ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Не о том вы, господа-товарищи, думаете!!!

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Не о том вы, господа-товарищи, думаете!!!

  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
  

ДУМАЙТЕ ВЫ, ДРУЗЬЯ, О БУДУЩЕМ:

Вся нация должна быть готова к войне, но не каждый гражданин должен быть воином...

Сила нации в ее духе, в понимании грозящей опасности, в осознании того, что государство должно иметь мощную армию...

Сила армии - в хороших солдатах и разумных полководцах...

Хороший гражданин - это еще не солдат, но хороший солдат - это, прежде всего, хороший гражданин...

Качество хорошего солдата, прежде всего, в качествах его души, а уж потом в уме, силе и ловкости...

  
  
  
  
  

0x01 graphic

  

ОБ ОПАСНОСТИ

РАЗВИТИЯ ШТАТСКОГО ДУХА

В СЫНАХ МАРСА

  
   Ст., написанная более 100 лет назад А. Дмитриевским
  
  
   Некоторые публицисты инстинктивно почувствовали что-то несоответствующее воинскому духу, втирающееся в среду армии; почувствовали, что многое в ней заполняется штатским духом.
  
   "Штатские в армии!" - крикнули они и с испугом стали описывать этих штатских в армии по их внешнему виду, главным образом, по мелким, не стоящим внимания, особенностям, например, по мелочным отступлениям от формы одежды.
  
   В горячности, они упустили из виду, что воин становится штатским не только потому, что его сюртук короче или длиннее на вершок - подобные заключения вызывают лишь улыбку у читателя и последний уже не сможет серьезно отнестись к сообщению о "штатских" в армии.
  
   Когда приходится читать справедливые жалобы на то, что некоторые из невоенных позволяют себе подражать в форме и даже в цвете материала (хаки) одежды, - все-таки становится грустно и больно: будто ныне военного от штатского кроме формы, материала и цвета одежды, ничем другим не отличить...
  
   Пожалуй, даже желательно, чтобы военная форма была образцом для подражания и предметом желания юношества. И такой симптом, что студенты и другие переходят с белых кителей на "хаки"... клонит дело к тому.
  
   *
  
   А между тем вопрос о "штатском духе в армии" - чрезвычайно серьезный, и есть более крупные его черты, прежде всего, надо бояться, чтобы мы сами, затем весь наш строй, наш уклад жизни неминуемо не превращали бы нас в штатских, а если не совсем в штатских, то во всяком случае в чиновников по военному ведомству.
  
   Начиная с введения общеобязательной воинской повинности, все дальнейшие мероприятия и реформы клонились и клонятся как бы к полному уничтожению, так сказать кастовых или сословных отличий воинства. Это имеет свою невыгодную сторону. Ныне уже военного сословия абсолютно не существует, то, что мы называем войском, на самом деле лишь временно вооружаемая часть народа, преимущественно из сословия земледельческого, промышленного, торгового, - во главе которого поставлены инструкторы - вожди на известный срок (вернее даже учителя), вследствие ограничения сроков службы солдат, сверхсрочнослужащих нижних чинов и офицеров.
  
   *
  
   Хотя близорукие проповедники и говорят о наступившем времени уравнения в правах и о полном сглаживании сословных различий, но жизнь говорит совершенно обратное: мы видим сословие купеческое, земледельческое (аграрии), промышленное, ученое, духовное и др. типично различающимися одно от другого; мы видим даже, что число сословий или каст увеличилось; например, адвокаты и вообще судейские составили совершенно особую касту.
   Однако только военное сословие или военная каста как бы расстроилась, исчезла, растворилась во всех других кастах...
  
   *
  
   Это вполне понятно, так как сословие или каста образуется и скрепляется пожизненным в них пребыванием, а еще лучше - наследственною преемственностью. Только тогда и возможно вполне проникнуться свойственными данному сословию или касте понятиями, воззрениями, обычаями, всей ее жизнью. Отсюда вполне понятно, что временное, да еще подневольное - не по собственному выбору, а в силу необходимости, - пребывание на военной службе, не может создать благоприятных условий для выделения военных в особое сословие или касту.
  
   *
  
   На самом деле мы видим гораздо худшее: благодаря перевесу начала так называемой гражданственности над военным началом, благодаря ускорению "штатских" взглядов, пацифизма и проч., - нарождаются условия, делающие неисполнимым посвящение всего себя военной службе.
  
   *
  
   В то время как в любой профессии, в каком угодно деле человек имеет право и может рассчитывать до конца своей жизни посвятить себя привычному, ставшему ему дорогим, делу, труду, - в военном деле в силу насущной потребности освежения, омоложения состава, ему это не позволяется и вопреки смыслу самой жизни, он обязан бросить то единственное, чем он жил, что составляло смысл его жизни и уйти, в большинстве случаев раньше того времени, когда он почувствовал ослабление своих духовных сил.
  
   И вот, воин-офицер стал видеть, что он, прежде всего, гражданин и чтобы поэтому... не может отдать всей своей жизни, всей своей души и сил одному военному делу.
   *
  
   Не только обязательная, но и добровольная военная служба ограничена, что многие переводят на шутку и мысль: "не растрачивай на службу всех своих сил и способностей; так как не вся твоя жизнь может быть отдана военной службе; выбери для души другое дело; на военной же службе отбудь свои года, постарайся урвать побольше и получше кусок благополучия, почестей и затем... на свободе займись другим делом. Но помни, отдать всю свою душу, жизнь до конца дней твоих, или до упадка сил - тебе не позволено"...
  
   Даже ядру армии - кадру инструкторов воспрещено всюду в армиях пожизненное посвящение себя военной службе до того времени, когда он почувствует сам, что уже не может справиться со своим делом, хотя и на основании необходимости - омолодить армию.
  
   А сверхсрочным, ценность которых возрастает с числом прослуженных лет до самой старости, тем не менее, ежегодно лишь разрешается наняться еще на один год, но не больше в общей сложности, чем на пятнадцать лет, а затем... выученных, приученных к военной службе, может быть искренно ее полюбивших (несмотря на запрещение), отдают другому делу, а берут других, чтобы... дать и другим заработок и приобрести помоложе.
  
   *
  

0x01 graphic

  
   В этом последнем (чтобы дать заработок) главным образом и заключается штатский взгляд, усвоенный сверхсрочными.
   Военная служба ныне - боюсь сказать - для многих уже не призвание, а только средство к жизни, средство к достижению относительного благосостояния и положения в обществе.
  
   *
  
   Современный идеал военного часто абсолютно ничем не отличается от идеала штатского - чиновника-гражданина: обзаведение семьей, 20-е число, "тихое и мирное житие", развлечение и удовольствие, очередные, по старшинству повышения и награды, мечты об окончании 35-ти лет и отдых или занятие на другом поприще, а то и об общественной деятельности и... "мирной, безболезненной кончине", дома, на постели...
  
   Во времена войны - воин полагал для себя благополучием жизнь на войне, а дома лечение ран и немощей, нажитых на войне. Ныне - иные воины не меньше, если даже не больше штатских, лепечут о том, что война есть необходимое зло, мировое и (пожалуй, про себя) их личное несчастье.
  
   <...>
  
   *
   А потому военный, чтобы иметь успех у дам и в обществе, должен отличаться от штатского только блеском формы, а во всем остальном - должен стараться если не превзойти, то не уступать штатским всякого рода; он должен поэтому знать литературу, искусства, историю того и другого и их деятелей живых и мертвых (двигателей же военной и общей истории - "фи, разве это действительно история народов?"), должен восторгаться учеными и философами, бичующими войну и ее представителей.
  
   И вот военный ныне может поддержать разговор: с дамами - об искусстве, театре, литературе, с докторами - о медицине, с философами - о философии, с купцами - о торговле, с земледельцами и помещиками - о разнопольном хозяйстве... и единственно в чем он не мог бы поддержать разговора - это по военному делу, смущаясь иногда в простейших определениях не будучи в состоянии отстоять вернейших, почти бесспорных военных взглядов и идей.
  
   *
  
   Воин, как воин, перестал интересовать дам и общество. Теперь уже - "душка-штатский", а не военный и воин сдался и усвоил штатские взгляды. И на службу вошли добрые штатские порядки: точное, регулярное отбывание часов под контролем семи нянек; отчеты, экзамены, контроль всех семи нянек - беспрерывно и без конца всему и всем...
  
   Отчеты о всех занятиях, всякого рода статистики и... ежедневно, спешно доставление сведений дивизионным интендантом, отрывающим от строя миллионом запросов...
   <...>
   *
   Чрезвычайно характерно увлечение штатскими порядками и учреждениями сказалось в увеличении войсковых комиссий...
   <...>
   *
   Особенно рельефно замечается превращение военных в штатских это - во все более и более развивающейся чувствительности и нервозности.
  
   Сдерживаться, не давать свободы своей чувствительности, в особенности не выказывать ее наружу, закалить свои нервы - совсем не по душе иному современному военному со штатскими взглядами. Напротив какой-то военный публицист-педагог, захлебываясь от восторга, описывает, как красиво было, когда кадеты, расчувствовавшись от рассказанного им исторического факта, все расплакались... <...>
  
   *
   И все этим трогаются; никому и в голову не приходит, что при воспитании военных надо добиваться не слез, которые всецело надо оставить для женской половины, а порывов хвататься за оружие, порывов к борьбе со злом и врагами Царя и Отечества, стремления защитить слабых и к развитию чувства негодования при малейшем унижении своей родины...
   <...>
  
   *
   Зависть друг к другу, интриги, подкапывание под товарищей, взаимное ужасное недоверие и поэтому стремление в чем-нибудь поймать, явное недоброжелательство, особенно к товарищам-кандидатам на повышение или награду нагло открытое стремление отбить жену товарища, вообще полное неуважение к семейной собственности товарища, могло ли иметь место в среде числящихся наследниками рыцарей, если бы не пагубное влияние полонивших сынов Марса штатских понятий, этики мелкого чиновничества.
  
   <...>
   *
   Много, много штатского духа набрались сыны Марса!
   Но чувствуется возрождение.
  
   Начинают приниматься меры к развитию воинственности, самообладания, невлезания в дело младшего, заметно инстинктивное стремление отдалиться от тлетворного штатского влияния...
  
  

А. Дмитриевский

Развитие духа штатских в сынах Марса // Военный сборник. - 1914. - N 7, с.109 - 115

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  -- Злоупотребление хитростью говорит об ограниченности ума; люди, пытающиеся прикрыть таким способом свою наготу в одном месте, неизбежно разоблачают себя в другом.
  -- Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью.
  -- Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
  -- Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего рода неблагодарность.
  -- Показная простота -- это утонченное лицемерие.
  -- Невелика беда -- услужить неблагодарному, но большое несчастье -- принять услугу от подлеца.
  -- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает.
  -- Мы потому возмущаемся людьми, которые с нами лукавят, что они считают себя умнее нас.
  -- Больше всего оживляет беседы не ум, а взаимное доверие.
  -- Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.
  -- Крушение всех надежд человека приятно и его друзьям и недругам.
  -- Люди, которых мы любим, почти всегда более властны над нашей душой, нежели мы сами.
  -- Чаще всего вызывают неприязнь те люди, которые твердо уверены во всеобщей приязни.
  -- Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным.
  -- Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.
  -- Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.
  
  
  

Франсуа де ЛАРОШФУКО (1613 -- 1680) --

французский писатель


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023