ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Наложила оковы на даровитых офицеров, изгнали их отовсюду"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Наложила оковы на даровитых офицеров,

изгнали их отовсюду"...

  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  

0x01 graphic

  

Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена.

С. Тончи.

  
  
   Из кн. Н. Морозова
  -- Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений. Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плац-парада. -- Вильна: Электро­типография "Русский почин", 1909. - С. 1-47, 71-127.
  

РУССКАЯ АРМИИЯ ЭПОХИ "ПЛАЦ-ПАРАДА"

   Для характеристики того направления, которому суждено было заменить в русской армии Екатерининскую систему вос­питания и обучения войск, которому суждено было изгнать из русской армии Суворовскую "науку побеждать", для характе­ристики тех лиц, которым суждено было впоследствии сменить в нашей армии орлов-сподвижников Великой Государыни.
  
   По­зволю себе привести следующую выписку из статьи известно­го знатока эпохи Мих. Соколовского (Журнал "Война и мир", 1907 г. К истории плацпарадного режима в нашей армии ):
  
   "Сейчас же по вступле­нии на престол Императора Павла I, сто тридцать два "Гатчин­ских офицера", получивших за свое пристрастие к идеальному исполнению всех законоположений о форме одежды эпитет "ремешковых", были переведены в ряды гвардии.
   В русской военной жизни начался период вахтпарада, началось экзерцир-гаузное направление. При нашей же инертности отголосок этого направления слышался еще очень недавно, когда, по словам профессора Лебедева, можно было еще встретить уцелевших "антиков", которые любили двигать целые дивизии в ящике, т.е. в порядке, где вся дивизия занимала 125 шагов по фронту и 160 шагов в глубину, и требовали, чтобы 12 батальонов шли в ногу и равнялись, как графленые рапорты".
  
   "Профессор Лебе­дев, -- замечает Соколовский, -- писал свои строчки 30 лет назад, но, увы, фронтовая ржавчина въедается весьма сильно, и нужно еще много потратить и наждаку, и... чернил, чтобы очи­стить эту вредную ржавчину".
  
   "Гатчинские" офицеры дали начало тем "подтягивателям", которых фельдмаршал Барклай де Толли остроумно называл "driller-meister"ами.
  
   Они были лишены самого главного в об­разовании военного человека -- боевого опыта, они, выражаясь вульгарно, не нюхали пороху и, несмотря на многочисленные войны, которые пришлось вести России в первую половину царствования Александра I, проявили себя на бранном поле весьма слабо, так что при возникновении в 1852 г. мысли об увековечении имен "гатчинцев", павших в сражениях, из 132 человек набралось только двое -- Сукин и Палицын.
  
   Зато "гатчинцы" ввели вахтпарад, ввели муштру, ввели но­вые предметы в русском обмундировании, которые Суворов называл "пустокрашениями".
  
   <...>
  
   Странную картину представляли эти войска, не числившие­ся ни в одном из списков русской армии, с которой они и не имели ничего общего. По своему обмундированию, обучению, уставам, наконец, даже понятиям и взглядам они представляли точную копию прусских войск и, резко отличаясь от остальной армии, служили предметом общих насмешек.
  
   0x01 graphic
  
   Следующую картину этих войск рисует современник:
  
   "Тактика прусская и покрой их военной одежды составляли душу сего воинства; служба вся полагалась в присаленной го­лове, сколь возможно больше, коротенькой трости, непомерной величины шляпе, натянутых сапогах, выше колена, и перчатках, закрывающих локти.
   Въезжая в Гатчину, казалось, въезжаешь в прусское владе­ние. При разводах его высочество наблюдал тот же точно по­рядок, какой наблюдался и в Потсдаме во времена Фридриха II.
   Здесь можно было заметить повторение некоторых анекдо­тов сего прусского короля с некоторыми прибавлениями, кото­рые сему Государю никогда бы в мысль не пришли; так, напри­мер, Фридрих II во время Семилетней войны одному из полков своих в наказание оказанной им робости велел отпороть тесь­му с их шляп. Подражатель Гатчинский одному из своих бата­льонов за неточное исполнение его воли велел сорвать петли­цы с их рукавов и провести в пример другим через кухню в их жилище.
   Запальчивость Наследника сказывалась на всех учениях: за ничто офицеров сажал под стражу, лишал чинов, помещая в рядовые, и потом толикая ж малость приводила их опять в милость" (Шильдер).
  
   Ежегодно весной и осенью производились маневры, руково­димые Цесаревичем, те маневры, про которые современник вы­разился, что они "скудны в стратегии, жалки в тактике и ни­куда не годны в практике".
  
   Сам Цесаревич (Павел - А.К .), кроме того, ежедневно присутствовал при вахтпараде и также при экзекуциях, когда они случались.
  
   Вообще, служба в гатчинских войсках для человека сколь­ко-нибудь развитого была невыносимо тягостна своей убийствен­но бесцельной муштрой, своими до педантизма мелочными тре­бованиями, ежедневными продолжительными строевыми уче­ниями и парадами. Особенно же усугублялась тягость службы невыносимо оскорбительным обращением Цесаревича с под­чиненными.
  
   Малейшая неисправность, малейшее противоречие выводи­ли его из себя и доводили до бешенства; тамошние офицеры не были гарантированы даже от побоев, а брань и всевозмож­ные оскорбления сыпались на них беспрестанно.
  
   Неудивительно, что при таких условиях службы Гатчинский отряд не мог похвастаться качеством своих офицеров.
  
   Вот как характеризует их один из современников:
  
   "Это были по большей части люди грубые, совсем необразо­ванные, -- сор нашей армии; выгнанные из полков за дурное поведение, пьянство или трусость, эти люди находили себе убе­жище в гатчинских батальонах и там, добровольно обратясь в машины, без всякого неудовольствия переносили всякий день от наследника брань, а может быть, иногда и побои.
   Между сими подлыми людьми были и чрезвычайно злые.
   Из гатчин­ских болот своих они смотрели с завистью на счастливцев, кои смело и гордо шли по дороге почестей.
   Когда, наконец, счастье им также улыбнулось, они закипели местью, разъезжая по пол­кам, везде искали жертв".
  
   Вот каковы были новые инструкторы русской армии!
  
   Перевод гатчинцев в гвардию при вступлении на престол Императора Павла I произвел потрясающее впечатление.
  
   "С какой печалью, -- пишет Комаровский, -- должны мы были считать их своими товарищами. Иначе и быть не могло, ибо эти новые товарищи были не только без всякого воспита­ния, но многие из них развратного поведения; некоторые даже ходили по кабакам, так что гвардейские наши солдаты гнушались быть у них под командою" (Шильдер).
  
   В тесную товарищескую среду полков того времени гатчинцы не замедлили внести излюбленные ими кляузы и доно­сы, за что заслужили всеобщую ненависть и презрение.
  
   <...>
  
   Как выше было отмечено, Аракчеев являлся не исключени­ем, а правилом среди гатчинцев, а нелюбовь всех вообще гат­чинцев к пороховому дыму резко сказалась в эпоху наполеоновских войн.
  
   Весьма характерен с этой точки зрения и следу­ющий факт, приводимый Волконским в своих записках.
   Буду­чи послан Главнокомандующим во время Фридландского сра­жения в город посмотреть с ратуши расположение французов, князь поехал туда с английским генералом Гутчинсоном.
  
   "При­быв к ратуше, -- пишет Волконский, -- не могу я утаить, что при входе в нижние комнаты оной я встречен был зрелищем весьма неожиданным и стыдным для русского имени, особенно ввиду иностранца; комната была наполнена двумя генералами и многими штаб- и обер-офицерами, неранеными, отлучившими­ся от своих мест в позиции; утаю имена двух генералов, но мимоходом скажу, что эти два генерала были из числа тех, что у нас называются "скороспелками Гатчинского Павловского времени"" (Записки С.Г. Волконского (декабриста).
  
   Таким образом, гатчинцы дали русской армии новый тип генерала: грозного для своих подчиненных, приятного и жела­тельного врагу.
  
   Недаром, по мнению Растопчина, Цесаревич был окружен людьми, из которых наиболее честный заслуживал быть коле­сованным без суда.
  
   Однако, к несчастью русской армии, гатчинцы не только не подверглись подобной участи, а еще сделались в войсках руко­водителями и воспитателями, оставившими после себя целый букет своих "достойных" учеников.
  
   Екатерина долгое время не обращала внимания на затеи сына, считая весь его отряд одной забавой, а его самого ни на что не способным простачком.
  
   Перед смертью она, однако, спохватилась, но было уже по­здно, и только глубокая скорбь Великой Императрицы, и тяже­лое предчувствие вылились в ее словах:
  
   "Вижу, в какие руки попадёт империя после моей смерти!
   Из нас сделают провин­цию, зависящую от воли Пруссии!
   Мне больно было бы, если бы моя смерть, подобно смерти Елизаветы, послужила знаком изменения всей системы русской политики".
  
   Великая Государыня, к несчастью, не ошиблась.
   Вступление на престол Павла ознаменовалось действительно полным пово­ротом в жизни России.
   Больше же всего досталось армии от целого ряда реформ, напомнивших ей ненавистных голштинцев Петра III.
  

Реформы Императора Павла I

  
   Прежде всего, армия получила новую форму, крайне неудоб­ную и оскорбительную для ее самолюбия, -- форму ненавиди­мых и презираемых ею пруссаков.
  
   Впечатление, произведенное на армию новой формой, прекрасно выражается известными словами Суворова: "Пудра -- не порох, букли -- не пушки, косы -- не тесаки, мы -- русские, а не пруссаки".
  
   Далее был введен с превеликим трудом добытый прусский устав, который тот же Суворов назвал "немороссийским пере­водом рукописи, изъеденной мышами и двадцать лет тому на­зад найденной в развалинах старого замка", намекая на его отсталость.
  
   Устав гласил, что главная сила пехоты заключает­ся "в правильном держании ружья" и что "для солдата всего нужнее умение хорошо маршировать".
  
   Но самая отрицательная сторона устава заключалась не в его взглядах на обучение -- это было бы еще полбеды.
  
   Вся беда заключалась во внедрении в армию новых понятий и взглядов на воспитание.
  
   Начиная с Петра I, наша система обучения и воспитания войск основывалась на глубоко правильном психологическом прин­ципе "доверия" к силам и усердию исполнителей.
  
   Новый ус­тав краеугольным камнем поставил полное недоверие ко всему.
  
   Вот как характеризует этот устав почтенный труд "Столе­тие военного министерства", сравнивая принципы устава 1796 г. с уставом Петра Великого:
  
   "В то время как устав Петра Вели­кого необыкновенно ярко выставляет вперед существенную сто­рону каждого дела и относится при этом с уважением к испол­нителям и большим доверием к их усердию, воздерживаясь от выражения подозрения, лености и строптивости даже в неус­певающем рекруте, устав 1796 г. считает все одинаково важ­ным, обнаруживая иногда большую строгость требований в мелочах и уклоняясь от ясных и точных определений в деле большого значения; к умению же исполнителей относится с недоверием и, мало того, не стесняется, на основании будто бы "ежедневных испытаний", указывать на леность и строптивость даже офицеров".
  
   Полное недоверие к исполнителю и подрыв доверия к соб­ственным силам, таким образом, стали символами, поведшими армию к духовному разложению, ибо может быть тверд только тот, кому доверяют, может проявлять инициативу только тот, кто уверен в своих силах.
  
   Пропустим эти ежедневные вахтпарады, где ошибка стоила ссылки, разжалования с наказанием палочными ударами, где ни за что гибли, ни за что возвышались люди, где царила марши­ровка и ружейные приемы, где замысловатые построения возво­дились в венец военного искусства.
  
   "Солдаты, сколь ни веселю, унылы и разводы скучны", -- писал по этому поводу Суворов, хорошо понимая, что жестоко­стью нельзя учить войска.
  
   **
  
  
   Как бы в насмешку над великой армией, учредили для обу­чения ее победоносных вождей тактический класс, где не ню­хавшие пороху немец Каннабих и Аракчеев читали лекции Екатерининским генералам о тактике, "которую", по словам Ермолова, "некто весьма остроумно назвал наукою о свертыва­нии планов, ибо не далее простирались сведения самих настав­ников".
  
   "Смешно было видеть, -- пишет Данилевский, -- пол­ководцев Екатерины, получавших уроки от гатчинцев, никогда не бывавших на войне; как не сказать при этом, что фельдмар­шальский жезл обратился в тамбур-мажорскую палочку".
  
   "Впрочем, -- говорит проф. Лебедев, -- с давних пор сме­лость подчас заступает место знания, и о военной науке можно сказать, что в нее, как в развалины старого храма, часто входи­ли и входят скоты и люди".
  
   "Учение, где слепые учат кривых", -- назвал Суворов этот пресловутый храм науки.
  
   Но песенка его уже была спета: после ряда выговоров и замечаний 6 февраля 1797 г. последовал Высочайший приказ:
  
   "Фельдмаршал Суворов, отнесясь к Его Императорскому Вели­честву, что так как войны нет, то ему делать нечего, за подоб­ный отзыв отставляется от службы".
  
   Затем последовала его ссылка в Кончанское под надзор полиции.
  
   Следом за ним последовал ряд ссылок его сподвижников.
   Отметим, что за 4 года 5 мес. царствования Павла за так называемое незнание служ­бы было уволено, отставлено и выкинуто со службы 7 фельд­маршалов, 363 генерала и 2156 офицеров, при армии в четыре раза меньшей, чем теперь.
  
   Как жестоко звучит при этом подоб­ный приказ:
  
   "Шт.-кап. Кирипичников разжаловывается в рядо­вые с прогнанием шпицрутенами сквозь тысячу человек раз!"
  
   Наряду с этим как сравнительно снисходителен другой при­каз:
  
   "Ген.-м. Арбенев за трусость и оставление в сражении своего полка, причем он удалился на 40 вер., исключается из службы".
  
   Каково было вообще отношение к боевым доблестям мож­но видеть из того, что знамена славного Екатеринославского полка Аракчеев на смотру назвал "Екатерининскими юбками".
  
   "Легко себе представить, -- пишет Шильдер, -- с каким негодованием должны были слушать офицеры века Екатери­ны подобные оскорбительные изречения, произнесенные чело­веком, не бывавшим никогда на войне и заявившим свою неус­трашимость и усердие на плац-парадах и во время экзекуций".
  
   **
  
   Гибельнее же всего отразилась новая система на воспита­нии армии.
  
   Прежние принципы долга и чести, личного примера начальника, обаяния личности заменились одним принципом, палкой, в том или другом виде.
  
   Не будем понимать эту палку в буквальном смысле: как таковая существовала она и в Ека­терининской армии, были и там телесные наказания, и весьма сильные, но там они существовали для обуздания преступле­ний и отнюдь не считались движущей силой армии; армия Ека­терины основала свою силу, как мы видели выше, совсем на других принципах.
  
   Во времена же Павла палка, или гораздо вернее, вообще страх наказания стал считаться движущей си­лой; в этом-то и состояло все зло новой системы.
   Если бы Павел совершенно воспретил телесные наказания, то все-таки суть и зло его системы нисколько не изменились; вреден не тот начальник, который сильно карает, а тот, кто воображает, что его подчиненные служат только из страха наказания, кто думает, что страх наказания есть единственное средство при­охотить подчиненных к службе.
  
   Вот как характеризует новую систему почтенный труд "Сто­летие Военного Министерства":
  
   "Русскую армию, ни в чем не повинную, стали истязать по правилам немецкой муштры. Все, начиная с младшего офицера до старшего генерала, чувствова­ли гнет бесправия.
   Грубость и унижение личности стали обычным явлением.
   Обращение старших с младшими, особенно с нижними чинами, сделалось жестоким.
   Аракчеев вырывал усы и бил на учениях палками в присутствии Государя, и этому примеру стали под­ражать другие, выражая тем усердие к службе.
   Требовалось безусловное повиновение; всякий личный почин был убит".
  
   Неудивительно, что истинная дисциплина, основанная на долге и уважении к начальнику, с этого времени стала быстро улету­чиваться из армии, и место благоговейного отношения подчи­ненного к начальнику заняли насмешки и глумление унижен­ных и оскорбленных подчиненных над личностью начальника, сделавшегося им совершенно чуждым.
  
   "Внешняя дисциплина процветала, но внутренняя никогда так не была поколеблена, как во времена строгостей Павла I.
   К этому печальному результату вели: 1) незаслуженное униже­ние выдающихся деятелей и 2) отсутствие меры в награжде­нии бездарностей, случайно чем-либо угодивших Императору".
  
   Но вот кончилось это беспримерное по своей жестокости царствование; воспрянула надежда, что вновь вернутся слав­ные времена Екатерины.
  
   **
  

0x01 graphic

  

Военный режим в первую половину царствования Императора Александра I

   С какой радостью, восторгом пишет современник при вступ­лении на престол Императора Александра I:
  
   "После четырех лет воскресает Екатерина в прекрасном юноше. Чадо ее сердца, милый внук ее, возвещает манифестом, что возвратит нам ее времена" (Шильдер).
  
   Действительно, все исключенные и отставленные деятели Екатерининского царствования были вновь определены на служ­бу, и их трудами и талантами армия прославила себя в наполе­оновские войны, но в остальном новое царствование явилось по своим взглядам продолжением предыдущего, без его жестокостей.
  
   О возврате же к славному старому с той поры не было и помину.
  
   "Вахтпарад Павловского времени остался и при Александ­ре.
   К Екатерининским деятелям юный Император относился вообще крайне недружелюбно.
   Гатчинские традиции оставили в нем такой глубокий след, что он не любил даже, когда вспо­минали при нем о царствовании Екатерины".
  
   И уже среди первоначального, всеобщего, чисто ребяческого восторга во дни воцарения нового Императора раздавались не­довольные голоса, находившие, что он вовсе не идет по стопам своей бабки.
  
   Так, Шишков писал:
  
   "Все, чего при ней не было и что в подражание пруссакам введено после нее, осталось не­нарушимым; те же по военной службе приказы, ежедневные производства, отставки, мелочные наблюдения, вахтпарады, экзерциргаузы, шлагбаумы и пр., та же раздача орденов лекарям и монахам. Одним словом, Павлове царствование, хотя и не с тою строгостью, но с подобными же иностранцам подражания­ми и нововведениями еще продолжалось" .
  
   Подражание и преклонение перед иностранцами стало од­ной из самых резких и характерных черт новой русской систе­мы и больно, и обидно отозвалось в сердцах победоносной армии, дотоле столь гордой своим русским именем.
  
   "Положение нас, русских, -- пишет Волконский, -- в Вене, во время конгресса, было довольно щекотливое.
   Наш Император при беспрестанных отличительных приветствиях ко всем иностран­цам, не тот был к нам, и казалось нам, что он полагал, что мы в образовании светском отстали от европейцев.
   Полный учтиво­сти к каждому прапорщику, не носившему русского мундира, он крутенько обходился с нами, так что мы нехотя отказывались от приглашений дворцовых и высшего круга и более жили в среде соотечественников и вели жизнь шумную между собою, но не обидную для народной гордости".
  
   **
  
   Резче всего разница между прежним и новым направлени­ями в жизни России сказалась по окончании войны 1812 г. в разногласии между Императором и стариком Кутузовым.
  
   "Александр, -- пишет Шильдер, -- хотел мира в Париже.
   Кутузов же полагал, что Наполеон теперь для России неопасен и что следует поберечь его для англичан, которые стремятся захватить его наследство в ущерб России. Все помыслы фельд­маршала клонились только к спасению отечества, а не Европы, как того желали англичане и немецкие патриоты, свыкшиеся уже с мыслью смотреть на Россию, как на удобное орудие для достижения и упрочения своих политических целей".
  
   Пристрастие к иностранцам выразилось в принятии гро­мадного количества их на русскую службу, а влияние их на Императора много причинило бед русской армии.
  
   Так, в 1805 г., перед Аустерлицем, русская армия оказалась во власти не Главнокомандующего, а австрийского стратега Вейротера, погубившего все дело.
  
   В 1812 г. план войны вырабатывается не верхом армии, а иностранными гастролерами: Фулем, Вольцогеном и др. Вы­работанная ими секретная инструкция сообщается только начальникам штабов армий со строгим повелением держать ее в тайне от Командующих армиями.
  
   В 1809 г. действия кн. Багратиона контролируются донесе­ниями некого немчика барона Гибша.
  
   Бывали у нас и прежде иностранцы на службе, но тогда мы извлекали из них пользу, и имена многих из них, поработавших с честью для России, дороги нашему сердцу не менее таких же русских имен.
  
   С началом же XIX столетия связано появление и развитие нового типа иностранцев, напоминающих время "засилья" при Анне Иоанновне.
   Для этих иностранцев Россия являлась лишь дойной коровой, до блага которой большинству из них не было никакого дела. Такие иностранцы, кроме горя и зла, конечно, ничего не могли дать России.
  
   Далее поистине поразительно, до какой степени сам Импе­ратор Александр I являлся горячим последователем плац-па­радных идей и уставных пунктиков.
  
   В 1813 г., пропуская мимо себя в Полоцке славный Москов­ский гренадерский полк, шедший за границу после Великой Отечественной войны, Государь сделал ряд следующих замеча­ний старику-фельдмаршалу, только что спасшему Россию:
   "Мун­диры в полку были обожжены, в заплатах, офицеры сбивались с ноги; кивера у многих -- солдатские, сабли -- медные".
  
   На все замечания Кутузов только отвечал:
   "Славно дерутся, Ваше Величество, отличались там-то и там-то".
  
   В 1814 г., когда даже иностранцы удивлялись мужественно­му виду наших солдат, исправности оружия и хорошему состо­янию лошадей, Александр сделал массу мелочных замечаний своим победоносным войскам, не знавшим отдыха уже 2 года. Так, в Ахтырском гусарском полку некоторые унтер-офицеры употребляли против положения серебряные цепочки на уздах. Другие гусарские полки хулил за то, что на киверах солдат султаны были не довольно прямы. Об артиллерии 9-й пех. ди­визии было сказано, что у исправного извозчика сбруя на лоша­дях лучше; в наказание ведено было командиру роты служить за младшего офицера.
  
   **
  
   Известно, что самые боевые полки армии не участвовали при вступлении в столицу Франции -- их вид был недоста­точно для этого наряден.
  
   А при этом после взятия Парижа Государь наравне с Барклаем хотел пожаловать фельдмарша­лом Аракчеева.
  
   В 1815 г., через месяц после приезда Александра в Париж, одна гренадерская и кирасирская дивизии с торжеством всту­пили в столицу Франции.
   Во время церемониального марша некоторые части сбились с ноги, за что полковые командиры, к общему огорчению русских, были арестованы.
  
   При обсуждении этого инцидента резко обозначились в армии два противоположных течения: старое -- боевое и но­вое -- плац-парадное. Так, некоторые генералы громко говори­ли, что этот поступок неприличен; другие, которые находились ближе ко двору, уверяли, что наказание еще недостаточно строго.
  
   **
  
   Резче всего при этом настроение самой армии отразилось на том же неукротимом Ермолове, который не только осмелился не исполнить приказания Императора об арестовании пол­ковников, но еще излил свою душу Великим Князьям, встре­тив их в театре вечером, следующими словами:
  
   "Разве полага­ете, ваши высочества, что русские военные служат Государю, а не отечеству. Они пришли в Париж защищать Россию, а не для парадов. Таковыми поступками нельзя приобрести привязан­ности армии".
  
   Нельзя не отметить по этому поводу, что армия, вообще, уже недружелюбно относилась к своему Императору.
   Так, еще в 1805 г. по прибытии в действующую армию Алек­сандр был весьма холодно встречен ею.
  
   И вот что занес по этому поводу в свои записки гр. Ланжерон:
  
   "Я сказал, что русский солдат был предан своим Государям и послушен; я должен прибавить, что он в то же время умен и часто очень хорошо судит о людях и событиях.
   В течение 9 лет он был обременен упражнениями, вечными переменами, преследуем бес­полезностью всех этих механических ребяческих глупостей, жер­твой которых он являлся. Генералы, старшие офицеры были не менее недовольны, чем солдаты.
   Император оказывал им мало внимания, редко их принимал, мало говорил с ними и сохранял для 5-6 любимцев своих адъютантов: Ливенов, Волконских, Гагариных, Долгоруких -- все свои милости.
   Он допускал с ними в обращении фамильярность, унизительную для старых генералов, которые видели, кроме того, как их одежда и манеры высмеивались этими детьми, влияние которых простиралось на все".
  
   Однако время походов все-таки сильно мешало развитию плац-парада хотя бы потому, что во главе войск в силу необхо­димости приходилось оставлять прежних боевых генералов, столь мало склонных к проведению плац-парадных идей.
   Но вот кончилась блестящая боевая эпопея, русская армия вернулась из-под стен Парижа, и теперь ей суждено было ис­пытать новую ломку, еще более существенную, чем в период четырехлетнего царствования Павла.
  

Военный режим после 1814 года

  
   Тяжелые дни наступили для армии по возвращении из-под стен Парижа.
  
   Забыт был опыт целого ряда войн, и место бое­вой подготовки, дальнейшего усовершенствования занял парад, ружейные приемы, учебный шаг.
  
   Один за другими стали схо­дить со сцены прежние обаятельные и знающие начальники -- рыцари долга и чести -- и места их заполнились новыми людь­ми --знатоками плац-парада.
  
   Место прежнего нравственного влияния и воспитания под­чиненных заступила палка; страх наказания стал универсаль­ным средством воспитания и обучения войск и заменил собою те идеи долга и чести, которыми так силен и горд был офицер Екатерининского воспитания.
  
   Явились те знаменитые подтягиватели, которые не учат и не воспитывают свои части, а "разносят", "греют", "выгоняют" и "подтягивают" подчиненных.
  
   Явилось и укоренилось в армии мнение, что подчиненный является не товарищем и соратни­ком своего начальника, а существом низшим, которое должно трепетать взгляда начальства, исполнять его капризы и не сметь иметь ни собственного мнения, ни убеждений, ни достоинства.
  
   *
  
   В обучении войск, вместо Суворовской "науки побеждать", заступила "танцевальная наука", окрестил Цесаревич Кон­стантин Павлович новые измышления людей, составлявших себе карьеру на выдумывании всяких парадных ухищрений.
  
   Уставы переполнились различными сложными перестрое­ниями, множеством мелочных требований, но все, что в них заключалось, не мело ничего общего с боевыми требования­ми.
   Порядки, заведенные Императором Павлом, не только не исчезли, но еще усложнились и получили своё дальнейшее раз­витие.
  
   Дело дошло до того, что даже такой знаток и любитель плац-парада, как Цесаревич Константин Павлович, не выдер­жал и уже 11 февраля 1817 года писал начальнику штаба гвар­дейского корпуса генерал-адъютанту Сипягину:
  
   "Нечего дивить­ся тому, что полковые командиры выбирают и одних и тех же посылают офицеров в караулы 1 отделения на разведку, ибо ныне завелась такая во фронте танцевальная наука, что и толку не дашь; так поневоле пошлешь тех же самых офицеров, точно как на балах обыкновенно увидишь прыгают французский кад­риль всегда одни и те же лица -- пары четыре или восемь, а другие не пускаются. Я более двадцати лет служу и могу правду сказать, даже во время покойного Государя был из первых офицеров во фронте, а ныне так перемудрили, что и не найдешься".
  
   Еще раньше, критикуя новые уставы и новых лиц, Цесаре­вич в письме от 27 февраля 1816г. писал:
  
   "Бога ради, избавьте меня подальше от вашего комитета сочинения воинского уста­ва. Я от двух вещей бежал сюда из Петербурга за полторы тысячи верст: 1) в Мраморном дворце приемного зала и зна­менной комнаты, а 2) вашего комитета. Боюсь поклонов и шарканьев, а сочинения устава вашего так, что если мне сюда о нем будут писать, то я дальше еще за полторы тысячи верст убегу".
  
   Недурными и меткими эпитетами наградил Цесаревич и тех лиц, в руки которых попало руководство войсками после 1814 г.
  
   Так, в письме Сипягину о новом учебном батальоне он пишет:
   "Я таких мыслей о гвардии, что ее столько учат, что вели гвар­дии стать на руки ногами вверх, так промаршируют; и не муд­рено, как не научиться всему: есть у вас в числе главнокоман­дующих танцмейстеры, фехтмейстеры, пожалуй, и Франкони завелся".
  
   Коснулся Константин Павлович и тех перемен в форме одеж­ды, которые, посыпавшись как из рога изобилия, сразу же озна­меновали реформаторскую деятельность новых лиц. Так, в письме к Сипягину от 1 января 1816 г. он пишет:
  
   "Скажите, Бога ради, когда будет конец переменам в обмундировании? Что хотят сделать из гвардейского драгунского полка -- стыд­но будет с полком показаться: будет весь полк камергеры или тамбур-мажоры и трубачи, а притом и страшное разорение для бедных офицеров: никто из них не в состоянии будет с такими переменами служить".
  
   **
   0x01 graphic
  
   К чему свелось тогдашнее обучение войск можно видеть из воспоминаний Михайловского-Данилевского, получившего бри­гаду в 1824 г. Так, он пишет, что солдат обучали ежедневно часов 6-7 церемониальному маршу тихим и скорым шагом; редко бывали батальонные учения, а полковые -- только 2 раза в год; с порохом же, кроме маневров, не было ни одного уче­ния. Такие отделы обучения, как стрельба, были в полном за­гоне.
  
   "Армия, -- пишет Данилевский, -- стоила сотни милли­онов, отпускались суммы на вещи, едва ли нужные, как напри­мер, на этишкеты и др. мелочь, а скупились -- на порох. Оттого солдаты отменно дурно стреляли".
  
   Подобное положение дел не могло остаться без резкой крити­ки и осуждения со стороны наших боевых генералов другой ста­рой школы.
  
   И критика эта не только интересна для изображения новых порядков, но еще больше ценна для обрисовки старых понятий -- высоких достоинств генералов блестящей эпохи нашей жиз­ни, их светлых взглядов на военное дело.
  
   Так, по словам Михайловского-Данилевского, генерал Лисаневич не постигал, как можно было высокое благородное воен­ное искусство заключить в тесные пределы маршировки, вытя­гивания носка и колена, равенства султанов, пригонки ранцев, этишкетов и амуниции.
  
   Много резче и выразительнее звучат слова умного и спо­собного генерала Сабанеева, командира 6-го корпуса: "Учебный шаг, хорошая стойка, быстрый взор, скобка против рта, парал­лельность шеренг, неподвижность плеч и все тому подобные, ничтожные для истинной цели, предметы столько всех заняли и озаботили, что нет минуты заняться полезнейшим. Один учеб­ный шаг и переправка амуниции задушили всех, от начальника до нижнего чина.
  
   Какое мучение несчастному солдату и все для того только, чтобы изготовить его к смотру.
   Вот где тиранство!
  
   Вот в чем достоинства Шварца, Клейнмихеля, Желтухина и им подобных!
   Вот к чему устремлены все способности, все заботы начальни­ков!
  
   Каких достоинств ищут ныне в полковом командире? Достоинство фронтового механика, будь он хоть настоящее дерево.
   Кто управляет ротами? Такие офицеры, которые ничего, кроме ремесла взводного командира, не знают, да и то плохо.
  
   Большая часть офицеров, бывших в прошедшую войну, или ос­тавили службу, или поднялись выше достоинств своих. Что же ожидать должно? Нельзя без сердечного сокрушения видеть уныние измученных учением и переделкой амуниции солдат. Нигде не слышно другого звука, кроме ружейных приемов и командных слов, нигде -- другого разговора, кроме краг, ремней, вообще солдатского туалета и учебного шага. Бывало, везде песня, везде весело, теперь нигде их не услышишь. Везде цыцгаузы и целая армия учебных команд.
  
   Чему учат? Учебному шагу! Не совестно ли старика, ноги которого исходили десять тысяч верст, тело которого покрыто ранами, учить наравне с рекрутом, который, конечно, в короткое время сделается его учителем".
  
   Для обрисовки общей системы управления войсками в ту эпоху характерны и выразительны слова того же Сабанеева:
  
   "Таких порядков, как у нас, нет в европейских армиях; у нас все делай и все как-нибудь. Нигде столько не марается бумаги и не выдумано форм рапортов, как у нас. Ничто не соображено ни со способностями, ни с силами человеческими".
  
   Тяжело легла на армию новая система, тем более, вводилась она жестоким и зверским обращением с нижними чинами, гру­бым и унизительным -- с офицерами.
  
   <...>
  
   Однако истязание нижних чинов имело для армии сравни­тельно меньший вред. Гораздо гибельнее оказалась система грубого и унизительного обращения с офицерами, резко изме­нившая прежний офицерский состав.
  
   Прежний благородный тип офицера -- рыцаря долга, носителя чести -- не мог ужить­ся и воспитываться при новом порядке вещей.
  
   Новому режиму нужен был другой тип, который находил бы наслаждение в исполнении прихотей начальства, не смел бы мыслить иначе, как по приказу и предписанию начальства, сам бы считал себя существом бесконечно низким, по сравнению с ослепительным сиянием начальника. И такой тип явился; мало того, он изгнал собою из армии тип прежнего офицера.
  
   Закаленные ветераны эпохи походов не могли оставаться в армии при новом порядке вещей, да они были не только не нужны, но и невыносимы для новых начальников. И этих офи­церов -- героев наших побед -- частью удалили, частью ушли они сами.
  
   Разлад между правительством и обществом, вызван­ный периодом реакции в последние годы царствования Алек­сандра и усиливавшийся после 14 декабря 1825 г., также при­вел к ухудшению офицерского состава: значительная часть общества отвернулась от армии как от опоры ненавидимого правительства.
  
   Прежнее единодушие общества и армии, так рез­ко выразившееся в эпоху Отечественной войны, исчезло; как из­вестно, во время Севастопольской войны в Москве пили шампан­ское по поводу наших неудач, радуясь провалу армии и ожидая реформ. В другой части общества, более умеренной, существовало все-таки пассивное сопротивление правительству, выражавше­еся в нежелании служить.
  
   Граф Л.Н. Толстой в своей автоби­ографии следующими словами весьма ярко характеризует на­строение тогдашнего общества и его отношение к правитель­ству, говоря о своем отце:
  
   "Подобно большинству людей времен Александра I и походов 1813-1814-1815 гг., он не был либера­лом, в том смысле, как это понимается теперь, но из чувства собственного достоинства он не считал возможным служить в последние годы царствования Александра I и Николая I. Он не только не служил, но все его друзья также были люди неза­висимые, никто из них не служил, и они относились довольно отрицательно к правительству Николая Павловича".
  
   Наконец, отмечу, что, вообще, для интеллигентного, развитого человека не могла представлять интереса служба, целиком за­ключавшаяся в вытягивании носка, пригонке амуниции и т.п. Тут нужны были другие лица; они и не замедлили явиться и своей умственной стороной, своим невежеством, узким пони­манием военного дела немало поспособствовали упадку пре­стижа военного мундира в глазах того же общества, среди ко­торого и по сей день существуют люди, глубоко убежденные, что все военное дело сводится только к маршировке и ружей­ным приемам.
  
   Не остались незамеченными новые типы русских офице­ров для нашей литературы.
   И бессмертные типы Грибоедовского полковника Скалозуба и Горбуновского генерала Дитятина навсегда увековечили память о гатчинских воспитанни­ках и последователях.
  
   **
  
   Только кавказской армии не коснулась новая система.
  
   Там вплоть до 1826 г. нераздельно царил славный проконсул Гру­зии Ермолов, туда не достигало гибельное влияние петербург­ских реформаторов, и благодаря этому там сохранился дух и традиции екатерининских войск, когда уже по всей России он был вытравлен до корня.
  
   За то и считали эту доблестную ар­мию чуть ли не революционной, за то и кричал Паскевич люби­мому Ермоловым Ширванскому полку:
   "Это шотландцы; я вы­бью из вас ермоловский дух".
  
   Вот как быстро забыли мы этот дух, доведший нас до стен Парижа и заменили его новым, при­ведшим нас в тот же Париж в 1856 г., но уже в качестве побежденных.
   Не будем удивляться быстрому падению качества офицер­ского состава, если только еще обратим внимание на ничтож­ность требований от офицера в эту эпоху.
  
   Так, согласно уставу 1816г., "офицеру необходимо было знать только то, что предписано в школе рекрутской, в учениях рот­ном и батальонном... Офицер, знающий командовать и совер­шенно объяснять все, что заключается в сих трех учениях, по­читается офицером, свое дело знающим".
  
   Кроме этого, требовалось еще только "батальонным коман­дирам собирать офицеров и заставлять оных маршировать, дабы сделали навык ходить равным и одинаковым шагом; стараться тщательно, чтобы во фронте офицер держал себя прямо и имел бы вид, приличный офицеру".
  
   "На этом и ограничивались все требования устава об обуче­нии офицеров", -- свидетельствует Н. Епанчин.
  
   Так вот чем заменили новые руководители армии прежние требования духа, твердости и военного образования офицера. Не будем же удивляться после этого и тем печальным отзы­вам, которые сыплются по адресу тогдашнего офицера. При этом отмечу, что эти отзывы еще упоминают о небольшом числе генералов, помышляющих о своем призвании; это были те об­ломки века побед и славы, трудами которых создалась Россия Екатерины и Александра I; они же до самого конца деятельно­сти били тревогу и кричали об упадке армии. Скоро естествен­ным порядком смолкли эти шумливые голоса; никто уже не беспокоил руководителей армии докучливыми указаниями; и верх, и низ армии стал однородным; "все обстоит благополуч­но", стало обычной нашей фразой, и только ряд непрекращаю­щихся неудач являлся показателем свершившегося переворота.
  
   А были вначале голоса, указывавшие задолго до этих неудач на упадок и разложение армии, отмечавшие также, в чем зак­лючались немощи новой русской армии.
  
   Так, еще в 1827 г. прусский генерал Натцмер, присутство­вавший на наших маневрах под Петергофом, писал:
  
   "Матери­ал этой грозной армии, как всем известно, превосходен и не оставляет желать ничего лучшего.
   Но, к нашему счастью, все без исключения обер-офицеры никуда не годны, а большая часть офицеров в высших чинах тоже немногим лучше их.
   Лишь малое число генералов помышляют о своем истинном призва­нии, а прочие, наоборот, думают, что достигли всего, если им удастся удовлетворительно провести свой полк церемониаль­ным маршем перед Государем.
   Никто не думает о высшем образовании среди офицеров и о целесообразных упражнени­ях войск".
  
   Как бы пояснением этой характеристики могут служить слова следующего письма Закревского к Киселеву от 30 марта 1820 г.:
  
   "Ни в чье командование, гвардейским корпусом не назначали таких командиров как теперь, и полагаю, что с сего времени гвардия будет во всех отношениях упадать, кроме ног, на кои особенно обращают внимание".
  
   Прямо трагически звучат письма начальника штаба 2-й ар­мии ген. Киселева Закревскому в 1819 г.:
  
   "Гр. Витгенштейн пишет, и я тебе повторяю касательно генералитета нашего; что за несчастная богадельня сделалась из 2-й армии. Имеретин­ские, Масаловы, Шевандины и толпа тому подобных наполняют список; перестаньте давать нам калек сих, годных к истреблению. Касательно до назначения будущих полковых командиров, то я здесь отличных, действительно, не знаю".
  
   Продолжением нарисованной этим письмом картины ,мо­жет служить другое письмо Киселева в 1821 г.: "Мы чувству­ем недостаток не только в субалтерн-офицерах, способных управлять солдатами, но и старшие офицеры -- полковые ко­мандиры б.ч. -- того же закала.
   Невежество этих господ ужасно, особенно когда подумаешь, что рано или поздно они будут командовать тысячами человек, обязанных им повиноваться".
   Перед Турецкой войной Сабанеев пишет эти ужасные в сво­ем лаконизме слова: "К войне, кроме начальников, все готовы".
  
   В своем мнении об организации армии тот же Сабанеев пишет слова, характерные для армии, только что обладавшей лучшим в Европе корпусом офицеров:
  
   "Офицеров почти нет.
   Если выбросить негодных, то попол­нять будет некем. Какой источник? Из корпусов и от произ­водства унтер-офицеров?
   Что за корпуса! Что за народ, идущий в армию унтер-офице­рами! Из 1000 -- один порядочный!"
  
   <...>
  
   Еще более резкую и беспощадную критику по адресу ново­го порядка вещей дает Денис Давыдов, отмечая весь ужас той системы, которая "наложила оковы на даровитые личности и дала возможность бездарности не только утвердиться в армии, но изгнать отовсюду способных людей".
  
   Славный партизан двенадцатого года, настоящий воин в душе, благодаря своей опытности хорошо видел, на какой опасный путь стала армия после 1815 года, почему его заметка об армии, находящаяся в воспоминаниях о Польской войне 1831 года, во многом является настоящим пророчеством.
  
   Вот что писал он (Денис Давыдов - А.К.) еще задолго до Севастополя:
  
   "Для лиц, не одаренных возвышенным взглядом, любовью к просвещению, истинным пониманием дела, военное ремесло заключается лишь в несносно педантическом, убивающем всякую умственную деятельность пародировании.
   Глубокое изучение ремешков, правил вытягивания носков, равнения шеренг и выделывания Ружейных приемов, коими щеголяют все наши фронтовые гене­ралы и офицеры, признающие устав верхом непогрешимости, служит для них источником самых высоких поэтических на­слаждений.
   Ряды армии постепенно наполняются потому лишь грубыми невеждами, с радостью посвящающими всю свою жизнь на изучение мелочей военного устава; лишь это знание может дать полное право на командование частями, что приносит этим личностям значительные беззаконные материальные выгоды, которые правительство, по-видимому, поощряет.
   Этот порядок вещей получил, к сожалению, полную силу и развитие со вре­мени вступления на престол Императора Николая; он и брат его Великий Князь Михаил Павлович не щадили ни усилий, ни средств для доведения этой отрасли военного искусства до самого высокого состояния. И подлинно, относительно равне­ния шеренг и выделывания темпов, наша армия, бесспорно, пре­восходит все прочие.
   Но, Боже мой!
   Каково большинство генералов и офицеров, в коих убито стремление к образованию, вследствие чего они ненавидят всякую науку! Эти бездарные невежды, истые люби­тели изящной ремешковой службы, полагают в премудрости своей, что война, ослабляя приобретенные войском в мирное время фронтовые сведения, вредна лишь для него. Как будто войско обучается не для войны, но исключительно для мирных экзерциций на Марсовом поле.
   Прослужив не одну кампанию и сознавая по опыту пользу строевого образования солдат, я никогда не дозволю себе безусловно отвергать полезную сто­рону военных уставов; из этого, однако, не следует, чтобы я признавал пользу системы, основанной лишь на обременении и притуплении способностей изложением неимоверного количе­ства мелочей, не столько поясняющих, сколько затемняющих дело.
   Я полагаю, что надлежит весьма остерегаться того, чтобы начертанием общих правил не стеснить частных начальников, от большего или меньшего умственного развития коих должно вполне зависеть приложение к делу, изложенных в уставе пра­вил. Налагать оковы на даровитые личности и тем затруднять им возможность выдвинуться из среды невежественной посред­ственности -- это верх бессмыслия.
   Таким образом, можно достигнуть лишь следующего: без­дарные невежды, отличающиеся самым узким пониманием дела, окончательно изгонят отовсюду способных и просвещенных людей, кои либо удалятся со служебного поприща, либо убитые бессмысленными требованиями не будут иметь возможности развиться для самостоятельного действия и, безусловно, подчи­нятся большинству.
   Грустно думать, что к этому стремится правительство, не понимающее истинных требований века, а какие заботы и ог­ромные материальные средства посвящены им на гибельное развитие системы, которая, если продлится на деле, лишит Россию полезных и способных слуг.
   Не дай, Боже, убедиться на опыте, что не в одной механической формалистике заключает­ся залог всякого успеха. Мысль, что целое поколение воспиты­вается в подобных идеях -- ужасна. Это страшное зло не уступает, конечно, по своим последствиям татарскому игу! Мне, уже состарившемуся в старых, но несравненно более светлых понятиях, не удастся видеть эпоху возрождения России.
   Горе ей, если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше прави­тельство будет окружено лишь толпою неспособных и, упор­ных в своем невежестве людей! Усилия этих лиц не допускать до него справедливых требований века могут лишь ввергнуть государство в ряды страшных зол".
  
   Наконец, для характеристики того ужасного разлагающего влияния, какое имела на дисциплину новая система общения начальников с подчиненными, приведу слова записки о состоя­нии государства в 1841 г., поданной Н. Кутузовым Императору Николаю Павловичу.
  
   Вот что говорится об армии в этом документе:
  
   "Войско наше блестяще, но это наружный блеск, тогда как в существе оно носит семена разрушения нравственной и физической силы.
   Разрушение нравственной силы состоит в потере уважения нижних чинов к своим начальникам; без этого же уважения -- войска не существует.
   Эта потеря произошла от предосуди­тельного обращения главных начальников с подчиненными им офицерами и генералами: перед фронтом и при других сборах нижних чинов их бранят, стыдят и поносят. От этого произош­ло то, что, с одной стороны, те только офицеры служат и терпят это обращение, которые или не имеют куска хлеба, или незна­комы с чувством чести; с другой -- что нижние чины потеря­ли к ним уважение, и это достигло до такой степени, что рядо­вой дает пощечину своему ротному командиру! Этого не быва­ло с учреждения русской армии; были примеры, что убивали своих начальников, но это -- ожесточение, а не презрение".
  

Заключение о новой системе

  
   Как можно легко видеть из трех последних выписок, все зло новой системы, окончательно внедрившейся в армию после 1814 года, прежде всего, заключалось в ее гибельном влиянии на качество командного состава армии.
  
   Идея, что страх наказания является движущей силой войск, забвение могучего значения самолюбия в военном человеке, унижение личности подчиненного, убили высокий, благородный дух командного состава прежней армии.
  
   Оценка качеств начальника по блестящей внешности час­тей, выдвигание начальников за отличия на парадах и манев­рах мирного времени дали бездарности легкий способ выдви­нуться на самые высокие должности и свести высокое, благо­родное искусство управления душой и сердцем войск на степень простого и нехитрого ремесла командования при помощи взыс­каний и приказаний.
  
   Вот, таким образом, те причины, результатом которых явил­ся быстрый упадок и разложение первой армии Европы.
  
   Подчиненный прежней школы воспитывался на доблестном примере начальника, воспитывался в идеях долга и чести, в убеждении, что он служит отечеству; подчиненный новой шко­лы стал воспитываться на страхе наказания, в трепете перед грозной личностью начальника, в убеждении, что он обязан исполнять все его прихоти, коньки, затеи, даже капризы жены, детей, родни. Недаром выражение "я -- Царь, я -- Бог" было любимой поговоркой генералов николаевского времени; неда­ром у нас получил такую известность тип "матери-командир­ши", недаром развелись кроме начальников еще и "начальни­цы", считающие себя вправе делать замечания "подчиненным"; недаром с этого времени промахи против так называемого и зачастую при этом весьма уродливо понимаемого "светского такта" стали выше служебных недостатков.
  
   Прежний рыцарь-начальник, твердый в своих убеждениях, предполагал и ценил таковые и в своих подчиненных; новый решил, что у подчиненного не может быть убеждений, что он обязан знать одну волю начальника, что младший всегда дол­жен, выражаясь мягко, "уступать" старшему, "подлаживаться" под его взгляды.
  
   Прежний начальник глубоко уважал личность подчиненно­го, не стеснялся называть "товарищем" самого юного офице­ра, и его обращение на "ты" звучало братством и сердечностью.
  
   Новый тип начальника стал презирать своего офицера как нечто низшее, стал звать молодых офицеров "фендриками" и "молодежью", и его "вы" звучало сухостью и презрением. И нечего удивляться, что в эту эпоху армия перестала быть шко­лой, вырабатывающей твердые, непоколебимые характеры, а стала вырабатывать мелочные и слабые натуры, которые своей ме­лочностью и придирчивостью могли быть грозны лишь несчастным подчиненным, но, конечно, были неспособны устрашить врага. И насколько сила армии наполеоновской эпохи лежала всецело в духе ее командного состава, настолько же постоян­ной и неуклонной слабостью новой армии явился ее новый командный состав.
  
   "Умирать мы умели, но водить войска, за малыми исключениями, -- нет", -- характеризует войну 1828-1829 гг. ее историк Н. Епанчин.
  
   И с того времени эта глубоко верная и обидная для нашего командного состава фраза делает­ся краткой и точной характеристикой войн, веденных нами.
  
   Да и неудивительно.
   С той поры, как высокое, благородное искусство вождения войск выродилось в простое и нехитрое ремесло командования, из армии исчез великий дух, одухотво­рявший и двигавший ее на самые трудные предприятия. Высо­кое, благородное искусство было доступно лишь истинно воен­ным людям -- рыцарям долга и чести; простое ремесло стало доступно всякому; выучить уставы и инструкции, даже изу­чить самые модные теоретические сочинения может любая без­дарность, но из этого вовсе не значит, что она перестает быть бездарностью и выучивается управлять другими. Наоборот, без­дарность, кое-что знающая и выучившая, еще опаснее бездарно­сти невежественной, как по своему самомнению, так и по упор­ству в своих заблуждениях. Общей же чертой обоего вида бездарности является рабская погоня за внешностью, посред­ством которой она скрывает убожество своего внутреннего мира.
  
   Недаром после 1814 г. эта бездарность с таким удовольстви­ем схватилась за плацпарадное искусство, обратила его в целую науку вытягивания носка и колена и таким образом нашла себе в ней легкий способ прослыть знатоком военного дела. Неда­ром так же и при всяком другом увлечении эта же бездар­ность, прежде всего, хватается за внешность, стремясь выдать ее за суть дела, чтобы таким образом все великое и трудное сде­лать для себя легким и доступным.
  
   Итак, главное горе новой армии заключалось вовсе не в ее увлечении небоевыми отделами обучения, как это склонны ду­мать многие, а в том, что это увлечение попало в руки бездар­ности, в том, что одной внешностью стали оцениваться и огра­ничиваться качества начальников.
  
   Вредны были не учебный шаг, не церемониальный марш сами по себе. Армия могла бы с равным успехом увлечься и стрельбой, и воспитанием солдата, и тактическим образовани­ем; все равно, все это в руках бездарности исказилось бы до неузнаваемости. Стрельба выродилась бы в выбивание бас­нословных процентов, воспитание солдата -- в умение отвечать известным точным образом на излюбленные и опреде­ленные вопросы начальства, тактическое образование -- в строгое и точное соблюдение известных форм и строев, якобы указанных опытом и освященных такими-то авторитетами.
  
   Так, бездарность, провозглашая, что в военном деле нет ме­лочей, пользуется этой фразой, чтобы в действительности за­ниматься одними мелочами, чтобы всякое живое дело свести к известной внешности и форме.
  
   И выдающиеся, способные современники переворота, проис­шедшего в жизни армии, отдавали себе ясный отчет в его сущности.
  
   "У нас, -- писал Паскевич, -- экзерцирмейстерство приняла в свои руки бездарность, а как она в большинстве, то из нее стали выходить сильные в государстве, и после того никакая война не в состоянии придать ума в обучении войск".
  
   Умный и опытный человек видел, что зло заключалось не столько в экзерцирмейстерстве самом по себе, сколько в тех личностях, которые воспользовались им для личных выгод, све­дя к параду все военное дело. Умный человек понял, что пока бездарность находилась во главе армии, не мог помочь горю и боевой опыт, так как та же бездарность извлекла бы из него и навязала войскам одну внешность, одни формы. "Мой мул сде­лал десять походов, но не стал от этого умнее", -- сказал великий полководец, намекнув этим, что не всякому и громад­ный боевой опыт дает понятие о истинном военном искусстве.
  
   Резюмируя сущность происшедшего в армии после 1814 г. переворота, можно сказать, что в эту эпоху армия утратила своей высокий, благородный, настоящий военный дух и оста­лась при одной внешности, при одних формах, которые еще ни­когда никому не давали победы, как бы они ни были совершен­ны сами по себе.
  

Морозов Н.

Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений. Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плац-парада. -- Вильна: Электро­типография "Русский почин", 1909.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   0x01 graphic
  
  -- Опричники. Картина Н. В. Неврева.
  
   ОПРИЧНИНА - Система внутриполит. мер Иоанна Грозного в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, зем. конфискации и т. п.). Иоанн Грозный предложил устав опричнины и вскоре сам занялся образованием своей новой дружины. Вместе с ним сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский и др. К ним приводили молодых людей, детей боярских, отличных не достоинствами, но так называемым удальством, распутством, готовностью на все. Иоанн предлагал им вопросы о роде их, о друзьях и покровителям: требовалось именно, чтобы не имели никакой связи со знатными боярами; неизвестность, самая низость происхождения вменялась им в достоинство. Царь набрал 6 тысяч человек и взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружить с земскими, не знать ни отца, ни матери. а знать только государя.
  
   Оптиматы (optimates от optimus -- лучший) - в Древнем Риме политики, противостоявшие популярам. Целью оптиматов, как это впоследствии констатировал Ци­церон, была охрана и защита консервативных начал Римского государства, особенно же власти магистратов и авторитета (auctoritas) сената. Опорой их был сенат, и они выражали интересы.
  
   Опыт есть самый лучший и самый верный наставник. Он один поверяет умозрительные познания наши. Военному человеку преимущественно перед другими нужна опытность. "Желательно, _ говорят писатели опытные в ратном деле, _ чтобы каждый, вступающий в военное поприще, начинал оное, по примеру знаменитых полководцев, званием простого воина. На какую бы степень после ни возвысили его счастье и мужество, он никогда не забудет правил повиновения и строгой подчиненности, которым научился из опыта. (Я. Толмачев). Опытность -- это школа, в которой уроки стоят дорого, но это -- единственная школа, в которой можно научиться. (Б. Франклин).
  
   0x01 graphic
  
  -- Джон Уильям Уотерхаус. "Посещение оракула" (1884)
  
   Оракул - у древних греков, римлян и народов Древнего Востока предсказание, якобы исходившее от божества и дававшиеся жрецами вопрошавшим верующим; Оракулом называлось также место, где давалось предсказание. Наиболее известны Оракулы Амона в Фивах (Египет), Оракул Зевса в Додоне (Эпир), Оракул Аполлона в Дельфах (Греция), Оракул Фавна и Фортуны в Пренесте (Италия) и др.
  
   0x01 graphic
  -- Знак ордена Св. Станислава 3-й степени с мечами
  
  
   Ордена. Цель орденов... не состоит в том, чтобы поразить воображение окружающих своим видом, а в том, чтобы напомнить о необыкновенном поступке им награжденного. Если же ордена не говорят о тех или других заслугах, а сами по себе служат привлечением внимания, то они уже перестают служить возбудителем "доброго честолюбия", а могут быть приравнены к зеленому фраку при красных штанах, т.е. быть вывеской фатовства. Отсюда вытекают следующие данные: 1).ордена должны быть выдаваемы за действительные поступки, достойные внимания; 2). ордена должны быть различных категорий, чтобы по ним сразу судить о роде поступка, им увенчанного; 3). ордена должны быть ясно и всегда видимы и 4).ордена не должны прельщать глаза богатством и вычурностью. (А. Зыков). Наполеон I, настаивая на необходимости учреждения ордена почетного легиона, говорил: "Неужели вы думаете, что философскими рассуждениями убедите людей сражаться: это годно только для ученого в кабинете. Солдат же дерется из-за славы, отличий и наград". (Военная библиотека, т.4, стр.279). В другой раз он еще грубее выразил ту же мысль: "Дайте человеку почетную пуговицу и он за нее пойдет на смерть". (М. Уваров).
  
   ОРДЕНА РОССИЙСКИЕ. Российские императорские и царские (в т. ч. первоначале учрежденные в др. странах), награды за военного заслуги, деятельность на гражд. службе, благотворительность и пр. Жаловались императором. Каждый О. имел свой статут, праздник и орденскую церковь. Давали ряд привилегий. "Установление об орденах" утверждено в 1797. О. (перечисляются в хронологич. порядке): Cв. апостола Андрея Первозванного (1698 или 1699; имел 1 степень, с 1797 бриллиантовые украшения - особая степень награждения); Св. Екатерины, или Освобождения (1714; 2 степени: дам большого креста и дам меньшего креста); Св. Александра Невского (1725; 1 степень, с 1797 бриллиантовые украшения - особая степень награждения); Св. Анны (учрежден в Голштинии, в 1735, в России - в 1742; в 1797 разделен на 3 степени, в 1815 учреждены 4 степени), имел также Знак отличия (1796); Военного О. Св. Георгия (1769; 4 степени), имел также Знак отличия (1807, с 1913 - Георгиевский крест); Св. Владимира (1782; 4 степени); Св. Иоанна Иерусалимского, или Мальтийский О. (в России - в 1798-1811), имел также донат - знак ордена (1798); первоначале польские - О. Белого Орла (1325, в России - с 1815; 1 степень), Св. Станислава (1765, в России - с 1815; 4 степени, с 1839 - 3 степени), Военного заслуг, или "Виртути Милитари" (1792, в России - в 1830-34; 4 степени). Девизы орденов: 1)Святого Апостола Андрея Первозванного. Ордену присвоен девиз "За веру и верность". 2)Святой Великомученицы Екатерины или Освобождения. Ордену присвоен девиз: "За любовь и отечество". 3)Святого Александра Невского. Девиз: "За труды и отечество". 4)Святой Анны. Девиз: "Любящим правду, благочестие, верность". 5) Святого Великомученика и Победоносца Георгия. 6)Святого Равноапостольного князя Владимира. Девиз: "Польза, честь, слава ". 7)Белого Орла. Девиз: " За Веру, Царя и Закон". 8)Святого Станислава. Девиз: "Награждая, поощряет". Цель орденов не состоит в том, чтобы поразить воображение окружающих своим видом, а в том, чтобы напомнить о необыкновенном поступке им награжденного.
  
   ОРДИНАРЕЦ, (от нем. Ordonnanz - вестовой), военнослужащий, состоящий при командире или штабе и выполняющий гл. обр. обязанности посыльного. Над. Анд. (1783-1866), первая в России женщина-офицер, писательница. В 1806, выдав себя за мужчину, вступила в кав. полк, участвовала в войнах с Францией в 1807 и 1812-14, ординарец М. И. Кутузова. Мемуарные произв. ("Записки кавалерист-девицы", 1836-39), приключенч. романы и повести.
  
   0x01 graphic
  
   ОРДИН-НАЩОКИН Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605-1680), рус. дипломат, боярин, воевода. Руководил внеш. политикой в 1667-71, Посольским и др. приказами. Заключил Андрусовское перемирие 1667. В 1672 постригся в монахи
  
   Орел - хищная птица, быстрота полета оной, прожорливость, высокие, уединенные места, которые избирает она для устройства своих гнезд, острота зрения при преследовании добычи, делали ее особенной. Орел часто изображался на боевых знаменах и служил символом силы и могущества как частных лиц, могущественных царей и героев, так и целых царств и народов, как, например, Вавилонского, Египетского. С одной стороны, орел служил символом гордости, надменности и самонадеянности, представлялся символом скорости падения, исчезновения и ничтожества. Орел - в мифологии - спутник, оруженосец и молниеносец Зевса; он приносит Зевсу-младенцу нектар, похищает Ганимеда и сидит у трона или на скипетре Зевса, как символ всепобеждающей силы и царственного величия; боевое знамя римских легионов. Марий первый сделал изо­бражение орла знаменем для целого легиона.
  
   0x01 graphic
  
   ОРЛОВ Алексей Григорьевич (1737-1808). Генерал-аншеф(1769). Один из главных участников дворцового переворота, возведшего на престол Екатерину 11 (1762). Во время Русско-турецкой войны 1768-1774 командовал русским флотом в Средиземном море. Вышел в отставку в 1775 и основал конный завод, где была выведена порода лошадей -орловский рысак.
  
   0x01 graphic
  
   ОРЛОВ Алексей Федорович (1786-1861), князь (1856), ген. от кавалерии (1833), гос. деятель. Брат М. Ф. Орлова. Участник подавления восст. декабристов. В 1844-56 шеф жандармов. В 1856 первый уполномоченный России на Парижском конгр., подписал Парижский мир 1856. В 1856-60 пред. Гос. совета и К-та министров.
   0x01 graphic
  
   ОРЛОВ Григорий Григорьевич (1734-83), граф, фаворит Екатерины II. Брат А. Орлова. Один из организаторов дворцового переворота 1762, генерал-фельдцейхмейстер рус. армии (1765-75). Первый през. Вольного экон. об-ва.
  
   ОРЛОВ Михаил Федорович (1788-1842), декабрист, ген.-майор. (1814). Брат А. Ф. Орлова. Участник Отеч. войны 1812 и загран. походов рус. армии 1813-14. Принимал капитуляцию Парижа. В 1814 организовал "Орден рус. рыцарей". Чл. "Союза благоденствия". В 1826 уволен со службы и сослан под надзор полиции в Калужскую губ., с 1831 в Москве. Гл. соч.: "Капитуляция Парижа", "О государственном кредите".
  
   ОРЛОВ Николай Алексеевич (1827-85), князь, рос. дипломат, ген. от кавалерии (1878). Сын. А. Ф. Орлова. В 1859-69 посланник в Брюсселе и Вене, в 1871-82 - в Париже, сторонник рус.-франц. сближения. С 1884 посол в Берлине.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023