ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Не хлебом единым...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Путь к храму тернист и извилист, но это - единственно верная дорога в жизни.


А.И. Каменев

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ...

  
   Как часто бывает в смутные времена, человек, лишившись духовных опор, начинает метаться из стороны в сторону, пытаясь прислониться к чему-то, что позволяет удержаться в бурном водовороте событий.
   То же самое получается и с общественными науками, которые лишаются прежнего духовного (или идеологического) основания.
   Мне в 1992-1993 гг. пришлось определять для себя ту духовную основу, которая бы заменила мне ленинский взгляд на жизнь, самого себя, мое земное предназначение и роль той науки (педагогики), которая стала не только моей профессией, но и призванием.
   Как станет понятным из дальнейшего повествования, самоопределение мое проходило не только во внутреннем противоборстве идеи, взглядов и концепций, но было осложнено рядом внешних обстоятельств, в частности, большим и стремительным наплывом в нашу страну армии миссионеров, которые старались всеми силами обратить в свою веру россиян, брошенных светскими и духовными (православными) властями на произвол судьбы.
  

Спор западников и славянофилов: прошлое и настоящее

  
   В моем поиске истины решающим фактором оказалась история.
   *
   Я довольно долго и тщательно изучал психологию великоросса (определение В.О. Ключевского) и нашел массу позитивного в национальном характере русских людей, но обнаружил и немало изъянов.
   *
   Спор о самодостаточности русского племени, русской нации, как показала история, имел давние корни. Особенно яростно полемизировали по этому вопросу западники и славянофилы.
   *
   Ярким представителем "западников" был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), который в своем первом "Философском письме", опубликованном в 1836 году, подверг сомнению взгляд на Россию как на христианскую страну, принадлежащую Европе. Русская культура у него трактовалась как культура, развивающаяся в отрыве от цивилизованной (католической, в его понимании) Европы, а Россия у него - страна, стоящая, по существу, вне истории.
   После опубликования письма Чаадаев был объявлен сумасшедшим и ему было запрещено печататься в России. Он был сослан на три года в Усть-Сысольск, а его журнал "Телескоп" прекратил существование.
   Правильно ли поступило правительство?
   Думаю, нет.
   Оно само возвело Чаадаева в ранг пострадавшего за свои убеждения и тем самым привлекло к нему особое внимание мятущихся лиц и недругов России.
   *
   В "Апологии сумасшедшего" Чаадаев пытался несколько смягчить свою позицию по отношению к России и ее людям, но сути ее не изменил: удел России, по его словам, - плестись позади европейской цивилизации, а русские сами ни на что великое не способны и нуждаются в руке западного "цивилизатора".
   *
   Вполне возможно, что я несколько вольно трактую позицию Чаадаева.
   Да простит он меня за прямоту суждений.
   *
   Почему даже А.И. Герцена, которого можно назвать "умеренным западником", раздражало "преувеличенное чувство народности", о котором писали славянофилы?
   Он, как и Чаадаев, был западником и видел в западной цивилизации образец учености, достатка и благополучия. Россию он, как и Чаадаев, считал отсталой и мало на что способную. Он призывал учиться у западных учителей, мало веря в то, что в народе русском есть огромный пласт силы нерастраченной и мудрости неизреченной.
  
   ***
   Другое течение в русской культуре - славянофильское, патриотическое - развивало самосознание русской нации.
   Н. А. Бердяев справедливо говорил в своей монографии о славянофилах:
   "Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени, когда Иван Киреевский и Алексей Хомяков с дерзновением поставили вопрос о том, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание и место в мире".
   *
   Иван Сергеевич Аксаков (1823-86), русский публицист и общественный деятель, один из идеологов славянофильства, писал:
   "По общему единодушному свидетельству иностранцев, русский простой народ умнее и даровитее простого народа всех стран Европы"...
   Далее он спрашивал:
   "Отчего же такая несоразмерность и несоответствие между почвой и продуктами? Как объяснить это явление, как согласить то богатство ума снизу и малоумие сверху? Куда девается, куда испаряется этот ум, спросите вы опять?" "Отвечать на этот вопрос не трудно, - признавал он. - Это явление объясняется тем особенным путем развития, который проходит у нас ум, переставая быть непосредственной народной силой - той постепенной отчужденностью от живых источников питания, хранящихся в народном материке, которая, становится уделом ума по мере изменения его жизненной обстановки на высшую. Оно объясняется, наконец, духовной разобщенностью с народом нашего общества"...
   *
   Насколько я понимаю, И.С. Аксаков серьезно упрекал интеллигенцию в том, что она, занимаясь глобальными вопросам, забыла свой собственный народ.
   Как верно звучат его слова, обращенные ко всем русским людям:
  
   "Любовь к России, любовь к своему народу - призывают нас к делу, требуют от нас не мужества вола, не энергии разрушения, не стойкости, презирающей смерть, - а мужества гражданина и упорного длительного труда, творящего и зиждущего. Нас ждет не борьба на поле битвы, а несравненно тяжелая борьба в жизни гражданской, борьба ежедневная и повсеюдная". "...Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности".
   *
   Эти слова применительны ко всем русским людям, но в десять раз больше они относятся к русской интеллигенции.
   Нашей патриотической интеллигенции надо бы сорганизоваться и единым фронтом выступить против тех "коллег", которые несут в молодежные массы чуждые нашему национальному сознанию идеи.
   *
   В век культа роскоши и денег трудно удержаться от соблазна возвести в ранг счастливого преуспевающего в бизнесе человека, пусть даже с криминальным оттенком.
   Эгоизм, себялюбие, тщеславие, бесчеловечность, индивидуализм, вседозволенность и т.п. легко становятся "нормативными" с подачи журналистов, писателей, которые озабочены рейтингом своей продукции.
   Но чем объяснить прямую или косвенную пропаганду этих пороков со стороны школьного учителя или вузовского педагога?
   Что ими движет?
   Может быть, желание выглядеть "продвинутым" среди молодых?
   *
   Как печально, что зрелый человек не понимает как пагубно подыгрывание низменным чувствам молодых людей.
   Скоро они, молодые, обретя силу и власть, пнут ногой этого горе-педагога, когда тот попробует появиться у них на пути случайно или преднамеренно.
   Истинный герой лишен эгоистических черт.
   Хапуги и разрушители, напротив, оделены ими в избытке.
   Направляя сознание молодых по пути эгоизма, себялюбия и прочих пороков, мы, взрослые, готовим себе и своему обществу гибель.
  
   ***
   Мои исследования и наблюдения привели к выводу: в народе нашем, в народе русском, масса талантов и море способностей.
   Не вина нашего народа в том, что он не проявляется себя должным образом, а беда его в том, что ему не дают этого делать.
   Ограничивая так называемые "стартовые" возможности, ставя препоны в области образования и воспитания, воздвигая препоны в служебной карьере и профессиональном росте, его, ко всему прочему, пытаются поработить духовно, внушая с детства чрез глупых и недалеких родителей коварные мысли-установки ("ты - человек маленький", "от тебя ничего не зависит", "твоя хата с краю", "начальству виднее" и т.п.) и призывая ангажированных интеллигентов к проповеди мысли об ограниченности русского народа.
   *
   Эх, если бы:
   Народ мой не портить глупым семейным и лицемерным общественным воспитанием...
   Укрепить в нем природный духовный стержень с самого малолетства
   Развить в нем волю, чувство собственного достоинства, желание принести пользу своему Отечеству...
   Дать народным талантам возможность проявить себя...
  
   ***
   Однако, похоже, что в нашем Отечестве, не хотят вступать в битву за души и умы людей русских.
   Это показали события 1993-го года.

1993: битва за души и умы русских людей

  
   Каждое общество нуждается в духовности.
   Особенно остро это чувствуется в кризисные моменты.
   Рухнувшая коммунистическая идеология и мораль вызвала жгучую потребность в иной духовной основе.
   *
   Эта задача возникла и для меня в 1992 году, но предметно стала проявляться уже в 93-м.
   *
   Россия 1993-го стала полем битвы за умы и сердца русских людей.
   Со всех концов мира сюда устремились представители различных религий и культов. Миссионеры из-за рубежа арендовали огромные помещения для своих проповедей и тратили колоссальные деньги на проведение массовых мероприятий.
   *
   Мне удалось побывать на ряде таких мероприятий, которые проводились с большим размахом, при огромном стечении народа и носили долговременный характер.
   Так, протестантские организации Запада делегировали в Россию целую армию своих миссионеров.
   В крытых спортивных комплексах, в крупных театрах и кинотеатрах проходили массовые проповеди христианского учения протестантского толка.
   *
   В отличие от нашей, православной церкви, протестанты тратили большие средства для того, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше людей. Наряду с проповедническими акциями, они проводили медицинские и психологические консультации, больше говорили о насущных проблемах жизни и тем самым располагали к себе людей.
   На службу церкви была поставлена реклама, а для проведения массовых акция были задействованы все местные наличные силы приверженцев протестантизма.
   *
   В Россию в этот период поступило огромное количество библейской литературы самого разного содержания - от канонических книг до популярных изданий.
   В рамках проводимой акции осуществлялись семинары по заранее разработанным методикам, с широким использованием так называемых опорных конспектов.
   Для этого слушателю семинара выдавалась красочно оформленная тетрадь, где в схематичном виде были изложены все уроки предстоящего курса с оставлением свободных мест, куда слушателем заносилась информация по ходу занятия. Для получения сведения о степени усвоения и понимания излагаемой информации были разработаны специальные индивидуальные бланки заданий, выполнение которых тщательно оценивалось. По результатам прохождения курса выдавалось свидетельство.
   *
   Но самое важное действие было связано с обрядом крещения по-протестантски. Для этого в центре зала устанавливался бассейн с водой, в которой проповедник крестил вновь принявших веру.
   *
   Протестантских руководителей не смущало, если человек ранее был крещен по православному канону.
   Мне кажется, что даже приветствовался переход православных в протестантскую веру.
   *
   Итак, суть дела состояла в следующем. На традиционной православной территории в ущерб православию и в своих интересах стала активно действовать церковь иного толка с целью завоевать себе как можно больше приверженцев.
   *
   Я могу понять власть имущих - они, видимо, в накладе не остались за разрешение протестантам вести свою миссионерскую деятельности на территории России.
   Но как понять очень низкую активность нашей православной церкви, которая даже не попыталась выйти за рамки своих приходов?
   Протестанты шли к людям и зазывали их к себе. Православные священники сидели в храмах и ждали, когда к ним придут страждущие.
   *
   Я благодарен протестантам, которые открыли мне глаза на Иисуса Христа и религию, побудили читать христианскую литературу, дали направление моей мысли, открыли мою душу религии.

Верующим нельзя стать помимо воли

  
   В детстве я был крещен по православному обычаю моей тетей в тайне от родителей.
   На этом все мое религиозное воспитание закончилось, едва начавшись.
   Школа и армия пытались сделать из меня атеиста. И я был таковым не по убеждению, а по установившейся традиции.
   Мои представления о вере и верующих были скудны и односторонне. Дедушки и бабушки, которые составляли основную массу верующих в советское время, представлялись мне людьми ограниченными и ущербными, живущими в мире определенных догматов и предписаний.
   *
   Это представление стало меняться с той поры, когда я впервые стал сознавать другое: нельзя стать верующим человеком насильно.
   К вере надо придти самому, без нажима с какой бы то ни было стороны.
   Веру надо открыть для себя и понять главное: верующий - это сильный и мужественный человек, который, находясь в мире соблазнов и искушений, не прельщается ими и даже не борется за веру с оружием на баррикадах.
   *
   Как хорошо мне в этих исканиях помогли труды В.Зеньковского, Г. Дьяченко, В. Несмелова, И. Ильина, Е. Уайт, С. Франка и многих других.
   Но Библия, безусловно, стоит впереди всех творений рук человеческих.
   Вначале я был несколько огорчен длинным перечислением родословных, но потом, подойдя к Псалтырю, Притчам Соломоновым, книгам Пророкам, Евангелиям Матфея, Марка, Луки и Иоанна и посланиями Апостолов, то был неслыханно вознагражден, поняв насколько глубоко и проникновенно написана эта книга.
   *
   Но самое поразительное состояло в том, что в Библии мне все время встречались мысли и поучения, которые я слышал раньше, но без указания на этот источник.
   *
   Другими словами, передо мною открылось новое видение мира и себя в этом мире.
   *
   Как печально было сознавать бренность своего земного существования и законченность бытия. Как много было надежды на собственные силы в молодости и как мало было понимания того, что возможности человека ограничены не только его физическими данными, но и духовными составляющими.
   Смутное самосознание постоянно будоражило мозг мыслью о том, для чего это такого я явился на свет. Много и других мыслей о жизни приходило на ум. Но в рамках атеистического сознания все упиралось в примат бытия и т.п.
   *

Что мне открыла религия?

  
   Понятие духа и души витали в воздухе, но были так эфемерны и неуловимы, что давали лишь возможность констатировать приходящие состояния: "душа болит" или "душа ликует".
   *
   Наконец-то, мне стало понятно, что человек есть сложное биодуховное существо, в котором важное значение имеют все три его составляющие _ дух, душа и тело.
   *
   В этой трихотомии духовное превалирует над душой и телом.
   Духовная жизнь в нас есть источник самовидения, источник Света, в излучениях которого осуществляется сознавание самого себя, -- это есть сердцевина личности, связью с которой и держится вся наша личность в полноте ее сил. Духу нашему изначально присуща ненасытимая, неутомимая жажда идти вперед и вперед, тяготение к Правде, Истине, Справедливости, Безусловному, Абсолютному, Вечному, Бесконечному.
   *
   Духовное начало в человеке не есть нечто очевидное, понятное и лежащее на поверхности: духовную жизнь каждому предстоит в себе открыть -- в противном случае можно всю свою жизнь прожить, не останавливая своего внимания на духовной стороне жизни, лишь изредка ощущая ее влияние.
   *
   Чем раньше человек начнет "внимать самому себе", тем больше у него шансов к тому, чтобы укрепить свой духовный стержень, т.е. главную основу жизни.
   *
   Путь человека определяется не простою сопряженностью духа и психофизической стороны, но в нем обнаруживается своя -- для каждого человека особая -- закономерность, которую зовут "судьбою", которая в христианстве именуется "крестом".
   В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, -- иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни.
   *
   "Крест" -- это индивидуальный духовный закон.
   Понятие креста есть, таким образом, понятие основное для понимания отдельной личности -- оно относится к духовному его миру, задачи и логику которого он определяет. Духовная жизнь в нас задана как тема творческого раскрытия и осуществления данных нам "талантов".
   Понять свой крест, усмотреть внутреннюю тему жизни, понять, как она может воплотиться в данных условиях моего существования, связать ее с общими моральными и религиозными началами, -- все это так трудно, что требует подлинной прозорливости. Даже опытные руководители духовной жизни, из года в год руководящие кем-либо, часто "за деревьями не видят леса", не видят "креста", той центральной и основной и в то же время совершенно индивидуальной темы, которая определяет внутреннюю логику исканий и трудностей в человеке.
   ***
   Эти истины, открытые множество веков назад были мне неизвестны.
   Эти сокровенные знания находились вне сферы моего сознания.
   Как это было печально.
   *
   Разве не задавал себе хоть раз человек вопрос: чем объяснить мои поступки? Разве только непосредственные причины вызывают меня на добро или на зло? Может быть все гораздо глубже?
   *
   Как важно при ответе на эти вопросы знать, что в душе каждого из нас есть два полюса - светлой и темной духовности.
   Отдельные добрые поступки не укрепляют наших добродетелей, а лишь вводят нас в заблуждение.
   Не умея различить добро и зло, мы сами не способны на добрые дела.
   А постоянные самооправдания своих неблаговидных дел приводят к тому, что во всех наших бедах мы начинает винить других, но только не самих себя.
   Мы можем пожалеть о содеянном, но зачастую далеки от раскаяния в делах и поступках, которые нас не красят. А тут нужно не просто публичное признание своей неправоты, а искреннее раскаяние, как поворотный пункт в нашем поведении.
   *
   Как нам не хочется признавать, что все люди обладают разными задатками, способностями, духовными, умственными и физическими резервами, что ставит предел их жизненным устремлениям. В силу объективных причин люди предрасположены к тем или иным практическим занятиям и видам деятельности.
   Но у каждому человеку дано нечто от природы и задача состоит в том, чтобы умело распорядиться тем, что дано Свыше. Надо знать, что полученные Свыше дары можно утратить, если ими не пользоваться или же эксплуатировать нещадно. Не работающие функции свертываются из-за ненадобности.
  

Что делать и для чего следует жить?

  
   На заре жизни многие из нас готовы свернуть горы.
   Все кажется нам по плечу и по способностям.
   Молодой человек гонится за чем-то большим и значимым. На малое и ограниченное он не согласен. Сколько судеб рушится только от того, что человек вдруг обнаруживает, что ему не под силу не только великое, большое дело, но и среднее.
   Но надо ли полагать, что жизненная цель должна быть обязательно большой, значимой, глобальной?
   Христианство учит, что нее следует считать, что значимая жизненная цель должна обязательно касаться глобальных целей (к примеру, спасти человечество, сделать гениальное открытие, принести благо огромному количеству людей и т.п.).
   Суть жизни заключается не в поиске ответа на вопрос "Как мне переделать мир, чтобы его спасти?", а в другом:
  
   "Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в хаосе жизни?"
  
   Под "смыслом жизни" следует подразумевать ее благоразумность: благоразумно то поведение (и жизнь, в целом), которое согласовано с Законом жизни, не противоречит и не искажает Его.
   *
   Вот так-то оказалось, что и я сам, прожив не один десяток лет, только на 47-м году начал осознавать эти простые истины.
   ***
   Мой жизненный опыт подсказывал, что неправильно прозревать в столь солидном возрасте.
   Верные мысли о смысле жизни, об истинных ценностях и добродетелях должны проникать в наше сознание еще в семейной детской комнате из уст родителей. Мысли о добре, справедливости, чести и подлинном достоинстве человека должны красной нитью проходить через все общественное и профессиональное образование, т.е. через школу, высшее учебное заведение.
   Прочный духовный стержень, ясное осознание гражданской задачи и своей ответственности в сочетании с пониманием своего предназначения в жизни - это как раз тот путь, который убережет многих молодых и неопытных от греха и соблазна, не позволит сломать жизнь из-за сворованной безделушки или непомерно развитой гордости и болезненного тщеславия...
   ***
   Я пришел к, безусловно, верному вводу:
   1)Духовное воспитание и образование должно иметь приоритетное значение в развитии и формировании человека;
   2)Основой духовного развития личности может быть только православие, не только в силу того, что это отеческая религия, но в силу той ее особенности, которая православие отличает от всех прочих религиозных течений;
   3)Духовное развитие - это не религоведение или же преподавание Закона Божьего, а раскрытие перед личностью понимания человеческого бытия, формирование ясного взгляда на мир и отношения в нем.
   Это - наглядное свидетельство в пользу добра, добродетелей, справедливости, долга, ответственности и столь же наглядное и показательное доказательство всей пагубности зла, пороков...
   Это развитие внутренней способности сопротивляться соблазну и искушению, желанию принести боль и страдание другому человеку.
   Это - большая, умная и гуманная программа взращивания человеческих достоинств через преодоление самого себя, обстоятельств жизни и других преград и препятствий, перед которыми незрелый в духовном отношении человек сникает, перестает верить в себя, начинает злобиться на весь мир и гибнет с тоской в душе...
  

"НИКТО"

  
   Разве не поучителен пример Пер Гюнта, героя драмы Г.Ибсена, который беспутно прожил жизнь, возвращается домой в глубокой старости?
   В эгоистической погоне за счастьем, думая лишь о своем благополучии, вечно недовольный, он, в конце концов, потерял себя.
   Идя через выжженный лес, он слышит странные голоса: "Мы - мысли, которые ты не продумал до конца". Сухие листья, гонимые ветром, шепчут: "Мы - лозунги твои, а ты нас не провозгласил"... В воздухе слышится шелест: "Мы - песни, тобой не спетые".... Сломанные соломинки говорят ему: "Мы - дела, которые ты не совершил"...
   Пет Гюнт сам чувствует, что жизнь прошла бесследно, что в нем убита личность, что он - ничто.
   И он сам сочиняет надпись для своей могилы:
  

"Здесь похоронен НИКТО".

   Можно ли придумать более суровее наказание, как признание бесполезности проведенной жизни?
   Уверен, что нет ничего страшнее такого приговора.
   *
   Убежден и в том, что мысль о признании неудовлетворенности жизнью - это не всегда нужный толчок к пониманию важной позитивной и необходимой идеи: "никогда не поздно жизнь свою круто изменить".
   Но, как я понимаю, более раннее прозрение в этой области ведет и к более раннему вступлению на путь добродетели...
   Но и старику не заказан этот путь на склоне лет. Вот только идти по этому пути ему придется не так уж много времени...
   ***
   Подумать бы об этом тем, кто, стремясь к званиям, богатству, наградам и почестям, не брезгует средствами, разрывает семейные и дружеские связи, становится глух к мольбам и просьбам окружающих людей...
   Надо бы и им знать, что после пира наступает тяжкое похмелье и сознание того, что все материальное, показное, блестящее и вызывающее - это "СУЕТА"...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011