Аннотация: Незабвенный Д.И. Фонвизин изобразил Митрофанушку не только в назидание современникам, но и потомкам
А.И. Каменев
НЕДОРОСЛИ
Издавна существует паразитизм особого рода. И это не инфантильность, т.е. отставание физическое и духовное от сверстников, а своего рода философия и стиль жизни - прикидываться беспомощным и нуждающимся в опеке и попечительстве и жить благополучно в окружении заботливых родителей до упора их (родителей) возможностей.
В отличие от обстановки и требований древнего мира, современный "недоросль" претендует на всю полноту прав, не пытаясь (даже более того: уклоняясь!) от исполнения индивидуальных, семейных и общественных обязанностей.
*
В древнем мире все было иначе: до тех пор, пока молодой человек не доказал своей общественной полезности и не сдал своеобразный экзамен на зрелость, он ходил в числе самых ничтожных членов рода и племени.
*
Познакомимся с тем, как это было в древности.
На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания - собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась.
Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки.
Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.
Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения.
Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место к воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.
*
Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением (инициацией), состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.
Момент взросления отмечался торжественным посвящением в члены общества. Посвящение - это не только торжественный акт, но и испытание душевных и физических сил молодого человека. Цель - определить, какую пользу роду (племени) может принести данный человек и какие задачи на него можно возлагать.
Воспитателями выступали старцы и люди, утратившие боевые качества. Они воспитывали в подрастающем поколении мужчин силу, выносливость, умение терпеть боль, холод, голод, храбрость, смекалку. Этого набора качеств человеческих вполне хватало для вступления в самостоятельную жизнь.
Важнейшим обстоятельством было то, что воспитание имело не только прикладной характер, но и осуществлялось практически и ежедневно. Действенность такого воспитания была чрезвычайно высока, ибо при такой системе выживали сильнейшие посредством естественного отбора, а жестокости жизни строго наказывали за каждую оплошность.
Воспитатель, ранее прошедший такую закалку, учил своих подопечных суровой прозе жизни и не допускал мысли о каком-либо заигрывании с молодежью и создании у них опасных иллюзий по поводу их ближайшего будущего. Он готовил их к борьбе за жизнь, вооружал их известными правилами выживаемости и тем самым выполнял задачу, возложенную на него родом - племенем.
*
Особые черты воспитания в древнем мире.
Семья - древнейшее учреждение воспитания, где отец наделен всей полноты власти, а жена подчинена ему.
Рождение младенца всегда сопровождается празднеством. Однако, некоторые народы (спартанцы, к примеру) не всегда радовались рождению ребенка, а увечных младенцев и "лишних" новорожденных девочек сбрасывали в Тайгетскую пропасть (Плутарх).
Выбору имени придавали особое значение, так как, с одной стороны, пытались достойным именем вселить в младенца определенные добродетели (силу, ум, выносливость и т.п), а, с другой стороны, назвав именем знаменитого мужа, побуждали ребенка взять для примера достойный образец.
После рождения начинается попечение о теле, к чему вскоре присоединяется воспитание. Касательно попечения о теле следует упомянуть особенно о стремлении закалить младенца и приучить к образу жизни, к какому он предназначен.
Зачастую новорожденный младенец тотчас же погружается в холодную воду. У якутов новорожденный на 3-же дне по нескольку раз в сутки натирался снегом и обливается холодной водой. На Андаманах, где людям приходится бродить по тернистым лесам, детей делают бесчувственными к уколам щипов, надрезая сплошь по всему телу ранки; заживая, последние образуют рубчики и притупляют чувствительность кожи.
На Руси, как свидетельствует древнейший русский летописец Нестор, использовали, как сегодня говорят, метод контрастной закалки: младенца начинали парить в бане и купать в холодной воде сразу после рождения. И так - каждый день в течение нескольких недель. Затем - при каждом нездоровье и даже каждом крике. Русские ребятишки сызмальства бегали в одних рубашках, без шапки, босиком по снегу в трескучие морозы. Лет в 12 - 13 мальчик ездил зимой с отцом за сеном или в лес по дрова. Лет в 15 - 16 отправлялся работать уже один. Много слез лил ребенок, пока проходил всю эту суровую практическую школу. Много раз обижали его и мороз, и жгучее солнце. Много раз он недоедал, недосыпал: ведь жили бедно, а мальчику восьми лет давали спать не больше семи часов в сутки. Зато, когда он заканчивал эту школу, для него почти не оставалось никаких житейских трудностей.
Скифы, жившие на землях современной южной Украины, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных прямо в холодной реке. Тем самым их приучали к влиянию суровой стихии с первых дней жизни. Эти купания - и даже катания по снегу - продолжались до тех пор, пока ребенок на деле не убеждал своего отца, что он способен к жизни в любых условиях.
*
Духовное развитие.
Относительно духовного развития дитяти на первом плане стоял язык, посредством которого родители сообщали своим детям предания, сказы, повести о роде своем, о верованиях и т.д.
Пение также служило образовательным средством, несло эмоциональную и боевую "нагрузку".
В игре ребенок развивал свое тело, набирался силы и ловкости, изощрял ум.
*
Дисциплинирование было жестоким: у индийцев-выговоры детям и окачивание холодной водой; криксов (разновидность индийцев) - уколами булавкой в ногу; у индусов из Мадригаса - втирание перца в глаза; у негров-заключение детей в короба, наполненные красными муравьями; у эскимосов-сажание разревевшихся детей в снег голыми до тех пор, нока не успокоятся.
У некоторых народов средствам наказания, точнее, профилактики проступков, служили амулеты, которые вешали на шею детей в предупреждением, что в случае дурного поступка они будут караться смертью.
Между средствами воспитания наиважнейшее значение имели: нравственность, обычай, религия и искусство. Нравственность обусловливалась обычаем. Нравственным считалось все то, что отвечает обычаям народа. Известна поговорка: "Что город, то норов, что деревня, то обычай". Некоторые нравственные установки того времени: сильному подобает править слабым; из этого принципа вытекают - презрение к женам и детям, произвол вождей, жестокосердие и лютость; все полезнее - нравственно; месть и жестокость - величайшие добродетели.
*
Особенности воспитания у разных древних народов.
Древняя Индия.
Средством нравственного воспитания служила, прежде всего, дисциплина.
В книге законов Ману относительно школьной дисциплины предписывается мягкость и кротость: "Ученику надлежит сообщать добрые наставления, без неприятных ощущений, и наставник, уважающий добродетель, должен прибегать к сладким, кротким словам. Если ученик провинится, пусть учитель даст ему строгий, выговор и пригрозит побоями в случае повторения вины, а если поступок учинен в холодную погоду, то учитель может облить ученика холодною водою".
На самом же деле в школе поступали довольно круто. Воздухом, звуком своих речей и движением учитель выражал то одобрение, то неудовольствие свое, почему ученики тщательно и благоговейно следили за ним. Зачастую, когда ученик ошибался, учитель задавал ему вдруг пощечину, сказав: "Ты неверно делаешь". В сущности дисциплина облегчалась, благодаря высокому уважению, каким пользовались браманы в качестве учителей. "Книга Законов" ставит учителей выше отца родного, оттого, что последний дает своему сыну только земную, - тогда как первый посредством второго духовного рождения, - вечную жизнь.
Однако, не только одною дисциплиною со стороны учителя руководились в известном направлении хотения и поступки юношества. В преподавании также представлялись на вид образцы для его поступков. Притом юношество в поэтических произведениях своей литературы узнавало многие нравственные изречения и житейские правила, какие могли повлиять на его будущие поступки.
У индусов обнаруживаются отнюдь не "боевые" практические добродетели. Находясь под господством фантазии и чувства, они ценят сострадание и отречение выше энергичной воли и деятельности. Кроме дидактических стихотворений, передававших мораль и житейскую мудрость в приятном и легком виде, у индусов были еще особые сочинения, которые содержали в себе в сжатом виде правила и предписания в разных житейских положениях и которые в качестве житейских установок жизни, быта и морали впечатлялись в памяти учеников.
Согласно учению Будды, человеку надо стремиться потушить сознание посредством нирваны, аскетизма.
Родители обязаны своих детей: 1) удерживать от зла, 2) руководить к добру, 3) обучать, 4) женить и 5) оставить им наследство. Дети за это должны оказывать благодарность родителям, обязуясь: 1) поддерживать их, 2) исполнять лежащие на них семейные обязанности, 3) сохранить их имущество, 4) оказать себя достойными их наследниками и 5) чтить их память, когда они скончаются.
Относительно дисциплины имелись особые законы. Главнейшие из них были: 1) чтобы ученик вставал в присутствии учителя, 2) прислуживал ему, 3) повиновался ему, 4) доставлял ему все, в чем он нуждается, 5) внимательно следить за его преподаванием. С другой стороны, закон требует благорасположения к ученикам, которое на деле имеет заявить себя тем, чтобы он: 1) побуждал их ко всему доброму; 2) приучал быть внимательными, 3) обучал их знаниям и наукам, 4) восхвалял их своим друзьям и товарищам и 6) предохранял от опасностей. В Древнем Египте сборники гимнов составляли ядро богословской литературы, а эта литература служит исходным пунктом науки и образования.
Жреческая каста являлась питомником и хранителем знания.
Священная литература древних египтян состояла из 42-х книг, происхождение которых приписывают богу Тот.
Среди них: 1) книга хвалебных песней; 2) книга о правом, или царском поведении; 3) 4 книги-гороскоп, содержащий описание неба, учение о солнце, луне, звездах; 4) 10 книг, заключавших в себе ученость жреца-книжника; 5) 10 книг литургического содержания, содержащие знания церемонимейстера; 6) 10 книг жреческих, составляющих науку верховного жреца (пророка); 7) 6 книг о свойствах тела, о болезнях, об инструментах, о лекарствах, об обращении с глазами и женским полом.
Попечение об этих сложных науках лежало на обязанности жрецов.
Однако не только жрецы обладали общим духовным достоянием. Общим достоинством считалось шесть даров общественной жизни: язык, письмо, культ богов, знание звезд, музыкальное искусство и искусство ухода за телом.
Главными пунктами учебных заведений в древнем Египте были хорошо организованные жреческие коллегии больших храмов, а также архивы и библиотеки, связанные со святилищами. Занятия начинались в элементарной школе. Здесь занималось до сотни мальчиков, имевших при школе и место для жилья. В особом здании жили храмовые пансионеры.
Переход от элементарного обучения в высшую школу связан был с испытанием По выдержании этого испытания каждый студент выбирал себе из среды ученых высших степеней учителя, который брал на себя научное руководство учеником и которому ученик в течение всей своей жизни оставался преданным, как клиент патрону. Вторым экзаменом можно было получить титул "книжника" и доступ к общественным должностям.
*
Древний Китай.
Образование китайского народа шло своим, особым путем.
Образование китайцев, подобно всей их культуре, не имело религиозного основания.
Канонические или классические произведения, которые составляют основу китайского образования, не имели характера священных книг. Эти книги распределялись на группы книг Кинг и Шу. Пять книг Кинг: книга перемен; книга песнопений; книга церемоний или зеркало нравов; две книги исторического содержания. Четыре книги ШУ содержали: учение о государстве; учение о нравственности; нравоучительные диалоги; изречения.
В Китае образовательные учреждения являлись частными и государство посредством испытательной системы только заботилось об их однородности и о распространении образования.
Так как от испытаний зависело социальное положение отдельных лиц, особенно высота ранга в чиновнической иерархии, то ревность к учению и учебным занятиям отличались необычной живостью.
Экзамен состоял в составлении нескольких сочинений и одиночном заключении, главным образом, о предметах книг Кинг; на четыре текста требовалось составить 3 сочинения и одно стихотворение.
Для удержания приобретенного достоинства испытание должно было повторяться каждые три года. Второе более высокое испытание открывало доступ к общественным должностям и состояло также в одиночных работах, которые требовали для своего выполнения почти месяц. Третье испытание давало достоинство ученого и открывало высшую чиновничью карьеру.
Самому высокому и последнему испытанию подвергались те ученые, которые желали быть принятыми в академию наук в Пекине. Вследствие этой системы образование и ученость получали политико-экономическое значение; знание становилось социальной силой, даже более - атрибутом общественной власти.
*
В Древней Греции образование и воспитание отличалось в зависимости от государства-полиса.
Характерными были афинское и спартанское воспитание.
В целом, за мальчиками смотрели очень строго и не боялись употреблять побои. "Кто не получает побоев, тот не воспитывается", - так гласило древнее правило воспитания. Девочки находились под присмотром матери; они не выходили с женской половины. Старались, чтобы они как можно меньше видели и слышали, и как можно меньше спрашивали; они должны были учиться только одному - быть учтивыми и нравственными. В домашнем воспитании первое место занимал педагог, т.е. раб, который всегда находился при ребенке. Для этих целей старались подобрать человека рассудительного и надежного.
*
В Древнем Риме, педагог не учитель, а воспитатель.
Он должен поставить себе целью сделать нравственного человека из того ребенка, который ему поручен. Поэтому он должен держать дитя вдали от всего, что может испортить его, и особенно должен стараться будить в нем чувство добра.
Но это достигается не чтением проповедей, в постоянном приучении детей к добру. "От такого воспитателя требовали преимущественно заботы о том, чтобы дети вели себя скромно и имели приличные манеры. Он должен был позаботиться приучить их обходиться без помощи левой руки.
Педагог должен был наблюдать за тем, чтобы дети ели опрятно, чтобы рыбу, мясо и хлеб брали двумя пальцами. Еще более они должны наблюдать за тем, чтобы мальчики не были лакомками, чтобы они не таскали и не выпрашивали лакомств у старших, вообще чтобы они приучались к умеренности.
Рассказывают о Диогене, что он, увидев однажды, как мальчик ел мясо, не взяв при этом хлеба, - дал пощечину педагогу.
Особое значение уделялось гимнастическому воспитанию, главной целью которого было развитие умения владеть телом и оружием, развитие необходимых для этого силы и ловкости.
Общественные игры (преимущественно, олимпийские) доставляли гражданам случай и возможность всенародно являть свое искусство гражданам и получать их признание.
Каждый отец семейства был военным учителем в нем, и таким образом, опытность отцов передавалась сыновьям.
Сверх того, предания народной военной славы передавались всем, научали и воспитывали их посредством нарядных певцов и их песнопений, а впоследствии - творений таких историков, как Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Плутарх и др. Таким образом, народная история была наставницей юношей и мужей, которая воспламеняла в них воинственный дух и возбуждала в них ревность к подражанию подвигам предков.
*
В Древней Персии, при Камбизе, все граждане были разделены на 4 класса: отроков, юношей, мужей и старцев.
Каждый класс имел своего старшину: отроки - из старцев, юноши - из мужей, мужи и старцы - из своих классов. Все граждане должны были пройти через эти классы с 10-летнего возраста, по 10 лет в каждом классе и 25 лет - в 3-ем классе.
Каждому классу были назначены свои особенные упражнения и занятия, отроки - во владении оружием, юноши и мужи - в военных упражнениях, а мужи сверх того шли на войну. Старцы свыше 45 лет были освобождены от военной службы и получали государственные должности. Кроме того, первые три класса были приучаемы ко всем телесным и нравственным добродетелям, укреплению тела, умеренности, воздержанности и пр.
Из подобной военной школы вышли и Кир и сподвижники его завоеваний.
***
В Древней Руси, по свидетельству В.О. Ключевского, древнерусское воспитание имело ряд отличительных черт, о чем он писал следующее:
"Чтобы понять дух и план древнерусского воспитания, надобно на минуту отрешиться от того, как мы теперь понимаем содержание и цели общего образования.
По нашему привычному представлению, общее образование слагается из некоторых научных знаний и житейских правил - из знаний, подготавливающих ум к пониманию жизни и к усвоению избранного или доставшегося житейского знаний, ремесла, и из правил, образующих сердце и волю, умение жить с людьми и действовать на всяком поприще... В древнерусском воспитании все было поставлено значительно иначе.
Главное внимание педагогики обращено было в другую сторону, на житейские правила, а не на научные знания. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для освоения этих правил, составляли науку о христианском жительстве, о том, как подобает жить христианам.
Этот кодекс состоял из трех наук или строений: то было строение душевное - учение о долге душевном или дело спасения души; строение мирское - наука о гражданском общежитии; строение домовое - наука о хозяйственном домоводстве. Учение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси.
Школой душевного спасения для мирян была приходская церковь с ее священником, духовным отцом всех прихожан. Его преподавательские средства - богослужение, исповедь, поучение, пример собственной жизни. В состав этого курса входили - "кого веровати, политика - како царя чтити, нравоучение - како чтити духовный чин и учения его слушати, аки от Божеских уст". Эта школа была своего рода учительской семинарией.
Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось по домам старшими его духовными детьми, домовладыками, отцами семейств...
Домовладыка считал в составе семьи своей не только жену и детей, но и домочадцев, т.е. живших в его доме младших родственников и слуг, зависимых от него людей, с семействами тех и других. Это было домашнее царство, за которое он нес законом установленную ответственность пред общественной властью: здесь он был не только муж, но и прямо назывался государем. Этот домовой государь и был домашним учителем, его дом был его школой.
В древнерусских духовных поучениях очень выразительно определено его педагогическое значение. Он обязан был беречь чистоту телесную и духовную домашних своих, во всем быть их стражем, заботиться о них, как о частях своего духовного существа, потому что связан со всеми ними одной верой и должен вести к Богу не себя одного, но многих. Труд воспитания он делил в женою, своею непременною советницей и сотрудницей.
*
По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону Божьему, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги.
Именно поэтому-то г-жа Простакова (у Фонвизина) нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного у нее не получается, так как "через воспитание разумели они одно питание".
*
Резюме
Печально сознавать тот факт, что многие наши родители губят собственных детей чрезмерной опекой.
*
Плохо и то, что государство не предусматривает некой процедуры общественного испытания всех тех, кто претендует на всю полноту гражданских прав и свобод в современном обществе.
*
В этом желательном испытании (инициации) во главу угла целесообразно поставить не физическую, а духовную зрелость, связанную, прежде всего, с пониманием обязанностей гражданина и человека (как Личности), осознанием долга перед Отечеством, развитием умений приносить пользу своей стране, патриотизмом.
Все остальное - грамотность, образованность, начитанность, знание основных и вспомогательных наук, физическая крепость, здоровье - безусловно, необходимо, но без духовной зрелости они могут принести лишь вред, как самому человеку, так и обществу, в котором он живет.
Думается, будь такое решение (об инициации) родители бы озаботились о том, чтобы подготовить свое дитяти к этому испытанию на зрелость. Впрочем, современные Простаковы нашли бы и здесь свои "хитрые" ходы. Вопрос лишь в том, кого же они хотят перехитрить?
*
Тем не менее, для тех, кто желает блага своим детям, некоторые позитивные идеи все же можно сформулировать:
Во-первых, воспитание тогда имеет смысл, когда оно отвечает самым насущным потребностям жизни; все дело заключается в том, чтобы эти насущные потребности правильно определить; дело и в том, кому будет поручено провести эту работу.
В рамках земной жизни, Г. Спенсер, на наш взгляд, верно, выделил следующие главнейшие (разумные) роды человеческой деятельности:
1) то, что способствует самосохранению;
2) то, что обеспечивает жизненные потребности;
3) то, что помогает воспитывать и обучать потомство;
4) то, что помогает поддержанию надлежащих социальных и политических отношений;
5) то, что позволяет плодотворно проводить свободное время.
В трудах Г. Спенсера содержится весьма характерное замечание о месте и роли жизненного знания:
"Жизненное знание - то, с помощью, которого мы, как нация, достигли того, что мы есть, и с которым и до сих пор поддерживаем наше существование, есть то знание, что приобретается само собою в углах и закоулках, между тем как в установленных учреждениях для обучения перебираются одни мертвые формулы".
Во-вторых, воспитание должно опираться на актуальные потребности человека, вестись так, чтобы воспитуемый каждый день на практике убеждался в справедливой необходимости работы над самим собой.
В-третьих, воспитание с первых проблесков сознания человека должно внушать ему мысль о личной ответственности каждого за свою судьбу, гнать от человека иждивенческие мысли, попытки саможаления и т.п.
*
Посмотрим не только с отеческой лаской на наших детей, но и с заботой об их будущем.
Безвольным и малоинициативным нет пропуска в счастливое будущее.
Но ведь нет будущего и у волевых, но безжалостных, прагматичных и эгоистичных, излишне целеустремленных и т.п.
Будущее есть у тех наших детей, у которых в гармонии и душа и тело, право и обязанность, общее и личное...
Литература:
В.О. Ключеский. Соч.Т.3.- М., 1957.
К. Шмидт. История педагогики. - Т. I. Дохристианская эпоха. Воспитание у диких народов, на Востоке, у греков и римлян. Изд., 4-е. - М., 1890.
О. Вильман. Дидактика как теория образования в ее отношениях к социологии и теории образования. В 2-х т. - Т.1. Введение. Исторические типы образования. - М., 1904.
И.Л. Уссинг. Воспитание и обучение у греков и римлян / Пер. Н. Новопашный. - СП б., 1878.
Н.С. Голицын. Всеобщая военная история древних времен. - Ч.I. - СП б., 1876.
Ш. Летурно. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. - СПб., 1900.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023