(Практическая нравственная психология для молодежи. - М., Изд. МПУ "СигналЪ". 1998)
"Самое трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим", - так обозначил суть проблемы древнегреческий мыслитель Фалес из Милета.
Имеется много объяснений сказанному.
Но самое существенное из них состоит в том, что человек зачастую довольствуется поверхностным знанием себя, своих способностей, возможностей.
Почему так происходит?
В большинстве случаев потому, что самопознание требует постоянства и глубины, а именно этого-то и недостает многим из нас.
Идея самопознания восходит к древности.
На фронтоне Дельфийского храма имелась надпись: "Познай самого себя".
Ответ на вопрос, почему так высоко древние ставили вопрос о самопознании можно найти в следующих высказываниях:
Познай самого себя и сделай из себя то, что ты есть; все, что в тебе есть самого лучшего, развивай до высокого совершенства, живи для осуществления твоей правды, будь верен себе, будь во всем самим собой.
(Ф. Ницше)
Познание самого себя, по существу, является двойственным:1.Это познание своей физической природы. 2.Это познание своей внутренней самостоятельности, сознание своей воли самому добиваться собственного благополучия, сознание своего долга оставаться верным своим взглядам.
(И. Песталоцци)
Войдем в самих себя: исследуем, отложив всякую личную выгоду, к чему склонности наши влекут нас. Какое зрелище лестнее для нас, мучений ли или благополучие других? Что такое приятнее делать нам...? В злодеяниях ли получаете удовольствие? В наказаниях ли виновников оных проливаете слезы? Все ли для нас равно, говорите, кроме нашей выгоды; напротив того, приятности дружбы и человеколюбия утешают нас в наших горестях, и даже в удовольствиях.
(Ж.-Ж. Руссо)
В каждом человеке сокрыты огромные силы, о которых подчасне подозревает и сам их обладатель.
Заметим, что речь идет, в данном случае о духовно-психологических резервах человека.
Эти резервы огромны и роль их поистине грандиозна.
Из истории, литературы, да и из повседневной жизни известны многочисленные факты величия духовной силы человека, но и не столь уж и малочисленные факты другого рода - факты человеческой низости.
Не будем приводить и анализировать эти факты, а лишь отметим следующее:
--
Человек не может рассчитывать на успех в жизни, если не будет обладать полнотой знаний о самом себе.
--
Познание самого себя - это не единовременный акт самоанализа, а процесс, требующий как времени, умения так и терпения.
--
Познание самого себя осуществляется не только с целью убедиться в своих достоинствах или обнаружить недостатки, а для того, чтобы обрестивласть над своими потребностями, эмоциями и чувствами.
--
Познание самого себя -это определенная последовательность действий, где нет второстепенных элементов, а существуют лишь ступени, на которые необходимо взбираться, преодолевая соблазн остановиться или уйти от очередной трудности.
--
И, последнее, познающий себя человек уже тем силен, что понимает всю полноту своего несовершенстваи вооружается желанием стать лучше.
САМОСОЗНАНИЕ
Начнем рассмотрение процесса самопознания с его главного, узлового пункта - самосознания.
Духовная потребность человека выражается известным мудрым изречением: "Не хлебом единым жив человек... "
Выше хлеба насущного устремлена духовная сущность человека.
И самосознание стремится ответить на такие вопросы:
--
1.В чемсостоит смысл и цель моей жизни? Для какой цели я пришел в этот мир? Есть ли более высокая цель, чем добывание хлеба насущного, обустройство своего быта, поиск доходного места, престижной должности, звания, власти и т.п.?
--
2.Какая судьба мне уготована? Какой " крест " придется нести мне всю мою жизнь?
--
3.Можно ли променять чувство собственного достоинства на подачки сильных мира сего или же им (чувством собственного достоинства) нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах поступаться?
--
4.Что во мне хорошего и плохого? Можно ли мириться с дурными наклонностями и поступками, мирно ладить с пороками, мириться со своим несовершенством или же почивать на лаврах в случае временной удачи?
--
5.Знаю ли я себя настолько, что могу разобраться в движениях своей души, причинах скорби, уныния, зависти, тщеславия и т. п.?
Такие вопросы задает себе человек с развитым самосознанием и чем глубже оно развито, тем полнее и определеннее он отвечает на поставленные вопросы.
Духовный мир человека сложен и разнообразен.
Он подчас скрыт не только для окружающих людей, но и для самого человека. В то же самое время, именно духовный мир человека, а не физиологические потребности определяют весь строй и образ жизни человека.
Запомним:
Человека богатого духовного мира отличает глубина и широта духовных интересов, их гармония, здоровая неудовлетворенность достигнутым уровнем духовного развития, постоянная работа над самим собой.
САМОПОЗНАНИЕ
В структурном отношении духовный мир человека содержит ряд уровней и компонентов, тесно связанных между собой.
Это:
1.Образ мыслей человека.
2.Его желания и чувства.
3.Интересы и потребности личности.
4.Система ценностей.
5.Отношение к окружающим людям.
6.Отношение к своей национальности.
7.Отношение к родине, государству.
8.Установки на труд, отдых, развлечение.
9.Отношение к родным и близким.
10. Отношение к самому себе.
Обращая внимание на приведенную структуру духовного мира личности, сделайте для себя вывод относительно того, как часто и по какому поводу вам приходилось анализировать данные составляющие.
Мой образ мыслей
Каждому действию или поступку человека предшествует этап мышления.
В конечном счете, все начинается с мышления и заканчивается им.
Зрелая личность имеет строгую систему мыслей: здесь, как говорится, все разложено по полочкам, главное отделено от второстепенного, все имеет свою градацию и ценность, а по жизненно важным вопросам имеются четкие позиции.
У такого человека все подчинено реализации главного жизненного девиза. Именно вокруг этой главной темы жизни (главного устремления, главной установки или позиции) группируется все остальное.
Ответьте и вы на такие вопросы:
Есть ли такая стержневая идея жизни у вас?
Как вы ее формулируйте?
На что она вас нацеливает?
В каком направлении она вас ведет?
Мои желания и чувства
Желания всегда сопутствуют человеческой жизни и побуждают нас добиваться того, что нам хочется иметь.
Хотя и существует поговорка, что желать не вредно, тем не менее практика и наука опровергает это суждение.
Бесплодное желание вызывает неудовлетворенность, раздражение, уводит в мир иллюзий.
Обоснованное желание, подкрепленное расчетом, возможностями и практическими действиями, укрепляют веру человека в себя, побуждает ставить перед собой все новые и новые задачи.
Разумный человек никогда не станет желать несбыточного:
- он всегда ставит предел своим желаниям, ограничивая их мерой достаточности;
- его желания имеют строгую иерархию;
- на первом плане у человека зрелого стоят цели духовные, а желания материальные служат лишь инструментом для их достижения.
Чувства, окрашивая наше отношения, действия и поступки в какой-либо цвет (розовый, серый, черный, или другой), повышают или снижают жизненный тонус, т.е. подталкивают нас к действиям и поступкам, или же тормозят нашу активность.
Запомним:
Сильная личность никогда не дает волю своим чувствам, а постоянно держит их в узде.
Такой человек умеет давать разрядку накопившимся негативным чувствам, умеет заряжаться полезными эмоциями от сил природы, от общения с другими людьми, умеет контролировать свой эмоциональный потенциал.
Вопрос для самооценки:
Можете ли вы назвать себя сильной личностью, умеющей контролировать желания и управлять чувствами?
Мое отношение к окружающим людям
Человек, фактически с колыбели, воспитывает в себе то или иное отношение к окружающим людям.
Часто причину своей неудовлетворенности общением он адресует другим людям, забывая о мудрой мысли, изложенной в Священном писании, где говорится следующее: "... Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки." (Матф. 6, 12).
Итак: если у вас что-то не ладится с другими людьми, то кого следует в этом винить?
Моя система ценностей
Ценностью принято считать нечто, имеющее жизненно важное значение для человека.
Есть ценности непреходящие, вечные и ценности сиюминутные.
Ценности подразделяются на истинные и ложные.
Существует также разделение ценностей на всеобщие, общегосударственные, национальные, местные, групповые (клановые) и личностные.
Разумный человек предпочтение отдает ценностям непреходящим и истинным, рассматривая их через общегосударственные и национальные.
Личные интересы человека не могут строиться вне зависимости от названных групп интересов, но и не могут всецело подчиняться им или совпадать с ними.
Вопрос для самоконтроля:
Что является ценным для вас?
К какому разряду ценностей вы это отнесете?
Мои интересы и потребности
Интерес, как объект повышенного внимания, сопутствует всей нашей жизни, изменяясь с возрастом, опытом и другими обстоятельствами.
Закономерным является тот факт, что с возрастом интерес "взрослеет", т. е. становится более значимым.
У зрелых людей интерес перемещается в сторону духовную, а в ней - от менее значимых объектов к объектам более значимым.
Формируется интерес на основе двух групп потребностей - материальных (включая физические) и духовных.
Потребность - это нужда человека в чем - то: в пище, одежде, обуви, внимании со стороны окружающих, получении информации, предоставлении свободы действий и т. п.
Потребности развиваются по мере удовлетворения: от низших к высшим.
Они также зависят от духовных установок человека (к примеру, установка на "максимум" или установка на "минимум"), условий жизнедеятельности и ряда других факторов.
Интересы и потребности людей разных национальностей различны в силу разного уровня развития их цивилизации, культуры, традиций, условий государственного строя и общественных отношений.
Интересы и потребности американца и англичанина, даже при сходстве культуры и общности языка неравнозначны в силу названных обстоятельств.
Практическое предложение:
Предпримите попытку "взвесить " свои интересы и потребности: насколько они весомы, разнообразны и реальны.
Мое отношение к нации
Помимо воли человека, его рождение знаменуется не только принадлежностью к данному семейному роду, но и причастностью к определенной нации, ее культуре, духовному строю, психологии.
Даже при наличии родителей разных национальностей, ребенок впитывает в себя не две культуры, как иногда считают, а преимущественно одну - культуру одной национальности, оставаясь открытым и для другой культуры, но не затрагивающей основ культуры основной.
Подмечено, что нейтральное и негативное отношение к своей нации, к своему народу, в конечном счете, оборачивается духовной трагедией для носителя такого отношения.
Вопрос для самоанализа:
Как вы относитесь к своей национальной культуре, национальным обычаям?
Мое отношение к Родине
Люди разных национальностей объединяются тем или иным государственным устройством, имея общую территорию, природные богатства, единую систему власти, защиты от врагов и прочие общие компоненты.
Все это охватывается понятием "Родина" и вызывает у человека определенные чувства и отношения.
Если в национальном факторе главенствуют кровнородственные связи, то в понятии "Родина" превалируют факторы духовные высшего порядка, чем такие же факторы в национальном вопросе. Родина - это то, что цементирует людей разных национальностей, разных сословий, разных званий и разных состояний.
Отношение людей к Родине показывает насколько в духовном отношении сильно государство: позитивное отношение укрепляет его мощь, а нейтральное и негативное - расшатывает его основы.
Вопросыдля самоконтроля:
Можете ли вы назвать себя патриотом?
В чем выражается ваш патриотизм?
Мои установки на труд, отдых и развлечения
Как показывает жизнь, существуют разные установки по отношению к труду, отдыху и развлечениям.
Эти установки прочно связаны с жизненными ценностями личности и являются производными от них.
Разумным следует признать следующее отношение к труду, отдыхам и развлечениям:
--
1.Труд (умственный и физический) - одно из важнейших средства жизнедеятельности. Без труда человек вырождается в существо паразитическое, не способное к самостоятельной жизни.
--
2.Труд не может вытеснять отдых и развлечения, ибо в противном случае человек превращается в рабочий скот, машину и т.п. Но и отдых и развлечения не могут занимать главенствующего положения в жизни человека. Отдых и развлечения - всего лишь средства, дающие возможность его обладателю, расширить свои возможности роста и развития.
--
3.Соблюдение меры между трудом, отдыхом и развлечениями - путь, ведущий к гармонии и совершенству. Беда некоторых людей, особенно молодых, состоит в том, что многие лишь приблизительно знают свой бюджет времени. Вот почему целесообразно изучить свой бюджет времени, пользуясь следующими рекомендациями:
-Во-первых, необходимо подготовить таблицу для занесения в нее специальными условными значками данных об использовании вами суточного времени: по горизонтали будут дни месяца, а по вертикали - часы суток.
-Во-вторых, следует определить с какой степенью точности (к примеру, до получаса) вы будете фиксировать время.
-В-третьих, надо определить виды затрат времени, которые вы будете фиксировать. Ими могут быть: сон, физическая подготовка, уход за собой, прием пищи, транспортное время, время учебы или работы, непроизводительные траты времени и т. п.
-В-четвертых, необходимо выбрать систему условных знаков для фиксации в таблице конкретных затрат времени (к примеру, время приема пищи может отражаться скрещенными вилками, время сна заштриховываться наклонными линиями и т.д.
Вопросы для самоконтроля:
Могу ли я себя назвать трудолюбивым человеком?
Нет ли во мне лени, мешающей мне развиваться и совершенствоваться?
Знаю ли я свой бюджет времени и дорожу ли временем вообще?
Мое отношение к родным и близким
В структуре духовного мира человека этот компонент имеет особое место, ибо нет ничего важнее, как отношения между родственниками.
Чем обусловлено это обстоятельство?
Видимо, прежде всего тем, что родственные отношения - это особо важные духовные отношения, отношения, пронизанные особой ответственностью между родителями и детьми, между мужем и женой, между братьями и сестрами.
На Руси всегда добрые отношения в семье считались добродетелью.
Вот что по этому поводу говорится в одной из старинных книг:
-" Родители необходимо должны иметь попечение о детях.
Эту обязанность внушает им сама природа.
Она вложила в их сердце нежную и сильную любовь к их детям.
Где не видно этой любви, там явно обличается повреждение природы..."