ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть

 []

13

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О БОЕ?

Когда он обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна, тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, но все-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.

Книга Екклесиаста или проповедника, Гл.8, с.16-17.

  
  
  

Задача боя - победить противника.

  
   Победа противника - это не только уничтожение его живой силы и техники, но, главным образом, побуждение его прекратить сопротивление и отказаться от дальнейшего продолжения боевых действий. Следовательно, главное в бою - сломить волю противника и заставить его сложить оружие.
  
   Война - это, прежде всего, борьба характеров, соперничество воли, стойкости, хладнокровия, точно расчета, действия случайностей и полководческого мастерства военачальников.
  
   Каковы бы ни были успехи бесконечно прогрессирующей техники, главным орудием в явлениях войны и боя, как был, так и остается человек.
   Такое значение принадлежит человеку, как элементу, единственно одаренному, помимо физической природы, еще и духовной, заключающей в себе разум (ум и мысль), чувство (сердце) и волю, а потому человек является силой, управляющей предметами, явлениями и событиями, т.е. силой, мыслящей, чувствующей и действующей.
  
   Являясь сторонником решительности и риска, А.Суворов говорит русским офицерам:
  
   удь прозорлив, имей цель определенную; умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные, но не увлекайся местной горячностью".
  
   Наконец, еще рельефнее, ее выпуклее обрисовываются взгляды его на исследуемый нами вопрос в его идеале военачальника:
  
   "Смел без запальчивости,
   быстр без опрометчивости,
   деятелен без легкомыслия".
  
   Положение военных вождей, свидетельствует В.Заглухинский:
  
   - теперь во много раз труднее прежнего времени;
   - сверх обширных сведений по стратегии, тактике и военной технике, от них еще требуется умение "уловить людей", а равно знать психику бойца;
   - им необходимо обладать сильной волей и сильным чувством долга, чтобы, с одной стороны, самим суметь выполнить свою миссию, а с другой, чтобы вызвать эти ценные чувства в приближенных к ним начальниках и всей массе войск.
  
   Психика воинов в бою - это естественная реакция человека на те факторы, которые на нее (психику) действуют.
   Эти факторы можно условно подразделить на позитивные и негативные. Это подразделение делается для того, чтобы уловить разницу между причинами, которые снижают боевую активность воинов и которые, наоборот, способствуют подъему боевой активности военнослужащих.
  
   Рассмотрим их подробнее.
  

А. Опасность, как фактор угрожающий жизни

  
   Опасность - это угроза чему-либо значимому для человека.
  
   Таким значимым для человека являются: жизнь, здоровье, состояние, благополучие, семья, родные, близкие, престиж и статус в обществе или в определенной группе людей.
  
   Самым значимым в системе указанных ценностей является, конечно, жизнь человека.
   Все, что ей угрожает, вызывает инстинкт самосохранения, т.е. бессознательное (иногда и осознанное) стремление избежать опасности.
   В силу степени духовного развития, моральной стойкости, условий и обстоятельств инстинкт самосохранения проявляется у разных людей по-разному: от умеренной осторожности, до паники и трусости.
  
   Сошлемся на опыт Великой Отечественной войны.
  
   В первые годы и месяцы войны инстинкт самосохранения в командном звене проявился в особых формах, получивших название "радиобоязнь", "самолетобоязнь", "танкобоязнь".
  
   К. Симонов, в своем дневнике, анализируя начало войны, обратил внимание на тот факт, что в боевой обстановке отдельные командиры опасались вступить в радиосвязь из-за боязни быть засеченными фашистами.
   Известно, что ряд жестких и крутых мер принудили и командиров и рядовых бойцов отказаться от излишней осторожности. Все это было достигнуто большой кровью и неимоверными усилиями полководцев, командиров и начальников.
  

Б. Противоестественность человеческой деятельности

  
   Война, сопряженная с убийством других людей, множеством смертей, разрушений созданного природой и человеком, не может быть признанной нормальным явлением человеческой жизни и его деятельности.
  
   Созидание, труд, забота о ближнем и дальнем - вот те естественные основы, которые лежат в основе человеческой жизни.
  
   Ясно, что ненормальность деятельности служит причиной разного рода отклонений в психике: в человеке подавляется естественное доброе начало и начинает развиваться и обостряться хищнический инстинкт.
  
   Особенно трудно привыкнуть к этим условиям так называемым "невоинственным народам", т.е. народам, не зараженным вирусом агрессивности.
  
   Таков русский народ.
   Историки многих времен и разных народов, описывая национальные черты русских, отмечали такие типичные черты, как незлобливость, миролюбие, отходчивость, незлопамятность, доброжелательность и великодушие..
  
   И вот о чем говорит нам история...
  
   В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., не имея достаточного представления о планах фашистов и в силу природного характера, многие солдаты и офицеры Красной Армии проявляли излишнюю мягкотелость по отношению к врагу.
  
   Перелом в умонастроениях советских воинов наступил лишь спустя полгода, в начале 1942 года, о чем свидетельствует приказ НКО N130 от 1 мая 1942 г., где говорится, что у личного состава Красной Армии:
  
   "Исчезли благодушие и беспечность в отношении врага, которые имели место среди бойцов в первые месяцы Отечественной войны.
   Зверства, грабежи и насилия, чинимые немецко-фашистскими захватчиками над мирным населением и советскими военнопленными, излечили наших бойцов от этой болезни.
   Бойцы стали злее и беспощаднее.
   Они научились по-настоящему ненавидеть немецко-фашистских захватчиков.
   Они поняли, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души".
  
   И. Эренбург после двух лет войны справедливо подметил:
  
   "В годы войны мы многое меняли на ходу.
   Мы увидели, что нам часто не хватает дисциплины, организации, личной инициативы, чувства ответственности.
   Мы поняли, что наши дети нуждаются в более крепких основах морали, что нужно в них глубже воспитывать человеческое достоинство, патриотизм, верность, рыцарские чувства, уважение к старости и заботу о слабых".
  

В. Экстремальный характер боевой обстановки и действий

  
   Боевая обстановка резко отличается от обычной.
  

Прежде всего, эти отличия состоят в следующем:

  
   - резко меняется система ценностей, потребностей и мотивов поведения (к примеру, на первый план выдвигается потребность выжить любой ценой;
   - кусок хлеба, глоток воды, свежий воздух, сухая одежда и т.п. приобретают особую ценность);
   - жестко ограничивается свобода действий и резко возрастает ответственность за поведение и результаты боевой деятельности;
   - ограничивается, а иногда и полностью исчезает возможность получения информации от кого-либо;
   - нарушаются привычные для человека циклы физической и биологической деятельности;
   - возрастает требования к быстроте реакции, вниманию, выносливости и другим качествам человека;
   - резко увеличиваются физические и моральные нагрузки;
   - нередко человек оказывается помимо своей воли в замкнутом пространстве, в одиночестве, без поддержки и помощи со стороны.
  
   Приведем примеры с целью разъяснения сказанного.
  
   К.Рокоссовский в своей книге "Солдатский долг" описал ощущения солдата в одиночном окопе:
  
   "Наши уставы, существовавшие до войны, учили строить оборону по так называемой ячеечной системе. Утверждалось, что пехота в ячейках будет нести меньше потерь от вражеского огня. Война показала другое..."
  
   Рокоссовский решил сам проверить правильность такого решения и, добравшись до стрелковой ячейки сменил там солдата и остался один:
  
   "Сознание, что где-то справа и слева тоже сидят красноармейцы, у меня сохранилось, но я их не видел и не слышал...
   Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь, откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо.
   Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, а я остался один. Уж если ощущение тревоги не покидало меня, то каким же оно должно быть у человека, который, может быть, впервые в бою!
   Человек остается человеком, и, естественно, особенно в минуты опасности, ему хочется видеть рядом с собой товарища и, конечно, командира. Оттого-то народ сказал: на миру и смерть красна...
   Система ячеечной обороны оказалась для войны непригодной".
  
   Экстремальная обстановка требует от человека особых свойств и качеств: хладнокровия, выдержки, терпения, мужества, стойкости, умения довольствоваться малым, способности выживать в условиях дефицита для этого средств и т.п.
  

Г. Особая роль военного руководителя (полководца, командира, начальника)

  
   Справедливо считают, что успех любого дела почти наполовину определяется тем, кто его возглавляет.
   Не исключение составляет и военное дело.
   Впрочем, можно сказать еще более определенно: роль военного руководителя во многом выше, нежели роль любого другого начальника, ибо по характеру и сложности задач, которые он решает, по степени последствий его действий нет ему равных.
   Это доказали русские военачальники.
  

Русские военачальники, изумившие мир

П.Румянцев

   Как раз в то время, когда на Западе, военное искусство застыло в мертвых формах и свелось к исполнению хитроумных маршей и контрмаршей, которыми думали решать судьбу войны, без помощи сражений, у нас Румянцев первый указал на новый путь к победам, - атаковать неприятеля, искать его в поле, при чем весьма образно и рельефно изобразил выгоды наступления перед обороной.
  
   "Нападающий, - писал он, - до самого конца все думает выиграть, а обороняющийся оставляет в себе всегда страх соразмерно сделанному на него стремлению.
  
  

А.Суворов

   Следующим наивысшим выразителем этого же смелого наступательного духа тогдашней армии явился Суворов, как известно, вовсе не признававший ни отступления, ни обороны.
   Обладая громадным военным и общим образованием, зная несколько языков, выписывая положительно все лучшие журналы Европы, этот Великий человек рекомендовал широкое военное образование и своим подчиненным.
  
   "Генералу, - говорил он, - необходимо непрерывное образование себя науками с помощью чтения".
  
   Ура! Фельдмаршал   40k   "Документ" История
   О доктрине невозможного А.В. Суворова словами историка Петрушевского
  
   Генералиссимус А.В. Суворов   190k   "Глава" История
  
  

М.Кутузов

   Из ряда блестящих имен эпохи, прежде всего, выделяется имя героя Отечественной войны, Главнокомандующего кн. Голенищева - Кутузова Смоленского, слишком хорошо известного русскому народу.
   В Кутузове нет, конечно, ни гения, ни энергии Суворова.
   Но зато в нем налицо: громадный ум, здравый взгляд, отличное образование, колоссальная опытность и хладнокровие.
  
   Герой, служащий для Отечества   15k   Годы событий: 1763-1812. "Фрагмент" История
   Военачальник суворовской школы.
  
   Звезда Наполеона померкла в Москве   16k   Годы событий: 1812. "Фрагмент" История
   Интересные военно-исторические факты
  
   Кутузов - Победитель Наполеона   198k   "Документ" История
  
   Победитель Наполеона   44k   Годы событий: 1812-1813. "Статья" История
   Этот титул М.И. Кутузов заслужил еще в 1812 году, но не удостоился его и по сей день. В чем тому причина?
  
  
  

П.Багратион

   Следующей звездой первой величины является бессмертный кн. Багратион.
   Лучшей его характеристикой может служить следующая характеристика, данная князю его подчиненным.
  
   "Князь Петр Иванович Багратион, столь знаменитый по своему изумительному мужеству, высокому бескорыстию, решительности и деятельности, не получил, к несчастью, никакого образования...
   Высокие природные его дарования, мужество, деятельность и неподражаемая бдительность, заменившие ему сведения, обратили на него внимание Великого Суворова, которого он, можно сказать, был правой рукою в бессмертной Итальянской кампании...
   Он почерпнул в этой бессмертной войне ту быстроту в действиях, то искусство в изворотах, ту внезапность в нападениях, то единство в натиске, которые приобрели ему полную доверенность, неограниченную любовь и глубокое уважение всей армии".
  

А.Ермолов

   Не менее крупной величиной в среде командного состава является Ермолов.
  
   "Он представлял редкое сочетание высокого мужества и энергии с большой проницательностью, неутомимою деятельностью и непоколебимым бескорыстием; замечательный дар слова, гигантская память и неимоверное упрямство составляли также его отличительнейшие свойства".
  
   Будучи весьма образованным человеком, Ермолов обладал очень острым языком, который доставил ему массу неприятностей.
   Как горячий патриот он вместе с кн. Багратионом являлся одним из главных сторонников русской партии и горячо боролся против иноземцев, пользующихся таким влиянием при дворе Императора.
  
   Известная его просьба о производстве в "немцы", его язвительный вопрос в приемной Императора:
  
   "Простите, господа, Не говорит ли здесь хоть кто-нибудь по-русски?"
  
   Но поразительно при этом, что язык Ермолова, весьма колкий в разговоре со старшими, совершенно изменялся по отношению к младшим, которые всегда находили в нем самого ревностного, смелого и правдивого защитника своих прав.
   Характерно, что он не только никогда не позволял себе ни малейшей дерзости, или невнимания относительно младших (особенно провинившихся), но выслушивал все справедливые возражения своих подчиненных.
   И наряду с этим, старшим он зачастую говорил совершенно непозволительные дерзости.
  

М.Барклай де Толли

   Упомянем и о личности Барклая де Толли, с именем которого тесно связаны события эпохи 1812 г.
  
   "Барклай де Толли, - пишет Д.Давыдов,- с самого начала своего служения обращал на себя внимание своим изумительным мужеством, хладнокровием и отличным знанием дела".
  
   Обучение им 1 армии перед войной 1812 г. заслуживает особенного внимания.
   Так, еще тогда, когда он требовал от своих войск ежедневного маневрирования и обращал особое внимание на умение применяться к местности.
   Желая развить в подчиненных находчивость, он постоянно практиковал неожиданные нападения на штаб-квартиры соседей; при этом, любопытно, что когда один батальонный командир сам произвел неожиданное нападение на штаб-квартиру Барклая и его самого взял в плен, то это доставило Барклаю величайшее удовольствие.
  

Н.Раевский

   Остановимся и на личности Раевского, горячо обожаемого любимца войск.
  
   "Свидетель Екатерининского века, памятник 12-го года, человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества", - так характеризует его Пушкин.
  
   Не менее выразительна и характеристика Дениса Давыдова:
  
   "Он был всегда одинаков со старшими и равными себе, в кругу друзей, знакомых и незнакомых, пред войсками, в пылу битв и среди мира. Он был всегда спокоен, скромен, приветлив, но всегда сознавал силу свою, которая невольно обнаруживалась в его физиономии, при самом спокойном положении".
  

*

   Самой же симпатичной, самой высокой чертой тогдашнего рыцаря генерала являлось бережное его отношение к самолюбию подчиненных.
  
   Ни на словах, ни в приказах не позволяли они себе и тени того глумления, того издевательства над офицерами, какое с такой любовью и прибавлением самых плоских острот, стало широко практиковаться в позднейшее время. Тогдашние начальники слишком серьезно смотрели на свое призвание, слишком высоко ставили свое звание, чтобы унижать его издевательством над беззащитными подчиненными. К тому же, как истинные военные люди в самолюбии офицеров они видели не предмет насмешек и глумления, а могущественный рычаг воспитания своих подчиненных.
  
   Нельзя не преклониться перед их высокими нравственными качествами: удивительным пониманием своего долга, благородным и неустрашимым духом, перед их горячим желанием победы, заставившим молчать все личные чувства, перед их непреклонной волей, близостью и глубоким знанием своих подчиненных, уверенностью в своих войсках.
  
   И если каждый из этих генералов (в их число не входят ни Румянцев, ни Суворов) в отдельности и думать не мог равняться с Наполеоном , то их общая совокупность грозна даже гению.
  
   Даже гению оказалось невозможным справиться с той армией, где ошибки одного генерала тотчас бросались исправлять другие, где для выручки всех из критического положения всегда находился один, готовый жертвовать собою.
  
   Рискнуть, не на карте и в кабинете, а в действительности, перед грозным врагом, положить весь свой отряд, без приказания свыше, рискнуть жизнью многих людей, потерей орудий и знамен, рискнуть потерей вверенного участка позиции, может далеко не всякий, а даже вернее, только особенно воспитанный человек, только тот, кто воспитан в высоких понятиях долга и благородства, кто обладает высокими нравственными качествами.
  
   И этим воспитанием, этими качествами в высокой мере обладали тогдашние начальники,- истинные витязи, настоящие рыцари долга и чести.
  
   Это были именно русские витязи: простые, скромные, приветливые и в то же время могучие.
  
  

2.Какие психические особенности имеют место на различных этапах боевой деятельности?

   В зависимости от этапа боевой деятельности, складывающейся обстановки, времени и условий возникают различные характерные психические состояния, так или иначе оказывающие влияние на духовный фактор войны и боя.
   Эти психические явления необходимо учитывать, чтобы не допустить промаха в оценке состояния воинов и обеспечении их боевого настроя.
  
   Различают следующие этапы:
  
   а)этап боевого ожидания;
   б)начальный этап боевых действий;
   в)этап развития боя;
   г)этап развязки и выхода из боя;
   д)этап послебоевой реабилитации.
  

А. Этап боевого ожидания

  
   Боевое ожидание - это духовно-эмоциональное состояние готовности к бою, связанное с тревогой за свою судьбу (жизнь), успех подразделения, благополучие Родины.
  
   В боевом ожидании, как мы видим, есть две составляющие: духовная и психологическая.
   Это означает, что боевое ожидание является не только следствием эмоций, как фактора быстро меняющегося и подверженного большим колебаниям, но и фактора более стабильного - состояния и свойства души.
   В самом общем виде ситуацию можно представить так: человек, в преддверии боевых действий, проявляя естественное волнение, тем не менее, руководствуется в основном не эмоциями, а тем душевным настроем, который у него сформировался по отношению к своей жизни, долгу перед соотечественниками, ответственностью перед законом и правом старшего начальника распоряжаться его судьбой на время выполнения боевой задачи.
  
   Другими словами, "пересиливает" психологический фактор духовный в силу более сильных побудительных мотивов. Так, презрение к смерти, вызванное религиозной верой, может и реально вызывает пренебрежение опасностью и отодвигает на последний план инстинкт самосохранения.
  
   В состоянии боевого ожидания следует понять: что человек ожидает в данный момент? на что он надеется? в кого и во что верит?
  
   Ожидания человека в боевой обстановке связаны с его представлениями о войне, о противнике, о самом себе, об оружии и технике, которой он располагает, о профессиональных качествах командиров, которые ведут его в бой.
  
   Существует ряд приемов, которые пользуются военачальники в период боевого ожидания для настроя воинов на бой, снятия лишнего психического напряжения. Приведем некоторые из них.
  
  
  

1. Обращение к войскам.

Воззвание Корнилова к войскам

   Товарищи!
   Войска наши, после кровавой битвы с превосходным неприятелем, отошли к Севастополю, чтобы грудью защищать его.
   Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привел двойное число таких, чтоб наступить на нас с моря.
   Нам было отказано от любимой мысли - разразить врага на воде.
   К тому же мы нужны для защиты города, где наши домы и у многих семейства. Главнокомандующий решил затопить пять старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход в рейд, и вместе с тем свободные команды усилят войска.
   Грустно уничтожать свой труд!
   Много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке.
   Но надо покориться необходимости!
   Москва горела, а Русь от этого не погибла напротив встала сильнее.
   Бог милостив!
   Конечно, он и теперь готовит верному ему русскому народу такую же участь.
   Итак, помолимся Господу и не допустим врага сильного покорить себя!
   Он целый год набирал союзников и теперь окружил царство Русское со всех сторон.
   Зависть коварна.
   Но царь шлет уже свежую армию; и если мы не дрогнем, то скоро дерзость будет наказана, и враг будет в тисках.
  

Приказ Нахимова от 14 сентября 1854 г.

   Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону.
   Я уверен в командирах, офицерах и командах, что каждый из них будет драться, как герой; нас соберется до трех тысяч; сборный пункт на Театральной площади.

Адмирал Нахимов

  

2.Практическая работа офицеров со своими солдатами

  
   Пример такой работы можно проследить на основе "Наставления господам пехотным офицерам в день сражения":
  
   "...Перед сражением всем офицерам говорить с солдатами о том, что будет от них требоваться:
   - напоминать им о священном долге драться до последней капли крови за веру, за Государя и за отечество;
   - что судьба России зависит от храбрости ее ратников, и что лучше умереть, нежели покрыться стыдом, оставляя знамена свои, или назначенное место, или не подражая примеру храбрости начальников;
   - уверять всех, что за отличные подвиги всякий будет награждаться, за трусость же или неповиновение не избежит строжайшего наказания... "
  

3.Деятельность военного духовенства

  
   Большую роль в этот период играет военное духовенство.
  
   Представители церкви, делящие с армией и флотом все тягости боевой и мирной жизни, не мало содействовали правильному религиозно-нравственному воспитанию нижних чинов, укреплению в них патриотизма и преданности долгу службы.
  
   М. Меньшиков в одном из "Писем к ближним" пишет:
  
   "Представьте себе - как это бывало в старину - десятки миллионов верующих в Бога и жарко любящих свою родину русских людей, вдохновленных одной молитвою: "Господи, помоги нам" (если, например, шла война).
   Они выходили из храма приподнятые, с наплывом страстной и нервной силы, с неодолимым желанием исчерпать все средства для обороны.
   Десятки миллионов воль, соединяясь в одну, могучую, приобретали бесстрашие, которое не могло не увенчаться чудом: победой.
   Оставляя вопрос о рациональности молитвы, я думаю, что народ, отвыкающий молиться, теряет самый могущественный способ возбуждать в себе силу... Отвыкающий молиться народ теряет отвагу.
   В момент несчастья он не чувствует в себе жизненной упругости и как бы теряет опору в вечности. Такой народ плачевно сдается пред боем, над которой предки смеялись бы..."
  

Б. Начальный этап боевых действий

   Начало деятельности имеет особое значение для всей последующей работы в силу того факта, что, начав действовать, человек переходит от состояния ожидания, от размышления, от задумки (замысла) к его непосредственному осуществлению.
  
   Первый шаг, первый почин - это реальная проба сил: на что человек способен, по плечу ли ему данное дело, в состоянии ли он преодолеть те трудности и испытания, которые ждут его на пути достижения поставленной цели и достижения искомого результата.
  
   Во все времена полководцы стремились обеспечить успех начала боевых действий своей армии.
   Не снимается эта задача и на сегодняшний день.
  
   Рассмотрим задачи, которые решаются в начальный период боевых действий.
   Их несколько:
  
   1)Ошеломить противника (внезапностью, натиском, огневой мощью или же чем-то иным, к примеру, использованием прожекторов в Берлинской операции.
   2)Захватить инициативу и заставить противника вести бой в невыгодных для него условиях.
   3)Добиться боевого успеха и тем самым вселить в войска уверенность в победу.
   4)Создать предпосылки для последующих успешных боевых действий (материальные и духовные).
  
   Неудачи советских войск первого периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были связаны как раз с тем, что фашистам удалось в той или иной мере достичь решения названных задач.
  
   Известно, каких неимоверных усилий потребовалось для того, чтобы перехватить инициативу, оправиться от шока и добиться первых ощутимых результатов на фронте.
   Из перечисленных задач видно, что психологический компонент здесь превалирует над задачами физического уничтожения живой силы, оружия, укреплений и техники противника. Если психологические задачи будут решены, то бой можно считать выигранным.
  
   Обратимся к известному нам китайскому полководцу Сунь-цзы, в частности, к его "Инструкции подчиненным генералам ":
  
   "... Всмотритесь в вашего противника, узнайте, с кем имеете дело; не судите по одной численности; не ошибитесь.
   Всмотритесь в сильные и слабые стороны своей армии и неприятельской, прежде, чем решитесь вступить в бой: вам это нужно, чтобы сообразить ваш тактический образ действий в бою и выбор местности для боя, с тем, чтоб, по возможности, уклониться от сильного неприятеля, а своею силою воспользоваться...
   Искусство разузнавать, что делается у неприятеля, и искусство скрывать все, что у вас делается, вам необходимо на каждом шагу.
   Если вы этими искусствами владеете, вы полководец превосходный, если нет - судьба ваша на шаг от гибели. Примите всякие меры, чтобы получать верные сведения о неприятеле; чем успешнее будете достигать этого, тем действия ваши будут вернее; в противном случае, легко сделаться жертвою своих ошибочных соображений.
   Наблюдайте за всем, что делает неприятель, хотя глаза ваши не видят так далеко; слушайте его речи, хотя он дальше границ вашего слуха; будьте свидетелем всех его поступков, войдите в глубь его сердца. чтобы знать его страхи и надежды.
   Вы проникните все его хитрости, если вы осторожны, если наблюдаете за всеми его движениями, выходками, за всем его поведением. Вы ничего не должны упускать из виду, а сами - скрыть от него свои силы, действия, намерения.
   Надобно стараться, чтобы он думал; что вы расположены невыгодно. когда вы имеете много выгод, что вы в бездействии, когда вы работаете, что вы далеко, когда вы от него близко, что вы слабы, когда вы сильнее его, что вы терпите нужду, когда вы в довольстве, что вы избегаете боя, когда вы готовитесь дать сражение..."
  

В. Этап развития боя

  
   Первый успех, как было уже сказано, имеет важнейшее значение в боевой обстановке, но не менее важное значение имеют задачи. возникающие на этапе развития боя.
  
   Они следующие:
  
   1)Удержать инициативу и не дать противнику перехватить ее и заставить нас подчиняться его воле, его тактике.
   2)Не допустить шаблонных, предсказуемых действий для противника, чтобы он мог разгадать нашу тактику и упредить нас в решении тактических задач.
   3)Не дать упасть боевому настрою воинов.
   4)Упредить развитие ряда негативных явлений, как-то: пренебрежение к противнику, утрата бдительности, устрашение со стороны противника или же реализацию им психологических и пропагандистских акций, направленных на подрыв духа или деморализацию наших войск.
  
   Так, во время Великой Отечественной войны немцев нередко подводил их педантизм.
   Это обстоятельство было подмечено в приказе НКО к 23 февраля 1943 г.
  
   В частности, в нем есть такие строки:
  
   "Их (немцев - А.К.) стратегия дефективна, так как она, как правило, недооценивает сил и возможностей противника и переоценивает свои силы. Их тактика шаблонна, так как она старается подогнать события на фронте под тот или иной параграф устава. Немцы аккуратны и точны в своих действиях, когда обстановка позволяет осуществить требования устава.
   В этом их сила.
   Немцы становятся беспомощными, когда обстановка усложняется и начинает "не соответствовать" тому или иному параграфу устава, требуя принятия самостоятельного решения, не предусмотренного уставом.
   В этом их основная слабость".
  
   В связи со сказанным, развитие инициативы и самостоятельности, их культивирование в войсках представляется важнейшей задачей воспитания и обучения войск.
  

Г. Этап развязки и выхода из боя

  
   Как бы ни заканчивался боя, вывод из боя должен осуществляться организованно, т.е. без потери управления, расслабления, притупления бдительности и т.п.
   Если бой закончился успешно, то нужно отдать должное мастерству и героизму воинов, не допуская при этом захваливания, дабы избежать самовосхваления.
   Если бой закончился неудачей, то все его участники должны знать о причинах неудачи.
  

Д. Этап послебоевой реабилитации

  
   Бой требует больших физических, психологических и душевных затрат.
   Эти затраты необходимо восстанавливать.
   Кроме того, бой несет массу негативной информации и способствует накоплению отрицательной энергии.
  
   После боя воинам надо восстановить свои душевные силы и избавиться от отрицательных эмоций. Таковы задачи духовно-психологической реабилитации.
  
   Достигается эта задача разными средствами.
   Среди этих средств важное значение имеет продуманная деятельность командиров среди военнослужащих, а также деятельность военного духовенства.
  
   Большое значение в этот период имеет отдание почестей павшим.
  
   Приведем пример чествования павших японских воинов после взятия ими Порт-Артура.
  
   Скорбь о погибших была трогательно излита во время торжественной церемонии, устроенной на другой день после входа японцев в Порт-Артур.
   На возвышенном пункте, к северу от д.Шуйшуин, Ноги приказал воздвигнуть памятник, в виде столба, в честь воинов, погибших в его армии.
   Перед этим памятником были поставлены столы с жертвенными приношениями; на них, между двумя крупными русскими снарядами, стояли фрукты, "сакэ" и другие приношения.
  
   Ноги собрал здесь всю свою армию, в числе свыше 100.000 человек; обращаясь к памятнику усопшим, он произнес следующую речь:
  
   "Я, Ноги, главнокомандующий армии, с сакэ и обильными приношениями, праздную торжество в честь храбрых офицеров и солдат, погибших во время осады.
   Со дня высадки нашей армии на Квантунский полуостров прошло 210 дней; в течение этого времени вы отважно маневрировали и сражались с такой храбростью, что пали мертвыми.
   Ваше доблестное самопожертвование было не напрасно.
   Войска противника совершенно разбиты, и крепость капитулировала.
   Виновниками этой блестящей победы являетесь прежде всего вы, с вашей неукротимой преданностью своему долгу.
   Мы все приносили торжественную клятву - победить или умереть.
   Так как я остался жив, я получил сердечные поздравления от нашего верховного вождя, Императора.
   Было бы несправедливо, если бы я присвоил себе одному всю славу; я хочу разделить ее с вами, души умерших.
   Мое сердце полно печали, когда я думаю о вас, оплативших ценою своей жизни нашу победу и находящихся теперь в бесконечности. Я выбрал для этого торжества место, откуда видны холмы, долины, ручьи и форты, которые были свидетелями вашей смерти и орошены вашей кровью. Я воздвиг здесь этот алтарь, на котором поместил свои приношения. Я взываю к вашим душам, прося принять смиренные приношения и разделить славу нашей победы".
  
   Затем генерал Ноги, на горящих углях, сжег ладан, поклонился и отошел.
   Все офицеры и иностранцы, бывшие на торжестве, по очереди подходили к памятнику и делали то же, что и генерал Ноги.
   Солдаты отдали честь усопшим, взяв ружья "на караул".
   Все очевидцы рисуют грандиозность и трогательную простоту этой церемонии.
  
   Завершая этим эпизодом раскрытие темы, укажем, что попутно с разъяснением психологических особенностей разных этапов боя мы указали на средства, которыми располагает командир и на поучительные исторические примеры.
   Нам остается лишь обобщить сказанное в виде краткого резюме.
  

Заключительное резюме

   "По существу основной своей задачи, армия должна быть воинственной, как духовенство должно быть верующим, профессора - учеными", - писал В.Короткевич.
  
   При господстве миролюбивых настроений в армии, на войну смотрят, как на неприятную случайность, досадное осложнение, нарушающее ровное течение службы до выхода в отставку.
  
   Нам, офицерам, не на кого надеяться в деле поднятия военного духа армии.
   Снизу он не вырастет.
  
  

"Помни войну!"

- этот девиз незабвенного адмирала С.Макарова нужно всегда помнить:

забывшего его ждет поражение...

  
  

***

   ЧИТАЙТЕ:
  
   Завет Петра Великого   12k   "Фрагмент" История
   "История так поставила Россию, что ей постоянно приходится создавать себя штыком!"
  
   Петр Великий о могуществе всепобеждающего труда и знания   122k   Годы событий: 1700-1724. "Очерк" История Интересные мысли И. Соколовского (1873 г.) о государственной прозорливости Петра Великого
  
   Петр Великий   123k   "Глава" История
   Петр обставил идеал государя
  
   Полководец Румянцев   140k   "Глава" История
  
   Наставление господам пехотным офицерам   12k   Годы событий: 1812. "Фрагмент" История Поучительный исторический документ
  
   Армия сильна полковниками   130k   "Очерк" История
   "В армии полки хороши будут от полковников, а не от уставов..."
  
   Заветы славянству   13k   "Статья" История
   Мысли М.Д. Скобелева о славянском единстве и роли России
  
   Христолюбивое воинство   70k   "Очерк" История
   Наполеон I говорил, что убитого русского солдата нужно еще толкнуть, чтобы он упал...
  
   Катехизис русского солдата   506k     "Очерк" История
   Опыт создания катехизиса для русских солдат Н. Шалапутиным
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Изместьев П. "Значение расчета при разработке и при ведении военных операций". // Военный сборник. - I9I5 .- N3.-с.20.
   Там же. - с.27.
  
   Заглухинский В. Психика бойцов во время сражения //Военный сборник .- I9II .- NII .- с.90.
  
   Симонов Константин Михайлович (1915-79), русский писатель,
   Симонов К. Разные годы войны: Дневник писателя. В 2-х т..-т.2.- М., 1977.- с.321.
  
   Идеологическая работа КПСС на фронте (1941-1945 гг.).- М.: Воениздат, 1960.- с.141.
  
   Эренбург Илья Григорьевич (1891-1967), русский писатель, публицист.
  
   Симонов К.., Эренбург И. В одной газете. - Изд.2-е.- М.,1984.- с.223.
  
   Рокоссовский Константин Константинович (1896-1968). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949).
   Рокоссовский К.К. Солдатский долг. - М.,1982.- с.38-39.
  
   Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ) .- Вильна, I909.- с.15-39.
  
   Михневич. Основы русского военного искусства. - СП б., 1898, - с.67.
  
   Суворов Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец, генералиссимус (1799).
  
   Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812).
  
   Багратион Петр Иванович (1765-1812), князь, русский генерал от инфантерии (1809).
  
   Денис Давыдов. Записки, т.1,- стр.129-135,122
   Ермолов Александр Петрович (1777-1861), русский генерал от инфантерии (1818; с 1837 - генерал от артиллерии).
  
   Д. Давыдов. - Записки. Материалы для истории современных войн 1806 и 1807 г..т.1.- СП б., стр.142.
  
   Барклай де Толли Михаил Богданович (1761-1818), князь (1815), русский генерал-фельдмаршал (1814).
  
   Материалы для истории современных войн.- т.1, стр.137
  
   Раевский Николай Николаевич (1771-1829), русский генерал от кавалерии (1813).
  
   Д. Давыдов. Замечания на некрологию Н.Н. Раевского.//"Русская старина ". - 1897. июнь
  
   Корнилов Вл. Ал. (1806-54), русский вице-адмирал (1852).
  
   Жандр. Материалы для истории обороны Севастополя.- СП б., 1859. - с.204.
  
   Нахимов Павел Степанович (1802-55), русский флотоводец, адмирал (1855).
  
   Тотлебен. Описание обороны Севастополя т.1.- СП б., 1860-1863. - с.224.
  
   Меньшиков Михаил Осипович (1859-1918) - великолепный русский публицист.
  
   Христолюбивое воинство. Православные традиции Русской Армии.// Российский военный сборник. - М., 1997.- с.9-10.
  
   Правда.-1943.- 23 февраля.- с.1.
  
   Реабилитация -(от позднелат. rehabilitatio - восстановление),
  
   Ноги Маресукэ (1849-1912), командующий 3-й японской армией при осаде Порт-Артура.
  
   Клеман де-Грандпре. Падение Порт-Артура. - СП б.,1908. - с.4.
  
   Короткевич В. Армия и миролюбие // Офицерская жизнь. - I9I0.- N249 .- с.2237.
  

***

 []

Цветник духовный

  -- Не взирай нищеты, когда встречаешь ее у других: не страшись ее, если она тебя посетить хочет; не стыдись ее, если она уже поселилась с тобою (Филар. М. Московский).
  -- Не бедным быть худо, но худо недовольными быть своею бедностью и жаловаться на нее, как на своего врага, - худо завидовать богатым, и желать себя богатства.
  -- Не прельщайся, видя чужим добром, ибо и свое скоро оставишь (Св. Димит. Ростовский).
  -- Не обольщайся, видя богатство, пышность и великолепие у других, ибо при смерти никто ничего не возьмем с собою. Где теперь пышность, богатство и слава Соломоновы? (Прот. П. Соколов).
  -- Когда видишь богатство или славу, или мирское владычество, - размысли о том, что в них есть тленного, и избежишь приманки (Св. Нил Синайский).
  -- Не завидуй богатым и не скорби, что тем к тебя богатства, потому что оно нисколько не есть признак истинного счастья и довольства. "И чрез золото рекою слезы горькие текут", - сказал один поэт.
  -- Не одни богатые веселятся, и бедные не лишены своих удовольствий. И - они веселятся и, кажется чаще и полнее, нежели богачи.
  -- Иной богат, а скорбит; другой и беден, а весел. "Мало нужды до того, пью ли я из золотой чаши, или из горсти", выразился один мудрец.
  -- Хижина, в которой живут радость и веселие, лучше великолепных чертогов, в которых плачут и унывают.
  -- Земное счастье состоит не в обилии земских благ, а в довольствии и спокойствия духа, большей частию недоступном людям, наделенных избытком земских благ (Прот. В. Нечаев).
  -- Иметь богатство нисколько не значит - быть спокойным и довольным и не желает ничего более. "Ты гробишь - говорит Св. Златоуст, - видя богатого, а он гораздо больше тебя скорбит, видя того, кто богатее его".
  -- У тебя нет того, что ближний твой имеет: за то у него нет того, что у тебя есть.
  -- Имеющий большее часто не имеет того, что имеешь, хотя бы это было меньшее.
  -- Бедность при благочестии служит вернейшим средством к ограждению смирения (Св. Григорий Богослов).
  -- Счастлива бедность. Она незнакома с гибельными пороками и преступными страстями, которые так часто терзают душу роскошного богача (Филар. Архиеписк. Черниговский).
  -- И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия. Не заведуй же благополучию, и не унывай в бедствии (Филар. М. Московский).

***

  

 []

***

Исторические памятки

  
  -- КАЛКА (ныне Кальчик), р., приток р. Кальмиус, в Донецкой обл. (Украина). На К. произошло первое (31.5.1223) сражение рус. и половецких войск с монг.-тат. войсками, одержавшими победу.
  
  -- Калликсен, афинянин, виновник казни над стратегами, одержавшими победу при Аргинусах, т. к. он уговорил народ к этой казни. Вскоре потом, когда народ раскаялся в своей по­спешности, ему пришлось спасаться бегством от подобной же участи; вернувшись снова (403 г. до Р. X.), он должен был испытать презрение народа и уморил себя голодом
  
  -- Каллистрат - знаменитый афин­ский оратор из Афидны, красноречие которого про­будило в Демосфене любовь к ораторскому искусст­ву. В качестве стратега командовал он в 377 г. вместе с Тимофеем и Хабрием, в 373 г. с последним и Ификратом; но Каллистрат старался завести мирные переговоры и отправился для заключения мира в Спарту вместе с Каллием. Его речь об Оропе, который был яблоком раздора между Афинами и Фивами, воодушевила Де­мосфена и доставила оратору вполне заслуженную славу. Впоследствии разлад с согражданами довел его до ссылки в Мефону, а затем в Датой и Византию, от­куда он вернулся без позволения, за что и был казнен.
  
  -- Каллисфен, родился ок. 360 г. До Р. X. в Олинфе, близкий родственник философа Ари­стотеля, у которого он учился вместе с Александром Великим. Потом он жил в Афинах, где особенно занимался историей. Когда Александр Великий отправился в поход на персов, Каллисфен сопровождал его, но впоследствии, когда Александр, испорченный льстецами, стал требовать раболепного поклонения своей особе по персидскому обычаю, Каллисфен подвергся его немилости, так как он протестовал против этого обычая, как не
достойного грека. Так как его прямодушие и его строгие нравы, равно как его суровый образ жизни, все более и более не нравились царю, то Александр умертвил товарища своей юности, обвинив его в участии в одном заговоре.
  
  -- Калоны - рабы, используемые как носильщики и конюхи, в армии - погонщики, состоявшие при обозах. Вначале их могли брать в поход только трибуны и центурионы, а впоследствии число их увеличилось до того, что они принимали участие в
битвах.
  
  -- КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, осн. Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием К. проходили нидерл. (16 в.) и англ. (17 в.) рев-ции. Для К. особенно характерны: признание только Священного Писания, исключит. значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в проф. деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церк. обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). "Суровое учение Кальвина пустило корни в тех частях Европы, где более мощным потоком била новая экономическая жизнь и складывался новый тип делового и промышленного европейца. Родиной его была Женева -- крупный торговый и особенно биржевой узел; отсюда оно распространилось по торговым и промышленным центрам Франции, захватило целиком деловую, северную часть Нидерландов и начало постепенно укрепляться в промышленных графствах -- восточных и южных -- Англии. Очищая веру, уничтожая пышные обряды, внося упрощения в костюм и образ жизни, кальвинист, однако, не делался монахом, презирающим материальное богатство; деньги для него являлись орудием борьбы, в деньгах представлялась скрытая власть, кальвинист выделялся своей бережливостью, переходившей в скупость, и на свои сбережения основывал крупные банкирские конторы и торговые фирмы. Скупо одетый, никогда не улыбавшийся, вечно занятый кальвинист являлся или офицером наемных войск, или фабрикантом, или ростовщиком. У кальвинистов и пуритан жизнь -- это непрерывное исполнение долга. Они вырабатывали в себе волю, были методичны, не тратили лишних слов, обдумывали выражения, не давали хода своей фантазии, работали сами, не покладая рук, и не терпели бездельников. ...18 добродетелей военнослужащего, по определению вдохновителя первого прусского короля, Давида Фасмава, данному в 1717 г., суть следующие: богобоязненность, разумность, сердечность, презрение к смерти, воздержанность, бдительность, терпеливость, нетребовательность, верность, послушание, почтительность, внимательность, нелюбовь к низким удовольствиям, честолюбие, нерезонерство, безукоризненная исправность в несении службы, образованность и хорошие природные свойства". (А.А. Свечин).
  
  -- Камбис (древнеперсидский Кабуйджа) - сын Кира, первого персидского царя, наследовал сво­ему отцу в 529 г. до Р. X. Решившись отомстить за оскорбления, нанесенные его отцу и ему самому египетским фараоном Амасисом, он пошел войной на Египет. Покорив его, К. предпринял поход на эфиоплян, но он не удался вследствие недостатка в провианте. Поход по ливийской пус­тыне окончился гибелью войска, засыпанного песком. Намерение покорить Карфаген не удалось, т. к. тирийцы не хотели доставить ему кораблей. Свое неудо­вольствие, которое еще более усиливала его природ­ная недоверчивость и склонный к жестокости харак­тер, он излил на египтян и их богов, особенно на свя­щенного Аписа: многих знатных мужей он приказал казнить, храмы разрушить, а жрецов подвергнуть би­чеванию. Омрачив еще более свой рассудок страстью к вину, он свирепствовал против своих родственников и своих лучших друзей и приказал убить своего един­ственного брата Смердиса; только бывший царь лидийский, престарелый Крез, умел до некото­рой степени сдерживать его свирепый характер. При известии о восстании в Персии он удалился из Египта в 522 г., но умер в Экбатанах, сирийском городке, раненный в бок собственным мечом, вслед­ствие того, что лошадь его поднялась на дыбы.
  
  -- Камень преткновения. Идя в темноте по глухим дорогам и тропкам, человек нет-нет да натыкается на выступающие из земли камни. О них легко споткнуться, а то и сильно разбить ногу. В одном из библейских текстов "камнем преткновения" для грешников именуется сам Бог и его строгие законы.
  
  -- Камень Яхве - священные камни были с древних времен принадлежностью ханаанских и израильских святилищ. Первоначально люди, по-видимому, представ­ляли себе, что боги пребывают в камнях, и это вселяющее страх присутствие боже­ства сообщало святость камню.
  
  -- Камня на камне не оставить. Это означает: разрушить до основания. Выражение почерпнуто из преданий о Христе, который, по словам Евангелия, однажды предсказал гибель Иерусалима, обведя рукой его пышные постройки и сказав: "Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется тут камня на камне".
  
  -- Камиллы - фамильная ветвь римского патрицианского рода Фурнев, важнейшим пред­ставителен которой являлся Марк Фурий Камилл (IV в. до Р.Х.), политический деятель и полководец, пятикратный диктатор Рима, прозванный вторым Ромулом. В рассказах римских авторов о Марке Фурии Камилле историческая реальность, смешанная с позднейшими вымыслами, послужила материалом для создания полуле­гендарного образа героя, спасителя и благодетеля Рима.

***

А.И.Каменев.

Практическая психология для офицеров.

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.

13 - Практическая книга для офицеров

  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010