ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Офицерские традиции - основа духа рыцарства

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Родина - святое понятие для офицера. Все самое важное сосредоточено в нем, все готов он отдать для ее благополучия, процветания и независимости. Нет больше чести, как "положить душу за други своя"...


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
   Военная школа России
   (уроки истории и стратегия развития).
   (начало 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28 мая 2014 г.)
  

Анатолий Каменев

  
  

Офицерские традиции - основа духа рыцарства

  
   Интересы сильной армии выдвигают следующие требования к офицерской корпорации:
  
  -- I)она должна быть сплоченной и монолитной, что достигается посредством особого, корпоративного духа (Э.Свидзинский);
  -- 2)в ней должен быть здоровый дух и здоровые отношения, позволяющие исправить заблуждающегося члена корпорации и удалить негодного (А.Сурин);
  -- 3)отношения в ней должны быть справедливыми, разумными, уважительными, при которых каждый вправе считать себя полноправным ее членом, имеющим свои права и обязанности (Ф.Юзефович);
  -- 4)товарищество, как особый род доверительности, взыскательности друг к другу, должны главенствовать во взаимоотношениях офицеров (Л.Толстой и др.);
  -- 5)офицерская среда должна быть резервуаром жизненной силы и мощи офицерского корпуса (П.Изместьев);
  -- 6)офицерская среда должна бережно относиться к каждому новому офицеру, особенно из числа окончивших военно-учебные заведения, помогая им адаптироваться в новой среде и уберечься от типичных ошибок начального периода офицерской службы (К.Варяжский и др.)
  
   Корпоративный дух есть нравственная солидарность, вытекающая из тождественности компетенций и функций (П.Изместьев).
  
   Корпоративность в офицерской среде требует соблюдения следующих правил:
  -- -признания обществом офицеров ответственности за поступки каждого своего офицера, что, конечно же, не умаляет ответственности и самого офицера за совершенное им;
  -- -требование к офицерам согласовывать свои действия поступки, поведение и образ жизни с требованиями офицерской этики и кодексом офицерской чести:
  -- -солидарность в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания и требований справедливости в отношении членов корпорации;
  -- -недопустимость разглашения фактов, имевших место в офицерской среде;
  -- -исключение злословия, злорадства в оценке поведения других офицеров, проявления непорядочности и т.п.;
  -- -верность слову, обещанию, устному заявлению, готовность исполнить обещанное и безусловное выполнение принятых на себя обязательств;
  -- -соблюдение внешних знаков приличия, товарищества и чинопочитания, особенно в гражданском обществе, общественных местах;
  -- -готовность каждого члена корпорации офицеров придти на помощь товарищу, нуждающемуся в ней, даже без формальной на то просьбы;
  -- -проявление искреннего сочувствия тем, кого постигло горе, несчастье, неудача и т.п.
  
   Девиз: "Один - за всех, все- за одного", - как нельзя лучше отражает суть корпоративности.
  
   Какие качества требуются для общения в офицерской среде?
   Среди особых качеств выделяются такие, как:
  
   а)коммуникативность ("способность к товарищескому общению") (Я.Червинка);
   б)самокритичность;
   в)порядочность.
  
   Умение входить в контакт с незнакомыми людьми:
  
  -- развивать контакты с людьми достойными и прекращать их с недостойными;
  -- умение "притягивать" к себе людей силой обаяния;
  -- умение чувствовать опасность, исходящую от людей непорядочных, коварных и расчетливых, - все это обнимает искусство общения, столь необходимое офицеру.
  
   Самокритичность, как специфическое качество, необходимое в офицерской среде, требуется в силу того факта, что многие люди чаще замечают недостатки других и не видят их у себя.
   Такой перекос, естественно, создает благодатную почву для конфликтов, ссор и недоразумений.
  
   Закон порядочности гласит:
  
   "Не выставляй бесчестным образом слабостей твоего ближнего, дабы возвысить самого себя. Не открывай его проступков и заблуждений, с тем, чтобы блеснуть на его счет собственным преимуществом" (А.Книгге, немецкий писатель; I752-I796).
   О чувстве порядочности в офицерской среде достаточно четко высказались Н.Бутовский, Ф.Гершельман и др).
  

0x01 graphic

"Путешествие волхвов"

Художник Д. Тиссо

"Берегитесь льстецов, которые приходят к вам в овечьей одежде,

а внутри суть волки хищные"

  
  
   Печально сознавать тот факт, что от командира, который должен был бы блюсти душевный покой и нравственную чистоту в части, когда он сам со своими подручными будоражит людей, вносит нервозность в работу воинского коллектива и тем самым наносит непоправимый ущерб общему делу.
  
   Офицеры и прапорщики, солдаты и сержанты вступают в открытую или невидимую вооруженным взглядом войну и воинская часть начинает напоминать некое место боевых действий, где то тут то там возникают локальные бои, а то и целых сражения.
   *
  
   У китайцев есть интересное поучение о мудрой обезьяне, которая, стравив двух тигром, наблюдает за исходом их сражения с высокой горы и извлекает этим для себя пользу.
   *
  
   Плохо, когда на роль "мудрой обезьяны" претендует непорядочный командир или начальник. Там, где постоянные склоки и трения, не может быть ни порядка, ни дисциплины. Такая часть есть не что иное как паровой котел, готовый взорваться, или мина замедленного действия, которая может сработать в любой момент.
   *
  
  
   Известный военный публицист и крупный военачальник Н.Д. Бутовский, имел цель привести для всеобщего обозрения пример деятельности главного действующего лица - командира полка Авалова, умного и порядочного человека.
  
   Этот пример интересен, прежде всего, тем, что вновь назначенному командиру противостояла сплоченная группа злонамеренных лиц, уже успевших разобщить офицеров и ввести в оборот свои представления "нравственности".
   *
  
   У Н. Бутовского наглядно видно, что решающую роль в борьбе за души офицеров полка сыграла высокая порядочность самого командира.
   Смею утверждать, что в числе нравственных качеств командира или начальника это качество (порядочность) всегда должна стоять на первом месте.
  
   На практике этим правилом нередко пренебрегают, не понимая впоследствии, почему строгая и даже жесткая требовательность к подчиненным не дает никакого результата.
   *
  
   Позволю себе задать вопрос и моим уважаемым читателям: а вы сами можете отличить порядочность от ее антиподов - непорядочности и подлости?
  
   Если вам это всегда удается делать, то причин для волнения не должно быть, а если - наоборот - то следует задуматься и приглядеться к самому себе и к окружающим - нет ли тревожных нравственных симптомов.
  
   Впрочем, не буду поучать, ведь думающий человек всегда найдет ответ в интересующем его вопросе сам.

0x01 graphic

  

Что есть истина?

Художник Ге Николай Николаевич

  
  

Итак, предлагаю познакомиться со статьей Н. Бутовского,

прекрасного практического педагога и умного психолога.

  
  
   Ежегодные товарищеские обеды N-го корпуса последнее время стали многолюдными и оживленными; их аккуратно посещают питомцы этого заведения, между которыми можно встретить высокопоставленных лиц, корифеев военной науки, представителей последних войн, а также и лиц, удалившихся в разное время в гражданский мир, но не утративших традиций славного корпуса.
  
   Новое поколение кадет, еще не давшее нам вполне законченного типа, вступает здесь в тесное общение с представителями предыдущих эпох и прекрасно чувствует себя среди этого оригинального собрания, где неравенство лет и служебного положения стушевывается военным братством.
  
   <...>
   Для многих из нас, самым интересным лицом на обеде N-го корпуса был генерал Б.
  
   Почтенный старец, высокий, седой, сгорбленный, но живой в манерах, с красным, веселым, почти смеющимся лицом, в очках и с Георгием в петлице, он выбирал себе в товарищеских обедах самый уютный угол и весьма бывал густо окружен собеседниками.
  
   С ним необычайно скоро сближались, откровенничали, спорили, как со своим человеком и даже поверяли ему свои служебные промахи и неудачи.
  
   Генерал, не стесняясь, давал советы, а при случае не прочь был и разнести спорщика, но все это было проникнуто таким добродушием, такими симпатичными манерами, что разносы бывали даже приятными.
  
   На этот раз оппонентом генерала явился командир одного из армейских полков, моложавый, немножко занятый собой, с изящными, но несколько суетливыми манерами и не совсем добрым выражением лица.
   Он жаловался на состав офицерского общества и вообще на трудность современного управления полком.
  
   -- Знаете, что, милейший, -- сказал Б., характерно тряхнув головой, -- не трудно командовать полком, где все помощники, как говорится, на подбор; там командир может держать себя барином, разбрасывая направо и налево красивые руководительные словечки, а вот настроить распущенный полк, внести хороший тон в общественную офицерскую жизнь, водворить гармонию в отправление службы, -- вообще обнять полк своим авторитетом, своим воспитательным влиянием -- это заслуга...
  
   -- Позвольте, ваше превосходительство, -- перебил полковник, -- офицеры не школьники; их воспитание заканчивается в учебных заведениях...
   Командир полка в роли воспитателя -- это даже смешно...
   Каждый офицер зрелый человек, отлично понимающий свои обязанности, строго определенные законом; исполнил их -- прав, не исполнил -- подвергайся каре закона...
   Я даже не понимаю, какие тут могут быть нежности?
  
   -- Напрасно, напрасно, мой милейший, вы так узко смотрите на дело, -- возразил генерал, -- воспитываться никогда не поздно; школа замечательных военных начальников воспитывает даже генералов.
   Войска, побывавшие в руках талантливого начальника, совершенно преобразовываются:
  
  -- какая серьезность, какая святость отношения к исполнению служебных обязанностей приобретается такими войсками;
  -- сколько любви и интереса к делу, сколько довольства своей принадлежностью к военной корпорации, и, как высшая точка этих проявлений -- обаятельный идеал воинской доблести, стремление к высоким подвигам, полная готовность "положить душу свою за други своя..."
  
   Положим, у нас, в общем, все войска хороши; но я говорю о высших проявлениях, о том, что может сделать выдающийся начальник... Да, зачем далеко ходить, возьмем хотя генерала N., он умел увлекать не только молодежь но и нас -- седых стариков. Я не могу вспомнить без волнения нашего похода, нашей привязанности к этому человеку, нашего корпоративного духа... Да что говорить, этот человек оставил после себя целую школу...
  
  
   Генерал характерно махнул рукой, как бы давая знать этим, что все это слишком известно и что даже странно так много об этом говорить.
   Полковник не возражал; он казался несколько смущенным и все время покручивал свои красивые усы.
  
   -- Да, мой милейший, -- сказал генерал после некоторой паузы, -- я через эти дела прошел: командовал 12 лет полком, да шесть лет дивизией; всего насмотрелся; имел горькие и утешительные опыты, и снова, и снова повторяю, что воспитываться никогда не поздно.
   Что же касается молодежи, то о ней и говорить нечего, она в высшей степени восприимчива к воспитательным мерам начальника...
  
   Знаете ли, на меня всегда удручающе действовало, когда искупителями полковых неурядиц являлись молодые офицеры -- ведь это воск, из которого можно лепить что угодно...
   Вот, вы жалуйтесь на состав офицерского общества; положим, я с вами согласен, что известная часть молодежи, вышедшая из разночинной среды, не приносит с собой возвышенных принципов; но, верьте мне, что молодой офицер, за весьма редкими исключениями, способен перевоспитаться к лучшему, если будет окружен приличием и порядочностью со стороны старших.
  
   Общественное мнение в полку, всегда находящееся в руках старших товарищей -- огромная сила, и раз она попадает в руки ловких, влиятельных, но недостойных людей, не ждите ничего хорошего:
  
  -- уровень порядочности в офицерской среде понижается;
  -- служба вышучивается;
  -- мелкие дисциплинарные отступления, расшатывающие военный строй, покрываются ложным понятием о товариществе и т.д.
  
   Искупительной жертвой такого положения почти всегда являются простодушные, слепо идущая за старшими молодежь; крутые меры против этой молодежи -- жалкий паллиатив, свидетельствующий о слепоте командира...
  
   Я убежден, что во всех кутежах, сопряженных с неприличными поступками, в офицерской задолженности, в развязных манерах, антидисциплинарных жестах, в неумении выслушать и исполнить приказание, в дурном критическом духе по отношению к службе и вообще в дурном тоне, не отвечающем военному строю, непременно есть заводчики среди старших...
  
   Благо тому командиру, который сумеет отыскать их безошибочно и направить силу своей власти и своего авторитета на этот реальный центр полковых неурядиц.
  
   -- Да вот, господа, если вам не надоело слушать, -- продолжал Б, раскуривая сигару, -- я расскажу вам блестящий пример воспитательного влияния командира отдельной части, бывший у меня в дивизии.
  
   Один из моих полков, не имея в течение пяти лет постоянного командира, совершенно расшатался.
   По разным случайностям, смена командиров происходила чуть не каждый год, а последний был назначен издалека и целый год не являлся; да на беду еще старший штаб-офицер был хотя и порядочный в нравственном отношении человек, но вялый, мягкий и очень недалекий.
   Соседи, как это часто водится, старались сбыть в этот полк все, что им не нужно, и, таким образом, состав образовался неважный.
   Не проходило месяца, чтобы там не было нескольких скандалов.
  
   Наконец, я вижу, что дело плохо; призываю временнокомандующего, расспрашиваю, ничего, как есть, не могу от него добиться -- точно в лесу ходит.
  
   -- "Я, говорит, ваше превосходительство, за каждый проступок "примерно" наказываю".
   "Да что, говорю, в том толку, что вы "примерно" наказываете! Вы мне положение дела объясните, -- может быть кого-нибудь удалить надо?"...
  
   Я хотел уже сам вмешаться во внутреннюю жизнь этого полка и велел присматривать бригадному.
  

0x01 graphic

  

"Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", 1871.

Художник Ге Николай Николаевич

  
  
   Как раз в это время является настоящий командир.
  
   Впечатление на меня произвел неважное: худенький, невысокого роста, в пенсне и все улыбается, даже когда о серьезном говорит.
   Я вздохнул и подумал, что не такого сюда надо: опять, думаю, пойдет канитель... Чистая беда.
  
  -- -- Ну, -- говорю, -- полк принимаете не важный; хорошенько присмотритесь, да потом вместе подумаем, что предпринять.
  -- -- "Знаю, говорит, мне писали об этом", а сам улыбается.
  -- "Вот, думаю, чудак".
  
   Ну, я, конечно, во все его посвятил и на некоторое время оставил в покое.
  
   Недель этак через пять Авалов (так была его фамилия), является ко мне с докладом.
  
  -- -- Ну, что, -- говорю, -- как? Рассказывайте.
  -- -- Завтра, -- говорит, -- я призываю подполковника В. и капитана Г. и предложу им подписать прошения об отставке или гарантировать честным словом свое дальнейшее поведение...
  -- -- Постойте, батюшка мой, нет ли тут недоразумения? Ведь В. переведен к нам из N-го резервного батальона, где удостоился производства "за отличие вне правил"; это, можно сказать, единственный штаб-офицер в полку...
  -- -- Ваше превосходительство изволите ошибаться, -- возражает Авалов и все улыбается, -- я остановился на этом человеке, как на главном виновнике дурных влияний в полку, а потому я счел своей обязанностью собрать самые подробные справки о всей его жизни и службе...
  
   Он вынул из кармана два письма, одно от лица, знающего В. при начале его службы, а другое от своего товарища, тоже командира полка, которому В. был хорошо известен в качестве командира роты.
  
   В обоих письмах он был выставлен ленивцем, интриганом, вообще вредным человеком, совершенно не способным даже для командования ротой; но история производства В. в подполковники была так юмористически изложена, что я до сих пор не могу вспомнить ее без смеха. Командир резервной бригады, старик-инородец, плохо говоривший по-русски, не мог видеть этого ротного на смотрах.
  
  -- -- Ну, вы послушайте, -- выговаривал он командиру батальона, -- надо куда-нибудь убрайт этого капитана, совсем убрайт!... фуй, -- это срам!
  -- -- Я сам уже думал об этом, -- отвечал командир, -- и только жду случая, чтобы на что-нибудь серьезное опереться.
  -- -- Ну, ну, -- отвечал генерал, жестикулируя и строго наморщив брови, -- ну, ви, понимайт... можно там как-нибудь "за отличие нэ правил" представляйт... ну, ви умный человек, ви понимайт...
  
   На том и порешили.
   Таким образом, В. попал в подполковники.
  
   Я, конечно, обещал Авалову полную свою поддержку.
  
   Большую сенсацию произвело в полку это событие; все встрепенулось, почувствовало силу, а главное -- разумную силу, прямо попавшую в центр.
  
   Однако, я ничего этого как будто не знаю, жду рапорта и уже начинаю беспокоиться.
   Послал адъютанта справиться и получил ответ, что рапорта не будет и что в полку все благополучно.
  
   Я потребовал Авалова, и то, что я от него узнал, заставило меня удивляться и недоумевать, каким образом этот маленький, худенький человек, да еще с виду такой чудак, мог в какой-нибудь месяц изучить свой полк до ниточки, даже узнать характеристики полковых дам.
  
  -- -- Что же, -- говорю, -- не будете исключать?
  -- -- Бог с ними, ваше превосходительство, -- улыбнулся Авалов, -- народ простой, неупорный, -- обещались все сделать по-моему.
  
   Он подробно рассказал мне свои наблюдения.
  
  -- -- Да что вы за волшебник такой? -- спросил я, выслушав с некоторым сомнением рассказанные им характеристики. -- Как могли вы изучить полк в такое короткое время? Офицеров, что ли, допрашивали?
  
   Авалов поморщился: ему видимо не понравился мой вопрос.
  
  -- -- Я не признаю такого способа, -- сказал он, нервно улыбнувшись.-- Мои докладчики промежуточные начальники; да и они оказались на этот раз лишними: картина полковой жизни и службы вся налицо; я вижу ее и понимаю, а потому и сам могу быть своим докладчиком.
  
   Оказалось, что Авалов в первую же неделю завел дешевые вечера в собрании, где мог отлично познакомиться не только с офицерами, но и с их семьями.
   По казармам ходил не часто, но каждый обход давал ему массу материала, который он умел обдумывать и обобщать.
  
   Он сразу заметил, что служба в полку отправляется из рук вон плохо, но что это явление не коренное, а представляет отпрыск чего-то более важного, на чем Авалов и сосредоточил все свое внимание.
  
   Подробности общественной офицерской жизни хотя кого привели бы в ужас; но Авалов не растерялся; он производил свои наблюдения тихо, спокойно, все с той же загадочной улыбкой и не торопился принимать какие-либо меры.
  
   Очень важный предмет особенно занял Авалова: чудное учреждение -- светильник чести офицерской, суд посредников находился в недостойных руках, а временно командующий полком, вместо того, чтобы регулировать действия этого учреждения, только вносил путаницу своим бестолковым вмешательством.
  
   Подполковник В. и капитан Г. стояли во главе суда и бессменно выбирались каждый год.
  
  -- Популярность их основывалась на грубой выпивке, на вышучивании требований начальства, а главное -- на покровительстве, которое они оказывали приставшей к ним кампании офицеров;
  -- наоборот, -- молодежь твердая, воспитанная, избегающая безобразий и желающая служить, подвергалась систематическому преследованию, не находя никакой защиты в слабом и до крайности ограниченном штаб-офицере, временно стоявшем во главе полка.
  
   Главным образом, орудовал подполковник В.; капитан Г. состоял у него в качестве подручного.
   Временное безначалие в N-ом полку дало им власть, а кто не знает, к какому результату может привести людей недалеких и маловоспитанных опьяняющее чувство властолюбия...
  
   Несколько чудных юношей навсегда оставили военную службу; одни сами уходили из этого безобразного хаоса, других ловили на пустяках и предавали офицерскому суду.
  
   Это была невидимая извне и страшная именно этой невидимостью, облеченная в подкупающую форму офицерского достоинства, диктатура нескольких лиц над всем полком.
   Дамоклов меч висел над каждым офицером, осмелившимся чувствовать себя независимым от этого страшного кружка.
  
   Офицеры, покровительствуемые этой безобразной партией, держали себя совершенно развязано: фамильярничали со старшими; не видели в ротных командирах своих начальников и иногда даже позволяли себе неприличные против них выходки, имея у себя за спиной защиту, которая распространяла свою власть и на ротных командиров, как и на обер-офицеров.
  
   Странно было видеть юношей, подходящих к буфетной выставке с какой-то трактирной манерой;
  
  -- подпоручика, хватающего под руку почтенного капитана и держащего его за пуговицу во время разговора;
  -- грубый смех и неприличные остроты резали ухо в собрании;
  -- но что было самым ужасным -- это поголовная задолженность офицеров: люди, живущие одним жалованьем, утоляли жажду деликатными винами и безнаказанно забирали в буфете на целые сотни вместо разрешенного небольшого кредита...
  
   Не только к литературе, но даже к обыкновенному легкому чтению не чувствовалось в обществе никакого интереса.
  
  -- Библиотека стояла запертой, журналы не разрезанными; тоска какая-то разбирала офицеров, особенно по вечерам, и поездки в такое место, где можно развязно провести время, обратились в насущную потребность.
  
   В. и Г. были душой таких поездок и косо посматривали на товарищей, не принимавших в этом участия, называя их отщепенцами.
  
   В карты играли по большой, не по средствам, и тут тоже входили в долги...
  

0x01 graphic

  

Пушкин. А.С.

Художник Ге Николай Николаевич

  

Авалов все понял и

все сообразил с первых шагов своего командования.

  
   Он дал время созреть своим наблюдениям и не торопился принимать меры.
  
   Ему хотелось безошибочно наметить центр, около которого вертится все это безобразие, и он намечал его исподволь, как на занятиях, так и на вечеринках в офицерском собрании.
  
   Никому не выражая своих мнений, он измерял всякое явление своим проницательным взглядом, сопровождаемым загадочной улыбкой, что, в соединении с изысканной деликатностью в обращении, ставило его в положение неразгаданного сфинкса -- положение, которое обыкновенно вызывает в людях инстинктивную осторожность.
  
   Без всякого применения каких-либо мер, уже все стали воздерживаться от резкостей в присутствии командира и держали себя с ним в строго дисциплинарных отношениях, а в конце месяца после его прибытия уже все ждали чего-то, чувствовалась близость какого-то кризиса.
  
   Служебное объяснение с подполковником В. и капитаном Г. с быстротой молнии разнеслось в полку и произвело огромную сенсацию.
  
   Как раз перед этим они хвастались, что заберут Авалова в свои руки и что порядки в полку не изменятся, и вдруг эта сила, эти орлы, ворочавшие всем полком, вернулись от командира с подрезанными крыльями, точно в воду опущенные.
  
   Этот необыкновенный случай привлек всех офицеров в собрание; все с серьезными лицами передавали друг другу свои впечатления.
   "Оно и к лучшему, -- говорили лица, принадлежащие к кружку В. и Г., -- а то чересчур все разболталось".
   "Наконец-то Бог послал нам настоящего командира", -- радовались офицеры, находившиеся до тех пор в осадном положении.
  
   Некоторые из поклонников В. и Г., приставшие к ним из чувства самосохранения, но в душе ненавидевшие их, сразу изменили своим принципам и стали пить за здоровье Авалова.
  
   -- Вот так молодчина! -- восклицали они. -- Нет, господа, а командир должен быть командиром, а то что ж это такое, за завтрашний день никто не может ручаться, все ждешь, что под тебя кто-нибудь подкопается...
  
   Начало было сделано; главное колесо машины было исправлено.
   В. и Г. стали, как говорится, шелковыми и сразу утратили свое влияние в полку.
  
   Надо было приниматься за средние и малые колеса, чтобы вся служебная машина действовала исправно.
  
   Все это Авалов произвел с удивительным умением и тактом.
  
   У него были свои оригинальные приемы;
  
  -- это был в полном смысле человек не слова, а дела;
  -- он никогда не болтал, не упражнялся в казенном, всем надоевшем красноречии;
  -- никогда не читал банальных нравоучений;
  -- но все его действия были замечательно красноречивы и проникнуты любовью и уважением к человеку.
  -- Он высоко ставил звание офицера, старался поднять его деликатностью в обращении и открыть прямой и свободный путь каждому офицеру для полного удовлетворения самолюбия.
  -- Все действия Авалова, все его требования, наглядно доказывали, что офицеру легко достичь полного спокойствия за свою будущность, полной гарантии от каких бы то ни было неприятностей, если (кроме поведения вне полка) у него не будет недочетов в следующем: знании, усердии, дисциплине и приличном обращении со старшими и товарищами.
  -- Кто, господа, из нас не видел офицеров, которые знают свое дело, но вместо того, чтобы заниматься, только посматривают на часы, зевают да курят папиросы, а бывают и такие, что тянутся только на глазах у начальства, а за глазами -- хоть трава не расти.
  
   Авалов сразу оттенил значение правдивости в офицерской среде и тонко дал всем понять, что без этого достоинства он не признает офицера.
  
   Бывает и так, что офицеры стараются, хлопочут, принимают близко к сердцу интересы роты, а между тем своими ошибками, своей непривычкой заглянуть перед занятиями в устав, ставят себя в неловкое положение перед начальством и в комическое перед солдатами.
   Солдаты отлично понимают каждую ошибку офицера и за глаза им доставляет большое развлечение разбирать ошибающегося по косточкам.
  
   В N-м полку была целая коллекция офицеров, которые ничем не интересовались и не работали, несмотря на то, что временно командующий "примерно" наказывал за неисправность на занятиях.
  
   У Авалова все заработало; и когда соседи спрашивали: "Что вы так тянитесь? Командир, что ли у вас строгий?", офицеры обыкновенно отвечали:
  
   "Совсем не строгий, никогда даже голоса не возвысит, ни с кого не взыскивает, а только человек такой, что при нем как-то неловко, стыдно быть в чем-нибудь замеченным... да и дело видит насквозь, сейчас же заметит всякое отступление..."
  
   Что касается знания службы, то достаточно было Авалову раз обойти занятия, чтобы все принялись за повторение уставов.
   Придут, бывало, в роту и что-нибудь спросит у солдата, и если солдат соврет, он сейчас же к офицеру: "пожалуйста, поправьте его", и если офицер спутает что-нибудь, он ни за что не станет конфузить его, особенно перед нижними чинами, а только посмотрит ему в глаза, да потом еще как-нибудь при встрече опять посмотрит и только головой покачает.
  
   Кажется, что за важность, что командир пристально посмотрит на офицера?
   А, однако, никакие кары закона, обильно применявшиеся до этого, так сильно не действовали, как этот взгляд маленького, худенького и на вид даже чудаковатого человека.
   Вся сила заключалась в приобретенном Аваловым уважении.
  

0x01 graphic

  

"Диоген искал человека"

Художник Иоганна Тишбейна

  

Служебные отношения Авалов строго отделял от общественных.

  
   Вне службы требовалось обыкновенное, принятое в порядочном обществе, приличие; никаких правил на этот счет не устанавливалось, но все как-то незаметно переняли тот приличный тон, который командир внес своим появлением в собрании.
  
   Сам Авалов держал себя в обществе просто, обращался с офицерами, как старший товарищ; но раз дело касалось службы, картина обращения совершенно менялась: офицер должен был стоять смирно, получая приказание от начальника.
   Каждый назывался по чину и никаких Иван Иванычей не допускалось.
  
   Отдание чести требовалось педантично, а без головного убора офицер должен был сделать приличный поклон каждому входящему начальнику, хотя бы это был ротный командир.
  
   Никаких предписаний и распоряжений по этому поводу не отдавалось; достаточно было отрывочного замечания Авалова, сопровождаемого все той же улыбкой и обращенного даже не к провинившемуся, а вообще к офицерам, чтобы эти меры, имеющие в военном строю глубокий смысл, быстро прививались в офицерском обществе.
  
   Все это было очень расшатано в N-м полку; доходило до того, что офицер, сидя, протягивал левую руку ротному командиру, и даже при входе штаб-офицера не находил нужным встать.
   Много столкновений происходило между начальниками и подчиненными вследствие этой распущенности, особенно в строю, где офицер, не привыкший ни к дисциплине, ни даже к обыкновенной служебной вежливости по отношению к своему ротному командиру, позволял себе не только разговаривать, но даже возражать.
  
   Постановка занятий в полку как-то незаметно приобрела рациональные начала.
  
   Младшие офицеры стали отвечать вместе с ротными командирами, один за молодых солдат, другой за старослужащих, и стали интересоваться не только успехами, но и поведением своих людей , чего прежде никогда не было.
  
   До тех пор в полку была совсем другая мода: большинство офицеров или совсем не работало, или своим вмешательством вносила путаницу в дело, и ротные командиры нередко обращались к ним со словами: "вы бы лучше не мешали, пусть взводный учит, он уже знает мои требования..."
  
   Преподаны были принципы в постановке строевых занятий; указаны основания первоначальной выправки, которые должны, как говорится, войти в плоть и кровь солдату, без чего сколько бы ни мучили роту, она никогда не может быть твердо выучена.
  
   Подготовка к стрельбе получила систему и чисто практическое направление, что сразу понравилось солдатам и возбудило большое соревнование между офицерами.
  

0x01 graphic

  
   Но что оказалось совершенной новостью в полку -- это указание командира относительно подготовки учителей молодых солдат: их раньше заставляли только зубрить уставы и воспитывали по циркулирующему в войсках "вопроснику".
  
   Учителя, бессмысленно вызубрившие обязанности по способу, уничтожающему в человеке последние проблески инициативы, не умели приступить к занятиям с новобранцами, задергивали их и запугивали, проходя одними тем же способом, например, "Молитву Господню" и "смену часового с поста".
  
  
  
   Авалов, со своей обычной улыбкой, закрыл "вопросник" и велел больше не раскрывать его, а учителем велел преподать приемы обучения, практикуя их друг на друге, а еще лучше -- на недоучившихся людях последнего набора, и вообще все занятия, не только с учителями, но и с прочими людьми, велел перенести на практическую почву.
  
   Исключения допускались только для усвоения понятий, не поддающихся показу, и для молитв; но и в этих случаях указан был способ, после которого на вопрос солдату: "какую ты знаешь молитву?" он ни в коем случае уже не ответит: "Очи нашу..."
  
   Приказал также Авалов, чтобы все обучение было проникнуто испытанием находчивости учителя и внушением ему понятий о постепенности в упражнениях, о правильном чередовании физического и умственного труда, а главное -- о значении мягкости в обращении с учеником, имея в виду, что забитый бессмысленной подготовкой учитель, прежде всего, старается задать страху новобранцу, накричать на него, а то и пинка ему дать, чтобы лучше понимал...
  
   Таким образом, почти незаметно была введена новая система занятий: от солдата требовали не заучивания уставных фраз, а умения и находчивости в исполнении своего простого дела, что легко достигается посредством практического преподавания.
   Вследствие этого все оживилось и повеселело.
  
   Заметив, что дело пошло на лад, Авалов стал давать офицерам как можно больше самостоятельности.
   Быстро схватывая недостатки учения и держась того принципа, что людей, добросовестно тянущихся, не следует доедать замечаниями за ошибки, он старался облекать свои замечания в самую мягкую форму и совершенно пропускал детальные ошибки, боясь, чтобы не увлекались их исправлением.
  
   Наибольший интерес внес Авалов в тактические занятия, которые до него производились только для очистки номера и носили характер одной из самых неприятных повинностей.
   Под руководством Авалова они стали живыми, увлекательными, наподобие спорта, и служили предметом горячих бесед в офицерском собрании.
  
   В решениях Авалов больше всего ценил самостоятельность, выход из шаблона, быструю оценку обстановки, и не только не затрагивал самолюбия ошибающихся офицеров, а, напротив, старался внушить им уверенность в их способностях, но при этом никогда не забывал и оттенял важность инструкционных упущений.
  

0x01 graphic

   Кажется, не было предмета в полку, в которому Авалов незаметно, без шума не приложил бы своей руки.
  
   Уже в первую неделю по принятии им полка
  
  -- пищу варила испытательная комиссия, под его личным наблюдением, и это сразу дало по три лишних золотника мяса на каждого солдата;
  -- нанят был булочник для обучения хлебопеков, и хлеб стали выпекать без закала;
  -- солдатская одежда и постели были очищены от грязи и насекомых:
  -- воду для питья стали пропускать через фильтры;
  -- упорядочили посещение бани;
  -- сырые помещения начали просушивать, и целые кучи мусора были вынесены из казарм;
  -- вентиляция была урегулирована и перестала простужать людей;
  -- дезинфекция стала применяться не кое-как, а с толком, под наблюдением врача;
  -- в каминах отхожих мест установилась тяга, и ночью никто уже не ходил туда босиком;
  -- водворилась тишина во время законного послеобеденного отдыха;
  -- упорядочились посещения слабыми людьми приемного покоя;
  -- строго было воспрещено фельдшерам ковырять ланцетом солдатские нарывы и вообще, по старинному обычаю, лечить незначительные болезни, т.е. исполнять обязанности благодушествующих докторов и т.д.
  
   <...>

0x01 graphic

  
  

Юрьев день. 1908

Иванов С.В.

   Заставлять людей работать, не употребляя для этого никаких понудительных мер -- это была особенность Авалова.
  
   Много ли вы, господа, найдете командиров, которые могут, например, убедить своего священника, что деятельность его не должна ограничиваться казенным исполнением треб и таким же казенным, произнесенным для очистки номера, проповедями, что влиянием духовной особы, особенно на солдат, может быть могущественным только в том случае, когда священник искренно и горячо войдет в нравственные интересы полка.
  
   Авалов умел это сделать;
  
  -- он сошелся со священником, повлиял на него, растрогал его ласковой беседой о духовных нуждах солдата.
  -- Священник, по желанию командира, действительно сблизился с людьми, беседовал с ними в ротах, навещал больных и особенное влияние имел на арестованных, которых приводил своим ласковым наставительным словом к полному и чистосердечному раскаянию.
  
   Трудно перечислить сотни, а, может быть, и тысячи предметов, к которым Авалов приложил свою руку.
  
   В каких-нибудь несколько месяцев он совершенно преобразовал полк.
  
   На инспекторском смотру я ничего не узнал из прежде виденного; на всем лежала печать таланта, да, господа, именно таланта: для того, чтобы так быстро схватить со всех сторон такой живой и бесконечно сложный организм, как полк, и заставить его правильно функционировать, нужна не просто работа ума, а творческая...
  
   Да, у этого человека был недюжинный административный талант.
   Бог знает, какую бы он принес пользу государству, если бы стал на высокий пост; но такие люди редко кем замечаются: они слишком скромны, слишком неискательны.
   В глазах света это только хороший полковой командир -- и больше ничего...
  

0x01 graphic

  
   Я должен еще сказать об отношениях Авалова к офицерским семьям.
  
   Как тонкий администратор, он отлично понимал, что семейная обстановка имеет большое влияние на службу офицеров; поэтому, как я уже упомянул, Авалов, сделал визиты семейным, поспешно выразил желание видеться с семьями офицеров на полковых вечерах.
  
   Высказывая изысканную и одинаковую любезность всем полковым дамам, он, с удивительным искусством светского человека, отклонял какие бы то ни было разговоры и даже намеки о полковых дамах, суждения о нравственных качествах полковой офицерской среды и прочее.
  
   Если дамы начинали заговаривать об этом, он тонко переводил разговор на другие предметы, и это было отлично понято с первого же вечера. Только одна дама, а именно, супруга старшего подполковника, от которого Авалов принял полк, оказалась слишком назойливой: она считала сдачу полка неполной, потому что от нее не отобрали аттестаций о сослуживцах мужа.
  
  -- Как только она заговаривала об этом, Авалов в изысканных выражениях извинялся и с озабоченным видом, как бы отрываясь службой, обращался с каким-нибудь вопросом к близ стоящему офицеру. Эта дама, между прочим, догадывалась, что еще не умерла в нашем войсковом быту Василиса Егоровна из "Капитанской дочки", но только заразилась многими нехорошими привычками.
  -- Она положительно управляла своим мужем и вместе с ним отдавала служебные распоряжения.
  
  -- Командуя временно полком, слабохарактерный и недалекий подполковник N. всякий раз советовался с женой, как ему поступить с провинившимся офицером.
  
  -- "Хорошенько его, хорошенько, пусть Александра Петровна (жена провинившегося), не важничает... про тебя и без того говорят, что ты распустил полк, вон она не нашла нужным даже поздравить меня с днем рождения..."
  
  -- Если же подполковник N. хотел взыскать с офицера, жена которого угождала временной командирше, она обыкновенно набрасывалась на мужа: "Пожалуйста, не глупи, стану я из-за тебя с Марьей Ивановной ссориться!"
  -- Иногда она вбегала в кабинет в то время, когда муж отдавал распоряжения адъютанту и начинала кричать: "Не слушайте его! Ну, что ты глупости говоришь!" и т.д.
  
   Однажды она атаковала Авалова и решила добиться, чтобы он выслушал ее сплетни; ее особенно бесила ровность обращения командира, не оказанное ей предпочтение перед другими дамами.
   Авалов деликатно срезал ее.
  
   -- Виноват, -- сказал он, -- пожалуйста извините меня; я рад беседовать с вами о чем угодно, но только не о полковых делах: об этом я ни с кем не говорю; это мое правило.
  
   Все это, вместе с другими, уже известными нам поступками Авалова, создавало ему поклонников не только среди офицеров, но и среди их семейств, и ставило его авторитет на такую высоту, с которой уже легко командовать полком.
  
  -- Каждый шаг Авалова, каждое не только приказание, но и мимолетно выраженное желание, встречало горячее сочувствие в полку.
  
   Батальонные командиры, воображавшие прежде, что чин штаб-офицера дается для того, чтобы ничего не делать, стали настоящими хозяевами в своих батальонах.
  
  -- Они стали посещать занятия, проверять хозяйство, следить за исполнением рационального внутреннего порядка, который дает солдату добрый, воспитывающий пример, обеспечивает ему здоровье, опрятность, законные часы необходимого отдыха и т.д.
  -- О ротный командирах и говорить нечего, те и прежде несли на себе всю тягость беспорядочной службы в полку.
  -- Теперь же они нашли в младших офицерах своих настоящих помощников, а вновь открывающиеся роты не попадали уже в руки людям, не умеющих повернуться в своем деле.
  
   Авалов держал себя замечательно ровно, никогда не сердился, был скуп на похвалы и лишь изредка только обращался к солдатам с одобрительным словом, которое они очень ценили... <...>
  
   Так вот, господа, как иногда большие дела делаются: человек ни разу за свою службу не рассердился, не принимал никаких принудительных мер для водворения порядка в полку, а между тем завел такой образцовый порядок, такую дисциплину и так всех подчинил своему авторитету, что можно было наверно ручаться, что этот полк нигде не осрамит и везде блестяще выполнит свое назначение.
  
   Этого мало, когда Авалов умер и N-й полк перешел в руки посредственного командира, славный дух продолжал жить, несмотря даже на неловкие шаги нового начальника.
  
   Да, -- это был истинный талант, который умел обнять не только службу, но и жизнь своего полка, и силою своего авторитета умел насадить везде и во всем чувство порядочности...
  
  
  
  
  

0x01 graphic

Илл. из педагогической поэзии А.С. Макаренко

  
   Традиции - это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем.
  
   С точки зрения социальной роли - это "социальный клей" (по А.Макаренко), который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы.
  
   Это соединение осуществляется посредством следующего инструментария традиций:
  
  -- 1)идеалов, культивируемых в данной среде;
  -- 2)взглядов по принципиально важным вопросам;
  -- 3)привития соответствующих вкусов;
  -- 4)соблюдения общепринятых норм поведения и действий;
  -- 5)приверженности к соответствующим обычаям;
  -- 6)соблюдения наиболее важных профессиональных (клановых, кастовых) ритуалов.
  
   Значение традиций огромно:
  
  -- -во-первых, они способствуют формированию единства и сплоченности людей;
  -- -во-вторых, они заставляют людей, вливающихся в данную корпорацию, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения;
  -- -в-третьих, они требуют очищения рядов от тех лиц, которые не соблюдают или нарушают традиции и этим самым традиции способствуют соблюдению чистоты рядов данной корпорации;
  -- -в-четвертых, высокий дух традиций рождает в душе членов корпорации чувство гордости за принадлежность к данной группе людей, побуждает их к самосовершенствованию, достижению идеала, ибо традиции, как правило, являются синтезом всего лучшего, что имеется в данной корпорации (хотя известны и случаи иного рода, - отсталость взглядов и устаревшие традиции).
  
   Основу традиции, т.е. ту питательную почву, на которой они произрастают, составляют:
  
   а)реальные позитивные факты, имевшие место как нечто повторяющееся, устойчивое, безусловно необходимое и выгодно представляющее данную группу людей (корпорацию);
   б)легенды и домыслы, которые трудно опровергнуть, но также и трудно доказать; иногда сюда можно приписать единичные факты выдающегося поведения, действия или поступка, но выдаваемые за некую закономерность.
  
   Если первое базисное основание (п."а") - есть прочная основа традиций, то второе (п."б") - основание шаткое, легко поддающееся разрушению.
  
   Следовательно, в интересах развития традиций нужно осуществлять поиск положительных исторических фактов и примеров, приводить их в систему, воспитывать на этих примерах новые поколения, умножать позитивный потенциал реально действующими лицами. Это и есть пути укрепления единства и согласованности людей, обеспечение преемственности поколений. "Сплетать" же легенды и сочинять сказки для новых поколений - дело неблагородное, да и вредное. Уличенные во лжи составители никогда не смогут отмыться от позора, а обманутые - утратят доверие к идеалам.
  
   Предпримем и мы попытку изложить традиции офицерского корпуса России, полагая за основу тот инструментарий, которыми они (традиции) располагают.
  

0x01 graphic

  

"Родина". 1892,

Художник Николай Никанорович Дубовской

  

Основные идеи, культивируемые

в офицерской среде

   Круг идей, традиционно важных для офицера, охватывает ряд понятий, как: Родина, война, армия, офицер, солдат, доблесть, закон, власть, общество, враг.
  -- Родина - святое понятие для офицера. Все самое важное сосредоточено в нем, все готов он отдать для ее благополучия, процветания и независимости. Нет больше чести, как положить душу за други своя...
  -- "Корпус офицеров, стоящий на высоте своего призвания, в котором сочетаются гармонично ум, деятельность и выдержка вместе с рыцарским духом, который ради чувства чести и долга готов жертвовать всеми благами жизни, даже самой жизнью - такой корпус офицеров будет самой верной порукой доблести и надежности войска"
  
  
  -- Закон для офицера свят и нерушим. А его исполнение - высочайший долг офицера.
  
  
   Нельзя обойти вниманием опыт древних римлян и важнейший вывод Тита Ливия в отношении закона:
  
   "...Закон - глух, неумолим, он спасительней и лучше для слабых, чем для сильных, он не знает ни снисхождения, ни пощады для преступивших".
  
   Во времена верховенства закона римские полководцы были неумолимы, а порой и беспощадны даже к самым близким, о чем свидетельствует рассказ Тита Ливия о Тите Манлии, сыне консула.
  
   Тот (сын), вопреки приказанию отца, поразил тускуланского всадника Гемина Месция и с доспехами последнего прибыл в лагерь, рассчитывая заслужить поощрение отца-консула: "Отец, - сказал он, - чтобы все видели во мне истинного твоего сына, я кладу к твоим ногам эти доспехи всадника, вызвавшего меня на поединок и сраженного мною".
  
   Услыхав эти слова, консул отвернулся от сына и приказал трубить общий сбор; когда воины собрались, он молвил:
  
   "Раз уж ты, Тит Манлий, не почитая ни консульской власти, ни отчей, вопреки запрету, без приказа, сразился с врагом и тем в меру тебе доступного подорвал в войске послушание, на котором зиждилось доныне римское государство, а меня поставил перед выбором - забыть либо о государстве, либо о себе и своих близких, то пусть лучше мы будем наказаны за наш поступок, чем государство станет дорогой ценою искупать наши прегрешения. Послужим же юношеству уроком, печальным, зато поучительным, на будущее. Конечно, ты дорог мне как природный мой сын, дорога и эта твоя доблесть, даже обманутая пустым призраком чести; но коль скоро надо либо смертью твоей скрепить священную власть консулов на войне, либо навсегда подорвать ее, оставив тебя безнаказанным, то ты, если подлинно нашей ты крови, не откажешься, верно, понести кару и тем восстановить воинское послушание, павшее по твоей вине. Ступай, ликтор, привяжи его к столбу".
  
   Услыхав столь жестокий приказ, все замерли, словно топор занесен у каждого над собственной его головою, и молчали скорее от ужаса, чем из самообладания.
   Но, когда из разрубленной шеи хлынула кровь, все стоявшие дотоле, как бы потеряв дар речи, словно очнулись от чар и дали вдруг волю жалости, слезам и проклятиям.
  
   Покрыв тело юноши добытыми им доспехами, его сожгли на сооруженном за валом костре и устроили похороны с такою торжественностью, какая только возможна в войске; а "Манлиев правеж" внушал ужас не только в те времена, но и для потомков остался мрачным примером суровости".
  
  -- "Войско, крепко спаянное дисциплиной, на войне сливается в одну компактную массу, девиз которой: "победим или умрем. Мертвым нет срама".
  -- "...Все то, что ведет к победе и только к победе, есть добро на войне, а все то, что ее ограничивает или ведет к поражению, есть зло".
  -- "...Главное орудие и важнейшее средство на войне, - человек, а не машина; однако, без машин человек недостаточно силен".
  -- "Сущность воинского духа состоит в том, чтобы он привык к той мысли, что он есть воин и прямое назначение его, это - война и что за время пребывания его на действительной службе или в запасе армии, он может быть призван для настоящего своего дела, для войны. Чем чаще солдат будет об этом вспоминать, тем больше будет он проникнут воинским духом, т.е. быть военным в истинном смысле этого слова, и не только по наружному виду".
  -- "Хочешь мира - готовься к войне. Хочешь побед - учись в мирное время!.. Воспитывать себя для войны поздно на самом поле сражения!
  -- "Важно не уничтожить врага, а подорвать его уверенность в силах, заставить его прекратить борьбу, подчиниться нашей воле".
  -- "Не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата".
  -- "Мы должны все время помнить, что окружены врагами и завистниками, что друзей у нас нет... Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. - "У России только два союзника: ее Армия и Флот"... .
  -- "Подвиг заключается не в том, чтобы не падать в борьбе со своим врагом, а в том, чтобы упавши вновь вскочить на ноги и снова броситься на врага". (260)
  -- "Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву! Молись Богу! от него победа! Чудо, Богатыри! Бог нас водит, - он нам Генерал!..."
  -- "Лица, которые призваны сказать про предоставляемых производству последнее слово "достоин", или "не достоин", производства в первый офицерский чин, берут на себя большую нравственную ответственность за каждого произведенного в офицеры с заведомо неустойчивыми нравственными основами. 2 группы требований. Основы первой группы таковы: Преданность Государю и Родине, дисциплина, вера в нерушимость приказания - должны и могут окончательно утвердиться в выпускаемых из училищ. Основы второй группы, каковы: храбрость. решимость переносить тягости службы, чувство взаимной выручки - не всегда могут развиться на школьной скамье"

0x01 graphic

  

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

(Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей).

Единство взглядов офицеров по принципиально

важным вопросам

  
   Эти взгляды, по нашему мнению, должны касаться: а)вопросы чести, долга и достоинства офицерского звания; б)отношений к товарищам по службе и старшим в офицерской среде; в)позиции офицеров к подчиненным; г)отношения офицеров к обществу, народу, слоям и классам; д)позиции офицеров относительно политической и классовой борьбы в обществе и механизме смены власти.
  
   Поясним сказанное некоторыми важными положениями:
  
  -- Офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек. Все остальные лица, не отвечающие этим требованиям должны быть удалены из офицерского корпуса.
  -- Товарищество - это не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке.
  -- Старший по званию или по должности начальник - такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью. Он не должен ждать инициативы снизу, а полагать ее уместной и необходимой. В свою очередь, его обязанность отдавать должное своим подчиненным, не сковывать их инициативы, самостоятельности и творчества.
  -- Для офицера все слои общества одинаковы. Он не служит ни одному из классов или групп, а стоит на страже общенациональных интересов. Благо Отечества для него прежде всего. Вступающий в офицерский корпус должен забыть о своей социальной принадлежности. Офицер - не слуга, а воин, которому доверено самое ценное - безопасность и покой сограждан. Все, что угрожает безопасности и покою граждан должно побуждать его к адекватным действиям, направленным для устранения опасности, восстановления безопасности и покоя граждан его страны. Любые призывы классов, групп и лиц к офицеру занять выгодную только для них позицию - одно из действий, направленных на дестабилизацию обстановки в стране, следовательно, не могут быть восприняты офицерским корпусом как благие для нации и их следует категорически отвергнуть.
  -- Офицер не имеет права участвовать в политической или классовой борьбе, ибо это ставит его в положение противоборства с существующей властью, что является недопустимым для него. Основная политическая линия офицера - безусловная поддержка законной власти.
  -- Единственно приемлемый механизм смены государственной власти - мирное разрешение кризиса власти. Дворцовые перевороты, тайный сговор, насильственное свержение правительства и захват власти -средства негодные, порочные, недостойные и вредные, участие в которых офицеру категорически запрещает его офицерский долг и служебное положение.
  -- Для офицера подчиненные - это его ближайшие соратники, которые нуждаются в наставлении, помощи, поддержке, понимании. Если офицера не понимают его подчиненные, то ему следует прислушаться к словам М.Драгомирова: "Не торопитесь заключать, что если вас не понимают, то потому, что неразвиты; проверьте лучше себя, доразвились ли вы сами до того, чтобы всякий вас понимал".
  
   Естественно, постановкой указанных вопросов мы лишь наметили контуры необходимой деятельности на будущее в надежде на то, что соответствующие структуру в военном ведомстве довершат начатое дело.
  

0x01 graphic

  

Офицер. Возвращение с войны.

Художник Аким Егорович Карнеев (1833-1896)

Привитие офицерам необходимых

вкусов

   Вкус - это эмоционально окрашенное отношение человека к вопросам и предметам красоты, гармонии, чувству меры.
  
   Воспитанный человек, как говорят, обладает хорошим вкусом, т.е. умеет отличить красивое от безобразного и пошлого, знает меру во всем (одежде, пище; выборе друзей, приятелей и знакомых), не совершает оплошностей в общении и т.п.
  
   Гармоничность, изящество, чувство меры помогает ему избегать пошлости, вульгарности, дерзости, бестактности, примитивизма, нескромности и т.п.
  
   Единство вкусов, единство оценки того, что волнует наше воображение, вызывает возвышенные чувства, сближает людей, естественно, имеет важное значение для поддержания и развития офицерских традиций. Свои пристрастия (вкусы) человек проявляет в разных областях: в музыке, чтении, политических или социальных оценках, в межличностных отношениях и т.п. Мы же знаем, как много значит для человека музыка, круг его чтения и знакомств, увлечения на досуге, кулуарные оценки, обсуждения и мнения.
  
   В офицерском корпусе России были, пожалуй, два учреждения, которые формировали вкусы офицерства: военная школа и офицерские собрания в войсковых частях.
  
   Думается, и сейчас военная школа должна взять на себя культурологическую миссию, но не в виде чтения формальных курсов, а в смысле практического воспитания хорошего вкуса обучаемых, что особенно важно в условиях интервенции пошлой западной культуры.
  
   Заслуживает внимания идея возрождения Офицерских собраний как очагов подлинной русской культуры.
  

0x01 graphic

  

Триумф Венеры, 1740

Художник Буше, Франсуа,

  
  

Традиционные нормы поведения

офицеров России

  
   Всю совокупность традиционных норма поведения офицеров можно подразделить на две группы: а) боевые и б) нормы мирного времени, бытовые.
  

Боевые традиции офицеров:

  -- Без колебаний идти в бой, не дрогнув перед опасностью и смертью. (Д.Дохтуровс радостью, совершенно больной несется защищать Смоленск, говоря:" Лучше умирать в поле, чем в постели").
  -- Воевать достойно и достойно умирать. (Я.Кульневу в сражении под Клястицами ядро оторвало обе ноги; он упал и сорвал с шеи своей крест Св. Георгия, бросил окружившим его, сказав им: "Возьмите! Пусть неприятель, когда найдет труп мой, примет его за труп простого, рядового солдата, и не тщеславится убитием русского генерала".
  -- Установка на бой и победу в бою; не бежать от врага, а искать его (Екатерина Великая писала П.Румянцеву на его донесение о превосходстве сил турок: "Римляне никогда не считали врагов, а только спрашивали, - где они?" И результатом этой мысли явилась блестящая Кагульская победа, одержанная I7-ю тысячами русских против полутораста турок.).
  -- Постоянная бдительность (Владимир Мономах в своем "Поучении" говорит: "На войну выходя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает").
  -- Необыкновенное благородство, умение подавить в себе честолюбие в минуты опасности для Родины (В I8I3 году, после смерти Кутузова, Главнокомандующим назначается гр. Витгенштейн. Три старших генерала обойдены этим назначением, но беспрекословно, без единого звука неудовольствия подчиняются младшему").
  -- Частная инициатива, стремление к взаимной поддержке в бою (Нельзя не упомянуть о выдающемся поступке Дохтурова, который I4-го декабря, имея категорическое приказание корпусного командира отступать, сам вернул уже с марша дивизию и никого не спрашивая, вступил в жестокий бой с двойными силами французов, при одном только известии, что вблизи отряд другого корпуса находится в опасности").
  -- Верность присяге, отсутствие всякой мысли об измене, плене и т.п. (Примеров тому множество. Один из них касается майора Юрлова, начальника инвалидной команды, которого Пугачев хотел переманить на свою сторону, а за категорический отказ майора повесил его).
  -- Отсутствие боязни перед вышестоящим начальником (Так, например, кн.Голицын, дважды отбитый при штурме Шлиссельбурга, получил категорическое приказание Царя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч, не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость").

0x01 graphic

  

"Купидон развязывает пояс Венеры"

Художник Джошуа Рейнольдс.

Служебные и бытовые традиции:

  
  -- "Бога бояться и Царя чтити, любить ближнего не словом или языком, но делом и истинною, повиноваться наставникам, покоряться властям и быть готовым на всякое доброе дело ".
  -- Служить честно Отечеству, а не прислуживать кому бы то ни было ("Когда занемогший офицер подавал установленной формы рапорт: "Заболев сего числа, службу Его Императорского Величества нести не могу", то он действительно ощущал, что его служба есть служба Его Императорского Величества").
  -- Верность своему слову ("Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы").
  -- Уважение законов государства (Офицер должен отличаться уважением к законам государства и к личным правам каждого гражданина; ему должны быть известны законные средства для ограждения этих прав, и он же, не вдаваясь в донкихотство, должен быть всегда готов помочь слабому").
  -- Мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни ("Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру; при всех случайностях жизни он должен мужественно преодолевать встречающиеся препятствия и твердо держаться раз выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и на защиту которого можно рассчитывать").
  -- Самоотречение ("Повиновение законам и дисциплине должно доходить до самоотречения; в ком нет такого повиновения, тот недостоин не только звания офицера, но и вообще звания военного").
  -- Разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения ("Офицер должен посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы; он никогда не должен забывать, особенно в публичных местах, что он не только образованный человек, но что, сверх того, на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания. Поэтому он должен воздерживаться от всяких увлечений и вообще от всех действий, могущих набросить хотя малейшую тень даже не на него лично, а тем более на весь корпус офицеров...").
  -- Преданность военной форме ("Офицеры носили форму на службе, вне службы, дома, в отпуску и это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он всегда находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии и это свидетельствовало о том, что он всегда был готов обнажить это оружие для чести и славы Родины").
  -- Публичная вежливость ("В ресторане, при входе старшего в чине, полагалось просить разрешения продолжать сидеть за столом; в театрах требовалось стоять во время антрактов; в присутствии старшего воспрещалось курить без специального разрешения; при встрече на улице с генералами, начиная от командира корпуса, офицер (пеший или конный) становился во фронт, нарушая движение пешеходов и экипажей").
  -- Отцовская заботливость о солдате (А.Пушкин об офицере: "Слуга Царю, отец солдатам").
  -- Забота о пристойности брака (Нельзя было жениться, не испросив разрешения командира полка и согласия общества офицеров полка. А это разрешение и согласие давалось, по рассмотрении вопроса о пристойности брака").
  -- Офицеры обязаны вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству (Правила, которые всегда соблюдались: офицер не имел права ходить в трактиры и рестораны 2 и 3 классов, занимать места в театрах далее 5 ряда кресел; требовалось, чтобы офицер не скупился на раздачу чаевых; к знакомым офицер обязан был приехать в пролетке, но не идти пешком и т.п.).
  
   Воспитание в духе офицерских традиций требует не кампании в виде цикла лекций для обучаемых в военных школах и офицеров частей. Весь уклад жизни военно-учебных заведений и восковых частей должен строиться с учетом данных традиций. И в этой работе пример остается за старшим начальником, который должен быть сам безупречен в соблюдении офицерских традиций.
  
   См. далее...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.235.
   См.: Сурин А. Роль офицерства в военном воспитании. // Воин (Владивосток). -1922. - N 2. -с.16.
   См.: Юзефович Ф. Прежние и настоящие военные аттестации // Военный сборник .- I9II.- N2.- с.76-77.
   См.: Толстой Л.Л. Жизненные задачи русского офицера. // Русский Инвалид .- I907.- NI3.- I7 января.; Угнетающее зло.// Разведчик. - I9I2.- NII29.- с.402-407.
   См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.-с. 54.
   См.: Варяжский К. Младший офицер.// Офицерская Жизнь.- I907.- N66.- с. 250-25I.
   См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ.- Варшава, I908.-с. 65.
   Показателен в этом отношении пример, описанный Плутархом в рассказе о жизни и нравах спартанцев. Сисситии (общие столы), которые по определенным дням посещали все взрослые спартанцы, имели свои правила. Здесь слушали разговоры о политике, шутили, но никого не оскорбляли. Кто не желал, чтобы над ним смеялись, должен был попросить другого перестать, и насмешник переставал. Старший в собрании спартанцев показывал каждому новому товарищу на дверь и говорил: "За эту дверь не должно выйти ни одно слово!" - См. :Плутарх. Избранные жизнеописания.- т.1. - М., 1987.- с. 103.
   "Мы склонны к критиканству во всем".- См.: Доманевский В.И.. Аттестации // Военный сборник. - I9II.- N3.- с. 78.
   Великие мысли великих людей. Антология афоризма. т.2. - М., 1998.- с.277-278.
   См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде.. (Очерк военного быта) // Военный сборник. - I898.-NII, - с.II7- I4I.
   См.: Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник.-I9I4.- NI2.- с. 27 - -42.
   Мы с искренним уважение относимся к работе А.Кривицкого "Традиции русского офицерства" (М., 1946) и рассматриваем свой вклад как продолжение и развитие этой темы.
   См.: Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.- с.222.
   Приводя нижеследующие идеи, мы полагаем, что даем лишь направление для собирания воедино комплекса таких идей-установок, которые должны развиваться, обсуждаться, дополняться и конкретизироваться в офицерской среде.
   См.: Яковлев П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк.- М., I900.- с.32.
   Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров// Офицерская Жизнь.- I907.-N52.- с. 19.
   См.: Волгин А.М. Об армии.- СП б., I907.- с.53.
   Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. М., I9I3.- с. 32.
   Корф Н.А. О воспитании воли военачальников.- Общество ревнителей военных знаний. -Кн. I.- СП б., I906.-с. 27.
   Баивов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине // Военный сборник. - Белград, I924.-N5.- с.64.
   Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела.- Киев, I909.-с.73.
   Воронецкий В. К реформам в армии.- Варшава, I906.-с.17.
   Никулищев Б. Моральный элемент в области военного искусства (Опыт психологического исследования) // Военный сборник. - I9I2.-N I.- с.17.
   Приказ генерал-фельдмаршала Кутузова 2I декабря I8I2 г. (2 января I8I3 г. Вильно). - Цит. по кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия во русской военной истории.- М., 1947.- с. 395.
   Керсновский А.А. История Русской Армии. -ч.I -IУ. Белград, I933 - I938. - с.1003.
   Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. М., I9I3.- с.37.
   Суворов А.В. Наука побеждать. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М., 1947.- с.278.
   Драгомиров М.И Подготовка войск в мирное время.. (Воспитание и образование) Киев, I906.-с.
   Опять же, поднимая этот вопрос, мы всего лишь делаем попытку указать на реально существующую проблему: необходимость единства и согласованности взглядов офицеров по тем вопросам общегосударственной жизни, внутренней политики, армейской среды и офицерского корпуса, по которым чаще всего наблюдается резкое "разночтение", которое, в конечном итого приводит к формированию разных позиций, которые в офицерской среде недопустимы, ибо ослабляют те внутренние связи, которые так важны для прочности офицерского корпуса.
   Драгомиров М.И. Избранные труды. - М., 1956.- с.25.
   Дохтуров Дмитрий Сергеевич (1756-1816), генерал от инфантерии (1810). В Отечественную войну 1812 командир пехотного корпуса, который участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях и сыграл решающую роль в бою под Малоярославцем.
   Морозов Н. Указ. соч..- с.28.
   Кульнев Яков Петрович (1763-1812), генерал-майор (1808). В русско-шведскую войну 1808-09 во главе отряда перешел по льду Ботнического зал. В Отечественную войну 1812 командир кавалерийского отряда, отличившегося при победе над французским корпусом маршала Н. Ш. Удино (N. Ch. Oudinot) при Клястицах, смертельно ранен в бою.
   Давыдов Д. Вспоминания о Кульневе В кн.: Давыдов Д. Соч. - СП б., I848.- с.351.
   Морозов Н. Указ. соч.- с.15.
   Цит. по кн.: Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия. ч.1.- М.,1992.- с.98-99.
   Там же. - с.30.
   1812 г.
   Морозов Н. Указ. соч. - с.41-42.
   См.: Кедрин С.Е. Русский воин - М., 1989.- с. 147.
   Морозов Н.А. Прусская армия эпохи Йенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения.- СП б., I9I2.-с. 48.
   Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых школ до последнего времени. // Военный сборник. - I900, N2.- с.408.
   Российские офицеры. - М., 1995.- с. 20.
   Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.242.
   Там же.- с.242-243.
   Там же - с. 243.
   Там же.
   Там же .- с.242.
   Российские офицеры. - М., 1995.- с. 32-33.
   Там же. - с.37.
   Там же. - с.15.
   См.: там же. - с.29.
  

0x01 graphic

  

Триумф избранных в парламент.

Художник Уильям Хогарт

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012