ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Он брал на себя тяжелый крест царского долга"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Он брал на себя тяжелый крест царского долга"...

В графе для имени написал: "Николай Романовъ", о сроке службы- "до гробовой доски".

   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  
  

0x01 graphic

НИКОЛАЙ II

(1868-1918)

  
  

"РУССКОМУ ЦАРЮ ЧИНЫ НЕ НУЖНЫ"...

   Из кн. П.В. Мультатули
   Справка:
  
  -- Петр Валентинович Мультатули -- историк по образованию и по специальности. Закончил Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
  -- Основная тема научных исследований -- история России начала XX века и последнее Царствование.
  -- Особое внимание П.В. Мультатули уделяет изучению личности Государя Императора Николая II, которую считает ключевой в исторической судьбе России.
  -- Прадед Мультатули -- Иван Михайлович Харитонов -- был расстрелян в Ипатьевском доме вместе с Царской Семьей.
  
   Прежде чем давать оценку деятельности Николая II на посту верховного главнокомандующего, необходимо дать краткие сведения о его военном образовании и военном опыте.
  
   Это тем более необходимо, так как большинство историков всегда пишет о "полной неподготовленности царя", о том, что он, в отличие от великого князя и других генералов, совершенно не обладал военными способностями, что его роль была чисто декоративной, а истинным верховным был генерал Алексеев.
  
   Эти мнения имеют под собой в основе воспоминания одних и тех же генералов, имена которых мы приводили: Деникина, Брусилова, Данилова, Головина и так далее.
  
   Насколько же эти мнения соответствуют истине?
  
   *
  
   Император Николай II, еще, будучи наследником престола, получил хорошее военное образование, которым руководили такие известные военные теоретики, как генерал М.И. Драгомиров (по боевой подготовке войск), генерал Г.А. Леер (по стратегии и военной истории), генерал Н.А. Демьяненко (по артиллерии), П.Л. Лобко (по военной администрации).
  
   Справка:
  
  -- Николай II получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса и в 1885-1890 гг. -- по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генштаба.
  -- Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством Александра III на традиционной религиозной основе. Учебные занятия Николая II велись по тщательно разработанной программе в течение 13 лет. Первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве.
  -- Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля.
  -- Лекции читались выдающимися русскими учеными-академиками с мировым именем: Н.Н. Бекетовым, Н.Н. Обручевым, Ц.А. Кюи, М.И. Драгомировым, Н.Х. Бунге, К.П. Победоносцевым и др.
  -- Пресвитер И. Л. Янышев учил цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии.
  
   <...>
  
   Кроме теории, наследник много времени отдал военной практике.
  
   В 1884 году великий князь Николай Александрович "становится", как тогда говорили, на военную службу и 6 мая, в свой день рождения, приносит воинскую присягу.
  
   В августе 1884 года Наследник получил звание поручика.
   Он провел два лагерных сбора в рядах лейб-гвардии Преображенского полка в должности ротного командира.
  
   В марте 1889 года будущий Император писал:
  
   "Я проделал уже два лагеря в Преображенском полку, страшно сроднился и полюбил службу! Я уверен, что эта летняя служба принесла мне огромную пользу, и с тех пор заметил в себе большие перемены".
  
   Кроме этого, цесаревич два летних сезона посвятил кавалерийской службе в рядах лейб-гвардии Гусарского полка от взводного до эскадронного командира.
   К тому же, один лагерный сбор Наследник прошел в рядах артиллерии.
  
   Справка:
  
  -- Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронного командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии.
  -- 6 августа 1892 г. произведён в полковники.
  -- В то же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров.
  -- По предложению министра путей сообщения С.Ю. Витте Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской дороги. К 23 годам своей жизни Николай Романов был широко образованным человеком.
  -- В программу образования императора входили путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом.
  -- В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За девять месяцев он со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее -- сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России.
  -- В Японии на Николая было совершено покушение. Рубашка с пятнами крови хранится в Эрмитаже.
  
   *
  
   После прохождения многолетнего курса военной подготовки, великому князю Николаю Александровичу было присвоено звание полковника и вплоть до восшествия на престол в 1894 году он командовал батальоном Преображенского полка.
  
   Звание полковника он сохранил на всю жизнь, так как считал невозможным самому себе повышать звание, тем более, что полковничьи погоны он получил из рук столь им любимого отца - Императора Александра III.
  
   Сухомлинов пишет в своих мемуарах:
  
   "При вступлении на престол Николая Александровича, старшего из Михайловичей, великого князя Николая Михайловича не было в Петербурге. Когда он вернулся в столицу и явился Его Величеству, то Государь, в силу прежних дружеских отношений, встретил его ласково, приветливо и "дернула меня нелегкая", как он сам рассказывал мне затем, спросить Государя: "А когда же ты сделаешь себя генералом?" Государь сразу же изменился и недовольным тоном ответил ему: "Русскому царю чины не нужны. В Бозе почивший отец мой дал мне чин, который я сохраню на престоле" .
  
   0x01 graphic
  
   Вот что пишет сослуживец Императора Николая II по Преображенскому полку генерал Н.А. Епанчин:
  
   "Цесаревич проходил военную службу в пехоте, в Преображенском полку, как младший офицер и как батальонный командир; в коннице, в офицерской кавалерийской школе, и в Л.-гв. Гусарском Его Величества полку, и в артиллерии, в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде.
   Таким образом, он имел возможность изучить строевую полевую службу, познать войсковой быт, мог наблюдать работу офицеров и солдат, сойтись с ними, узнать русского человека, особенно простолюдина, в его работе. Вес это было для него крайне необходимо, особенно для его будущего предназначения как Монарха.
   Служебные обязанности Цесаревич исполнял чрезвычайно добросовестно, входил во все необходимые подробности. Он близко стоял к офицеру и солдату; в сношениях с людьми отличался необыкновенным тактом, выдержкой и доброжелательством; никого из офицеров не выделял особенно, ни с кем не входил в особые близкие отношения и никого не оттолкнул. По своему характеру Он не способен был на вульгарное товарищество, на амикошонство, чему мы иногда были свидетелями в отношениях других высоких лиц [...]
   Житейская обстановка Цесаревича в полку ничем не отличалась от условий жизни остальных офицеров- была проста, безо всяких излишеств.
   Он столовался в офицерском собрании и не предъявлял никаких претензий; особенно это бросалось в глаза на маневрах, когда подавалась закуска самого простого вида, так как вообще в Преображенском полку не было никакой роскоши.[...]
   Что касается до военно-научного образования Цесаревича, то в нем были немалые пробелы".
  
   Биограф Николая II А. Боханов пишет:
  
   "С ранних пор последний русский Царь испытывал большой интерес и тягу к военному делу.
   Это было у Романовых в крови.
   Уже в "розовом детстве" он играл "в солдат". Тогда была образована "потешная рота" из родственников и детей придворных. [...]
   У "воинства" существовал свой "служебный артикул", и в снежных крепостях Аничкова сада "баталии" случались.
   Последний Император был, что называется, прирожденным офицером; традиции офицерской среды и воинские уставы он неукоснительно соблюдал, чего требовал и от других. [...]
   Природной педантичности, аккуратности и обязательности последнего царя с юности импонировала армейская среда".
  
   Мы уже приводили слова А.Ф. Редигера о том, что Государь "любил войска и военное дело".
  
   0x01 graphic
  
   Генерал Мосолов писал:
  
   "Царь считал себя военным, первым профессиональным военным своей империи, не допуская в этом отношении никакого компромисса.
   Долг его был долгом всякого военнослужащего.
   Он объезжал войска перед отправлением их на фронт, произносил перед ними речи, которые производили сильное впечатление.
   Государь вникал во многие вопросы, касающиеся военных.
   Известно, например, что однажды в Ливадии он преодолел сорок верст в солдатском обмундировании, с полной выкладкой, винтовкой и солдатским пайком для того, чтобы проверить пригодность новой экипировки.
   Командир полка, форму которого в этот день носил Император, испросил в виде милости зачислить Николая II в первую роту и на перекличке вызывать его как рядового. Государь на это согласился и потребовал себе послужную книгу нижнего чина, которую собственноручно заполнил.
   В графе для имени написал: "Николай Романовъ", о сроке службы- "до гробовой доски".
  
  
   В войсках ореол царского имени был очень велик.
  

Отношение армии к правящему монарху был особым.

  
   Независимо от личных политических симпатий и антипатий каждого воина в отдельности, войска в целом благоговели перед именем Государя.
  
   0x01 graphic
  
   Генерал П.Н. Краснов вспоминал, как еще до войны он присутствовал на смотре, который делал казачьим частям Николай II:
  
   "Трубачи заиграли полковой марш...
   Государь взял на руки Наследника и медленно пошел вдоль фронта казаков. Я стоял на фланге свой 3-сотни и оттуда заметил, что шашки в руках казаков 1-й и 2-й сотен качались... Разморились!
   Государь подошел к флангу моей сотни и поздоровался с ней.
   Я пошел за Государем и смотрел в глаза казаков, наблюдая, чтобы у меня-то в моей "штандартной" вымуштрованной сотне не было шатания шашек. Нагнулся наш серебряный штандарт с черным двуглавым орлом, и по лицу бородача-старообрядца, красавца-вахмистра, потекли непроизвольные слезы.
   И по мере того, как Государь шел с Наследником вдоль фронта, плакали казаки и качались шашки в грубых мозолистых руках и остановить это качание я не мог и не хотел".
  
   Николай II искренне любил войска.
  
   "Мы смотрели восемьсот солдат 1-го армейского корпуса,- писал он своей матери в 1906 году,- вернувшихся с войны, чтобы быть учителями молодых солдат своих полков. Всем раненым, оставшимся в строю, я дал Георгиевские кресты. Такая была радость увидеть этих славных людей, которые с такой самоотверженностью послужили в страшной и трудной войне".
   0x01 graphic
  
   "Государь обожал армию и флот,- пишет Вырубова,- Государь говорил, что солдат- это лучший сын России".
  
   Принц Генрих Прусский, брат кайзера Вильгельма II, писал, что Николай II- "хороший военный".
  
   *
  
   Таким образом, приведенные выше сведения позволяют сделать совершенно определенный вывод о том, что Император Николай II был профессиональным военным, с хорошим и разносторонним военным образованием, включавшим изучение как стратегии, так и тактики.
  
   Конечно, он не имел академического военного образования, и руководить один проведением всех крупнейших военных операций, без помощи военных специалистов, он не мог. Но как раз в подборе таких специалистов и проявились сильные стороны Николая II как военачальника.
  
   *
  
   Николай II всегда живо интересовался вооружением своих войск, уделял ему пристальное внимание во время маневров и посещений воинских подразделений и боевых кораблей.
  
   Флигель-адъютант Николая II С.С. Фабрицкий вспоминал о посещении Императором броненосца "Наварин":
  
   "За несколько дней до смотра началось нервничание и волнение начальствующих лиц на броненосце, не знающих, как Государь Император будет делать смотр. Все хорошо знали, что Государь любит морское дело и знает его хорошо.
   При осмотре "Наварина" был произведен детальный осмотр корабля, во время которого произошел следующий инцидент возле носовой башни в батарейской палубе, где имеется единственный весьма узкий и низкий вход в башню. Командир корабля, капитан I ранга Безобразов, крупный и грузный человек, с большим трудом пролезавший в такое маленькое отверстие, видя желание Государя войти в башню, замялся и доложил Его Величеству, что навряд ли возможно войти внутрь изза неудобного входа.
   На это Государь Император ласково и спокойно ответил: "Идите, командир, вперед, а я за вами всюду пройду". Сконфуженный командир немедленно юркнул в узкое отверстие, а за ним легко и свободно вошел стройный молодой Государь и пробыл в башне очень долго, интересуясь в подробностях действиями всех приборов и управления башней".
  
   *
   Но прекрасное военное образование, знание службы и любовь к военному ремеслу еще не означают выдающихся военных способностей.
  
   Был ли Император Николай II выдающимся стратегом?
  
   Это вопрос неоднозначный и условный.
   Ответ на него представляется нам намного сложнее, чем может казаться.
  
   Кого считать выдающимся военным стратегом?
   По каким критериям он определяется?
  
   Сам Государь себя таковым не считал, и, если подходить к вопросу с узко профессиональной военной точки зрения, им, конечно, не был.
   То есть он не сочинял в течение ночи, подобно Наполеону, план кампании, не делал никаких открытий в военной науке, не определял безошибочно действия противника.
   0x01 graphic
  
   "Государь не строил никаких иллюзий,- писал историк Керсновский.- Он отдавал себе отчет в своей неподготовленности военной и ближайшим своим сотрудником и фактическим главнокомандующим пригласил наиболее выдающегося деятеля этой войны генерала Алексеева, только что благополучно выведшего восемь армий из угрожавшего им окружения".
  
   *
  
   Строго говоря, в русской армии почти все военачальники не обладали нужным боевым опытом для ведения такой невиданной войны.
  
   Отсутствие должного опыта руководства крупными операциями, не только у великих князей, но и вообще у военных, объясняется легко: давали знать 13 лет мирного царствования Императора Александра III- Царя-Миротворца.
  
   Да и в царствование Императора Александра II русские с европейскими армиями не воевали. Последняя широкомасштабная европейская война, которую вела Россия, была Восточная война 1853-1856 годов. Русско-японская война была локальной, да к тому же за тысячи верст от Европейской части России. Правда, в этой войне Россия столкнулась с современной японской армией, впервые узнала, что такое пулеметы и бомбометание с воздушных шаров.

0x01 graphic

Солдаты на привале.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  
   Таким образом, из генералов более или менее опытным можно было назвать генерала А.Н. Куропаткина, участника русско-турецкой и главнокомандующего в русско-японской войнах.
  
   Но последний его опыт был настолько неудачен, что о Куропаткине предпочитали не вспоминать.
   Отсутствие опыта ведения современной войны было присуще почти всем русским генералам и вообще всему военному ведомству России, которое оказалось не готовым к мировой войне.
  
   Справка:
  
  -- Русско-японская война. Аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка Китайско-Восточной железной дороги и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии послужили причиной нападения в 1904 г. Японии, которая также претендовала на Манчжурию.
  -- Русско-японская война началась 27 января, когда восемь японских миномесцев без объявления войны атаковали русские корабли в гавани Порт-Артура.
  -- За пограничным сражении на реке Ялу последовали сражения под Ляояном, на реке Шахе и под Сандепу.
  -- В 1905 г. после крупного сражения русская армия оставила Мукден.
  -- Революционная газета "Освобождение", издававшаяся за границей, не скрывала своих опасений: "Если русские войска одержат победу над японцами... то свобода будет преспокойно задушена под крики ура и колокольный звон торжествующей Империи".
  -- 23 мая 1905 г. император получил, через посла США в Петербурге, предложение президента Т. Рузвельта о посредничестве для заключения мира. "Я никогда не заключу позорного и недостойного великой России мира", -- дал ответ Царь.
  -- Исход войны решило морское сражении при Цусиме, которое завершилось полным поражением русского флота.
  -- Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахарин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний. Для широких слоёв населения война прошла почти незаметно, причём использована была лишь одна десятая часть военной мощи страны.
  -- Американский исследователь эпохи Т. Деннет писал в 1925 г.: "Мало кто теперь считает, что Япония была лишена плодов предстоявших побед. Преобладает обратное мнение. Многие полагают, что Япония была истощена уже к концу мая и что только заключение мира спасло ее от крушения или полного поражения в столкновении с Россией".
  -- Поражение в русско-японской войне (первое за полвека) и последующее жестокое подавление революции 1905--1907 гг. (в последствии усугубившееся появлением при дворе Распутина) привели к падению авторитета императора в кругах интеллигенции и дворянства, настолько, что даже в среде монархистов витали идеи о замене Николая II на другого Романова.
  -- Живший в Петербурге во время войны немецкий журналист Г. Ганц отмечал иную позицию дворянства и интеллигенции по отношению к войне: "Общей тайной молитвой не только либералов, но и многих умеренных консерваторов в то время было: "Боже, помоги нам быть разбитыми"".
  
  
   В этом, безусловно, русская армия невыгодно отличалась от германской.
   Немцы в начале 70-х годов провели успешную широкомасштабную войну с французами и нанесли поражение ведущему государству Европы. В ходе той войны Германия уже применила новые методы ведения войны (тяжелую артиллерию и так далее), и в ходе нее выдвинулись выдающиеся германские стратеги (Мольтке, Шлиффен и другие).
   Кроме того, во франко-прусской войне как боевые офицеры участвовали ведущие военачальники будущей мировой войны (Гинденбург, Людендорф, Макензен и другие).
  
   *
  
   Конечно, в ходе мировой войны и в русской армии выдвинулся целый ряд талантливых военачальников: Алексеев, Брусилов, Рузский, Плеве, Радко-Дмитриев.
  
   Но они были узкими военными специалистами и не могли, разумеется, возглавить вооруженные силы империи.
  
   В тяжелый момент испытаний мирового масштаба, каким являлась мировая война, кроме Императора Николая II, возглавить вооруженные силы было некому.
  
   Николай II, в очередной раз, один брал на себя тяжелый крест царского долга.
  
   Был ли он достаточно подготовлен к этой ноше?
   Конечно, нет.
   Он и сам это хорошо осознавал.
  
   Адмирал Бубнов писал:
  
   "Государь готовился лишь к военной карьере, которую он очень любил, и уровень его знаний соответствовал образованию гвардейского офицера, что, само собой разумеется, было недостаточно для оперативного руководства всей вооруженной силой на войне. Сознавая это, Государь всецело вверил сие руководство генералу Алексееву и никогда не оспаривал его решений и не настаивал на своих идеях, даже тогда, когда эти идеи, как, например, в Босфорском вопросе, были правильнее идей генерала Алексеева".
  
   *
  

0x01 graphic

1-я мировая война.

Император Николай II и генерал А.А. Брусилов.

  
   Истинная роль Императора Николая II заключалась не в руководстве военными операциями, а в его способности найти новых руководителей армии, дать им возможность свои способности применить на деле, консолидировать армию, вдохновить ее и, тем самым, остановить сползание ее к катастрофе. Он призван был успокоить своих солдат, офицеров и генералов, показать им, что в критическую минуту их Царь- вместе с ними, а значит, они победят.
  
   И с этой своей задачей Николай II, как мы увидим в дальнейшем, справился, проявив при этом незаурядные способности руководителя армии и государства.
  
   Как верно писал в своей статье писатель Г. Некрасов:
  
   "В оценке способностей полководца главным критерием является его успех, или конечная неудача в руководстве военными действиями. По русской традиции "цыплят по осени считают". Вторым критерием является цена его побед" .
  
   *
   Но здесь возникает и иной вопрос: а всегда ли для решающей победы необходим военный гений?
   Ответ на этот вопрос неоднозначен.
  
   Характерный пример:
  
   Наполеон и Александр I.
   Безусловно, Наполеон был военным гением, а Александр I им не был.
   Наполеон дал множество примеров потрясающих кампаний, которые навсегда останутся в мировой истории военного искусства.
   Александр таких примеров не дал.
  
   Но Император французов был гением в вопросах тактики. Если же мы возьмем вопросы большой стратегии, то Император Александр, как стратег, видится выше Наполеона.
   Наполеон одержал огромное количество побед в сражениях, но проиграл войну в целом и оказался на острове Святой Елены. Император Александр Павлович проиграл целый ряд сражений и две больших кампании (1805 и 1806 годов), но, в конце концов, победоносно вошел в Париж и сокрушил наполеоновскую империю.
  
   Наполеон прекрасно разбирался в вопросах военного искусства, но он совершенно не понимал многое другое и не разбирался в культуре, истории и психологии других народов. Принимая делегации от сдавшихся на его милость Рима, Милана, Вены, Берлина с ключами и выражением полной покорности, Наполеон решил, что так будет везде и всегда, и поэтому у него вызывали полное недоумение и Сарагоса и Москва. Испания и Россия действовали "не по правилам", вместо ключей и делегаций они встречали его вилами и пожарами.
  
   И вот тут-то механический гений императора давал сбой.
  
   Все было не так, как он привык.
   Армия противника должна давать генеральное сражение, которое он, Наполеон, должен обязательно выиграть, а она не дает его; после боя он должен видеть целую толпу пленных, а их нет вообще; столица должна встречать хлебом-солью и "боярами", а она встречает губительным пожаром; Царь Александр после взятия Москвы обязательно должен заключить с ним мир, а он не только его не заключает, но и не отвечает ни на одно милостивое наполеоновское послание; крестьяне, что в Испании, что в России должны встречать его как освободителя от инквизиции и от барщины, а они берут вилы и косы и режут его солдат.
  
   *
  
   В этих условиях Наполеон не знал, что ему делать.
  
   Он абсолютно не знал той страны, куда он так самоуверенно вторгся. Он совершенно не знал ни характера русского народа, ни характера русского царя. Он полагался только на свой гений и на "les gros bataillons".
  
   Венцом этой пагубной самоуверенности стали слова императора, сказанные им после Тильзита: "Я могу все".
  
   *
  
   Его уверенность в собственном гении стала одной из тех роковых причин, по которой, по словам парижского исследователя А. В. Рачинского, "Великая Армия "двунадесят языцы" была полностью истреблена, не проиграв ни одного сражения".
  
   *
  
   Мы специально сделали это отступление от нашей темы, чтобы лишний раз подчеркнуть:
  
   Выдающийся полководец- это не столько военный гений, который в силу своей гениальности, рано или поздно теряет связь с реальностью, а вдумчивый спокойный руководитель, который, может быть, и не обладает какими-нибудь военными сверхспособностями, но зато умеет организовывать работу и людей, подбирать нужных помощников, создавать то особое явление, которое впоследствии М.Б. Шапошников назовет "Мозгом армии".
  
   Император Николай Александрович и был именно таким руководителем.
  
   Окажись с ним рядом в те грозные годы соратники, исполненные, подобно ему, той же верой, мужеством, хладнокровием, а главное, честностью, и русские войска неминуемо вошли бы в Берлин, точно так же, как они вошли в Париж в 1814 году.
  
   *
  
   В современной войне главным достоинством главнокомандующего стали не его выдающиеся военные способности, хотя, конечно, они играют важную роль, а его умение организовать работу, найти нужных людей, координировать общие действия, быть, если хотите, знаменем страны и армии.
  
   Достоинства или недостатки руководителя вооруженных сил определяются результатами военных действий. По тому, как изменился или не изменился ход боевых действий на фронте, можно судить о роли Императора Николая II в руководстве войсками.
  
   Как верно писал генерал А.А. Свечин:
  
   "Наши представления о руководстве извращаются применением термина "Верховный Главнокомандующий".
   Мы связываем его с лицом, которому подчиняются действующие армии и флот, и которое соединяет всю власть на театре военных действий.
   В действительности такой главнокомандующий не является верховным, так как ему не подчинено руководство внешней и внутренней политикой и всем тылом действующих армий, поскольку ему не принадлежит вся власть в государстве.
   Стратег-главнокомандующий представляет лишь часть руководства страной...
   Полная мощь избранному полководцу - это устаревшая, впрочем, никогда не отражавшая какой-либо действительности формула" .
  
   Таким образом, только Император Николай II мог быть истинным Верховным Главнокомандующим.
  
   Продолжение...
  
  

0x01 graphic

Фрагмент острога 16 в.

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ

  
  
  -- Старец Амфилохий советовал: "Возлюби Единого, чтобы тебя полюбили все. Тебя будут любить не только люди, но и сами бессловесные животные, ибо Божественная благодать, когда выходит наружу, электризует и притягивает к себе то, что находится перед ней. Но тебя будут не только любить, но почитать, потому что в тебе изобразится непорочный девственный лик Того, Которого ты возлюбишь и Которому ты будешь служить
  
  -- Старец Иосиф Исихаст говорил своим монахам: "То, чего мы не даем в употребление Богу употребляет другой. Поэтому и Господь дал нам заповедь любить Его от всей души и сердца, чтобы лукавый в нас не нашел себе ни места, ни упокоения".
  
  -- О любви, которую человек должен иметь к Богу, старец Паисий говорил: "Теплая любовь, которая жертвует собою и не касается мирской пищи, питается внутренне от любви Божией, и тогда вся жизнь человека становится одной сплошной Четыредесятницей, а все дни его - сплошной пасхальной радостью. Теплая любовь к Богу своими жертвами услаждает сердце и, как пар, восходит божественное желание, которое будучи не в силах удержать себя, соединяется с Богом. Это духовное состояние исступления выводит человека не только во вне из себя, но еще и само сердце его выводит из плоти (плотских похотений), и оно уже совершенным и очищенным отдается Богу".
  
  -- Старец Амфилохий говорил о любви, которую мы должны питать к личности Христа: "Когда сердце наше на имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей". И добавил: "Всегда с любовью да приводим себе на память Христа. Тогда душа наша взыграет от радости".
  
  -- Любовь никогда не иссякает. Обращенная ко многим, она не уменьшается. Об этом старец Епифаний говорил: "Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие".
  
  -- Старец Иосиф говорил: "Когда благодать действует в душе молящегося, тогда переизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других. И вообще, сострадает каждой скорби и тесноте, и даже самим бессловесным животным, так что и плачет, когда думает об их страданиях! Это свойства любви, но они приходят от молитвы. Поэтому и преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придет конец мира сего".
  
  -- Старей Иероним говорил: "Хочешь много любить людей? Возлюби много нашего Христа, и увидишь насколько ты будешь любить людей, даже если и не будешь их видеть. Эта любовь, которая внутри любви нашего Христа, истинна и сильна. Возлюби много нашего Христа."
  
  -- Любовь должна быть признаком христиан. Старец Амфилохий говорил: "Мы должны иметь иметь любовь к личности Христа, и эта любовь необходима нашим душам. Любовь к творениям Божиим: к животным, деревьям, цветам, птицам и, прежде всего, к совершеннейшему творению Божию - человеку".
  
  -- Тот же старец советовал: "Чадо мое, сердце твое да наполняет всегда небесная любовь, и да изливается она только в высоких и божественных желаниях. Тогда услышишь Божественную беседу Жениха, Которому ты поклоняешься и Который рад беседовать с тобою, когда сердце твое будет престолом Его. Сердце свое ты должен непрестанно хранить, как святую Дароносицу".
  
  -- Мы восхищаемся Святыми Отцами нашей Церкви и совершенными ими аскетическими подвигами. Но что же их укрепляло и поддерживало? Старец Анфим подчеркивал: "Отцы были защищены непоколебимой верой в Бога и воспламенены божественной любовью. Бог промыслительно оставлял их, чтобы они почувствовали муки и боли, а затем Он давал им Свою благодать, и они все это вменяли ни во что".
  
  -- Старец Паисий говорил: "Питаемые любовью Божией часто равнодушны к вещественной пище или, если едят, то не чувствуют ничего, ибо и тогда они ощутимо чувствуют Бога и питаются от сладкого благословения Его любви." И добавил: "Когда сердце зажигается от любви Божией и само становится пламенем, тогда оно может попалить суету, прикасающуюся к нему, и, когда такой человек проходит в своей жизни через огненные испытания, он имеет внутренний мир".
  
  -- О любви, которую мы должны иметь к досаждающим нам и огорчающим нас лицам, старец Порфирий давал советы: "Каждый человек, который нас оскорбляет, вредит нам, клевещет на нас и обижает нас каким бы то ни было образом - это наш брат, попавший в руки злодея - дьявола. Если нам встретится этот брат, то нужно нам много скорбеть о нем, сострадать ему, и безмолвно с теплотою молить Бога поддержать нас в трудную минуту нашего испытания и помиловать брата нашего, ставшего жертвой дьявола. И Бог поможет и нам, и нашему брату".
  
  -- Тот же старец о любви к ближнему говорил следующее: "Когда ошибается наш брат, мы должны перенести его искушение. Истинная любовь нас вдохновляет на жертвы ради ближнего. Без жертвы, своим осуждением, мы подталкиваем нашего согрешившего брата на еще более низкое падение. В то время как безмолвной жертвой нашей любви и тайной молитвой за него мы пробуждаем его совесть, которая поднимается и осуждает его, и так он кается и исправляется".
  
  -- Старец Иосиф говорил: "Когда есть кто-то, о ком ты знаешь, что он тебя осуждает и поносит, то почти невозможно не измениться по отношению к нему, если даже и будешь прилагать усилия. Но после прощения и молитвы за него ты уравновешиваешься и исцеляешься от травмы, нанесенной этой скорбью".
  
  -- О достоинстве любви старец Филофей говорил: " Если человек построит дом и оставит его без крыши, то этот дом ни на что не годен. Так же и человек, если приобретет все добродетели, но не стяжет любви, то остается дом его добродетелей без крыши и совершенно непригодным".
  
  -- Тот же старец говорил также и о стяжании любви: "Кроткий человек очищается от грехов, ибо внутри кроткого обитает Бог. Очистившийся озаряется лучами Святого Духа и приобретает любовь".
  
  -- Старец Порфирий говорил: "Истинные христиане, в душах которых обитает Христос, не способны ни к чему другому, кроме как любить всех людей, и даже врагов. И добавил: "Наша любовь к друзьям имеет в себе нечто чужеродное (расчет, воздаяние, тщеславие, чувственную слабость к кому-либо, страстное сострадание), и как венец нашей любви ко врагам чист".
  
  -- Любовь имеет голос, который изменяет черствые человеческие сердца. Старец Порфирий относительно этого учил: "Наша любовь во Христе должна проникать всюду и приходить даже к хиппи на Матале. (Матала - место в Афинах, где собираются хиппи.) Я очень хотел поехать туда, не для того, чтобы проповедовать им или осуждать их, но чтобы жить вместе с ними, конечно без грехов, и оставить для беседы с ними одну любовь Христову, которая преображает"
  
  -- Послушание - это условие любви. Старец Иосиф Исихаст говорил: "Настоящая любовь не бывает без подчинения. Как ты можешь оказывать любовь и услуживать, если не покорился воле другого? Любое движение настоящей любви есть услуга, и, значит, послушные прилагают двойное усилие. С одной стороны, вера тому, кто дал поручение, а с другой - любовь, примененная в том служении, которое совершается".
  
  -- Старец Амфилохий говорил: "Я родился, чтобы любить людей. Для меня неважно, кто они: турки, черные или белые. В личности каждого человека я вижу образ Божий, и ради этого образа Божия я готов пожертвовать всем".
  
  -- Любви учил христиан и старец Георгий из г. Драма: "Великое достоинство и награду имеет тот христианин, который любит всех собратьев-человеков и первым прощает тех, кто сделал ему зло. Поэтому, если мы и делаем все добрые дела, а ближнего своего не любим, то мы не делаем ничего. Сами по себе мы - ноль, ничто. Любви, братья мои, ждет от нас Бог".
  
  -- Старец Порфирий говорил: "Чтобы тебя любили другие, прежде должен возлюбить их ты".
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023