ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Ничтожный негодяй опасен для целой армии"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  
  
  

0x01 graphic

  

"Последний оплот (Гапон, Витте, Дурново)".

Рисунок неизвестного художника.

  
   180
   Идеологическая деятельность революционеров в военно-учебных заведениях. 1903-1907 гг.
   Поначалу работа по политическому проникновению в военно-учебные заведения велась нецеленаправленно и вяло. Ее инициаторы не имели четких целей и задач, но впоследствии революционеры поставили себе задачей вести пропаганду среди будущих офицеров с самого начала их учебы. В частности, IV съезд РСДРП, проходивший в апреле 1906 г., принял резолюцию, в которой указывалась необходимость "усилить и систематизировать пропагандистскую и организаторскую деятельность в войске и военно-учебных заведениях".
   Основной формой роботы революционеров в военно-учебных заведениях являлась устная и печатная агитация и пропаганда. В Петербурге еще в 1905 году социал-демократами была создана специальная группа, пропагандисты и организаторы которой устанавливали связь с воспитанниками военно-учебных заведений. Для более эффективной работы военная организация при Петербургском комитете РСДРП разбила город на районы. В сферу деятельности, например, Выборгского района входило Михайловское артиллерийское училище, Петурбургско-Павловское, Окружного района - офицерская артиллерийская школа. Работу в военных училищах активно проводили Казанская, Киевская, Московская, Тифлисская и другие военные организации большевиков. Непосредственные связи с юнкерами и кадетами устанавливали студенты-партийцы. Они снабжали будущих офицеров нелегальной литературой, разъясняли им цели и задачи партии в революционной борьбе, приобщали к участию в рабочих кружках. Кружки для проведения революционной работы создавались и в самих военно-учебных заведениях. Так, в Петербургском пехотном юнкерском училище, вступивший в РСДРП в 1903 г., В.Антонов-Овсеенко организовал социал-демократическую группу. Кружок революционного направления был создан в Николаевском Инженерном училище. В его входили подпоручики Ждановский, Зубков, Баранов и др. Они знакомились с опытом западных революционеров, русских революционеров-эмигрантов, читали стихи революционного содержания, прокламации и обсуждали их. Казанский городской комитет РСДРП в конце 1905 года создал военную организацию среди юнкеров военного училища. Организации РСДРП устанавливали тесные связи с юнкерами и кадетами путем переписки, в которой интересовались их жизнью, бытом, просили сообщать о действиях начальства, настроениях среди воспитанников. Об этом министр внутренних дел России 3 февраля 1906 г. уведомлял военного министра о том, что "юнкера Санкт-Петербургских военных училищ посредством переписки ведут сношения с неблагонадежными лицами, сообщая последним сведения о действиях и распоряжениях своего начальства, причем в целях устранения возможного со стороны начальства контроля, они испрашивают себе отпуска, во время которых и отправляют по назначению свои письма конспиративного содержания". В листовках, обращенных к юнкерам, большевики конкретно разъясняли их роль в период восстания, призывали отказываться стрелять в рабочих и крестьян: "Вы еще молодые, не запачканные повседневной грязью нашей пошлой жизни, - говорилось в одной из листовок, обращенной к юнкерам социал-демократов 1905 г. - еще не обагрили рук в народной крови, вдумайтесь в глубокий смысл тех событий, которые окружают вас. Отдайте себе отчет в той борьбе которую ведет крестьянство за землю, рабочий за хлеб, весь народ за волю, подумайте над этой задачей, которую диктует вам долг перед народом... подумайте и опомнитесь... пусть скорее уже могучие ряды пополнятся вами... Уже первые бойцы из рядов русского офицерства смело подняли голоса в защиту народа. И народ приветствует их". Подобных фактов было множество. Они стали причиной того, что военный министр России издал в начале 1906 г. приказ "Об усилении надзора за воспитанниками военно-учебных заведений". Это свидетельствовало о том, что революционная работа среди будущих офицеров велась активно. В своем приказе военный министр повелевал установить следующий порядок контроля за юными нарушителями: "Всем офицерам в случае нарушения воспитанниками дисциплины и общих правил благопристойности, а также правил, установленных для отпускных кадет, отбирать имеющиеся у них отпускные билеты и препровождать к директору корпуса, виновных же направлять в корпус. В исключительных случаях, требующих немедленного воздействия со стороны администрации учебных заведений о проступках, сообщать в таковое по телефону".
   Большое революционизирующее влияние на юнкеров оказывали студенты гражданских высших учебных заведений. По заданию партийных организаций они устанавливали связи с юнкерами, наиболее благонадежных привлекали к работе в кружках. Размаху революционного движения способствовала работа Казанского комитета РСДРП. Социал-демократы подбирали революционно настроенных студентов, молодежь, которая имела образование, советовали им поступать в училище. Цель такой работы была двоякой: во-первых, пропаганда революционных идей среди юнкеров; во-вторых, готовить офицерские кадры для революционной работы в войсках для будущей армии революции. В одном из постановлений комитета говорилось: "Постановили предложить сочувствующим... студентам и другим лицам, имеющим образовательный ценз, взаимен отбытия воинской повинности в общем порядке, поступать в юнкерские училища, с тем, чтобы по производстве в офицеры вести противоправительственную агитацию среди военных чинов". Пробуждение революционного духа в военно-учебных заведениях не ускользало от внимания самодержавия в целом и лично царя. "На военные училища было обращено особое "внимание" директора департамента полиции и ввиду того, что последний выпуск из военно-учебных заведений и в особенности Николаевского Инженерного училища дает значительное количество неблагонадежных в политическом отношении молодых офицеров, было признано необходимым озаботиться приобретением секретной агентуры в петербургских военных училищах". На имя командующего Московским военным округом от военного министра последовало приказание, в котором для борьбы с революционной пропагандой в войсках предлагалось немедленно начать подготовку будущих офицеров, чтобы они могли разбираться в социальных и политических вопросах и в случае надобности могли разъяснять их солдатам. Программу такой подготовки выработала специальная комиссия, в которую, наряду с военными, вошли профессора Сергеевич, Плаканов и др. Из программы следовало, что будущий офицер должен был уметь доказать незыблемость и вечность существования самодержавия. Для этого он обязан знать различные общественные организации, а также иметь элементарные понятия об истории социальных учений. Офицеру вменялось в обязанности разъяснять солдату, что армия есть инструмент ведения войны, гордость и величие существующего строя, что она, не задумываясь, должна сохранять и поддерживать царский строй. В целях ограждения офицеров о политического влияния революционеров, для разъяснения им "сути" крамольного учения, военный министр велел проводить курсы занятия с выпускниками училищ. В секретном письме военного министра П. Ванновского 22 мая 1884 г начальнику Главного военно-судного управления А. Имеретинскому отмечалось, что "социал-революционная пропаганда с каждым годом делает все новые успехи, усиливаясь поколебать все государственные основы". Говорилось, что расследование "политических преступлений за последнее время обнаружило, что, начиная с 1880-1881 г., усилия революционеров, главным образом, обратились на распространение противоправительственной пропаганды среди армии и в особенности среди офицерского ее состава".
  
   Литература: Козырев И. Борьба большевиков за армию и флот в период революции 1905-1907 гг., М., 1955; Сидельский Р.И. Военная деятельность партии большевиков накануне и в период первой русской революции. - М., 1966. (Панов А. И. Офицеры в революции 1905 - 1907 гг. - М., 1996).
  

0x01 graphic

  

В селе малом Ванька жил... (XIX век)

Русский лубок

  
   181
   Иерархия.
   Расчленивши толпу и создав военную иерархию, старший начальник потерял возможность управлять всеми людьми непосредственно, но зато, принимая в некоторых случаях это управление частью их, он выигрывает в силе производимого впечатления. Выигрыш этот проистекает от следующих причин: в видах управления войсками каждому рангу начальников присваивается определенная степень власти, причем каждому рангу подчиняется все большее и большее число лиц. В силу этого, чем выше подниматься по иерархической лестнице, тем могущественнее становится лицо, занимающее определенную ступень. Поэтому подчиненные связывают с определенным начальником идею определенной силы. Эта ассоциация двух представлений и составляет суть военной субординации. Вследствие того же представления о силе, человек, обладающий ею, пользуется определенным почетом, выражающемся в том внимании, оказываемом этому человеку среди других, которым оно не оказывается. Таково отдание чести, почтительное отношение и т.п. В силу этого дисциплинарная власть является не только способом воздействия на людей физическим наказанием, но также важным путем поднятия престижа старшего начальника. Результатом всего этого является тот факт, что старший начальник, берясь за непосредственное управление частью подчиненных войск, встречает такое внимание, которое не возбуждает начальник, ниже стоящий по иерархической лестнице. Уже одно это сосредоточение внимания облегчает воздействие на толпу. Вместе с тем, каждое слово человека сильного приобретает большее значение, чем то слово, услышанное из уст более слабого, ибо в первом случае предполагается большая возможность привести его в исполнение, а также и больший объем сведений, о чем идет речь. Другими словами, при прочих равных условиях начальник пользуется вниманием и доверием подчиненных тем большим, чем выше его иерархическое положение. <...> Было уже сказано, что расчленение толпы лишает возможности управлять ею непосредственно одному человеку. Этот человек управляет ею уже при посредстве других, т.е. собственно управляет лишь этими посредниками. Но эти посредники в большинстве случаев не составляют толпы с присущими ей свойствами, а потому: во-первых, при управлении ими выступает значение доводов и доказательств, т.е. рассудка; во-вторых, уменьшается обратное их влияние на начальника, т.е. ему легче быть объективным. Следовательно, все время, пока старший начальник желает управлять войсками, он должен остерегаться входить в продолжительное соприкосновение с ними, а ограничиться сношениями только с частными начальниками. В решительный же момент, когда старший начальник сочтет, что им сделано все для подготовки удара, тогда, пользуясь своим престижем, он становится непосредственно во главе войск и управляет ими сам, причем это управление сводится, главным образом, к личному примеру.
  

(Зыков А.Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. - СП б., 1898).

  

0x01 graphic

  

Купидоны.

Художник Михаил Иванович Козловский (1753-1802)

  
   182
   Изгнание зла.
   Существуют пять видов зла в военных делах: Первое зло: появление разных групп и партий, которые замышляют устранить людей достойных и добрых. Второе зло: желание носить богатые одежды и выделять­ся красивыми шапками и поясами. Третье зло: пустые речи о чудесах и досужие разговоры о богах и духах. Четвертое зло: желание самому судить об истинном и ложном, заставлять людей служить собственной выгоде. Пятое зло: тайный сговор с неприятелем из желания вос­пользоваться благоприятным случаем. Все, кто подвержены этим видам зла, в душе изменники и негодяи. Их надо удалять от себя и ни в коем случае не приближать.

(Чжугэ Лян. Книга сердца, или искусство полководца).

  

0x01 graphic

  

"Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел" -- группа авторов-составителей универсального справочника,

созданного во Франции в 1751--1780 годах по инициативе Дени Дидро и математика Жана д'Аламбера.

   183
   Инициатива.
   Инициатива (почин, упреждение, от лат. Initium - начало) - способность к самостоятельной независимой деятельности, понимаемая в двояком смысле: упреждение действий противника или принятия решения без указания начальства, но сообразно обстановке. В первом случае инициатива выражается в быстро соображенном и выполненном действии, предупреждающем намерения противника и заставляющем его сообразовываться с нашими действиями. Овладевает инициативой тот из противников, кто быстрее решается и более умело выполняет свои предположения. Инициатива создает для противника элемент внезапности, неожиданности, случайности, расслабляюще влияя на нравственную сторону, на силу воли противника, озадачивает его, заставляет угадывать чужие намерения и обстановку; захвативший инициативу, приобретает господство над мыслью и волею противника, он действует, как когда и где ему вздумается, делает то, что ему, кажется, выгодным, словом до некоторой степени сам создает обстановку. "Одно из самых главных правил на войне, - говорит Наполеон, - заключается в том, чтобы не делать того, что неприятель хочет", т.е. иметь полную свободу мысли и воли. "Сторона, пользующаяся инициативой, становится в отношении к той, которая ее не имеет, в положение молота с наковальней"; "инициатива - это стратегическая независимость" (Деккер). Во время войны инициатива проявляется большей частью в наступательных актах, которые и приводят к упреждению в объявлении войны, переходе границы, овладении частью неприятельской территории, к наступлению на театре военных действий и, наконец, на поле сражения; в частности - в упреждении противника в развертывании, особенно во встречном бою и т.п. Но так как сбережение себя от вреда иногда равнозначуще нанесению вреда противнику, то проявление инициативы при известных условиях может выразиться в оборонительных действиях, например, в отступательном движении (русские в начале войны 1812 г); иногда даже в заключении мира, если то не выгодно противнику. Во 2-ом случае инициатива проявляется в том, что каждый частный начальник должен без указания свыше принять самостоятельное решение для достижения общей цели, если бы даже оно противоречило ранее отданному распоряжению старшего начальника, но соответствовало обстановке; это - так называемая частная инициатива (частный почин). Принцип частной инициативы настолько же стар, как война. До конца ХVIII столетия, при малых сравнительно армиях, когда последние строились сосредоточено и занимали малое пространство, частную инициативу не было возможности проявлять, т.к. старший начальник мог всюду поспевать и приказывать сам лично (в сражении при Каннах Ганнибал строил боевой порядок показом руки с высоты). С конца же ХVIII столетия, с эпохи французских революций, частная инициатива стала применяться, как средство управления армии в целом ее составе. Она была вызвана в жизнь разбросом войск на большие пространства, как на театре войны, так и на поле сражения, вследствие введения реквизиций; во избежание безопасности поражения появились самостоятельные отряды, из 3 родов войск (дивизии), которые двигались, располагались и даже сражались врозь; все это повело к крайней распущенности и в операциях, и в сражениях. Наполеон I обуздал эту излишне широкую инициативу, сблизил дивизии на полях сражений, уменьшив у них прежнюю самостоятельность (отнял кавалерию), т.к. мало доверял самостоятельности своих генералов. Однако, быстрый рост армий, начиная с 1812 г., когда одному главнокомандующему стало трудно все предвидеть и приказывать, потребовал развития частной инициативы всех начальников и, благодаря именно подавлению ее, Наполеон поплатился неудачами в 1813 и 1815 гг. Наконец, война I870 г. открыла широкое поле для проявления частной инициативы в деле управления массовыми армиями, занимающими огромное пространство. По выражению Блюме, "даже величайший гений полководца не заменит ему самостоятельного содействия частных начальников". Важность проявления частной инициативы особенно сказывается в современном бою, где обширность полей сражения, неуловимость боевых действий, вследствие больших расстояний, бездымности пороха и тщательного применения к местности, при постоянно меняющейся обстановке, делает непосредственное руководство боем старшим начальников, даже несмотря на все технические средства, невозможным. Теперь в бою нередко будут случаи, когда ранее полученное приказание окажется не соответственным обстановке, и тогда частный начальник вынужден будет даже отступить от полученного приказания в интересах общего дела. Без инициативы частных начальников правильная работа современной армии невозможна, но инициатива должна быть разумно применяема, т.е. каждый начальник в своей сфере должен работать в направлении общих оперативных идей. Для правильного применения инициатива требует сильного, выработанного характера (отсутствие страха ответственности), настойчивости и широкого понимания военного дела (важность военной школы - умственной дисциплины в армии). В мирное время должна развиваться инициатива, а в военное - поощрять и даже к неудачному ее применению относиться снисходительно. Великие русские полководцы всегда сочувственно относились к проявлению частной инициативы в самой широкой степени: Петр Великий запрещал обращаться с запросами о всякой мелочи, а требовал "чинить по тамошним конъюнкту рам, понеже дальность описки не терпит". Суворов говорил: "Местный по близости, по обстоятельства лучше слушать"; "я - право, должно влево, меня не слушать"; "Я велел вперед, ты видишь, не иди вперед". Важность частной инициативы настолько сознана теперь во всех армиях, что применение ее рассматривается даже в уставах, так в уставе полевой службы английской армии указывается: "Каждый подчиненный, не отступивший от приказания при перемене обстановки, подлежит взысканию в случае неудачи предприятия"; в нашем уставе полевой службы, издания 1912 г., в общих указаниях говорится (п.4): "Каждому начальнику и рядовому бойцу предоставляется самостоятельность в исполнении данной ему задачи. Он должен проявить собственный почин в действиях, сообразно изменениям обстановки, если это нужно для достижения общего дела, не ожидая для сего приказания старшего начальника".
  
   Литература: Баланин Д. Дух и инициатива - выше всего // Военный сборник. - 1914. - N11; Леонтьев В.А. Единая военная школа Общество ревнителей военных знаний. Кн. 1. - СП б., 1906; Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела. - Киев, 1909. (ВЭ).
  
  

0x01 graphic

  

Пикинёры солдатских полков. 1653--54 г.

Полки "Иноземного строя" (полки "нового строя", войска "нового строя") -- воинские части, сформированные в XVII веке в России из "охочих" вольных людей, казаков, иностранцев и других, позже и из даточных людей по образцу (организации, обучению) западноевропейских армий.

  
   184
   Иноземные войска на русской службе.
   Первыми иноземными войсками, призванными на службу русскому государству, можно считать варяжские дружины Рюрика, составлявшие его личную охрану. Отличные боевые качества варягов побудили впоследствии и славянских купцов выписывать из Скандинавии вооруженные отряды иноземцев для охраны караванов и торговых городов от нападения печенегов и тюрков. Мало-помалу из этих наемников образовались целые военно-торговые дружины, расположившиеся на великом торговом пути "из варяг в греки". Постепенно в эти дружины стал входить и русский элемент, а к концу Х в. эти дружины уже сплошь состояли из русских людей, и только начальствование над ними вверялось иноземцам. С раздроблением Руси на уделы и с началом раздоров между князьями, последние стали призывать себе на помощь орды кочевников (половцев, татар и др) за деньги или часть военной добычи. Московские государи, начиная с Иоанна III, также пользовались услугами иноземных воинов и, сознавая недостатки национальной войсковой организации, стали приглашать вместе с иностранными художниками и мастерами на русскую службу иностранцев-ратников, поодиночке и партиями, вследствие чего наряду с национальными войсками появились устроенные по западноевропейскому образцу полки иноземной пехоты и конницы. Первоначально иноземцев нанимали, главным образом, для службы "в наряде", для занятий инженерным и артиллерийским делом и для комплектования отрядов надежных царских телохранителей (Иоанн Грозный). Из последних, к концу ХVI в. при московском дворе образовалась особая "Иностранная гвардия". Борис Годунов образовал из иноземцев (немцев, шотландцев, поляков, греков и др) образцовую дружину, причем наемники пользовались особыми льготами. Василий Шуйский также пользовался услугами иноземцев, призывая на службу целые полки пехоты и конницы. Так, для совместных действий с русскими войсками против поляков им были призваны шведы (3 тысячи пехоты и 2 тысячи конницы) под началом Делагарди; последний сначала дружно действовал с воеводою М.В. Скопиным-Шуйским, но после его смерти начал враждебные действий против русских и, пользуясь смутой на Руси, захватил Новгород, Ладогу, Иван-Город и Кексгольм и удалился в Швецию только после Столбовского мира. При царе Михаиле Федоровиче иноземные отряды приняли характер постоянного войск, служа в то же время образцом формирования обученных иноземцев строю русских частей. В 1630 г. в Москве были собраны из мелкопоместных боярских детей 2 полка, численностью в 1 тыс. каждый, а обучение их было поручено немецким полковникам Александру Лесли и Францу Пецнеру. Лесли был послан в Швецию для найма 5 тыс. охочих пеших солдат, а полковник фон Дамм - в Данию, для найма "регимента добрых и ученых солдат". Таким образом, к концу ХVII в., рядом с национальными войсками в России начинают развертываться войска иностранного строя: полки солдатские, рейтарские и драгунские. Оружие у них было казенное. Солдатские полки носили имена своих командиров, имели свои знамена, барабаны и пушки. Солдаты жили в Москве и по городам в особых солдатских слободках, в казенных домах, со своими семьями, и находились в ведении Иноземного приказа, откуда и получали жалованье. Как иноземные, так и русские солдаты получали жалованье по 3 рубля на платье и по 8 денег поденного корму. Жалованье и кормовые выдавались помесячно. Постоянными войсками в полном смысле слова были только солдатские полки, все чины которых в мирное время считались на службе, хотя и могли заниматься ремеслом и торговлей; драгуны в мирное время не собирались вовсе, а рейтары собирались только для повторительного обучения один раз в год на 1 месяц, в остальное же время проживали в своих угодьях (преимущественно в окрестностях Смоленска). В конце ХVIII в. в России опять появляются иноземные войска, хотя и при несколько других условиях. Сюда, во-первых, относится "меклебрургский корпус", появившийся на русской территории в 1719 г., будучи оттеснен от мекленбургской территории вместе с двумя союзными русскими полками ганноверским войском, начавшим военные действия, вследствие несогласия между Россией и Великобританией. Благодаря дружественному трактату, заключенному между герцогом Мекленбургским и Петром Великим, мекленбургский корпус (около 2 тыс. человек) был причислен к составу русских войск и расположен на Украине, получая довольствие от русского правительства, где и просуществовал до 1743 г., когда был расформирован. К иноземный войскам было причислено и Сибирское войско "братских иноземцев", формировавшееся из бурят и других восточных народностей и просуществовавший в Сибири до половины ХIХ столетия. Наконец, целые отдельные части войск комплектовались из южнославянских иноземцев-выходцев из Турции и Австрии, как-то: сербов, арнаутов, молдаван, валахов и т.п. Впервые образец такого комплектования был произведен в 1707 г. Петром Великим, который, находя необходимым иметь легкую кавалерию, поручил венгерскому выходцу Кичегу сформировать из южных иноземцев особую команду под названием "волошской хоронгви". Принимая как необходимость обращение к Западу за помощью, Петр Великий, по свидетельству В.О. Ключевского, "не питал к ней слепого или нежного пристрастия, напротив, относился к ней с трезвым недоверием и не обольщался мечтами о задушевных ее отношениях к России, знал, что Россия всегда встретит там только пренебрежение и недоброжелательство".Составляя в 1724 году программу торжественной оды или чего-то подобного на празднование годовщины Ништадтского мира, Петр писал между прочим, что все народы особенно усердно старались не допустить нас до света разума во всем, особенно в военном деле; но они проглядели это, точно у них в глазах помутилось. Вот почему хочется верить дошедшему до нас через много рук преданию о словах, когда - то будто бы сказанных Петром и записанных Остерманом: "Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом". Итак, сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью. Чего же хотел он добиться этим средством? В ответ на это вопрос надобно припомнить, зачем посылал Петр десятки русской молодежи за границу и каких иноземцев выписывал из-за границы. Посланные обучались математике, естествознанию, кораблестроению, мореплаванью; выписывали офицеров, кораблестроителей, мореходов, фабричных и других мастеров, горных инженеров, а потом правоведов и камералистов, знающих науку управления, особенно финансового. С помощью тех и других Петр заводил в России то, что он видел полезного на Западе и чего не было в России. У России не было регулярной армии - он сформировал ее; не было флота - он построил его; не было удобного морского пути для внешней торговли - он армией флотом отвоевал восточный берег Балтийского моря; была слабая промышленность добывающая и почти отсутствовала перерабатывающая - после него осталось более 200 фабрик и заводов; для всего этого необходимо было техническое знание, - заведены были в столицах морская академия, школы навигацкая и медицинская. училища артиллерийское и инженерное, школы латинские и математические и до полусотни начальных цифирных школ в губернских и провинциальных городах да столько же гарнизонных для солдатских сыновей; казны недоставало на покрытие государственных расходов - Петр увеличил доходный бюджет в три слишком раза; недоставало рационально устроенной администрации, способной вести все эти сложные новые дела, - специалисты - иноземцы помогли учредить новое центральное управление. Он хотел не заимствовать с Запада готовые плод тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом, техническим знанием. Трудовое поколение, которому достался Петр, работало не на себя, а на государство, и после усиленной и улучшенной работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив, завещал преемникам обильный запас средств, которыми они долго пробавлялись, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего (В.О. Ключевский). В 1741 г. в виду умножения числа юго-славянских и кавказских выходцев, вполне годных для несения военной службы, было издано повеление о сформировании из них 4 гусарских полков-Сербского, Венгерского, Молдавского и Грузинского. При Петре III в России существовали так называемые Голштинские войска. Еще, будучи наследником, Петр III перевел в Россию небольшой отряд своих голштинских войск, расквартировал их около Ораниенбаума. Отряд этот (личное войско наследника) постепенно увеличивался переводами из Голштинии новых частей. С вступлением на престол Петра III его "голштинская гвардия" приобрела первенствующее значение в русской армии, и была поставлена образцом для всех прочих войск. Из Германии прибыли два дяди Петра, голштинские принцы Георг и Петр, из которых первый был назначен фельдмаршалом русских войск. С восшествием на престол Екатерины II положение голштинцев изменилось. Отряды их были раскассированы. В 1799 г. в состав русской армии снова вошли иноземные войска в виде корпуса принца Луи-Жозефа Конде, сына герцога Бурбонского Луи-Генриха, который в 1789 г., покинув Францию, на свой счет организовал отряд в 7 тыс. французских эмигрантов и первоначально присоединился с ними к австрийскому генералу Вумзеру. В 1793 г. этот корпус сражался против французской республики, а после мира в Кампо-Формии присоединился к русским войскам, действовавшим под начальством Суворова в Швейцарии, и был распущен только в 1800 г. В 1854 г., во время Крымской кампании, в Севастополе был сформирован "Легион Императора Николая I", набранный из греков, албанцев, молдаван и валахов. Легион этот участвовал в обороне Севастополя и был распущен по окончании войны. В целом же основу войска русского составляли национальные части.

(ВЭ, В.О. Ключевский, А.И. Каменев - доп.).

  

0x01 graphic

  

Путешествие в кибитке,

Художник Александр Орловский 1819 год, литография.

  
   185
   Инструкция действительного тайного советника Бецкого офицерам, отправленным путешествовать при выпуске из сухопутного шляхетского кадетского корпуса
   [В 1782 году был первый выпуск кадетов из сухопутного кадетского корпуса, над которым начальствовал тогда действительный тайный советник Иван Иванович Бецкой. По уставу корпуса надлежало отправить в путешествие четырех офицеров гвардии, произведенных в поручики за отличные их успехи в поощрение других кадетов; отправлены тогда были: Бобринский, Болотников, Борисов и Свечин; а с ними по Высочайшему повелению послан полковник Бушуев и академик Озерецковский. Им дана инструкция, здесь печатаемая. Она сообщена самим Озерецковским в редакцию "Северного Архива". Эта инструкция помещена также в сказаниях о роде князей Трубецких, стр. 334, а также в чтениях Общ. Люб. Ист. и Древ, при Моск. Унив. 1883 г., кн. IV, стр. 143 - 145. Ранее этого означенная инструкция была напечатана в "Северном Архив" 1823 г., ч. IV, ст. 327]. Инструкция Бецкого. Для путешествия вашего положено три года; а как познание своей земли необходимо нужно дли всякого благорожденного гра­жданина, уготовляющегося служить с отменною пользою отечеству, то и можете вы расположить путешествие следующим образом. 1-е. Начать оное по России, отсюда чрез Москву, по всем знатным, или хотя и не знатный, но в рассуждении приобретения полезных знаний достойным любопытства городам, не оставляя и части Сибири до Пермской губернии, заключающей в себе столь много отменностей и, наконец, проезжая Малороссию чрез Киев, продолжать путь в чужих краях Поль­шею, а оттуда в Вену, в Италию, в Швейцарские кантоны, во Францию, Англию, Голландию, и чрез Германию, а буде время допустит, то и чрез Данию и Швецию, предприять обратно. 2-е. Вам известно, что всякое путешествие в чужих краях должно иметь себе предметом просвещение, приобретаемое познанием света, то есть, людей, разностью климата и правления до бесконечности отличаемых, их нравов, обычаев, великолепных остатков их минувшей славы и чем ныне славятся их образа правительства в следствии оного, причинствующих возвышения, упадки благоденствия и удручение народов; их успехов в науках, или художествах, их полезных заведений, установлений, воспиталищ и обращения в беседах, и словом, всего, что достойно похвалы и подражания и даже и того, что подвержено осуждению, для избежания оного: то надеюсь, что подкрепляемы советами г. Бушуева, вы не про­пустите ничего, заслуживающего уважения, из пространной живой книги, выразительнее всяких книг научающей почерпнуть все важные сведения к большому образованию сердца и разума, дабы со временем принесть существенные услуги своему отечеству. 3-е. К основательнейшему самих себя наставлению почитаю за весьма нужное вести дневные записки или журнал всему, что видели, присоединяя ваши собственные примечания и рассуждения. В России может вам в том вспомоществовать г. Озерецковский, уже путешествовавший по оной; которому также вести журнал особый, почему по сведению его, удобнее приобретете полезнейшие познания о своем отечестве, как в рассуждении даров, коими его натура снабдевает, так и в рассуждении человечества, делая свои наблюдения о всем, что до сего касается, как-то о новом учреждении наместников, о естественных произведениях земли, о хлебопашестве, о торговле, и нравах и обычаях жителей, о их привольях и недостатках. 4-е. Для лучшего споспешествования к достижению в сем путешествии, полагаемых полезных предметов, вручается вам препоручительные письма в России ко всем губернаторам, а в чужих краях к министрам и прочим особам, могущим с выгодою вам вспомоществовать, чрез которых можете присылать известия, как о себе, так и о том кратко, что достойнее всего вашим любопытством замечено. Иван Бецкой. Мая 20-го дня 1782 г.

(Майков П.М. Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии. - СП б., 1904).

  
  

0x01 graphic

  

Фейерверки в честь Екатерины II во время её путешествия в Крым.

Картина неизвестного художника, конец XVIII века

  
  
  
   186
   Инструкция для надзора за частными пансионами. 1851 г.
   По случаю значительного умножения частных пансионов, содержимых офицерами и учителями Военно-Учебных Заведений, Его Император­ское Высочество Государь Наследник Цесаревич [впоследствии Император Александр II] изволил признать необходимым учредить ближайшее правильное наблюдение как за ходом воспитания, направления и содержания в пансионах, так и за единообразным приспособлением их к требованиям, установленным для Военно-Учебных Заведений и за точным исполнением Высочайше утвержденных 4-ro Января 1843 года (см. Главу XVII) правил для частных пансионов. В этих видах была составлена следующая инструкция по надзору над частными пансионами [Приказ Главного Начальника от 21-го октября 1851 г]. ї 1) Пансионы состоят в непосредственном наблюдении начальника того Военно-Учебного Заведения, к коему принадлежит содержатель (на основании положения 1843 года о содержании пансионеров офицерами и учителями Военно-Учеб­ных Заведений) и особого лица, которому вверен надзор над оными, подчиненного непосред­ственно Начальнику Штаба Военно-Учебных Заведений. ї 2) Лицо, коему вверено наблюдение над част­ными пансионами при Военно-Учебных Заведениях, следит за точным исполнением содержа­телями пансионов положения 1843 года. ї 3) Условия, заключаемые с родителями о плате за воспитание и содержание кандидата, утверждаются начальником Заведения, к кото­рому принадлежит содержатель пансиона, но не прежде, как по прочтении и засвидетельствовании оных наблюдающим над пансионами. ї 4) Инспектирующий пансионы имеет право по­сещать каждый из них неожиданно, во всякое время и требовать от содержателей пансионов все нужные ему о их пансионах сведения. ї 5) Он наблюдает за точным исполнением всех условий, заключенных содержателями пансионеров с родителями кандидата. Далее следуют конкретные указания относительно надзора за состоянием нравственного, умственного и физического воспитания пансионеров.
  
   (Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства). - Т. 4, ч.16 - СП б., 1857).
  

0x01 graphic

  

"Переправа через Дунай" 1880.

Художник Павел Осипович Ковалевский (1843-1903)

  
   187
   Инструкция для руководства юнкеров Санкт-Петербургского Пехотного Юнкерского Училища. 1880 г.
   I. 1. Училище для юнкеров и вольноопределяющихся составляет роты и делится на отделения на тех же основаниях как в войсках. 2. В юнкерской роте полагается 1 фельдфебель, 4 отделенных (капральных) и 8 младших (десяточных) унтер-офицеров. 3. Обязанности фельдфебеля, отделенных и младших унтер-офицеров совершенно согласны с обязанностями этих званий и должностей в полках и батальонах. 4. Юнкера, отличающиеся хорошей нравственностью и успехами в науках, имеют право на следующие виды поощрений: благодарность, заявленную перед товарищами и в приказе по училищу; перевод в высший разряд по поведению; назначение на должности младшего и старшего унтер-офицеров и фельдфебеля. 5. По поведению все юнкера в училище делятся на 3 разряда. При поступлении в училище все юнкера зачисляются во 2-ой разряд; затем, по оценке нравственных поступков и служебной исполнительности, юнкера перечисляются в высший 1-й или низший 3-й разряд. Юнкера 3-го разряда к производству в офицеры не удостаиваются, а в училище не имеют права голоса на выборах артельщиков и пр. 6. Юнкера обязаны подчиняться Начальнику Училища, каждому вообще офицеру, а равно и фельдфебелю, отделенным и младшим унтер-офицерам, на тех же основаниях, как и нижние чины в войсках. 7. Юнкера должны как в училище, так и вне его вести себя прилично и вежливо, соблюдая во всем благопристойность и приличие. 8. Всякое нарушение дисциплины подвергает виновного ответственности, согласно Дисциплинарного Устава. Сверх того, юнкера могут быть отчисляемы из училища: а) за неуспехи в науках, леность и нерадение - по определению учебного комитета и б) за проступки и неодобрительное поведение - начальником училища; в обоих случаях по утверждению начальника Штаба Округа. (Вторично отчисленные за неуспехи и т.п. более в училище не принимаются, а могут явиться к офицерскому экзамену наравне с небывшими совсем в училище). Отчисление из училища может быть сроком от 1-го до 2-х лет. Вовсе исключенные за дурное поведение ни в какое юнкерское училище более не принимаются, но могут: исключенные из старшего класса, через два года, а исключенные из младшего класса, через три года, держать при училище офицерский экзамен, если будут удостоены к тому своим ближайшим начальством, по особом удостоверении в действительном исправлении. 9. За преступления, влекущие за собою предание суду, виновные немедленно исключаются из училища, для поступления с ними по закону. 10. В отношении принесения жалоб юнкера должны руководствоваться Дисциплинарным Уставом (Дисциплинарный Устав выдается на руки каждому юнкеру, или не менее как по одному экземпляру на 5-х). 11. Со всеми просьбами, например об удовлетворении деньгами и вещами из полка, об увольнении из училища или в отпуск и т.п., должно обращаться по команде, чрез ротного командира, докладными записками. Докладные записки, написанные не по форме, не принимаются; написанные же небрежно - подвергают сверх того, виновных взысканию. 12. В училище дозволяется игра в шахматы, и как в училище, так и вне оного запрещается всякие игры с денежным интересом. 13. Курить в училище дозволяется только в свободное время и в указанном для этого месте. 14. Книгами из училищной библиотеки юнкера могут пользоваться, на основании правил о библиотеке. Журналы же и газеты дозволяется читать только в читальной комнате; брать их в роту можно только тогда, когда они поступят уже в библиотеку; книги, журналы и газеты должны содержаться в порядке. 15. Нарушение распоряжений, содержащихся в приказах, постановлениях и правилах, подвергает виновного ответственности, и никто не может оправдываться незнанием постановлений. 16. В училище, как и во всякой отдельной части войск, для наблюдения за порядком наряжаются: 1) дежурный офицер по части, т.е. по училищу (на котором лежат обязанности дежурного по полку), 2) дежурный юнкер по роте, 3) дежурный по кухне и 4) дневальные по роте и кухне - в помощь дежурным. II. Порядок, соблюдаемый в училище. 17. За соблюдением установленного к училище порядка наблюдает дежурный офицер. 18. В 6 1/4 часов утра бьет повестка. По повестке встают дневальные. 19. В 6* часов утра бьется заря, по которой должны вставать все юнкера. 20. Встав с постели, юнкера умываются, одеваются - и молятся Богу. 21. Застилка постелей, чистка платья и сапогов лежат на обязанности каждого юнкера; но не воспрещается для чистки платья и сапогов нанимать служителей, находящихся при училище. Содержать оружие в исправности и чистить его - должны непременно сами юнкера, каждый свое. Оружие больных, отпускных и т.п. чистится юнкерами, по распоряжению отделенного унтер-офицера и всегда в его присутствии. Всякая чистка платья и оружия в жилых покоях воспрещается, во избежание пыли, нечистоты в комнатах и особенно порчи воздуха. Для чистики назначается комната, отведенная для курения. 22. В 7* часов, по повестке, юнкера идут к чаю: раньше этого времени никто не должен быть в столовой. Кончившие пить чай могут заниматься гимнастикой до повестки в классы. 23. После утреннего часа фельдшер осматривает заболевших. 24. В 7* часов, по пробитии сбора, юнкера идут в классы. 25. Между третьею и четвертою лекциями, в получасовую перемену, юнкера получают хлеб с квасом. В 12* часов оканчиваются утренние классные занятия и с 12* часов юнкера занимаются по расписанию фронтовым учением, фехтованием, гимнастикой и проч. строевыми занятиями. 26. В 3 часа полагается обед. В воскресенье и праздничные дни к обеду идут в 1* часов. 27. По пробитии повестки к столу, рота строится фельдфебелем и рассчитывается по столам; затем, по поверке фельдфебелем столов, юнкера поют молитву, и все, по сигналу, садятся за стол. (В присутствии начальства или дежурного офицера фельдфебель не распоряжается, не испросив предварительного разрешения). 28. Во время обеда играются сигналы или бьются барабанные бои, для обучения юнкеров. 29. По окончании обеда, дежурный по роте юнкер обходит столы и затем докладывает дежурному по училищу офицеру (а в отсутствии офицера фельдфебелю), что обед окончен - тогда дается сигнал, по которому юнкера встают и, по окончании молитвы, выходят, по приказанию дежурного офицера и по команде дежурного по роте юнкера, в порядке из зала и следуют в роту. 30. После обеда юнкера, не занятые службой, могут быть увольняемы со двора, до 9 часов вечера. 31. В 7* часов вечера бьется повестка к чаю; после чая желающие могут заниматься гимнастикой и фехтованием, для чего освещается гимнастическая комната. 32. По пробитии вечерней зари, в 9-ть часов, юнкера стоятся; фельдфебель или отделенные унтер-офицеры делают перекличку и читают приказ. 33. После переклички юнкера могут ложиться спать. 34. После зари и до 11 часов освещение в роте уменьшается; оставляются только те лампы, которые нужны для занятий. По прекращении же занятий в спальнях горят только ночные лампы. В 9 же часов запираются все выходы из училища, кроме переднего и ключи находятся у дежурного по роте юнкера. В 11 часов запирается и передний выход. Затем, во время ночи, никто не впускается и не выпускается, иначе как через передний выход. Входящие должны звонить; ночной дежурный сторож открывает двери, а дежурный или очередной дневальный юнкер наблюдает за тем, кто пришел. 35. Окончив занятия, каждый юнкер убирает свои вещи в ящик, прибирает платье и, помолившись Богу. ложится спать. Примечание 1-е. Вечером для желающих заниматься освещаются по мере надобности классные комнаты не долее, как до 11 часов. При этом, в классах всякий шум, даже всякие, не идущие к делу разговоры - запрещаются. Примечание 2-е. Для вещей громоздких и излишних отведены особые для каждого взвода помещения. Во избежание недоразумений, при хождении в них, они заведуются выборными от отделений, которые не впускают никого без себя и отвечают за целость имущества. Эти же выборные принимают от юнкеров белье для мытья и сдают его училищному каптенармусу и обратно принимают и раздают юнкерам. Но белье должно иметь ясные, четкие метки. 36. В роте юнкера могут быть одеты в чем угодно, кроме халата. По приходе кого-либо из начальствующих лиц или офицеров-первый увидавший их приказывает "вставать", причем все встают, надевают форменное платье и застегиваются. Если вошедший начальник или офицер дозволяет продолжать заниматься, и оставаться как были - то его приказание исполняется, но без особого приказания никто не садится. В казармах дозволяется петь песни, танцевать, плясать (но не производить особого шума), если это не мешает другим заниматься. Впрочем, желающие заниматься могут быть в классах. Одним словом, в роте соблюдается внутренний порядок, установленный для войск в казармах, позволяется иметь самовары и проч. посуду и пить чай, когда угодно; при этом юнкера не могут требовать от служителей, чтобы им ставили самовары; также лежит на ответственности юнкера сохранение мебели от порчи и соблюдение чистоты, во время питья чая и т.п. 37. В классах юнкера должны быть одеты в мундирах и также, как всегда, соблюдать опрятность и аккуратность в одежде. 38. Волосы юнкера должны постоянно носить остриженными по форме, и бороду чисто выбритую. 39. При посещении классов, столовой залы кем-либо из высших начальников или генералов (а именно: Начальником Окружного Штаба, Помощником его, Начальником Училища и Ротным Командиром), юнкера тоже должны встать. Примечание. Младшему лицу, в присутствии старшего, не встают. 40. Если начальник обращается с приветствием ко всем или к нескольким человекам одновременно, то должно отвечать: "здравия желаем", с присовокуплением соответствующего титула: "ваше высокопревосходительство", "ваше превосходительство", "ваше благородие". На приветствие обращенное к одному лицу, находящемуся в строю, должно отвечать также. Если же начальник приветствует юнкера, не находящегося в строю, то допускается к ответам прибавлять не титул, а чин, например "здравия желаю, господин полковник, господин майор, г-н поручик" и т.д. (при ответах генералам, вол всяком случае, прибавляется титул). 41. В баню юнкера ходят 2 раза в месяц, в дни и часы, назначенные особыми распоряжениями, и притом командами, под начальством одного из унтер-офицеров, который и отвечает за порядок в команде. 42. Юнкера могут видеться с посетителями только в свободное от ученья и служебных занятий время и не иначе, как в приемной комнате и до пробития вечерней зари. 43. Без всякого предварительного разрешения, могут посещать училище и осматривать его все непосредственные начальники и все вообще генералы; затем все прочие лица могут быть введены во все помещения училища дежурным по училищу офицером. (Хотя желательно дать ознакомиться с училищем каждому посетителю - но поставляется в обязанность дежурным по училищу и прочим офицерам наблюдать, чтобы подобные посещения не прерывали и не мешали занятиям, как классным, так и строевым. Затем, за всякого, введенного без разрешения офицера, посетителя отвечает юнкер, который его ввел. Наблюдение за этим относится к прочим обязанностям дежурного и дневальных юнкеров. 44. В воскресенье и праздничные дни - к обедне, а накануне больших праздников и ко всенощной, юнкера ходят в церковь. 45. В воскресенье и праздничные дни никаких учебных и строевых занятий в училище не бывает. 46. Для наблюдения за здоровьем юнкеров и подания первой помощи состоит при училище фельдшер и доктор. Ежедневно, по утрами до классов, все нуждающиеся в перевязке пользуются ею в особо назначенной для этого комнате (приемный покой). Там же производятся необходимые перевязки и в течение дня. Всякий заболевающий обращается к дежурному по роте юнкеру, который требует фельдшера; затем всякое дальнейшее распоряжение основывается на заявлении фельдшера, т.е. или посылка за доктором или отправление больного в госпиталь; обо всем найденным необходимым фельдшером, дежурный по роте заявляет дежурному по училище офицеру для зависящих распоряжений; обращается особенное внимание на то, чтобы в холодное время больные были отправляемы в госпиталь в тулупе и в теплых сапогах. Во время урочных посещений доктора, дежурный обходит роту и объявляет о его приходе. 47. Увольнение от занятий по болезни может быть допускаемо только по записке, доставленной от доктора. Равно - все, кому запрещено выходить на свежий воздух, должны иметь свидетельство от доктора. 48. Отправляющиеся в госпиталь, должны все казенные вещи и оружие сдать отделенному унтер-офицеру; свои же вещи складывают в цейхгаузе для собственных вещей. 49. Оставляющие училище совсем сдают училищные вещи отделенного унтер-офицеру, а книги в библиотеку, получая расписку в сдаче, которую представляют ротному командиру. III. Отпуск со двора. 50. В отношении к отпуску со двора наблюдаются те же постановления, что и в войсках, а именно: юнкера могут быть увольняемы со двора в будни, во время свободное от занятий, а в воскресные и праздничные дни после обедни, (каждый юнкер должен быть снабжен, раз навсегда, именным билетом, свидетельствующим, что он состоит в училище; уходя со двора, этот билет должно иметь при себе). Юнкера, уволенные со двора, обязаны явиться к 9-ти часам вечера. 51. Увольнение в отпуск позже зари может быть разрешен только юнкерам хорошо аттестованным, во всех отношениях, или, по особенно уважительным причинам, и, при том, только Начальником Училища, с выдачею особого на тот раз билета. 52. Увольнение в отпуск на ночь допускается, с разрешения начальника Училища, только в случае каких-либо крайне уважительных семейных обстоятельств. 53. На праздник Рождества Христова и на Святую неделю юнкера и вольноопределяющиеся, хорошо аттестованные во всех отношениях, могут увольняться в отпуск, для свидания с родственниками. В остальное же время, в подобный продолжительный отпуск, могут быть увольняемы только по особой крайней надобности. 54. Каждый юнкер, желающий идти со двора, обязан, исправно одевшись в отпускную форму, явиться к дежурному по училищу офицеру, который осматривает увольняемого, а дежурный или дневальный юнкер записывает его в установленной для сего книге и отмечает до каких часов он увольняется. По возвращении из отпуска, каждый юнкер обязан непременно явиться к дежурному офицеру. Дежурный же или дневальный юнкер отмечает в книге, когда и исправно ли он явился. Не исполнивший этого юнкер подвергается ответственности. О таковых, равно как и об опоздавших и неявившихся, дежурный офицер доносит ротному командиру для доклада Начальнику Училища. Всякий ушедший без записи в книгу - считается самовольно отлучившимся. 55. Если юнкер, уволенный в отпуск, заболеет, то обязан явиться в училище, для оправления в военный госпиталь. В таком случае, юнкер обязан немедленно уведомить о том училищное начальство. IV. Форма одежды и отдание чести. 56. Юнкера увольняются со двора в обыкновенной городской форме и притом в шапках с султаном, в шинелях или в мундирах, смотря потому, в чем стоят караулы и, непременно, при оружии. 57. В ненастную погоду юнкера надевают шинели в накидку, если караулы в мундирах, и имеют башлык под шинелью. 58. Надевая шинель в рукава сверх мундира, юнкера должны иметь башлык сверх шинели, причем концы его складываются накрест на груди и заправляются за пояс. (Если бы случилось быть без оружия, например, идут в баню, то концы башлыка завязываются на груди. 59. Башлык надевается на шапку только во время дождя, снега, метели и при сильном морозе. Если башлык был на голове, но снят, по случаю перемены погоды, то он должен быть опять надет на шинель по форме. В небольшие морозы надевают наушники. 60. Если войска носят зимние панталоны - то как на службе в училище, так и всегда вне его - все юнкера должны быть одеты также; пи этом уходящие со двора должны иметь рукавицы на тесаке или штык (в стрелковых частях). 61. Подбородный ремень шапки опускается только при сильном ветре. 62. Надевая шинель в рукава, иметь все пуговицы и крючки застегнутыми и тесак сверх шинели. 63. Надевая шинель внакидку, застегивать верхнюю ее пуговицу, верхний крючок на борте, оставляя на лифе пуговицы отстегнутыми. 64. Воспрещается ходить по улице, заложа руки в карманы шинели. 65. Юнкерам дозволяется быть в театрах, концертах и на публичных лекциях, занимая не ближе 7 ряда кресел или стульев; во время антрактов, юнкера должны вставать, так как, в присутствии офицеров нижние чины сидеть не могут. 66. Посещение всякого рода публичных гуляний, где установлена плата за вход, равно как и посещение маскарадов, трактиров, ресторанов, кондитерских и т.п. строго воспрещается. 67. Также запрещается посещение курительных зал и буфетов в театрах и других собраниях, так как это тоже трактиры, и при том нижние чины не имеют права курить, в присутствии офицеров. 68. Запрещается курить на улицах и всегда в присутствии офицеров. В обществах юнкер не может пользоваться разрешением одного из офицеров курить в его присутствии. Разрешение одного не дает права делать то же при других. Совершенно то же относится и к сидению в присутствии офицеров. Тут даже разрешение, при первой встрече, не имеет силы до другой встречи с тем же офицером. 69. Присутстивуя при смотрах и учениях, быть в той форме, в какой одеты войска. 70. Вне фронта дозволяется носить белые и серые замшевые перчатки. 71. Дозволяется ездить в экипажах. 72. Каждый юнкер должен быть одет опрятно: платье, прибор, шапка, пуговицы и проч. должны быть вычищены. 73. Юнкера, имеющие слабое зрение, могут носить, во время занятий, или вообще вне фронта, очки, но не иначе, как по свидетельству доктора и с разрешения Начальника Училище. Носить де очки в строю можно только временно, по болезни глаз. Такие юнкера свидетельствуются доктором, от времени до времени. 74. Отступление от установленной формы в одежде и а амуниции строго воспрещается. 75. Юнкера должны отдавать честь по установленным правилам. 76. Честь отдается Государю Императору, всем членам Императорской Фамилии, всем генералам, штаб и обер-офицерам Гвардии, Армии и Флота, во всякое время дня и ночи. 77. Для отдания чести, идя пешком, при встрече со штаб- и обер-офицером, прикладывать правую руку к козырьку шапки; при встрече же с членами Императорской Фамилии, всеми генералами, непосредственными начальниками и прочими офицерами своего училища и своего полка, становиться во фронте за 6 шагов и, пропустя на два шага, поворотясь на-право или на-лево, продолжают путь. 78. Для отдания чести из экипажа, обратиться лицом к лицу встречаемому и приложить руку к козырьку (обращается внимание на то, чтобы в экипажах сидеть прилично). 79. Если юнкер проходит мимо стоящего офицера или обгоняет идущего, то в обоих случаях обязан прикладывать руку к козырьку. Честь отдается по вышесказанному правилу и обгоняющим юнкера офицерам. 80. Для отдания чести за решеткою сада или на балконе дома, вставать с места и прикладывать руку к козырьку, если юнкер в шапке. 81. Отдавать честь, кому следует, и в том случае. когда юнкер идет с генералом, штаб или обер-офицером, который чином старше лица, им встречаемого. 82. Если юнкера идут куда-нибудь командой, например, в баню - то унтер-офицер или старший должен быть при оружии и при встрече с начальником, обратив внимание команды на встречаемое лицо, прикладывать правую руку к козырьку шапки; в это случае - прочие люди не отдают чести. 83. Если юнкер за что-либо подвергается от старшего себя замечанию (что имеет право каждый из офицеров), то должен подробно донести о том ближайшему начальству; то же должно быть исполняемо, если высшие начальствующие лица, при встрече юнкера обратятся к нему с вопросом или вступят в разговор. V. Ведение хозяйства в роте. 84. Хозяйство в роте ведется на основании положения о ротном хозяйстве в войсках, с теми изменениями, которые необходимы в училище; например, обязанности дежурного по роте юнкера, относительно хозяйства, возлагаются на особого дежурного по кухне, назначаемого приказом из юнкеров старшего класса; в помощь ему назначается дневальный юнкер, преимущественно из младшего класса; один их этих юнкеров и ходить за покупками с артельщиком. 85. Выбор артельщика, членов артели все остальное делается согласно положения, при чем ротный артельщик и члены артели от роты должны избираться только от юнкеров старшего класса; отделенные же артельщики - по одному из отделений. Провиантом в полках заведуют ротные каптенармусы, так и в училище один из юнкеров старшего класса будет назначаем каптенармусом. 86. Все лица, как выборные, так и каптенармус, остаются в своих должностях только месяц, и, окончив счеты, сдают должности новым. 87. Для ознакомления с приемом провианта посылается от 4 до 6 юнкеров старшего класса, вместе с каптенармусом (юнкером), при казначействе училища. 88. Подробности хозяйства и все обязанности артельщика, членов артели и каптенармуса объяснены в приложении. <...> VI. Порядок в классах. 100. В каждом отделении класса назначается приказом по училищу один старший. 101. Он наблюдает за порядком и докладывает дежурному по училищу о всем случившимся. 102. Старший получает бумагу и прочие принадлежности из библиотеки по записке, утвержденной преподавателем. 103. При посещении начальства, он рапортует о состоянии юнкеров в классе и о том по какому предмету идет лекция и кто преподаватель. Он должен знать расход юнкеров поименно. 104. Он хранит все имеющиеся в отделении пособия и наблюдает за сохранением их, выдавая их юнкерам для занятий и принимая по подробному осмотру. 105. Юнкера должны беречь имеющиеся у них на руках книги, учебники и пособия. За утрату, порчу и продажу книг и пособий юнкера ответствуют также, как и за всякую казенную вещь. Также требуется беречь все тетрадки с практическими занятиями и держать их в чистом виде. 106. По последнему сигналу, означающему начало лекций, все юнкера должны быть в классах и сидеть на местах. 107. Никому не дозволяется выходить из классов без крайней надобности, хотя бы преподавателя и не было на лекции. Если преподавателя нет, то дозволяется вставать с места и заниматься у больших досок, карт и моделей; все прочие должны быть на местах, и никто не должен позволять себе громкого разговора и тем более смеха и шума. 108. Имеющий необходимость оставить класс, выходит, не испрашивая разрешения у преподавателя - но отвечая потом перед начальством училища за всякий, неоправданный крайнею необходимостью, выход из классов. 109. Преподаватели не будут также входить в рассуждения о причинах выхода, а будут только сообщать о выходящих дежурному по училищу офицеру для доклада по начальству. 110. Равно, при всяком нарушении порядка в классе кем-либо из юнкеров, преподаватель приглашает этих юнкеров прекратить беспорядок. При повторении того же - преподаватель просит этих юнкеров оставить класс и потом сообщает об них; или, если они не оставят класс по его предложению, то уходит сам из класса и объясняет Начальнику Училища или дежурному офицеру о причинах оставления им класса. 111. Виновники в таких нарушениях порядка подвергаются строжайшему взысканию.
  

(Бобровский П.О. Юнкерские училища. В 3-х т. - т.2. - СП б., 1881).

  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

Лао-цзы (Ли Эр) (IV-- /// вв. до н. э.) -- автор

древнекитайского трактата "Лао-цзы"

  -- Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый -- лжец.
  -- Закон достойных -- творить добро и не ссориться.
  -- Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
  -- Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
  -- Голос истины противен слуху.
  -- Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.
  -- Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.
  -- Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.
  -- Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
  -- Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот -- нравственный муж.
  -- Мудрец избегает всякой крайности.
  -- Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
  -- Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
  -- Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
  -- Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
  -- Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
  -- Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
  -- Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.
  -- Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
  -- Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело -- из малых.
  -- Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
  -- Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
  -- Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
  -- Превосходный воин никогда не разгневается.
  -- Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
  -- Нет греха тяжелее страстей.
  -- Знающий меру доволен своим положением.
  -- Воздержание -- это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
  -- Будьте внимательны к своим мыслям -- они начало поступков.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012