ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Опасность "украинской исключительности" и пули из-за угла...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попель: "Рожденный войной национальный подъем может перерасти в чувство националистического превосходства, если его распаляют бандеровцы: "Украинцы - соль земли", "Украина - превыше всего"...


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

  

"Зенобия, найденная пастухами на берегу Аракса", 1850.

(Зенобия Септимия (240 - 274)-- царица Пальмиры. Объявила о независимости от Рима, однако вскоре её войска были разбиты, а сама она пленена).

Художник Бодри Поль Жак Эмме

Н. Попель

  

Опасность "украинской исключительности"

и пули из-за угла...

("Рожденный войной национальный подъем может перерасти в чувство националистического превосходства, если его распаляют бандеровцы: "Украинцы -- соль земли", "Украина -- превыше всего")...

(фрагменты из кн. "В тяжкую пору")

  
   Продолжение
  
  
  
  
   Нас охватила лихорадка наступления.
  
   Танки заправляются трофейным горючим, бойцы питаются чем бог пошлет.
   А бог не нормирует паек.
   Иной экипаж, обедая, уминает доброго кабана, которого немецкий повар разделал бы для целого взвода. Но потом те же люди сутками жуют пресные галеты, запивая холодной водой.
  
   Надо собраться с мыслями, сосредоточиться.
   Мы вступили на земли Западной Украины. Из памяти не идет встреча в Черткове: в первые минуты жители настороженно рассматривали наших офицеров.
  
   В 1939--1940 годах нас здесь еще не успели как следует узнать, а потом -- немецкая оккупация, фашистская пропаганда, разгул бандеровщины...
  
   **
  
   На недолгую ночевку фронтовая дорожная судьба занесла меня в поповский дом.
   Большая комната уставлена книжными шкафами. На полках украинские, польские-немецкие книги.
   Русских мало.
   Но попадаются и они: Пушкин, Гоголь, Толстой. И все время, пока рассматриваю корешки, я чувствую на себе пристальный взгляд хозяина больного сгорбленного старика, с отвислыми полукружьями под глазами.
  
   -- Может быть, имеются книги, которые нельзя хранить? Тут много богословских трудов. А большевики, насколько мне ведомо, не очень жалуют церковь.
   -- Да, не очень, -- говорю я, не отходя от шкафов. -- А что хранить и что не хранить -- решать вам самим.
  
   Электричества нет.
   Экономка поставила желтые свечи в двойные медные подсвечники, которые, как видно, давно служили лишь украшением массивного стола с распятием.
  
   Я продолжаю рассматривать книги, хозяин -- следить за мной.
  
   Он опустился в кресло с резной спинкой, поигрывает пальцами по полированной крышке стола.
   Мы словно бы исподволь изучаем друг друга, готовясь к неизбежному разговору.
  
   **
  
   У меня сперва было впечатление, будто священник забился в этой комнате, устранившись от мирских забот.
   Но когда разговор завязался, я понял свою ошибку.
   Нет, старик не был безразличен к происходящему вокруг.
  
   -- Мы как горох при дороге. Каждый, кому не лень, рвет... Вот, господин генерал, прошу поглядеть.
  
   Он торопливо достал из кармана связку ключей, выбрал один из них, открыл шкатулку с гуцульским резным орнаментом.
   -- Посмотрите, посмотрите...
  
   И выбросил на полированный стол стопку тонких книжечек в разноцветных корках.
  
   -- То паспорта и удостоверения, какие я получил за свою семидесятитрехлетнюю жизнь. Австро-венгерский, польский, русский, прошу прощения, советский... А это вот германский. Только одного нет.
  
   Я вопросительно посмотрел на старика.
   -- Украинского... Мой народ измучен иноземными постояльцами.
  
   -- Советскую власть вы тоже относите к иноземным постояльцам?
  
   -- Советы здесь были менее двух лет, но при них в селе выстроили школу. Я не принадлежу к числу священнослужителей, пугающихся света знаний. Однако я бы не решился сделать вывод, что моей пастве для земного преуспеяния нужна именно та власть, какую именуют советской. То русская форма государственности. А украинцы имеют свою культуру и свою историю. Они способны создать собственные национальные формы государственного управления.
  
   -- Но вам известно, что Советский Союз объединяет различные национальности, в том числе и украинскую, один из представителей которой сидит перед вами.
  
   Священник помолчал, пристально глядя на меня.
   -- То, что мой уважаемый гость -- украинец, для меня приятная неожиданность. Хотя боюсь, что он, как и многие его сотоварищи с Востока, забыл даже язык отцов...
   -- Ни, не забув.
  
   -- Вчера я впервые за последние годы видел московские газеты, -- продолжал поп, пропустив мимо ушей мой ответ. -- Там на каждой строке "мы -- русские, русские, русские..." В сороковом году, если память мне верна, такого не было. Полагаю, нынешняя война всколыхнула национальные чувства всех народов. И моего многострадального тоже.
  
   -- Мы уверены, что способны удовлетворить национальные стремления народов. Если они, разумеется, не раздуты, подобно флюсу, спекулянтами-шовинистами вроде, скажем, оуновцев.
  
   -- Среди оуновцев есть достойнейшие, преданные своему народу.
   -- С такими не доводилось встречаться.
   -- Прошу прощения, встретитесь!
  
   В словах священника мне почудилась угроза. Но старик был все так же отчужденно вежлив.
  
   Желая как-то сгладить впечатление от своих слов, он добавил:
  
   -- К моей досаде, некоторые из них слишком сблизились с германским командованием, и это пагубно отразилось на их популярности. Я не политик и затрудняюсь судить их. Не допускаю мысли, что такое сближение было продиктовано только корыстными или тщеславными побуждениями. Возможно, они хотели таким путем служить своим целям...
  
   -- Устраивая погромы, вырезая польские семьи, расстреливая русских красноармейцев и украинских партизан.
  
   -- Война -- нечто очень жестокое и сложное. Не нам слабым и пристрастным, постичь ее. Пройдут десятилетия, прежде чем можно будет справедливо воздать богу -- богово, а кесарю --кесарево... Здесь все сложно, очень сложно, гораздо сложнее, чем может показаться людям, прибывшим издалека.
  
   И снова мне послышался в негромко произнесенных словах какой-то намек. На этот раз я прямо спросил:
  
   -- Угрожаете?
   -- Нет, только предупреждаю. Только предостерегаю из лояльнейших человеколюбивых побуждений...
  
   Еще с вечера, увидев пышную постель, предназначенную для меня в одной из комнат поповского дома, я вожделенно мечтал выспаться.
   Но после не очень-то откровенных, но многозначительных речей хозяина, после его явных недоговорок, я ворочался без сна под атласной пуховой периной.
  
   **
  
   Мало нам гитлеровцев с их гнусной тактикой растления, подкупа и запугивания людей, с их лживой пропагандой, пользующейся человеческими слабостями и низменными инстинктами.
  
   Теперь -- оуновцы: проповедь украинской исключительности и пули из-за угла.
  
   До войны я служил в корпусе, дислоцировавшемся в Западной Украине.
   Тогда-то я впервые познакомился с оуновцами, с их литературой и пропагандистскими выкрутасами.
   Знакомство было в основном теоретическое.
  
   Практически постиг бандеровцев в первые дни войны во Львове, когда они пулеметными очередями с крыш косили наши колонны.
  
   Но что из себя представляли бандеровцы сегодня, как они "дозрели" в условиях гитлеровской оккупации, чего ждать от них теперь, я еще не представлял себе.
   И это тревожило.
  
   **
  
   В одном старый униат прав: обстановка здесь сложная.
  
   Рожденный войной национальный подъем может перерасти в чувство националистического превосходства, если его распаляют бандеровцы: "Украинцы -- соль земли", "Украина -- превыше всего".
  
   Надо побольше узнать, подумать, посмотреть ленинские работы по национальному вопросу.
   Надо во всем этом разобраться...
  
   Я почувствовал облегчение, расставшись с просторным домом, наполненным книгами и тяжелой резной мебелью, домом, где за столом перед распятием сидел велеречивый старик, тщетно пытавшийся скрыть свою неприязнь к нашей армии и к тому, что она несла народам.
  
   **
  
   Прежде чем наступил рассвет, нам пришлось убедиться в обоснованности предупреждений старого попа.
  
   У околицы одной из деревень машину остановили. Лейтенант в короткой шинели и больших сапогах возбужденно выкрикивал:
  
   -- Вон, поглядите, что делают... Топорами...
  
   У дороги на плащ-палатке лежали два тела. Головы были укрыты белыми тряпками, на которых уже выступили темные пятна.
  
   Накануне вечером в деревню вступил наш мотострелковый батальон.
   Бойцы обратили внимание: на улицах почти не видно крестьян. Когда спрашивали у женщин, где мужья, те отвечали: немец угнал.
  
   Вскоре батальон двинулся вперед, оставив в деревне хозвзвод. Старшина должен был получить продукты, приготовить завтрак и догнать своих.
  
   Едва батальон скрылся из виду и в деревне осталось лишь несколько красноармейцев, улицы ожили.
   Неизвестно откуда появились "угнанные немцами" мужики.
   А среди ночи в хату, где остановился хозвзвод, ворвалось несколько человек в масках с топорами в руках. Двое бойцов сумели уйти через окно, а командир взвода и повар так и не проснулись...
  
   **
  
   Возбужденный лейтенант, от которого я все это узнал, случайно со своим взводом проходил мимо.
  
   -- Вы давно здесь? -- спросил я лейтенанта.
   -- Да минут тридцать.
   -- Что сделали?
  
   Лейтенант неопределенно развел руками:
   -- А что сделаешь? Мы с фрицами привыкли воевать, а с этими... черт знает, как тут действовать.
   -- Немедленно прочесать деревню, обыскать дома, задержать всех мужчин.
   -- Слушаюсь!
  
   Но я видел, что лейтенант не совсем ясно представляет себе, как это "прочесывают деревню" и "обыскивают дома"
   Да и я вряд ли мог обстоятельно разъяснить ему это.
  
   **
  
   Плоды нашей неумелости не замедлили сказаться
   Прочесывание и обыски ничего не дали.
  
   Лейтенант задержал лишь нескольких стариков, которых я велел тут же отпустить.
  
   **
  
   Новый враг показывал хищные зубы.
   Назавтра вечером Журавлев нагнал толпу крестьян полушубках и зипунах, накинутых на плечи, с пилами за спиной. Люди жались в сторону от машины, пропуская ее. Потом снова сбивались на шоссе.
   Толпа была большая, и Журавлев поинтересовался, куда она направляется.
  
   Мужики, сняв шапки, охотно объяснили: их мобилизовали заготавливать лес.
  
   Журавлеву и в голову не пришло усомниться -- заготавливать так заготавливать...
  
   **
  
   А ночью донесение: группа бандитов в гражданском, вооруженная немецкими автоматами и парабеллумами, напала на батальонную кухню.
   Находившаяся поблизости рота рассеяла банду, взяв в плен четверых раненых.
  
   Оказывается, это были те самые "мирные лесорубы", которых обогнал Журавлев.
  
   Почтительно расступившаяся перед машиной толпа -- один из полков, созданных бандеровцами. Полк этот, как и некоторые другие "стрелецкие" части, пользуясь нашей беспечностью, совершал передислокацию, выполняя приказ своего командования.
  
   А вскоре мне представилась возможность беседовать с представителем этого командования, человеком, близким к бандеровскому руководству, "центральному проводу".
  
   **
  
   ...Вечером в мое окно кто-то постучал.
   За окном стояла темень, я ничего не мог разглядеть и попросил Балыкова узнать, кто там.
  
   Михаил Михайлович вернулся с нищей старухой.
   Из дыр киптара, натянутого поверх старого, с чужого плеча пальто, курчавился мех. Седые волосы короткими лохмами падали на маленькое сморщенное личико.
   Но заговорила она неожиданно звонким голосом.
   И по мере рассказа глаза, казавшиеся вначале тусклыми, безжизненными, все сильнее разгорались.
  
   **
  
   Мне трудно было следить за речью старухи. Она говорила очень сбивчиво, к тому же на местном диалекте.
  
   Кто она?
   Никто.
   Была раньше хозяйкой. Хоть бедной, да хозяйкой. Имела дом, семью. А сейчас -- ниц нема.
  
   В 1939 году "за Советами" дочь вступила в комсомол, а муж стал председателем сельрады. Потом -- война.
   Бандеровцы убили дочь и мужа за то, что те "продались москалям", сожгли хату. С тех пор старая бродит по деревням.
  
   Где так поможет, где побатрачит. И все глядит, и все думает. Когда неподалеку проходили ковпаковцы, она предупредила один их отряд о бандеровской засаде. Командир звал с собой, говорил: "Мамо, вы награду заслужили, людей от гибели спасли". Но она не пошла, не схотела, а награда... награда ей одна -- отомстить за дочку и мужа, дождаться, чтобы правда пришла в Западную Украину, чтобы не глумились богатей над бедным человеком.
  
   **
  
   Она остановилась, посмотрела поверх моей головы:
  
   -- В горах худо. Не пробраться вам туда. Лес, дороги знать надо...
   -- Проберемся, мать. И не туда пробирались.
   -- Ой ли.
  
   Я чувствовал, что моя уверенность не особенно убеждает старуху.
  
   -- Не плакаться к вам пришла, не жизнь свою горькую вспоминать. Таких, как я, может, тысячи. Ждут вас не дождутся. Да объявиться боязно. Лютуют бандеры. Не от себя я пришла, люди послали...
  
   И я услышал то, ради чего поздней ночью пришла ко мне эта согбенная горем женщина.
   Неподалеку на хуторе собираются бандеровские вожаки.
   Там какой-то их главный хоронится. Откуда она знает? Ее дело. Хочешь -- верь, хочешь -- нет...
  
   **
  
   Наши бойцы по всем правилам разведывательного искусства обложили хутор, стали сжимать кольцо, прощупывая каждый кустик, каждую балку.
   Ничего подозрительного.
   Подобрались ближе.
   Залаяла собака, залязгала цепью. Постучали. Вышел сонный, хмурый хозяин со свечой в руках, которую накрывал полой сверху, прятал от ветра.
  
   -- Кто дома?
   -- Жена больная, работник, наймичка, дети малые.
  
   Разведчики обшарили комнаты.
   Хозяин сидел у стола, курил глиняную трубку, равнодушно следил за солдатами.
  
   Но у разведчиков уже был кое-какой опыт вылавливания бандеровцев, они уже кое-что слышали о знаменитых "схронах" и бункерах. Заглянули в подпол в доме и в погреб во дворе.
   Подпол как подпол, погреб как погреб.
  
   И все же уходить не спешили.
   -- Зачем тебе, пан, два колодца?
   -- Той, у забора, юш завалился.
  
   Два разведчика спустились в завалившийся сруб.
   Едва ослабла веревка, из глубины донеслись автоматные очереди. Разведчики один за другим, держась за канат, стали спускаться вниз.
  
   Мы, наверху, напряженно прислушивались к подземной пальбе. Когда она затихла, снизу донеслось: "Поднимай!"
   Мы осторожно повернули ворот. К концу каната был привязан под мышки убитый разведчик.
  
   Потом стали подниматься живые. Они сказали, что из подполья есть второй выход, прямо под хозяйкину кровать.
  
   **
  
   Вернулись в дом.
   На полу лицом вниз лежал белоголовый парень в немецком френче без погон, в кожаных брюках, заправленных в новые валенки.
   На левой руке синел татуировкой трезубец.
  
   Над парнем стоял высокий худой человек и не отрывал глаз от убитого. Из порезанной щеки на незаправленную с вышитым воротником рубаху капала кровь. Он даже не повернул голову в нашу сторону.
  
   -- Который стоит, главарь у них, наверное, -- почему-то шепотом докладывал мне капитан, руководивший облавой. -- Там у него приемопередатчик, пишущая машинка... А этот,-- капитан кивнул на убитого,-- адъютант, либо телохранитель, либо секретарь... Как зверь дрался. Да и начальничек тоже...
  
   **
  
   "Главарь" безучастно огляделся и, ни к кому не обращаясь, произнес:
  
   -- Боитесь, что ли, руки-то связали?
  
   Говорил он по-русски совершенно чисто, как редко кто говорил в здешних местах.
   -- Развяжите, -- сказал я.
  
   Худощавый сжал и разжал затекшие пальцы и вдруг сунул руку в задний карман брюк, что-то достал оттуда, отправил в рот, давясь, проглотил...
  
   Андрей Дорошенко не желал сдаваться живым, он предпочел яд.
   Но случилось не так, как он хотел. Минуты через две у него началась страшная рвота. Мне объяснил врач: яд был принят в слишком большой дозе, которая вызывает не смерть, а такую вот реакцию.
  
   **
  
   Сделали промывание желудка. Дорошенко безропотно подчинялся медикам, принимал лекарства. Врачи утверждают, что ни у кого нет такой жажды жизни, как у неудачных самоубийц. Дорошенко не составлял исключения.
  
   Желание остаться в живых не означало для него раскаяния в том, что он делал.
  
   Дорошенко не отвечал на вопросы приходившего к нему в госпиталь следователя, не раскрывал конспиративную систему бандеровцев.
  
   **
  
   Наш с ним разговор начался с общих тем, с того, что нам было уже известно о Дорошенко.
  
   Он -- учитель, кончал Львовский университет, предан идее самостийной Украины и ради нее готов на крест.
   У него нет семьи, детей.
   Женщина, с которой он связан, как и он, живет в "схронах", прячется в лесах, ночует на явочных квартирах.
  
   Как же они, рыцари самостийной Украины, спелись с гестаповцами?
  
   Дорошенко приподнялся на локтях, недобро прищурился.
   -- Я знал, что советская пропаганда этим воспользуется, -- сказал он.
   -- Дело не только в пропаганде. Каждый божий день мы узнаем что-нибудь новое о вашем союзе с фашистами, об услугах, которые вы им оказывали.
  
   Он в изнеможении откинулся на подушку.
  
   -- Хотите начистоту? Хорошо. С детства я ненавндел поляков. Я учился лучше всех в классе. Но первым учеником считали другого. Только потому, что он поляк. Я дважды должен был сдавать приемный экзамен в университет. Только потому, что я украинец... В тридцать девятом году я познакомился с русскими и возненавидел их тоже. Нет они не ущемляли мое национальное чувство. Но то учение, которое они исповедовали и пытались осуществлять было чуждо, ненавистно моему украинскому духу. Если оно восторжествует, через сто лет украинца не отличишь от ляха, а ляха от москаля, все потонет в вашем "Интернационале"... Потом пришли немцы, спесивые, высокомерные, поначалу щедрые на посулы... Да, они нас использовали в своих целях. Но и мы пользовались ими. Мы очистили многие села от поляков, избавились от сотен ваших агитаторов и агентов. Я не был сторонником тесного союза с Отто Вехтером и из-за этого имел неприятности в "центральном проводе". Но понимал: необходимы компромиссы. Я не верил, что Гитлер удержит захваченные земли. Пусть даст Украине хоть видимую, хоть половинчатую независимость. Ему потребуется хлеб. Мы не пожалеем. Захочет сала, молока, масла -- пусть. И, глядишь постепенно, с годами мы избавились бы от германского владычества... А когда вы придете -- конец. От вас не откупишься салом и хлебом. Вы загоните в колхозы... Вместо Иисуса Христа повесите Карла Маркса. Наш народ хочет...
  
   -- Скажите, -- перебил я, -- а народ дал вам монополию представлять его интересы, говорить от его имени. Почему вы, а не женщина, сообщившая нам о вас, представляете этот народ?
   -- Какая женщина? -- растерянно спросил Дорошенко.
  
   **
  
   Не вдаваясь в подробности, я рассказал о том, как мы узнали о месте, где он скрывается, а затем -- и о его деятельности.
  
   -- Предатели всегда бывали. Даже среди учеников Христа...
  
   -- Почему же предатель -- она, а не вы, который готов украинским хлебом и салом кормить германских фашистов? Вы полагаете, что понятием "украинский народ" можно, как одеялом, накрыть и бездомную батрачку и богатея -- хозяина хутора. Ничего, ровным счетом ничего у вас не выйдет. Мы дадим землю батракам, бедным крестьянам. А вы никогда этого не сделали бы. Вы не в "схронах" у богачей сидите. Вы сидите у них в кармане и оттуда размахиваете вашим трезубцем. За вами еще идут многие бедняки. Но вы же их обманываете, вы не признаетесь, что мечтаете их хлебом и салом "откупиться" от гитлеровцев. Не только обманываете, вы их шантажируете на каждом шагу...
  
   **
  
   Я сам, кажется, кипел не меньше, чем мой оппонент.
   Дорошенко лежал, вытянувшись под одеялом, прикрыв глаза и напряженно дыша. Я поднялся.
   Дорошенко тихо проговорил:
  
   -- С вами бесполезно спорить. Вы -- победители. В эти дни я прощаюсь со своими иллюзиями...
  
   Он помолчал и продолжал:
  
   -- Мы, вожаки, с недоверием приглядываемся друг к другу. Больше полагаемся на "безпеку", чем на чистую веру... Тогда в бункере ваши солдаты убили моего секретаря. Хлопец лихой и верный. Но я-то знаю: он был мне не только помощником. Его подставила ко мне наша "безпека", и он ночью прочитывал даже мои личные письма.
   Больше я не видел Андрея Дорошенко.
   Как только врачи разрешили, он был отправлен самолетом в штаб фронта, и о дальнейшей судьбе его я узнал кое-что совсем недавно.
  
   Дорошенко со временем не только отошел от бандеровщины, но и немало сделал, чтобы разоблачить ее. Сейчас он учительствует в средней школе где-то на Станиславщине.
  
  
   **
  
   Расслоение бандеровцев началось с первых же дней нашего соприкосновения с ними.
  
   Случалось, группы, а то и целые вооруженные отряды выходили из лесу и заявляли о своем желании вступить в Красную Армию.
   В разъяснительной работе нам помогало обращение украинского правительства, которое предлагало бандеровцам прекращать борьбу, сдавать оружие и гарантировало им в этом случае неприкосновенность.
  
   Из политуправления фронта мы получали тысячи листовок, обращенных к запуганным и обманутым людям. Эти листовки разбрасывались по лесам, дорогам, деревням, селам. Обычно переходившие на нашу сторону бывшие бандеровцы приносили их с собой.
  
   **
  
   Но все же в ряде мест оуновцы силой террора сохраняли власть над значительной частью крестьянства.
  
   На несколько домов был соглядатай, который доносил "безпеке" о каждом слове и каждом шаге односельчан. Едва кто-нибудь выражал сочувствие Красной Армии, ночью у него загорался дом.
   Бандеровцы чинили расправу.
  
   **
  
   Магической силой воздействия обладали крестьянские росписи кровью под клятвой мстить за погибших.
   Стоило бандеровцам явиться, напомнить о клятве, и человек покорно шел за ними.
  
   Списки эти хранились в сундучках, зарытых в большие холмы, которые за годы войны появились при въезде чуть ли не в каждое село.
  
   Оуновцы утверждали, что такие холмы -- памятники героям борьбы за "вильну" Украину, а крестьянская роспись кровью -- знак готовности продолжать борьбу.
  
   Мы срывали холмы и на глазах у всего села уничтожали списки.
   Крестьяне могли вздохнуть свободнее: "клятва" утрачивала силу.
  
   **
  
   Но первые поражения не обескураживали бандеровоких вожаков.
   Оуновцы, выполняя гитлеровские задания, предпринимали попытки "распропагандировать" даже наших бойцов.
   В своих листовках они советовали красноармейцам повернуть обратно, на восток, расходиться по домам, угрожали немецким наступлением, которое вот-вот начнется...
  
   В то же время не прекращались террористические акты, убийства из-за угла.
   Даже мы, привыкшие к цинизму я вероломству гитлеровцев, нередко изумлялись наглости и подлости бандеровских бандитов.
  
   **
  
   Как-то, следуя вместе с Катуковым, я увидел впереди на дороге строй.
  
   Люди с песней двигались в тыл.
   Вдруг -- стрельба. Строй -- врассыпную. Ничего не поймешь.
   Балыков вскочил на бронетранспортер с охраной и, не дожидаясь приказа, помчался вперед.
  
   Когда мы подъехали, в кольце автоматчиков стояло несколько человек в красноармейской форме, а поодаль сбились в толпу пленные венгры, которые шли строем с песней.
  
   Автоматчики расступились перед Катуковым.
   Он подошел к одному из задержанных, судя по погонам, старшему лейтенанту:
  
   -- Кто таков? Документы.
   -- Старший лейтенант Лысьвин, заместитель командира батальона по политической части. Вот удостоверение.
   -- Ах ты...-- Катуков вырвал удостоверение.
  
   И Михаил Ефимович и я хорошо знали Василия Лысьвина, опытного политработника, ветерана нашей танковой армии.
   Несколько дней назад он таинственно исчез во время ночного марша.
   Никто не сомневался, что это дело рук бандеровцев. Но что они воспользуются документами и формой наших офицеров и солдат, чтобы устроить расстрел пленных венгров и потом запугивать всех "зверствами Красной Армии",-- этого мы не ожидали.
  
   Катуков приказал тут же, на глазах у венгров, расстрелять бандитов.
   Стоит ли удивляться тому, что среди части наших бойцов появилось мнение, будто в Западной Украине большинство людей либо сочувствуют бандеровцам, либо запуганы ими.
   Но события реальной жизни помогли рассеять предубеждение.
  
   **
  
   Ни распутица, ни гитлеровские арьергарды, ни оуновские засады и короткие очереди в спину не в силах были задержать наше наступление.
   Танки вырвались на каменистые, стиснутые лесами дороги Прикарпатья. Что ни день, они все дальше отрывались от тылов, от баз снабжения. Расчет только лишь на трофейное горючее был ненадежен.
  
   И тогда вспомнили о Надворной, о нефтяных промыслах Биткува.
  
   Горелов получил задачу овладеть Надворной, а Ружин -- обеспечить сохранность и работу промыслов.
   Выбор был не случаен.
   Перед войной танковый батальон, в котором Ружин служил замполитом, стоял и Надворной и шефствовал над нефтяниками. А кроме того, немногословный "дедушка" обладал замечательной способностью скромно, без малейшего шума выполнять самые сложные поручения.
  
   Танки миновали Надворную, проскочили по уцелевшему мосту через Быстрину Надворнянскую и ушли на Маняву. Слева над лесом трепетало дымное оранжевое пламя: горели биткувские нефтевышки.
  
   Ружин с небольшой группой выделенных в его распоряжение людей направился в лес.
  
   **
  
   Многое в эти дни сделал подполковник Ружин, многим обязана ему наша армия, получившая вскоре белую биткувскую нефть, которую мешали в различных пропорциях с трофейным спиртом и заливали в баки, в моторы.
  
   Но отстояли промыслы от огня сами рабочие.
   Они установили ненормированный рабочий день и организовали дружины самообороны.
  
   Кое-кто из них помнил "пана подполковника". На правах старых знакомых они похлопывали "дедушку" по плечу:
   -- Хватит нафты Гитлера утопить.
  
   Когда я приехал в Биткув, то увидел налаженное производство, встретил худых, перепачканных, в лоснящихся кепчонках людей, которые дружески улыбались и поднимали руку с сжатым по-ротфронтовски кулаком.
  
   Несколько часов бродил я по промыслам, разговаривал с рабочими, но только от Ружина узнал, что жители Надворной и Биткува сидят на полуголодном пайке.
  
   Бандеровцы блокировали лесные дороги, по которым крестьяне подвозили на рынок продукты.
   Они совершили ночной налет на промысел и подожгли одну вышку...
  
   Было решено, что армия по-братски поделится своими продовольственными запасами. На этот раз нам было чем делиться. В ходе наступления в наши руки попали десятки эшелонов, которые гитлеровцы так и не успели отправить в свой "райх". [357]
  
   Вечером на рабочем собрании я делал доклад о положении на фронтах Отечественной войны.
   Немецко-бандерорская пропаганда уверяла здешних людей, будто русские "топчутся на Днепре". Когда "тридцатьчетверки" Горелова появились в Надворной, местные жители решили, что это партизанские танки. Красную Армию они не ждали так скоро.
   Но немногого добилась фашистская пропаганда.
   В конце собрания весь зал встал и запел "Интернационал".
   Пели по-украински, по-польски, по-русски...
  
   **
  
   См. далее...
  

0x01 graphic

Николай Кириллович Попель (1901 - 1980) - генерал-лейтенант танковых войск, автор книги "В тяжкую пору"...

  

*****************************************************************

  
   0x01 graphic
  
   Если посмотреть правде в глаза...
  

0x01 graphic

  

"Царь Алексей Михайлович и Никон,

архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского", (1886)

Художник Александр Дмитриевич Литовченко

   "Читатель! Не удивляйся сему: истинная есть тому правда"...   127k   "Фрагмент" Политика Обновлено: 07/09/2010. 127k. Статистика. 1781 читателей (на 4.11.2014 г.0
  
  
   Иллюстрации/приложения: 9 шт.
   В.О. Ключевский. Григорий Котошихин служил подьячим Посольского приказа, или младшим секретарем в министерстве иностранных дел, исполнял неважные дипломатические поручения, потерпел напраслины, в 1660 г. за ошибку в титуле государя был бит батогами.
   Русские люди, пишет Котошихин, "породою своею спесивы и необычайны (непривычны) ко всякому делу, понеже в государстве своем научения никакого доброго не имеют и не приемлют кроме спесивства и бесстыдства и ненависти и неправды для науки и обычая (обхождения с людьми) в иные государства детей своих не посылают, страшась того: узнав тамошних государств веры и обычаи и вольность благую, начали б свою веру отменять (бросать) и приставать к иным и о возвращении к домом своим и к сродичам никакого бы попечения не имели и не мыслили".
    Бесстрастно изображены здесь произвол родителей над детьми, цинизм брачного сватовства и сговора, непристойность свадебного обряда, грубые обманы со стороны родителей неудачной дочери с целью как-нибудь сбыть с рук плохой товар, тяжбы, возникавшие из этого, битье и насильственное пострижение нелюбимых жен, отравы жен мужьями и мужей женами, бездушное формальное вмешательство церковных властей в семейные дрязги.
      Мрачная картина семейного быта испугала самого автора, и он заканчивает свое простое и бесстрастное изображение возбужденным восклицанием: "Благоразумный читатель! не удивляйся сему: истинная есть тому правда, что во всем свете нигде такого на девки обманства нет, яко в Московском государстве; а такого у них обычая не повелось, как в иных государствах, смотрити и уговариватися временем с невестою самому"
   Г. Котошихин (ок. 1630-ноябрь 1667 гг.) О России в царствование Алексея Михайловича - СП б., 1859 (Фрагменты)
   О рождении царских детей
   О царских чиновных людех:
   О Приказех.
   О воинских зборах
   О преставлении царей и цариц и царевичей и царевен, и о погребении их
   Поучительные примеры ХVII в.В.О.Ключевский
      Астраханский воевода, по слухам, уступил калмыкам православных пленников, ими захваченных. Царь решил написать ему "с грозою и с милостию", а если слух оправдается, казнить его смертью или по меньшей ме­ре отсечь руку и сослать в Сибирь. Эта записочка всего нагляднее рисует простоту и прямоту отношений царя к своим советникам, равно и внимательность к своим пра­вительственным обязанностям.
      *
      Однажды, в пору уже натянутых отношений к Никону, царь, возму­щаемый высокомерием патриарха, из-за церковного обряда поссорился с ним в церкви в Великую пятницу и выбра­нил его обычной тогда бранью московских сильных лю­дей, не исключая и самого патриарха, обозвав Никона му­жиком... сыном.
      В другой раз в любимом своем мо­настыре Саввы Сторожевского, который он недавно от­строил, царь праздновал память святого основателя монас­тыря и обновление обители в присутствии патриарха антиохийского Макария. На торжественной заутрене чтец начал чтение из жития святого обычным возгласом: благослови, отче. Царь вскочил с кресла и закричал: "Что ты говоришь, мужик... сын: благослови, отче? Тут патриарх, говори: благослови, владыко!" В продолжение службы царь ходил среди монахов и учил их читать то-то, петь так-то; если они ошибались, с бранью поправлял их, вел себя уставщиком и церковным старостой, зажигал и гасил свечи, снимал с них нагар, во время службы не переставал разговаривать со стоявшим рядом приезжим патриархом, был в храме, как дома, как будто на него никто не смотрел.
   Вспыльчивость царя чаще всего воз­буждалась встречей с нравственным безобразием, особенно с поступками, в которых обнаруживались хвастовство и надменность. Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бы­вает; таково было житейское наблюдение царя. В 1660 г. князь Хованский был разбит в Литве и потерял почти всю свою двадцатитысячную армию. Царь спрашивал в думе бояр, что делать. Боярин И. Д. Милославский, тесть царя, не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если госу­дарь пожалует его, даст ему начальство над войском, то он скоро приведет пленником самого короля польского.
      "Как ты смеешь,-- закричал на него царь,-- ты, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном! Когда ты ходил с полками, какие победы пока­зал над неприятелем?" Говоря это, царь вскочил, дал ста­рику пощечину, надрал ему бороду и, пинками вытолк­нув его из палаты, с силой захлопнул за ним двери.
      Каз­начей Саввина Сторожевского монастыря отец Никита, выпивши, подрался со стрельцами, стоявшими в мона­стыре, прибил их десятника (офицера) и велел выбросить за монастырский двор стрелецкое оружие и платье. Царь возмутился этим поступком, "до слез ему стало, во мгле ходил", по его собственному признанию. Он не утерпел и написал грозное письмо буйному монаху. Характерен самый адрес послания: "От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дому и еди-номысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките".
      Страдая тучностью, царь раз позвал немецкого "дохтура" открыть себе кровь; почувствовав облегчение, он по привычке делиться вся­ким удовольствием с другими предложил и своим вель­можам сделать ту же операцию. Не согласился на это один боярин Стрешнев, родственник царя по матери, ссы­лаясь на свою старость. Царь вспылил и прибил старика, приговаривая: "Твоя кровь дороже что ли моей? или ты считаешь себя лучше всех?" Но скоро царь и не знал, как задобрить обиженного, какие подарки послать ему, чтобы не сердился, забыл обиду.
      Уменье входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одною из лучших черт в характере царя. Надобно читать его утешительные письма к кн. Ник. Одоевскому по случаю смерти его сына и к Ордину-Нащокину по поводу побега его сына за границу -- надобно читать эти задушевные письма, чтобы видеть, на какую высоту деликатности и нравственной чуткости могла поднять даже неустойчивого человека эта способ­ность проникаться чужим горем. В 1652 г. сын кн. Ник. Одоевского, служившего тогда воеводой в Казани, умер от горячки почти на глазах у царя. Царь написал старику отцу, чтобы утешить его, и, между прочим, писал: "И тебе бы, боярину нашему, через меру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить".
      В 1660 г. сын Ордина-Нащокина, молодой че­ловек, подававший большие надежды, которому инозем­ные учителя вскружили голову рассказами о Западной Европе, бежал за границу. Отец был страшно сконфужен и убит горем, сам уведомил царя о своем несчастии и просил отставки. Царь умел понимать такие положения и написал отцу задушевное письмо, в котором защищал его от него самого. Между прочим он писал: "Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? от малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир Божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к вам во­ротится".
    С.М. Соловьев
   Прекращалось дело о Лубе; но самозванцы не прекращались. В 1646 году явился такого рода извет: "Царю государю бьет челом и извещает сирота твой государев Мишка Иванов, сын Чулков, на Александра Федорова сына Нащокина, а прозвище на Собаку, что хочет тот Александр крестное целованье порушить, а тебе, праведному государю, изменить, хочет отъехать со всем своим родом в иную землю, а называет себя царским родом, и хочет быть тебе, государю царю, супротивен. Как Федор Иванов, сын Нащокин, у царя Василья Ивановича Шуйского царский посох взял из рук, так теперь Александр Нащокин хвалится тем же своим воровским умышленьем на тебя, праведного царя, и Московским государством, твоею царскою державою смутить".
      В Крыму нашли послы одного вора, в Константинополе двоих: у визиря на дворе объявились два русских человека: один называется сыном царя Василья Ивановича Шуйского, прислан из Молдавии господарем Васильем и говорит, что служил царю Михаилу Федоровичу в подьячих. Визирь его спрашивал, для чего он про себя в Москве не объявил, и вор отвечал, что не объявил, боясь казни, и отъехал служить в Литву; но литовский король пожаловал его не по достоинству, и он отъехал в Молдавскую землю. Визирь спросил, хочет ли он бусурманиться? И вор отвечал: "Если султаново величество пожалует меня по достоинству, то я побусурманюсь".
      ... Виниус, вероятно, заслужил за то, что и на иностранные товары, не исключая английские, наложена была двойная пошлина "для пополненья ратных людей". При этом правительство утешало иностранцев тем, что они воротят свои деньги, возьмут их с русских же людей, возвысив цену своим товарам.
      *
      ... Десятилетний срок не был отменен для отыскивания старых беглецов; обещано отставить урочные годы на будущее время, когда крестьяне и дворы их будут подвергнуты строгой переписи: "Как крестьян и бобылей и дворы их перепишут, и по тем переписным книгам крестьяне и бобыли и их дети и братья и племянники будут крепки и без урочных лет".
      Продажа и сеяние табаку были запрещены в том же 1648 году, а в следующем 1649 году исполнено и давнее желание купцов: издано царское повеление: "Вам, англичанам, со всем своим имением ехать за море, а торговать с московскими торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря, у Архангельского города; в Москву же и другие города с товарами и без товаров не ездить. Да и потому вам, англичанам, в Московском государстве быть не довелось, что прежде торговали вы по государевым жалованным грамотам, которые даны вам по прошению государя вашего английского Карлуса короля для братской дружбы и любви; а теперь великому государю нашему ведомо учинилось, что англичане всею землею учинили большое злое дело, государя своего Карлуса короля убили до смерти: за такое злое дело в Московском государстве вам быть не довелось".
      ... Повесили Терешку мясника и Ивашку, прозвищем Солдата, которые признались, что убили Михайлова; у Солдата на пытке вынули из-под пяты камень, и Солдат признался, что учил его в тюрьме ведовству разбойник Бубен, как от пытки оттерпеться, наговаривал на воск, а приговор был: "Небо лубяно и земля лубяна, и как в земле мертвые не слышат ничего, так бы он не слыхал жесточи и пытки".
      Повесили также Ивашку Шамшурницына.
  
  

0x01 graphic

  

Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты.

Художник Кившенко Алексей Данилович

  
   "Слава об нем пошла далеко"...   62k   "Фрагмент" Политика Размещен: 05/09/2010, изменен: 12/03/2012. 62k. Статистика. 1447 читателей (на 4.11.2014 г.)
   Иллюстрации/приложения: 5 шт.
   Патриарх Никон (из кн. Иоанн (митрополит СП б. и Ладожский
   Алексей Михайлович (Романов)часто приезжал в обитель молиться за упокой своих предков.
   В свою очередь, Никон должен был каждую пятницу являться к государю для доклада о нуждах бедных, обиженных и угнетенных. Совместная благотворительность сближала их еще сильнее.
   От царя он получил особые полномочия -- наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, узников из темниц.
   На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт: народ по незнанию принял хлеб, вывозимый в Швецию (в счет выкупа за православных беглецов, искавших у России защиты), за признак боярской измены. Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения. Чернь избила его до полусмерти.
   В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорится, что Господь даровал России "два великия дара" -- благочестивого и христолюбивого великого государя-царя и святейшего патриарха.
   Никон был суров и строг -- равно к себе и царю -- там, где дело касалось духовного здоровья общества, авторитета Церкви и ее способности благотворно влиять на государственные институты России.
   В 1658 году царю подали жалобу на Никона.  Благовидным предлогом для нее стало обвинение патриарха в неприемлемых нововведениях, а настоящей целью -- поколебать его положение, "вбить клин" между государем и первосвятителем.
   Подозрительность и клевета одних, уязвленное самолюбие и неуемное тщеславие других, малодушие и неразумие третьих делали свое дело.
   Постепенно отношения Алексея Михайловича с патриархом стали охладевать, и охлаждение это неизбежно проявлялось в делах. Царь отменил некоторые распоряжения патриарха, стал назначать священников и игуменов без согласования с Никоном.
   Наконец, летом 1658 года произошел открытый разрыв.
   В то же время он ясно сознавал, что открытое междоусобие, "силовое" сопротивление царской воле со стороны духовной власти может вызвать в России очередную смуту, результаты которой станут трагедией для всей Руси, подорвав многовековые корни, питающие религиозную основу русского бытия.
   После длительных молитвенных размышлений он выбрал единственно возможный для себя путь: незаконным притязаниям не подчиняться, в открытое противостояние не вступать; указывая на нетерпимость положения, рассчитывая на отрезвление и покаяние со стороны светской власти, оставить кафедру Московского первосвятителя и удалиться в подмосковный Воскресенский монастырь.
     
   Никон обличил посланника в недостойных интригах, переоблачился и пешком отправился из Кремля на Иверское подворье.
   В своих монастырях патриарх устроил житие образцовое и благочинное.
   Всех странников и богомольцев приказывал поить и кормить по три дня даром, в монахи принимал безвкладно, всем давая платье за счет обители. В праздники всегда трапезовал с братией и сам лично омывал ноги всем богомольцам и заезжим путникам.
   Интриги и злоречие приносили свои горькие плоды -- несколькими взаимными резкостями патриарх и царь оборвали тонкую нить возрождающегося единомыслия окончательно.
   В 1662 году в качестве последнего аргумента Никон пишет "Разорение" -- обширное сочинение, насчитывающее более 900 страниц текста, в опровержение мнений своих противников и в защиту своей позиции.
   Наконец, в 1666 году в Москве собрались на собор русские пастыри, прибыли и специально приглашенные по этому поводу царем патриарх Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имея полномочия от остальных православных патриархов для решения судьбы Никона.
   Решением соборного суда было: лишить Никона патриаршества и священства, сослать его в Ферапонтов монастырь.
   Царь не держал на Никона зла.
   С воцарением Феодора Алексеевича положение Никона ухудшилось.
   Никону предстоял "последний период испытаний, из которого вышел он как злато, искушенное в горниле" (М. В. Толстой). Страдая от угара в дымных кельях, теряя остатки здоровья, старец едва не скончался от "невыразимого томления", помышляя лишь о вечности, оставив мирские попечения и житейскую суету.
   День своего освобождения Никон предузнал заранее по тайному благодатному предчувствию.
   Ко всеобщему изумлению он вдруг велел своей келейной братии собраться и отдал распоряжение готовиться в путь. Путь этот, ставший его последним земным странствием, послужил одновременно дорогой его духовного торжества. В сретение старцу выходили насельники окрестных монастырей, стекавшиеся местные жители благоговейно просили архипастырского благословения.
    Но силы уже окончательно оставляли его, и 17 августа 1681 года в обители Всемилостивого Спаса Никон мирно почил в кругу своих верных сподвижников и духовных чад.
   Царь Феодор, не зная еще о преставлении Никона, послал ему навстречу свою карету.
   Участвуя в погребении, государь сам на плечах своих нес гроб с телом покойного, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырех патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие церковные его заслуги...
   С.М.Соловьев. (Фрагменты)
      Никон стал верховным пастырем церкви и главным советником царя в то время, когда Алексей Михайлович должен был решить великий вопрос о соединении Малой России с Московским государством.
   АФОРИЗМЫ И МЫСЛИ ОБ ИСТОРИИ. В.О.Ключевский
   Вся житейская наука женщины состоит из трех незна­ний: сначала она не знает, как добыть жениха, потом -- как быть с мужем, наконец -- как сбыть детей.
   Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник или доносчик.
   Высшая задача таланта -- своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
   Высшая степень искусства говорить -- уменье молчать.
   Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не
   Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
  

0x01 graphic

  

"Харон перевозит души через реку Стикс", (1861)

Художник Кившенко Алексей Данилович

  
   Для чего люди учатся?   31k   Оценка:8.48*7   "Фрагмент" Мемуары Обновлено: 17/02/2009. 31k. Статистика.
  
   Петр I. Во времена Петра Великого дворянство обязывалось учиться. Это была своеобразная повинность, без исполнения которой дворянин не мог занимать никакой должности в государстве и считался "недорослем", т.е. человеком, не созревшим для исполнения в полной мере обязанностей своего звания. "Недорослю" запрещалось жениться без удостоверения о похождении курса грамоты, он не мог вступать в права наследства, он лишался многих прав и привилегий, которые были положены дворянству.
   Потребность учиться может исходить и от самой личности. Корни этой потребности - в самосознании. Самосознание - это функция не ума, а духа.
   Ю. Крижанич. Платон: "Излишняя любовь к самому себе бывает причиной всех людских бед. Ибо поскольку люди любят самих себя больше, чем истину, они вовеки не могут понять, что дурно и что хорошо". Самолюбие.
   Мотивы. Из всех побудительных причин к учению, самой важной следует признать причину духовную - желание постичь Истину и стать более совершенным.
   Учеба в 11-ом классе, когда пришлось догонять моих одноклассников из-за нестыковок учебных программ средней школы и техникума, заставила меня предметно заняться самообразованием. Результат был превосходный: школу я закончил вполне прилично, а Тамбовское артиллерийско-техническое училище - круглым отличником.
   Войсковая практика, однако, сузила мои возможности по самообразованию и лишь в Красноярске у меня вновь поучилась возможность заняться собственным развитием.
   И это дало позитивный результат - поступление в военную академию с первого раза и с первого экзамена.
   Преподаватель, полковник И.Д. Ладанов, всесторонне эрудированный педагог, был прекрасным знатоком практики подготовки военнослужащих иностранных армий, имел немало интересных публикаций по этой тематике и являл собой пример ответственного отношения к обучению слушателей академии.
   Другой преподаватель, полковник Н.П. Балыков, поражал знанием малоизвестной психолого-педагогической литературы.
   Основная же масса педагогов относилась к слушателям как к подчиненным, держала их на расстоянии, не позволяла сближаться даже в случае совместной работы над какой-либо научной темой.
   Надо было обучиться искусству наблюдения за поступками, деятельностью и поведением других людей с целью приобщиться к опыту и знанию других. Следовательно, требовалось развивать умение разбираться в людях, находить толковых, умных и прозорливых и отсекать контакты с пустозвонами, полуучеными и проч.
   Из трудов Г. Спенсера, английского философа и социолога ХIХ в., мне по душе пришлась мысль о ценностной значимости знания, в основу которой он положил принцип природосообразности и на его основе сформулировал требования к знанию жизненному.
   Адам Смит, основоположник классической политической экономии, поразил мое воображение рассуждениями о чертах благоразумного человека.
   Может быть впервые серьезно задумался я и о правилах жизни после того, как впервые познакомился с мыслями Декарта, французского мыслителя ХVII в., который разделил свои правила жизни на четыре разряда:
   1)человек должен подчиняться тем установлениям законодательства и религии, которые он унаследовал от рождения;
   2)во всех поступках жизни действовать быстро и согласно разумному голосу совести...
   3)искать счастье в ограничении своих требований, а не в удовлетворении своих желаний;
   4)поставить целью своей жизни отыскание истины.
   Надо быть не только мужественным, образованным и честным человеком, чтобы, имея огромные познания, придти к выводу, как то сделал великий Сократ: "Я знаю, что ничего не знаю".
   Но беда многих из нас, что мы даже этого не знаем и упоительно тешим себя мыслью о своей учености и образованности.
   Судьба уберегла меня от такой участи.
  
  

***************************************************************

  

0x01 graphic

"Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею", (1875)

Художник Кившенко Алексей Данилович

Труд выполнен в

Научно-исследовательском центре

Военной академии Генерального Штаба

Вооруженных Сил РФ

Автор-составитель

А.И. КАМЕНЕВ

   Мысли о задачах и перспективах военной школы России / Авт.-сост. А.И. Каменев; Под ред. В.С. Чечеватова; ВАГШ ВС РФ. - М., 2002. - 370 с.
   Данный труд посвящен извлечению уроков из опыта подготовки офицерских кадров в России. В нем содержатся оценочные суждения, мысли и идеи по совершенствованию национального военного образования. Материалы и факты, изложенные здесь, могут быть полезны научным работникам, преподавателям, слушателям, курсантам военно-учебных заведений, а также органам власти и военного управления Российской Федерации при подготовке и принятии решений по вопросам реформы военного образования.

NoА.И. Каменев, 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  
   О прикладном методе и жизненности обучения в военной школе (Н. Головин)
   Задача статьи
   I. Общий очерк
   Особенности военного дела в прошлом и настоящем
   Пример подготовки к войне прусской армии
   Подготовку высшего командования необходимо поставить на первый план
   Цель образовательной работы
   Единство обучения и воспитания слушателей
   Задачи общего и высшего образования
   Цель высшего военного образования
   Различие в методах занятия
   Ошибки в подготовке офицеров
   Высшее военное образование должно развивать творческие способности личности
   Новые требования к учебному процессу
   Самостоятельная работа и самообразование офицера
   Очерк II. Распределение академического курса на отделы обучения
   Суть прикладного метода обучения
   Общие требования нового метода обучения
   Пример постановки обучения во французской военной школе
   Требование специализации профессоров
   О новой постановке обучения военной истории
   Знание должно быть прикладным
   Курс наивысшего обобщения (стратегия; философия военного искусства)
   Общеобразовательные предметы
   Перечень второстепенных предметов
   Очерк III. Ведение учебных занятий.
   Глава I. Прикладные занятия в классе.
   1. Постепенность в прикладных занятиях
   2. Жизненность прикладных занятий
   Глава IV. Лекции
   Вред большого числа лекций
   Очерк V. Постановка профессорского состава
   Специализация профессоров
   Пример деятельности профессоров во французской военной академии
   Условия специализации профессоров
  
   О судьбе прикладного метода в Николаевской военной академии (А. Верховский)
   Опыт работы АГШ по прикладному методу Головина. 1911-1913 гг.
   Требование съезда объединенного дворянства о ликвидации прикладного метода и увольнении из Академии его сторонников
  
   Почему не любят "академистов"? (А. Дмитриевский)
   Почему не любят военную науку в войсках?
   Смешение идеи с ее выполнением. Мнение Резанова
   Воля и ее воспитание
   Перекосы в военной академии
   Главная идея академии
   Академия должна быть уделом немногих
  
   Чего не хватает нашим кадетским корпусам? (В. Рычков)
   Реформа армии невозможна без преобразования военного образования
   Офицером не может стать любой образованный гражданин
   Не следует бояться упреков в милитаризме
  
   Роль педагогических средств в воспитании юношества (П. Галенковский)
   Вопрос о методах воспитания является наиважнейшим
   Необходимость своевременного изменения методов воспитания кадет
   О гуманизации воспитания
   Забота Петра Великого о воспитании офицеров
   Указы о подготовке офицерства из дворянства
   Роль специальной военной школы
   Недостатки и упущения первых военных школ
   Постановка обучения в первом кадетском корпусе
   Приобщение кадет к военной науке и практике
   Чтение лучших книг
   Меры поощрения лучших кадет
   Устранение телесных мер наказания
   "Новое" воспитание при Екатерине Великой.Бецкой.
   Роль примера офицеров-воспитателей
   Не отвращать, а приохочивать к обучению
   Награждение медалями, как мера поощрения
   Меры по подбору учителей и воспитателей
   Праздники для бедных
   Новое в производстве переводных экзаменов
   О служебных преимуществах персонала корпуса
   Свободный вход к командирам
   Улучшение офицерского состава корпуса
   Особенности воспитания в Пажеском корпусе
   Устав о нравственном развитии кадет
   Положение о службе по учебной части. 1836 г.
   Воспитание религиозного чувства
   Попечители и наставники-наблюдатели
   Наставление для образования воспитанников. Ростовцев. 1848 г.
   Воспитательные комитеты при корпусах. 1835 г.
   Аттестационные тетради кадет
   Поощрения при выпуске из корпуса
  
   Развитие личности будущих офицеров (Ф. Гершельман)
   Требования современной войны к офицерам
   Необходимость умственного развития кадет
   Воспитание как приоритетная задача в подготовке кадет
   Воспитание воли будущих офицеров
   Обоснование необходимости кадетских корпусов
   Трудности работы военной школы, обусловленные политической ситуацией в стране
   Задачи умственного развития кадет
   Физическое развитие
   Нравственное воспитание кадет. Воспитание характера
   Требования к характеру военного человека
   Духовные качества
   Религия и религиозные чувства офицера
   Патриотизм кадета
   Нравственная дисциплина военного
   Воинский дух и воинская честь
   Своеобразие проявления общих качеств у военного
   Приемы воспитания
   Изучение натуры воспитанника
   Значение правильного режима школы
   Личный пример воспитателей
   Сближение воспитателей с воспитанниками
   Взыскания: суть и требования к ним
   Необходимость программы воспитательных воздействий
   Как поддерживать религиозное чувство, воспитывать патриотизм и т.д.
   Влияние товарищеской среды
   Воспитатели и требования к ним
  
   Об опасности развития штатского духа в сынах Марса (А. Дмитриевский)
  
   Серьезность вопроса о "штатском духе" в армии
   Вред увлечения "штатскими" добродетелями
   Надо офицеров оградить от "штатского" влияния
  
   Не следует творить кумира (Н.Попов)
   Война - суровый экзаменатор системы подготовки офицеров
   Оценка последствий войны должна быть честной
   Русско-японская война осветила путь к исправлению недостатков в обороне государства
   Не нужно ставить германские школы в качестве образца русским военным школам
   В русской военной школе много неиспользованных резервов
  
   О воспитательных задачах военной школы (М.Крит)
   Роль военной школы в формировании боевой мощи армии
   Физическое воспитание и обучение
   Умственное воспитание и обучение
   Нравственное воспитание
   Воспитание воли
  
   Об излишней мягкости в воспитании кадет (Воронецкий)
   Идеал русского воина
   О необходимости солидарности в воспитании офицера семьи, школы и полка
   Издержки в методах и средствах воспитания будущих офицеров
   Эгоизм как злейший враг офицерской доблести (Гольц)
   Типы кадет
   Чем вредна излишняя мягкость в воспитании кадет
  
   Помнить завет Петра Великого (М. Меньшиков)
   Незабвенная и великая заслуга Петра -- он выучил Россию воевать
   Отсталость нашей военной школы была причиной позорного монгольского ига
   Как Петр Великий учился у противника воевать
   Воинская деятельность в лице избранных превратилась в призвание
   "Не забывайте монархии греческой" (Петр)
   Пренебрегающие военном искусством погибнут
  
   Армия - дружина храбрых (М. Меньшиков)
   Нужна вера в могущество страны
   Народная гордость - могучая пружина жизнестойкости нации
   Военное дело должно стать делом всей жизни
   Нужно отречься от гибельного предрассудка демократизации армии
   Дружинами храбрых начинались все государства
   Нашей стране нужна превосходная постоянная армия
   Почему офицеры бегут из армии
   О штатском разложении военной школы
   Без хорошо поставленной армии Россия немыслима
  
  
   Документы по военной школе России (1701-1917 гг.
  
  
   Высочайший указ об основании Школы математических и навигацких наук 14 января 1701 года
   Инструкция Петра I волонтерам, отправленным за границу для обучения морскому делу
   Присяга И.И. Бецкого. 9 сентября 1734 г.
   Доклад И.И. Бецкого Екатерине II
   Указ Екатерины II о конфирмации проекта Бецкого 5 сентября 1763 г.
   Письмо И.И. Бецкого Екатерине II
   Речь И. Бецкого в заседании академии художеств 14 января 1769 г.
   Предложение И. Бецкого 2 мая 1783 года. Императорской Академии Художеств в почтенный Совет
   Указ ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из правительствующего сената военной коллегии
   Указ нашему сенату (Екатерины II) 8 мая 1766 г.
   Указ нашему генерал-поручику Бецкому (Екатерины II) 3 декабря 1762 г.
   Инструкция действительного тайного советника Бецкого офицерам, отправленным путешествовать при выпуске из сухопутного шляхетского кадетского корпуса 20 мая 1782 г.
   Письмо Екатерины II А.И. 29-го июля 1763 года
   Присяга И.И. Бецкого 24 мая 1773 г.
   3авещание от главного попечителя Бецкого воспитательного дома, почетному Санкт-петербургскому опекунскому совету
   Прошение Павла Бабина о приеме в кадетский корпус 19 января 1795 г.
   Приказ по 2-му кадетскому корпусу от 24-го октября 1841 г. N 10.
   Аттестат, выданный корпусом преподавателю Н. Г. Чернышевскому при его увольнении. 14 ноября 1855 г.
   Наставление для образования воспитанников военно-учебных, Высочайше утвержденное 24 декабря 1849 г.
   Письмо генерал-адъютанта Ростовцева фельдмаршалу-лейтенанту австрийской службы Гауслабу от 14 февраля 1853 года
   Штат Военной Академии (1882 г.)
   Оклады жалованья за преподавание наук профессорам, адъюнкт-профессорам и учителям Академии. 1832-1846 гг.
   Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках "Высочайше утверждено" 8 декабря 1834 года
   Инструкция для руководства юнкеров Санкт-Петербургского Пехотного Юнкерского Училища
   Записка о преобразовании Михайловской Артиллерийской Академии (1864 г.)
   Программы преподавания наук в артиллерийском училище в 1832 году
   Инструкция для юнкеров Михайловского Артиллерийского Училища относительно форм одежды, отдания чести и особых обязанностей при увольнении в отпуск
   Приказ Генерал-Фельдцейхмейстера от 25 июля 1819 года за N 1
   Приказ Генерал-Фельдцейхмейстера от 18 Ок­тября 1821 года за N 683
   Положение о Михайловской премии, учрежденной в Михайловском Артиллерийском училище, Высочайше утвержденное 16 июня 1854 г.
   Положение о службе по военно-учебным заведениям 27 мая 1836 г.
   Положение о диспутах для получения докторского звания (утверждено 29 июля 1801 г.)
   Правила об академиках (Утверждены 12 марта 1843 г.
   Таблица числа еженедельных уроков в кадетских корпусах (1889 г.)
   Таблица еженедельных уроков в военных училищах (1883 г.)
   Таблица еженедельных уроков в юнкерских училищах (1901 г.)
   Требования относительно объема, содержания и характера учебных материалов и учебных руководств для юнкерских училищ (1901 г.)
   Сметные сумы, отпускаемые на содержание Николаевской Военной Академии в 1904 г.
   Распорядок дня для юнкеров Николаевского артиллерийского училища (1915 г.)
   Положение об испытании желающих поступить в военно-учебные заведения преподава­телями наук, языков, начертательных искусств и репетиторами наук и языков
   Табель для руководства при экзамене желающих поступить учителями в военно-учебные заведений
   Табель для руководства при назначении тем для пробных лекций желающих поступить учителями в военно-учебные заведения
   Правила для производства воспитанников разных званий (1853 г.)
   Положение о неприкосновенном капитале Военной Академии (1854 г.)
   Правила для аттестации офицеров: поступающих в Императорскую Военную Академию; переходящих из теоретического класса в практический; выпускаемых из Академии
  
   ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗВЕДЕНИЯХ РОССИИ
  
   Школа математических и навигацких наук
   Александровская военно-юридическая академия
   Александровское военное училище
   Артиллерийская и инженерная школа
   Артиллерийская школа
   Артиллерийское училище
   Варшавская школа подпрапорщиков
   Военно-сиротский дом
   Военно-специальные школы
   Военно-учительский институт
   Военно-юридическая академия
   Военный курс воздухоплаванья
   Воздухоплавательная школа в Гатчине
   Вольская военная прогимназия
   Всероссийский аэроклуб
   Гарнизонные школы
   Главная гимнастическо-фехтовальная школа
   Главное инженерное училище
   Горный институт
   Дворянский полк
   Зарубежные высшие военно-научные курсы
   Императорская Военно-медицинская академия
   Императорская Николаевская военная академия
   Инженерная школа
   Интендантская академия
   Киевское инженерное училище
   Константиновское артиллерийское училище
   Корпус кадет
   Корпус чужестранных единоверцев
   Михайловская артиллерийская академия
   Михайловское артиллерийское училище
   Морская академия
   Николаевская инженерная академия
   Николаевский кадетский корпус
   Николаевское кавалерийское училище
   Оренбургское военное училище
   Офицерская кавалерийская школа
   Офицерская артиллерийская школа
   Офицерская стрелковая школа
   Офицерская школа авиации
   Офицерская школа морской авиации
   Офицерская школа при 1-ой армии
   Павловское военное училище
   Пажеский корпус
   Педагогические курсы
   Сергеевское и Николаевское артиллерийские училища
   Специальные учебные заведения
   Тамбовское дворянское училище
   Училище колонновожатых
   Учительская семинария военного ведомства
   Финляндский кадетский корпус
   Харьковское военное училище
   Царскосельский лицей
   Частные военные пансионаты
   Шкловское благородное училище
   Школа авиации одесского аэроклуба
   Школа армейских подпрапорщиков и юнкеров
   Школа гвардейских подпрапорщиков
   Школа при бомбардирской роте
   Школы военных кантонистов
   Электротехническая офицерская школа

0x01 graphic

"Переход Суворова через Альпы"

Художник Василий Иванович Суриков


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023