ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
На скрижали Истории

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
  
  
  

0x01 graphic

НА СКРИЖАЛИ ИСТОРИИ

(восстановите механизм "летописания")

Анатолий Каменев

"Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души".

Святитель Иоанн Златоуст

   Древний опыт давно подсказать нам мысль о том, что неразумно пренебрегать боевым опытом предков, вовремя не занося их на скрижали истории.
  
   Военная летопись должна вестись постоянно, без перерывов, и через разумные промежутки времени подвергаться всестороннему и вдумчивому анализу с целью вовремя (оперативно) извлечь уроки на будущее...
  
   В данном случае не раскрывается механизм военного "летописания", а лишь констатируется мысль о том, что должен существовать какой-то орган, который должен беспристрастно, день за днем, фиксировать все факты, имеющие отношение к военному делу (отечественному и зарубежному).
  
   На основе сложившейся базы данных создается возможность для анализа, который выявляет ведущие тенденции:
  
  -- в военной политике,
  -- военном строительстве,
  -- военной доктрине,
  -- стратегии,
  -- тактике,
  -- подготовке войск и командных кадров,
  -- развитии техники и вооружения и т.п.
  
   Когда же ведущая тенденция ясна, то неизбежен и вывод о том:
  
  -- в каком направлении следует развиваться военному делу,
  -- кого и почему следует опасаться,
  -- как готовить войска,
  -- как воспитывать офицерские кадры,
  -- каких технических и инженерных решений следует достигать и т.д.
  
   Государство и министерство обороны не может полагаться на отрывочные и не всегда квалифицированные сведения, полученные от разведчиков, дипломатов, хотя и не должны ими пренебрегать.
  
   Не будет этого - история повторится:
  
   все вновь входящие в военный строй люди, будут начинать как бы с нуля, т.е., образно говоря, вновь начнут заниматься изобретением примитивного велосипеда, вместо того, чтобы его кардинально усовершенствовать.
  
   Далее, если все останется по-прежнему:
  
   то каждый новый военачальник вновь будет примерять на себя "шляпу Наполеона", становиться в его позу и изрекать слова о том, что с ним начинается новая эпоха в военном строительстве.
  
   И последнее:
  
   если вовремя не делать выводы из содеянного, то только война (а значит, кровь, жертвы, утраты и т.п.) будет нас вразумлять по поводу неверности избранного военного пути.
  
   Не лучше ли, пройдя немного вперед, остановиться и оглядеться, не сбились ли мы с пути?
  
   Сделаем, хотя бы для опыта:
  
   для всех, кто что-то читает внимательно, и
   для тех, которые хотел бы найти лично для себя умные выводы из своей личной жизни...
  

0x01 graphic

Славяне на войне:

"Отличаясь жестокостью на войне, они сами сражались до последней капли крови. Трусость почиталась одним из гнуснейших пороков и строго наказывалась"...

  
   Наши предки ни в чем не уступали нам - у них были "имеющие равные права"...
   Став искусными воинами, они при­обретали и для себя, и для своего государства благополучие, богатство и великую славу...
   Они учились совер­шать благородные и прекрасные деяния..
   Те, кто умел стрелять из лука, метать дротик и ловко сидеть на коне, но падают духом,
   не могли считаться настоя­щими воинами...
   Не явля­ются настоящими воинами и те, кого побеждает сон, когда враги наши были способны бодрствовать...
   Самое прекрасное достояние - похвала у того, кто желает заслужить похвалу, должен был готов к любой опасности...
   За всякий ваш поступок нужно нести ответственность...
   Мы должны опасаться за стремление завладеть чужим добром...
   Враг, вторгшийся первым и нанесший удар, должны призывать на помощь друзей ...
   Воздадим должное богам, вселим в вас душевную бодрость...
   Не только великие, но и самые малые дела начинают, предварительно испросив благослове­ние божества...
   Не прибегай к помощи толкователей - умей сам наблюдать то, что можно увидеть...
   Боги дали в удел людям - искусство в делах, лучшую жизнь...
   Трудолюбивым помогают достигать цели скорее, чем бездеятельным...
   Заботливым помогают быть увереннее в своей безопасности, чем беззаботным...
   Нельзя просить у богов победы тем, кто не умеет ездить верхом...
   Кормчие, не изучившие искусства судовождения, не должны молить бога о спасении корабля...
   Земледельцы, не засеявшие поля, не имеют права молить богов о богатом урожае...
   Воины, безрассудно ведущие себя в бою, не могут про­сить богов сохранить им жизнь...
   Ни один из воинов не станет питать чувства благодарности за их жалованье...
   Когда они получат дополнительно к условленной плате, они будут для них по­четной наградой...
   Надо понимать, что земли необработанными не приносящими никакого дохода...
   Что пользы войску от тактики, если нет провианта и люди нездоровы?
   Что толку от нее, если воины не сведущи в тех искусствах, которые специально предна­значены для ведения войны?
   Что пользы от нее, если воины не повинуются?
   Тактика составляет лишь незна­чительную часть стратегии...
   Советуйся отправиться к людям, счи­тающимся опытными в вопросах стратегии...
   Старайся бывать в обществе людей, которые слывут весьма сведущими в вопросах стратегии...
   Мудрый полководец предпочтет постоянно за­каливать своих воинов, заботясь о их здоровье, чем приглашать врачей...
  

0x01 graphic

Россия.

Ямская и конвойная служба в степи.

Художник Николай Николаевич Каразин (1842-1908)

  
   Надо с самого начала принять меры к тому, чтобы в твоем войске не было больных...
   Прежде всего, если тебе придется разбить лагерь в определенной местности, ты должен позаботиться о здоровых лагерных условиях...
   Старайся не слишком перегружать себя пищей, ведь это вредно для здоровья...
   Затем я забочусь о том, чтобы она хорошо переварилась...
   Труднее всего содержать войско, проводящее время в праздности...
   Как от бездеятельного земледельца не приходится ожидать пользы, точно так же нельзя ждать полезного и от бездеятельного полководца...
   Тот, кто правильно устроит состязания по каждому виду воинских упражнений, назначит награды победителям...
   Слаженно действуют те воины, когда они вы­полняют свой долг, наподобие хора в музыкальных состязаниях...
   Когда необходимо воодушевить вои­нов, ничто более не отвечает этой цели, чем возможность вселять надежду в души людей...
   Ты будешь походить на охотника, созывающего собак на охоте тем же кличем, каким натравливают их на зверя...
   Полководец должен воздерживаться от заверений, в ре­альности которых он сам точно не уверен; пусть это делают по его поруче­нию другие...
   Два важных закона - умение повелевать и умение повиноваться...
   Повиновения от своих воинов тот полководец, который будет хвалить и поощрять дис­циплинированных и, напротив, наказывать и лишать чести непослушных...
   Добиться дисциплины более осмысленной, а именно добровольной - есть другой и более краткий путь...
   Люди с особой готовностью повинуются тому, кого считают разумнее себя в тех делах, где речь идет о их собственной выгоде...
   Обрати также внимание, с какой охотой подчиняются кормчим те, кто плывет вместе с ними на корабле...
  

0x01 graphic

  

Россия.

"Погоня".

Война 1904--1905.

Художник Самокиш Н.С. Из дневника художника (1908)

  
   Повиновение принесет ему вред, его никакими наказаниями не заставишь подчиняться приказам и не прельстишь никакими дарами...
   Лишь на короткое время обманешь людей и вскоре, когда придется доказать свое мастерство на деле, ока­жешься изобличенным, да к тому же еще и хвастуном...
   Всегда имеет возможность оказать благодеяние тому, кому хочешь...
   Полководец должен на глазах у всех трудиться вместе со своими воинами под палящими лу­чами солнца, а зимой - пренебрегая холодом...
   Сознание уважения, оказываемого тому, когда на него обращены взоры всех воинов, делающих самый тяжелый труд...
   Предпочел бы соблюдать осто­рожность, и притом именно в той мере, в какой я чувствовал бы моральное превосходство свое и своих воинов...
   Тот, кто намерен добиться победы, должен стать коварным, скрытным, хитрым, лукавым, вором и грабителем, а также превосходить противника в военных хитростях...
   С какой целью постигли вы искусство заманивать в западни диких сви­ней, копая ямы и расставляя сети?
   Мы учили вас поражать мишени и не разрешали стрелять из лука или метать дротик в людей с той целью, чтобы вы в настоящее время не причиняли вреда друзьям...
   Мудрый учил, что можно обманывать и друзей, если это принесет им пользу, и воровать их имущество, если это пойдет им на благо...
   Молодые люди, имевшие склонность к обману и коварству, которые, возможно, были не прочь и поживиться за счет других...
   Когда у врага ряды расстроены - напасть на него, чтобы за­хватить его врасплох...
   Прикажи своим войскам бодрствовать, чтобы обру­шиться затем на спящего врага...
   Когда враг займет невыгодные для него позиции, самому надо занять хорошо укрепленные места...
   Врагу же ты должен нанести удар именно там, где оборона окажется наиболее слабой...
   Знающие свое дело, выставляет сильное охранение...
   Тот, кто хочет обмануть врага, может оставить его в покое, а после захватить врасплох...
   Дать себя преследовать, чтобы враг расстроил свои бое­вые порядки, и, заманив неприятеля в неудобную местность, напасть на него там...
   Наибольшей славой поль­зуется все то, что ново и свежо, так и в военном искусстве тем большее внимание привлекают всякие новшества...
   Отправляясь охотиться на птиц, ты в самую суровую стужу встаешь ночью, и не успеют птицы подняться в воздух, как у тебя уже приготовлены силки для них...
   Ты используешь дрессированных птиц, которые оказывают тебе существенную помощь, приманивая своих диких сородичей...
   Охотясь на зайцев, которые и кормятся в сумерках, а днем убегают, ты пускаешь в дело собак, которые чутьем отыскивают их; если выслеженный заяц убежит, ты выпускаешь других собак, которые натасканы преследовать его по пятам...
   Против людей ты не уступишь врагу в применении военных хитростей...
   Отличная закалка, высокий моральный дух войска, прекрасная воинская выучка...
   Все воины, от которых ты ждешь выполнения своих приказов, сами ожидают от тебя заботы о них самих...
   Думай о том, что будут делать твои воины днем, а когда настанет день, заботься, чтобы к ночи все было в по­рядке...
   Готовясь к битве, как вести войска днем или ночью - по узким или широ­ким дорогам, по горным или равнинным...
  

0x01 graphic

Россия.

"Победа шведов в битве при Нарве, 1700".

Художник Густав Седерстрём, 1910

  
   Если жертвы и гадания по птицам оказались неблагоприятными, не подвергай опас­ности ни себя, ни свое войско...
   Люди руко­водствуются в своих поступках лишь догадками, не зная точно, что именно принесет им благо...
   Считавшиеся весьма мудрыми, убеждали свои государства на­чать войну против тех, от руки которых поддавшиеся уговорам сограждане потом погибали...
   Содействовавшие процветанию и отдельных лиц, и целых государств, претерпевали позже от них величайшие бедствия...
   Не­которые имели возможность приобрести друзей, способных принести им великую пользу, оказывая услуги взамен; но они пожелали превратить их скорее в рабов, чем в друзей, и за это поплатились...
   Пожелали стать господами над всеми, но позже они лишились и того, чем обладали прежде...
   Были и такие, которые, добившись вожделенного богатства, из-за него погибали...
   Вечно сущие боги, мой мальчик, знают все, и то, что было, и то, что есть, и то, что должно произойти с каждым...
  
  

Обратимся к первоначалу истории

  
  
  

0x01 graphic

  

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака. 1765г.

Художник Антон Павлович Лосенко (1737-1773)

  

Евреи --

люди "с той стороны" реки...

  
   Из кн. Вебер Г.
  
   Авраам уже называется евреем (кн. Бытие XIV, 13).
  
   В нем воплощаются все хорошие национальные качества еврейского народа.
   Кочуя с своими номадами и стадами на юге Палестины, он совмещает в себе все те добродетели, которые всегда высоко ценят на востоке: миролюбие, безкорыстие, верность слову, гостеприимство, богобоязненность.
  
   Миролюбие не мешает ему помогать оружием друзьям в беде.
  
  

0x01 graphic

"У Богородицкого дуба"

Художник Карл Павлович Брюллов.

  
   Он насаждал священные деревья и рощи, которые впоследствии пользовались у евреев величайшим уважением, - таковы были дубрава Мамре, роща в Вирсавии, дуб у Вефиля; он ставил пограничные камни; сооружал жертвенники; но над­писей не делал: об искусстве писать нет упоминовений в рассказах о нем; он выкопал семь колодезей у Вирсавии; купил место для погребения в Хевроне, где умерла Сара; приносил жертвы в Вефиле и на горе Мориа.
  

0x01 graphic

"Нахождение Моисея дочерью фараона"

Художник Флавицкий Константин Дмитриевич (1830-1866)

  
   Новые религиозные учреждения были установлены не без тяжелой борьбы. Эмигранты были смесью людей разных племен с разными обычаями.
   Этим объясняется возвращение их к египетскому язычеству, сопротивление строгим требованиям религии духовного бога.
  
   Необходимо было искоренить сопротивляющиеее элементы; без того в массе не могло окрепнуть сознание национального единства.
  
   Потому и были истреблены тысячи поклонившихся золотому тельцу; был побит камнями богохульник, сын египтянина и израиль­тянки; а позднее, подверглись погибели Корей и его сообщники, восставшие против власти Моисея. Поклонение золотому тельцу оче­видно было египетским поклонением быку.
  
   Многие из тех семейных и общественных учреждений, которые были освящены синайским законодательством, без сомнения существовали и раньше. Таковы, например: разделение израильтян на племена, власть отца семейства, положение женщины, многоженство, развод, кровомщение, обычай возмездия.
  
   Власть главы семейства сохраняет весь свой патри­архальный объем.
   Отец сохраняет право продать дочь (XXI, 7).
  
   Но чтобы глава семейства не злоупотреблял своею властью, ему строго вменяется в обязанность быть любящим; постановляется, что он должен хорошо обращаться с рабами.
   Раб-еврей не должен быть удерживаем в рабстве долее шести лет; после шестилетней службы господину, он остается рабом лишь в том случае, если сам согласен на это.
  
   Не должно угнетать иноплеменных пришельцев: "Пришельца не притесняй, и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской".
  
   Усыновляются законы, ограждающие безопасность личности и собственности, правила возмездия и вознаграждения.
  
   Основная идея их: "отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обож­жете, рану за рану, ушиб за ушиб" (ХХII, 23-25).
  
   За служение иным богам, чародейство и т.д. определены строгие наказания.
  
   Ставя в обязанность израильтянам любовь к ближнему, кротость к пришельцам и к подвластным, Книга Завета служит подготовлением к тем двум заповедям Иеговы, в которых состо­ять сущность закона: "будьте святы, как свят Я", и "возлюби ближнего своего, как самого себя".
  

0x01 graphic

   Чтобы не бояться внешних врагов, Соломон умножил число войска.
   Еще Давид завел, по примеру египтян, конницу и боевые колесницы; Соломон очень усилил эти части войска.
   У израильтян вошло в поговорку выражеиие: "колесницы Фараоновы при дворе Соломоновом".
  
   У Соломона "было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и в Иеруеалиме. Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы"; военные колесницы тоже покупал он в Египте.
  
   Он усилил и число пеших воинов, обязал служить в ополчении всех израильтян, способных носить оружие.
   Работниками на его постройках были порабощенные хананеяне, "сынов же Израилевых Соломон не делал работниками; но были они его воинами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников".
  
   Но Соломон думал не столько о военной славе, сколько о великолепии, блеске.
   Государство уже расширилось до своих естественных границ; нация была свободна и безопасна, важнейшею ее задачею должно было стать достижение благосостояния и образо­ванности.
  
   Соломон заботился о доставлении этих благ своему на­роду; благодаря тому государство стало благоденствовать, а он приобрел себе средства удовлетворять своей любви к искусствам и своей склонности к великолепию.
  
  

0x01 graphic

Китай.

Горная обитель.

Художник Гугун, Пекин.

  

Старцы в Китае

  
   Из кн. Шмидт К. История педагогики.
   Дохристианская эпоха. Воспи­тание у диких народов, на Востоке, у греков и римлян. Изд. 4-е. - М., 1890.
  
   Почтение к старцам в древнейшие времена уже составляла главную черту в характере китайцев.
  
   ЛИ-КИ говорит о значении старости:
  
   "При дворце в одном и том же сане старость считалась выше.
   Восьмидесятилетние не являются ко двору; если же государь желает посоветоваться с ними, то он отправляется к ним".
  
   Когда ходят с родителями, то идут не рядом с ними, а поза­ди их.
  
   При виде старца экипажи и пешехода сторонятся.
   Старцев содержали и кормили на государственный счет, и это делалось именно в школах на виду у всех, с тем чтобы подать добрый пример молодежи; вероятно, имелось также в виду, чтобы молодежь в сноше­ниях со старцами пользовалась ее богатым опытом.
  
   В высокой шко­ле государства император лично кормил за столом трех старцев.
  

0x01 graphic

  

Китай.

Горный проход после снегопада

Художник Тан Инь.

  

Китай и его

"средоточие нравственной жизни"

   Из кн. Вебер Г. Всеобщая история (1885):
  
   Самым ясным образом и с самой выгодной стороны своеобразность китайской духовной жизни проявляется в их общественных отношениях и семейном быте.
  
   Но китайским понятиям, человек имеет значение не как самостоятельное свобод­ное лицо, а лишь как член общества; потому он может заслу­живать уважение только под условием подчинять свои поступки и весь свой образ жизни господствующим правам и обыкновениям, ни в чем не уклоняться с торной дороги обычая, не иметь индивидуальности, ничем не отличаться от других.
  
   По­крой одежды установлен тысячи лет тому назад правительством, и с той поры оставался неизменным; отступать от него не дозволяется.
  
   Коса на выбритой кругом голове мужчины точно также считается необходимою принадлежностью сына "срединной империи", хотя этот обычай насильно введен у китайцев манчжурами.
  
   Уродование ног бандажами и тесными башмаками, мешающими пра­вильному росту пальцев и пятки, такая же необходимость для жен­щины, как и широкий покрой одежды.
  
   Подобно этим, и все другие обыкновения, все другие формы частной жизни подчинены неизменным правилам.
   Потому добродетели китайцев только пассивные.
  
   Не делать дурного, вредного обществу - это важиее, по мнению китайцев, чем действовать энергично.
  
   Уважение к родителям, послушание начальству, любовь к родным и друзьям, обходитель­ность и учтивость - главный обязанности китайца.
  
   Брак и се­мейство, "средоточие нравственной жизни", регулируются очень точными правилами.
   Бракосочетание мужчины и женщины, дающее начало семейству-подобие давшего начало вселенной сочетание плодотворящей первобытной силы с воспринимающею первобытною материею, неба с землею.
  
   Брак возник вместе с государством: Фу-ги, устроивший после великого потопа государственный порядок, был и учредителем брака.
   Это воззрение возвысило женщину в Китае из униженного положения, в котором находилась она у дру­гих народов древности. Правда, она обязана повиноваться мужу и вполне подчинена не только ему, но и его родителям; однако же, она все там пользуется большим уважением, как необходимый член семейства.
  
   В честь женской добродетели и самоотверженности воздвигнуто много триумфадьных ворот. Но, по общему восточному обычаю, жизнь женщины и у китайцев ограничена домашним бытом; женщина не бывает в мужском обществе, и о ее образо­вании мало заботятся.
  
   Брак установлен небом; потому он обя­занность для китайца; только в брачной жизни мужчина может исполнит свое предназначение. Многоженство дозволено; но встречается не часто. Наложницы подчинены первой по старшинству брака законной жене, и их дети считаются юридически ее детьми. Жених приобретает невесту выкупом, который дает ее родите­лям.
  
   Степени родства, в которых брак недозволителен, про­стираются далеко по генеалогическим разветвлениям.
  
   Самая свя­щенная связь семейной жизни - любовь детей к родителям; и ки­тайцы постоянно заботятся о том, чтобы научать людей этой выс­шей из всех человеческих обязанностей.
  

0x01 graphic

Китай

Сад ученых. VIII в.

Художник Хань Хуан.

Китай

Молниеносная война

  
   Следующим фактором успешной военной политики, по мнению китайских мыслителей, является молниеносность войны.
  
   Древнее китайское изречение по этому поводу гласит, что удар по противнику должен быть подобен удару грома, который не успел бы еще дойти до ушей людей, а блеск молнии - до глаз людей.
  
   Этот принцип молниеносного удара Сунь - цзы выражает словами:
  
   "Война любит победу и не любит продолжительности".
  
   Сунь - цзы объясняет, почему это так.
  
   Затяжка войны сулит гибельные последствия и в чисто военном смысле, и в финансо­вом, и в общеэкономическом, и в международных отношениях. В чисто военном смысле затянувшаяся война приводит к тому, что "оружие притупляется и острия обламываются", т. е. к исто­щению боевого снаряжения.
  
   Кроме того, Сунь - цзы говорит о том, что подрываются и силы армии.
  
   Эти его слова Цзя Линь комментирует так: "В войне, если даже и побеждают, но это продолжается долго, выгоды никакой нет; война любит полную победу. А когда оружие при­тупилось, острия обломались, воины - в ранах, кони изнурены, значит, силы подорваны".
   Чжан Юй дополняет: "Когда ведут войну долго и только после этого побеждают, солдаты устают, и дух у них падает".
  

0x01 graphic

Персия.

Гробница Кира Великого в Пасаргадах.

Ок. 350 г. до н. э.

Персия и ее

"Школа справедливости"

  
   Ксенофонт из его "Киропедии":
  
   Предводителями детей выбираются пожилые люди, способные, как полагают персы, воспитывать детей наилучшим образом.
  
   Предводители эфебов выбираются из числа зрелых мужей, которые опять-таки, по мне­нию персов, способны воспитывать в них прекрасные качества.
  
   Над зре­лыми же мужами ставят предводителями таких людей, которые, по мнению персов, научат их быстро исполнять приказы и распоряжения, исходящие от самых высоких должностных лиц.
  
   Есть предводители и у пожилых людей, следящие за тем, чтобы они также выполняли свой долг в соответствии с принятыми установлениями.
  
   Теперь мы расскажем об обязанностях, возложенных на каждую возрастную группу, чтобы стало яснее, как же персы воспитывают высокие моральные качества у своих сограждан.
  
   Дети, посещающие школу, постоянно учатся справедливости.
   Как они говорят, посещают школу они именно для этой цели, наподобие того, как наши дети ходят в школу, как они го­ворят, чтобы учиться там грамоте.
  
   Предводители их проводят большую часть дня, творя над ними суд.
   Ведь у детей, как и у взрослых, постоянно возникают взаимные обвинения и в воровстве, и в грабеже, и в насилии, и в обмане, и в оскорблении словом и тому подобном. В случае, если суд признает кого-либо виновным в подобном проступке, назначается наказа­ние.
  
   Наказывают и тех, кто, по их мнению, несправедливо обвинил дру­гого.
   Они также привлекают к суду провинившегося в том, за что люди более всего ненавидят друг друга, но менее всего наказывают, а именно в неблагодарности. И кто, как они считают, имел возможность отблагода­рить другого, но этого не сделал, подвергается суровому наказанию.
  
   Ведь они полагают, что неблагодарные являются людьми, совершенно пренебре­гающими религией, предками, родиной и друзьями.
  
   Пороку неблагодар­ности ближе всего, как они думают, бесстыдство; оно является величай­шим пороком, причиной всех прочих.
  
   Они обучают детей и нравствен­ности.
  
   Дети видят, как нравственно и благопристойно ведут себя ежедневно старшие, и это весьма способствует воспитанию у них нрав­ственных устоев.
   Детей учат еще повиноваться предводителям, и здесь осо­бое значение имеет пример старших, усердно выполняющих распоряжения предводителей; их приучают легко переносить голод и жажду, и этому также весьма способствует наблюдение за поведением старших, которые не уходят обедать, пока их не отпустят предводители.
  
  
  
  

0x01 graphic

  

Ассирия: мудрый обычай

  
   Врачами здесь не пользуются, а кто заболел, тех выносят на площадь, и прохожие, подходя к больному, расспрашивают его о его болезни; и сам ли кто страдал когда подобною или другого видел стражду­щего оною, всякий, расспросивши, дает наставления, каким кто способом от нее избавился или видел избавившимся другого.
  
   А пройти мимо больного никому не позволяется, не спрося, какою он страдает болезнию.
  
   Источник - Геродот, Клио,
  
  

0x01 graphic

Вступление Александра в Вавилон, 1664.

Художник Шарль Лебрён

Постыднейший же из обычаев вавилонских

  
   Каждая вавилонская женщина однажды в свою жизнь должна воссесть во храме Афродиты для совокупления с чужеземцем.
   Впрочем, многие женщины, гордясь богатством своим, не хотят с другими смешиваться и для сего ездят в крытых повозках при мно­жестве прислужниц, а пред храмом лишь останавливаются.
  
   Боль­шая, однако, часть поступает так: женщины садятся в ограде, по­священной Афродите, повив голову венком из вервия, и одни при­ходят, другие уходят, а между ними по веревке проведены многие проходы, по которым ходя, чужеземцы выбирают себе женщин.
  
   И коль скоро какая женщина там села, то не прежде уже уходит домой, как когда кто-либо из чужеземцев, бросив ей на колена денег, совокупится с нею вне храма.
   А бросая деньги, должен он сказать: "Призываю о тебе богиню Милитту", Милиттою же у ас­сириян называется Афродита.
  
   Денег же сих сколько бы ни было, отвергнуть их женщина не вправе, ибо деньги сии почитаются священными; но должна идти за первым, кто их бросит, и не пре­зирать никого.
   Сим совокуплением отдает она священный долг богине, а затем удаляется домой, и с сего.времени, сколь бы ве­ликие дары кто ни предлагал ей, успеха не получит. Кто из жен­щин хороши лицом и статью, те возвращаются домой скоро, а кто безобразны, те подолгу дожидаются, пока смогут исполнить обы­чай, иные даже по три и по четыре года.
  
   Подобный сему обычай ведом и в некоторых городах на Кипре.
  
   Источник - Геродот, Клио
  
  

0x01 graphic

  

Египет.

Храм Ментухотепа

  
  

Египет

Надгробные надписи военачальников

  
   Идеологическим смыслом наполнены и надгробные надписи военачальников, прославляющих фараона, под предводительством которого они совершали свои походы и одерживали победы над врагом.
  
   Один из сподвижников Аменемхета I, правитель XVI нома Верхнего Египта, Хнумхотеп I рассказывает в своей надписи о том, что он сопутствовал царю в то время, как он шел по Нилу во главе флота из 20 кораблей, построенных из кедра.
  
   Результат этой кампании описывается в этой надписи в следующих словах:
  
   "Он изгнал его из двух стран [Египта]. Нубийцы... азиаты пали. Он овладел нижней страной, нагорными областями, двумя странами... с народом".
  
   Большое значение придавалось публичным (всеми обозримым) надписям, которые устраивались на видном месте, на перекрестках и вблизи оживленных дорог.
  
   Так, в надписи, высеченной на скале близ дороги, ведущей из Ассуана в Филэ, ясно указывается на военное могущество фараона.
  
   Надпись гласит:
  
   "Вот его величество в своем дворце, но слава его величественна. Страх перед ним в стране. Ужас (царит) в странах Ханебу. Обе полови­ны двух владык (Горов) под наблюдением его. Племена девяти луков под стопами его. Приходят к нему азиаты ментиу, неся дань, а ну­бийские племена лучников иунти-сетиу, неся корзины. Его южная граница - у "Рога земли". Северная - у окраины болот Сатет (Азия), находящихся под властью его величества. Не отстраняется рука его посла в странах Фенеху".
  
  

Надпись на пограничном камне

  
   Среднее царство отличалось любовью к риторике и изысканным выражениям.
   Тогда старались выражаться как можно искусственнее и менее понятно.
  
   Высоко­парность и риторичность стиля были общей модой и особенно находили себе приме­нение в царских надписях.
  
   Напр., Сенусерт III, поставив пограничный камень при Семне в Нубии, не ограничился указанием на свои победы, не счел необходимым при­соединить и следующее (приводим более понятные места):
  
   "Я, царь -- говорящий и действующий: намерение моего сердца приводится в исполнение моею рукою...
   Я не даю ничему залеживаться в моем сердце...
   Храб­рость -- это пылкость, трусость -- это ускользание; поистине трус тот, кто про­гнан со своей границы...
   Если кто-либо храбр против негра, он обращает тыл; когда кто-либо отступает, он становится смелым. Это не люди силы -- они жалки и тру­сливы.
   Мое величество видел их -- это действительно так".
  
   (Авдиев В.И. Военная история Египта. Т.1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн ХVI-ХV вв. до н.э. - М., 1948. - С. 69, 182).
  
  
   0x01 graphic

Россия

Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком.

Художник Алексей Данилович Кившенко

  

Поучения - это "врата богов"

(фрагменты "поучения к детям Владимира Мономаха")

   "Я, ничтожный, дедом своим Ярославом благословенным, славным, названный при крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею -- Мономахами... и ради крещеных людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всяких бед!
  
   Сидя на санях, по­думал я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней сохранил грешного.
  
   Дети мои или кто другой, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба из детей моих, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, также и трудиться.
  
   Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте изобильную, это ведь -- начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, тот пусть не насмеется, а так пусть скажет: в дальнем пути, да на санях сидя, пустого он наговорил.
  
   Встретили ведь меня послы от братьев моих на Волге и ска­зали: "Присоединись к нам, чтобы выгнать Ростиславичей и во­лость их отнять; если же не пойдешь с нами, то мы -- сами по се­бе будем, а ты -- сам по себе".
   И сказал я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни клятвы преступить".
  
   И, отпустив их (послов), взяв Псалтырь, с печалью раскрыл ее, и вот что прочиталось мне: "О чем печалишься, душа? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом я выбрал слова эти прекрас­ные и расположил их одни за другими и написал: если вам пос­ледние не любы, первые возьмите.
  
   "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Упо­вай на Бога, потому что я все открою ему".
  
   Не соревнуйся с лу­кавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут ис­треблены, а богопослушные -- те будут владеть землей.
  
   И еще немного -- и не будет грешника; будет искать он места своего и не найдет. Кроткие же унаследуют землю и будут наслаждаться миром. Высматривает грешный праведного и скрежещет на него зубами своими; Бог же смеется над ним и предвидит, что наста­нет день его (последний).
  
   Оружие извлекли грешники, натягива­ют лук свой, чтобы подстрелить нищего и несчастного, поразить правых сердцем. Оружие их поразит сердца их, и луки их сломаются.
  
   Лучше у праведника малое, чем богатства грешных вели­кие.
  
   Ибо сила грешных сломится, укрепляет же праведных Гос­подь. Так вот грешники погибнут: праведных же милуя, он им подает. Так благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его.
  
   Молод я был и дожил до старости, и не видел праведника поки­нутым, ни детей его просящими хлеба. Всякий день раздают милостыню и взаймы дает праведник, и потомство его благословенно будет.
  
   Уклоняйся от зла, делай добро, ищи мира и гони (зло), и живи во веки веков.
   "Когда восстали бы люди, то живы­ми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то вода бы нас потопила".
  
   "Помилуй меня, Боже, ибо растоптал меня человек; всякий день нападая, угнетает меня. Попрали меня враги мои, ибо много нападающих на меня свыше". "Возрадуется праведник, и, когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника".
  
   И сказал ведь человек: "Если есть награда праведнику, значит есть Бог, творящий суд на земле". "Возьми меня из рук врагов моих, Бо­же, и от восстающих на меня отними меня. Избавь меня от зако­нопреступников и от людей кровожадных спаси меня, ибо они оплели душу мою".
  
   "Ибо, как гнев в ярости его, так и жизнь в воле его: вечером водворится плач, а на утро явится радость". "Ибо лучше милость твоя, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя за жизнь мою и во имя твое воздену руки мои". "Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправды". "Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала ему", и прочее.
  
   Так ведь и Василий учил, собрав юношей, иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, и соблюдать слово Господне:
  
   "Еде и питью быть без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными се­бе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться; не неистовствовать словом, не осуж­дать речью, не много смеяться, стыдиться старших, с дурными женщинами не разговаривать, книзу глаза держать, а душу ввысь, избегать их; не уклоняться учить падких на власть, ни во что ставить всеобщее почитание.
  
   Если кто из вас может сделать другим полезное, от Бога на воздаяние пусть надеется и наслаж­дение вечными благами". "О, владычица Богородица! Отведи от бедного сердца моего гордость и буйство, чтобы не величался я суетою мира сего в нашей ничтожной жизни".
  
   Научись, верующий человек, поступать благочестиво, научись по евангельскому слову, "глазами управлению, языка удержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, мысли чисто­ту блюсти, побуждая себя к добрым делам Господа ради.
  
   Лиша­емый -- не мсти, ненавидимый -- люби, преследуемый -- терпи, ху­лимый -- моли, умертви грех".
  
   "Выручайте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовиц; приходите соединиться, гово­рит Господь. Если будут грехи ваши как багряные, обелю их как снег", и прочее.
   "Воссияет весна воздержания постного и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и ду­шевной. Взывая к светодавцу, скажем: "Слава тебе, человеко­любец!"
  
   Поистине, дети мои, поймите, как человеколюбец Бог милостив и премилостив.
   Мы, люди, грешны и смертны, и, если кто нам причинит зло, то мы поскорее хотим его проглотить и кровь его пролить.
  
   А Господь наш, владея и жизнью и смертью, безмерные согрешения наши терпит в течение всей жизни нашей. Как отец, дитя свое любящий, бьет и опять привлекает его к себе, так же к Господь наш показал нам, как побеждать врагов, как тремя доб­рыми делами избавляться от них и побеждать их: покаянием, сле­зами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя освободиться от грехов своих и царствия (небесного) не лишиться.
  
   И Бога ради, не ленитесь, умоляю вас, не забывайте трех дел этих, ибо не трудные они: это не затворничество, не монаше­ство, не голодание, которые иные добродетельные претерпевают, но малыми делами можно получить милость Божию.
  
   "Что такое человек, как подумаешь о нем?"
   "Велик ты, Гос­поди, и дивны дела твои, никак разум человеческий не может рас­сказать о чудесах твоих".
   И опять скажем: "Велик ты, Господи, и дивны дела твои, и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле". Кто же не воздает хвалу и не прославляет силу твою и твои великие чудеса и блага, устроенные на этом свете: как небо устроено или как солнце или как луна или как звезды, и тьма и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим про­мыслом!
  
   Звери различные и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, Господи!
   И этому чуду дивимся, как из земли создав че­ловека, как разнообразны человеческие лица, если и всех людей собрать, не все они на одно лицо, но каждый на свой облик, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стра­не, но и сильные и слабые расселяются по всем странам Божьим повелением, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на благо людям, в пищу, на потеху.
  
   Велика, Господи, милость твоя к нам, так как ты эти блага сотворил человека ради грешного. И те птицы небесные научены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, имея голос, они становятся немы. "И благословен. Господи, и про­славлен ты весьма!" "Всякие чудеса и эти блага сотворил. И кто не славит тебя. Господи, и не верует всем сердцем и всей душой имя Отца и Сына и Святого Духа, тот да будет проклят!"
  
   Эти божественные слова прочитав, дети мои, воздайте хвалу Богу, подавшему нам милость свою; а это от слабого моего ума наставление.
   Послушайте меня; если не все примете, то полови­ну.
  
   Если вам Бог смягчит сердце, слезы свои пролейте о грехах своих, говоря: как блудницу и разбойника и мытаря ты помило­вал, так и нас грешных помилуй.
   И в церкви то делайте и ложась (спать).
   Не грешите ни одной ночи; если это вам по силам, покло­нитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. А того не за­бывайте, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой че­ловек побеждает дьявола, и что человек нагрешит за день, тем избавляется (от греха). Если и на коне едучи, не будет у вас ни с кем дела, если других молитв не умеете произносить, то "Госпо­ди, помилуй" взывайте беспрестанно про себя, ибо эта молитва всех лучше, -- нежели думать о пустом, ездя.
  
   Всего же больше убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправ­дывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека.
   Ни правого, ни виноватого не убивайте и не приказывайте убить его; если будет он достоин смерти, то не губите ни единой христиан­ской души.
  
   В разговоре, о дурном ли, о хорошем ли, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в том нужды никакой.
  
   Если же будете крест целовать братии или кому иному, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте, а, поцеловав (крест), блюдите, как бы, преступив, не погубить души своей. Епи­скопы, попы и игумены... с любовью принимайте от них благосло­вение и не сторонитесь их, и по силе любите и пекитесь о них, чтобы получить от них молитву... от Бога.
  
   Более всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня жи­вы, а завтра в гробу; это все, что ты нам дал, не наше, но твое. поручил нам это на малое время. И в земле (богатства) не прячь­те, это нам великий грех.
  
   Старых чти, как отца, а молодых, как братьев.
  
   В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите; не пола­гайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости ваши ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
  

0x01 graphic

Россия.

Перед грозой.

Художник Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)

  
   На войну вый­дя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и но­чью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставай­те; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает.
  
   Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.
  
   Как бы вы ни шли походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника.
  
   И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами -- то пищей и пи­тьем: ибо они по пути прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не попри­ветствовав его и не подарив его добрым словом.

0x01 graphic

Россия.

Искушение 1857.

Художник Николай Густавович Шильдер (1828-1898)

  
   Жену свою лю­бите, но не давайте ей над собой власти.
  
   А вот вам и конец все­му: страх Божий имейте превыше всего.
   Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
  
   Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умее­те, тому учитесь -- как отец мой, дома сидя, научился пяти язы­кам, отсюда ведь честь от других стран.
  
   Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится. Хорошо поступая, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего в отношении церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все знатные мужи, исполненные достоинств.
  
   На заутрени воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, следует прославить Бога радостно, со словами: "Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет свой красный". И еще: "Господи, прибавь мне год к году, чтобы, впредь в остальных грехах своих покаявшись, оправдать жизнь свою", так я хвалю Бога. И сесть думать с дружиною или тво­рить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать: спанье назначено Богом на полдень. По этому установленью ведь почивают и зверь, и птица, и люди.
  
   <...> .
  
   Не осуждайте меня, дети мои, или кто другой, это прочитав: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославлю милость его за то, что он меня, грешного и дурного, столько лет оберегал от смертного часа и неленивым меня создал, бедного, на всякие дела человеческие годным.
  
   Эту грамотку прочитав, подвигнитесь на всякие дела добрые, славя Бога и святых его.
   Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, мужской долг исполняйте, как вам Бог пошлет.
   Ибо, если я ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от падения с коня (не пострадал), то и никто из вас не может пострадать или лишиться жизни, пока не будет от Бога повелено.
  
   А если от Бога придет смерть, то ни отец, ни мать ни братья не могут вас отнять от нее. Но если и хоро­шее дело -- остерегаться самому, то Божия охрана лучше, чем че­ловеческая".
  
  
  
  

0x01 graphic

   Пожалуй, не найти более правильного объяснения причин, побудивших меня взяться за собственное жизнеописание, чем та, которую изложил в своих "Записках" А.Т.Болотов, а именно:
  
   "Не тщеславие, и не иные какие намерения побудили меня написать сию историю моей жизни; в ней нет никаких чрезвычайных и таких достопамятных и важных происшествий, которые бы достойны были переданы быть свету, а следующее обстоятельство было тому причиною.
  
   Мне во всю жизнь мою досадно было, что предки мои были так нарадивы, что не оставили после себя ни малейших письменных о себе известий, и чрез то лишили нас, потомков своих, того приятного удовольствия, чтобы иметь о них, и о том как они жили, и что с ними в жизни случалось и происходило, хотя некоторое небольшое сведение и понятие.
  
   Я тысячу раз сожалел о том, и дорого бы заплатил за каждый лоскуток бумажки с таковыми известиями, если бы мог отыскать что-нибудь подобное.
  
   Я винил предков моих за таковое небрежение, и не хотя и сам сделать подробную их непростительную погрешность, и таковые жалобы же навлечь со временем и на себя от моих потомков, рассудил употребить некоторые праздные и от прочих дел остающиеся часы, на описание всего того, что случилось со мною во все время продолжения моей жизни; равно как и того, что мне о предках моих по преданиям от престарелых родственников моих, которых я застал при жизни, и по некоторым не многим запискам отца моего и дяди, дошедших о моих рук, было известно, дабы сохранить, по крайней мере, и сие немногое от забвения всегдашнего, а о себе оставить потомкам моим незабвенную память".
  
   Если бы прозрение мое наступило раньше, то не пришлось бы заниматься отысканием сведений о моих предках и получать их из разных источников. В силу этого обстоятельства приходится довольствоваться теми немногими данными, которые сохранились в памяти моих родственников.
  
   Пишите и вы, дорогие мои, на память об истории Российской...

0x01 graphic

Россия.

Возвращение с охоты. 1870.

Художник Николай Егорович Сверчков (1817-1898)

  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023