ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Общество вычищенных сапог

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как сохранить "мозги" с пользой для военного дела, или призыв к мыслящим и умеющим!


А.И. Каменев

  

"ОБЩЕСТВО ВЫЧИЩЕННЫХ САПОГ" , ИЛИ...

  
   В "Военном вестнике" в далеком 1925 году известный военный деятель и вдумчивый мыслитель А.А. Свечин с горечью иронизировал:
  
   "Вообще следует чистить сапоги и в эту работу вносить не только механическое начало: нужно художественное отношение к деталям, нужно, чтобы блеск сапог выявлял внимание и заботу, умелость и уверенность руки, работающей сапожной щеткой, стремление к совершенству. Будем не только ценить чистильщиков сапог, но и каждый в своей сфере добиваться глянца".
  
   Ирония Свечина вскоре сменяется горечью в постановке проблемных вопросов:
  
   "Не должно ли увлечение деталями остановиться за порогом учебных программ и рабочих служебных часов? Должны ли мы фиксировать все наше внимание на частности и судить о целом с точки зрения сияющего сапога и в наши свободные часы? Можем ли мы строить нашу военную общественность, наш интерес к обороне государства, нашу попытку захвата широких масс, которым когда-то придется стать вооруженным народом, на этом культе подробностей?"
  
   Он прекрасно понимает, что в военном деле пристальное внимание к мелочам службы и быта порой занимает все служебное время и не дает возможности сосредоточиться на главном - боевой подготовке войск.
   Если кто-то думает, что времена аракчеевщины, плацпарадности ушли в прошлое, то глубоко ошибается.
   И сейчас справедливо суждение, которое прозвучало в первом номере "Военного сборника" (1858 г.), что смотры и парады составляют "альфу и омегу нашей служебной деятельности". От солдата не требуют находчивости, боевой выучки, а лишь выправки, умения делать ружейные приемы да маршировать в строю.
   Офицера тоже ценят не по боевым заслугам, а по наружности, умению муштровать роту на строевом плацу.
   Вот почему бездарность, умеющая до блеска чистить сапоги и четко отбивать такт на строевом плацу, выбивается вперед и занимает лучшие места в военной иерархии.
   *
   Вряд ли найдется сейчас кто-либо, кто подвергнет сомнению наличие плацпарадных приоритетов в современной российской армии.
   *
   Вред такого плацпарадного направления в деятельности войск заключается в том, что мелочи воинской службы, армейская рутина сковывает развитие личности, не заставляет идти вперед в овладении боевым искусством.
   "Общество вычищенных сапог" процветает, а "Общество ревнителей военных знаний" не функционирует даже в том виде, в коем оно пребывало в дореволюционное время.
   *
   Уточним, как это было.
  

Общество ревнителей военных знаний

   Из статьи Е.Ф. Новицкого, посвященной 30-летию создания этого общества (1928 г.) известно, что "Общество" это родилось благодаря частной инициативе ряда лиц, которые горели желанием приобщиться к подлинному научному знанию о войне. Военное министерство не только стояло в стороне от этой идеи, но и с опаской отнеслось к затее молодых офицеров.
   Осенью 1898 года Е.Ф. Новицкий, который окончил Академию Генерального Штаба в 1892 году, собрал кое-кто из академических товарищей с целью изучить новейший опыт в области военного дела. В числе инициаторов нового дела встали Дмитрий Михайлович Левшин, который живо интересовался философией, и Николай Николаевич Корф - тот активно работал над военно-социальными вопросами. Вот эти три лица и составили основу постепенно разросшегося кружка и явились первыми учредителями организации, намеревавшейся посвятить свои силы разработке военных вопросов, "лежащих на грани между "казенными" военными науками, которыми нас только что зарядили в Академии, и общими знаниями, без коих, мы чувствовали, не может быть серьезного развития чисто военных знаний".
   Как только весть о том, что образовался интересный дискуссионный кружок распространилась в петербургском гарнизоне, к нему начали присоединяться другие офицеры. В свободное от службы время там до хрипоты спорили о психологии, об армии, как о специальном организме и о других проблемах воинской жизни, боевой подготовки и войны.
   Начальство с подозрением отнеслось к вечерним и ночным посиделкам офицеров. Тень декабристов продолжала пугать военное руководство.
   Когда потребовалось легализовать сложившееся общество, Главный Штаб не допустил назвать Общество военно-научным и потребовал, чтобы оно сосредоточилось исключительно на военных знаниях, т.е. на просветительских задачах. Тем не менее, по недосмотру цензора, в одном из параграфов Устава удалось сохранить фразу, что фразу "Общество имеет целью распространять среди офицеров военные и общие знания". Это позволило учредителям придать "Обществу Ревнителей военных знаний" тот характер широты, которым оно снискало впоследствии большое к себе внимание и симпатии.
   *
   Впрочем, скептики сомневались в жизнеспособности "Общества" Так, начальник 1-ой гвардейской пехотной дивизии князь Н.Н. Оболенский вопрошал организаторов: "Не понимаю, где Вы найдете дураков, которые будут слушать Ваши лекции?"
   "Дураки", впрочем, нашлись, но не среди высшего командного состава (те во все времена считают себя умудренными специалистами) и не в рядах младшего офицерства (те нередко не испытывают потребности активно развиваться), а среди офицерства среднего звена, начиная, примерно от командиров рот и до начальников дивизий включительно, которые искренне сочувствовали полезному начинанию, поддерживали материально и составляли основу аудиторий "Общества".
   *
   Руководящими принципами деятельности Общества с первых моментов его возникновения были:
   1.В деле науки не может быть начальников и подчиненных, а есть только знающие и те, кто хотят воспользоваться этими знаниями. Так называемые "генералы от науки", безапелляционно изрекающие истины и не допускающие противоречий с первых же дней были немыслимы в жизни Общества. Кто больше знал в известной области, тот поднимался на кафедру и поучал других, хотя бы бесконечно больше знавших его в других областях. В этом смысле наше Общество являлось действительно собранием лиц, вступивших во взаимную связь исключительно ради того, чтобы поучиться один у другого и где на кафедре признанные ученые сменялись молодыми офицерами-специалистами по тому или другому вопросу. И руководители Общества добились создания такой атмосферы, что такое "равноправие" признавалось всеми, как вполне естественное и не вызывало ни протестов, ни укоров, ни недоразумений.
   2.Общество придерживалось самой широкой программы, как в отношении существа, так и порядка составления своей культурной работы. Конечно, военные темы доминировали над прочими. Но Общество считало своим долгом предлагать своим членам, и притом в наилучшем изложении, темы по всем отраслям знаний. Старые "ревнители" могут припомнить на кафедре Общества и Демчинского, с его теорией предсказания погоды, и Ипатьева, с лекцией о жидком воздухе, и Викковского, с сообщениями о падающих звездах, и князя Максутова и Пасыпкина, с их докладами о жизни старого Египта и т.д. и т.п.
   3.Во все свои начинания Общество вносило большую организацию и строгое предварительное изучение того, что оно имело в виду предложить своим членам. Никто из "ревнителей" не может припомнить, хотя бы одного случая, когда бы существо дело страдало от отсутствия организации и ни один лектор не может пожаловаться, чтобы ему было отказано в средствах ради экономии: все и вся было к услугам лектора. Программы лекций всегда разрабатывались до мелочей. Причем, Совет Общества принимал непосредственное участие в составлении этих программ, озабочиваясь тем, чтобы лектор дал не случайные сведения, а именно то, что отвечало плану работы Общества.
   4.Общество допускало на свои лекции не только своих членов, но и всех, не исключая и гражданских лиц, дам и даже иногда детей; только для дам и детей отводились хоры.
   *
   На всех лекциях неизменно раздавались печатные программы, обычно с таблицами и чертежами, составлявшимися так, чтобы, с одной стороны, освободить лектора от ряда имен и цифр, а с другой - дать слушателям возможность иметь все имена, цифры, схемы и чертежи во время доклада непосредственно перед глазами, а затем, после доклада иметь возможность по небольшому конспекту восстановить всю лекцию.
   Вообще, на организацию докладов обращалось большое внимание.
   Не было выдающегося лектора и не было средства, которое в самом широком виде не было бы применено в виде возможно полного достижения докладом своей цели.
   Иногда устраивались даже целые выставки...
   Когда же требовалось, доклады переносились в специально приспособленные аудитории Физического Института, Артиллерийской Академии и т.п. Все доклады читались лекторами бесплатно.
   *
   Другой по важности формой деятельности была издательская.
   В виду того, что устными докладами обслуживались только члены, живущие в Петербурге и его ближайших окрестностях, естественно возник вопрос, каким образом удовлетворять иногородних. И хотя в среде Общества возникло скоро несколько Отделений, но огромная масса офицеров все же не могла организоваться в самостоятельные кружки и должна была примыкать к более мощным организациям, находившимся вне места жительства офицеров.
   Первоначально было решено использовать ради удовлетворения иногородних "Вестник Общества", редакторство коего принял на себя Л.В. Евдокимов.
   *
   Другое обстоятельство, способствующее успеху этих посещений - была чрезвычайно обдуманная их организация: заготовлялись экипажи, нанимались вагоны, приготовлялись походные завтраки и т.д. и т.д. Каждый член Общества знал, что, приняв участие в экскурсии, он получит всевозможные удобства и притом за ничтожно низкую цену.
   Но этим деятельность Общества не ограничивалась. Однажды членами Общества была организована грандиозная трехдневная военной игры. Игра была интересна как по составу игравших, так и по замыслу. Руководителем был А.П. Скугаревский. Командовали сторонами - Н.И. Иванов, впоследствии Главнокомандующий Юго-Западным фронтом и Гернгрос, впоследствии Начальник Генерального Штаба. В числе посредников был и Великий Князь Сергей Михайлович.
   Непосредственно в игре принял участие весь цвет гвардии. Что же касается задания, то впервые был применен исторический метод к военной игре. Обе стороны изображали русскую и турецкую армии в 6 часам утра 18 июля 1877 года...
   *
   Революция, конечно, смела это полезное начинание.
   *
   Но и в новой России не возникло мысли воссоздать деятельность общественной Организации, которая позволила бы всем желающим пополнить, обогатить и углубить свои военные знания.
   А такая организация, основанная на принципах русского "Общества ревнителей военных знаний" очень полезна всякому истинно военному человеку, да и тому, кто занимается военной историей и военной политикой.
   Благо, что технический прогресс дает к тому неимоверные возможности.
   Но прогресс технический - не сопутствующая данная прогресса нравственного: одним не хватает прозорливости поддержать разумную инициативу, другие возомнили себя крупными стратегами, а третьи не дозрели до потребности изучать военное дело должным образом...
  
  

Как сохранить "мозги" опытных офицеров

с пользой для военного дела?

  
   Говоря о "райской группе", как о паразитическом наросте вооруженных сил, я не отрицаю идеи сохранения для армии и флота "мозгов" из числа офицеров, выслуживши свой срок и уволенных в запас.
   Напротив, считаю необходимым сделать так, чтобы все офицеры, представляющие для вооруженных сил интерес, были поставлены в благоприятные условия для дальнейшей работы.
   Но отбор таких людей надо вести не по принципу старшинства и звания, а по иному принципу - полезности.
   Это должны быть представители разных областей военного дела. По сути - это военный "мозговой центр", который вряд ли стоит подчинять министерству обороны, где нездоровое отношение к "бывшим" может похоронить это благое дело.
   Естественное деление по рангам может расставить по иерархическим местам людей этого "мозгового центра".
   Если пользоваться этой артиллерийской терминологией, то можно определить примерно 4 ранга лиц военного "мозгового центра":
  
  -- "подносчики патронов" - собиратели необходимой информации (низший ранг);
  -- "заряжающие" - аналитики, определяющие проблематику (проблемы, актуальные и перспективные), это средний ранг;
  -- "стреляющие" - разработчики конкретных тем, ранг тот же, но иной характер деятельности;
  -- "целеуказующие" - аналитики высшего ранга, занимающиеся среднесрочными и долгосрочными вопросами военного строительства и военной науки.
  
   *
   В силу такой ранговой политики государство имело бы возможность использовать огромный интеллектуальный потенциал во благо государственного строительства и укрепления обороноспособности.
   Огромное количество офицеров, не потерявших работоспособности, но ставшие высококлассными специалистами, могли бы еще долгое время приносить пользу государству в этих структурах, имеющих свои региональные и центральные отделения.
   В условиях развития Интернета связь этих разделенных расстоянием людей уже не является помехой для общения, кооперации и сотрудничества.
   Во главе всей этой работы должен стоять авторитетный человек и не обязательно в прошлом занимавший высокий пост военной иерархии. Но этот человек должен быть государственным мужем и иметь возможность выходит с докладами и предложениями в высшие эшелоны власти.
   Только в этом случае можно поставить заслон непродуманным и губительным решениями в военном деле.
   *
   Так же, как то было во времена Е.Ф. Новицкого, инициатива должна исходить от истинных ревнителей военных знаний, а не от чиновников и государственных мужей.
   Надо лишь преодолеть эгоизм и честолюбие: не убудет от нас, если каждый знающий, умеющий и понимающий скажет свое слово тем, кто нуждается в добром слове, совете, знании ...
  
   Продолжение следует...
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010