ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Народ может воевать, если он еще народ"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Народ может воевать, если он еще народ"...

(если он не развращен до подлого рабства и упадка веры)

0x01 graphic

  

Осия ("спасение") -- библейский пророк

ДИСЦИПЛИНА ВОЕННАЯ

Ф. Любкер

  
   Военная дисциплина римлян послужила основанием величия Римского го­сударства.
  
   Своим более чем тысячелетним могущест­вом Рим обязан безусловному повиновению воена­чальникам подчиненных. Это отношение не основы­валось на нравственном начале чувства долга, а толь­ко патриотизм и порядок заставляли солдата соблю­дать требования военной чести и действовали тем сильнее, чем труднее были времена, переживаемые государством.
  
   И для римского солдата, как для спар­танца, первоначально лагерная жизнь была лишь про­должением гражданской жизни, так что во время по­хода ему воспрещалось то же самое, за что и в мирное время дома полагалась кара со стороны цензора. Но наказания на службе были строже, потому что воена­чальнику предоставлена была безусловная власть над жизнью и смертью своих подчиненных ...
  
   Хотя в последние времена Республики примеры самих военачальников и предводителей подрывали дисциплину, однако же не переставали признавать той строгой и суровой справедливости, которая иногда заставляла отца в качестве военачаль­ника произносить смертный приговор над своим сы­ном.
  
   Ввиду этой справед­ливости римский солдат, сознававший себя свобод­ным гражданином, тем охотнее подчинялся всей строгости, которой требовала от него служба для рас­пространения пределов государства.
  
   Когда, по утвер­ждении императорской власти, образовалась посто­янная армия из других составных частей, чем войска древних времен Республики, Август старался вновь оживить в солдатах дух древней дисциплины, постра­давшей от смут междоусобных войн.
  
   Для этой цели солдатам не давали ни времени, ни случая ослабевать на службе или забывать о своем назначении. Война была лучшей школой дисциплины; а войска, не имевшие перед собой неприятеля, содержались в дея­тельности посредством особо установленных военных упражнений ...; а если эти занятия казались недос­таточными, труды и силы солдат употреблялись на устройство искусственных путей сообщения, на по­стройку амфитеатров и т.п.
  
   Было принято за правило изготовлять в самом лагере все, что требовалось для войны. Если от продолжительного мира войско, рас­положенное в провинции, испортилось, то для ис­правления его прибегали к восстановлению старого порядка, который, конечно, был тем стеснительнее, чем более солдаты успели отвыкнуть от него, но дол­жен был строго исполняться и в том случае, если сол­даты его вовсе не знали прежде. От упражнений в прыганье и плавании не освобо­ждалась даже и обозная прислуга.
  
   Вообще, кроме собственно лагерных работ, исполня­лись постоянно и упражнения, которых требовала гимнастика. Сила, ловкость и проворство развивались в солдатах особенно так называемыми palaria, упраж­нением, состоявшим в том, что с оружием, вдвое тя­желейшим обыкновенного, солдаты бросались на вра­га, представляемого деревянными столбами (palus, sti­pes) вышиной в 6 футов. Руководство эти­ми упражнениями поручалось старшим солдатам, и они получали за это двойной паек.
  
   Главная цель этих упражнений состояла в том, чтобы солдаты научились свободно владеть оружием, пользоваться им как чле­нами своего тела и вместе с тем приобрели самоуве­ренность, не отступающую ни перед ранами, ни перед самой смертью на поле брани.
   *
   Лагерь был родиной и жилищем солдат; в нем на месте, на­зывавшемся principium, находились их алтари и зна­мена, а во время Империи и изображения их импера­торов, вследствие чего это место было священным, и если благоговение перед ним не удерживало солдат от дерзких или низких проступков, то это считалось де­лом в высшей степени возмутительным.
  
  
   0x01 graphic
   Легионная часовня
  
   После того как (во времена Полибия) валы лагеря на лицевой и тыловой сторонах были сооружаемы легионами, а на боковых -- союзниками, солдаты сдавали в руки три­бунов лагерную присягу (ср. Sacramentum), в которой они обещались:
  
   "Не красть, а найденную вещь возвра­щать владельцу или представлять трибунам".
  
   Лагерная служба состояла, главным об­разом, в определенно и строго соблюдавшейся очере­ди караулов внутри лагеря (excubiae, дневные карау­лы, vigiliae -- ночные) и вне его против неприятеля, stationes. Этот последний караул исполнялся каждый раз одной когортой пехоты и одной турмой конницы у каждых ворот, кроме того, известным числом легковооруженных (по 10 velites у каждых ворот) и легкого союзнического войска. Вал на всем протяжении поручался караулу легковоору­женных, velites.
  
   Co времени Эмилия Павла караул у ворот сменялся в полдень. Ночью velites располагались перед лагерем в открытом поле, а от­ряды конницы держали караул за воротами. Карауль­ной службой внутри лагеря, а также содержанием в чистоте и порядке улиц и площадей, по установле­нию, описанному Полибием, заведовали hastati и principes, a triarii имели наблюдение за лошадьми конни­цы, чтобы они не производили никакого беспорядка или вреда; они же составляли почетный караул пол­ководца перед преторием.
  
   Ночные караулы, vigiliae, продолжавшиеся с 6 часов вечера до 6 часов утра, де­лились на четыре стражи, по три часа каждая, причем время измерялось водяными часами (clepsydra). Сигналы к занятию и к смене караула подавались трубой, bucina... Ночной пароль (tessera), состоявший из какого-ни­будь знаменательного или наудачу выбранного слова, напр., laboremus, Hercules invictus и т. п., сообщался полководцем трибунам, префектам и предводителям отрядов конницы (decuriones); они за­писывали пароль на маленьких дощечках с присоеди­нением начальных букв различных родов войск (Н. Р. Т. т. е. hastati, principes, triarii) и имени ординарца, tesse-rarius.
  
   Этот ординарец посылался от каждой десятой когорты к трибунам и приносил от них табличку сво­ему центуриону; затем эта табличка отправилась к центуриону девятой когорты и т. д., постоянно в при­сутствии свидетелей, и еще до наступления ночи воз­вращалась трибуну с подписями подлежащих центу­рионов, так что тотчас можно было заметить всякого рода опущение и взыскать за это с виновного. Каж­дый солдат, отправлявшийся к занятию ночного ка­раула, получал маленькую табличку (tesella), на кото­рой обозначались название его отряда и время стра­жи. Эта табличка отнималась у него при осмотре ка­раула. Если караульный заснул на своем посту или ушел с места, то такое небрежное отношение его к своей служебной обязанности отмечали при свидете­лях.
  
   Обход караулов (circuitio, патруль -- circuitores) производился ежедневно, во времена Полибия, че­тырьмя легионными всадниками, а при императорах -- центурионами; но и трибуны часто обходили ка­раулы, даже сам главнокомандующий и легаты. Из числа солдат, не занятых караульной службой, никто не смел удаляться от лагеря далее, чем на такое рас­стояние, на которое можно слышать звук трубы. За нарушение правил службы взыскивалось беспощадно.
  
   Главнокомандующие даже при императорах пользо­вались неограниченной карательной властью; только относительно высших офицеров, которых они до тех пор могли также присуждать к смертной казни, по постановлению Авгу­ста они лишены были такого права.
  
   В первые века от Р. X. ближайшее на­блюдение за исполнением лагерной дисциплины воз­лагалось на коменданта лагеря, praefectus castrorum, назначавшегося отдельно для каждого легиона, пото­му что каждый легион имел свои отдельные зимние стоянки. Должность эта поручалась только старым и испытанным центурионам.
  
   В правление Константина Великого во­енное судопроизводство поручено было двум аудиториатам, из которых одно назначено было для пехоты, а другое для конницы. Всякое нарушение субордина­ции наказывалось смертной казнью, которая совер­шалась за декуманскими воротами (porta decumana), поставленными для того рабами и гладиаторами или так называемыми speculators. Бли­жайшее к смертной казни наказание было fustuarium, вошедшее в общее употребление при императорах, но известное и во времена Республики. Производилось оно следующим образом: трибун дотрагивался до преступника палкой, а затем солдаты легиона до того били его палками и забрасывали камнями, что он обыкновенно тут же испускал дух.
  
   Эта казнь совер­шалась в лагере на так называемом principium и определялась за крупное нарушение караульной службы, за воровство в лагере, лжесвидетельство и побег (впрочем, дезертиром счи­тался всякий, кто просрочил данный ему отпуск, commeatus, или уходил дальше от лагеря, чем на рас­стояние звука трубы...; и должен был в насмешку три дня сидеть на рынке в женской одежде).
  
   Когда целый отряд за­служивал такого наказания, особенно трусостью или возмущением, то редко совершалась казнь над всеми виновными, как это случилось с легионом в Реши в войну с Пирром (271 г. до Р. X.), а обыкно­венно избирали по жребию и предавали казни десято­го (decimare), а со времен императоров, в менее стро­гом виде, двадцатого или сотого (decimatio, vicesimatio, centesimatio).
  
   Но центурионов обыкновенно секли розгами и обезглавливали. За менее тяжелые проступки установлено было телесное наказание посредством виноградной палки (vitis), присвоенной центурионам, как знак их должности; это взыскание назначалось самим центурионом, не было позорным для наказывавшегося, но подавало иногда повод к восстаниям.
  
   Строже и позорнее было наказание роз­гами (virgae); другие взыскания были:
  
  -- сокращение жалованья (aere dirutus) и добычи (pecuniaria multa);
  -- лишение на некоторое время оружия;
  -- разжалование, напр., всадника в пехотинцы, легионного солдата в легковооруженные;
  -- временное удаление из сожитель­ства (contubernium) с товарищами и помещение вне лагеря;
  -- исполнение караульной службы без военной одежды, иногда даже без обуви;
  -- назначение особых работ (munerum indictio);
  -- производство военных уп­ражнений под поклажей и, наконец,
  -- получение пайка из ячменя вместо пшеницы.
  
   Сверх наказания, назна­ченного за известные проступки, виновные часто подвергались позорному удалению из рядов войска, ignominiosa missio, которое иногда пости­гало целые отряды.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

ВАЖНЕЙШАЯ ХРОНОЛОГИЯ

ВСЕМИРНОЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

  
   700
   Царь Эфиопии Шабака (Сабакон греков и Суа Библии), во главе огромной армии эфиоплян и негров, вторгается в Египет и подчиняет своему скипетру всю страну до берегов Средиземного моря. Захвативши фараона Бокенранефа или Бокен-ранфа (Боххорис греков, - единственный царь XXIV династии, саисской), он приказывает сжечь его живым.
  
   681-669 или 668
   Ассирийский царь Ассаргаддон идет войною против Финикии, осаждает царство Иудейское и берет в плен царя Манассию; совершает поход на Аравийский полуостров; усмиряет мятеж царька страны Гамбула, подданные которого "жили как рыбы, среди вод и болот" на восточном берегу Шат-эль-Араба, подчиняют, после долгой и трудной войны, часть южной провинции Мидии и проникает в западную Персию; около 670 г. ассирийский царь вторгается в Египет, разбивает перед Мемфисом эфиопского царя Тарака (Тихарака, Таркуу) и овладевает всем Египтом до Сиенских водопадов. Он совершает также и другие победоносные походы.
  
   668
   Ассирийский царь Ассурбанипал (у греческих писателей-Сарданапал) открывает свое царствование тремя последовательными походами на берега Нила, приводящими его победителем в Фивы.
  
   666
   Ассурбанипал усмиряет восстанию Финикии, в которой берет города: Акко, Тир, Арад (последний город после трудной и кровопролитной осады) и совершает походы на возмутившуюся Киликию.
  
   666-612
   Битва египетского царя Псамметиха I (сына одного
из
ассирийских посаженников) с 11 соправителями своими при Момемфисе. При помощи карийских и ионийских наемников Псамметих одерживает решательную победу и делается одиновластителем всего Египта. Во время своего царствования, продолжавшогося около 60 лет, он совершает походы в Сирию и покоряет Газу, Аскалон, Асдод или Азот (последний после 29 летней осады) и др. города.
  
   663
   Правитель Вавилонии, брат ассирийского царя Ассурбанипала (Сарданапала) - Самульсамугин (Саммуг) поднимает знамя мятежа вместе с царем Сузианы и большею частью данников южных стран монархии. Египет также восстал и отложился от Ассирии. Ассурбанипал разбивает в нескольких битвах халдей­ское войско своего брата и его союзников, и после 3-х летней осады входит с триумфом в Вавилон ("неверный брат" Саммуг брошен в пылающую печь). В решительной битве на берегах Улаи (Эвлеи) ассирийский царь наносит совершенное поражение сузианцам и берет в плен и обезглавливает царя их Теуммана.
  
   660
   Асирийский царь Ассурбанипал начинает новую войну в Сузиане, берет и разрушает столицу страны Сузу, увозит из нее драгоценные кумиры богов и несметные сокровища, уводит пленниками в Ассирию жрецов и вельмож. После девятилетней войны ассирийский царь принуждает покориться все горные племена, защищавшие свою свободу.
  
   659
   Ассир. царь Ассурбанипал начинает войну с царем Геджазских арабов Ивете и в продолжение 3-х лет совершенно покоряет всю страну.
  
   657
   Киммеряне и треры, конные номады, жившие у Черного моря и прогнанные оттуда скифами, вторгаются в Лидию, опустошают всю страну и завоевывают столицу ее - Сарды.
  
   655
   Ассирийский царь Ассурбанипал обращает еще раз свое оружие против Элама.
  
   635
   Царь мидийский Фраорт, завоевав Персию и все иранские страны, расположенные по сю сторону Гиндукуша и пустынь Карамании, нападает на Ассирию, но царь последней Ассуредилили III в большой битве при выходе из гор разбивает наголову и рассеивает мидийские полчища, причем сам Фраорт погибает в битве.
  
   625
   Киаксар, царь мидийский и наследник Фраорта, победитель Малой Азии, завоеванной им до р. Галиса, пользуясь смутами, наступившими в Ниневии после смерти Ассуредилили III, осаждает Ниневею. Последняя готова уже пасть, но в это время скифы бросаются со страшным опустошением на страну мидян и порабощают этот народ в течение 19 лет.
  
   610, сентября 30, или 585, мая 28
   Битва мидийского царя Киаксара (или Астиага?) с царем лидийским Алиатом близ Галиса, знаменитая тем, что во время этой битвы произошло (предсказанное ионийским философом Фалесом) солнечное затмение, застапившее сражавшихся в ужасе прекратить битву и вслед за тем заключить мир.
  
   608
   Поражение Иосии, царя Иудейского, в долине Мегидо (Мегидинской) и покорение царства Иудейского фараоном Нехао (Нехо).
  
   606
   Мид. царь Киаксар, освободив свое отечество от туранских орд и получив помощь от царя вавилонского Набопалассара, снова подступает к стенам Нинивеи и после долгой и кровопролитной осады берет и разрушает этот город. Последний ассирийский царь Саррук или Ассарак (у греч. писателей Сарданапал) в отчаянии велел зажечь дворец и сжег себя в нем со своими женами и сокровищами.
   Падение Ассирийского царства.
  

А.С. Лацинский.

"Хронология всемирной военной истории, с указанием на главнейшие факты общеполитической и культурной истории. 4400 г. до Р.Х. - 1900 г. по Р.Х." (СП б., 1909).

  
  

0x01 graphic

Сильвестр,

монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись.

Миниатюра из Лицевого свода. 16 в.

  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ. Будущий победитель ордынцев великий владимирский князь Дмитрий Иванович родился в 1350 г. Всего лишь девять лет было княжичу, когда умер его отец Иван II, прозванный Кротким. Перед смертью великий князь подобно предыдущим московским правителям подписал духовную грамоту, в которой отказал все свои земли двум сыновьям Дмитрию и Ивану. В 1364 г. во время эпидемии в Москве Дмитрий Иванович лишается матери Александры и младшего брата Ивана. В непростое время четырнадцатилетний юноша взял в свои еще неокрепшие руки государственную власть. Готовясь к борьбе с Ордой, великий князь Дмитрий активизировал съезды князей и бояр. Первоначально он прово­дил их в рамках Московского и Владимирского княжеств, а затем вовлек в орбиту и других союзных Москве князей. Все это позволило ему вести более решительную политику по отношению к противникам Москвы. В 1374 году Дмит­рий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде, а очередная попытка Михаила Александровича Тверского в 1375 году с помощью ордынского ярлыка захватить великое княжение окончилась для него плачевно. Московский князь повел на Тверь объединенные силы почти всей Руси, включая и новгородские дружины. Битва на Куликовом поле имела огромное значение в борьбе русского и других народов Во­сточной Европы за освобождение от чужеземно­го ига. Она серьезно подорвала военное могуще­ство Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Весть о том, что "Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом", быстро разнеслась по всей стране и далеко за ее пределами. Даже набег в 1382 г. нового золотоордынского хана Тохтамыша на Москву не уменьшил значения победы на Дону. Заслуги Дмитрия Ивановича высоко ценились уже его современниками. Это хорошо видно из дошедшего до нас сказания о его подвигах. В нем особенно отмечаются такие черты его харак­тера, как благородство, целомудрие, умение вла­деть собой и уважение к православным храмам. Летописи дают нам такой портрет Дмитрия Дон­ского: "Сам крепок зело и мужественен, и телом велик и широк, и плечист, и чреват вельми, и тяжек собою зело, брадою же и власы черен, взором же дивен зело", а "отечество свое, держа­ву свою, мужеством своим крепко держаше.., а умом совершен муж был; во бранях же храбр во­ин и врагом всем страшен являшеся..."
  
   ДОБРАЯ ВОЛЯ. "По доброй воле и без принуждения..." - означает, что кандидат сам в состоянии отличить добро от зла и принять верное решение, что кандидат просит о принятии в Орден, не будучи поощрен к этому или принужден к этому кем-то другим.
  
   ДОБРО. Под добром я разумею здесь всякий род удовольствия и затем все, что ведет к нему, в особенности же то, что утоляет тоску, какова бы она ни была; под злом же я разумею всякий род неудовольствия и в особенности то, что препятствует утолению тоски. (Б. Спиноза).
  
   ДОБРОДЕТЕЛИ суть или добродетели заслуги, иди добродетели обязанности. К первым принадлежат: великодушие, благотво­рительность и самообладание; ко вторым -- правдивость, пристойность и миролюбие; к третьим -- честность, нравственность и умеренность. (И. Кант).
  
   ДОБЫЧА ВОЕННАЯ, или деньги, вырученные от продажи добычи, особенно часть добычи, причитаю­щаяся полководцу, противоположное, самая добыча, состоящая из рабов, скота и различных ве­щей. По понятию греков с самых древних времен все принадлежащее неприятелю, особенно все вооруже­ние, делалось собственностью победителя. В позднейшее вре­мя сам полководец разделял добычу, причем никогда не забывали приносить часть добычи богам, вешать в храмы или же украшать ею общественные здания, а иногда строить и новые.
  
   ДОВЕРИЕ К СОБСТВЕННЫМ СИЛАМ приучает человека рассчитывать только на самого себя и благоразумно пользоваться дарованными нам благами. (С. Смайлс).
  
   ДОВМОНТ (? - 1299) - князь псковский, выходец из Литвы. Оборонял Псков от литовских феодалов и немецких рыцарей. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, "дохнула на него благодать Божия", когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что "бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее". Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: "Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!"
  
   ДОГОВОРЫ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ, первые международные соглашения Киевской Руси, завершавшие её войны с Визан­тией: договор 911, заключенный после успешного по­хода кн. Олега в Византию в 907, восста­навливал дружеств. отношения между государствами и торг. связи, разрешал рус. воинам-добровольцам служить в визант. войске; дог. 944 -- после неудачных по­ходов кн. Игоря в Византию в 941 и 944 -- обязывал Русь не претендовать на Крым. владения Визант. империи, не держать воен. силы в устье Днепра, пре­дусматривал оказание взаимопомощи в борьбе с кочевниками; дог. 971, закл. после неудачного похода Святослава Игоревича в Византию, подтверждал прежние дружеские отношения. Русь обязывалась воздерживаться от нападе­ния на Византию, оказывать ей помощь войсками.
  
  

0x01 graphic

Первый лист Лаврентьевской летописи.

1377 г.

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

  
   На широкую (большую) ногу жить, вести хозяйств о, дом, дело и т. п.
   Богато, роскошно, с размахом.
  
   На широкую руку.
   Не скупясь, щедро.
  
   Набивать (набить) карман (карманы).
   Сильно обогащаться (обычно нечест­ным путем).
  
   Набивать (набить) оскомину кому.
   Сильно надоедать кому-либо.
  
   Набивать (набить) руку в чем, на чем.
   Вырабатывать навык, приобретать сно­ровку в чем-либо.
  
   Набрать в рот воды.
   Упорно молчать.
  
   Навешать собак на кого.
   Намеренно вносить не­ясность, сбивать с толку.
  
   Наводить (навести) тень на плетень (на ясный день навострить уши.
   Наводить тень на кого, на что.
  
   Навязнуть в зубах у кого.
   Крайне надоесть, наскучить кому-либо.
  
   Надевать (носить) маску (личину); надеть маску (личину).
   Стараться скрыть свое подлинное лицо.
  
   Надевать (надеть) себе хомут на шею.
   Излишне обременять себя чем-либо, доставлять себе лишние хлопоты, неудобства.
  
   Надувать (надуть) в уши кому.
   Наговаривать много лишнего, вздорного, неверного.
  
   Надувать (надуть) губы.
   Обижаться, сердиться.
  
   Нажимать (нажать) на все педали.
   Прилагать все свои старания ради достижения чего-либо.
  
   Называть (назвать) вещи своими (собственными) именами.
   Говорить прямо, ничего не скрывая о ком-либо или о чем-либо.
  
   Накладывать (наложить) на себя руки.
   Кончать жизнь самоубийством.
  
   Наклеивать (наклеить) ярлыки (ярлык) <к о м у, на кого, на ч т о>.
   Односто­ронне, шаблонно оценивать кого-либо или что-либо.
  
   Накрутить хвост (хвоста) кому.
   Сделать строгий выговор, подвергнуть резкой, сильной критике; выругать, разбранить.
  
   Наломать дров.
   Наделать грубых ошибок.
  
   Наобум лазаря.
   Не рассчитав как следует, наугад.
  
   Направо и налево.
   Без разбору, решительно всем (помогать, раздавать и т. п.).
  
   Напускать (напустить) туману.
   Вносить путаницу, неясность, неопределен­ность в чем-либо.
  
   Наступать (наступить) на <любимую> мозоль кому.
   Касаться того, что крайне волну­ет, болезненно беспокоит кого-либо.
  
   Наступать (наступить) на пятки кому.
   Догонять, настигать (чаще с целью пресле­дования кого-либо).
  
   Находить (найти) общий язык <с кем, с ч е м>.
   Добиваться взаимопонимания, дого­вариваться.
  
  
  

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

  

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023