ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Неприятель, живущий под одним кровом с тобою"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Богатство - это неприятель,

живущий под одним кровом с тобою; это домашний враг"...

  
  

По библейской легенде, жители Вавилона задумали возвести башню высотой "до неба", чтобы обессмертить свои имена, и приступили к "столпотворению", то есть к постройке столпа - башни.
Бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам "смешать их язык".

Вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках; началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось.

  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...

0x01 graphic

"Вавилонская башня",

Художник Питер Брейгель Старший (1563)

  

ВАВИЛОНСКИЕ ПОУЧЕНИЯ ДЛЯ РОССИЯН

Анатолий Каменев

  
   Вавилон, или "врата богов", несмотря на погромы, попытки уничтожения (Синахериб, Ксеркс) и на превратности политических условий, оставался в Азии на протяжении ХХ-VI столетий до Р.Х. значительным политическим и культурным центром.
  
   Только селевкидо-парфянские (персидские) войны повлекли за собой опустение Вавилона, который, однако, существовал еще в X веке н.э.
   *
   Вавилонское общество, каким оно обрисовано в законах Вавилонии, состояло из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум). Положение царских людей могло быть на практике весьма различным: их высшие слои были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов.
  
   Иначе говоря, между свободой и рабством существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума законы оценивают "дешевле", чем авилума, но зато имущество мушкенума охраняется более строго: ведь оно фактически есть составная часть царского имущества.
   *
   Царь в Вавилонии очень долго сохранял многие черты вождя племени, обязанного заботиться о сирых и убогих. Таким его воспринимало массовое сознание, так понимал свой долг и он сам. Была тут, разумеется, и политическая необходимость: общество не может существовать без некоего минимума справедливости.
   *
   Цари I Вавилонской династии, как и первые правители Ларсы и Урука, вели свое происхождение от вождей могущественного аморейского племени Амнанум. В одной из ранних датировочных формул царей Иссина как важное событие упоминается смерть Дадбанайи, прапрапрадеда Хаммурапи. В это время предки Хаммурапи еще не были царями в Вавилоне, но уже тогда эта семья играла, видимо, большую политическую роль в Месопотамии.
  
   Основателем I Вавилонской династии стал сын Дадбанайи - Сумуабум (1894-1881 до Р.Х.).
   *
   Хаммурапи был шестым и самым знаменитым царем этой династии (1792-1750 до н.э.). Он вступил на престол в очень молодом возрасте после смерти своего отца Синмубаллита. Будучи еще наследником престола, Хаммурапи принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности. Размеры, местоположение, военная сила государства, унаследованного Хаммурапи, делали его одним из сильнейших царей в Вавилонии.
   *
   Хаммурапи, царь Вавилона - незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию - объединить Месопотамию. В 1764 г. до Р.Х. он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем - Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы "Шумера и Аккада", некогда уничтоженной кочевниками.
  
   Около 1755 г. война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.
   *
  
   Последние 14 лет правления Хаммурапи были заполнены беспрерывными войнами.
  
   В 1764 г. Хаммурапи разгромил коалицию, включавшую Ашшур, Эшнунну и Элам - главные силы на восток от Тигра, грозившие закрыть ему доступ к металлопроизводящим территориям Ирана.
  
   В 1763 г. Хаммурапи начал давно подготавливавшиеся исподволь военные действия против Ларсы. В этой войне он, по-видимому, успешно использовал стратегию, когда-то примененную его отцом. Хаммурапи сумел перегородить плотиной воды главного канала, снабжавшего Ларсу водой, а затем внезапно открыл дамбу, чтобы вызвать опустошительное наводнение, либо просто задержал воду - главный источник жизни.
  
   Осада г. Ларса - последнего укрепления Рим-Сина, - длившаяся несколько месяцев, закончилась полной победой Хаммурапи. После разгрома Ларсы Хаммурапи был вовлечен в военные действия на восточных окраинах своего государства, а в 1761 г. он выступил против своего долговременного союзника Зимрилима, царя Мари.
  
   Причины этой войны против города, располагавшегося почти в 500 км от Вавилона, которым правил верный союзник Вавилона, нам неизвестны.
   Либо это опять была война за контроль над водными ресурсами, либо попытка перехватить у Мари контроль над пересечением важных торговых путей. Двумя годами позже Хаммурапи снова, в третий раз, направил свои войска к востоку и во время этого военного похода окончательно разгромил Эшнунну.
  
   Эта победа, по-видимому, была достигнута тем же способом, что и победа над Ларсой, - перекрытием водных источников. Разгром Эшнунни был последней крупной победой Хаммурапи. Однако в результате этой победы Хаммурапи разрушил последнюю преграду, отделявшую от Вавилонии народы Востока, среди которых были, вероятно, и касситы, завоевавшие Вавилонию 160 лет спустя.
  
   *
   Десятилетия войн пагубно отразились на хозяйственной жизни страны.
  
   Основы месопотамской цивилизации - ирригационная система, требовавшая неусыпного внимания и постоянных работ по поддержанию ее в порядке, - приходила в упадок. Земля, когда-то дававшая хорошие урожаи, засолялась или истощалась и становилась непригодной для посевов. Все это болезненно отозвалось и на государственном, и на частных хозяйствах, но последние, будучи примитивно организованными, возрождались легко; что же касается сложного механизма государственно-хозяйственного управления, распавшегося после падения III династии Ура, то новые правители не хотели, да и не имели возможности его восстановить.
  
   Им проще было раздать захваченную государственную землю, ремесленные мастерские, торговые учреждения, до этого почти полностью находившиеся в ведении государства, отдельным лицам, которые начинали вести почти частное хозяйство, хотя и не являлись собственниками.
  
   Значительная часть торговли, ремесла перешла под контроль частных лиц, даже распределение жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний.
   *
  

0x01 graphic

Вступление Александра в Вавилон, 1664.

Художник Шарль Лебрён

  
   Однако сильная централизованная власть не была заинтересована в чрезмерном увеличении самостоятельности отдельных лиц, а тем более в обезземеливании и потере средств к существованию значительной части населения, что лишало государство налоговых поступлений и ослабляло его военную мощь.
  
   Поэтому, как только стремление к объединению и созданию стабильного государства приближается к реальному осуществлению, государство начинает ограничивать самостоятельность отдельных граждан и делает попытки с помощью специальных указов воспрепятствовать продаже земли и закабалению беднейшей части населения.
  
   Указы такого рода, носившие название "указов царя" или "указов о справедливости", издававшиеся каждые пять-семь лет, должны были аннулировать кабальные сделки, освобождать от временного рабства, возвращать недвижимость первоначальному владельцу. Однако кредиторы изыскивали всевозможные пути, стараясь избежать выполнения этих указов, и им это часто удавалось, если только должник не имел достаточно средств, чтобы возбудить судебный процесс.
  
   *
   Административная система государства была упорядочена и строго централизована, так что нити управления всеми сторонами хозяйственной жизни в конечном счете сходились в руках царя, который вникал во все вопросы.
  
   Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах; нередко и частные лица со своими жалобами или проблемами обращались прямо к нему. Была проведена важная судебная реформа, которая внедряла единообразие в судопроизводстве; роль царя в нем усилилась. Во все большие города, где раньше действовали только храмовые и общинные суды, были назначены царские судьи из числа чиновников, подчиненных непосредственно царю. Храмы с их обширными хозяйствами, занимавшими значительную часть территории Месопотамии, которые после падения III династии Ура пользовались большой самостоятельностью, были вновь в административном и хозяйственном отношении полностью подчинены царю. На большей части территории государства была совершенно запрещена продажа земли, кроме городских участков.
  
   Этими мерами, как и "указами о справедливости", о которых говорилось выше, государство стремилось предотвратить разорение и обезземеливание населения. Важнейшим деянием царствования Хаммурапи кроме проведения отдельных реформ было составление свода законов.
   *
  
   В историческом плане главным итогом правления Хаммурапи было то, что основная сцена действия месопотамской истории, располагавшаяся с начала III тысячелетия до н.э. на юге, была перенесена на север, где она и оставалась затем более 1 000 лет.
  
   После смерти Хаммурапи основанное им государство продолжало существовать при его потомках еще более 150 лет, постепенно ослабевая под ударами внутренних и внешних врагов. Место амореев заняли пастушеские племена касситов, которые уже с XVII в. постоянно вторгались в Месопотамию с востока - с центральной части горных хребтов Загроса. Удары касситов, трудности охраны протяженных границ, экономические затруднения, вызванные неспособностью государства преградить путь ростовщичеству и остановить обезземеливание общинников, - все это ослабляло Вавилон и усиливало сепаратистские стремления подчиненных ему областей.
  
   *
  
   "Законы" Хаммурапи принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.
  
   Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.
   *
  
   В "Законах" Хаммурапи большой интерес представляют статьи 26-41, в которых излагаются обязанности и права воина, а также статьи 133-135, где говорится о правах воинов, попавших в плен.
  
   Кодекс отмечает две категории воинов -- "реду" и "баиру", и два звания военачальников -- "деку" и "лабутту", не поясняя, к сожалению, в чем их различие. Но и эти данные важны, так как они говорят о наличии определенной структуры вавилонского войска и военной иерархии.
  
   Уклонение воина от похода и даже попытка выставить наемника в качестве заместителя карались смертной казнью.
   Попавший в плен воин выкупался за счет государства.
   Присвоение собственности воина каралось смертью.
  
  
   В этом документе мы видим одну из первых попыток регламентирования прав и обязанностей воинов. Проводится ясное различие между собственностью и вла­дением. Частная поземельная собственность уже достигла полного развития.
  
   Лены были тесно связаны со службой и не отчуждаемы. Их нельзя было ни продать, ни купить, ни употребить на выкуп из плена. Небрежное отношение к лену, плохая об­работка его и оставление в течение трех лет влекли за собою его потерю. Так, например, ридсабе, царские служилые люди, вероятно, солдаты, получая поле, сад и дом, не могли под страхом казни подставлять вместо себя других лиц, но, будучи не по своей вине оторваны от своего участка, получали его назад, если возвращались ранее трех лет. Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни.
  
   *
   Из истории Вавилона для нас важны два урока:
  
   - первый состоит в том, что мудрый правитель (Хаммурапи) своим решением (законом) может существенно укрепить социальный статус военнослужащего и тем самым получить вдобавок к юридическому моральное право требовать от них исправной воинской службы;
   - второй состоит в том, что военная деятельность, не подкрепленная дипломатией и финансами, может исчерпать себя, повлечь к вырождению военного искусства в ремесленничество, а постоянные войны и военные конфликты - истощить физические и духовные ресурсы государства.
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
В такой обстановке защита отечества перекладывается на плечи военнослужащих и перестает быть общенациональной задачей.
   С этого момента кончина государства уже близка...

0x01 graphic

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   О законах древневавилонского государства рассказывают так называемая "Овальная пластинка" Энметены и надписи Уруинимгины, которые излагают содержание вавилонского законодательства, не приводя его текстуально. Первый дошедший до нас текст законов - "Законы Шульги" (прежнее название - "Законы Ур-Намму"). В "Прологе" содержатся слова о защите сироты и вдовы, слабого против сильного, бедного против богатого - слова, которые впервые встречаются еще в тексте Уруинимтины.
  

0x01 graphic

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023