ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Не дерзнем коснуться его вековых корней!

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   Каменев Анатолий Иванович
"Наука побеждать" 12/03/2010 г.
   Статистика:
   По количеству посетителей - 550 855
   Объем - 24474k/473
   Иллюстрации - 765

Не дерзнем коснуться его вековых корней!

 []

Башня Темная в Изборской крепости

12

  

ЗЛО НАШЕЙ АРМИИ

Всякому свое время, и время всякой вещи под небом.

Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плакать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время собирать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

Книга Екклесиаста или проповедника, Гл.3, с.1-8.

*

   Если посмотреть правде в глаза, то не трудно обнаружить много проблем, разъедающих армейский организм.
  
   В данной части нашей работы мы будем касаться лишь тех вопросов негативных явлений в солдатской и сержантской среде.
   Но начнем с характеристики призывников, как исходного "материала" для этой среды.

*

Призывники

   Надо признать, что каждый призыв приносит что-то особенное, но есть и общие тенденции, дающие возможность понять, какого качества призывники поступают в войска.
  
   На ряд примеров покажем эти особенности.
  
   Прежде всего, о наблюдаемых тенденциях на примере Ленинградского военного округа.
   Там, как впрочем, повсеместно, постоянно не выполняется план призыва
  
   Что же мешает одолеть эту нежелательную тенденцию?
  
   Первое. Это - уклонение определенной части молодежи от призыва.
   Второе. Возросшее количество хронически больных молодых людей.
   И третье. Открытый отказ от службы со ссылкой на принадлежность к какой-либо вере (хотя зачастую это не подтверждается).
  
   Только в Санкт-Петербурге сотни молодых людей уклоняются от призыва на службу.
   Более половины из этой категории нигде не работают, не учатся.
   14 процентов призывников не готовы выполнять конституционный долг по медицинским показаниям.
   Около 70 процентов имеют различные ограничения к службе в войсках с повышенным требование к состоянию здоровья.
   Из числа призывных признанных негодными к службе почти 20 процентов имеют психические и нервные заболевания.
  
   А теперь о более глубоких причинах.
  
   Они кроются в кризисном состоянии нашего общества.
   "Война законов" (местных и федеральных) породила правовой анархизм. Если раньше в осуществлении призыва участвовали не только военные комиссариаты, но и органы исполнительной власти, руководители предприятий, учебных заведений, другие организации, то сегодня эти структуры зачастую игнорируют выполнение возложенной на них государственной задачи.
  
   Как показывает статистика, в молодежной среде заметно снизились патриотические настроения, зато усиливаются националистические и иждивенческие.
   Широким фронтом распространяется наркомания и токсикомания, культивируются уголовные привычки. Так, каждый пятый призывник города (для села это не характерно) в доармейский период имел приводы в милицию или состоял на учете в наркологическом диспансере. 5 процентов призывников имеют судимость.
  
   Что же представляют собой сейчас российские военнослужащие - основа основ армии, насколько они подвержены социальным воздействиям?
  
   Пытаясь ответить на эти вопросы, социологи провели серию исследований, и оказалось, что в современных условиях значительно изменились (по сравнению с периодом СССР) качественные характеристики российских солдат и сержантов.
  
   Если в советских вооруженных силах категории граждан, призванных на военную службу, отражали в целом социальную структуру общества, то сейчас абсолютное большинство солдат и сержантов (более 70 процентов) - выходцы из нижних социально-культурных слоев общества.
   Это дети промышленных и сельскохозяйственных тружеников, мелких служащих. Они зачастую имеют невысокий уровень образования и слабое здоровье.
  
   Так, если в 1990 году призывники со средним и высшим образованием составляли 92 процента, то уже в 1995 году - только 25 процентов. Не случайно в том же году на Балтийский флот впервые прибыли призывники, среди которых были и не умеющие читать.
  
   Сегодня каждый третий юноша призывного возраста освобожден от службы по состоянию здоровья. Пять лет назад таким был только каждый пятый, а в 1985 году - лишь каждый двадцатый. В настоящее время 40 процентов призывников имеют недостатки в физическом развитии и здоровье. Из года в год растет число молодых людей с дефицитом веса. Так, в 1994 году их было 14 процентов от общего количества призывников, а в 1995-м - 18. В одиннадцать раз выросло число призывников, больных сифилисом и другими венерическими болезнями.
  
   Подобные изменения социальной структуры военнослужащих закономерно приводит к увеличению в рядах защитников лиц с девиантным поведением, то есть отклонением от нормы.
  

 []

Печать государственная малая (двойная

кормчая) царя Ивана IV Васильевича

  
   Большие надежды на улучшение дел в армии связывались в обществе с переходом на контрактную систему комплектования Вооруженных Сил. Однако, эти надежды не оправдались. Как показывают результаты социологических исследований, хорошие профессионалы, прихода которых так ждали, в армию не пошли.
  
   Контрактники, которые составляют около 30 процентов от всего личного состава армии и флота, имеют по сравнению с военнослужащими срочной службы еще более низкий социокультурный уровень. Так, более 90 процентов из них выходцы из рабочих, крестьян и мелких служащих. Около 30 процентов воспитывались без родителей или в неполных семьях.
  
   Исследователи отмечают, что с приходом контрактников образовалась новая общность военнослужащих. С одной стороны, в нее входят представители самых обездоленных слоев населения, наиболее неподготовленные к рыночным условиям, а с другой - хорошо адаптируемая к условиям казарменной жизни молодежь. Представителей последней отличает эгоцентризм, авторитарный стиль поведения.
  
   Изменения качественного состава военнослужащих привело к увеличению числа молодых людей с теми или иными отклонениями в поведении от нормы, вплоть до преступлений. Например, в ходе мониторингового исследования, проведенного в войсках в 1992-1995 годах по всеармейской выборке, от 50 до 70 процентов военнослужащих срочной службы подтвердили наличие в частях и подразделениях неуставных взаимоотношений.
   Именно это нередко становится причиной самоубийств.
  
   Серьезной проблемой для армии стали алкоголизм и наркомания. Результаты исследования показывают, что около 55 процентов солдат и сержантов употребляли алкоголь во время боевых действий, а каждый четвертый - наркотики или транквилизаторы. Причем более половины опрошенных делали это один раз в неделю и чаще.
  
   Число умышленных убийств в Вооруженных Силах возросло на 28 процентов; на 60 - число преступлений, повлекших за собой гибель или увечье людей. В 1995 году количество только зарегистрированного в армии незаконного оборота наркотических средств и препаратов увеличилось в два раза.
  
   Представители Главной военной прокуратуры делают вывод, что, исходя из динамики преступности за последние годы, с достаточной долей вероятности можно прогнозировать на ближайшую перспективу рост уголовных и воинских преступлений. При этом девиантное поведение имеет более широкое распространение среди контрактников.
  
   Социологические исследования показывают, что никто из молодых не относит коллективизм, товарищество к наиболее важным ценностям.
   К первостепенным ценностям 63 процента респондентов относят принцип "приносить пользу обществу". Зато у чуть более 26 процентов опрошенных в структуре ценностей первого порядка заняло "хорошее здоровье для близких" и у более 34 процентов - "хорошее здоровье для себя".
  
   По сравнению с 1991 годом в четыре раза уменьшилось количество молодых людей, которые мотивировали свое нежелание служить в армии политическими мотивами, в десять раз - религиозными. Не желают служить в армии из-за удаленности от дома и друзей 40 процентов призывников; 89 - опасаются унижений и издевательств; 52 процента опрошенных боятся бытовой неустроенности.
  
   Социологическое исследование, проведенное в конце 1996 года, подтвердило, что понятия "Родина", "Отечество", чувство патриотизма" существуют лишь для 32 процентов молодых людей призывного возраста. Для 50 процентов опрошенных таких понятий не существует, а 18 процентов парней даже не задумывались об этом.
  
   По существу, сегодня происходит разрушение гражданского сознания россиян.
  
   По данным петербургских социологов, 62 процента молодых людей считают себя гражданами России; более 21 - не видят необходимости проявлять гражданскую активность, поскольку "государство и общество ничего не делают для молодежи"; более 42 - считают, что "сейчас не до гражданской активности, важнее выжить, найти работу"; более 10 процентов опрошенных принципиально не желают проявлять активность, потому что "все это обман, пожива для политических проходимцев".
  
   Сложившаяся ситуация находит свое непосредственное отражение в непрерывном падении доверия к армии. Динамика этого процесса выглядит следующим образом. В 1992 году армии доверяли около 60 процентов населения, в 1993-м - около 50, в 1994-м - 38, в 1995 году - 31 процент населения.
  
   Радикально меняются установки старшего поколения по отношению к армии. Исследование, проведенное в ходе осеннего призыва 1996 года в Рязанской области, показывает, что 64 процента родителей призывников не желают, чтобы их сыновья служили в армии; 82 - заявили, что, если бы у них была такая возможность, они не допустили бы призыва сыновей на действительную военную службу.
  
   Стоит ли удивляться, что, по данным этого исследования, 40 процентов призывников относятся к службе как к неприятной обязанности, а 34 процента опрошенных заявили, что постараются уклониться от нее, если такая возможность появится.
  
   Эта идеальная центробежная тенденция реализуется в реальном бегстве от армии, из армии. Бегут призывники: в 1985 году от призыва уклонилось 443 человека; в 1991-м - более 15 тысяч; в 1993-м - более 44 тысяч; в 1996 г. - около 37 тысяч.
  
   Такое положение дел не может не вызывать серьезного беспокойства. Оно означает, что усиливается опасность если не потери армии, то использования ее определенными политическими силами для решения своих задач.
  

Подытожим изложенное:

  -- Во-первых, в войска России сегодня поступают, как правило, выходцы из нижних социально-культурных слоев общества, зачастую имеющие невысокий уровень образования и слабое здоровье.
  -- Во-вторых, духовно-нравственный уровень призывников очень низок и те качества, которые нужны для сплочения воинов, понимания ими воинских задач офицерству приходится решать чуть ли не на пустом месте...
  -- В-третьих, значительная масса призывников привносит в вооруженные силы укоренившиеся на "гражданке" вредные привычки (алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.п.).
  -- В-четвертых, в армию призывники идут с большим нежеланием служить, а лишь в силу необходимости, под давлением обстоятельств, но не по велению души или долга.
  -- В-пятых, из истории нам известно, что иногда партии и иные общественные (а также антиобщественные, преступные) организации "делегируют" в войска своих представителей для совершения своих акций... Забывать об это не следует.
  
   Все это говорит о том, что на долю офицера сегодня выпадает очень трудная задача: за короткий срок не только избавиться от тех вредных "подарков", которыми одаривает войска общество и превратить этот "сырой" материал в боеспособных воинов.
  
   Что может служить основой для оптимизма?
   Два обстоятельства: во-первых, что "материал", в принципе, добротный; во-вторых, офицер не может сникать и падать духом даже в самой сложной обстановке.
  
   О каком добротном "материале" идет речь?
  
   Речь - о качествах и свойствах, издревле присущих русскому солдату.
  

Качества русского солдата

   "Сущность всякой национальности состоит в ее субстанции. Субстанция есть то непреходящее и вечное в духе народа, которое, само не изменяясь, выдерживает все изменения, целостно и невидимо проходит чрез все фазисы исторического развития", - совершенно справедливо писал В.Белинский.
  
   Мы не то что предполагаем, но и уверены в том, что все то, чем был славен русский воин, таится до поры и не раскрывается только потому, что на него нет просто должного спроса.
  
   Те "чудо-богатыри" А.Суворова, доблестные воины М.Кутузова, - это не ушедшая в прошлое былая данность.
   Это - потенция русского человека, еще не приведенная в действие.
  
   Приведем лишь одну характеристику русского солдата, взятую из иностранного источника, написанного после неудачной русско-японской войны 1904-1905 гг.
  
   "Русский солдат представляет собой отличный сырой материал, так как он близок к природе, не знает роскоши и исполняет с удивительной покорностью самые опасные поручения. Несчастья не могут его обескуражить. Наполеон I говорил, что убитого русского солдата нужно еще толкнуть, чтобы он упал. Сила русского солдата удваивается, когда он имеет хороших начальников".
  
   Печально сознавать, что эти качества проявляются лишь в годину серьезных испытаний.
  
   Нельзя не признать и того факта, что против России уже длительное время ведется духовная война.
  
   Вчитаемся в следующие строки, написанные в 1917 г. А.Будбергом:
  
   "Вся русская жизнь, вся деятельность многочисленных представителей власти, прикрывавшихся Царской порфирой и государственным авторитетом свои преступления и всевозможные мерзостию.
   Литература, театры, кинематограф, чудовищные порядки винной монополии, - все это день и ночь работало на то, чтобы сгноить русский народ, убить в нем все чистое и высокое, охулиганить русскую молодежь, рассосать в ней все задерживающие центры, отличающие человека от зверя, и приблизить царство господства самых низменных и животных инстинктов и вожделений.
  
   Все это сдерживалось, пока существовал страх и были средства для сдержки и для удержа".
  
   Не похоже ли это на то, что делается сегодня?
  
   Вот почему, хотя недуг и огромен, но зато и огромна сила, заключенная в русском духе.
   Офицер должен разбудить эту силу и направить ее в полезное для военного дела русло.
  

"Дедовщина"

   Обратимся к строкам солдатских писем, чтобы понять суть и вред такого явления, которое нарекли словом "дедовщина".
  
   Рядовой М.Васильев пишет своей матери:
  
   "С первого дня во взводе мне приходится туго. Надзиратель с дубинкой - "старик" стоит над тобой и подгоняет ударом ноги... Самый разгар "дедовщины" начинается вечером. После команды "отбой" со всех ног летишь "отбиваться", а не успел до прихода "деда" - сразу в рог. Потом подъем и обслуживание "дедов" поочередно. Частенько бываю битым. Нет сил больше терпеть, сделайте что-нибудь..."
  
   Рядовой Коноплев:
  
   "...Я решил: пишу вам последнее письмо... Я стал почти животным, психом. Думал, что вы хоть чем-нибудь поможете, но вы ничего не делаете. Сделайте что-нибудь или я ... Надо мною издеваются, я болен, но никому ничего не скажешь... В строю стоишь, и от боли аж слезы катятся... Даже те, кто прослужил полгода, издеваются..."
  
   Надо сказать, что отношение к "дедовщине" в самих вооруженных сила неоднозначное: есть противники, но имеются и сторонники этого явления.
  

 []

Московские служилые люди.

Миниатюра из рукописной книги. Нач. 18 в.

   Показательны в этом отношении сведения, собранные "Комсомольской правдой", получившей 14.247 откликов на публикацию "Случай в спецвагоне". Речь в публикации шла о том, что молодой военнослужащий, доведенный до отчаяния неуставными взаимоотношениями, убил восемь человек.
  
   Не только солдаты, но и офицеры, и ветераны (всего более трехсот писем) считают, что "дедовщина" помогает поддерживать то, что они называют дисциплиной, передачей знаний и навыков.
  
   Мол, если вы хотите, чтобы армия выполняла свою роль, придется мириться с этим злом...
  
   Высок процент писем, в которых ставиться вопрос: а зачем нам такая армия, где сыновья не Родину от врагов, а себя от "дедов" должны защищать?
  
   Не будем повторять заблуждения, которые встречаются во многих материнских письмах: "дедовать" способны только садисты.
   Нет, те, кто прошел эту "школу", вовсе не были ими и не обязательно превращаются в садистов на всю жизнь.
   За воротами части они "нормальные ребята".
  
   Но где гарантия, что после этой "школы" нормальный человек не превратится в такого холопа-"салагу" или такого барина - "деда"?
  
   Ведь тот же солдат на втором году службы точно так же творит унижение, ломает чью-то личность, достоинство, честь. Здесь есть и своя логика, и своя этика, своя "справедливость": "как они нас, так и мы вас". Это правило очень заметно - зеркально! - отличается от правила, что каждому воздается по его делам, то есть от того правила, на котором строятся все права человека, а с ними - правосознание, правовое государство, законность.
  
   "Дедовщина" - это тоже закон, но закон другого рода: кто сильнее (старше), тот и прав.
  
   В уж если он прав, то творит, что хочет.
   Наказание, не связанное с преступлением, укрепляет, как известно, не закон и порядок, а произвол, власть силы.
  
   В этой системе отношений имеется и свое материальное стимулирование: ведь отнятое у первогодков передается второгодкам.
  
   Первые - терпят лишения, недоедают, недосыпают, подвергаются эксплуатации (в самом строгом смысле слова).
   Вторые, соответственно, имеют привилегии. При формально нормальном (уставном) распределении всех благ - пайка, досуга - и всех нагрузок, работ, нарядов "ветераны", "старички", "дедушки" оказываются в привилегированном положении.
  
   Есть и свои санкции: "Когда не заставишь "молодого", будешь делать сам. А сделаешь сам, тебя твой же призыв "зачморит", перестанет уважать, будет издеваться, как над "духами" .
  
   "Дедовщина" выступает как механизм переделки личности.
   Общая схема переделки такова: на начальном периоде личность сминается, разрушаются ее наиболее тонкие и сложные структуры, такие, как ответственность и совесть, понятие о добре и справедливости, нормах общежития и взаимодействия людей. Те, у кого высшие структуры занимали особо важное место, были "несущими", компенсируя недостаточное физическое развитие или сильно возвышаясь над ним, как правило, на этом этапе, отсеиваются.
  
   Вот некоторые строки из солдатских писем:
  
   "Да, в армии пытаются лепить людей, но сначала сминают в комок все, что было вылеплено раньше. Чем быстрее это произойдет, тем лучше для молодого солдата. И большинство в этой машине ломаются, около 99 процентов".
   С. Романенко. Москва.
  
   "Человечность, доброта, интеллигентность могут сослужить плохую службу их несчастному обладателю ...
   К. Огаджанов. Калининград.
  
   "Кому у нас в армии живется хорошо? У кого сочетается сила, злость до зверства, хитрость. Неплохо жилось и их "шестеркам". Доброта, трудолюбие и т.п. - залог того. что ты кандидат в козлы, опущения, кандидат на побег, вскрытие вен, на психушку...
   В. Корольчук. Кемерово.
  
   В первой же стычке новичка-салаги с "дедом" встречаются ни много ни мало два типа мировоззрения. В основе первого - сила права, а в основе второго - право силы.

*

Как бороться с этим вредным явлением?

   Давайте, для начала попробуем понять истоки этого явления и за этим разъяснением обратимся к публикации корреспондента "Красной звезды" А.Хорева, которую он опубликовал после командировки в дисциплинарный батальон, где отбывали наказание осужденные "деды".
  
   В этой корреспонденции он пишет:
  
   "Любое преступление против закона и морали не может, конечно, украшать человека.
   Но иные из них можно хоть как-то более или менее логично объяснить пусть противозаконными, но все-таки реальными интересами и потребностями.
   Но как понять вот эту безудержную тягу к мордобою, к посягательству на честь и достоинство своего же товарища по оружию, к утверждению своего преступного влияния на окружающих?
   Приходилось слышать, будто они гнездятся где-то в наших генах и передаются по наследству.
   Ерунда это, конечно.
   Такое предположение легко, в частности, опровергается уже тем простым наблюдением, что у большинства осужденных за этот самый мордобой ни родители, ни другие ближайшие родственники ни в чем подобном никогда не были замешаны.
   Так откуда же она, стало быть, эта почти патологическая тяга - от дурного воспитания в семье, в школе, в армии?
   Я обсуждал эту тему с отцами и матерями солдат, отбывающих наказание в дисциплинарном батальоне именно за пресловутую "дедовщину".
  
   Многие родители, словно сговорившись, во всем винят армию.
   И не без оснований, конечно.
  
   Их же осужденные сыновья дают им некий ключик к такому пониманию проблемы, когда рассказывают при свиданиях и пишут в письмах, что вот, мол, только здесь, в дисциплинарном батальоне, увидели они впервые настоящие армейские строгости и четкий уставной порядок, а там, где служили раньше, - ничего этого не было, потому, мол, я и сорвался.
   В искренности такого впечатления вполне можно поверить.
   До настоящего уставного порядка иным нашим частям и подразделениям действительно еще далеко. Этим можно безошибочно объяснить наличие вопиющих недостатков в нашей армии.
   В том числе в значительной степени - и существование "дедовщины".
   Все так, все верно.
   Но, с другой стороны, разве не циничной спекуляцией выглядит такое суждение в устах того самого "деда", который эту заразу упорно внедрял армейский быт своими собственными кулаками? Вот, дескать, если б стояли над моей душой командиры да держали б меня за руку или - лучше за обе, тогда бы я, может быть, и не ударил сослуживца...
  

 []

Инициал из Евангелия 14 в.

  
   А где ж, спрашивается, твои собственные сознательность, нравственность, человечность, совесть, наконец?
   Тебя что, разве не учили нормам поведения в школе десять лет и в семье почти двадцать?
  
   В такие "глубины" не только сами безусые "деды", но и их почтенные отцы как-то не заглядывают.
   Более того, порой явно от них отворачиваются.
   Лукавят.
   Норовят даже скрыть некоторые подробности, проливающие свет на поведение их дитяти.
  
   -У нас воспитанием детей занимается жена, - с чистой совестью говорит один из отцов.
   -У меня жена - дока по части воспитания, - вторит ему не без гордости другой.
  
   Значительная часть солдат, отбывающих наказание в дисциплинарном батальоне за "дедовщину", воспитывались матерями при минимальном отцовском участии. Многие вообще росли без отцов. Некоторые - с такими отцами, что было бы лучше, если б без них.
  
   Вот строка из автобиографии:
  
   "Отец избил мать, в результате чего она скончалась в больнице". Один солдат сделал на руке наколку - знак безотцовщины (есть, оказывается, такой знак), а отец у него между тем здравствует. Иные из таких здравствующих отцов преподносят своим брошенным сыновьям первые и самые губительные уроки жестокости. На всю, может быть, жизнь. И не только поножовщиной".
  

*

   Не будем продолжать дальнейший экскурс в истоки проблемы - недостатки семейного и школьного воспитания - факт этот очевиден.
   Но, офицеру не становится легче от того, что кто-то, еще на "гражданке" недоработал. Ему приходится иметь дело с тем, что реально есть. А реальность такова: в армию часть призывников уже приходит с ярко выраженными агрессивными наклонностями; упущения со стороны офицеров подразделений позволяют этим наклонностям проявиться и реализоваться в форме "дедовщины".
  
   Правы были те солдаты, которые говорили о том, что, если бы в части и их подразделении был твердый уставной порядок, их стремление к самоутверждению в форме "дедовщины" могло бы и не быть.
  
   Что говорит в пользу высказанного предположения? "Эффект метро"!
  

"Эффект метро"

   Тот, кто пользовался услугами метро, не мог не обратить внимание на то, что входящий в двери метрополитена человек как бы преображается - дисциплинируется. Он ведет себя сдержано, не сорит, не выходит за пределы дозволенной зоны.
  
   Обратим внимание на то, что перед входом в метро никто этого человека не инструктирует и не требует от него подписи под инструкцией... Просто человек, даже впервые попавший в метро, вынужден (подчеркиваем это!) вести себя прилично. Если же он даже попытается сделать что-то неподобающее, то может получить замечание от пассажиров или от работников метрополитена.
  
   В том-то и заключается "эффект метро", что сама обстановка обязывает человека вести себя культурно любого - воспитанного и не тронутого воспитанием.
  
   Несколько по иному, но по сути о том же, в свое время писал генерал М.Драгомиров:
  
   "Не нужно думать, чтобы солдат воспитывался быстрее и лучше при помощи строгости взысканий, - вовсе нет: его воспитывает преимущественно одинаковость, неуклонность и постоянство раз поставленных требований".

*

   Но и при установлении в подразделении твердого уставного порядка, не грех знать и о том, что "дедовщина" держится не на всей массе военнослужащих, а на лидерах отрицательной направленности, которые, в свою очередь, действуют не автономно, а формируют группу, в которой расписываются роли и соблюдаются определенные правила.

*

Устройство негативной группы

   В подразделении, в силу разных причин (симпатий и антипатий; землячества; периода службы; принадлежности к специальности и т.д.) образуются группы разной направленности.
  
   Та группа, которая свою деятельность строит вразрез с уставным порядком и преследует свои корыстные цели, называется негативной.
  
   Изучение таких групп привело к выводу, что внутригрупповые роли здесь распределены следующим образом:
  
   - В группе есть "главарь", который пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и правом безнаказанной агрессии.
  
   Иногда этот субъект, превосходящий других физической силой, но все же не объемом мышц, а властностью, смелость и исключительная свирепость удерживает его на первом месте в примитивной группе.
   Он умен тем особым умом, который принято называть хитростью. Хитрость позволяет ему умело, подчас с блеском планировать и направлять акции (обычно противоправные), которые осуществляются группой.
   И тогда участники группы не просто боятся его, а чтут как "кормильца", "спасителя", "настоящего хозяина". Та же хитрость дает ему умение вовремя убирать или стравливать между собой потенциальный соперников - претендентов на главенство в группе. Вот почему ему совсем не обязательно быть сильнее всех физически: того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда карает чужими руками. По его сигналу ведомые проучат всякого, кто ему неугоден в группе.
   Ни один из ведомых не посмеет ослушаться: ведь таким образом можно стать неугодным со всеми вытекающими последствиями.
   Только тайный сговор между подневольными изменил бы положение. Но главарь часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном заговоре исключительно опасно. Во-вторых, он предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало число довольных. В-третьих, он способен "вычислить" того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных.
  
   - "Авторитет" является вторым по рангу лицом в группе.
  
   Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако заметно уступает ему в смелости. Если бы он был так же смел и решителен, главарь усмотрел бы в нем претендента на власть и давно обезвредил, но уж никоим образом не приблизил бы его к себе в качестве второго лица. Самая роль "авторитета" доказывает неспособность субъекта быть Главарем, и в случае ухода Главаря со сцены или его гибели он почти никогда не становится на его место. Самое большее, он продолжает сохранять роль "авторитета".
  

 []

Принос дани мехами.

Миниатюра из Радзивиловской летописи. 15 в.

   Как всякий обладатель острого ума он рационален и четок в решениях, однако не лишен и своеобразной мечтательности, даже романтичности. Без этой черты он не мог бы "сливаться душой" с "главарем".
  
   - Ведомые, в свою очередь, ранжированы как по вертикали, т.е. степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качества" места в группе.
   Ведь, помимо Приближенного, здесь возможны Подхалим (Угодник), Марионетка, Шут и Недовольный. Ведомые вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполняемых внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь "своих" и идентифицировать себя с кругом "своих" (тем острее становится враждебность ко всем "чужим", которые уже как бы не люди и не стоят пощады и жалости).
  
   Угодник существует не только потому, что Главарю приятны его льстивость и услужливость. Даже если он не жалует такого субъекта, он держит его подле себя. Почему? Потому что такой субъект вызывает неприязнь всей группы. И теперь, когда Главарь оказывает расположение и милость к кому бы то ни было из ведомых, это оставляет впечатление импонирующей людям справедливости. Не менее волнующей эффект производит наказание или изгнание Подхалима: группа торжествует и испытывает признательность лидеру.
  
   Точно так же логические необходимо существование Марионетки: он является для других эталоном поведения в отношению к Главарю и к целям, которые поставлены перед группой. Его "образцовость" должна служить укором для всех, кто хотя бы в мыслях склонен к критике и непослушанию.
  
   Весьма полезен и Шут. Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. Такая насмешка - прекрасный регулятор эмоционального напряжения в группе. Устами Шута "выговаривается" неустранимое чувство протеста и обиды, накапливаемое у ведомых. Шут высказывается на грани риска: кажется, вот-вот и не сносить ему головы. Он умен и не переходит этой грани, однако у группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. Кто-то, поддавшись этой иллюзии, решается на собственные критические суждения - в шутовской или иной форме. Так с помощь. Шута, выявляется оппонент Главаря. Обезвредить его немедленно или отложить расправу - вопрос тактики, решаемые Главарем и Авторитетом.
  
   Главарю требуется также и Недовольный: если его нет в группе, его следует создать, ущемив кого-либо из ведомых. Польза от этого двоякая. Во-первых, фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг друга, Главарь, Авторитет и приближенные в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем. Если дело не доходит до изгнания или ликвидации такого субъекта, то его место после бунта среди Забытых.
  
   Забитые же потому и заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом примет участие вся группа. Выход из положения у Забитого только один: терпеливо снося все издевательства, выслужиться перед приближенными Главаря. Если повезет, он может достичь самой высшей точки в группа: стать Подхалимом самого Главаря. Забитые представлены двумя категориями лиц: либо самые хилые, трусливые или наименее смекалистые, т.е. занимающие нижнюю ступень ранговой лестницу соответственно своим малым возможностям, либо бывшие Недовольные, т.е. субъекты с неплохими возможностями, растрачивать которые им теперь остается если не на бессильную злобу, то на хитроумное угодничество.
  

Правила поведения в примитивной группе

   Правило унижения.
   Чтобы унизить другого, достаточно продемонстрировать ему своей превосходство в чем бы то ни было.
  
   Правило рангового соответствия.
   Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.
  
   Правило отпора.
   Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т.е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы на стать объектом дальнейших унижений.
   Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И.Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.
  

 []

Сражение с рыцарями.

Миниатюра из "Апокалипсиса Тевтонского ордена".

  
   "Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие дать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.
  
   Правило силы.
   Если кто-то имеет возможность безнаказанно демонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.
  
   Правило выдвижения вытекает из предыдущего.
   Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правом силы".
  
   Правило гонения.
   Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих, легко становится гонимым в примитивной группе.
  
   Правило "козла отпущения".
   В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому разрешается реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходилось терпеть от субъектов высшего ранга.
  
   Правило отвода агрессии от себя.
   Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная неистовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.
  
   Правило возмещения убытка.
   Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же с известной надбавкой.
  
   Правило "незаинтересованности".
   Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Чтобы избежать подобного унижения. субъект обязан скрыть, что "питает слабость" к некому предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину, в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания. Если же ему не удается утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более насмешливо или цинично, - так от утверждает свою "незаинтересованность" к ней.
  
   Правило соблазна.
   Если субъект, доверившись другому, тем самым создаст ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается в глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.
  
   Правило послабления.
   Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоре они прейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.
   Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т.п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением.
  
   Правило круговой поруки.
   Для того, чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных. ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа сплачивается за счет общего чувства страха и вины.
  
   Правило нормальности.
   Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, основывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким образом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым.
  

*

   Умный командир, зная такое распределение ролей и правил, конечно, найдет способ использовать это знание себе и подразделению во благо.
  
   Одна из главных задач, которая возникает при обнаружении такой группы - все сделать для того, чтобы расстроить ее деятельность. Это можно сделать путем удаления лидера, но одна из важнейших проблем на этом пути идейное развенчание "героев". Ведь, во главе любой организации людей всегда стоит идея. Если ее поколебать, то возникнут сомнения в дальнейшей целесообразности функционирования этой организации, будут внесены разногласия, которые могут привести к распаду организованной группы.
  

 []

Государственный герб Руси во 2-й пол. 17 в.

  
   Конечно, то, о чем здесь пишется, не делается второпях.
  
   Здесь уместен опыт А.Макаренко.
   Суть его состоит в том, чтобы заблаговременно подготовиться к борьбе со злом. Собрав в свою колонию для малолетних правонарушителей лиц, познавших все "прелести" жизни на дне общества, он какое-то время не мог выдвинуть требования: "не воровать". Воровство настолько въелось в плоть и кровь молодых преступников, что надо было прежде всего подготовить общественное мнение, осуждающее воровство, надо было "сколотить" актив, способный помогать соблюдать это требование. Когда все это было сделано, Макаренко твердо сказал на собрании: "Не воровать!" Единичные случаи воровства еще какое-то время продолжались, но воришки уже не хвастались своими "подвигами", а воровали втихую. Воровство перестало быть заразительным, доблестным делом, оно стало позорным, осуждаемым и подлым деянием.
  
   Если, подобно А.Макаренко, офицеру удастся так поставить дело, то, спустя некоторое время и он сможет твердо заявить: "Дедам" у нас места нет!"
  

Краткое резюме

   Мы верим, что то зло, которое пробралось в нашу армию, будет изгнано.
  
   Но это само собою не произойдет, нужна длительная и кропотливая работа всех офицеров.
  
   Изгнав зло, офицеры не только обретут настоящий авторитет, но и могут с чистой совестью повторить слова М.Драгомирова:
  
   "Много людей прошло через мои руки, и весьма мало между ними было таких, которые оттого не стали лучше, развитее, пригоднее для всякого дела"
  

***

 []

Государственный герб Руси 1 й четв. 17 в.

Еще видел я под солнцем:

вместо суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог;

потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там".

Книга Екклесиаста или проповедника, Гл.3, с.16-17.

  

***

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   В зеркале общего кризиса: Осенний призыв (Беседа полковника В. Стрельцова с нач. штаба Ленинградского военного округа генерал-лейтенантом С. Селезневым) // Красная звезда .- 1991 .- 16 ноября. - с. 2.
  
   Пожидаев Д. Государство и революция. Современные проблемы общества и армии глазами социолога // Армейский сборник .- 1997 .- N 9. - с. 16-19.
  
   Белинский В.Г. Россия до Петра Великого. - В кн.: Русская идея .- М., 1998 .- с.78.
  
   Клеман де-Грандпре. Падение Порт-Артура. - СП б.,I908.- с.119.
  
   Будберг А. Дневник.1917 г. // Архив русской революции . т. ХII .-Берлин, 1923 .- с.210.
  
   См.: Манушкин А. Эх, мужчины, мужчины... Об издержках "диванно-телевизионного воспитания. //Красная звезда .- 1989. - 29 апреля .- с.3.
  
   Комсомольская правда. - 1988. - 29 июля.
  
   Матюхина Е., Гражданкин А., Левинсон А., Седов Л. Рекорд уходящего года?... // Комсомольская правды .- 1988 .- 29 декабря .- с.2.
  
   См.: Хорев А. Отцы и "деды": Размышления после командировки в дисциплинарный батальон // Красная звезда .- 1990 .- 6 июля .- с.4.
  
   Драгомиров М.И. Избранные труды. - М., 1956. - с.398.
  
   См.: Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987. - с.134-142.
  
   Драгомиров М.И. Указ. соч. - с.190.
  

***

 []

Великий князь Александр Невский и московский князь Иван Калита.

Фреска. 1508 г.

Цветник духовный

  
  -- Если человек не хочет зла, то душа свободна. А если он не делает зла, то и тело свободно; все зависит только от одной злой воли.
  -- Святитель Иоанн Златоуст
  -- Горе тому, кто, зная доброе, дает руку лукавому, потому что в день исхода примут его злые ангелы.
  
  -- Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страстей.
  
  -- Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет все способы умертвить нас.
  
  -- Когда в дружине есть целомудрие, послушание, порядок и воинская доблесть, она делается страшной для противников... То же самое должно быть у нас в брани с демонами, однако же не бывает, потому что ополчаемся мы не против них друг с другом, но друг против друга с ними. Удивляться должно не тому, что нас побеждают, но еще больше тому, что, ничего не делая для победы, желаем победить.
  -- Преподобный Исидор Пелусиот
  
  -- Пока диавол нападает извне, мы в состоянии противиться. Когда же откроем ему двери души и примем врага внутрь, то уже не сможем противиться ему. Он помрачит нашу память, как дымящийся светильник, и только уста будут произносить пустые слова.
  
  -- Демоны имеют себе помощников в самих людях, которым они строят козни, так что если бы последние не содействовали им, то большая часть их козней не имела бы никакого успеха.
  -- Святитель Иоанн Златоуст

  -- Зло, которое считают ничтожным, легко оставляют в пренебрежении, а оставленное в пренебрежении, оно усиливается, усилившись же, становится неизлечимым.
  -- Святитель Иоанн Златоуст
  
  
  -- Если враг будет внушать тебе такую мысль: есть покаяние, поэтому воспользуйся своей волей, то скажи ему: "Зачем разрушать построенный дом и снова строить его?".
  -- Преподобный Ефрем Сирин
  
  
   ...
  

 []

Московский Кремль при Иване III.

Художник А. М. Васнецов.

Исторические памятки

  -- КАВАЛЕРГАРДЫ -- личный состав особой кавалерийской части в русской гвардии в XVIII -- начале XX в., исполняли роль телохрани­телей и почетной стражи царя. Впервые рота кавалергардов сформи­рована в 1724 г., ее командиром числился Петр I. С 1800 г. существо­вал Кавалергардский полк на правах гвардейского.
  
  -- КАВАЛЕРИЯ, (франц. cavalerie), конница, род сухопут. войск, в котором для передвижений и действий в бою использовалась верховая лошадь. В ср. века являлась гл. родом войск, с сер. 19 в. роль К. снижалась, к сер. 50-х гг. 20 в. как род войск была упразднена. Первые кавалерийский воинские иррегулярные формирования на Руси появились в начале нашей эры. В IХ-Х веках кавалерия составляла основу княжеских дружин Киевской Руси. Большое значение она имела в войске Александра Невского. В Куликовской битве в 1380 году засадный полк Дмитрия Донского решил исход боя с монголо-татарскими ордами.
  
  -- КАДЕТСКИЕ КОРПУСА, в России, закрытые средние военно-учебного заведения преимущественно для детей офицеров. Кадетские корпуса, как учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей и являющееся первоначальной ступенью к подготовке офицеров ведут начало с 1653 года, когда в Пруссии великим курфюрстом была учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы. Самое слово cadet значит малолетний. Так назывались еще в рыцарские времена младшие члены дворянских фамилий, подготовлявшиеся, в виде пажей, к высшему воинскому званию. В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: в 1732 году он представил на утверждение Императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России "Корпуса кадет" в Санкт-Петербурге, на 300 человек, для шляхетских детей от 13 до 18 лет. В 1863-82 вместо К. к. действовали военного гимназии. К 1917 имелось 29 К. к. Упразднены в 1918.
  
  -- Кадеш - первая столица хетов; битва с египтянами при этом городе.
  
  -- Кадмея - фиванская крепость, захваченная спартанцами в 382 г. до Р.Х.
  
  -- КАЗАНСКИЕ ПОХОДЫ 1545--52 рус. войск против Казанского ханства, проводившего вместе с Турцией и др. союз­никами агрес. политику в отношении Рус. государства. Поход 1545 имел характер воен. демонстрации. Походы 1547--48, 1549-- 1550 были безрезультатными. Поход 1552, тщательно подготовленный в воен., дипл. и материальном отношении, завершился взятием (2 окт.) Казани и присое­динением Казанского ханства к Рус. государству. Осада Казани -- первый крупный опыт ведения минной войны рус. войс­ками.
  
  -- КАЗАРМА. Уже в эпоху Лувуа казарменное строительство во Франции достигло такого размера, что значительная часть постоянной армии переместилась в казармы. В более бедных государствах этот процесс переселения в казармы, имевший огромное значение для внутренней жизни войсковой части, затянулся надолго. В России только в начале ХХ века казарменный вопрос приблизился к окончательному решению
  
  -- КАЗАЧЕСТВО военного сословие в России в 18 - начале 20 вв. В 14-17 вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военного службу в погран. р-нах (городовые и сторожевые казаки); в 15-16 вв. за границами России и Польско-Литов. государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины т. н. вольных казаков (гл. обр. из беглых крестьян), к-рые являлись гл. движущей силой нар. восстаний на Украине 16-17 вв. и крест. войн в России 17-18 вв. Царское пр-во стремилось использовать К. для охраны границ, в войнах и т. д. и в 18 в. подчинило его, превратив в привилегиров. военного сословие. В начале 20 в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье нас. св. 4, 4 млн. ч., св. 53 млн. дес. земли. В 1-ю мир. войну выставило ок. 300 т. ч. В 1920 К. как сословие упразднено. В 1936 были созданы донские, кубанские и терские кав. казачьи соед., участвовавшие в Вел. Отеч. войне (расформированы во 2-й пол. 40-х гг.). С кон. 1980-х гг. началось возрождение традиций, культуры и быта К., появились казачьи орг-ции.
  
  -- Казни египетские. В Библии рассказывается: фараон Египта долго отказывался отпустить на свободу народ, живший в Египте на положении рабов. По преданию, разгневанный бог наслал тогда на принильскую страну последовательно десять суровых наказаний, по-старославянски - "казнеи". Это были: превращение воды Нила в кровь, нашествие на страну жаб и других пресмыкающихся, изобилие мошкары, прилет особо злых "пёсьих" мух, падеж скота, страшная эпидемия, покрывшая все население нарывами, град, прерывающийся огненными ливнями, нашествие всеистребляющей саранчи, многодневная тьма, смерть первенцев не только в человеческих семьях, но и у домашнего скота. Напуганный бедствиями, фараон позволил порабощенным покинуть Египет. "Египетской казнью" теперь называют любое тяжелое бедствие, мучение.
  
  -- Казни смертные у евреев. Закон о смертной казни за человекоубийство был изречен Богом еще до времени законодательства Моисеева, но род этой казни в Свящ. Писании не обозначен с точностью. В законе Моисеевом упоминаются следующие главнейшие виды смертных казней Евреев: обезглавление; побиение камнями, или поражение стрелами; повешение; сожжение живьем на огне. Второстепенными, но не смертельными наказаниями считались следующие: бичевание, впрочем не свыше сорока ударов; возмездие: "глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу" и т.д.; возмещение убытков; отлучение на более или менее продолжительное время от общества. Помимо сих главных смертных казней и несмертельных наказаний, упоминаемых, в законе Моисеевом, были конечно и другие, введенные уже впоследствии и большею частью, как кажется, заимствованные от других народов, так, например, предание на растерзание львам, разрубление в куски, или рассечение на части, распадение пилами, утопление в воде с повешением камня на шею, распятие на кресте. Относительно сего последнего должно заметить, что это была не Иудейская, но прямо Римская смертная казнь и при том считалась самою позорною.
  
  -- Калигула - прозвище Гая Цезаря Германика (12 - 41), римского императора в 37 - 41 гг. Получил прозва­ние от солдатских сапог (caligae), которые он носил в детстве, когда во время походов своего отца Германика он находился в лагере и рос между воинами. Отличался жестокостью и сумасбродством, в частности устраивал триумфы в честь своих вымышленных побед, был убит участниками заговора трибунов преторианской гвардии.
  
  -- Калиф на час. Выражение заимствовано из арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Знаменитый герой восточных легенд калиф (царь) Багдада Гарун-аль-Ра-шид снизошел к желанию одного из подданных - хотя на короткий срок стать калифом. Человека этого усыпили, перенесли во дворец, а когда он очнулся, начали воздавать ему царские почести. Однако эта комедия продолжалась недолго: вскоре новоявленного калифа усыпили снова и вернули в его хижину. Эта сказочная история и породила в дальнейшем нашу ироническую поговорку
  
  

***

А.И.Каменев.

Практическая психология для офицеров.

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.

12 - Практическая книга для офицеров

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023