ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Офицерство изымается из трона"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


фицерство изымается из трона"...

А.К.

0x01 graphic

ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ

А.Каменев

родолжение моей книги: Военная школа России (уроки истории и стратегия развития). - М.: СигналЪ, 1999))

   Главный инструмент военной политики - стратегия, выраженная в форме военно-политической доктрины и сопутствующих ей военных планах, уставах, разработках, штатах и т.п.
  
   Живущие ныне поколения русских людей в неоплатном долгу перед предками.
  
   Более сорока князей, царей и императоров в тысячу с лишним лет создавали Россию. В их череде были правители слабые и неудачные, были искусные и гениальные.
  
   Недостатки одних на протяжении веков выравнивались деяниями других. Все вместе создали нашу Родину, ее мощь и красоту, ее культуру и величие - и мы, Русские, навсегда останемся их неоплатными должниками, пишет в своем труде А.Керсновский.
  
   (См.: Керсновский А.А. История Русской Армии. - ч.I-IУ. -Белград, I933 - I938. - с.5).
  
   Стратегия - это инструмент государственной власти, основа национальной безопасности, щит от покушений на суверенитет, независимость и само существование государства и нации.
  
   Стратегия, как искусство, существовала в глубочайшей древности.
   Действия Александра Великого, Ганнибала, Юлия Цезаря были основаны на глубоком соображении средств, находящихся в распоряжении этих полководцев, с обстоятельствами, в которых они находились.
  
   (См.: Богданович М. Записки стратегии. Правила ведения войны, извлеченные из сочинений Наполеона, эрцгерцога Карла и других военных писателей. - ч.1. - СП б., 1847. - с.1.)
  
   Плутарх, в своем труде "Наставлении о государственных делах" писал, что "политик должен подумать, как ему вести себя со своими врагами".
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Плутарх происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городе Херонее в Беотии, (известном по знаменитой битве 338 г. до н. э.). В молодости в Афинах Плутарх изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония.
  -- В дальнейшем он верно служил своему городу, занимая общественные должности. Обучая собственных сыновей, Плутарх собирал в своем доме молодежь и создал своего рода частную академию, в которой играл роль наставника и лектора.
  -- На пятидесятом году жизни Плутарх стал жрецом Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение амфиктионов, которые воздвигли ему статую.
  
  
   В истории известны примеры разного решения этого важного политического вопроса.
  
   Так, Спарта, превратилась в вооруженных республику в соответствии с замыслом Ликурга:
  
   Образование вполне воинственной республики, составленной из свободных и равных между собою граждан-воинов, крепким телом, воздержанных, терпеливых, неспособных к изнеженности, мужественных, храбрых, исполненных презрения к богатству и жизненным наслаждениям, пламенной любви к отечеству, безусловной покорности и повиновения властям, и чистейшего воинского честолюбия, устремленного не к внешним завоеваниям, но к защите отечества
  
   (См.: Голицын Н.С. Всеобщая военная история древнейших времен. - ч.I. От древнейших времен до смерти Александра Великого (323 г. до Р.Х. ).- СП б., I872.-с.75).
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Ликург (греч. ?????????) -- древнеспартанский законодатель.
  -- Политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков, древние писатели единогласно приписывают законодателю Ликургу, но относительно жизни и деятельности его сообщают самые разноречивые сведения. Все сходятся в том, что Ликург был из царского рода, но различно определяют его место в генеалогии спартанских царей, а также время его жизни и его законодательства.
  -- По общему мнению древних, Ликург ввёл в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (??????? , аналог критской сисситии) и суровую дисциплину в воспитании юношей и девушек. Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты и введение вместо них железной, которое, однако, не могло иметь места в IX веке до н. э., так как серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII веке до н. э., а золотая -- ещё позднее. Ещё менее основательно мнение древних, будто Ликург разделил всю Лаконику на 39 000 равных участков: 9000 для спартиатов и 30 000 для периеков. Спартанцам тогда не принадлежала ещё значительная часть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить в то время такого количества участков.
  -- Мера эта, очевидно, была приписана Ликургу лишь тогда, когда в III веке до н. э. цари Агис IV и Клеомен III задумали произвести подобный раздел. Ликург, по словам Плутарха, запретил спартанцам иметь писанные законы: его законы были формулированы в виде кратких изречений, ретр (??????), и заучивались наизусть. Одну из таких ретр сохранил нам Плутарх. Весьма вероятно, что государственное устройство Спарты, сводимое к одному Ликургу, на самом деле образовалось путём постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель является для нас не историческим лицом, а абстракцией, воображаемым устроителем спартанской жизни. Это понимал, может быть, ещё Гелланик, старший современник Фукидида, который, говоря о спартанском государственном устройстве, совсем не упоминает о Ликурге; не упоминает о нём и Фукидид.
  
   Главной целью Солоновых законов в Афинах было создание войска из свободных гражданин, не обремененных столь тяжкими обязанностями, какие были в Спарте.
  
   Римляне в своей стратегии поставили себе за правило:
  
   "Никогда не заключать мира искренне, а только для видимости.
   Уничтожив войска противника, разорять его чрезмерными налогами.
   Обрушиваться на победителя, истощенного войной, и вырывать у него плоды победы.
   Если два народа воюют между собой, поддерживать слабейшего, дабы занять выгоднейшее положение в споре.
   Разделять, чтобы властвовать.
   Предлагать мир на сходных условиях; а когда их примут, присоединять к ним другие, более тягостные.
   В договоры вводить выражения неясные, дающие место различным толкованиям.
   Давать полную свободу своей алчности и мерить добытую славу количеством золота и серебра, фигурирующими на триумфе.
   Присваивать себе сокровища покоренного мира".
  
   (Летурно Ш. Эволюция рабства.- М., I897.- с.306)
  
   По меткому выражению проф. В.Ключевского, мы начали учиться у наших западных соседей с пушки, а затем уже перешли к другим отраслям знания.
  
   Учеником и учителем был тот великий государь, про которого умный современник сказал: "одним словом, на что в России ни взгляни, - все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, - от сего источника черпать будут".
  
   (См.: "Записки Ивана Ивановича Неплюева"(1693-1773). СП б., 1893. - с.122)
  
   0x01 graphic
  
  -- Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 года -- 28 января (8 февраля) 1725 года) -- царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года).
  -- Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697--1698 годы).
  -- По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.
  
  
   Сила Петра Великого и результативность его деятельности имеет множество оснований, но главнейшее из них - стремление строить всю политику государства Русского во благо нации.
  
   "Государственная польза", "всенародная польза", "всеобщее благо", - вот цели, достойные по взглядам Петра лучших, благородных человеческих стремлений.
  
   Что же именно должно было по его понятиям составлять благо народа?
   Прежде всего, доставление ему политического значения в среде других наций, силы и уменья постоять за себя в минуты столкновений, а для предупреждения последних - сближение с другими национальностями чрез возможно большее расширение мирных сношений с ними.
  
   Хотя Петр и полагал, что военное дело - первое из мирских дел, хотя он хотел сам быть и других видеть солдатами, но он все-таки не способен был отдаться политическим соображениям, а тем более завоевательным планам.
  
   (См.: Соколовский И.В. Петр Великий как воспитатель и учитель народа. - Казань, 1873.- с.1)
  
   Преобразования Петра Великого особенно плодотворны для русской армии потому, что принимая что-то извне, он заботился о строгом согласовании вновь вводимого с русскою жизнью, старался придать нововведению форму, понятную для русских людей, подготовленных царем для деятельности на всех ступенях военной иерархии.
  
   (См.: Михневич Н.П. Основы русского военного искусства. Сравнительный очерк состояния военного искусства в России и Западной Европе в важнейшие исторические эпохи.- СП б., 1898. - с. 25-26)
  
   Петр умел извлекать уроки даже из собственных поражений, не боялся признаться в ошибках, но и не упускал случая исправить положение дел, как это было после поражения под Нарвой. Он умел определять время и место направления главного военного удара, как это имело место под Полтавой.
  
   Г.Леер пишет:
  
   "Особенно важное значение Полтавы, как в материальном отношении, по тем средствам, которые с овладением могли быть приобретены Карлом, так особенно в нравственном, по тому влиянию, которое подобное событие могло произвести на умы населения Малороссии...
   Подготовка полтавского сражения в нравственном отношении началась задолго до дня достопамятной битвы: она началась, как мы видели, еще с нарвского поражения. В этом же отношении замечательно еще и то, что царь лично принял на себя распоряжение ходом боя, и достопамятны не немногие слова, с которыми он обратился к войскам и которые должны были потрясти душу каждого русского".
  
   (Леер Г.А. Поход 1709 г. Подготовка Полтавской победы //Общество ревнителей военных знаний.- 1909.- кн. 3. - с.175, 183)
  
   Если достопамятный пример Петра Великого внушает гордость, то события последующего времени вызывают недоумение и горечь.
   Конечно, фигуры, подобные Петровской, в истории не так часты, как хотелось бы. Но если природа не одарила верховного главнокомандующего такими талантами, как Петра Великого, то уж человек меньших талантов и способностей мог бы избежать крупных просчетов в стратегии, если бы был более внимательным к вопросам стратегии, согласовании политики и стратегии.
  
   Буквально, сразу же после смерти Петра государственная политика оказывается в руках иностранцев. Если исключить из списка императоров послепетровского времени Екатерину Великую, то мы с горечью обнаружим действие политики не русской, реализующей не русские, а чужие интересы.
  
   Так, А.Керсновский, говоря о времени Александра I, пишет:
  
   "Российской, русской политики в царствование Императора Александра I, можно сказать, не существует.
   Есть политика европейская (сто лет спустя сказали бы "пан-европейская"), есть политика вселенной - политика Священного Союза. И есть "русская политика" иностранных кабинетов, пользующих для своих корыстных целей Россию и ее Царя искусною работой доверенных лиц, имеющих на Государя неограниченное влияние (таковы, например, Поццо ди Борго и Мишо де Боретур - два удивительных генерал-адъютанта, заправлявших русской политиков, но за долгое свое генерал-адъютантство не выучившихся ни одному русскому слову)".
  
   (Керсновский А. Указ. соч. - с.170)
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Александр I Павлович Благословенный (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург -- 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) -- император Всероссийский (с 11 (23) марта 1801 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны
  -- В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским.
  -- Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805--1807 годах участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807--1812 годы временно сблизился с Францией. Вёл успешные войны с Турцией (1806--1812 годы), Персией (1804--1813) и Швецией (1808--1809 годы).
  -- При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801 год), Финляндии (1809 год), Бессарабии (1812 год), бывшего герцогства Варшавского (1815 год).
  -- После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813--1814 годы антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814--1815 годов и организаторов Священного союза.
  -- В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и "удалиться от мира", что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о "старце Фёдоре Кузьмиче".
  -- Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в Томске в 1864 году.
  
   Русская Армия неоднократно в течение ХIХ - начале ХХ века расплачивалась своей благородной кровью за неудачную политику своей страны.
  
   Главным пороком русской политики и стратегической мысли было самоуспокоение и благодушие в отношении военной опасности и планов вероятного противника, увлечение мелочами в ущерб обучения войск тому, что необходимо на войне, бездумное копирование чужих образцов и забвение идей русского национального военного искусства.
  
   Это слабое место не укрывалось от зоркого, холодного и беспощадного взора врага.
   Характеризуя армии будущих своих противников, германский генеральный штаб подметил невысокое качество наших крупных единиц.
  
   "В борьбе с русскими войсками, - заключал в 1913 г. его ежегодный рапорт, - мы сможем себе позволить действия, на которые не дерзнули бы с равноценным противником".
  
   (Керсновский А. Указ. соч. - с.6140
  
   "Политические и экономические условия учитывались поверхностно. Среди командного состава не было лиц, компетентных в разрешении этих вопросов. Уже после первых успехов и достижений выяснилось, что дальнейшего плана собственно не было".
  
   (Драгомиров В. Подготовка Русской Армии к Великой войне. I. Подготовка командного состава.//Военный Сборник.- кн. IУ.- I923.- с.105)
  
   Почему так произошло?
   Одна из главнейших причин, по нашему мнению, состоит в том, что вопросы стратегии были полностью подчинены вопросам политики бездарной, недальновидной, порочной.
  
   В то же время, интересы безопасности государства требуют, чтобы стратегия была относительно самостоятельной частью политики, а стратег (верховный главнокомандующий) мог пользовался достаточно большими правами и полномочиями.
  
   Еще Сунь-цзы определит условия, определяющих победу:
  
   - побеждает тот, кто знает, когда можно сразиться и когда нельзя;
   - побеждает тот, кто умеет руководить и большими и малыми силами;
   - побеждает тот, у кого сверху донизу существуют единые желания;
   - побеждает тот, у кого полководец талантлив и государь не руководит им.
  
   (Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. - М., 1955.- с.43.)
  
   Стратегия не должна идти на поводу бездарной политики: некомпетентность политика может разразиться национальной катастрофой, бесчисленными жертвами.
  
   Стратегический руководитель несет полную ответственность перед нацией по следующим позициям:
  
  -- Прежде и больше всего, высшая стратегия отвечает за непринятие своевременных мер, до войны, включительно, к устранению опасностей, угрожающих извне государству или препятствующих полному удовлетворению его жизненных интересов. Затем уже следует ответственность ее за принятие войны, если она является не в достаточной степени целесообразными, или даже совсем бесполезными, для выполнения ее задачи, при условии, что она имела возможность их избежать.
  -- Весьма значительная ответственность ложится на высшую стратегию также за необоснованное уклонение от войн, за стремление, в случае возникновения соперничества в вооружениях, возможно его затянуть, по возможности отдалить кризис. Глубоко ошибочным и нерациональным следует признать такого рода стремление превращать острое соперничество народов, в предвидении вооруженного столкновения и кризиса, в хроническое "соперничество ради соперничества", в котором достигнутое превосходство в силах перестает быть средством, чтобы подчинить соперника своей воле, а становится самостоятельной, самодовлеющей целью.
  -- В отношении подготовки к войне, высшая стратегия отвечает за создание для стратегии необходимой военной мощи, наиболее благоприятного исходного положения и, вообще, возможно более благоприятных условий для разрешения силой оружия поставленной на очередь задачи. Она должна принять все зависящие от нее меры к подготовке военных успехов.
  -- Столь же значительна ответственность высшей стратегии за полноту и целесообразность использования результатов войн для выполнения возложенной на нее задачи.
  -- При исключительной важности этой задачи, значительности средства, данного высшей стратегии для решения ее и тяжести ложащейся на нее ответственности, к лицу, на которое ляжет почетное, но в то же время и исключительно тяжелое и ответственное бремя ведения высшей стратегии государства, должны предъявляться исключительно высокие требования. Поэтому лицо, призванное к сему, должно пользоваться соответственной, сообразно предъявленным к нему требованием, полнотой власти в выполнении возложенной на него задачи. Сотрудничество всех государственных установлений и сознательное содействие всего народа должно облегчить ему выполнение возложенной на него задачи.
  
   (См.: Новицкий В. Высшая стратегия. - СП б., 1913. - с.3-5.)
  
   В связи со сложностью задач стратегии и высокой мерой ответственности за реализацию ее задач, возникает вопрос о том, кому следует доверить руководство вооруженной силой.
  

Кому доверить армии

   В предисловии к книге П.Краснова Н.Головин справедливо отмечает, что ведение современной большой войны требует "вождей", способных создавать и руководить "общественным мнением", а не только "вожаков", пригодных лишь для командования "толпой".
  
   (См.: Головин Н.Н. Предисловие к книге Краснова "Душа армии". - В кн.: Душа армии: Русская военная эмиграция о морально-псиологических основах Российской вооруженной силы. - М., 1997.- с.36.)
  
   Вождь, указывающий путь в землю неприятельскую, может приобрести их доверенность и повиновение только личною храбростью, особым искусством, выдающимися дарованиями.
  
   Исторической иллюстрацией сказанному может служить пример назначения Главнокомандующим русскими войсками М.Кутузова в 1812 г. Прибытие Кутузова встречено было армией, не доверявшей Барклаю-де-Толли и смотревшей на него как на иностранца, которому интересы России были чужды, - с необыкновенным восторгом.
  
   Дух войск разом поднялся на неизмеримую высоту; все получили уверенность в близости долгожданного решительного сражения, а вместе с ним и победы над гордым врагом. Из уст в уста передавалась сложенная кем-то поговорка: "приехал Кутузов бить французов", а распространившаяся легенда об орле, парившем над головою вождя, по прибытии его к армии, способствовала проявлению еще большего энтузиазма".
  
   (См.: Российский М., Сухомлин С. Военная история. Курс военных и юнкерских училищ. Часть вторая. Отечественная война 1812 года).- СП б., 1905. - с.84-85)
  
   М.Меньшиков, видя в 1908 г. развитие негативных процессов в Русской армии, советовал:
  
   ужно поставить во главе армии, на посту министра - героя, военного генерала, а не штатского.
   Тут решительно необходимо знаменитое имя, уважаемое если не обожаемое всей армией.
   Явись сейчас Скобелев (допустим чудо), с ним вернулась бы потерянная надежда, с ним взошло бы закатившееся солнце веры в себя".
  
   (Меньшиков М. Остановите бегство. - В кн.: Меньшиков М.О. Письма к ближним. - СП б., 1908.- с.102)
  
   Мы не задаемся целью дать анализ довольно большому ряду русских военачальников, а лишь отметим, что среди них было немало безвольных, несамостоятельных, но покладистых, готовых на любую уступку власти и мнению, представляемому аристократией, затем - политиканствующей интеллигенцией.
  
   Армия, не защищенная со стороны своего главного начальника, теряла не только в бюджете, но и в политическом весе и значении, потребном для того, чтобы к ней (Армии) в обществе относились с должным уважением и ценили ее за тот нелегкий труд, который она исполняет.
  
   Совсем другое дело, когда интересы армии представляют перед государственной властью ее прямые и самостоятельные начальники.
  
   "Они знают неверное, в каком положении дело и что нужно.
   Тогда голос армии восходит без перерыва с самых оснований, от фельдфебеля до главнокомандующего и повергается перед верховным вождем государственных сил.
   Если боевые начальники могут ошибаться в современных военных вопросах, то они ошибутся на оттенок, а не на целый цвет.
   И, главное, при этом средства, отделяемые государством военному ведомству. будут распределяемы сообразно потребности: прежде не необходимое, потом на полезное, а не обратно".
  
   (Фадеев Р.А. Указ. соч. - с.18)
  
   На основании сказанного Р.Фадеев делает следующий вывод: "Вот почему, можно полагать, русской армии нужны вполне самостоятельные высшие начальники".
  

0x01 graphic

Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года.

В центре изображён Пётр I. А. Е. Коцебу, 1846

  
   Благодаря гению Петра Великого, совершается коренное изменение воинского устройства и положения военного человека: он был признан слугою отечества - его защитником и охранителем, а ограждение личной чести солдата, как сына отечества, становилось предметом заботы верховной государственной власти.
  
   (См.: Бобровский П.О. Преступления против чести по русским законам до начала ХVIII века: Историко-юридическое исследование. - СП б., I889.- с.4,5,74)
  
   Любопытно, что даже в суровое военное время Петр Великий не изменил своему курсу и наказывал армии: "всех офицеров без воинского суда не арестовать, кроме изменнных дел; а за малые вины наказывать штрафом".
  
   (См.: Деникин А. Начальники и подчиненные. - В кн.: Деникин А.И. Путь русского офицера. -М., 1990.-с.36)
  
   Как жаль, что в последующем офицера стали рассматривать в качестве личного слуги, а не слуги отечеству. Если раньше чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием, то впоследствии это благородное чувство власти старались искоренить всеми возможными способами.
  
   В то же время "офицерство носит титулы и заветы рыцарства, оно дает государству особые клятвы", - справедливо замечает М.Меньшиков.
  
   (Меньшиков М. Пора трезветь. -В кн.: Меньшиков М.О. Письма к ближним. - СП б., 1908.- с.681)
  
   Его положение в государстве особое и, если в офицере не развито своеобразное сочетание чувства избранности и ответственности, то оно будет относиться к своему делу и долгу, как к обременительной обязанности, несущей только огорчения, невзгоды, лишения и т.п.
  
   Уже Макиавелли советует правителю постоянно помнить, что между тем как низшие классы народа могут только бросить его, высшие могут не только бросить его, но и вступить в заговор против него. Следовательно, если нельзя рассчитывать с полной уверенностью на их дружбу, то необходимо лишить их возможности выступать в качестве врагов.
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Никколо Макиавелли (итал. Niccol di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция -- 21 июня 1527, там же) -- итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде "Государь", опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов.
  -- Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ? Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.
  -- В 1503--1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия" и в "Государе") и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.
  -- Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.
  -- Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.
  
   Надо отметить, что основания к такому опасению есть: история и современность тому свидетельство.
  
   Всеобщая нравственная испорченность и уродливое политическое значение войска в государстве при римских императорах, когда императоры содержали постоянное войско преимущественно для поддержания личной славы своей, они уже этим самым были принуждены даровать ему разные и большие льготы и преимущества, дабы приобретать и укреплять тем преданность его своей особе.
  
   Это естественным образом развивало в войске еще при триумвирах семена необыкновенных высокомерия, требовательности и поползновений его. Следствиями того были насилия его, сначала - против своих же сограждан, а потом - и против самих императоров.
  
   Справка:
  
  -- Триумвират (от лат. tres - три и vir - муж), в Древнем Риме в период гражданских войн 1 в. до н. э. союз влиятельных политических деятелей и полководцев с целью захвата государственной власти. 1-й Триумвират в 60 (или 59) - 53 до н. э. между Ю.Цезарем, Г.Помпеем и М.Крассом; 2-й - в 43-46 (формально до 31) до н. э. между Октавианом (Августом), М.Антонием и М.Лепидом.
  
   И таким образом оно - орудие угнетения собственных сограждан и государства - вскоре соделалось повелителем самих императоров и стало, по прихотям и воле своим и из своекорыстных целей, возводить их на престол и низводить с него насильственною смертью их.
  
   Первый пример тому дали преторианцы - эта главная язва римской империи, а их примеру последовали и легионы в провинциях. Главные начальники их присвоили себе высшие и почетные должности в государстве, и таким образом последнее подпало под чудовищное иго безграничного военного деспотизма войска - пример столь же исключительный и поразительный, сколько и многозначительный и поучительный в военной истории древних времен.
  
   (Голицын Н.С. Всеобщая военная история древнейших времен. ч.V. От Августа до падения Западной Римской империи (30 г. до Р.Х. по Р.Х. ).- СП б., 1876. - с.462.)
  
   Когда концентрация власти и усиление безнравственности идут рука об руку, законы утрачивают всякую цену и происходит то, о чем образно писал Дж.Дрэпер:
  
   "Истец должен был давать взятку, прежде чем затевать процесс. Общественное здание подвергалось тлению, разлагалось на части. Народ превратился в чернь, аристократия получила чисто демонический характер, столица обратилась в ад".
  
   Ситуация становится трудно управляемой и правитель в отчаянии прибегает к самым негодным средствам: вступает в сделку с группой лиц или толпой. Раз политический деятель вступает в связь с толпой для приобретения власти и находится в зависимости от нее, нуждается в ее поддержке, то ему не легко отказать в удовольствии ее желаний или не повиноваться ее требованиям.
  
   Римский император Константин отлично знал, что составляло главную опору римской власти: его собственная история, после смерти его отца и провозглашения его императором иорскими легионами, заставила его понять, что для упрочения его династии и его системы необходимо ослабить эти ужасные полчища. "По этой-то причине, желая отнять у будущего военачальника возможность сделать то, что было сделано им и столькими его предшественниками, он сократил число людей в легионе с 6.000 до 1.500 и даже 1.000. По этой-то причине он открыл для честолюбцев менее опасное поле действий".
  
   (См.: Дрэпер Дж. Указ. соч. - с.227)
  
   Справка:
  
  
   0x01 graphic
  -- Флавий Валерий Аврелий Константин, (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия -- 22 мая 337, Никомедия) -- римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 323 стал единственным полновластным правителем римского государства, христианство сделал господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается рядом христианских церквей как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин)
  
   Власть, создающая и снабжающая вооруженную силу, стремится обезопасить себя при помощи длительного послушания, подчинения и повиновения, и этим самым сама должна превратиться из грубого насилия в идеологически организованные отношения господина и его подчиненного.
  
   "А для этого нужна особая идеологическая надбавка..., снабжение его такой мотивирующей и определяющей силой, которая более или менее надолго обеспечила бы нужный эффект".
  
   (Рейснер. М. Идеология Востока. Очерки восточной теократии. - М.-Л., I927.- с.55-56.)
  
   Суть этой деятельности, по меньшей мере, в двух ее составляющих. Одну из них М.Меньшиков выразил так:
  
   "Офицеры в страшные дни, когда изменяет мужество народное, являются носителями духа нации".
  
  
   Второй компонент "идеологической добавки" в том, чтобы средствами духовного воздействия обеспечить правильную роль армии в обществе, исключающую бонапартизм, преторианство, попытки дворцовых переворотов, путчей и т.п.
  
   "Внутри государства армия, прежде всего, опора существующего режима, она же, в значительной мере, воспитательница нации. В силу этого вопрос о политическом обладании армией, об ее внутренней верности режиму и о том, чтобы армия знала, понимала и сочувствовала творчеству своего правительства, составит первейшую заботу власти".
  
   (Шелль Е. Государственно-политическое воспитание армии. - В кн.: Душа армии: Русская военная эмиграция о морально-психологических основах Российской вооруженной силы. - М., 1997.- с.422.)
  
   Если же военачальники чувствуют неуверенность своего положения, подозрительность своего правительства, то они "видят себя вынужденными прибегать к политическим покровителям, чтобы продвигаться по службе или афишировать свою преданность к какой-либо партии".
  
   (См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.- с.56).
  
   В русской военной истории есть немало поучительных и печальных примеров взаимодействия власти и армии, стремления власти завоевать и обеспечить лояльность военного сословия.
   Так, Иван IV Грозный заложил основание поместной системы и образовал многочисленный военно-служилый класс. Убивая сотни и тысячи людей, отбирая у них земли и вотчины и отдавая их опричникам, государственная власть создает вооруженную силу, военный класс, орудие террора, от нее исключительно зависящий.
  
   Во времена Петра Великого использование гвардейский офицеров на административном поприще в годы преобразований приобрело широкий размах. Привлечение офицеров к выполнению сугубо гражданских поручений объяснялось прежде всего отсутствием необходимых кадров: все наиболее деятельное и инициативное, чем располагало правящее в стране сословие, весь его цвет был привлечен на службу в армии.
   Эта часть дворянства прошла соответствующую выучку в армии, научилась повелевать и подчиняться.
  
   Офицерский корпус, выпестованный Петром, являлся, кроме того, едва ли не самым ревностным сторонником всех его начинаний. Административной практике первой четверти ХVIII в. известны многочисленные розыскные канцелярии во главе с гвардии майорами, которым Петр поручал расследование дел по казнокрадству, взяточничеству, злоупотреблениями властью и прочими преступлениями, совершаемыми высокопоставленными вельможами...
  
   (См.: Павленко Н.И. Петр Великий.- М.: Мысль, 1994.- с.465)
  

0x01 graphic

Аллегория на издание Екатерининского "Наказа".

С гравры Шоффера.

   Сторонникам жестких мер по отношению к армии, необходимо осмыслить явления в Русской армии эпохи Екатерины II.
  
   Екатерининская армия, была по ходячему мнению, была без дисциплины.
   А между тем она совершила в ее время славные походы, и едва ли не было именно ее царствование расцветом русского могущества с даровитыми полководцами и терпеливыми солдатами, чудо-богатырями.
  
   Прежде всего, следует отметить, что Императрица вообще сравнительно редко ошибалась в выборе своих помощников, а при этом условии, ее система, - полного доверия и мощи исполнителю, была как раз на руку талантливым людям, получавшим широкое поле для развития своих сил и способностей.
  
   Далее, самая Императрица всегда бодрая, живая, энергичная, не унывающая при самых тяжелых обстоятельствах, сумела и в армии влить тот же дух бодрости, энергии и веселья. "Римляне никогда не считали врагов, а только спрашивали, - где они?" писала она Румянцеву на его донесение о превосходстве сил турок и результатом этих слов явилась блестящая Кагульская победа, одержанная I7-ю тысячами против полутораста.
  
   (См.: Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ).- Вильна, I909.- с.14,15)
  
  

0x01 graphic

Николай I и его сподвижники (1854)

  
   Николаевская армия, тоже по ходячему мнению, была совершенством в смысле псевдо-дисциплины. А между тем русская армия потерпела после тридцатилетнего экзерциргаузного режима обидную для всякого русского и в особенности для военного русского неудачу в Крымской кампании.
  
   (См.: Соколовский М. Наша военная старина. - СП б., 1908.- с.9)
  
   В этот же период власть, напуганная восстанием декабристов предприняла ряд мер, правда, больше формального характера: запретило офицеру обращаться к политике.
  
   При производстве в офицеры давалась подписка следующего содержания (текст ее так и оставался неизменен до 1917 г.):
  
   "18.. года.. дня. Я, нижеподписавшийся, даю сию подписку в том, что ни к каким масонским ложам и тайным обществам, Думам, Управам и прочим, под какими бы они названиями не существовали, я не принадлежал и впредь принадлежать не буду, и что не только членом оных обществ по обязательству, чрез клятву или честное слово не был, да и не посещал и даже не знал об них, и чрез подговоры вне лож, Дум, Управ, как об обществах, так и о членах, тоже ничего не знал и обязательств без форм и клятв никаких не давал".
  
   Даже после манифеста 17 октября 1905 г. всем офицерам и военным чиновникам запрещалось быть членами политических партий и организаций, образованных с политической целью, и присутствовать на собраниях, обсуждающих политические вопросы, а также вообще "принимать участие в скопищах, сходках и манифестациях, какого бы рода они ни были".
  
   Эти правила распространялись и на отставных офицеров, имеющих право ношения мундира. Офицерам запрещались также публичное произнесение речей и высказываний политического содержания. В обществах неполитического характера офицеры могли состоять с разрешения начальства. Поэтому в политике офицеры, как правило, стремились не участвовать и не могли быть ее самостоятельными субъектами.
  
   (См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993.- с.287-288.)
  
   Такие установки правительства пагубно сказались на политическом образовании офицеров и были одной из причин растерянности офицерского корпуса в ходе событий февраля-октября 1917 г.
  
   Политическое размежевание офицеров стало возможным лишь как следствие их политического невежества, а их практические действия нередко определялись сложившейся политической конъюнктурой, а не идейными позициями: в частности, стремление в смутное время "всплыть" наверх.
  
   Интересное явление послепутчевого периода 1991 г.:
  
   вчерашние незаметные офицерские личности, набравшие очки на (или около) "августовской победы", попытались стать "заметными" фигурами: обрели "голос" и осанку, чуть ли не цыкали на ничем не запятнавших себя военачальников, а те едва ли не щелкали перед ними каблуками.
  
   См.: Похоленчук Б. "Блестящие тускнеют офицеры..." // Красная звезда.- 1991.- 8 октября.- с.2.
  
   Конечно, взаимоотношения власти и армии не ограничиваются "протокольными" и парадными церемониями, но и они имеют немаловажное значение.
  
   Многие наши цари и императоры публично демонстрировали свое единение с армией.
  

0x01 graphic

  
   Даже последний император Николай II в дни рождений и тезоименитств (именин) членов царской семьи, а также в годовщины восшествия на престол освобождал все воинские части от занятий и учений.
  
   Члены царской фамилии были шефами многих полков, присылали поздравления или лично участвовали в полковых праздниках, одаривали подарками офицеров и солдат.
  
   (См.: Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. - М., Мысль, 1987. - с.9)
  
   В Великобритании в день рождения королевы перед ее дворцом проводится военный парад, на котором обязательно присутствует королева. Члены королевской семьи посещают воинские части, в том числе и корабли ВМС, где также проводятся торжественные парады и построения. В британских военно-морских силах это одна из наиболее почитаемых традиций.
  
   (См.: Дмитриев Д. Когда за королеву пьют сидя, или Традиции британских ВМС // Армия.- 1994.- N10.- с.48)
  
   Если этой традиции придают весьма важное значение, то она того стоит.
  
   Чаще всего, однако, власть русская, не церемонилась с офицерством: изматывала муштровкой, сажала на "голодный" паек, притесняла светлые умы, изгоняла из рядов армии талантливых военачальников и т.п.
  
   Все это делалось, как казалось представителями власти, чтобы обезопасить трон.
  
   На самом деле, из основания трона изымался главный крепящий ее блок - офицерство.
  
   Трагедию русской государственности в 1917 году можно было бы предвидеть и упредить, если бы правительство позаботилось бы о русском офицерстве.
  
   Фактически произошло то, что имело место в Египте при правлении Рамсеса II (египетский фараон в 1290-24 до н.э.):
  
   "Загнанный, заплеванный и нравственно початый офицер отказывался от службы, бывшей его злой мачехой, он уже не хотел мешаться в то дело, в котором его на каждом шагу ожидали оскорбления, насмешки и побои и охотно предоставлял правительству ведаться с врагом как он знает.
   Угасло офицерство, угас и Египет.
  
   (Максутов В.П. История древнего Востока. Культурно-политическая и военная. С отделенных времен до эпохи македонского завоевания. Египет и Финикия. - т. I, кн. I-IV. - с.366,367.)
  
   Страна фараонов нагляднее, чем все остальные монархии древнего Востока доказала, что при чудовищном господстве тунеядного чиновничества, духовная энергия офицерства почти сводилась на нет, а отлетевшая душа последнего увлекла в глубокую пропасть и все национальное здание, заботливо сооружаемое фараонами древнего царства.
  
   (Максутов В.П. Указ. соч. - с.368)
  
   Интересы Отечества требуют оградить офицерства от произвола невежественной власти. Сделать это можно лишь посредством воспитания высокой политической культуры офицерского корпуса.
  
   См.: далее...

0x01 graphic

ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ

  -- Сын мой! Если тебя будут склонять грешники, не соглашайся ... (Прит. 1-10 ).
  
  -- Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя . ( Прит. 2-10,11).
  
  -- Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла : это будет здравием для тела твоего ... ( Прит. 3- 7,8).
  
  -- Храни здравомыслие и рассудительность, - тогда безопасно пойдешь по путь твоему, и нога твоя не споткнется (Прит. 3-21,22, 23).
  
  -- Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобой. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его ... ( Прит. 3-29,30,31).
  
  -- Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источник жизни (Прит. 4-23).
  
  -- Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды .(Прит. 4-26).
  
  -- Беззаконного улавливают собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится. ( Прит. 5-22).
  
  -- Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи .(Прит. 10-12).
  
  -- Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются .(Прит. 11-9).
  
  -- У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. (Прит. 12-16).
  
  -- Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. (Прит. 13-3).
  
  -- От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. (Прит.13-10).
  
  -- Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается . ( Прит. 13-13).
  
  -- Короткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. (Прит. 15-1).
  
  -- Погибели предшествует гордость, и падению надменность. (Прит.16-18).
  
  -- Кто за добро воздает злом, от того дома не отойдет зло .(Прит.17-13).
  
  -- Имя Господа - крепкая башня : убегает в нее праведник и безопасен.(Прит.18-12).
  
  -- Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой ночи. (Прит.20-20).
  
  -- Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать. (Прит.20-25).
  
  -- Кто хранит уста и язык свой, тот хранит от бед душу свою . (Прит. 21-23).
  
  -- Наставь юношу в начале пути его : он не уклонится от него, когда и состарится. (Прит. 22-6).
  
  -- Должник делается рабом заимодавца. (Прит. 22-7).
  
  -- Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. (Прит.22-8).
  
  -- Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань . (Прит.22-10).
  
  -- Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. (Прит.22-24,25).
  
  -- Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою; и поставь преграду гортани твоей, если ты алчен. (Прит. 23-1,2).
  
  -- Не вкушай пищи у человека завистливого, и не прельщайся лакомствами его. (Прит. 23-6).
  
  -- В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. (Прит. 23-9).
  
  -- Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника; не опустошай места покоя его . Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в гибель. (Прит. 24-15,16).
  
  -- Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя. (Прит.25-17).
  
  -- Подрезывает себе ноги, терпит неприятности тот, кто дает словесное поручение глупцу. (Прит.26-6).
  
  -- Хватает пса за уши, кто проходя мимо, вмешивается в чужую ссору . (Прит.26-17).
  
  -- Где нет больше дров, огонь погаснет; и где нет наушника, раздор утихает. (Прит. 26-20).
  
  -- Кто роет яму, тот упадет в нее... (Прит.26-27).
  
  -- Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит этот день. (Прит.27-1).
  
  -- Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются. (Прит.27-12).
  
  -- Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. (Прит. 28-13).
  -- Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей... (Пс. 1-1).
  
  -- Не ревнуй злодеям,не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут (Пс.36-1,20.).
  
  -- Наблюдай за непорочным, и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир. (Пс. 36-37).
  
  -- Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Матф. 7-6).
  
  -- Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.(Матф.7-15).
  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  -- Где единение, там и победа.
  -- Всегда победа с теми, в ком согласие.
  -- Вседневный страх есть та же казнь вседневная.
  -- Стерпев пороки друга, наживешь их себе.
  -- Притворный друг гораздо хуже злейшего врага.
  -- Не веришь другу -- и тебе не верит друг.
  -- Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.
  -- Потерять друга -- величайшая из потерь.
  -- Кто опасается друга, тот учит, чтобы и друг его опасался.
  -- Женщина любит или ненавидит: третьего у нее нет.
  -- Крайне трудно уберечь то, что нравится многим.
  -- Забудь покой, кто вздумал править женщиной.
  -- Любить и быть разумными едва ли могут даже боги.
  -- Любовь можно снискать лаской, а не силой.
  -- Человек столько раз умирает, сколько раз теряет своих близких.
  -- Коль добр отец -- люби его, коль зол -- терпи.
  -- Доброе имя -- как наследство от отца.
  -- Будь осторожен даже в безопасности.
  -- Кто духом тверд -- не знает колебания.
  -- Другим прощай часто, себе -- никогда.
  -- Обсуждать надо часто, решать -- однажды.
  
  

Публилий Сир (I в. до н. э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023