Чингисхан говорил, что до него воровство, хищничество, гра-бежи, беспорядки, прелюбодеяние, гнусные пороки были обыкновенны; дети не повиновались родителям, младшие старшим, мужья не имели доверенности к женам, жены не имели повиновения к мужьям, богатые не помогали бедным; он с негодованием смотрел на это и, покоряя народы, первою обязанностью ставил вво-дить порядок, правосудие, доставлять безопасность лицам и иму-ществу их; его сильными мерами подвластные ему города, земли и пути по ним сделались безопасными от грабежей, путешественни-ки, купцы и товары их--свободными от притеснений.
Он хотел торговле доставить такую безопасность и такое удобство, чтобы мож-но было, как он выражался, во всех пределах его обширной империи носить золото на голове, как обыкновенные сосуды, не под-вергаясь ни грабежу, ни притеснениям. Для достижения этой цели по всем путям были устроены им военные станции и поставлены отряды воинов, отвечавшие за безопасность проезжавших.
Для удержания от вышеуказанных преступлений и пороков, он постановил: за воровство значительное, напр., лошади, верблюда и проч. -- смертную казнь, за меньшее воровство -- наказание плетьми от 7-ми до 700 ударов; если вор не мог заплатить втрое (по другим сведениям в девять раз) против цены украденной вещи.
Блудодеяние также наказывалось смертию; заставший соблаз-нителя на месте преступления, имел право умертвить виновного (вероятно, это право предоставлялось только мужу или родителям пойманной в прелюбодеянии).
Чингисхан запретил вмешиваться в ссору или драку, кричать и браниться, вероятно, желая прекратить поводы к вражде, столь непримиримой у полудиких народов, и смягчить их грубые правы.
Шпионы, лжесвидетели, колдуны, причинявшие вред другим, люди испорченные, уличенные в противоестественных наслаждениях, оскверняющих природу, лихоимцы, дозволявшие себе злоупотребления, подвергались смертной казни.
Обвиняемых осуждали только тогда, когда они были явно уличены в преступлении или сами сознавались в нем; в случае же запирательства, их подвергали пытке.
Чингисхан, представляя однажды сыновьям своим начальников войск, которые он им вверял, сказал:
Если когда-либо они провинятся, не наказывайте их сами собой, ибо вы молоды, а они люди с достоинствами; но спрашивайте у меня, а когда меня не будет, то по общему совещанию наказываете по закону. Старайтесь, чтобы преступление было обнаружено, чтобы они сами сознались в вине и увидели, что наказание назначено по закону, а не по злобе или пристрастию.
Чингисхан восставал против употребления крепких напитков, к которым монголы были пристрастны, и говорил, что надобно стараться пить в месяц не более трех раз, а еще лучше один раз, а совсем не пить и того лучше; но такого человека найти невозможно.
После него пьянство до того усилилось, что сами дети его не знали воздержания: Тулуй умер от пьянства, Октай, после потери этого брата, пил пуще прежнего, уверяя, что это облегчает его горе, и, не смотря на советы Елю-Чусая, первого его министра, умер от неумеренного употребления крепких напитков.
Независимо от цели нравственного улучшения людей, к которой мудрые законодатели всегда стремились, политика Чингисхана в начале его возвышения требовала введения этих законов.
При кочевой жизни нельзя иметь ни крепких оград, ни подвалов, ни кладовых под железными запорами и замками, ни вооб-ще недвижимого имущества и твердых прав на частное владение землею.
В степи, по редкости населения и кочевок, очень легко обокрасть, ограбить или умертвить человека, без опасения быть открытым; один удачный набег или ловкое воровство могли в одну ночь бедняка сделать богатым и, наоборот, богача сделать нищим.
Поэтому доставление безопасности лицам и их имуществу еще важнее для кочевого народа, нежели для оседлого.
Доставляя своему народу эту безопасность, Темудзин привязал к себе людей богатых, следовательно, имевших влияние на общество, и тем упрочил свою силу.
Уничтожая пороки и преступления силою власти и справедливости, ограждая от насилия, он прекращал поводы к вражде, к мщению, служащему у диких народов главным поводом к междоусобиям и внутренним неустройствам, и следовательно тесно связывал покоренные им племена. Таким образом, приобрев нравственное влияние на людей, он мог уже смелее производить свои преобразования.
Из законов, способствовавших к прекращению своеволия, самоуправства, к введению порядка, дисциплины, к внутреннему устройству, к доставлению тишины и к утверждению власти пра-вительства, известны следующие:
Каждому племени определено было пространство земли, на котором оно должно было кочевать. В каждом племени юрты или кибитки были соединены в десятки, сотни, тысячи и управляемы десятскими, сотскими и тысячниками.
В случае набора войск, делали наряд по одному, по два и т. д. с десятка, который должен был снабдить воинов назначенным продовольствием и по-требностями к походу.
В войсках было тоже подразделение; в каждом отделении набирали одного десятника, для начальствования десятью воинами, девять десятков были подчинены сотнику, имевшему сверх того и свой десяток; на этом же основании были и тысячники и десятитысячники (называемые нашими летописцами темниками), а подчиненные им десятитысячные отряды--тумэнями.
Повеления хана отдавались состоявшими при нем чиновниками (в роде адъютантов) непосредственно темникам и начальникам племен, а от них уже переходили к подчиненным их.
Строго запрещалось начальникам принимать к себе воинов, состоявших в ведомстве других начальников. Даже князья крови и ближайшие родственники хана не имели права принять к себе желав-ших оставить своего начальника.
Запрещено было также под смертною казнию давать убежище, пищу, питье или одеяние чужому невольнику, в случае поимки, приказано было доставлять его к настоящему владельцу.
Никто не имел права ослушаться своего начальника; в случае неповиновения, виновный подвергался строго-му наказанию.
Чингисхан говорил, что если бы кто начальствовал даже стотысячною армиею и не выполнил приказания своего государя, то должен подвигнуться определенному наказанию и даже лишению жизни, хотя бы для исполнения этого наказания послан был от государя простой воин.
Всякий начальник, постав-ленный на назначенном месте, не мог сойти с него без разрешения, даже для подания помощи другому, и никто не должен был принимать от него помощи. За нарушение этого закона назначена была смертная казнь.
Походы Чингисхана и его полководцев
В мирное время оружие воинов сохранялось особых арсеналах.
Перед походом или для охоты они получали оружие и должны были содержать его в исправности, а по миновании в нем надобности, возвращать его по принадлежности.
Чингисхан требовал, чтобы войска всегда были содержимы в исправности и по первому требованию могли выступать в поход.
Перед походом или приготовлением к сражению делали смотр войскам, осматривали оружие и требуемые в поход вещи; неисправных наказывали; хорошим воинам, в случае недостаточности их, давали пособие. Начальники в нужде не должны были обра-щаться ни к кому другому, кроме государя; в противном же случае подлежали смертной казни.
Справка:
--
Вероятно, это постановление сделано с целью предупреждать заговоры и составление партий, или относится до тех, которые обращались в нуждах своих к посторонним властителям.
Оружие их состояло из лука, стрел (в запасе имели по нескольку луков и колчанов стрел; стрелы у них для боя были необыкновенно остры), секир, пие, к которым приделывали крючья для стискивания неприятельских всадников с седла; другие имели железные палицы; кроме того каждый воин должен был иметь пилку (вероятно терпуг) для острения стрел, шило, иголки, нитки, сито.
Справка:
--
Сито могло иметь двоякое назначение: для процеживания мутной воды и для просеивания муки. В таком случае монголы в войнах с оседдыми народами, собрав, с полей хлеб, мололи его и выдавали муку для продовольстния войскам; хлеб они не пекли, а варили род малороссийских галушек; у наших татар, башкирцев и киргизов и нынеупотребляется это кушанье, называемое салма, а другое их кушанье баламыкварится тоже из муки с водой.
Хорошо-вооруженные воины имели сабли несколько кривые, каски кожаные с железными полосками, а отборные воины носили и железные; конница имела заводных лошадей и была разделена на легкую и тяжелую; легкая употреблялась для аванпостной службы, для начатия сражения, должна была метанием стрел в лошадей и неприятельских всадников расстраивать их и облегчать действия тяжелой конницы и служила также для преследования неприятеля.
Монголы были отличные стрелки, приучаясь к стрельбе из лука с трехлетнего возраста: малым детям давали малые луки и стрелы, и потом постепенно увеличивали величину луков и стрел.
Оборонительное оружие состояло из крепкой и толстой кожи буйволов и других толстокожих животных. К езде верхом тоже приучались с малолетства.
Отправляясь в поход, монголы должны были брать с собою, кроме оружия, небольшие палатки; каждый брал два турсука (ко-жаные мешка), один для воды, другой для круту (сушеный кислый сыр, в который приливается вода), и этим крутом они питались при быстрых передвижениях.
Но где было возможно, они варили мясо в своих малых котелках, которые тоже брали с собой; за неимением круту или другого продовольствия, они пускали кровь лошадям и пили их кровь: этим способом они могли продоволь-ствоваться дней по десяти.
Монголы осаждали крепости по тем же правилам, как греки и римляне.
Запрещалось под смертною казнью грабить неприятеля без приказания на то; но каждый воин имел равное право пользоваться добычей, с которой, однако, должен был заплатить хану определенную пошлину.
Монголы и подвластные им кочевые племена составляли военное сословие; всякий способный носить оружие был воином; поэтому запрещалось всем подданным хана иметь в услужении монголов.
Содержание войск Чингисхану ничего не стоило.
Войска не только не получали жалованья, но платили ежегодно подать лошадьми, скотом (со 100 скотин по одной), войлоками и проч.
Воин, находившиеся на войне или на охоте, не избавлялся от подати; жена или тот, кто оставался при его имуществе или семействе, выполняли все повинности.
В случае, если муж укрывался или уклонялся от выполнения закона, жену его брали под стражу и заставляли исправлять следующие с семейства повинности.
Женщины, следовавшие за войском, должны были, в отсутствие мужчин на сражении, исполнять все тяжелые рабо-ты.
Дляизбегания праздности, войска в мирное время посыла-лись на общественные работы и употреблялись один день в неделю на службу хана.
Чингисхан требовал, чтобы воины вмирное время были кротки и смирны в обращены с жителями и никого не обижали, чтобы начальники были внимательны к нуждам подчиненных, чтобы переходы были умеренны и чтобы силы людей и лошадей сберегались.
Разбирая однажды достоинства своих военачальников, он сказал: "я не знаю никого храбрее Исатая и никто не имеет редких его качеств; но самые трудные пере-ходы не утомляют его, он не чувствует ни голода, ни жажды и воображает, что и воины его могуть перенести то же, что и он, а потому он и не может быть главноначальствующим".
Как в степях часто случается недостаток в продовольствии, то Чингисхан приказал употреблять в пищу внутренности животных, кровь их, и запретил называть какую-либо вещь нечистою, говоря, что все вещи чисты.
Справка:
--
Вероятно,для этой цели он постановил, чтобы, при убиении живот-ных для пищи, им связывали ноги и, разрезав им брюхо, давили сердце, чтобы остановить движение крови и не дать ей вытечь.
--
Этот закон подал повод к неудовольствию магометан, имевших особые постановления для убивания животных, назначенных в пищу.
Запрещено было охотиться с марта по октябрь на оленей, диких коз, диких ослов (вероятно тарпапов или куланов), зайцев и птиц всякого рода, как для размножения этих животных, служащих кочевому народу поддержкою существования, так и потому, что в летнее время у пастушеских народов более средств к пропитанию; в походах же охота на этих животных служила средством для продовольствования войск.
В случае чьей-либо смерти, никто не имел права присваивать себе имущества покойного (вероятно кроме прямых его наследников).
Чингисхан желал, чтобы степное гостеприимство наблюда-лось во всей строгости, и постановил закон, чтобы никто не ел один в присутствии другого, не пригласив его разделить пищу; всякому предоставил право брать пищу у тех, которые едят, не спрашивая на то позволения.
Вероятно, этот закон был постановлен для того, чтобы бедные, в случае недостатка в пропитании, могли кормиться у богатых (этот обычай соблюдается и ныне киргизами).
Монголы, по примеру китайцев, имели право содержать столько жен и наложниц из рабынь, сколько кто мог содержать; все дети их считались законными, но одна из жен была старшею.
Для поддержания дружбы между семействами, у монголов заключались браки и между умершими детьми; этот брак так же уважался, как и заключенный между живыми.
Уверяют, что Чингисханом введено в обыкновение представлят хану, в начале года, чрез эмиров (начальников племен) или темников, по однойдевице с тысячи юрт каждого племени, известной красотою или достоинствами; девицы эти поступали в наложницы или жены к нему и его сыновьям.
Чрез это хан роднился со всеми племенами (а вероятно это служило и для узнания расположения к нему этих племен).
Чингисхан желал, чтобы к этому же времени съезжались к нему главные начальники для получения приказаний, узнания его мнений и желаний касательно предстоявших дел.
Когда владения его расширились, то для скорейшего сообщения и для сношений по делам он учредил почту.
При Октае же, по представлению Елю-Чусая, что на станциях производится самоволие в заборе лошадей и припасов, сделано было постановление, сколько кому брать лошадей на станциях и чего можно требовать. Станции были расставлены на расстоянии дня ходу.
Для содержания ихбыла назначена особая сумма.
Вышеизложенные постановления преимущественно относились до покоренных Чингисханом кочевых племен и служили, так сказать, цементом, чтобы скрепить в одно целое это рыхлое, кочевое, политическом тело, состоявшее из бродячих, воинственных и склонных к своеволию пастушеских народов.
Чингисхан
Издав их, Чингисхан озаботился, чтобы они но были одною теорией, умел дать им силу и заставить выполнять их.
Этого он достиг строгими мерами и умением выбирать людей.
По его словам, искусство в выборе людей было главною причиною его возвышения; он в особенности советовал своим наследникам обратить главное внимание на оценку людей, выбираемых в начальники и на разные должности, и ручался, что империя его будет существовать тысячелетия, если потомки его будут уметь выбирать себе достойных и способных сотрудников для управления.
Чингисхан говорил, что он давал начальствование по достоинству каждого: храбрым и умным вверял войска, деятельным и распорядительным--хранение обозов, неповоротливым--смотрение за скотом.
По его словам, кто умеет хорошо начальствовать десятком, тому можно вверить и тысячу.
Он требовал, чтобы монголы прилежно учили сыновей своих ездить верхом, стрелять, бороться, действовать оружием, дабы они могли основывать надежду на возвышение не на родстве, а на самих себе.
Мы не знаем хорошо его правительственных учреждений; главные части управления он вверил своим детям.
Джучи управлял собственным имуществом Чингисхана, Джагатаю он вверил судную часть и принятие или выслушивание прошений.
Зная непреклонный характер Джагатая и точность его в исполнении своих обязанностей, Чингисхан вверил ему наблюдение за исполнением своих постановлений и обязан ему тем, что они получили свою силу.
Октаю поручена была финансовая часть, а Тулую военная.
Но для начальствования племенами и разными частями войск, у Чингисхана были особые начальники.
Власть их и вообще высших начальников монгольских неизвестна, но вероятно была ограничена, например монгольские полководцы могли производить в чины не выше, как в тысячники, в войсках своего племени.
Из прочих чинов, которые в наше время входят в состав штабов армии, нам известны следующие:
1) Юрт-джи, род офицеров генерального штаба, а главный начальник их соответствовал генерал-квартирмейстеру.
Обязанностью этих чиновников было рас-полагать летние и зимние кочевки; при движении войск назначать места лагерей, как во время войны, так и на ханской охоте; назначать места для юрт хана, главных чинов армии и вероятно указывать места для расположения юрт прочих войск, на что без сомнения существовали особые правила. От расположения ханских юрт зависело расположение всего лагеря.
Было правилом, чтобы по правую сторону ханских юрт ставились юрты князей, эмиров и начальников войск, а по левую--визирей, министров и членов дивана или совета.
Вельможи, если они были турецкого племени, имели ставку между эмирами, а если были персияне--между визирями.
Секретари, судьи и важные духовные лица рас-полагались против ханских юрт. Во время похода степными и безводными местами, юрт-джи были обязаны определять, какое ко-личество запасать воды и продовольствия на время этого пути, должны были знать, где какого качества вода и корм.
В землях оседлых они должны были располагать лагери вдали от засеянных полей, чтобы не травить хлеба.
2)Тева-джи--верблюдовожатые; вероятно им поручался надзор за вьючными верблюдами, следовавшими с обозом армии.
3) Буляргу-джи (или Булан-газы), при нем находилась особая команда.
По снятии лагеря, его обязанностью было осмотреть, не остался ли кто в лагере, обойти места юрт и забытые вощи, а также скот, рабов и т. д. заби-рать и возвращать потерявшим.
При его ставке, устанавливаемой на самом возвышенном месте лагеря, где хранились затерянные вещи, был особый значок, по которому можно было отыскать его. Потерявший являлся к нему и, по рассказанным приметам, полу-чал, обратно потерянное, но за это должен был заплатить назначен-ную плату.
4) Ему (буляр-гу-джи) должны были представлять найденных лошадей, верблюдов, ученых соколов, оружие и проч., если нашедший их не знал, кому они принадлежать; в противном случае почитался вором.
Члены дивана поверяли отчеты о суммах, раздачею войскам содержания, хранением и правильным делением добычи, клал наприобретенные добычею вещи свои клейма.
5) Таргу-джи (или Джаргучи)--хранитель печати армии и вместе судья, разбирал споры между воинскими чинами.
6) Есаулы, обя-занность их была указывать назначенные места всем чинам армии, вероятно во время церемониалов, охоты, на смотрах и при выступлении из лагеря.
Старший есаул, по уверению Гаммера, был вместе с тем и генерал-интендантом армии.
Вероятно, были и другие чиновники по разным отраслям управления, напр. для ведения счета людям, для заведывания почтами, для надзора за ранеными и больными в походе и проч. Племена, жившие в лесах на запад от Байкала: теленгуты, орассуты и гештими славились в то время знанием свойств трав и искусством в лечении болезней. Может быть они были и походными лекарями.
Из государственных званий и чинов их упоминаются следующие: князья великие, средние и малые, вероятно разделенные на эти классы смотря по степени родства их с царствующим ханом, как это принято в Китае; князья удельные, воеводы, вель-можи, дароги или дарогачи, правители волостей и городов, полко-вые или военные князья, высшие и низшие (вероятно начальствовав-шее большими и малыми частями войск), уставодержательники (наблюдавшие за исполнением законов) и проч.
Угедей, третий сын Чингисхана и его преемник
Чингисхан оставил своим потомкам наставление как вестивойну, обращаться с покоренными народами и что делать с завоеванными землями.
Правила эти не дошли до нас, но из отрывков, приведенных современными восточными и европейскими писателями, и из истории завоеваний монголов можно иметь понятие, в чем они состояли.
Прежде начатия войны Чингисхан узнавал обстоятельно овнутреннем состоянии государства, на которое желал напасть, военных способах его, старался завести в нем тайные связи, склонять на поступление в его службу недовольных, которых обольщал приманкою добычи и выгодных мест. Сделавшись сильным и задумав покорение мира, он редко искал благовидных предлогов к начатию войны.
Обыкновенно перед нападением он приглашал государя покориться, излагая это приглашение кратко, но в выражениях, смущавших слабые умы и показывающих, что он понимал свой суеверный век.
Например, вот как он писал к владетелю Моссула "Всемогущий отдал мне и моим детям во владение всю землю; тот, кто покорится, сохранит жизнь, богатства, власть и свое семейство; но кто окажет упорство и ослушание, один Бог знает, что с ним будет. Если ты покоришься и пропустишь мои войска чрез твои владения, то найдешь во мне друга; в противном случае я не знаю, что будет с твоими богатствами и твоим государством по прибытии моей многочисленной армии".
Признавший себя данником государь обязывался дать заложников, дозволить сделать исчисление народа, принять для управления облас-тей монгольских чиновников, платить десятую долю произведений земли и дать 10-го человека и по одной скотине со ста голов.
Поход предпринимался по совещании в общем собрании, называемом курилтаем; там постановляли все, что необходимо было для составления армии, сколько с каждого десятка назначать в поход, определяли место и время сбора войск и проч.
Когда армия в 100.000 всадников выступала, то за два дня езды высылали вперед отряд (авангард), а также на фланги и в арьергард; эти отряды наблюдали, чтобы армия не были застиг-нута врасплох.
При войске гнали множество заводных лошадей, по словам Марко Поло -- средним числом на каждого по 18-ти лоша-дей и кобыл (это вероятно делалось в начале похода, для ускорения быстроты движения, так как усталых лошадей переменяли свежими). Усталых и изморенных лошадей возвращали назад.
Чингисхан начинал войну вторжением с разных мест, чем приводил неприятеля в затруднение, где сосредоточивать свои силы, или заставлял его разделяться.
Если не встречал сопротивления, то, проникая внутри страны, разорял все, захватывал стада, истреблял жителей, а между тем остальные отряды наблюдали за гарнизонами крепостей и замков.
Передовые и боковые отряды не занимались грабежом; их обязанность была следить за неприятелем и охранять армию от внезапных нападений.
Прежде осады крепкого города, он опустошал всю окрестность, чтобы лишить гарнизон средств продовольствия; старался завлечь гарнизон при вылазках в засаду или в сражение, дабы истребив часть его, ослабить оборону.
Монголы окружали потом город изгородами или валом; пленные или туземные жители производили осадные работы, и как монголы всегда старались сберегать свои силы и, будучи кочевым народом, не могли с успехом действовать при осадах, то для прикрытия осадных работ употребляли поселян и пленных, которых заставляли идти и на приступъ и сра-жаться, следуя сами за ними позади.
Кто обращался в бегство, тех предавали смерти.
Перед осадой крепостей оповещали окрестных владельцев явиться с их подданными и назначенными военными орудиями или средствами к ведению осады той крепости; ослушных предавали смерти.
Беспрерывными атаками днем и ночью утомляли гарнизон и тем ускоряли сдачу.
Чингисхан нашел в Китае и Персии искусных инженеров и употреблял их для устроения военных машин, известных в то время; огонь и вода равномерно служили для разрушения городов.
Монголы знали употребление неф-ти, грегорианского или греческого огня, огненных стрел с зажигательным фитилем (вероятнее ракет), которые бросали для зажигания строений, умели производить наводнения, делали подкопы, подземные ходы.
Перед городским рвом строили возвышения из фашин, для прикрытия военных машин; стены разрушали посредством камней, бросаемых из катапульт; для облегчения восхода набрасывали к стенам крепости землю и камни, ров зава-ливали земляными мешками, бросаемыми из военных машин.
Иногда притворно отступали и, когда гарнизон плошал, внезапно напа-дали и вторгались в город. Начав осаду, редко оставляли ее и продолжали до тех пор, пока не принуждали крепость или город, голодом или иным средством, к сдаче.
Употребляли вероломство, не щадили обещаний и обманов, стараясь непременно завладеть сильным городом, ибо, не оставляя сами гарнизонов, не могли оставлять в тылу за собою то, что могло их обеспокоивать.
С приближением неприятельской армии, отряды рассеянные для осад, грабежа, пастьбы скота и проч., быстро сосредоточивались, что легко можетъ делать армия, составленная из конницы и имеющая превосходные войска для разведывания неприятеля и для аванпостной службы.
Монголы старались истреблять неприятелей более хитростью, нежели мужеством: употребляли внезапные нападения, засады; в виду превосходного неприятеля отступали и изыскивали средства разделить его; в сражениях старались окружать его; если встречали храброе сопротивление, то, отступая, пропускали неприятеля к стороне своей армии, при чем пускали в него тучи стрел, несли замечали, что этим нанесли ему много вреда или расстроили его ряды, то внезапно переходили к наступлению и довершали поражению.
Иногда притворно отступали и, как большая часть их была легко вооружена и имела заводных лошадей, то скоро утомляли неприятельскую конницу; тогда, перескочив на свежих лошадей, или стремительно на него бросались, или, распространяясь к флангам, окружали его; начинали атаку издали, метанием стрел, кото-рый умели метко бросать при самом бегстве; потом белым оружием довершали сражение.
Их части войск употребляли разные сигналы и маневрировали с большою быстротою и легкостью. Начальники, стоя сзади, наблю-дали ход сражения и посредством знаков отдавали приказания. Воины, убежавшие отдельно или самовольно отделившиеся на добычу, наказывались смертью.
Походы свои Чингисхан начинал обыкновенно осенью, когда лошади и верблюды были в хорошем теле.
Во время своих походов, монголы каждый год отдыхали преимущественно в летние жары, для поправления лошадей и верблюдов; но прежде расположения на квартиры или на кочевки, они опустошали страну на большое расстояние, чтобы быть в большей безопасности; тогда предавались удовольствиям, прислуживаемые пленниками и пленницами.
Опустошение страны, истребление жителей, носивших оружие, со-ставляли одно из главных правил военной системы монголов, Чингисхан в своих постановлениях повелевал убивать воз-мутившихся и непокорных.
По законам монголов, семейства и имущество побежденных составляли собственность победителей. В государствах многолюдных, монголы умерщвляли, по миновании в них надобности, тех, которых не хотели сохранить или которых употребляли сначала для содействия против их сограждан.