ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Наука Побеждать - т.1

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:


НАУКА ПОБЕЖДАТЬ - т.1

Боевое искусство русских полководцев (ХI - начало ХIХ в.) / Авт.-сост. А.И. Каменев. - Москва: Военная Академия Генерального штаба ВС РФ.

200 руб. от МТС по тел.: 8-916-45-91-246

Тел. 8(926)286-91-89

Авт.-сост. А.И. Каменев

 []

  
   Пояснения:
      В данный диск вошли 1 тома "Науки побеждать" дополненные примерно 340 иллюстрациями из известных и уникальных источников. Для ориентировки в содержании приводим следующие сведения.
  
  
   Введение
      История военного искусства показывает нам, что во все времена искусство и нравственные силы берут верх над грубой материальной силой и числом[1]. Установлено также, что, невзирая на успехи техники и на усовершенствование материальных средств, которыми располагали воюющие стороны, главным, решающим фактором вооруженной борьбы был сам человек с его волей и умом, с его способностью подчинять себе ум и волю противника. Отсюда эта вечная как мир борьба двух начал, духовного и материального, проходящая красной нитью через всю многовековую военную деятельность человечества. И настолько могущественно значение в военном деле самого человека, так абсолютно велика, огромна в этом деле его роль, как фактора духовного, что на всем неизменно длинном пути, от дней первобытной капитулы и лука до наших дней, он стоит везде как сила решающая, равно могучая во все времена, неизмеримо великая по сравнению со средствами материального мира.
     
   ***
      Если на заре становления военного искусства мастерству полководца негде было проявиться и боевой успех зависел от доблести воинов[2], то в последующие времена на первый план стало выдвигаться полководческое мастерство.
      Полководческое искусство, как свидетельствует весь боевой опыт, принадлежит к числу труднейших и сложнейших по своей сути. И одной из самых главных причин этой трудности служит то обстоятельство, что военачальнику приходится осуществлять свои творческие замыслы не своею рукою, не резцом или кистью, или вообще не каким-либо бездушным инструментом, мгновенно и в точности воспроизводящим малейшие движения его мысли,--а через посред-ство живого, и притом коллективного существа, называемого войском. Ему приходится оперировать огромной массой вооруженных людей, разобщенных в пространстве, разных по своим интеллектуальным и волевым качествам, сильных и слабых духом. Эти массы он призван связать в одно стройное, могучее, неотразимое, монолитное войско, способное принести победу.
      Если искусство главнокомандующего есть одно из главнейших средств для достижения победы, то легко понять, что выбор главнокомандующего является одним из самых сложных вопросов науки управления и одной из важнейших частей военной политики государства. К несчастью, этот выбор подвержен столь многим мелочным страстям, что случайность, старшинство, фаворитизм, партийная интрига, соперничество влияют на назначение главнокомандующего не меньше, чем интересы общества и справедливость[3].
     
   ***
     
      Секрет победы и искусства управления войсками не заключен исключительно в таланте или боевом навыке военачальника. Существенным образом они зависят также и от характера воспитания армии и степени подготовленности ее к деятельности на театре войны. Если в отдаленные времена (к которым можно отнести даже события 1-ой и 2-ой мировых войн) боевые действия разворачивались медленно, полководец обыкновенно находил время, чтобы не только доучить, но переучить и даже перевоспитать свои войска до вступления в решающие сражения и, таким образом, настроить "инструмент" своего творчества на чисто боевой лад, и даже специально по своей руке (применительно к себе). Если, к примеру, он находил в себе силы, чтобы на поле боя ориентироваться и решаться за каждого из своих подчиненных, распоряжаться ими, как пешками на шахматной доске, то ничто ему не мешало дать им заблаговременно понять, что с их стороны потребуется лишь прямое повиновение, стойкость, мужество и больше ничего. Если же, наоборот, его способностей хватало только на самое общее руководство через посредство директив, то в его же вла-сти было заранее поощрить войска на проявление тактической и даже стратегической инициативы и самодеятельности[4].
      В настоящее время такие эксперименты в последние минуты едва ли возможны. Слишком уж коротки решающие мгновения. На оттягивание решительных столкновений после объявления войны и быстрого сосредоточения войск на места действий не хватает ни материальных средств, ни терпения самой страны. Волей-неволей приходится идти в бой с войсками, получившими только подготовку мирного времени, с тем минусом, который принесут с собою более или менее отставшие от военного дела запасники. В силу этого обстоятельства роль мирной подготовки, искусство военачальника готовить войска для боя становится поистине чрезвычайно важным.
     
   ***
     
      Если же принять во внимание тот факт, что войны ныне происходят значительно реже (чем это было в ХVIII и ХIХ, и даже в ХХ вв.), то понятно, что приобретение личного боевого опыта становится затруднительным. Это побуждает всех здравомыслящих военных руководителей обращаться к опыту предков, с целью извлечь из него все то ценное в воинском искусстве, что было добыто потом и кровью на поле брани. Г.А. Леер, подчеркивая важность этого факта, писал: "Одно только глубокое изучение военной истории может спасти от измышлений и шаблонов в нашем деле и поселить уважение к принципам" [5]. Не случайно военную историю называют мудростью веков. Она до некоторой степени восполняет недостаток личного опыта. Недостаточность опыта мирного времени придает особое значение вековому опыту, занесенному на скрижали военной истории, изучение которой, по словам Наполеона, является единственным средством, чтобы проникнуть в тайны высшей части военного искусства.
     
   ***
     
      Искусство вообще - это высшая степень умения что-либо делать. Воинское искусство - это особого рода мастерство, заключающееся в умении побеждать врага с наименьшими для себя усилиями и потерями[6], или как определил Петр I в своем заключительном слове при описании Полтавской битвы, - "с легким трудом и малою кровью" [7]. Победа, достигнутая большим числом жертв и усилий, не случайно называется пирровой победой[8]. Очевидно, что этот критерий военного искусства относится не к одной Полтаве, а ко всему русскому военному искусству, заключительным актом которого становится победа над противником.
     
   ***
     
      Военное искусство - умение, одинаково необходимое и солдату, и офицеру, и генералу, с той лишь разницей, которая соответствует характеру их деятельности и о которой А.В. Суворов ясно говорил: "Солдату - бодрость, офицеру - храбрость, генералу - мужество" [9]. Безусловно, это изречение не раскрывает всей полноты и различия в военном искусстве рядового солдата и полководца, а лишь подчеркивает тот факт, что на поле боя для достижения победы над врагом каждый участник боевых действий должен обладать своей мерой военного искусства, предполагающей не простые воинские умения (ремесленничество), а высокий уровень мастерства, при котором "каждый воин понимает свой маневр".
      Чтобы быть хорошим войсковым командиром, нет надобности знать все части военного искусства одинаково хорошо, но для генерала или офицера генерального штаба, всестороннее знание военного искусства настоятельно необходимо.
     
   ***
     
      Военное искусство предков - это не застывшая история, а боевой арсенал, свод мыслей, идей, важнейших принципов ведения боевых действий лучшими отечественными полководцами: управления своими войсками и подчинения своей воле войск неприятельских. Причем, следует отметить, что стратегические и тактические решения, даже самые гениальные, в военном искусстве лишь малая толика того, что необходимо для победы. Они не могут быть реализованы на практике, если полководец не овладеет сердцами своих воинов, не имеет над ними магической силы влияния.
      Эти слагаемые военного искусства, выведенные из опыта войны, из наблюдений над образцами деятельности великих полководцев истории, имеют большое научное значение. "Они, как маяки для мореплавателей, указывают те направления, в которых вернее всего можно рассчитывать достичь успеха, но самого успеха еще не определяют, так как при применении принципа необходимо считаться с условиями обстановки" [10], - указывал известный русский военный историк Н.П. Михневич. А Наполеон по этому поводу сказал: "Все великие полководцы древности и те, которые позже достойным образом шли по их следам, творили великие дела только потому, что следовали правилам и естественным принципам искусства в деле комбинаций, в деле строгого соответствия средств к их действию и напряжения соответственно меры затруднений. Они поэтому только и имели успех, что применялись к ним. Они никогда не переставали из войны создавать истинную науку. И в этот только нам должны служить великим примером, и только подражая им, можно рассчитывать к ним приблизиться" [11].
      Выучиться военному делу можно только по образцам великих мастеров, стараясь проникнуться их сущностью и тщательно изучая условия, при которых они происходили. А.В. Суворов в письме к Г.А. Потемкину[12] говорил: "наука просветила меня в добродетели: я лгу (вероятно в смысле введения в заблуждение противника), как Эпамидонт[13], бегаю, как Цезарь[14], постоянен (вероятно в смысле твердости и непреклонности в достижении раз поставленной цели), как Тюренн[15] и праводушен, как Аристид" [16].
     
   ***
      Печальная правда русской военной истории заключена в следующих словах одного из наших военных аналитиков конца ХIХ - начала ХХ вв. "Забывали мы, что военная система должна быть плоть от плоти, кровь от крови наших местных, бытовых (политических, экономических и социальных) условий. И, в награду за это, к концу ХХ века получили Японскую войну. Не народила нам подражательная система ХIХ века ни Суворовых, ни Румянцевых, ни Потемкиных; не слышно более о богатырях земли русской, - с горечью констатировал А. Геруа почти сто лет тому назад, продолжая, с горечью: - В итоге, какое же типичное отличие эволюции военной системы и военного искусства у нас? Чередование самостоятельного развития и подражания. В то время, когда первое давало здоровые плоды, второе привело к крушению" [17].
      Нужно ли в подтверждение актуальности выводов А. Геруа приводить какие-либо нынешние доказательства?
     
   ***
     
      История войн и военного дела выявили огромное влияние национального фактора на развитие военного искусства[18]. Особенности народного гения выражаются во всем: во взглядах на войну, военное дело, полководческое искусство и военные доблести простых воинов. Так - греки, в опоре на знание своей психологии, провели в область тактики принцип частной победы - сосредоточение сил на решительном пункте поля сражения; они преследовали механическую теорию боя - их боевой порядок напоминал молот, ударявший с наибольшей силой на один из участков боевого расположения противника. Римляне всегда имели линейный боевой порядок, но доведенный в каждой точке до высокого совершенства сортировкою бойцов на основании свойств человека и его духа по отношению к бою; они разработали духовную теорию боя. В каждой стране войска имели свои особенности, которые всецело зависели от боевых традиций и специфики данного народа. Эти особенности национального военного искусства - драгоценный капитал, требующий бережного к себе отношения.
     
   ***
     
      Во все времена полководцами справедливо ценилась сила духа войск, те внутренние пружины, которые были способны превратить разрозненных бойцов в один мощный организм. Это была и остается любовь к родине, патриотизм. Вот почему вопрос о более рациональной постановке и внедрении идей патриотизма был краеугольным камнем в деле обучения и воспитания воинов и их военных вождей. Только при такой постановке дела могли исчезнуть из войск "бойцы по необходимости" и на их место заступить воины "по призванию" [19], рыцари "без страха и упрека".
      Если в Германии и Японии начала ХХ века от офицера прежде всего требовали любви к родине и искреннее желание служить ей, то в России в то же время в почете было свидетельство об окончании 6 классов гимназии или другого учебного заведения, но, отнюдь, не патриотизм. В этом наблюдалась громадная разница, так как для офицера-патриота нет больше чести, как с достоинством выполнять свой долг перед Родиной. И еще: "офицер, наученный патриотизму (если так можно выразиться), сочтет своим долгом преподать его и подчиненным, а офицер-патриот- самородок даже и подозревать не будет о необходимости внушения любви к родине нижним чинам" [20], - с горечью констатировал положение дел в русском обществе офицер этого времени.
     
   ***
     
      Не только чувство патриотизма должно подвигать нас к идее национального военного искусства. Есть обстоятельства более существенные, о чем в свое время убедительно писал генерал В.М. Драгомиров в своей работе "Подготовка Русской Армии к Великой Войне" (1923 г.). Отсутствие национальной школы и подготовки умов к научному мышлению сказывалось самым серьезным образом. "Практики чуждались, - констатировал он. - Это вело к потере чувства действительности, к притуплению сознания, что действительно имело ценность и значение и что представляется более или менее праздным измышлением. Русский командный состав вследствие этого никогда не умел отделить жизненность предложений от измышлений всякого рода и подпадал влиянию прожектов, часто затмевающих дельных людей.
      Подобная неподготовленность и неумение жить своим умом заставляли обращаться к заграничным источникам. Особенное значение имели руководства из Германии, пользовавшиеся большим престижем после ее счастливых войн. Они часто не принимались, но все же считались кладезями непогрешимой мудрости. Это подчиняло русскую мысль германской, подчиняло слепо, без критики. Тут не было согласия между единомышленниками, скорее получалось впечатление поклонения малосведущего более опытному и знающему. Свои самобытные пути и самостоятельная мысль стушевывались. Германия возвеличивалась, становилась на пьедестал, казалась чем-то высшим и лучшим по сравнению со своим. Ее почти боялись и тем более, чем меньше понимали. Русская психика по отношению к будущему противнику подавлялась" [21].
      Нужно ли говорить о том, какой серьезный ущерб боевому и моральному духу войск наносит такая практика?
     
   ***
     
      Задачу данной работы можно выразить словами Н.П. Михневича: нам, русским людям, нужно "выяснить основы русского военного искусства, как продукт творчества русских талантливых военных людей, так как только они и могли дать им формы, в которых нуждалась русская армия, для чего необходимо было иметь тот же склад ума и характера, который распространен в массах русских воинов" [22].
     
   ***
     
      Образовательное, развивающее и военно-воспитательное значение русского военного искусства выяснилось в России уже во времена Петра Великого, который был не только прилежным учеником классического военного искусства, но, сам творя оное, не забывал о необходимости приобщать подданных к науке изучения национальных особенностей русского военного искусства. Он понимал, что только при соблюдении этого условия можно выяснить национальные особенности ведения войны и боя, что чрезвычайно важно при применении их на практике. Осознавал он и то, что внимание к своему, русскому опыту и боевым традициям позволит выяснить возможности, роль и значение народа в деле защиты Отечества и тем может облегчить разумное использование природных факторов в военном деле[23]. Разумно и сегодня продолжать ту работу, которую начал великий преобразователь государства Российского.
     
   ***
     
      Источниками для данной работы послужили: документы и материалы выдающихся русских полководцев Петра Великого, П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, А.П.Ермолова, М.Д.Скобелева; труды историков государства Российского - Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, а также военных историков, ученых и писателей России, таких как: К.К.Абаза, И.С.Аксаков, П.В.Алабин, П.А.Александров, Ю.Алексеев, П.Андрианов, А.Н.Апухтин, Л.К.Артамонов, К.В.Базилевич, С.Н.Базанов, А.К.Баиов, Д.Баланин, Ю.Н.Балуевский, Д.Н.Бантыш-Каменский, М.Б.Барклай-де-Толли, А.П.Барсуков, А.Бартенев, В.Берх, Л.Г.Бескровный, В.А.Бильбасов, Н.Бирюков, В.Д.Блаватский, П.О.Бобровский, М.И.Богданович, И.Ф.Богданович, М.И.Богословский, И.Н.Болотников, А.Т.Болотов, А.И.Брусилов, А.П.Будберг, С.Н.Булгаков, В.Буняковский, В.В.Буравленков, Н.Д.Бутовский, Д.П.Бутурлин, А.Ф.Бычков, Э.Бяльц, А.И.Верховский, М.Владимирский-Буданов, А.М.Волгин, В.С.Волков, М.С.Воронцов, М.С.Галкин, Н.Ф.Гарнич, П.А.Гейсман, А.В.Геруа, С.К.Гершельман, С.Н.Глинка, Н.П.Глиноецкий, В.М.Гобарев, Н.С.Голицын, И.И.Голиков, Н.Н.Головин, АА.Горский, Г.К.Градовский, М.В.Грулев, А.Гулевич, Д.В.Давыдов, Г.П.Данилевский, И.С.Даниленко, Ю.Данилов, В.В.Дегоев, А.И.Деникин, В.Дерман, Я.Де-Санглен, А.Дмитриевский, М.Довнар-Запольский, В.И.Доманевский, И.В.Домнин, Ф.М.Достоевский, М.И.Драгомиров, В.М.Драгомиров, Р.К.Дрейлинг, К.Дружинин, Н.Ф.Дубровин, П.А.Дукмасов, Л.Б.Евдокимов, С.И.Елагин, Н.А.Епанчин, В.Е.Ермилов, А.А.Жомини, В.Заглухинский, Н.Загоскин, И.А.Заичкин, М.В.Зенченко, В.А.Золотарев, П.И.Изместьев, И.А.Ильин, А.Г.Кавтарадзе, А.И.Каменев, Каминский Л.С., ВВ.Каргалов, М.К.Касвинов, Д.Д.Кашкаров, С.Е.Кедрин, АА.Керсновский, К.Кирков, А.Н.Кирпичников, Н.Л.Кладо, Ю.Р.Клокман, Н.В.Колесников, К.П.Колокольцев, С.Д.Коломин, Н.М.Коробков, В.Короткевич, Л.Комеровский, Н.А.Корф, Б.Костин, А.Кривицкий, Ю.Крижанич, М.Крит, А.Круговской, С.О.Кудленко, А.Н.Куропаткин, Ф.Ф.Лашков, П.С.Лебедев, Б.А.Левашов, В.А.Левшин, Г.А.Леер, Н.Лесницкий, А.М.Майков, А.Мариюшкин, Е.Мартынов, М.К.Марченко, А.Н.Маслов, И.Маслов, Д.Ф.Масловский, П.Махров, М.О.Меньшиков, Д.А.Милютин, С.Михеев, О.Н.Михайлов, Н.П.Михневич, Н.А.Морозов, О.С.Муравьева, А.З.Мышлаевский, А.А.Незнамов, С.Г.Нелипович, Б.Никулищев, Е.Ф.Новицкий, К.М.Обручев, В.В.Огарков, Н.И.Павленко, Н.Павлов-Сильванский, А.И.Панов, А.Н.Петров, А.Ф.Петрушевский, В.С.Пикуль, М.П.Погодин, В.В.Попов, И.Пушкарев, А.С.Пушкин, И.Н.Почкаев, Ф.Прокопович, В.В.Прунцов, А.К.Пузыревский, В.Ратч, А.Ф.Редигер, П.П.Режепо, А.С.Резанов, А.Розеншильд-Паулин, М.М.Рубинштейн, Е.П.Савельев, А.Е.Савинкин, А.Н.Самойлов, В.А.Самонов, А.А.Свечин, Э.Свидзинский, Л.М.Серебряков, П.Н.Симанский, К.М.Симонов, Н.В.Скрицкий, М.Смельницкий, В.Смирнов, А.Е.Снесарев, С.И.Созонович, А.А.Соколов, М.Е.Соколовский, С.А.Солнцева, Е.Ф.Сосунцов, Я.М.Старков, А.В.Страчевский, А.А.Строков, А.Т.Струсевич, Ю.В.Сухарев Е.В.Тарле, Б.М.Теплов, Я.Толмачев, Л.Н.Толстой, Д.Н.Трескин, Г.Н.Трошев, Н.Г.Устрялов, Р.А.Фадеев, Г.П.Федотов, В.Флуг, А.Хрущов, Д.Г.Целорунго, Н.И.Цылов, И.А.Чанцев, Я.В.Червинка, В.Чернавин, Н.П.Чичагов, С.А.Чиченный, Г.С.Чувардин, М.В.Щадская, С.В.Шведов, В.И.Шеремет, Н.К.Шильдер, А.В.Шишов, А.В.Шмелев, В.Штейнгейль, Б.Штейфон, С.А.Шубинский, Е.Щепкин, М.Энвальд, И.Г.Энгельгардт, И.Г.Эренбург, Н.Н.Яковлев, П.П.Яковлев и др.; материалы исторических исследований и периодической печати.
     
  
  
  

СОДЕРЖАНИЕ

  
  
   Введение (А. Каменев):
  
      -- Искусство и нравственные силы берут верх над грубой материальной силой и числом (7)
      -- Полководческое искусство принадлежит к числу труднейших и сложнейших по своей сути (8)
      -- Секрет победы состоит в воспитании армии (8)
      -- История помогает проникнуть в тайны военного искусства (9)
      -- Высшее военное искусство - это умение побеждать "с легким трудом и малою кровью" (9)
      -- Каждому свое: "Солдату - бодрость, офицеру - храбрость, генералу - мужество" (10)
      -- Военное искусство предков - это не застывшая история, а боевой арсенал (10)
      -- Наша беда в том, что мы забываем опыт предков (11)
      -- Влияние национального фактора на военное искусство огромно (11)
      -- Сила духа войск способна превратить разрозненных бойцов в один мощный, непобедимый военный организм (12)
      -- Отсутствие национальной военной школы грозит государству поражением в войне (12)
      -- Задача русской "Науки побеждать" (13)
      -- Источники, на основе которых создана "Наука побеждать" (14)
      -- Структура проекта русской "Науки побеждать" (15)
  
  

1.

  
   Национальные черты русского военного искусства в романовский период нашей истории (А. Баиов) (19):
  
      -- Военное искусство в значительной мере национально (19)
      -- Русское военное искусство должно опираться на нашу культуру, психологию и русские военные традиции (20)
      -- Русские военные традиции (21):
        -- Армия у нас всегда была национальной (21)
        -- Войска обучались тому, что необходимо на войне (22)
        -- Естественное единение вождей армии и основной массы воинов (22)
        -- Способность русских воинов к самостоятельности, проявлению частного почина (23)
        -- отсутствие приверженности в шаблону (27)
        -- Сильно развитое чувство взаимной выручки (27)
        -- Признание того, что главным орудием войны является человек, а не оружие (техника) (28)
        -- Непревзойденная доблесть наших войск (29)
        -- Стремление вынести войну за пределы отечества (29)
        -- Активное ведение боевых действий (30)
        -- Решающее значение имела рукопашная схватка (31)
        -- Конница имела склонность к стратегической деятельности (31)
        -- Участию в бою артиллерии у нас всегда придавали большое значение (32)
   4. Основные выводы (32)
  
  

2.

   Военная история как один из главных источников прогресса военного дела (С. Кедрин) (36):
  
      -- Незнание самих себя - губительно для военного дела (37)
      -- Что включает познание военного дела своей страны (38)
      -- Для чего нужно изучать противника, в чем состоит это изучение (38)
      -- Самые ценные данные о военном искусстве дает война (39)
      -- Войну нужно изучать, обращая внимание на главное, а не на частности (41)
      -- В военное деле психология играет важное значение (42)
      -- Знание истории позволяет разобраться в сути войны и военного искусства (43)
      -- История - это прототип современного бытия (43)
      -- Задача статьи - исследовать опыт родной военной истории 44)
      -- Общий взгляд на русскую военную историю (45)
      -- Принципы военного искусства, которые были завещаны нашими предками (46):
        -- Принцип комплектования: все тянут боевое тягло (46)
        -- Принципы тактики (48)
        -- Принципы дисциплинирования (49)
        -- Принципы обмундирования (50)
        -- Принципы обучения войск (51)
        -- Принципы взаимодействия (54)
        -- Боевые порядки (см. строевые порядки") (54)
        -- Сторожевая служба (55)
        -- Стратегические принципы (56)
  
      -- Наказы допетровского правительства русским воеводам (57)
      -- Инициатива в русских войсках (58)
      -- Формы операций (59)
      -- Особенности русских полководцев (60):
   15.1 Умение доводить дело до конца (61)
   15.2. Умение генерировать оригинальную идею (61)
   15.3. Быстрота и внезапность действий (62)
   15.4. Умение захватывать инициативу (предпочтение активности) (63)
   15.5. Отсутствие шаблона в действиях (64)
   16. Основные выводы (65)
  

3

  
   Воинское искусство русских витязей
   (А. Каменев) (69):
  
      -- Доброта силы - исконное качество славян (69)
      -- Европейская цивилизация должна быть благодарна славянскому воину (69)
      -- Россичи умели воевать (70)
      -- Наше военное искусство почти никогда не уступало западноевропейскому (71)
      -- Русский витязь не был похож на западного рыцаря (72)
      -- Идеал русского война (72)
      -- Поучительные уроки, оставленные нам 72):
        -- Только сильная рука основывает великие империи (72)
        -- Междоусобие губит народы (72)
        -- Вера удерживает нас на степени людей (73)
        -- Русские государи не скупились на военные нужды (73)
        -- Земля родная служила источником комплектования войск (73)
        -- Славяне всегда заботились о здоровом потомстве (73)
        -- Только опора на национальный фактор - есть надежная основа военного дела
        -- Рать сильна воеводой (74)
        -- Служение Отечеству - это призвание, а не ремесло (74)
        -- Отношение к павшим - материя нравственная (75)
  
   Войны Святослава (79):
  
      -- 964 - "Хочу идти на вы" (79)
      -- 965 - поход на хазар (79)
      -- 966 - победа над вятичами (80)
      -- 967 - поход на Дунай (80)
      -- 968 - борьба с печенегами (80)
      -- 969 - сказал Святослав матери... (80)
      -- 971 - поход на греков. "Не посрамим земли русской"... (81)
      -- Договор Святослава с греками (82)
      -- Гибель Святослава (83)
  
   О походах русских князей против
   половцев (84)
  
   Сказание о жизни Александра Невского (88):
  
      -- Об Александре Невском: "Силой он - Самсон, а умом - Соломон" (88)
      -- Намерение Биргера напасть на Русь (88)
      -- Александр: "Не в силе Бог, но в правде" (89)
      -- Ход сражения со шведами. Подвиги русских воинов (89)
      -- Борьба с немецкими рыцарями на Чудском озере ("Ледовое побоище") (90)
      -- "И начали бояться его имени"... (90)
      -- "...Отпустил его Батый с великой честью"... (91)
      -- Сказал он послам из великого Рима: "От вас учения не принимаем" (91)
      -- Кончина Александра. Скорбь земли Русской (91)
      -- Выводы о характере войн Александра Невского: "верный расчет, внушенный заботой о благе родины" (92)
  
   Куликовская битва (94):
  
      -- Подготовка к битве: назначение воевод, военный совет (95)
      -- Сообщения передовой стражи (95)
      -- Расстановка полков для боя
      -- Рекогносцировка князя Дмитрия на Куликовом поле (96)
      -- Обращение князя к полкам перед боем (97)
      -- Начало боя (97)
      -- Разгром татар. Бегство Мамая (98)
      -- Уроки мамаева побоища (98)
  
   Великий Князь Владимир Мономах и его "Поучение" (101):
  
      -- Вводное слово о Владимире Мономахе (101)
        -- Происхождение князя Владимира (101)
        -- Государственная прозорливость князя (101)
        -- Созыв им 1-го съезда русских князей (102
        -- Второй съезд и объединение враждующих князей (103)
        -- Причины написания "Поучения" князем Владимиром (104)
      -- Текст "Поучения" Владимира Мономаха (105):
        -- "Имейте страх Божий" в сердце своем"... (106)
        -- "Лучше у праведника малое, чем богатства грешных великие" (106)
        -- "Научись поступать благочестиво" (107)
        -- "Всего больше убогих не забывайте" (108)
        -- "На войну выйдя, не ленитесь"... (109)
        -- "Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти" (109)
        -- "Чего не умеете, учитесь"... (109)
  

4.

   Государь и полководец Петр Великий
  
  
   Полководческое искусство Петра I (С. Михеев) (112) :
  
      -- Петр и его наставники (112)
      -- Реформы Петра Великого (113):
        -- Начало всесловности армии (113)
        -- Укомплектование армии офицерскими чинами (113)
        -- Укрепление дисциплины (114)
        -- Обучение тому, что пригодно в бою (114)
        -- Вооружение (115)
        -- Тактическая подготовка (разведка, походное движение, боевой порядок, инженерное дело) (115)
        -- Значение реформ Петра Великого (116)
  
      -- Важнейшие битвы Петра Великого (118):
  
        -- Нарвская операция. 19 ноября 1700 г. (Обстановка перед Нарвским сражением. Осада Нарвы. Нарвское сражение. Причины неудач. Следствие Нарвского поражения. Меры Петра для продолжения войны) (118)
        -- Бой при деревне Лесной. 28 сентября 1708 г. (Соотношение сил. Начало наступления. Значение и следствие победы при Лесной) (123)
        -- Полтавское сражение (Обстановка перед сражением. Начало и ход боя. Значение Полтавской победы) (125)
  
  
   К характеристике деяний Петра Великого (П. Гейсман, А. Керсновский, В.Ключевский, М. Меньшиков, И. Соколовский) (134):
  
      -- Петр и его понимание назначения верховной власти в России (134)
      -- Отношение к союзникам (135)
      -- Отношение к западной цивилизации (135)
      -- Благо России в понимании Петра Великого (136)
      -- Петр об офицерстве, как душе армии (137)
      -- Новые стратегические начала (139)
      -- Завет Петра Великого (139)
  
  
   Документы Петра Великого (141):
  
      -- Приказ по случаю поражения под Нарвой (141)
      -- Приказ перед Полтавской битвой (142)
      -- Петра Великого, Российского самодержца, собственноручные для военной битвы правила (142)
      -- Учреждение к бою (144)
      -- Устав воинский об экзерциции, о приуготовлении к маршу, о званиях и о должностях полковых чинов (146):
        -- Предисловие (146)
        -- Ч.1. О экзерциции (или учения) (147
        -- Учение о стрельбе (147)
        -- Пальба плутонгами (148)
        -- Ч. III. О званиях и должностях полковых чинов от солдата до полковника. Что есть солдат (149)
      -- Артикул воинский с кратким толкованием и с процессами напечатася повелением Его Императорского Величества (149):
        -- Общие положения (149)
        -- О присяге (150)
        -- Присяга (текст) (150)
        -- Гл. VI. О воинских припасах, ружье, мундире, о потрате и небрежении онаго (151)
        -- Гл. ХIII. О штурмах или приступах (152)
        -- Гл. ХIV. О взятии городов, крепостей, добычей и пленных (152)
   7. Инструкция волонтерам, оправленным за границу для обучения морскому делу (153)
  
   Послужной список Петра Великого (155):
  
      -- Общие сведения (155)
      -- Разъяснения к послужному списку (155)
      -- Сведения о взятых городах (156)
      -- Походы Петра Великого (156)
      -- Список "баталий, акций и викторий" (156)
      -- Места расположения зимних квартир (156)
      -- Другие сведения (157)
  
  
   Быт императора Петра Великого (158):
  
      -- Рост, сила, телосложение (158)
      -- Одежда в разные времена года (159)
      -- Бережливость и простота (159)
      -- Распорядок дня (161)
      -- Прислуга и приближенные (161)
  

5

  
   Полководец П.А. Румянцев (Ю. Клокман) (164):
  
      -- Русская армия во времена Анны Иоанновны (164)
      -- Начало боевой деятельности П.А. Румянцева (165)
      -- Сражение у Кунерсдорфа. 1 августа 1759 г. (165)
      -- Взятие Кольберга. 1761 г. (166)
      -- Румянцев как талантливый военный организатор, создатель новых боевых уставов (166)
      -- Румянцев как полководец в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. (167)
      -- Основные идеи П.А. Румянцева (168):
        -- О преимуществе войны наступательной перед оборонительной (168)
        -- Цель войны - уничтожение противника (169)
        -- Тщательная подготовка к военным действиям и закрепление победы (169)
        -- Оборона как временное явление (169)
        -- Отступление как вид маневра (170)
        -- Гибкость и разнообразие форм вооруженной борьбы (170)
        -- Предоставление командующему полной самостоятельности в действиях (171)
        -- Принцип организации стратегического взаимодействия войск (172)
        -- Признание взаимосвязи войны и политики (173)
        -- Мысль о необходимости расчленения боевого порядка, о сочетании огня и маневра (173)
        -- Признание первенствующей роли пехоты на поле боя (174)
        -- Всемерное развитие инициативы войсковых начальников (174)
        -- Новый порядок организации марш-маневра (174)
        -- О том, как пользоваться плодами победы (175)
        -- О постоянной боевой готовности (175)
        -- О правильной организации разведывательной службы (175)
        -- О выдающейся роли полковников в Русской армии (176)
        -- О необходимости боевой учебы офицеров (176)
        -- Указания на подготовку к войне (177)
        -- Бережное отношение к солдату (178)
        -- Дисциплина - душа воинской службы (179)
        -- Об обязанности офицеров обучать и воспитывать своих солдат (180)
      -- Значение Румянцевской системы обучения и воспитания войск (181)
  
  
   Документы эпохи П.А. Румянцева (185)
  
      -- О состоянии армии, об устройстве войск, о содержании их, о построении крепостей, арсеналов, магазинов, о заведении военных школ, о дисциплине и военной полиции, о комиссариатах и пр. Докладная записка Екатерине II) (185):
  
        -- Введение (185)
        -- Ст.1. О составлении четырех армий...(186)
        -- Ст. V. О дисциплине и полиции воинской (186)
        -- Ст. VI. О вооружении (187)
        -- О мундировании (188)
  
      -- Инструкция пехотного полку полковнику с приложением форм, штатов и табелей (189)
  
        -- О должности полковника вообще (189)
        -- Чему новоприверстанного в полку рекрута и всех солдат вообще научать надлежит (192)
  
      -- Обряд службы для равенственного отправления в армии Ея Императорского Величества Екатеринославской (194)
  
        -- Ч.1. О марше армии и что при оной наблюдать (194)
        -- Ч.3. О лагере и что при занятии и во оном наблюдать (196)
        -- Ч.4. О пикете (196)
        -- Ч.5. О караулах как оные содержать и при смене оным поступать (197)
        -- Ч.10. О лазаретах (197)
        -- Некоторые примечания, служащие к уравнению приемов и движений, разноделаемых поныне в полках (в пехоте(198); в кавалерии (199))
  
      -- Наставления всем господам батарейным командирам (200):
  
        -- При следовании маршем (200)
        -- При прибытии на место (201)
        -- Прибавление о стрельбе (202)
  
      -- Правила генеральные, что должны быть наблюдаемы доколе чрез рекогносцирование получаются личшия сведения о неприятельском положении (204)
  
      -- Инструкция ротным командирам, за подписанием полковника графа Воронцова 1774 г., января 17 дня, в 17 пунктах состоящая, на 13 листах (205)
  
        -- Назначение инструкции (205)
        -- О соблюдении субординации (205)
        -- О чистоте о опрятности солдата (206)
        -- О воспитании честолюбия солдата и доблести истинного воина (206)
        -- О попечении над рекрутом и характере его обучения (207)
        -- О задачах ротных офицеров (208)
  
   Сведения о службе генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева:
  
      -- Дата назначение (210)
      -- Чин и должность(210)
      -- Участие в делах и походах. Награждения. (210)
  

6

   Генералиссимус А.В. Суворов (218) :
  
      -- Имя Суворова как символ доблести и славы русского оружия (218)
      -- Подготовка к офицерскому чину (219)
      -- Первый боевой опыт: Семилетняя война 1756-1763 гг. (219)
      -- Командование полком. 1762 г. (219)
      -- Действия против польских конфедератов (219)
      -- Назначение в армию Румянцева. 1773 г. (220)
      -- В войне с Турцией 1787-1791 гг. (Кинбурн (220), Очаков (220), Измаил (221))
      -- Создание "Науки побеждать" (222)
      -- Итальянский и Швейцарский походы Суворова (222)
  
   Военная доктрина Суворова (А. Петрушевский) (225):
  
      -- Главные основы суворовского военного дарования (225)
      -- Преимущества суворовской системы подготовки войск перед французской (225)
      -- Простота соображения и исполнения (226)
      -- Быстрота, решительность, нравственная упругость (227)
      -- Вера в русского солдата (227)
      -- Неисполнимое делалось возможным (228)
      -- Цельность личности Суворова (229)
      -- У Суворова патриотизм - животворящий элемент военного дела (231)
      -- Обучение войск исключительно для боя (231)
      -- Главные правила боя - глазомер, быстрота и натиск (232)
      -- Необыкновенное влияние Суворова на войска (232)
      -- Отличительные черты Суворова-стратега (234)
      -- Основные качества великого полководца (расчет и предусмотрительность; живой патриотизм; развитая самостоятельность) (235)
      -- Чем был опасен для Запада Суворов (237)
  
   Нравственный элемент в руках Суворова (С.Гершельман) (239)
  
      -- Средства влияния Суворова на русские войска (239):
        -- Религия (239)
        -- Прославление боевых подвигов русских войск (241)
        -- Поощрение инициативы (241)
        -- Воспитание быстроты и энергии (241)
        -- Закалка настойчивости (242)
        -- Решительный вид командира (242)
        -- Влияние силой военных советов (242)
        -- Создание обстановки спокойствия и уверенности в войсках (244)
        -- Сказание правды о противнике (245)
        -- Возобновление поколебленного порядка (245)
        -- Воздействие командирским словом (246)
        -- Торжественная обстановка перед боем (247)
        -- Пример командира (247)
      -- Меры подавления моральных сил противника (247)
        -- Захват инициативы в нападении (248)
        -- Победить - значит удивить (248)
        -- Ночные нападения (249)
        -- Усыпление бдительности (249)
        -- Использование артиллерии (250)
        -- Милость к побежденному (250)
   3. Суворов, как начальник, и отношение его к подчиненным (251):
        -- Значение личности начальника (251)
        -- Боевое доверие (251)
        -- Боевые успехи (253)
        -- Успех первого столкновения (254)
        -- Забота о пище (254)
        -- Попечение о здоровье (255)
        -- Строгость (257)
        -- Поощрения (258)
        -- Спартанский образ жизни (258)
   4. Проявление нравственного элемента в деле обучения и воспитания войск (260):
   4.1. Укрепление в Вере (261)
   4.2. Воспитание патриотизма (261)
   4.3. Честолюбие (262)
   4.4.Учить тому, что необходимо для победы в бою (262)
   4.5. Сквозные атаки (262)
   4.6. Форсированные марши (263)
   5. Вывод о перечне мер, которые использовал А.В. Суворов в своей боевой и служебной практике (265):
        -- Меры, служащие для подъема духа своих частей (266)
        -- Меры, служившие для воздействия на нравственные силы противников, в смысле их подавления и расшатывания (267)
        -- Личность начальника и отношения его к подчиненным (267)
        -- Проявления нравственного элемента в деле обучения и воспитания (268)
  
   Походы и сражения в письмах и документах А.В. Суворова (270):
  
      -- Наставление постовым командирам. 1770 г. (270)
      -- Приказ войскам Кубанского корпуса об улучшении материально-бытового и санитарного состояния войск, об их боевой подготовке и способах действия в бою. 1778 г., май. (272)
      -- Приказ австрийским войскам об обучении штыковой атаке. 1799 г. Апрель. (273)
      -- Указания австрийским войскам об обучении двусторонним сквозным атакам. 1799 г. (274)
      -- Наставление войскам союзной армии о характере и способах действий против французов. 1799 г. (275)
      -- Замечания о доведении плана действий до каждого начальника и рядового солдата. 1799 г. (275)
  
   Наука побеждать - творение генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского (277):
  
      -- Учение разводное, или перед разводом (277):
        -- Учение на месте (277)
        -- Стрельба (277)
        -- Примерная атака неприятельских линий. Такая же атака на конницу (278)
        -- Атака колонной (278)
        -- Атака кареями (279)
      -- Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом (279)
        -- Береги пулю (280)
        -- В атаке не задерживай (280)
        -- Обывателя не обижай (280)
        -- Побоища и нападения валовые (280)
        -- Штурм или валовый приступ (281)
        -- Искусство воинское (281)
        -- Поход на неприятеля (281)
        -- Нападение (282)
        -- Больницы (282)
        -- Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму... (283)
  
   Важнейшие даты жизни Суворова (284):
  
      -- Родился в Москве. 13 октября 1730 г. (284)
      -- Зачислен мушкетером в Семеновский полк. 23 октября 1742 г. (284)
      -- Начал действительную службу в 8-ой роте Семеновского полка. 1 января 1745 г. (284)
      -- Произведен в капралы. 25 апреля 1745 г. (284)
      -- Произведен в поручики. 25 апреля 1754 г. (284)
      -- Участвовал в сражении под Кунерсдорфом. 1 августа 1759 г. (285)
      -- Разработал "Полковое (Суздальское) учреждение". 1764-1765 гг. (285)
      -- Произведен в генерал-майоры. 1 января 1770 г. (285)
      -- Взял штурмом Измаил. 11 декабря 1790 г. (287)
      -- Произведен в генерал-фельдмаршалы. 19 ноября 1794 г. (288)
      -- Получил звание генералиссимуса российских войск. 28 октября 1799 г. (289)
      -- Умер. 18 мая 1800 г. (289)
  

7

   Русское военное искусство в начале ХIХ в.:
  
   Полководческое искусство М.И. Кутузова (Л. Бескровный) (291):
  
      -- Кутузов - национальный герой России (291)
      -- Начало военной деятельности М.И. Кутузова (294)
      -- Боевое крещение в армии Румянцева (294)
      -- Участие в штурме Измаила под руководством Суворова (295)
      -- Характерные черты военного дарования (296)
      -- Дипломатическая миссия Кутузова (296)
      -- Руководство Сухопутным корпусом
      -- Действия Кутузова в Австрии в 1805 г. (298)
      -- Кутузов во главе Молдавской армии против турок. Рущукская победа1811 г. (306)
      -- Полководческое искусство Кутузова в Отечественной войне 1812 г. (313):
        -- Планы Наполеона (313)
        -- Неудачи Русской армии (314)
        -- Вынужденное решение Александра I о назначении Кутузова главнокомандующим (315)
        -- План Кутузова по разгрому армий Наполеона (315)
        -- Бородинское сражение (выбор диспозиции; бой у д. Шевардино; наступление французов 26 августа; героическая защита Багратионовых флешей; потери сторон) (316)
        -- Совет в Филях. Оставление Москвы (319)
        -- Тарутинский маневр (321)
        -- Организация партизанской войны (323)
        -- Параллельное преследование отступающих из Москвы французов. Гениальность замысла М.И. Кутузова. Разгром французской армии у Березины (324)
        -- Заграничный поход 1813 г. (326)
  
   Кутузов и Александр I: взаимоотношения царя и полководца. Письма императора Александра I главнокомандующему М.И. Кутузову(329):
  
      -- 31 августа 1812 г. (первое) (329)
      -- 31 августа 1812 г. (второе) (330)
      -- 1 сентября 1812г. (331)
      -- 7 сентября 1812 г. (331)
      -- 2 октября 1812 г. (332)
      -- 9 октября 1812 г. (333)
      -- 30 октября 1812 г. (333)
      -- 1 ноября 1812 г. (334)
  
   Документы 1812 г. (335):
  
      -- Рескрипт Алекасандра I Генералу от инфантерии князю Голенищеву-Кутузову от 8 августа за N 61 (335)
      -- Описание сражения при селе Бородино (336)
      -- Правительственное сообщение об оставлении Москвы (347)
      -- Приказ главнокомандующего М.И. Кутузова от 21 декабря 1812 г. (348)
      -- Наставление гг. пехотным офицерам в день сражения (349)
  
  
   Вожди русской армии эпохи борьбы с Наполеоном (Н. Морозов):
  
      -- П.И. Багратион (353)
      -- А.П. Ермолов (355)
      -- М.Б. Барклай-де-Толли (357)
      -- Граф А.И. Остерман-Толстой (357)
      -- Н.Н. Раевский (358)
      -- Д.С. Дохтуров (358)
      -- Д.П. Неверовский (359)
      -- Заключение. Чем были славны генералы
   этой эпохи (360):
        -- необыкновенное благородство (360)
        -- добровольное подчинение старшего младшему (361)
        -- гордость русским именем (362)
        -- манера сохранять свое достоинство (363)
        -- бережное его отношение к само-любию подчиненных (364)
        -- непреклонная воля наших генералов, инициатива и стремление к взаимной поддер-жке (366)
        -- Удивительное понимание своего долга (368)
   9. Заключение (370)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
     
      Особенности продукта:
  
   Военная история России - герои, идеи, выводы. - Уникальные материалы. - Новый взгляд на известные события. - Обширный исторический период. - Авторская концепция военной истории России.
        
        

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ - т.1

Боевое искусство русских полководцев (ХI - начало ХIХ в.) / Авт.-сост. А.И. Каменев. - Москва: Военная Академия Генерального штаба ВС РФ.

200 руб. от МТС по тел.: 8-916-45-91-246

        
        
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012