ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Начальники не учили, а беспощадно наказывали подчиненных"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Слепое исполнение мельчайших указаний начальства стало считаться в армии верхом воинской добродетели, а отсутствие приказаний на данный случай - законной причиной полного бездействия...


  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html

   0x01 graphic
  

"Вахт-парад Кавалергардского полка перед Зимним дворцом"

Художник Садовников Василий Семенович (1800-1879)

Анатолий Каменев

"НАЧАЛЬНИКИ НЕ УЧИЛИ, А БЕСПОЩАДНО НАКАЗЫВАЛИ ПОДЧИНЕННЫХ"...

  

Слепое исполнение мельчайших указаний начальства стало счи­таться в армии верхом воинской добродетели, а отсутствие приказаний на данный случай - законной причиной полного бездействия...

"ЧП" В АРТПОЛКУ

  
  

Стрельба прямой наводкой

   Стрельбы в артиллерии являются важнейшим упражнением в боевой подготовке войск.
   Они являются реальным показателем той обученности, которой достигли войска за истекший период.
   К стрельбам готовятся в полку все, но более всего, конечно, стреляющие.
   Вначале отрабатываются стрельбы из одиночных орудий, потом организуются взводные, а следом за ними - батарейные, дивизионные и полковые стрельбы.
   Но основа коллективной стрельбы все же закладывается артстрелковой подготовкой расчета.
  
   *
   В зависимости от типа орудия, стрельба подразделяется на два вида: с закрытых огневых позиций и прямой наводкой. Так, к примеру, противотанковые орудия стреляют прямой наводкой, а гаубицы, преимущественно, с закрытых огневых позиций.
   Однако, учитывая боевой опыт, гаубичные расчеты тоже учат стрелять прямой наводкой.
   Во время боя нередко возникает необходимость выводить гаубицы на прямую наводку и стрелять из этих орудий по наступающим танкам и БМП противника.
   *
  
   Боевые стрельбы расчета всегда готовятся тщательно.
   Им предшествует военно-инженерная подготовка, связанная с оборудованием огневой позиции. Далее тренируется на слаженность расчет. После этого отрабатываются разного рода вводные, связанные с внезапным нападением противника, сменой огневой позиции, взаимозаменяемостью и действия в составе сокращенного расчета.
   Следом идет стрельба холостыми зарядами и только после них наступает ответственный момент - боевая стрельба.
   *
  
   В день стрельбы из одиночных орудий все было, как обычно.
   Легкая суета, волнение стреляющих, приподнятое настроение у всех остальных.
  
   Стреляли прямой наводкой по макету танка.
   Стреляющими были командиры орудий, сержанты.
   До этого они успешно отстрелялись с закрытых огневых позиций и уже чувствовали себя уверенными.
   Но волнение все же не оставляло их, что заметно было по некоторой скованности, излишней нервозности и другим внешним проявлениям.
   *
  
   К моменту "ЧП" отстрелялись пятеро командиров расчетов.
   И вот наступил черед шестого.
  
   Глядя в бинокль, командир расчета уверенно скомандовал установки для стрельбы.
   Расчет навел орудие в цель.
   Заряжающий дослал патрон в патронник.
   Прозвучала команда для стрельбы и раздался выстрел...
   *
  
   Выстрел этот надолго запомнился в полку и его последствия очень сильно сказались на всей последующей боевой учебе.
  
   Снаряд, пушенный из орудия, разорвался в непосредственной близости от орудия.
   Произошло это по вине наводчика, который, ошибся в установке и придал стволу угол склонения.
   Снаряд, вместо того, чтобы лететь по малой навесной траектории, был направлен в землю, как говорится, под самые ноги орудия.
  
   Стреляющий сержант, нарушив инструкцию, наблюдал в бинокль за полетом снаряда в метре от защитного щита орудия.
   Находись он за щитовым прикрытием, он был бы защищен от сколков разорвавшегося снаряда, но, выйдя из-за него, подставил себя им.
   Сержант был убит наповал донной частью мощного снаряда...
   *
  
   Стрельбу тотчас прекратили...
   Следом за этим событием в полк нагрянули всяческие комиссии из дивизии и штаба округа.
  
   Помимо проверяющих из отдела боевой подготовки прибыли тыловики, медики, политработники.
   Внушительный десант в полк направила военная прокуратура.
   Из службы войск прибыли офицеры, которые не оставили без своего внимания ни одного уголка военного городка и ни одного приказа по полку.
   Все чего-то искали...
  
   *
   Казалось, факт несчастного случая на стрельбе очевиден.
   Организация стрельб была выполнена строго по инструкции.
  
   Все должностные лица обязанности свои исполнили в должной мере: обучили, научили, тренировали, предупреждали об опасности, категорически запрещали нарушать правила безопасности.
   Орудие было в исправном состоянии. Все приборы и оборудование были в надлежащем виде.
  
   И только два человека в расчете были, действительно, виновны: наводчик, который придал угол склонения орудию, и командир орудия, нарушивший требования безопасности при стрельбе.
   *

0x01 graphic

  

Россия.

Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы. 1860г..

Художник Перов Василий Григорьевич(1834-1882)

Система: "найди крайнего"...

   Но такова уж наша Система Возложения Ответственности, которая ищет не виновного, а "крайнего", т.е., так называемого, "козла отпущения".
   Причем, в это "козлиное стадо" попадают не только виновные, но и все те, которые подпадают под раздачу наказаний.
  
   *
  
   При такой Системе важно быстро найти "ответчика", возложив на него не только ответственность за происшедшее, но и подведя солидную базу под категории "безответственность", "уклонение от исполнения служебных обязанностей", подкрепив все это ссылками на упущения в политической подготовке и воспитании личного состава.
  
   Вот почему лихорадочно собирается компромат на то должностное лицо, которое выбрано в качестве отвечающего.
   Десятки людей для этого озабоченно трутся в казармах, листают кипы документов, опрашивают массу людей и с упоением хватаются за каждую шероховатость в службе, быте, обеспечении войск, деятельности должностных лиц.
   Случается так, что об истинном виновнике даже забывают, так как на горизонте мелькают фигуры покрупнее, чем какой-то виновник "ЧП".
  
   *
   Так было и на этот раз.
  
   Наводчик, истинный виновник происшедшего, отделался легким испугом.
   Пострадали командир взвода и батареи. Но и их наказание было довольно мягким.
   Основной удар пришелся на командира дивизиона.
   На полкового начальника не замахнулись, но нервы ему помотали тоже изрядно.
   *
  
   А вот командир дивизиона был лучшей кандидатурой на звание ответчика.
   Фигура в полку заметная.
   Должность вполне приличная.
   Да и хозяйство немалое - в нем можно накопать все, что угодно.
  
   И, накопали изрядно все проверяющие: служба войск нашла упущения в исполнении уставов и приказов командующего; тыловики обнаружили лишнее обмундирование и неучтенное имущество; политработники в конспектах солдат и сержантов обнаружили непозволительные рисунки и сомнительного рода стишки.
  
   Совместными усилиями проверяющих была составлена докладная записка на имя командующего войсками, в которой положение дел в дивизионе рисовалось лишь в черных тонах, а сам командир дивизиона характеризовался как недобросовестный офицер и безответственный командир, который "самоустранился от руководства боевой и политической подготовкой личного состава" и совершенно перестал интересоваться делами службы.
  
   На самом деле, этот командир дивизиона ничем не отличался от других: исполнял, все, что положено, от дел службы не уклонялся, и по своим качествам был весьма неплохим офицером.
  
   Но, на его беду, в дивизионе произошло "ЧП" и надо было срочно найти виновного достаточного ранга, чтобы успокоить окружное начальство. Командир полка был слишком большой фигурой и в качестве ответчика мог наделать много шума.
   Командир дивизиона был фигурой помельче, да и шуму вокруг него не должно быть большого.
   Так и произошло.
  
   Никто в полку не шумел и не возмущался вопиющей несправедливостью.
   Лишь в курилке слышались недовольные голоса, но и они быстро смолкали, как только рядом появлялись посторонние люди.
  
   Бедного командира дивизиона понизили в должности и без лишних разговоров перевели в другую воинскую часть.
  
  

0x01 graphic

  

Портрет великого князя Константина Павловича. 1802г.

Художник Орловский Александр Осипович (1777-1832)

  

"Извините, господа, погорячился"...

  
   Много лет спустя, изучая историю русского офицерства, я наткнулся на весьма интересный и поучительный пример того, как в Русской Армии офицеры защищали друг друга, невзирая на титул того лица, от которого исходила несправедливость.
  
   В 1813 году, вскоре после Кульмского сражения, на одном из переходов цесаревич Константин нагнал колонну кавалергардов и увидел, что полковник В. Каблуков едет в строю вопреки уставу в фуражке, а не в каске.
   Возмущенный брат императора подскакал к Каблукову, сорвал фуражку и, наговорив дерзостей, двинулся дальше.
  
   А между тем полковнику, раненому под Аустерлицем тремя сабельными ударами в голову и двумя штыковыми в бок, приказом по полку разрешалось носить в строю фуражку.
  
   Вечером на привале полковник Каблуков объявил однополчанам, что собирается подать рапорт об отставке.
  
  -- Все офицеры, возмущенные выходкой цесаревича, подали такие же рапорты по команде.
  -- Из солидарности к ним присоединился командир полка и шеф кавалергардов Уваров.
  
   Это известие дошло до Александра I.
  
   Через несколько дней цесаревич проводил смотр в полку.
   После смотра он собрал офицеров полка и признал себя виновным в нанесении незаслуженной обиды доблестному полковнику и просил извинить нанесенную обиду.
  
   "А если, - добавил Константин Павлович, - кто-нибудь из офицеров останется недоволен, то я согласен дать каждому личную сатисфакцию".
  
   Конечно, победителем из этого конфликта вышел не только Каблуков, но и все офицеры полка.
   Каждый из кавалергардов ясно понимал, что не вступись он за своего товарища, завтра может сам оказаться жертвой подобных оскорблений.
  
   *
  
   В моей служебной практике мало было случаев, подобных тому, который произошел в 1813 году.
   А поводов для подобной реакции было предостаточно...
  
   В последующем я попытаюсь ответить на вопрос: почему в нашем российском офицере нет духа истинного товарищества.
  

0x01 graphic

  

Россия. Приехали.

Художник Ковалевский Павел Осипович (1843-1903)

  

У семи нянек

  
   Для артполка "ЧП" на полигоне мело неприятное продолжение.
  
   С этой поры все боевые стрельбы начинались и заканчивались под неусыпным контролем дивизионного и окружного начальства.
  
   Приезжающие в полк начальники не учили, а инспектировали, не воспитывали, а мотали нервы, не помогали, а мешали полковым офицерам.
  
   Эта чрезмерна опека нужна была лишь для того, чтобы в случае какого-либо происшествия прикрыться ссылками на то, как основательно командование дивизии и округа работают в войсках, чтобы вновь найти того "стрелочника", на которого следовало свалить всю вину за происшедшее.
   *
  
   Есть хорошая поговорка, которая гласит: "У семи нянек дитя без глаза".
   Поговорка эта, как нельзя лучше подходит и к данному случаю.
  
   Десятки людей суетятся вокруг дела не для пользы его, а ради формального исполнения указания старшего начальника.
   Формализм и казенщина губят любое живое дело.
  
   Кроме того, что посторонние люди мешают непосредственным исполнителям, они еще воспитывают психологию иждивенчества и губят на корню инициативу, самостоятельность и ответственность должностных лиц.
  

0x01 graphic

  

Фридрих II играет на флейте.

Фрагмент картины Адольфа фон Менцеля

Палка капрала и пуля неприятеля

  
   Фридриха Второго все же несправедливо называют великим.
   "Величие" его заключается лишь в том, что маленькую Пруссию он сделал большим и сильным государством.
  
   Но Фридрих был не мудр, не прозорлив и не велик тогда, когда добился того, что палку капрала его солдаты боялись пуще пули неприятеля.
   И самый большой грех его заключался в том, что путем мелочного контроля, педантизма он вытравил из офицерского корпуса всякое стремление к инициативе и самостоятельности.
   *
  
   Для убедительности приведем извлечения из прекрасного труда русского генерала Н. Морозова под названием "Прусская армия эпохи Йенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения. (СП б., 1912):
  
   "Блеск побед гениального короля в Семилетнюю войну совершенно ослепил умы современников; прусская армия стала считаться первой в Европе; на ее ученья и маневры ежегодно сотнями съезжались смотреть иностранцы и не было предела восторгам и удивлению посторонних наблюдателей перед выучкой и искусством маневрирования прусских войск".
  
   Но вот именно эта-то блестящая внешняя выучка и яви­лась впоследствии одной из причин быстрого упадка прусской армии, справедливо замечает автор.
  
   Французский офицер, посетивший Пруссию в эту эпоху, приглядевшись к манере короля все делать самому, вникая во все мелочи управления и обезличивая своих сотрудников, писал следующие знаменательные слова:
  
   "Король непременно делает все сам, его министры ровно ничего не значат и им, как и генералам, не достает самостоятельности и одушевления. Кажется, что король, делающий так мало для их подготовки, ведет свое государство к пропасти, на краю ко­торой оно очутится тотчас после его смерти".
  
   Суровый гнет короля, его мелочность и обезличение подчиненных гибельно отразились на командном составе армии, вытравив в нем всякие следы инициативы и самостоятель­ности.
  
   Не давая самостоятельности своим сотрудникам и не имея времени лично вникать в подбор командного состава, король стал оценивать начальников по внешности частей, требуя блестящей строевой и тактической выучки, не обращая внимания на личные достоинства начальников, - их характер и знания.
  
   Чтобы смотр сошел гладко, стали вперед все расписы­вать, точно указывая каждому исполнителю, что и когда он должен делать.
  
   Создался форменный тактический шаблон наступления, отступления, обороны, строго регламентированный указаниями начальства, и подчиненным оставалось только точно и слепо исполнять без всякой мысли то, что за них уже было обдумано и предписано к неуклонному исполнению сверху.
  
   Внешность от этого, конечно, сильно выиграла в красоте и стройности исполнения, зато прусские генералы и офицеры разучились думать и что-либо делать без указки сверху.
  
   Слепое исполнение мельчайших указаний начальства стало счи­таться в армии верхом воинской добродетели, а отсутствие приказаний на данный случай - законной причиной полного бездействия.
  
  
   Естественно, что при таком духовном и умственном гнете истинные военные люди с характером и инициативой не могли ужиться в рядах армии.
  
   0x01 graphic
  
   Блюхер Гебхард Леберехт фон, князь Вальштадский (16 декабря 1742 -- 12 сентября 1819) -- прусский фельдмаршал, победитель при Ватерлоо
  
   Недаром, знаменитый Блюхер, впоследствии герой и душа войны за освобождение Германии, в эту эпоху подал в отставку, заявив, что, расходясь с королем в убеждениях, он не может продолжать служить.
   "Ротмистр фон Блюхер может убираться к черту", гла­сила короткая резолюция короля.
  
   В это же время ушел в отставку и Иорк, впоследствии смелый инициатор Таурогенской конвенции, решивший без ведома короля переход Пруссии на сторону России и войну за освобождение Германии.
  
   Впал в немилость даже знаменитый Зейдлиц за свое желание обучать конницу лихим атакам, а не парадным кунштюкам и без­упречной стройности эволюций.
  
   В рядах армии остались лишь те, кто смог подавить в себе всякий собственный живой взгляд, всякую самостоятельность смысла, кто мог всецело погрузиться в тщательное соблюдение пунктиков устава, обратившись в слепое орудие в руках высшего начальника.
  
   Со смертью короля положение дел усугубилось: свои шаблоны появились почти у каждого генерала.
   В прусской армии создалась атмосфера, невыно­симая для подчиненных с самостоятельными, твердыми ха­рактерами и как нельзя более благоприятная для лиц, не твердых в чувстве долга, - уверенных в своей безнаказан­ности, - и для лиц произвола, не допускавших и тени само­стоятельной мысли у своих подчиненных, а одновременно готовых исполнять самое абсурдное, самое незаконное и вред­ное для дела требование старшего начальника.
  
   Итог такой политики - поражение Пруссии в сражении под Йеной в 1806 г. от французов и потеря ею государственной самостоятельности на долгие семь лет.
  
   0x01 graphic
  

Россия. Проводы начальника.

Художник Юшанов Алексей Лукич (1840-1866)

Ложные утверждения и их последствия

   В наших вооруженных силах (советских и нынешних) старшие командиры и начальники все время подрывают самостоятельность и инициативу подчиненных.
  
   Нет более ложного утверждения, что дисциплина и исполнительность несовместимы с инициативой и самостоятельностью.
  
   Действительно, ровная настойчивость необходима для достижения начальником исполнения его целесообразных, законных требований, то, с другой стороны, является весьма опасным впадение в крайность, при которой, постоянно замещая волю исполнителей своею собственной и добиваясь пассивного повиновения, можно совершенно заглушить их самостоятельность и инициативу.
  
   Это - крупная ошибка, которой многие командиры и начальники не мало грешны.
  
   Способность разумного выбора того, что лучше, в области как умственной, так и нравственной, развивается только тогда, когда выбирающему предоставлено известное поле для свободной деятельности.
  
   В области же воли, где все основано на самостоятельных решениях, эта разумная свобода в действиях является настолько необходимым условием воспитания, что, при отсутствии или недостаточности ее, результаты этого воспитания будут как раз обратными: мы воспитываем людей безвольных.
  
   Психологически, этот воспитательный процесс, обращающийся на самовоспитательный, очень прост: при каждом самостоятельном, ответственном решении, если мотивом не является страх начальства, борются в душе долг и страх неудачи (иногда - страх за подчиненных); побеждая же последний и приобретая привычку побеждать его, мы тем самым непосредственно готовим себя к тому, что придется делать на войне - побеждать страх.
  
   Отсюда - капитальное значение, по существу, развития самостоятельности еще в мирное время, всем направлениям военной системы.
   *
  
   У нас же, зачастую, побеждает страх перед начальством.
  
   Выходит, что до сих пор многие командиры и начальники до сих пор исповедуют пропахший гнилью принцип Фридриха: "пусть пуще всего подчиненный боится палки капрала, нежели пули неприятеля"...
   Как это печально, грустно и опасно!
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  

Опасные смены министров обороны

(фрагменты из моей книги)

  
   Нарком Ворошилов был снят с занимаемого поста и вместо него на этот пост был поставлен С.Т. Тимошенко (1895-1970), а с января 1941 года на пост начальника Генерального штаба был назначен Г.К. Жуков (1896-1974).
   *
   Год, отделявший страну от большой войны, конечно, не про­шел бесследно, но что-либо кардинально изменить уже не мог.
   Война с Финляндией вызвала растерянность Сталина. Помимо слабости нашей армии и ее командного состава он увидел последствия массовых репрессий среди военных. И, тем не менее, деятельность С.К. Тимошенко была оценена в высшей степени положительно: кроме звания Героя Советско­го Союза ему было присвоено звание маршала и принято ре­шение о назначении наркомом обороны.
   Вызванному на заседание Политбюро Тимошенко Сталин сказал:
  
   "Война с финнами показала слабость в подготовке ко­мандных кадров и резкое снижение дисциплины в войсках. Все это произошло при товарище Ворошилове. И теперь ему будет трудно в короткие сроки выправить эти крупные вопро­сы. А время нас поджимает: в Европе Гитлер развязал войну. Политбюро решило заменить товарища Ворошилова другим лицом и остановилось на вас".
  
   Тимошенко стал отказываться, ссылаясь на то, что у не­го нет нужных знаний и государственной мудрости для рабо­ты на таком высоком и ответственном посту. Говорил он и о том, что он едва ли достоин заменить товарища Ворошилова, которого не только армия, но и весь народ хорошо знает и любит.
  
   "Все это верно, - сказал Сталин. - Но народ не знает, что у товарища Ворошилова не хватает твердости. А сейчас твер­дость особенно нужна во всем. У вас она есть. Беритесь преж­де всего за дисциплину и подготовку кадров. А насчет госу­дарственной мудрости - это дело наживное. Где нужно - мы вам поможем".
  
   Известный писатель В. Карпов стал свидетелем того, как подобная "твердость" проводилась в жизнь в воспитании и обучении курсантов.
   Об этом он говорит следующее:
  
   "Я в те годы уже служил в Красной Армии - в сентябре 1939 года поступил в Ташкентское пехотное училище имени Ленина. Хорошо помню те изменения, которые произошли в боевой подготовке после издания этого приказа. Армейская жизнь с ее регламентированным порядком во всем всегда бы­ла нелегкой, и после издания этого приказа в армии начались такие трудности, вспоминая которые сегодня, я думаю: как же мы все это могли выносить? Приказ Тимошенко не только вы­полнялся от буквы до буквы, но строгие контролеры и прове­ряющие при выезде в части беспощадно наказывали команди­ров, которые, как им казалось, в чем-то недовыполняли требо­вания наркома. И командиры, как это часто бывает в армии, опасаясь за свою репутацию, в чем-то и за свою карьеру, настолько повышали требовательность, что она порой стано­вилась просто невыносимой.
   Принцип учить на трудностях выполнялся в максимально усложненных условиях. Как только начинался дождь, немедлен­но объявлялась боевая тревога и нас выводили в поле на уче­ние. И под дождем, в грязи, без горячей пищи, на концентратах, которые нам выдавали, мы проводили несколько суток. Копали траншеи в ограниченные сроки, была жесточайшая норма време­ни, за которую надо было отрыть окоп полного профиля. Затем эту оборону оставляли и совершали продолжительные марши. Я участвовал даже в стокилометровом марше, это была настоящая пытка. Как известно по уставу, суточный переход не должен превышать 40-45 километров. Нетрудно представить, что значит совершить за сутки стокилометровый марш в условиях средне­азиатской жары, под палящим солнцем, когда и обычный-то марш дается очень тяжело.
   Дисциплина была доведена до крайней педантичности, за опоздание из увольнения на 15 - 20 минут красноармейцев отда­вали под суд. Помню, однажды на учениях двое курсантов из нашего училища, утомленные до изнеможения, сорвали по веточ­ке винограда... Тут же, через час, состоялось заседание три­бунала... Курсантам дали по шесть лет".
  
  

Полезные мысли на каждый день

  -- Недостаточно только иметь хороший разум, но главное - это хорошо применять его. (Р.Декарт).
  -- Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. (Т.Эдисон).
  -- Боясь собственной тени и собственного невежества, не расставайся с надежным и верным основанием. (Платон).
  -- Доказательства ценятся по качеству, а не по количеству. (Латинская пословица).
  -- Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. (И.Кант).
  -- Научное исследование - это искусство, а правила в искусстве, если они слишком жестки, приносят больше вреда, чем пользы. (Д.Томсон)
  -- В умозаключении по аналогии мы из того, что вещи известного рода обладают известными свойствами, заключаем, что и другие вещи этого рода также обладают этим свойством. (Гегель).
  -- В науке задача, надлежащим образом поставленная, более чем наполовину решена. Процесс умственной подготовки, необходимый для выяснения того, что существует определенная задача, часто отнимает больше времени, чем само решение задачи. (А.Саади)
  -- Утверждение закона возможно только при помощи выводы из него следствий, без него невозможных и неожиданных, и оправдания тех следствий в опытной проверке. (Д.Менделеев).
  -- Никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории. (А.Эйнштейн).
  -- Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории - пустые потуги. (И.Павлов).
  -- И как в доказательствах необходимо выведение заключений, так и в определениях - ясность. (Аристотель).
  -- Чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции. Так, например, существует масса дефиниций жизни, государства и т.д. (Гелель).
  -- Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. (К.Ушинский).
  -- Должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем развитии ума. (Демокрит).
  -- Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует. (М.Монтень).
  -- Пусть рассудок, говорит Эпихарм, все видит и все слышит; только он умеет обратить решительно все на пользу себе, только он располагает всем по своему усмотрению, только он действительно деятелен - он господствует над всем и царит; все прочее слепо, бездушно. (М.Монтень).
  -- Чем плодовитее поле, тем обильнее оно производит и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. (Я.Коменский).
  -- Скудные умом встречаются так же редко, как и природные калеки. (Я.Коменский).
  -- ...Прав был Сенека, говоря: "Сперва учись хорошим нравам, а потом мудрости, которая без хороших нравов усваивается плохо", и Цицерон: "Нравственная философия подготавливает умы для восприятия посева". (Я.Коменский).
  -- ...Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрыть способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника текли ручейки (знания), подобно тому, как из почек вырастают листья, цветы, плоды... (Я.Коменский).
  -- Принужденный учиться сам по себе, он пользуется своим разумом, а не чужим; ибо кто не хочет уступать людскому мнению, тот не должен уступать и авторитету; а большая часть наших заблуждений зарождается не в нас самих, а переходит к нам от других. (Ж.-Ж.Руссо).
  -- ...Цель моя - не знание дать ему, но научить его приобретать в случае нужды, это знание, ценить как раз во столько, сколько оно стоит, и любить истину выше всего. (Ж.-Ж.Руссо).
  -- Чтобы узнать людей, нужно видеть их действующими....Даже самые слова их помогают оценивать их; сравнивая то, что они делают, с тем, что они говорят. мы видим сразу, что они такое и чем хотят казаться; чем более они маскируются, тем лучше их узнают. (Ж.-Ж.Руссо).
  -- Ум и таланты у людей всегда есть продукт их стремлений и их особого положения. Наука о воспитании сводится, может быть, к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило бы их приобрести желанные таланты и добродетели. (К.Гельвеций).
  -- Глупость и гениальность занимают два противоположных конца шкалы человеческого ума. (Д.Дидро).
  -- Человек, не знающий ничего, может научиться; дело только в том, чтобы зажечь в нем желание учиться. (Д.Дидро).
  -- Тонкая наблюдательность, обостренность органов чувств, внимательное и продуктивное слушание уже сами по себе не могут иметь место без общего развития и умения владеть собой. (А.Дистервег).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Карпов В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира // Знамя. - 1989. - N11. - С. 83.
   Имеется в виду приказ НКО на лето 1940 г.
   Карпов В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мирах // Знамя. - 1989. - N11. - С. 106
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012