--
Вся нация должна быть готова к войне, но не каждый гражданин должен быть воином.
--
Сила нации в ее духе, в понимании грозящей опасности, в осознании того, что государство должно иметь мощную армию
--
Сила армии - в хороших воинах и в разумных полководцах.
--
Хороший гражданин - это еще не солдат, но хороший солдат - это, прежде всего, хороший гражданин.
--
Качество хорошего солдата, прежде всего, в качествах его души, а уж потом в уме, силе и ловкости.
Из истории о воинах И. Маслова:
(Фрагменты)
Вопрос о нравственных силах бойца есть вопрос самый животрепещущий, но в то же время и самый мудрый в тактике.
Уже Шарнгорст в свое время жаловался на то, что психологическая часть теории военного искусства так мало разработана, что "главная польза изучения истории, т.е. познания человеческого сердца, почти совсем теряется".
Справка:
--
Шарнхорст, Шарнгорст (Scharnhorst) Герхард Иоганн Давид (12.11.1755, Борденау, Ганновер, -- 28.6.1813, Прага), прусский военный деятель, генерал (1807).
--
После разгрома великой армии, когда Пруссия решилась начать войну, Шарнхорст вступил в учрежденный прусским королем "Комитет для усиления армии", снова стал генерал-квартирмейстером прусской армии и получил чин генерал-лейтенанта.
--
В битве при Лютцене 2 мая 1813 года Шарнхорст был ранен ядром в ногу. С незажившей раной он предпринял путешествие в Вену, чтобы хлопотать о присоединении к коалиции австрийцев. Рана его разболелась, и 28 июня того же года Шарнхорст умер.
С тех пор внимание к нравственным вопросам не раз пробуждалось в военной литературе, но оно ограничивалось указанием на их важность и разработкою приемов, могущих или возбудить, или поддержать в войсках высокий нравственный дух.
Систематического же исследования военной нравственности нам до сих пор не встречалось.
Причина отсутствия таких исследований, надо полагать, заключалась в чрезвычайной их трудности.
Один из великих мыслителей нашего века, Гизо, вот в каких выражениях замечает о трудности изучения нравственных вопросов:
"Факты нравственные с одной стороны более обширные, а с другой - более глубоко сокрыты, чем факты материальные. Поэтому их наблюдение, классификация, научная постановка значительно труднее..."
"Чтобы их хорошо познать, научно изучить, нужны все умение, вся проницательность, вся осторожность самого опытного разума".
Справка:
--
Франсуа Пьер Гийом Гизо (фр. FranГois Pierre Guillaume Guizot, 4 октября 1787, Ним -- 12 сентября 1874, Валь-Рише) -- французский историк, критик, политический и государственный деятель.
Все, что содействует более сознательному отношению к нравственным вопросам, не может не быть драгоценным, так как в нравственном преуспеянии лежит верный залог наших боевых успехов.
Вполне согласен с Вл.Соловьевым, что "наша истинная патриотическая обязанность - желать и стремиться, чтобы наше отечество было не только материально, но главное - нравственно и духовно сильным".
Справка для понимания:
--
Преобладающее значение нравственных сил бойца.
--
Их существо.
--
Разделение нравственных чувств бойца.
--
Главные нравственные типы бойца.
Необходимость возможного развития каждой из трех внутренних сил бойца... не обусловливает одинаковости их влияния на проявление войсками боевую силу.
Вникая же в значение этих сил, мы неизбежно должны признать первенствующую роль за нравственными силами.
Прежде всего, таково мнение всех великих военных авторитетов.
Наполеон I высказал, что победа на * зависит от нравственного и только на * от материального элемента.
Еще более ценил нравственный дух в солдатах наш Суворов, который прилагал все старания к поднятию его во вверенных ему войсках.
Суворовская "Наука побеждать" вся состоит из приемов нравственно укрепляющих войска.
А что этот великий военный педагог не ошибался, видно из того, что предводительствуемые им войска не знали поражений.
Один из лучших военных теоретиков, Клаузевиц, пишет, что "нравственные силы принадлежат к самым важнейшим на войне".
Шарнгорст, говоря о режиме, установившемся в прусских войсках перед 1806 годом, сказал, верно, предупреждая события:
"Мы начали ценить искусство войны, более, нежели военные доблести; это во все времена было гибелью народов".
Военная история всех времен свидетельствует о необычайно высоком значении в бойце нравственной энергии.
Мы можем проследить это на описании чуть ли не каждого сражения.
Во время штурма Измаила в 1790 году один из батальонов Полоцкого полка, двинувшись в штыки на неприятеля, теряет своего командира; солдаты колеблются и приходят в расстройство; видя это "полковой священник воспламеняется мужеством, поднимает крест с изображением Искупителя, обещает им верную победу и, указывая путь к ней, бросается на сабли турок. Воспламененному этим мужеством солдатам уже ничто не может противиться: неудержимо стремятся они вперед и все падает под их штыками".
Если таким образом случайный подъем нравственных сил стал серьезно влиять на исход боя, то понятно, насколько успех войск может быть обеспечен тогда, когда их необыкновенное нравственное превосходство является плодом воспитания или следствием ряда предшествовавших подвигов.
**
Наиболее завоевательные расы во все периоды истории выделялись перед другими необыкновенною нравственною энергией.
Этот факт признан социологами.
"Превосходство типа, говорит Спенсер, не было общею чертою завоевательных рас. Так, из трех главных таковых рас: татарской, завоевавшей Китай и страны, лежащие между Китаем и Индией, и посылавшей последовательные волны вторжения не только в эти страны, но от времени до времени также и на запад; арийской, наводнившей собой Индию и проложившей себе путь в Европу, и семитической, получившей господство в северной Африке и покорившей некоторые части Европы - первая и последняя принадлежат к типам низшего порядка..."
"Вообще все эти расы, продолжает Спенсер, очень несходны между собой, имея лишь одну общую черту, заключавшуюся в энергии".
Важная справка:
--
Герберт Спенсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби -- 8 декабря 1903, Брайтон) -- британский философ и социолог:
--
"Жизненное знание - то знание, что приобретается само собою в углах и закоулках, между тем как в установленных учреждениях для обучения приобретаются одни мертвые формулы".
Тацитс глубокой скорбью смотрит на римское общество и с пророческим предвидением указывает на время, когда развращение римских нравов приведет к распадению римского общества и на развалинах римского колосса утвердятся неиспорченные, полные силы германские племена.
События подтвердили предсказания Тацита: когда в римском населении были подорваны все нравственные принципы; когда патриотизм сменился полным равнодушием к судьбе отечества, к народной славе, к человеческому величию; когда одна страсть к наживе во что бы то ни стало начала царить всюду; тогда некогда страшный Рим, несмотря на свое наружное величие и блеск сделался до того слаб и дряхл, что не мог сопротивляться несвязным ударам варваров.
Он пал, потому что все нравственные основы государственного здания, были в нем подточены.
Так падает старый, величественный дуб, подточенный червями.
Справка:
--
Тацит Публий Корнелий (ок. 55-- ок. 120) -- римский политический деятель, историк; автор сочинений -- "Германия", посвященного истории германцев I в. н. э" "История", "Анналы" и др.
Благодаря этой преимущественной зависимости возраста нации от нравственных сил ее защитников и вообще ее населения, история всех народов до поразительности повторяется, конечно, в общих чертах.
"Первоначально, говорит Иловайский, персы отличались мужеством и простотою своих нравов; сыновей своих учили в особенности трем предметам: ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду.
Но покорив мидян, персы переняли у них многие обычаи, роскошь в одежде и в образе жизни и привыкли к обманам".
Нет высшей заботы для нации, как возможное развитие нравственных добродетелей в своих членах и затем охранение этих добродетелей от разложения.
Обычаи, нравы, правовые положения и сама религия идут навстречу этим заботам.
Что варварские и полу цивилизованные народы всеми средствами стремились поднять и поддержать геройский и чисто военный дух населения - едва ли кем-либо будет оспариваться.
Издавна известно, что варварские народы ревниво охраняли свой суровый воинственный быт, чтобы не подвергнуться расслабляющему влиянию роскоши, изнеженных нравов, вытекающих из торговли и из накопления богатств.
Рассказывая, например, о нервиях, самом могучем племени белгов, Цезарь говорит, что "нет к ним входа купцам, строжайше запрещен ввоз вина и прочих к роскоши служащих предметов: этим они желают предупредить расслабление нравственности и ослабление военной доблести".
*
Величайший из законодателей древнего мира Ликург, после продолжительного странствования и знакомства с бытом и нравами различных народов остановился, как известно, на законодательстве, которое превратило спартанскую республику в военный лагерь, где весь быт граждан и все, начиная от обеда и кончая семейными отношениями, было направлено к выработке в гражданине военных добродетелей.
И как громадно было значение этого законодательства для могущества республики.
Дельфийский оракул и Пифия.
Дельфийский оракул был прав: Спарта была великою и могучею, пока законы Ликурга были священны для ее граждан.
Справка:
--
По общему мнению древних, Ликург ввёл в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (??????? , аналог критской сисситии) и суровую дисциплину в воспитании юношей и девушек.
--
Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты и введение вместо них железной, которое, однако, не могло иметь места в IX веке до н. э., так как серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII веке до н. э., а золотая -- ещё позднее.
--
Ещё менее основательно мнение древних, будто Ликург разделил всю Лаконику на 39 000 равных участков: 9000 для спартиатов и 30 000 для периеков.
--
Спартанцам тогда не принадлежала ещё значительная часть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить в то время такого количества участков.
**
Религия варварских народов была направлена к возбуждению тех воинственных нравственных начал, которые они наиболее ценили.
Герб герцогов Нормандии
Раем у норманна, как и у всех германских племен, была Валгала, куда поступали только души храбрых, павших в бою.
Смерть в бою считалась высшим счастьем; ее искал норманн, как награды; неустрашимый, он бледнел при мысли умереть не на поле битвы.
Даже самоубийство уважалось норманнами, как средство избавиться от позора умереть не в сражении.
В ад же, ниффильгейм, или трусы, клятвоотступники, прелюбодеи и изменники. Изменников вешали, а трусов и развратников топили в болотах.
**
Культ древних греков и римлян лучше всего виден в их героических сказаниях.
Вера в героев продолжается у греков гораздо дольше веры в их богов. Зевс,
Аполлон, Гера и Аоина сделались уже сомнительными предметами почитания, когда подвиги Тезея, Пелонидов, Ахиллеса, Одиссея еще считались идеальными нравственными образцами.
Даже Александр Македонский воспитывался на тех же нравственных идеалах и, как известно, не расставался с Илиадою Гомера.
Обращаясь к народам цивилизованным, мы найдем у них то же стремление к упрочению в населении нравственных идеалов, хотя меняются значительно и идеалы, и средства для их укрепления.
**
Разными были воины всех времен
Воин-дикарь
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпеи. Фрагмент
Многие путешественники рисуют дикаря как бы лишенным всякого понятия о нравственности.
Действительно, с точки зрения современного цивилизованного человека дикарь вовсе не обладает нравственными добродетелями, ибо у него нет понятия о добре и зле, о семейной и племенной любви, о справедливости, законности и т.п.
Гальберт, живший несколько лет в Северной Америке, между племенем Сиу, говорит, что воровство, убийство у них считаются средством отличиться.
Молодые индейцы с детства приучаются видеть в убийстве высшую из добродетелей.
В плясках и песнях припоминаются и высчитываются различные случаи грабежа и убийства, как главные заслуги; высшее стремление юноши - получить перо, которое выдается за убийство человека. Чем славнее воин, тем больше перьев в его головном уборе.
Человеческий дух вообще не мог быть особенно высоким у дикаря.
Царем природы, несомненно, человек стал считать себя гораздо позже, когда победа над диким зверем для него сделалась лишь приятною забавою.
Дикарь не видел ничего более могучего, более величественного, как лев, тигр, змей, орел и т.п.
В них он не только находил идеал материальной силы и ловкости, но также и идеал индивидуальной энергии, неустрашимости, хитрости, коварства, непреклонности воли и проч.
Немудрено после этого, что он старался во всем походить на дикого зверя и сравнение с последним было для него в высшей степени лестным. Это очевидно из тех прозвищ, которыми всюду у дикарей раздаются лицам, выдвинувшимся необыкновенною силой, храбростью, энергией.
По рассказам Хименеса, вот пример прозвища, которыми особенно дорожат жители Гватемалы: "Смеющийся тигр", "Тигр лесов", "Орел-притеснитель", "Могучий змей".
У древних европейских народов, вероятно, тоже существовало стремление походить на дикого зверя.
Известная легенда по поводу рождения Ромула, сказочного основателя Рима, свидетельствует о том, какое было уважение у древних римлян к качествам волчицы, бывшей матерью их легендарного героя.
Ясный след того что и у новейших европейских народов в младенческом состоянии существовал тот же низкий идеал, остался на гербах благороднейших фамилий этих народов.
На каждом таком гербе находится изображение или льва, или тигра, или медведя, или волка, или какого-нибудь чудовищного дракона.
Тем не менее, согласно нашему определению существа нравственных сил, воину-дикарю нельзя отказать в выработке первого нравственного чувства, а именно, неустрашимости.
Не только трусость (виновных в которой топили в болотах) была презираема у древних германцев, но, по свидетельству Тацита, оставить на поле сражения свой щит считалось верхом бесчестия; такое лицо не допускалось к участию нив жертвоприношениях, ни в народных собраниях и многие кончали подобное воинское бесчестие петлею.
По словам того же историка, древние германцы выбирали своих вождей из тех, кто отличался доблестью Аммиан Марцелин говорит что у алланов тот почитается счастливым, кто умрет в сражении: состарившиеся преследуются жестокими оскорблениями, как трусы и презренные люди; нет лучшей похвалы, как сказать, что такой-то убит в сражении.
Неустрашимость воина-дикаря была чисто материальная и вытекала из привычки к опасности.
Преодолевая ее с раннего детства и, так сказать, ежеминутно, он свыкался с нею и даже наслаждался ею. Как известно, жажда боевых приключений свойственна всем варварам.
Впрочем, на храброе поведение его толкала нужда, так каждый кусок пищи доставался ему с более или менее серьезного боя.
Плодами победы он пользовался немедленно, ибо убитое им животное и даже человека он съедал.
Таким образом, победа доставляла ему троякое удовлетворение: она, как и всякая победа, возбуждала в нем приятное расположение духа, она насыщала его кровожадность и утоляла голод.
Все три потребности, чисто материального свойства, действовали на дикаря с непреодолимою силою и он с необыкновенным пылом бросался на добычу, предвкушая наслаждение победы.
Такая борьба вырабатывала в бойце чрезвычайную пылкость в нападении и смелость до дерзости.
Ассирийские воины переносят богов неприятеля
Воин патриархальный
В нравственной натуре патриархального воина мы находим уже не одну неустрашимость, но также и упорство и многие чувства, дающие ему способность вести борьбу за существование целою семейною и родовою группою.
Цельность и независимость родственной группы были настолько насущным интересом ее членов, что каждый из них готов был отдать за него свою жизнь.
Появление религиозного культа, освящающего семейные начала и направленного к скреплению семьи и рода, усиливало их могучесть.
Верховное главенство в этих зародышевых общественных организмах установилось необыкновенно прочно и надежно обеспечивало единодушную боевую работу всех членов семьи, тем более, что отец или родоначальник совмещал в себе все виды власти: вождя, политического главы и патриарха.
Полное, почти рабское подчинение вырабатывалось легко, благодаря естественному происхождению власти отца и родоначальника.
Столь же естественно, т.е. первородством, определялось в них иерархическое положение каждого лица. Подчинение смягчалось родственными отношениями, не подавляло личность бойца и он настолько считал себя самостоятельным, что чувство независимости билось в нем почти с такой же силой, как и в дикаре.
Наконец, на стадии развития боец умерил пылкость и сумасбродство своей натуры, доставшейся патриархальному бойцу в наследие от воина-дикаря, отчего стал годен на суммарную боевую работу.
Штандарт царя Саргона с изображением бога
Воины героического быта
Народный эпос вполне заслуженно воспел богатырей, вышедших из дружин.
Эти богатыри настолько превосходили в бою обыкновенных людей, что толпа не могла не приписывать им чудесного рождения и не видеть в них полубогов.
Даже в наше время нельзя не восхищаться величием нравственной натуры средневекового рыцаря.
Устрашить последнего не было возможности и для него не было середины между победой и гибелью.