ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Втоптали в грязь наши знамёна"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Втоптали в грязь наши знамёна"...

  

0x01 graphic

О НАШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ

А.И. Деникин

  
  
  
   Справка до 1917 г.:
  -- Антон Иванович Деникин (4 (16) декабря 1872, Влоцлавек, Российская империя -- 8 августа 1947, Энн-Арбор, Мичиган, США) -- русский военачальник, герой Русско-японской и Первой мировой войн, генерал-лейтенант Генерального штаба (1916).
  -- Деникин с детства мечтал о военной службе.
  -- В 1890 году, после окончания Ловичского реального училища, был зачислен вольноопределяющимся в 1-й стрелковый полк и был вскоре принят в "Киевское юнкерское училище с военно-училищным курсом".
  -- Окончив училище (1892), служил в артиллерийских войсках.
  -- В1897 году поступил в Академию Генерального штаба (закончил её по 1-му разряду в 1899 году).
  -- Первый боевой опыт получил в Русско-японской войне.
  -- Начальник штаба Забайкальской казачьей дивизии, а затем -- знаменитой Урало-Забайкальской дивизии генерала Мищенко, прославившейся дерзкими рейдами по тылам противника. В Цинхеченском сражении одна из сопок вошла в военную историю под названием "Деникинской". Награждён орденами Святого Станислава и Святой Анны с мечами.
  -- После окончания русско-японской войны с января по декабрь 1906 г. занимал должность штаб-офицера для особых поручений при штабе 2-го кавалерийского корпуса, с декабря 1906 г. по январь 1910 г. -- штаб-офицер при управлении (начальник штаба) 57-й пехотной резервной бригады.
  -- 29 июня 1910 года назначен командиром 17-го пехотного Архангелогородского полка, которым командовал до марта 1914 года.
  -- 23 марта 1914 года назначен исполняющим должность генерала для поручений при Командующем войсками Киевского военного округа.
  -- В июне 1914 года произведён в чин генерал-майора.
  -- С началом Первой мировой войны назначен генерал-квартирмейстером 8-й армии, но уже в сентябре, по собственному желанию, переведён на строевую должность -- командиром 4-й стрелковой бригады (в августе 1915 года развёрнутой в дивизию).
  -- За стойкость и боевые отличия бригада Деникина получила прозвание "Железной".
  -- Участник Луцкого прорыва (так называемого "Брусиловского прорыва" 1916 года). 2 марта 1916 г. был ранен осколком шрапнели в левую руку, остался в строю.
  -- За успешные операции и личный героизм был награждён орденом Святого Георгия 3-й и 4-й степеней, Георгиевским оружием и другими орденами.
  -- В 1916 году произведён в чин генерал-лейтенанта и был назначен командовать 8-м корпусом на Румынском фронте, где был награждён высшим военным орденом Румынии.
  
   Награды:
  -- Орден Святого Георгия
  -- Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода N 3 (1918)
  -- Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами, с надписью "За двукратное освобождение Луцка" (22.09.1916)
  -- Георгиевское оружие (10.11.1915)
  -- Орден Святого Георгия 3-й степени (3.11.1915)
  -- Орден Святого Георгия 4-й степени (24.04.1915)
  -- Орден Святого Владимира 3-й степени (18.04.1914)
  -- Орден Святого Владимира 4-й степени (6.12.1909)
  -- Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (1905)
  -- Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1904)
  -- Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантами (1904)
  -- Орден Святого Станислава 3-й степени (1902)
  
   Писатель и военный историк
  -- С 1898 года Деникин писал рассказы и остропублицистические статьи на военную тематику, публиковался в журналах "Разведчик", "Русский инвалид" и "Варшавский дневник" под псевдонимом И. Ночин.

***

0x01 graphic

Нагрудный знак Павловского военного училища

  
   В конце 80-х годов для комплектования русской армии офицерами существовали училища двух типов: военные училища, имевшие однородный состав по воспитанию и образованию, так как комплектовались они юношами, окончившими кадетские корпуса (средние учебные заведения с военным режимом), и юнкерские училища, предназначенные для молодых людей "со стороны" - всех категорий и всех сословий.
  
   Огромное большинство поступавших в них не имели законченного среднего образования, что придало училищам этим характер второсортности.
  
   Военные училища выпускали своих питомцев во все роды оружия офицерами, а юнкерские - только в пехоту и кавалерию в звании среднем между офицерским и сержантским, и только впоследствии они производились в офицеры.
  
   В 80-х годах соотношение выпускаемых из военных и юнкерских училищ было 26% и 74%.
   Путем постепенных реформ перед Первой мировой войной в 1911 году все училища стали "военными", и русский офицерский состав по своей квалификации не уступал германскому и был выше французского.
  
   В 1888 году создано было училище третьего типа, под названием "Московское юнкерское училище с военно-училищным курсом". Программа и права были те же, что и в военных училищах, и принимались туда вольноопределяющиеся (солдаты) с законченным высшим или средним образованием гражданских учебных заведений. Потребность в нем так назрела, что стены его не могли вместить желающих. Поэтому такие же курсы были открыты при Киевском юнкерском училище, куда я и поступил осенью 1890 года, предварительно записавшись в 1-й Стрелковый полк, квартировавший в Плоцке.
  
   Собралось нас там 90 человек. Для классных занятий мы были распределены по трем отделениям с особым составом преподавателей, а во всех прочих отношениях - размещения, довольствия, обмундирования и строевого обучения - нас слили с юнкерами "юнкерского курса". Большие преимущества наши по правам выпуска вызывали в них невольно ревнивое чувство.
  
   Училище наше помещалось в старинном крепостном здании со сводчатыми стенами-нишами, с окнами, обращенными на улицу, и с пушечными амбразурами, глядевшими в поле, к реке Днепру. Началась новая жизнь, замкнутая в четырех стенах, за которыми был запретный мир, доступный только в отпускные дни. Строгое и точное, по часам и минутам, расписание повседневного обихода... День и ночь, работа и досуг, даже интимные отправления - все на людях, под обстрелом десятков чужих взоров...
  
   Для людей с воли - гимназистов, студентов, было ново и непривычно это полусвободное существование. Некоторые юнкера поначалу приходили в уныние и, тоскливо слоняясь по неуютным казематам, раскаивались в выборе карьеры. Я лично, приобщившийся с детства к военному быту, не так уж тяготился юнкерским режимом. Но и я вместе с другими в тихие ночи благоуханной южной весны не раз, бывало, просиживал по целым часам в открытых амбразурах в томительном созерцании поля, ночи и воли...
  
   Бывали и такие "непоседы", что, рискуя непременным изгнанием из училища, спускались на жгутах из простынь через амбразуру вниз, на пустырь. И уходили в поле, на берег Днепра. Бродили там часами и перед рассветом условленным свистом вызывали соумышленников, подымавших их наверх.
  
   А на случай обхода дежурного офицера - на кровати самовольно отлучившегося покоилось отлично сделанное чучело.
  
   По тем же причинам отпускные дни (нормально - раз в неделю) были весьма ценными для нас, а лишение отпуска (за дурное поведение или неудовлетворительный балл) - самым чувствительным наказанием. Поэтому лишенные отпуска или нуждающиеся в нем в неурочный день уходили иногда в город самовольно - тайком. Возвращались обыкновенно через классные комнаты, расположенные в нижнем этаже.
  

0x01 graphic

Юбилейный знак в память назначения цесаревича Алексея Николаевича шефом Алексеевского военного училища

  
   Там юнкера готовились по вечерам к очередной репетиции. Случился раз грех и со мной. Вернувшись из самовольной отлучки, стучу осторожно в окно своего отделения. Приятели услышали. Один становится на пост у стеклянных дверей, другой открывает окно, в которое бросаю штык, фуражку и шинель; потом прыгаю в окно и тотчас же углубляюсь в книгу. Потом уже общими усилиями проносятся в роту компрометирующие "выходные" предметы. Труднее всего с шинелью... Одеваю ее внакидку и с опаской иду в роту. Навстречу, на несчастье, дежурный офицер.
  
   - Вы почему в шинели?
   - Что-то знобит, господин капитан.
   У капитана во взгляде сомнение. Быть может, и самого когда-то "знобило"...
   - Вы бы в лазарет пошли...
   - Как-нибудь перемогусь, господин капитан.
  
   Пронесло. От исключения из училища спасен.
   Возвращались юнкера из легального отпуска - к вечерней перекличке.
   Опоздать хоть на минуту - Боже сохрани. Пьянства, как сколько-нибудь широкого явления, в училище не было. Но бывало, что некоторые юнкера возвращались из города под хмельком, и это обстоятельство вызывало большие осложнения: за пьяное состояние грозило отчисление от училища, за "винный дух" - арест и "третий разряд по поведению", который сильно ограничивал юнкерские права, в особенности при выпуске. Если юнкер не мог, не запинаясь, отрапортовать дежурному офицеру, то приходилось принимать героические меры, сопряженные с большим риском.
  
   Вместо выпившего рапортовал кто-либо из его друзей, конечно, если дежурный офицер не знал его в лицо. Не всегда такая подмена удавалась.
  
   Однажды подставной юнкер К. рапортовал капитану Левуцкому:
   - Господин капитан, юнкер Р. является...
   Но под пристальным взглядом Левуцкого голос его дрогнул и глаза забегали. Левуцкий понял:
   - Приведите ко мне юнкера Р., когда проспится.
  
   Когда утром оба юнкера в волнении и страхе предстали перед Левуцким, капитан обратился к Р.:
  
   - Ну-с, батенька, видно, вы не совсем плохой человек, если из-за вас юнкер К. рискнул своей судьбой накануне выпуска. Губить вас не хочу. Ступайте!
  
   И не доложил по начальству.
   Юнкерская психология воспринимала кары за пьянство как нечто суровое и неизбежное. Но преступности "винного духа" не признавала, тем более что были мы в возрасте 18-23 лет, а на юнкерском курсе и под 30; что в армии в то время производилась по военным праздникам выдача казенной "чарки водки" да и училищное начальство вовсе не состояло из пуритан...
  
   Вообще воинская дисциплина в смысле исполнения прямого приказа и чинопочитания стояла на большой высоте.
  
   Но наши юнкерские традиции вносили в нее своеобразные "поправки". Так, обман вообще, и в частности наносящий кому-либо вред, считался нечестным. Но обманывать учителя на репетиции или экзамене разрешалось.
  
   Самовольная отлучка или рукопашный бой с "вольными", с употреблением в дело штыков, где-нибудь в подозрительных предместьях Киева, когда надо было выручать товарищей или "поддержать юнкерскую честь", вообще действия, где проявлены были удаль и отсутствие страха ответственности, встречали полное одобрение в юнкерской среде. И наряду с этим кара за них, вызывая сожаление, почиталась все же правильной...
  
   Особенно крепко держалась традиция товарищества, в особенности в одном ее проявлении - "не выдавать". Когда один из моих товарищей побил сильно доносчика и был за это переведен в "третий разряд", не только товарищи, но некоторые начальники старались выручить его из беды, а побитого преследовали.
  
   Ввиду того, что по содержанию нас приравняли к юнкерскому курсу, жили мы почти на солдатском положении. Ели чрезвычайно скромно, так как наш суточный паек (около 25 копеек) был только на 10 копеек выше солдатского; казенное обмундирование и белье получали также солдатское, в то время плохого качества.
  

0x01 graphic

Нагрудный знак Александровского военного училища.

Нагрудный знак Алексеевского военного училища

  
   Большинство юнкеров получали из дому небольшую сумму денег (мне присылала мать 5 рублей в месяц). Но были юнкера бездомные или из очень бедных семей, которые довольствовались одним казенным жалованьем, составлявшим тогда в месяц 22 1/2 (рядовой) или 33 1/3 копейки (ефрейтор). Не на что было им купить табаку, зубную щетку или почтовые марки. Но переносили они свое положение стоически.
  
   Вообще условия жизни в училище отличались суровой простотой и скромностью, являясь хорошей школой для вступления в обер-офицерскую жизнь. Надо заметить, что в начале 90-х годов младший офицер получал в месяц около 50 рублей содержания. И хотя до революции дважды увеличивалось содержание, но стандарт офицерской жизни стоял всегда на низком уровне. И потому, когда во время революции митинговые ораторы большевистского лагеря причисляли к буржуазии, ими ненавидимой и истребляемой, офицерство, это была неправда; русский офицерский корпус в главной массе своей принадлежал к категории трудового интеллигентного пролетариата.
  
   Строевое образование во всех училищах стояло на должной высоте. Военная муштра скоро преображала бывших гимназистов, семинаристов, студентов в заправских юнкеров, создавая ту особенную выправку, которая не оставляла многих до смерти и позволяет отличить военного человека под каким угодно платьем.
  
   Проходили мы всю солдатскую службу обстоятельно - первый год в качестве учеников, второй - в роли учителей молодых юнкеров. Строевыми успехами мы гордились, роты соревновались одна с другой.
  
   Понятно поэтому, какую горькую обиду испытал я и все мы, когда командующий войсками округа, знаменитый генерал М. Драгомиров, произведя однажды смотр училищу, нашел полный беспорядок в строю и прогнал нас с учебного плаца... Дело в том, что к тому времени по программе пройдены были только взводные ученья, а Драгомиров, не зная, приказал произвести батальонное.
  
   Недоразумение, впрочем, скоро разъяснилось. Зато какая радость охватила всех нас, когда в другой раз на маневре генерал горячо поблагодарил нас. Мы приняли участие тогда в производившемся в первый раз в русской армии ученье с боевыми патронами и стрельбой артиллерии через головы пехоты.
  
   До этого драгомировского нововведения из-за опасения несчастного случая впереди батарей в огромном секторе артиллерийского обстрела пехота не развертывалась, что искажало совершенно картину действительного боя. Артиллеристы, по-видимому, нервничали, и снаряды падали иногда в опасной близости от нас. В юнкерских рядах не произошло ни малейшего замешательства, и ученье вообще прошло блестяще.
  
   Во время классных занятий всегда тишина и порядок. Только на уроке французского языка юнкера позволяли себе всякие вольности.
  
   Военные предметы и подсобные к ним проходились основательно, но слишком теоретически. Позднее, во время "военного ренессанса" (после японской войны), программы изменились в лучшую сторону.
  
   Гражданские предметы давали знание, но не повышали общее образование, которое считалось законченным в среднем учебном заведении. Из общих предметов проходили Закон Божий, два иностранных языка, химию, механику, аналитику и русскую литературу. Характерно, что из-за боязни, вероятно, занесения "вредных идей" только древнюю...
  
   Если три четверти юнкерской энергии и труда уходило на преодоление науки, то так же, как и в моем реальном училище, четверть шла на проказы. "Шпаргалки", в особенности для химических формул и для баллистики, писались на манжетах или на листках, выскакивавших из рукава на резинке... На репетиции по Закону Божию выходили прямо с учебником... Для письменного экзамена по русскому языку производилась заранее разверстка билетов, каждый юнкер заготовлял одно сочинение, они раскладывались в порядке номеров по партам. И во время экзамена юнкер, взяв билет, садился на то место, где лежала его шпаргалка... - И т.д.
  
   Я учился хорошо, и редко приходилось прибегать к фокусам.
   Вот разве только на репетициях по французскому языку... Мой однополчанин Нестеренко, хорошо владевший языком, обыкновенно сдавал репетицию за троих, дважды переодеваясь. В мундире с чужого плеча, то с подвязанной щекой, то с леденцом во рту, чтобы изменить голос, - он имел вид глубоко комичный. Француз никого не помнит в лицо. Нестеренко переводит с французского умышленно небойко - словом, на 8-9 баллов. Но вот однажды, сдавая репетицию за меня, он забылся и прочел французский текст с таким хорошим акцентом, что француз насторожился и замолчал. А Нестеренко ждет подсказа и, не дождавшись, переводит да переводит...
  
   Француз, разобрав, в чем дело, торжественно поднялся, взял под руки нас обоих и повел к инспектору классов.
   - Ваше превосходительство, не губите...
   И весь класс речитативом запел:
   - Не-гу-би-те!..
  
   Француз довел нас только до дверей и отпустил с миром.
  

0x01 graphic

1.Вице-унтер-офицер Владимирского училища. 2.Штаб-офицер Павловского военного училища. 3.Юнкер Павловского военного училища

  
  
   Быт необыкновенно живуч. В воспоминаниях моего однокашника, окончившего училище через восемь лет, я нашел такое же точно описание юнкерских проказ, с небольшими только "техническими усовершенствованиями"...
  
   Так или иначе, мы кончали училище с достаточными специальными знаниями для предстоящей службы. Но ни училищная программа, ни преподаватели, ни начальство не задавались целью расширить кругозор воспитанников, ответить на их духовные запросы.
  
   Русская жизнь тогда бурлила, но все так называемые проклятые вопросы, вся "политика" - понятие, под которое подводилась вся область государствоведения и социальных знаний, проходили мимо нас.
  
   *
   Надо сказать, что ни в одной стране университетская молодежь не принимала такого бурного и деятельного участия в политической жизни страны, как в России. Партийные кружки, участие в революционных организациях, студенческие забастовки по мотивам политическим, сходки и "резолюции", "хождение в народ", который, увы, так мало знала молодежь ("Новь" Тургенева и др.), - все это заполняло студенческую жизнь. В одном из отчетов Петербургского Технологического института приведены были такие данные об участии студентов в политической жизни: состоявших в партийных организациях - 80%, беспартийных - 20%. Причем "левых" - 71%, "правых" - 5%...
  
   Подпольная литература того времени, составлявшая во многих случаях духовную пищу передовой молодежи, углубляла отрыв студенчества от национальной почвы, смущала разум, обозляла сердца.
  
   "Отсталость" в этом отношении юнкеров была одной из причин отчуждения их от студенчества, в большинстве смотревшего на военную среду как на нечто чуждое и враждебное.
  
   Военная школа уберегла своих питомцев от духовной немочи и от незрелого политиканства. Но сама, как я уже говорил, не помогла им разобраться в сонме вопросов, всколыхнувших русскую жизнь. Этот недочет должно было восполнить самообразование. Многие восполнили, но большинство не удосужилось.
  
   В нашем училище начальники приказывали, следили за выполнением приказа и карали за его нарушение. И только. Вне служебных часов у нас не было общения с училищными офицерами.
  
   Но тем не менее вся окружающая атмосфера, пропитанная бессловесным напоминанием о долге, строго установленный распорядок жизни, постоянный труд, дисциплина, традиции юнкерские - не только ведь школьнические, но и разумно-воспитательные, - все это в известной степени искупало недочеты школы и создавало военный уклад и военную психологию, сохраняя живучесть и стойкость не только в мире, но и на войне, в дни великих потрясений, великих искушений.
  
   Военный уклад перемалывал все те разнородные социальные, имущественные, духовные элементы, которые проходили через военную школу. Студент Петербургского университета Н. Лепешинский - брат известного социал-демократа, сделавшего впоследствии карьеру у большевиков, был исключен из университета за революционную деятельность без права поступления в какое-либо учебное заведение, словом - с "волчьим билетом". Лепешинский сжег свои документы и держал экзамен за среднее учебное заведение экстерном, в качестве получившего якобы домашнее образование. Получив свидетельство, поступил в московское училище.
   После нескольких месяцев пребывания в училище, где Лепешинский учился и вел себя отлично, вызвали его к инспектору классов, капитану Лобачевскому.
   - Это вы?
   Лепешинский побледнел: на столе лежал проскрипционный список, периодически рассылаемый министерством народного просвещения, и в нем - подчеркнутая красным карандашом его фамилия...
   - Так точно, господин капитан.
   Лобачевский посмотрел ему пристально в глаза и сказал:
   - Ступайте.
   И больше ни слова.
   Велика должна была быть уверенность Лобачевского в "иммунитете" военной школы. Лепешинский вышел вместе со мной во 2-ю артиллерийскую бригаду. Кроме большого скептицизма, ничто не обличало его прошлое. Служил усердно, в японскую войну дрался доблестно и был сражен неприятельской шимозой.
   *
  

0x01 graphic

1. Юнкер Иркутского военного училища. 2.Юнкер Иркутского военного училища. 3.Обер-офицер Иркутского военного училища

  
   Я остановился на этих вопросах потому, что наш военный уклад имел два огромных, исторического значения последствия.
  
   Недостаточная осведомленность в области политических течений и особенно социальных вопросов русского офицерства сказалась уже в дни первой революции и перехода страны к представительному строю. А в годы второй революции большинство офицерства оказалось безоружным и беспомощным перед безудержной революционной пропагандой, спасовав даже перед солдатской полуинтеллигенцией, натасканной в революционном подполье.
  
   И второе последствие, о котором человек социалистического лагеря, вряд ли склонный идеализировать военный быт, говорит:
  
   "Интеллигент презирал спорт так же, как и труд, и не мог защитить себя от физического оскорбления. Ненавидя войну и казарму, как школу войны, он стремился обойти или сократить единственную для себя возможность приобрести физическую квалификацию - на военной службе. Лишь офицерство получило иную школу, и потому лишь оно одно оказалось способным вооруженной рукой защищать свой национальный идеал в эпоху Гражданской войны".
  
   Без этих двух предпосылок невозможно понять ход русской революции и Гражданской войны 1917-1920 годов.
  
   <...>
  

А.И. Деникин

Путь русского офицера.

  

0x01 graphic

  
   Справка с 1917 г.:
  
  -- В апреле--мае 1917 года Деникин являлся начальником штаба Верховного главнокомандующего, затем главнокомандующим Западным и Юго-Западным фронтами.
  -- 28 августа 1917 года был арестован за то, что резкой телеграммой Временному правительству выразил солидарность с генералом Лавром Георгиевичем Корниловым. Вместе с Корниловым содержался в Быховской тюрьме по обвинению в мятеже (Корниловское выступление). Генерал Корнилов и арестованные с ним высшие офицеры требовали открытого суда, чтобы очиститься от клеветы и высказать России свою программу.
  -- После падения Временного правительства Деникин пробрался в Новочеркасск, где принял участие в создании Добровольческой армии. Деникин своё обращение к Временному правительству словами: "Вы втоптали в грязь наши знамёна. Теперь пришло время: поднимите их и преклонитесь перед ними".
  

0x01 graphic

Парад в Харькове, 5 июля 1919 года.

В центре Деникин

  
  -- 30 января 1918 г. назначен начальником 1-й Добровольческой дивизии. Во время 1-го (Ледяного) кубанского похода стал заместителем командующего Добровольческой армией генерала Корнилова, а после гибели Корнилова 13 апреля 1918 года возглавил всю армию.
  -- 8 января 1919 Добровольческая армия объединилась с Донской армией, образовав Вооружённые силы Юга России (В. С. Ю. Р.), став их основной ударной силой, а генерал Деникин возглавил В. С. Ю. Р.
  -- 12 июня 1919 он официально признал власть адмирала Колчака как Верховного Правителя Русского государства и Верховного Главнокомандующего Русских армий.
  -- 3 июля 1919 г. Деникин объявил о начале похода на Москву. К сентябрю армии ВСЮР заняли Донбасс, Крым и обширные территории юга России с городами Харьков, Царицын, Киев, Одесса и др.
  -- Но с середины октября 1919 г. положение армий Юга России заметно ухудшилось.
  

0x01 graphic

Генералы Марков, Деникин, Алексеев

  
  -- Тылы были разрушены рейдом Махно по Украине, прорвавшего в конце сентября фронт белых в районе Умани, к тому же против него пришлось снимать войска с фронта, а большевики заключили перемирие с поляками и петлюровцами, высвободив силы для борьбы с Деникиным.
  -- Зимой 1919--1920 годов деникинские войска оставили Харьков, Киев, Донбасс, Ростов-на-Дону.
  -- В феврале-марте 1920 г. последовало поражение в битве за Кубань, вследствие разложения Кубанской армии (из-за своего сепаратизма -- самой неустойчивой части В. С. Ю. Р.).
  -- После этого казачьи части Кубанской армий разложились окончательно и стали массово сдаваться в плен красным или переходить на сторону "зелёных", что повлекло за собой развал фронта белых, отступление остатков Белой армии в Новороссийск, а оттуда 26--27 марта 1920 г. отход морем в Крым.
  -- После гибели бывшего Верховного Правителя России адмирала Колчака всероссийская власть должна была перейти к генералу Деникину. Однако Деникин, учитывая тяжёлое военно-политическое положение белых, не принял эти полномочия официально. Столкнувшись после поражения своих войск с активизацией оппозиционных настроений в среде белого движения, Деникин 4 апреля 1920 г. оставил пост Главнокомандующего В. С. Ю. Р., передал командование барону Врангелю и в тот же день отбыл в Англию с промежуточной остановкой в Стамбуле.
  -- Деникин пробыл в Англии лишь несколько месяцев.
  

0x01 graphic

Офицерский караул встречает генерала А. И. Деникина

на вокзале Ростова-на-Дону, 1919 год

  
  -- В 1920 году Деникин переехал с семьёй в Бельгию. Жил там по 1922 год, затем -- в Венгрии, а с 1926 года -- во Франции.
  -- Так часто менять своё место жительства Деникина заставляла нехватка денег. Занимался литературной деятельностью, выступал с лекциями о международном положении, издавал газету "Доброволец".
  -- Оставаясь убеждённым противником советского строя, призывал эмигрантов не поддерживать Германию в войне с СССР (лозунг "Защита России и свержение большевизма"). После оккупации Франции Германией отказался от предложений немцев о сотрудничестве и переезде в Берлин.
  -- Усилившееся после Второй мировой войны советское влияние в странах Европы вынудило А. И. Деникина переехать в США в 1945 году, где он продолжил работу над книгой "Путь русского офицера", выступал с публичными докладами.
  -- В январе 1946 года Деникин обратился к генералу Д. Эйзенхауэру с призывом остановить насильственную выдачу в СССР советских военнопленных.
  
   Писатель и военный историк
  -- В эмиграции приступил к созданию документального исследования о Гражданской войне "Очерки Русской Смуты". Издал сборник рассказов "Офицеры" (1928), книгу "Старая Армия" (1929--1931); не успел завершить автобиографическую повесть "Путь русского офицера" (впервые издана посмертно в 1953 году).
  
  -- Скончался генерал от сердечного приступа 7 августа 1947 года в больнице Мичиганского университета в Энн-Арборе и был похоронен на кладбище в Детройте. Американские власти похоронили его, как главнокомандующего союзной армией, с воинскими почестями.
  
  
  -- 3 октября 2005 года прах генерала Антона Ивановича Деникина и его жены Ксении Васильевны (1892--1973) вместе с останками русского философа Ивана Александровича Ильина (1883--1954) и его супруги Натальи Николаевны (1882--1963) был перевезён в Москву для захоронения в Донском монастыре.
  
   Награды иностранные:
  -- Почётный рыцарь-командор Ордена Бани (Великобритания, 1919)
  -- Орден Михая Храброго 3-й степени (Румыния, 1917)
  -- Военный Крест 1914--1918 (Франция, 1917)
  
   Сочинения А. И. Деникина
  -- Очерки русской смуты. В 5-ти тт. -- Париж, 1921--1923.
  -- Путь русского офицера. -- 1953.
  -- Офицеры (очерки). -- 1928.
  -- Старая армия. -- Т. 1 (1929), Т. 2 (1931).
  -- Русский вопрос на Дальнем Востоке. -- Париж, 1932.
  -- Брест-Литовск. -- Париж, 1933.
  -- Международное положение, Россия и эмиграция. -- Париж, 1934.
  -- Кто спас Советскую власть от гибели. -- Париж, 1937. О взаимоотношениях с поляками во время Гражданской войны.
  -- Старая армия. Офицеры. -- М.: Айрис-Пресс, 2005.
  
   Литература
  -- Слободин В. П. Белое движение в годы гражданской войны в России (1917--1922 гг.). Учебное пособие. -- М.: МЮИ МВД России, 1996.
  -- Шамбаров В. Е. Белогвардейщина. -- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  -- Трамбицкий Ю. А. Генерал-лейтенант А. И. Деникин. //"Исторические портреты". -- 2003.
  -- Ипполитов Г. М. Деникин. -- М.: Молодая гвардия, 2006.
  -- Лехович, Димитрий. Деникин: Жизнь русского офицера. -- М.: Евразия+, 2004.
  -- Ушаков А. И., Федюк В. П. Лавр Корнилов. -- М.: Молодая гвардия, 2006 (Жизнь замечательных людей)
  -- Ипполитов Г. М. "Кто вы, Генерал А. И. Деникин?" Исследование политической, военной и общественной деятельности А. И. Деникина в 1890--1947 гг.
  -- Л. Д. Троцкий Молодёжь, на борьбу с Деникиным!
  -- Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. -- М.: АСТ, 2003. -- 896 с.
  
  

0x01 graphic

Панагия патриарха Иова.

Москва, 1589 г., в оправе -- камея с изображением "Распятия".

Византия, 12 в.

  
  
  

ДУХОВНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

(продолжение из моей книги - А.К.)

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ

  
  -- И подвизающийся не будет увенчан, если незакон-но будет подвизаться (2 Тим. 2, 5).
  -- Доброе дело, угодное Богу, и имеющее быть увенчанным от Него, есть то, которое внушается духом любви, одобряется мудростию, и исполняется с мужеством, твердостию и самоотвержением.
  -- Не на то взирает Бог, кто сколько делает, а на то, из чего происходит дело (Фома Кемп.).
  -- Добрые дела ценятся по намерению (Св. Амвр. Meдиолан.).
  -- Образ поступков зависит от образа мыслей.
  -- Дела без доброго намерения тоже, что жертва без тука (Пс. 65, 15), или тело без души; Бог их отвергает (Блаж. Августин).
  -- Расположение сердца делает дар великим или малым: оно одно дает предметам их цену (Св. Амвр. Меддолан.).
  -- Святое дело избирать доброе не ради чего иного, но ради самого добра (Св. Нил Синайский).
  -- Гораздо более значит: не хотеть ради самого добра отстать от добра, нежели из боязни зла, не согла-шаться на зло (Авва Херемон).
  -- Тот еще не любит добра и не имеет ненави-сти к злу, кто борется с последним единственно только вследствие надежды достигнуть славы победителя зла.
  -- Кто упражняется в добре из каких-нибудь видов, тот не тверд в добродетели, ибо цель минует-ся и он оставит доброе дело, подобно, как плывущий для прибыли, не продолжает плавания, если не видит прибыли (Св. Григор. Богосл.).
  -- Если мы совершаем честные поступки не по внушению добродетели, а из видов своекорыстных, то мы только искательны, а не добродетельны (Амвр. Рандю).
  -- Подумай: ты обижаешь и самую добродетель, когда исполняешь ее не для нее самой (Св. Златоуст).
  -- Старайся каждому делать добро, не обращая внимания на то, происходит ли от этого личная польза для тебя, или нет (Епиктет).
  -- Делай то, что достойно награды, но не ищи ее.
  -- Ты большую получишь награду, если делаешь добро не из награды (даже и небесной). (Св. Златоуст).
  -- Желай того, что Бог хочет, делай так, как Бог хочет, делай потому, что Бог хочет (Прот. И. Толмачев).
  -- Глава и сущность (можно сказать, душа) всех доб-родетелей есть любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат. Диавол всему может подражать в человеке: назовем ли пост? и он ничего не ест, - бдение? но и он никогда не спит, и всегда рыкая ходит (1 Пет. 5. 8). Только одна любовь и смирение не подражаемы для него (Блажен. Августин.).
  -- Нет ни одной добродетели, содружающей и соеди-няющей человека с Богом, которая бы не зависела от любви и в ней не сосредоточивалась, неприметным образом держась на ней и ею сохраняясь (Феодор Еп. Едеский).
  -- Все заповеди Божии соединяются в одной, именно в заповеди о любви (Матф. 22. 37 - 40). (Прот. И. Толмачев).
  -- Bсe добродетели не что иное, как любовь в разных видах (Блажен. Августин).
  -- Добродетель по существу одна (это - любовь), но видоизменяется в силах душевных подобно тому, как свет солнечный не имеет фигуры, но обыкно-венно принимает фигуру отверстий, чрез которые проходит (Авва Евагрий).
  
  
  

0x01 graphic

Вулкан, приготовляющий оружие в своей кузнице

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древней Греции)

  
  -- Я знаю только то, что ничего не знаю.
  -- Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
  -- Красота -- это королева, которая правит очень недолго.
  -- Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое Зло.
  -- Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая -- станешь философом.
  -- В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества -- приличие, а признак щегольства -- излишество.
  -- Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
  -- Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.
  -- Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
  -- Женишься ты или нет -- все равно раскаешься.
  -- Лучшая приправа к пище -- голод.
  -- Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
  -- Нельзя врачевать тело, не врачуя души.
  

Сократ (ок. 470 -- 399 г. до н. э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023