ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Не ученый выиграл наши сражения, а воспитатель"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Не ученый выиграл наши сражения, а воспитатель"...

  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

Домик. 1817 г.

Джон Констебл.

ВОСПИТАНИЕ - НАУКА ДРЕВНЯЯ

  
   Она ведет свое начало с того времени, когда люди осознали необходимость передачи от поколения к поколению своего социального и житейского опыта.
  
   "Ее цель - внушить людям любовь к законам и к социальным добродетелям", - свидетельствует французский просветитель Х**** в. К.Гельвеций.
  
   Наука о воспитании сводится к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило (побудило) бы их развить природные таланты (задатки) и взрастить добродетели, а также до конца исполнить свой долг.
  
   Без помощи извне народившийся человек не в состоянии справиться с указанной задачей.
  
   0x01 graphic
  
   В силу этого необходимость воспитания исходит от естества человека, о чем образно писал в свое время Ж.-Ж.Руссо:
  
   "Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок.
   Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием".
  
   Человеческие существа, брошенные на произвол судьбы или же не получившие вовремя должного воспитания, не могут обрести цивилизованного облика и нормального человеческого состояния.
  
  -- Драгоценный камень, не обработанный мастером, не имеет той цены, которую имеет алмаз, вышедший из-под руки искусного мастера.
  -- Драгоценный камень, в данном случае - человек, мастер - воспитатель...
  -- Чем ценнее сам камень и искуснее мастер, - тем большую ценность обретает человек как личность.
  
   Суть, содержание и направление воспитания все время были предметом споров и разногласий в обществе.
  
   0x01 graphic
  
   Еще со времен Аристотеля, по его слову, на предмет воспитания юношества существовали различные точки зрения:
  
   "Не все согласны в том, нужно ли вести обучение молодых людей в целях воспитать в них добродетель, или же (вести это воспитание так), чтобы молодые люди могли достигнуть наибольшего счастья; не выяснено также и то, на что нужно обращать при воспитании преимущественное внимание, на развитие ли интеллектуальных способностей, или на развитие нравственных качеств".
  
   Но и в те далекие времена хорошо понимали, что буйную природу человека надо укрощать воспитанием.
  
   0x01 graphic
  
   Платон, по этому поводу писал:
  
   "Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким из всех, кого производит земля".
  
   Не следует, однако, преувеличивать силу и возможность воспитания.
  
   0x01 graphic
  
   Плутарху принадлежат следующие слова:
  
   "Каким дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти".
  
   Это, однако, не следует понимать, как всевластие воспитания и его безграничные возможности.
  
   **
   0x01 graphic
  
   Наш выдающийся соотечественник К.Ушинский так отвечал восторженным почитателям воспитания:
  
  -- "Нельзя требовать от медицины, что не было случаев ранней смерти или повальных болезней; нельзя требовать от воспитания, чтобы не было частных случаев испорченной нравственности, пренебрежения к идее и истине или каких-нибудь общественных недостатков, которые, как и эпидемия, имеют свои причины в обстоятельствах, не зависящих от медика или воспитателя.
  -- Но если бы медицина не могла, ни предостерегать, ни предохранять от болезней, ни излечивать их, то к чему бы служили медицинские факультеты?"
  
  

0x01 graphic

Рождение Венеры.

Буше, Франсуа, 1740

  
   Воспитательная деятельность принадлежит к области разумной и сознательной, по крайней мере, со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названа та, в которой:
  
  -- мы определили цель,
  -- узнали материал, с которым мы должны иметь дело,
  -- обдумали и
  -- выбрали средства, необходимые к достижению осознанной нами цели.
  
   Воспитание не следует рассматривать лишь как разумную и сознательную деятельность людей.
   Это - всего лишь часть того, что воздействует на душу, сознание (разум), волю, чувства человека и заставляет (или побуждает) его совершенствовать себя, подражать другим, вносить элементы управления в свое поведение (корректировать, изменять его и т.п.) и т.д.
  
   Как справедливо отмечал в Ж.-Ж.Руссо в своем труде "Эмиль, или О воспитании":
  
   "Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами.
   Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей".
  
   Другими словами, человека воспитывает все:
  
  -- он сам (его духовный строй, потребности),
  -- окружающие люди,
  -- мир идей и мир вещей (предметов, нас окружающих);
  -- воспитывает не только день текущий, но и времена давно ушедшие (история).
  
   Когда говорится о воспитании, то имеется в виду не только позитивное влияние на человека, но и негативное, т.е. ведущее не к добру и добродетели, но ко злу и пороку.
  
   В силу этого, воспитание надо понимать, как
  
  -- придание жизни и поведению человеку (извне или от него самого) определенного смысла,
  -- жизненной установки,
  -- отношения к самому себе и другим,
  -- направление на этой основе его поведения,
  -- системы духовных потребностей и качеств.
  
  

0x01 graphic

  

"Порыв ветра".

Курбэ Гюстав. ок. 1865

  
   Воспитание начинается с момента рождения и оканчивается со смертью человека.
  
   "Научаться мы начинаем, начиная жить; наше воспитание начинается вместе с нами; наш первый наставник - наша кормилица.
  
   И само слово "воспитание" указывает на "питание"(Ж.-Ж.Руссо).
  
   Нет возраста, который бы был вне воспитания (естественно, в том смысле, как это было указано ранее).
  
   Но в каждом возрасте действуют свои, возрастные особенности воспитания: то, что пригодно для ребенка, уже не подходит к воспитанию подростка... Следовательно, возрастные особенности играют большую роль в воспитании, ибо, как в разные времена года растет и развивается растение, так и человек в весну своего развития нуждается в одном, лето жизни требует другого, осень - третьего, зима - четвертого...
  

0x01 graphic

Весна.

Боттичелли Сандро .

  
   Самые первые и самые важные плоды воспитания получает человек в раннем возрасте.
  
   Выдающийся чешский педагог и мыслитель Я.Коменский в "Великой дидактике" писал:
  
   "...Рано нужно раскрывать у человека способность для созерцания вещей, так как в течение всей жизни ему многое придется познать, испытать и выполнить".
  
   В то же время, выдающиеся педагоги и мыслители предупреждают: нельзя форсировать естественный процесс развития.
  
   Воспитание - это также процесс, т.е. нечто, имеющее свое начало, логику этапы и рубежи и т.д.
  
   В трудах классиков педагогики мы находим интересные идеи относительно того, какие условия делают успешным процесс воспитания.

0x01 graphic

  

"Иоанн Богослов"

Халс Франс (1625-1628).

Условия успешности воспитания

  -- Чтобы воспитывать человека его нужно хорошо знать. "...Если мы говорим о воспитании человека, то должны предварительно составить себе понятие о человеке..." (К.Ушинский). Воспитатель "должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера: тогда только он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти громадны!"(К.Ушинский)
  
  -- Воспитание должно быть полезным. "...То воспитание, которое упустило бы из виду сообщение воспитанникам полезных навыков и заботилось единственно об их умственном развитии, лишило бы это само развитие его сильнейшей опоры..."(К.Ушинский).
  
  -- Воспитание должно быть природосообразным.
  
  -- Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. (Ж.Ж.Руссо).
  
  -- Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее.(Ж.-Ж.Руссо).
  
  -- Воспитателем может быть только возвышенная натура. "Воспитатель! какая возвышенная нужна тут душа... Поистине, чтобы создать человека, нужно самому быть или отцом, или больше, чем человеком. И такую-то должность вы спокойно вверяете наемникам!"(Ж.-Ж.Руссо).
  
  -- В воспитании не может быть шаблона и формализма. "Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотою его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы"(К.Ушинский).
  
  -- Всякая важная реформа в моральной части воспитания предполагает реформу в законах и форме правления. "..Некоторые знаменитые люди пролили много света на этот вопрос, а воспитание осталось все тем же. Почему так? Потому что для составления хорошего плана воспитания достаточно быть просвещенным, а для проведения его в жизнь надо иметь власть"(К.Гельвеций).
  
   Следует отдавать себе отчет в то, что воинская деятельность - сфера специфичная, а в ней - подготовка офицерского состава занимает особое место.
  
   В силу этого, нам предстоит выяснить роль и место воспитания в военном деле, значение его (воспитания) для подготовки офицерских кадров, а также выявить характерные тенденции, имевшие место в воспитании кадет и юнкеров России.
  

0x01 graphic

Свобода, ведущая народ.

Делакруа Эжен, 1830, Лувр

  

ВОЕННОЕ ДЕЛО - "РЕМЕСЛО" ТРУДНОЕ:

  
  -- надо втянуться в него долгой выучкой и воспитать в себе военные качества, и телесные, и душевные;
  -- надо сродниться с оружием, одеждою, амуницией;
  -- надо уметь вывернуться из всех затруднений походной жизни - при холоде, жаре, отсутствии пищи
  -- и подготовить себя, насколько в мирное время возможно, к тем бедам, без которых войны не бывает;
  -- надо уметь не спать, когда того требует служба,
  -- и научиться пользоваться для сна свободной минутою...
  

Еще важнее, чем навык тела, воспитание духа.

  
   Военный должен:
  
  -- пропитаться чувством дисциплины, то есть сознанием, что он обязан подчиняться старшим и обязан повелевать младшими;
  -- должен судить о себе самом (критиковать себя) строже, чем о старших, и требовать от самого себя больше, чем от подчиненных, чтобы быть им примером;
  -- военный должен быстро схватывать смысл приказания и научиться сам отдавать приказания твердо, кратко и ясно;
  -- должен беспрекословно исполнять то, что приказано, но при этом сам решать, как исполнять;
  -- если приказания нет, должен иметь мужество сам решаться на действие и быть готовым держать ответ за свое решение.
  
   К воину должно предъявляться требование о наличии в нем крупного запаса сил, которые мы объединили под названием военной энергии, и тем большего и более дифференцированного, чем выше его положение на иерархической лестнице.
  

0x01 graphic

"Странник над морем тумана".

К. Д. Фридрих. (1818)

  
   Военный человек должен приобрести верный взгляд на раны и смерть на войне:
  
  -- он должен считать, что когда бой начался, то своей жизни - грош цена;
  -- а начальник должен понять, что он обязан выказывать свою жалость к подчиненным и в праве ее выказывать только, пока подготовляется бой, пока обдумывает план действий, пока нацеливает свой корпус, полк или роту;
  -- он должен приложить все силы своего ума и души, чтобы обставить бой так, чтобы цель была достигнута с наименьшими жертвами;
  -- тогда он должен идти напролом и позабыть обо всем на свете, кроме той цели, к которой стремится.
  

0x01 graphic

"Христос во время шторма на море Галилейском". (1633).

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).

  
   И в зависимости от того пути, по которому идет воспитание армии в мирное время, на войне ее ждут или блестящие победы, или позорные неудачи.
  
  -- "...Счастье той армии, которая силу свою основывает не на отборе особых талантов, которая не ищет в мирное время "выдающихся" начальников, не верит в призрачные таланты мирного времени, а заботится только о безжалостном удалении негодных элементов, основывает свою силу на одинаково хорошем подборе и воспитании всего своего командного состава, без заблаговременного подразделения на "талантов " и простых смертных. ...
  --
  -- Вожди, вышедшие из такой массы, зачастую не блещут своими талантами, в одиночку не могут тягаться не только с гениями, но и со многими талантами фейерверочного типа, зато общая масса таких вождей в совокупности грозна и непобедима даже для гения.
  
   Мудрым смыслом наполнена мысль Я.Червинки о воспитательной роли русской армии, сказанные еще в 1912 г.:
  
  -- "Армия, через которую, в силу закона об общей воинской обязанности, проходит цвет нашей молодежи, должна быть школой для всего народа, не только в военном отношении, но и в политическом, общегражданском смысле; она должна сделаться рассадником всех высших, этических сил народа, проводником патриотических идеалов и, в качестве таковой, сама должна скорее влиять на народ, чем, как это было недавно, подвергаться вредным влияниям неуравновешенной части населения; она не может зависеть от колебаний партийных настроений.
  -- Но такая роль достижима не при помощи кастовой замкнутости, опирающейся на одну только грубую силу, а, напротив, при условии нравственного завоевания себе первостепенного значения в государстве, в качестве собирательницы тех высших, лучших основ порядка, законности, прогресса и общей пользы, на которых зиждется здравая государственность и высшие интересы народов, сулящие им счастье и благополучие".
  
   Умные государи понимали великую силу воспитания армии и народа и все делали для ее усиления.
  

0x01 graphic

Руже де Лиль впервые исполняет Марсельезу.

Картина И. Пильса.

  
  
   Начиная с Петра I, наша система обучения и воспитания войск основывалась на глубоко правильном психологическом принципе "доверия" к силам и усердию исполнителей.
   И эта система обеспечивала победу русского оружия.
  
   Противоположная петровской системе, система воспитания войск Павла I, основанная на муштре и недоверии, повела армию к духовному разложению, ибо может быть тверд только тот, кто уверен в своих силах.
  
   Прежние принципы долга и чести, личного примера начальника, обаяние личности, заменялись одним принципом, - палкой, - в том, или другом виде.
   Не будем принимать эту палку в буквальном смысле слова: как таковая она существовала и в Екатерининской армии, были и там телесные наказания и весьма сильные, но там они существовали для обуздания преступлений и отнюдь не считались движущей силой армии; армия Екатерины основывала свою силу совсем на других принципах.
  

0x01 graphic

  
  

"Шагреневая кожа" (фр. La Peau de Chagrin), 1830--1831)

Роман Оноре де Бальзака не поддаётся точному переводу. По-французски "chagrin" означает и сорт кожи, и "печаль". Его можно было бы перевести как "Кожа печали"...

  
  
   Во времена же Павла палка, или гораздо вернее, вообще страх наказания стал считаться движущей силой; в этот то и состояло все зло новой системы.
   Если бы Павел совершенно воспретил телесные наказания, то все-таки и зло его системы нисколько не изменилось.
  
   Вреден не тот начальник, который сильно карает, а тот, кто воображает, что его подчиненные служат только из страха наказания, кто думает, что страх наказания есть единственное средство приохотить подчиненных к службе.
  
   Подражание и преклонение перед иностранцами стало одной из самых резких и характерных черт новой русской системы и больно и обидно отозвалось в сердцах победоносной армии, дотоле столь гордой своим русским именем.
   Один за другими стали сходить со сцены прежние, обаятельные и знающие начальники, - рыцари долга и чести и места их заполнились новыми людьми, - знатоками плацпарада.
  
   Таким образом, можно достигнуть лишь следующего: бездарные невежды, отличающиеся самым узким понимание дела окончательно изгоняют отовсюду способных и просвещенных людей, кои, либо удаляются со служебного поприща, либо убитые, бессмысленными требованиями, не будут иметь возможности развиться для самостоятельного действия и безусловно подчиняться большинству.
  
  -- "Грустно думать, что к этому стремится правительство, не понимая истинных требований века, а какие заботы и огромные материальные средства посвящены ими на гибельное развитие системы, которая, если продлится на деле, лишит Россию полезных и способных слуг.
  -- Не дай, Боже, убедиться на опыте, что не в одной механической формалистике заключается залог всякого успеха. Мысль, что целое поколение воспитывается в подобных идеях - ужасна. Это страшное зло не уступает, конечно, по своим последствиям татарскому игу!...
  -- Горе ей (России - А.К.), если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей!" - с горечью пишет Н.Морозов.
  
   В воспитании армии нельзя делать ошибок, о чем справедливо пишет К.Дружинин:
  
  -- "Если прежде система воспитания воинского духа в народе, а затем и под знаменами грешила в чем-нибудь, то грехи искупались практикой, боевым опытом и продолжительностью сроков действительной службы (за 25-15, даже 10 лет люди настолько втягивались в военную службу, что она становилась как бы их призванием);
  -- ныне приходится готовиться к войне десятки лет, не вынимая меча, обучая в кадрах мирного времени в 2-3 и даже менее лет... ".
  
   Если пагубно ошибаться в вопросах воспитания всей массы военнослужащих, то совершенно недопустимо делать ошибки в воспитании офицерского корпуса.
  
   Офицера справедливо называют рыцарем без страха и упрека.
   Но одного бесстрашия недостаточно для офицера.
  
   Люди "без страха" встречаются всюду, даже среди врагов порядка и отечества, а следовательно и человечества.
   Но людей "без упрека" среди последних нет.
  
   Людьми "без страха и упрека", какими должны быть офицеры - бывают только избранные...
  
   Сегодня, когда Россия нуждается в патриотах, стойких и несгибаемых борцах, от нашего офицера требуется поистине апостольский труд, без которого невозможна безопасность, независимость Родины, мирный труд народа и уверенность нации в завтрашнем дне.
  
   Есть много вопросов, на которые Всем нам надо ответить!!!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Волгин А.М. Об армии .- СП б., I907 .- с.32-33.
   См.: Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны .- I937 .- N128-129,с.11.
   См.: Волгин А.М. Указ. соч. - с.34.
   См.: Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ) .- Вильна, I909.- с.75.
   См.: Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2 .- с.95.
   Павел I (1754-1801), российский император с 1796, сын Петра III и Екатерины II. Проводил централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата; в армии ввел прусские порядки; ограничил дворянские привилегии.
   Морозов Н. Указ. соч. - с. 86, 87, 89, 91, 95-96, 108-109.
   Дружинин К. Воинский дух. - Варшава .- I9II .- с.8.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012