ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Наука Побеждать - ч.3

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:


НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

Часть 3

 []

   Пояснения:
  
      В данный диск вошли 3 тома "Науки побеждать" дополненные примерно 300 иллюстрациями из известных и уникальных источников. Для ориентировки в содержании приводим следующие сведения.
  

300 руб. по тел.: 8-916-45-91-246

Тел. 8(926)286-91-89

ВОСПИТАНИЕ ОФИЦЕРА И ГЕНЕРАЛА - ОСНОВА ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ

(Исторический опыт русской и советской военных школ)

     

Пояснения

      Каждый здравомыслящий человек отдает себе отчет в том, какова роль Вооруженных Сил в современном мире: если нет надежной вооруженной силы, нет и сильного государства, нет и перспективы достойного развития. Нет хорошего офицера -- нет и войска.
      Сегодня трудно не заметить того, что сегодня не все благополучно в подготовке офицерских кадров России. Ломается старая, пусть несовершенная, но все же работающая система подготовки офицеров, закрываются старейшие военно-учебные заведения, имеющие богатый опыт подготовки офицеров, под одно некомпетентное руководство сводятся разнородные учебные структуры, прекращают свое существование целые научные школы, бездарно разбазариваются педагогические кадры... Рушится в одночасье то, что создавалось столетиями.
      Свое 300-летие русская военная школа встретила обескровленная, сбитая с толку, растерянная. Заботы о выживании, сохранении начальственных мест, составляют все содержание деятельности многих старших начальников. В работу военной школы вмешиваются все, кому не лень. Гражданский дух ведет наступление на дух воинский уже в стенах военно-учебных заведений. Молодые люди не спешат связать свою судьбу с судьбой армии, а те, кто предпринимает такую попытку, быстро разочаровывается и расстается с армией. Родник, дававший жизнь армии, пересыхает...
      В условиях умственной смуты и утраты ориентировки небесполезно обратиться к опыту истории и через нее понять важнейшие, кардинальные проблемы современной проблемы подготовки офицерских кадров.
      Начиная с исторического обзора деятельности военно-учебных заведений России, работы юнкерских училищ и военных академий, мы переходим к тем постановочным проблемам, которые подметили в исторически сложившейся к началу ХХ века видные военные писатели и аналитики. Это позволит в дальнейшем обратиться к анализу уроков 300-летнего периода подготовки офицерских кадров в России и на основании усвоенных уроков наметить стратегическую линию в военно-учебном строительстве. Такова логика данной работы.
  
      Путеводной звездой в разработке темы служили бессмертные идеи Петра Великого, мысли и суждения большого числа мыслителей, как отечественных, так и зарубежных. Перечислим их в алфавитном порядке, не умаляя значения тех, кто безусловно возвышается над всеми. Это: Аксаков И., Аристотель, Баланин Д., Бецкой И., Болотников И., Булгаков С., Воронецкий В., Головин Н., Грулев М., Достоевский Ф., Драгомиров М., Дрозд-Бонячевский, Дрэпер Дж., Ермолов А., Зеньковский С., Изместьев П., Ильин И., Исаков Н., Калнин Э., Карцов П., Кедрин С., Клаузевиц К., Ковалевский П., Коменский Я., Короткевич А., Корф Н., Краснов П., Куропаткин А., Макаров С., Махров П., Месснер Э., Милютин Д., Морозов Н., Ницше Ф., Парский Д., Платон, Плутарх, Потемкин Г., Ростовцов Я., Румянцев П., Рыскин Н., Скобелев М., Смирнов В., Сосунцов Е., Спенсер Г., Суворов А., Сурин А., Ушинский К., Фадеев Р., Федотов Г., Флуг Ф., Франк С., Червинка Я., Шопенгауэр А., Шувалов П., Энгельман И., Яковлев П. и др.
  
      Следует отметить, что использование идей указанных мыслителей вовсе не означает их механическое заимствование или же попытку соединить несовместимое, как это может показаться при взгляде на представителей столь разных школ и направлений. Нам удалось, как кажется, взять наиболее рациональное в том или ином взгляде, позиции и суждении, органически соединить это в стройное учение, базирующееся на нашей национальной почве, подчиненное национальным интересам России и соответствующее ее культурным и военным задачам.
  
      Неоценимую роль в подготовке данного труда имели исторические работы, авторами которых являются: Антонов Н., Апухтин А., Баивов А., Бернацкий В., Берх В., Бескровный Л., Бецкой И., Бильдеринг А., Бирюков Н., Блонский П., Бобровский П., Богданович М., Боголепов С., Богословский М., Болотов А., Бутовский Н., Веселаго Ф., Волгин А., Волков С., Газенкампф М., Галенковский П., Галкин М., Гейсманс П., Геруа А., Гершельман Ф., Герштенвейг В., Глиноецкий Н., Голицын Н., Головин Н., Греков Ф., Де-Ливон В., Дельбрюк Г., Демков М., Деникин А., Динзе В., Дитмар С., Дмитриевский А., Дружинин К., Евдокимов Л., Жервэ Н., Кавтарадзе А., Коменский Я., Каптерев П., Карцов П., Кедрин В., Кедрин С., Керенский С., Керсновский А., Кладо Н., Клаузевиц К., Клюжев И., Ключевский В., Ковалевский М., Ковалевский П., Кованько П., Коновницын П., Корф С., Краснов П., Крит М., Куминский П., Лалаев М., Левшин Д., Лесгафт П., Макаров А., Макаров С., Маккавейский Н., Максутов М., Мариюшкин А., Маслов И., Машкин Н., Мельницкой Н., Меньшиков М., Михневич Н., Мусин-Пушкин А., Мышлаевский А., Недзвецкий В., Павлов-Сильванский Н., Панов А., Петров П., Пушкарев И., Режепо П., Рубинштейн М., Рычков В., Свечин А., Смирнов В., Соколов Н., Соколовский М., Спенсер Г., Строев В., Трескин Д., Ушинский К., Шильдер Н., Шмидт К., Юрьев Л., Яковлев А., Януш Л. и др.
  
      Без произведений названных авторов, вне всякого сомнения, не могло бы быть и данной работы. Конечно, труды указанных авторов, неравнозначны по своему значению и содержанию, но мы не задаемся целью давать им какую-либо оценку, ибо данная задача не только не входит в наши планы, но и противоречит основной нашей идее подхода к трудам предшественников. Она такова: все сделанное ранее надо с благодарностью принять и учесть; не критиковать предшественников, а самому не допускать их ошибок.
      Фактический материал по современному состоянию военной школы найден в многочисленных публикациях в прессе на страницах военных и гражданских журналов и газет. Кроме того, основанием для оценки состояния дел в современной военной школе стал и личный (более чем 20-летний) опыт работы автора в системе военно-учебных заведений, исследовательская и научная работа в течение 27-лет и более чем 30-летний опыт воинской службы в четырех военных округах (Московском, Сибирском, Среднеазиатском и Прибалтийском).
      Идеи, лежащие в основе данной работы, в разное время были предметом изучения в Генеральном штабе, Главном управлении военно-учебных заведений, Академии Генерального штаба, ряде других военных академий, военных училищ и центральных учреждений. Публикации, число которых более 200, думается, достаточно известны в военно-учебных заведениях.
      Эти сведения приводятся здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть мысль о том, что мысль о данной работе вынашивалась давно, зрела в течение почти тридцати лет, пробивала себе дорогу в сложной борьбе с обстоятельствами и людьми.
      Борьба эта, естественно, не оканчивается и изданием данного труда. Можно, без всякого, сомнения предположить, что найдутся и приверженцы авторских оценок и идей, но будут и те, которые не хотели бы ничего менять, а также и те, кому выгодно рутинное развитие военной школы России.
      *
     
   С чего начать?
     
      Прежде всего, нужно осмыслить исторический опыт, накопленный военной школой России, для чего следует обратиться к историческим сочинениям и документам, чтобы понять тенденции, имевшие место в подготовке офицерских кадров.
      *
      Изучая исторические материалы, обратим внимание на то, что издавна заботою всех цивилизованных государств, каждого разумного правительства, было воспитание и образование граждан в национальном и патриотическом направлениях[2]. Особо внимательны в этом отношении были военные школы. Вправе ли мы сегодня поступать по-иному? Идея национальной военной школы России должна стать реальностью.
      *
      Продолжая изучение военной истории и подготовки офицеров, мы неизбежно придем к мысли о том, что войсками должны руководить истинные военные вожди, а для их взращивания нужна система и особая школа, следовательно, военное образование должно иметь в своей структуре особую линию подготовки достойных -- элитарное военное образование, которое по продолжительности, характеру, структуре, методам и средствам должно отличаться от общей системы военного образования.
      *
      Элитарность военного образования основывается не на законах кумовства, родства, высокого статуса родителей или родственников, покровительства влиятельных лиц, а на принципе отбора людей выдающихся способностей. При этом во внимание принимается: во-первых, необходимость отбора талантливой молодежи для серьезной и заблаговременной ее подготовки к воинской профессии и занятию в последующем высших военных должностей; во-вторых, потребность планомерной подготовки интеллектуального резерва для генерального штаба; в-третьих, необходимость подготовки кандидатов на занятие вакантных мест полковых командиров; в-четвертых, потребность обеспечения развития военной науки достойными кадрами; в-пятых, необходимостью планомерной подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений; в-шестых, необходимость подготовки высшего командного состава родов войск и видов вооруженных сил.
      *
      По своему составу это может быть единое военно-учебное заведение, многопрофильного характера, с мощной научной, лабораторной, материальной и кадровой базой. Если смотреть на эту проблему шире, то необходимо отметить потребность для России системы заблаговременного формирования государственной элиты, предусматривающую поиск, отбор, воспитание и обучение особо одаренных детей, начиная с 14-16 летнего возраста, для последующего занятия ими высших постов в государстве.
      *
      Исторический опыт деятельности военных школ России "высвечивает" проблему отбора лиц, пригодных для военного образования, как вопроса общегосударственного значения. Понимая важность задачи качественного отбора лиц для подготовки к офицерскому званию, надо отдавать себе отчет в том, что справиться с этой работой могут только специалисты высшей квалификации, честные и бескорыстные люди. А для того, чтобы отбор (из лучших и пригодных) не превратился в "набор" всех без разбору, нужно поднять в общественном мнении звание офицера, побудить к служению отчизне лучших ее сынов...
      *
      Во все времена полководцы за счет концентрации усилий на важнейших участках добивались победы над противником, который равномерно распределял силы по фронту и глубине. Главное состояло и состоит в том, чтобы верно определить направление главного удара, точно вычислить время и место, верно избрать средства.
      Исторический опыт свидетельствует, что существуют два главные звена в подготовке офицерских кадров: во-первых, это военно-учебное заведение; во-вторых, полк (отдельная часть). Имеются и два особо важные периода: 1)начало постижения офицерского мастерства в военно-учебном заведении; 2)начало офицерской службы. Если правильно поставить эти два периода, то можно более чем наполовину обеспечить последующий успех, т.к. именно в это время формируются или утрачиваются необходимые предпосылки на будущее.
      *
      Выявлено также, что базисным основанием офицерского мастерства является солдатская наука, которая должна быть постигнута в максимально возможной степени всеми будущими офицерами. Курс "молодого солдата", ныне практикуемый в военно-учебных заведениях эту функцию выполнить не может ни по времени, ни по задачам, ни по средствам. Нужно не менее года, чтобы стать выдающимся солдатом. Следовательно, надо найти такой институт "солдатства", который бы давал максимум возможного в современных условиях, не отвращал от службы, а вызывал бы жгучее желание досконально усвоить солдатское ремесло, стать "профессором" солдатской науки.
      *
      Понимая тот факт, что весь механизм военного обучения офицеров не изменить в одночасье, тем не менее, следует надеяться на то, что серьезные изменения в системе подготовке офицерских кадров нужно осуществить в ближайшие 2-3 года. За этот период все должно преобразиться в военно-учебных заведениях: измениться их дух, нравы, система взаимоотношений между обучаемыми и педагогическими кадрами, качественно новыми должны стать все кадры военно-учебных заведений - из них должны исчезнуть кандидаты в офицеры по принуждению, командиры и начальники без педагогического призвания, педагоги-ремесленники.
      Столь короткий срок для кардинальных преобразований - не утопия, а вполне возможная реальность, была бы на то политическая воля, талантливые исполнители и жесткая, продуманная система подготовки офицерских кадров и сопутствующих (обеспечивающих) этот процесс структур.
      *
      В кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах, а также в военных академиях старой России не церемонились с теми, кто не отвечал требованиям к званию офицера. И это было правильно. Нет нужды и сегодня "тянуть за уши" тех, кто слаб умом, здоровьем, порядочностью, честностью и т.п. "Лучше меньше, да качеством получше", - прямое и правильное указание для тех, кто призван решить участь воспитанников военно-учебных заведений. "Прежде всего, обратите внимание на офицера". Вот эта мысль, которая неотступно должна преследовать нас при чтении проектов обновления армии. "Смотрите в корень", хочется сказать авторам: "помните, что сила армии не в солдатах, а в офицере" .
      Пора отказаться от опасного заблуждения, будто хорошим офицером может быть всякий образованный человек. Пусть лучше некомплект офицеров, чем комплект с такими личностями, как офицеры "Поединка" Куприна. Будущее за такой армией, где офицеры верят в высоту своей миссии, а не удерживаются только формами, чинами и орденами.
      Мы долго не хотели слышать этих слов.
      Неужели и на это раз мы останемся глухи к этим пламенным воззваниям?..
     
      ...
  
   КНИГИ
     
      Книга I
      Исторический обзор СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ подготовки офицерских кадров в России (1701-1917 гг.)
      Введение (А. Каменев)
      Рождение и развитие первых военных школ от Петра Великого до Екатерины II (1701-1762 гг.)
      Военно-учебные заведения в эпоху Екатерины Великой (1762-1796 гг.) и Павла I (1796-1801 гг.)
      Совершенствование системы военно-учебные заведений в царствование Александра I (1801-1825 гг.)
      Военно-учебные заведения в царствование императора Николая I (1825-1855 гг.)
      Преобразования в военно-учебном деле в годы правления Александра II (1855-1881 гг.)
      Подготовка офицерских кадров во времена Александра III (1881-1894 гг.)
      Деятельность военных школ в правление Николая II (1894-1917 гг.). Военно-учебные заведения в период революции 1905-1907 гг. (А. Панов). Система подготовки офицерских кадров в первые десятилетия ХХ века (Л. Бескровный)
     
      Приложения к кн. I:
      1. Юнкерские училища: историческое обозрение их развития и деятельности (П. Бобровский)
      2. Исторический обзор становления и деятельности военных академий (Сравнительная характеристика назначения военных академий первостепенных государств Европы начала ХХ века. Исторический очерк Николаевской Академии Генерального Штаба (Н. Глиноецкий)
      3. Мысли о проблемах дореволюционной военной школы России (Н. Головин, А. Верховский, А. Дмитриевский, В. Рычков, П. Галенковский, А. Дмитриевский, Н. Попов, М. Крит, Воронецкий, М. Меньшиков)
      4.Документы по организации и порядку работы военной школе России (1701-1917 гг.)
      5.Сведения о военно-учебных заведениях дореволюционной России
      6.О характере воспитания русских князей и наследников Российского престола (Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, - труды: Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Г. Котошихин, П.В. Мультатули, Л.А. Тихомиров)
      7.Русское дворянское воспитание и дворянская этика (содержание, опыт, проблемы и просчеты) (В.О. Ключевский, М. Богословский, Г.П. Федотов, О.С. Муравьева, К.Д. Ушинский)
      8. Воспоминания о годах обучения в кадетских корпусах дореволюционной России (Ушаков, Нахимов, Макаров, Верещагин, Бутаков, Можайский, Достоевский, Лесков, Костенко, Игнатьев, Кропоткин, Епанчин, Бердяев, Невзоров, Адамович, Высоцкий, Мартьянов, Деникин, Врангель, Шапошников, Маннергейм)
      9. Документы времен первой и второй революций в России (21 документ)
      10. Трагедия русского офицерства (А. Верховский, А. Будберг, А.Ф. Редигер, П.Н. Краснов, А.Н. Деникин, С.Е. Рабинович, В.Б. Станкевич, П.Н. Врангель, А. Мариюшкин)
      11. О чем русскому офицеру надо всегда помнить (уроки истории: И.Н. Болотников, М. Ботьянов, В.К., А.М. Волгин, С.Н. Булгаков)
     
      Иллюстрации к кн. I
     
      Книга II
      ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В СССР
      (1917-1984 гг.)
      Введение
      1. Зарождение советской военной школы в первые годы советской власти (1917-1920 гг.)
      2. Реорганизация военно-учебных заведений после гражданской войны и в годы военной реформы (1921-1925 гг.)
      3. Преобразования в подготовке офицерских кадров в межвоенный период (1926-1940 гг.)
      4. Перестройка системы подготовки военных кадров в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
      5. Изменения в системе подготовки офицеров в послевоенные годы(1946-1963 гг.)
      6. Преобразования в подготовке офицерских кадров в 1964-1984 гг.
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
      Приложения к кн. II:
      1. Документы по советской военной школе (1917-1984 гг.)
      2.Хронологический календарь основных военно-политических событий в СССР (1917-1984 гг.)
      3. Труды советских государственных и военных руководителей о подготовке офицерских кадров (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, К.Е. Ворошилов, И.В. Сталин)
      4. Показания по делу офицерской организации "Весна"
      5. Военная печать о проблемах подготовки советских военных кадров
      6. Уроки на будущее (К. Симонов, И. Эренбург, Г.К. Жуков, В. Карпов, Б. Винцер, А. Каменев
      Иллюстрации к кн. II
     
      Книга III
      ОБ уроках истории и стратегии развития военной школы России
      Введение (А. Каменев)
      Об истинном назначении военной школы России
      О разумной постановке воспитания в нашей военной школе
      Общечеловеческое воспитание
      Гражданское воспитание
      Воспитание национальное
      Половое воспитание
      Возрастное воспитание
      Профессиональное воспитание
      Должностное воспитание
      О важнейших вопросах обучения (дидактики) офицерских кадров
      Общие проблемы обучения
      Принципы обучения
      Характерные особенности обучения в военных школах России (исторические этапы и факторы развития военного образования)
      Основные идеи военного образования:
      Солдатская наука как низшая ступень военного образования
      Основы офицерской профессии (среднее военное образование)
      Стратегическое и полководческое искусство - высшее военное образование
      О национальном характере русской военной школы
      О фундаментальности военного образования
      Главные составные части военного обучения
      Волевой характер военного образования
      Элитарность военного образования
      Отбор лиц, пригодных для военного образования как общегосударственная задача
      Принцип главного звена в военном образовании
      Упреждение в подготовке офицерских кадров
      О педагогическом и командном составе, необходимом ныне военно-учебным заведениям России
      О начальниках военно-учебных заведений
      Ближайшие помощники начальника
      Военные педагоги
      О новой системе военно-учебных заведений и руководства ею
      Система подготовки офицеров запаса
      Управление военно-учебными заведениям
      О попечении военно-учебных заведений
      Приложения к кн. III
      Современные зарубежные военно-учебные заведения
      Иллюстрации к кн. III
     
      Книга IV
      МЫСЛИ О СОСТОЯНИИ СТРАНЫ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ РОССИИ (А.И. Каменев)
      О насущном национальном интересе России (исходный тезис)
      О современной России, ее состоянии и проблемах обороноспособности
      О войне, возможной военной опасности и противнике
      О военной политике грядущей России
      Об обороноспособности России
      Условия эффективности укрепления Вооруженных Сил
      О том, как изменить к лучшему подготовку офицерского корпуса (главные принципы)
      10 необходимых шагов
      Сроки, в которые можно ожидать позитивного результата в подготовке офицеров для ВС РФ
      Заключительный тезис
      Приложения к кн. IV
      Современная военная политика зарубежных государств
      Иллюстрации к кн. IV
     
      Указатели: Хронологический, именной, событийный (тематический)
     
     

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ - т.3


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012