становится, тем больше опасностей его подстерегают. Личная свобода требует постоянной духовной бдительности и критической самооценки.
  
  -- Свободолюбивый человек никогда не отдаст свой духовной свободы в чужие руки, не поступится чувством собственного достоинства, не пойдет по пути зла, ибо вступивший на путь зла человек, это тот, кто отдал свою свободу во власть самых злейших врагов свободы - страстей, соблазнов и искушений.
  
  -- Путь к свободе начинается с понимания добра и зла, умения отличать добрые поступки от злых. Следовательно, чтобы делать добро, нужно уметь отличать доброе от злого, добродетель от порока.
  
  
   Думается, что зряшным и ненужным делом было бы определение реестра добрых и злых дел.
   Жизнь настолько сложна и многогранная, что все правила прописать никому из смертных не удастся.
  
   Но высказать вполне обоснованные соображения по поводу критериев добра и зла не только возможно, но и необходимо.
  
   Эти критерии могут помочь человеку разобраться в своих делах, поступках и помыслах.
  
   Заметим: "в делах, поступках, помыслах", т.е. не только в конкретных действиях, но и в мыслях, ибо с них и начинаются и дела, и поступки.
  
   Информация к размышлению:
  
  

Критерии добра и зла

  
   К категории "добро" следует отнести все то, что способствует физическому и духовному развитию человека, его отношений с окружающими, а также выполнению своего долга перед родными и близкими, нацией, его взрастившей, государством и Отечеством, обеспечивающим безопасность, порядок, экономическую деятельность и социальную защиту населения.
  
   "Добродетель" - это качество личности, позволяющее реализовывать личное позитивное начало и творить добро.
  
   Все противоположное названному есть зло и порок.
  
   Человек объективно стремится к добродетели, но останавливается на полпути к ней.
  
   К тому есть несколько причин:
  
  -- -во-первых, нет осознания важности добродетели и стремления постоянно следовать путем добрых дел;
  
  -- -во-вторых, негативное влияние оказывают дурные поступки других людей, не получившие немедленной оценки и возмездия за содеянное (дурной пример заразителен);
  
  -- -в-третьих, человек нередко вступает на путь саможаления, извинения себя за совершенные проступки;
  
  -- -в-четвертых, многие люди неверно истолковывают вопросы своей личной безопасности: видят опасность там, где ее нет и не замечают ту опасность, которая реально на них надвигается.
  
   Запомним:
  
   Молодой человек нуждается в духовной защите.
   Защитить себя он может только сам.
   Все люди, окружающие его, могут быть ему в этом деле полезны или вредны, но никто из них не может выполнить ту работу по духовной самозащите, которая является уделом каждого.
  
  

10 необходимых шагов

для защиты доброго начала в человеке

  
   0x01 graphic
  
  -- 1.Нужно понять и осознать свое несовершенство и необходимость постоянной работы над собой. (Каждый из нас далек от совершенства, но не каждый умеет и хочет признавать это. Это - препятствие первое, которое следует преодолеть).
  
  -- 2.Необходимо хорошо разобраться в своих достоинствах и недостатках, признать необходимость искоренения недостатков и пороков (Второе препятствие состоит в том, что, видя в себе недостатки и даже пороки, человек мирно уживается с ними, не признает необходимости борьбы, полагая, что они могут исчезнуть сами по себе. Достаточно прибегнуть к следующей аналогии, чтобы понять тщетность такой позиции. Известно, что сорняк хорошо приживается на поле; без тщательной и постоянной прополки его с поля не вывести. Если же его оставить в покое, то скоро он забьет культурные растения).
  
  -- 3.Требуется искреннее раскаяние в совершенных ранее неблаговидных поступках (Такие поступки, как правило, есть у каждого. Дело, однако, в том, что человек склонен умалять долю своей вины в содеянном и преувеличивать долю вины других и обстоятельств. Это еще одно препятствие, которое необходимо преодолеть на пути самоочищения).
  
  -- 4.Однако, для полного самоочищения, одного раскаяния мало. Нужно воспитать в себе решимость более не вступать на путь зла и порока. А для этого надо взвесить те условия и обстоятельства, которые ранее способствовали уклонению на этот путь. Вновь, как и в предыдущем случае, причину надо искать не на стороне, а в самом себе, и не в видимых действиях, а в глубинных причинах, побудивших к этим действиям.
  -- А эта глубинная причина находится, как правило, в нашей душе и связана с нашей системой ценностей. Следовательно, нужно внимательно проанализировать свою систему ценностей и при необходимости внести в нее коррективы.
  -- Это, пожалуй, самый сложный и ответственный шаг, ибо она затрагивает самое сокровенное в нас - смысл и назначение человеческой жизни, наши стремления, наши идеалы.
  
  -- 5.Обращение к Духовному Источнику (Богу, идеалу, авторитету) - есть тот необходимый шаг, без которого невозможно дальнейшее движение вперед.
  -- Черпая из этого Источника силы и вдохновение, веру и надежду, человек укрепляет свой дух.
  -- Приведенную мысль можно раскрыть на следующем примере. Представим себе человека заблудившегося и желающего найти верную дорогу. Что делает такой человек, не имея ни компаса, ни карты? Он выбирает возвышенный участок или же дерево и, поднявшись над землей, над поверхностью, осматривает близлежащую местность. Чем выше он поднимается над поверхностью земли, тем более дальние горизонты открываются его взору. То же происходит и с человеком, который черпает их Духовного Источника силу для осмысления жизни.
  
  -- 6.Выработка плана предстоящих действий, определение рубежей и целей, которые необходимо достигнуть. Смысл этого шага состоит в том, что измениться в одночасье невозможно; изменение, особенно духовное, -длительный и болезненный процесс, требующий ломки сложившихся стереотипов, взглядов, отношений и т.п. Надо уметь предвидеть не только победы, но и быть готовым к огорчениям и неудачам. Надо знать, что следует поставить на первый план, а что можно отложить на более поздний срок.
  -- Препятствие, которое необходимо преодолеть на этом этапе - русское "авось", т.е. необоснованную надежду на успех.
  
  -- 7.Как правило, первым практическим шагом в изменении сложившихся стереотипов является отказ от излишеств, несбыточных мечтаний и т.п.
  -- Важным на этом этапе является выработка чувства меры во всем: в поведении, деятельности, поступках, поведении, жизнеобеспечении, общении и т.п.
  -- Препятствием, которое надо преодолеть здесь является неумеренность наша в системе потребностей. Нужно научиться определять необходимое и отбрасывать лишнее. Это достигается тренировкой воли и соответствующими установками.
  
  -- 8. Следующим практическим шагом на пути духовного обновления является развитие у себя умения бороться с соблазнами и искушениями, т.е. тем, что провоцирует нас на неблаговидные поступки или же толкает к греху и пороку.
  -- На этом этапе важно разобраться с тем, что и кто нас искушает, опять обратив, прежде всего внимание, не на других людей, но на самого себя, ибо причиной, служащей искушению, может быть та или иная черта нашего характера ( к примеру, эгоизм, тщеславие и т.п.). Но не надо забывать о друзьях-товарищах, которые тоже могут быть причиной искушений (от одних следует отказаться или же найти в себе силы и правильные способы отказа от соблазнительных предложений с их стороны).
  -- Следует понять, что является объектом и предметом искушения, т.е. что и почему нас толкает к неблаговидным поступкам, греху и пороку. Иногда этого бывает вполне достаточно для того, чтобы отвратиться от соблазна впредь (к примеру, если пьющий поймет истинное назначение спиртного и перестанет рассматривать его как антистрессовое средство или же препарат к поднятию настроения, а начнет воспринимать его как бесовское снадобье, призванное затмить сознание человека и сделать его послушным орудием в руках злых сил, то может последовать добровольный отказ от этого соблазна).
  -- Замечено, что искушение является следствием реакции физической или духовной нашей составляющей на возникающие потребности жизни. Если же найти удовлетворение возникающим потребностям в иной, более благодатной сфере, то может исчезнуть и искушение. Надо только уметь находить...
  
  -- 9.Выработка умения ежедневно жить с полной отдачей, что не означает работы до изнеможения, а предполагает разумное пользование теми благами и возможностями, которые дарит человеку каждый новый для него день.
  -- Здесь следует преодолеть несколько препятствий: лень, бесцельная трата времени, склонность к праздности, откладывание на "потом" того, что можно сделать сегодня.
  -- Особенно важно, в этой связи, не откладывать на "потом" добрые дела. "Спешите делать добро", - так говорят мудрецы. Зло, - вот, пожалуй, то единственное, что можно откладывать до бесконечности.
  
  -- 10.Ежедневная, беспристрастная и конструктивная самооценка. Все в этом шаге имеет смысл: ежедневно нужно давать себе отчет в содеянном; не гордиться, если даже в чем-то был успех, ибо предела совершенству нет; выявлять в себе недочеты нужно не для того, чтобы "складировать" факты, а для того, чтобы знать, за что следует взяться завтра, встречая новый день.
  

0x01 graphic

Фортуна, богиня удачи

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  
  -- И тому, которого ты знаешь недобрым для тебя, сделай возможное для тебя добро (Филар. М. Москов.).
  -- Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого. (Демокрит)
  -- Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится (Ч. Айтматов).
  -- Делать добро легче, чем быть добрым (Ж. Вольфром).
  -- Под добром я разумею здесь всякий род удовольствия и затем все, что ведет к нему, в особенности же то, что утоляет тоску, какова бы она ни была; под злом же я разумею всякий род неудовольствия и в особенности то, что препятствует утолению тоски. (Б. Спиноза).
  -- Лучше печаль того, кто неправедно терпит, нежели радость того, кто неправедно действует (Блаж. Августин).
  -- Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
  -- Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла (К. Гельвеций).
  -- ...Свобода есть сила и искусство человека определять себя самого и свою жизнь к духовности согласно своему предстоянию, своему призванию и своей ответственности. (И. Ильин).
  -- Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения. (Цицерон).
  -- Свобода - это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным - значить не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. (Лабрюйер).
  -- Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Монтескье).
  -- Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя... Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы. (Н. Бердяев).
  -- Отдавать свое сочувствие другим и забывать самого себя, ограничивать, насколько возможно, личный эгоизм, и отдаваться сладостной, снисходительной симпатии к другим, представляет высшую степень нравственного совершенства. (А. Смит).
  

0x01 graphic

Архимед

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  
  -- Пить вино так же вредно, как принимать яд.
  -- Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.
  -- Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.
  -- Всякое излишество есть порок.
  -- Чужие пороки у нас на глазах, а свои -- за спиной.
  -- Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем.
  -- Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной.
  -- Высшее богатство -- отсутствие жадности.
  -- Поздно быть бережливым, когда все растрачено.
  -- Кто хорошо сжился с бедностью, тот богат.
  -- Они нуждаются, обладая богатством, а это самый тяжкий вид нищеты.
  -- Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого.
  -- Деньгами надо управлять, а не служить им.
  -- Высшее богатство -- отсутствие прихотей.
  -- Худший из недугов -- быть привязанным к своим недугам.
  -- Пока мы откладываем жизнь, она проходит.
  -- Скупость благородна только в расходовании времени.
  -- И старость полна наслаждений, если только уметь ею пользоваться.
  -- Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы го продолжительной жизни, кроме возраста.
  -- Смерть мудреца есть смерть без страха смерти.
  -- Глупо умирать из страха перед смертью.
  -- До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.
  

Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 г. до н. э. -- 65 г. н.э.).

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011