ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Отбор - дело деликатное

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Полезный исторический опыт


  

ОТБОР - ДЕЛО ДЕЛИКАТНОЕ

Полезный исторический опыт

   Во все времена умные правители были озабочены проблемой отбора граждан для воинской службы. Особо остро вопрос отбора лучших стоял в офицерском корпусе. В России этим вопросом озаботились еще со времен Петра Великого, но до сих пор привлечение в офицерский корпус лучших граждан страны является нерешенным и острым. В данной статье показывается лишь частный опыт решения этого вопроса применительно к Павловскому военному училищу, а также практика ранжирования абитуриентов по разрядам, в зависимости от служебных заслуг отцов.
  
  

Порядок приема в Павловское военное училище

   Высочайше утвержденное 20 июня 1867 г. Положение о Военных Училищах установило, между прочим, следующие правила приема молодых людей.
   В училища принимаются лица из всех сословий, не обязанных рекрутскою повинностью, а также юнкера и унтер-офицеры сих сословий, состоящие на службе в войсках.
   Из них поступают без экзамена:
  
  -- Окончившие с успехом курс в военных гимназиях.
  -- Окончившие курс в средних учебных заведениях и получившие установленные о том аттестаты, если воспользуются предоставленным правом, не позже одного года после получения аттестата; в противном случае они подвергаются испытанию.
  
   Поступающие в училища должны быть не моложе 16 лет.
   Воспитанники, окончившие курс в военных гимназиях, переводятся в военные училища по распоряжению Начальника военно-учебных заведений.
   Вакансии в училищах, оставшиеся свободными за принятием воспитанников военных гимназий, замещаются:
  
   а)поступающими по аттестатам, и
   б)выдержавшими экзамен.
  
   Молодые люди, не состоящие на службе в войсках, желающие поступить в училище, подают начальнику оного, не позже 1-го августа, прошение на Высочайшее имя, прилагая
  
   1. Документы о происхождении:
  
   а)дворяне - копии с протоколов Дворянских Депутатских Собраний, от отправлении в Герольдию документов, на основании которых они записаны в дворянскую родословную книгу; или свидетельство о дворянстве из Департамента Герольдии;
   б)сыновья лиц, получивших дворянство на службе, по чину или ордену, - формулярный список отца, или, буде он в отставке, то указ об отставке;
   в)молодые люди не дворянского происхождения, - удостоверение о правах состояния от подлежащего начальства.
  
   2. Метрические свидетельства о рождении и крещении, утвержденные Духовною Консисторией или главным священником.
  
   Имеющие видимые телесные недостатки, или слабое сложение и здоровье - к приему в училище не допускаются.
  
   Документы принятых в училище препровождаются в Главный штаб, для определения их служебных прав, если только они не были рассмотрены ранее.
  
   Командиры частей в войсках сообщают предварительно, к 1-му мая, начальникам училищ списки тем унтер-офицерам, юнкерам и вольноопределяющимся, которые изъявят желание поступить в училища, с подлежащим удостоверением о способности их и поведении и, по получении отзывов, что они могут быть допущены к приемному экзамену, выдать каждому из них свидетельства на беспрепятственное следование и поступление в училища, о чем, в то же время, сообщают по принадлежности, начальникам училищ, и высылают послужные об отправленных списки.
  
   Проезд молодых людей в училище и следование их обратно, в случае возвращения к своим частям, делается на собственный счет. Прогонные деньги. от пунктов расположения частей войск до мест нахождения училищ, возвращаются им, если они выдержат установленный экзамен.
  
   Унтер-офицеры, юнкера и вольноопределяющиеся прибывают в училища к началу приемного экзамена и, до поступления в оное, состоят в ведении Губернского Воинского Начальника.
  
   Приемный экзамен производится в августе месяце, особыми комиссиями, по назначении начальника училища по программам, утвержденным Военным Министром.
  
   Оценка познаний экзаменующихся производится по 12-ти бальной системе, принятой в основание для определения. как познаний, так и поведения юнкеров всех училищ вообще.
   По окончании приемного экзамен составляются общие экзаменационные списки, по старшинству, определяемому средним баллом, из всех предметов экзамена. Списки эти служат руководством для приема экзаменовавшихся в училища.
  
   Прием молодых людей в училище окончательно утверждается начальником училища.
   Все принятые в училище поступают на полное казенное содержание.
   Не удостоенные приема не лишаются права явиться к экзамену, на общем основании, и в будущих годах.
  
   Время пребывания юнкеров в училище зачисляется им в действительную службу.
  

Льготы и преимущества при приеме в военные гимназии

(вторая половина ХIХ в.)

  
   Что касается условий приема в гимназии, то удовлетворения, с одной стороны, потребности дать необходимое укомплектование для военных училищ, военные гимназии, с другой стороны, по цели благотворительной, которая преследовала военно-учебные заведениями, требовали в то же время значительного изменения в порядке приема в них детей военнослужащих.
   По существовавших тогда правилам для приема в гимназии все просившиеся делились на 13 разрядов, сообразно со служебными правами своих отцов. Но так как число лиц, желавших определения в военные гимназии, превышало число открывавшихся казеннокоштных вакансий более, чем второе, то, чтобы не лишать младшие разряды права воспользоваться благотворительностью правительства, предоставлено было принимать не по старшинству разрядов, а по конкурсному экзамену. Такая мера, хотя предоставляла всем чинам армии помещать детей своих в военные гимназии, если только они были лучше приготовлены, но являлась тяжелою для сирот и лиц, лишившихся здоровья на службе . не имевших материальных средств для лучшей подготовки своих детей к экзамену. Поэтому, так как в благотворительности правительства более всего нуждались лица, равно и сироты, то признано было необходимым установить следующие правила приема в гимназии:
  
   1.На полное казенное содержание зачислять только:
  
   1)сыновей военнослужащих или служащих на военной службе, кои не имеют своего имущества или капиталов, приносящих доход, обеспечивающий воспитание их детей (полагалось размер такого дохода определить не менее 250 р. на каждого члена семьи.) и
   2)отцы коих заслужили право на сохранение мундира при увольнении из военной службы.
  
   Из числа этих детей допускались к приему:
  
   а)без конкурсного испытания, но по выдержании установленного экзамена - сироты без отца и матери; сироты, отцы коих убиты на войне и при исполнении служебных обязанностей, или умерли от ран, увечий и болезней, полученных при исполнении службы ; детей лиц раненых 1-го и 2-го классов, а также лишившихся рассудка, ослепших и разбитых параличом, и детей кавалеров всех степеней ордена Св. Георгия;
   б)по конкурсному испытанию - детей прочих военнослужащих и отставных, имевших право . как сказано выше, на казенное содержание;
   в)за отличные занятия в гимназиях - по представлениям начальства гимназий перечислять своекоштных воспитанников из имеющих право на казенное содержание, но по неимению казенных вакансий первоначально принятых в гимназию своекоштными, и
   г)прямо поступавших в два старших класса гимназии , если только они, по указанному в пунктах 1 и 2, имели право приема на казенный счет.
  
   Источники:
  
      -- Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-Сиротского Дома. 1788 - 1898. - СП б., 1898.
      -- Столетие Военного министерства. 1802 - 1902. т. Х, ч. 111. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. Н. А. Соколов. - СП б., 1914.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010