ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Педагогика русского боевого искусства

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Педагогика русского боевого искусства

Авт.-сост. А.И. Каменев. - 471 с.

   Введение

6

  
  

I

   Основы русской военной педагогики (А. Каменев)

11

  
  
  
   II
   Великие учителя России

69

  
  
  
  
  
   Петр Великий - учитель и воспитатель русского народа (И. Соколовский)
  

70

  
  
   Военно-педагогическая система А.В. Суворова (А. Лукирский)

115

  
  
  

III

   Солдатская наука

167

  
  
  
  
   Основы подготовки воинов в мирное время
   (М. Драгомиров)
  
  

168

  
   Система воспитания русских солдат
   (И. Энгельман)
  
  

181

  
   Подготовка мирного времени и война
   (А. Розеншильд-Паулин)
  

191

  
   Учить тому, что необходимо для победы в бою (В. Буняковский)
  

200

IV

  
   Офицерское мастерство
  

247

  
   А. Педагогика военно-учебных заведений
  
  
  
   Нравственные требования воинского звания (А. Иванцов-Платонов)
  
  

248

  
   Сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи (А. Куропаткин)
  

253

  
   Вред неправильных цензов для желающих быть офицерами (Пригоровский)
  

256

  
   Чего не хватает нашим кадетским корпусам? (В. Рычков)
  

260

  
   Роль педагогических средств при воспитании юношей в кадетских корпусах
   (П. Галенковский)
  

263

  
   Развитие личности будущих офицеров
   (Ф. Гершельман)
  
  

279

  
   Б. Педагогика воинского подразделения
  
  
  
   Военное законодательство о главнейших обязанностях младших офицеров
   (П. Бобровский)
  

296

  
   Советы выпускным юнкерам
   (Н. Бутовский)
  

303

  
   Младший офицер в роте
   (П. Карцов)
  

313

  
   Подготовка роты к бою
   (М. Драгомиров)
  

328

  
   Из настольной книги русских офицеров
   (М. Драгомиров, И. Болотников)
  

348

  
   Словарь благоразумия офицера
   ( А. Каменев)
  
  

361

V

  
   Искусство командования отдельной частью
  

411

  
   Как командовать отдельной частью: практические заметки из служебного опыта
   (П. Карцов)
  

412

  
   Командир и воспитание чувства порядочности в полку (Н. Бутовский)
  

   429
  
   Мысли о сплочении офицеров полка
   (Я. Червинка)
  

443

  
   Проблемы и опыт офицерской аттестации
   (В. Доманевский, Г. Ладыженский,
   Б. Панаев)
  

454

   Заключение
  
  
  
   Неотложные меры в сфере подготовки офицерских кадров в России (А. Каменев)
  
  

468

  

ВВЕДЕНИЕ

  
  
   История разных стран неоднократно доказывала людям, что сила и достоинство государства зиждется на мощи его вооруженных сил. В то же время история войн и военного искусства многократно свидетельствовала о том, что победоносные армии вдруг не рождаются: солдатами становятся после тяжелых учений и боев; вожди же армии (полководцы и военачальники) проходят куда более длительный путь к высотам боевого мастерства.
   На этом многотрудном пути важнейшее значение имеют два фактора: во-первых, качество отбора (в офицеры, генералы и солдаты); во-вторых, система индивидуальной и общей военной подготовки. Если первый фактор более всего политико-социальный, то второй _ чисто педагогический. Они, безусловно, взаимосвязаны, так как качество отбора влияет и на результаты подготовки отдельных военнослужащих и войска в целом. Эту связь нельзя игнорировать, а тем более отрицать.
   Если ранее фактор отбора был почти всецело обусловлен классово-политическими соображениями и диктовал свои условия педагогике, то ныне такое одностороннее влияние нельзя признать правомерным по целому ряду оснований, прежде всего, потому, что судьбу Вооруженных сил нельзя вверять лишь очередной группе политиков, преследующих свои, но не государственные интересы России.
   Педагогика, как наука, должна указывать политике верный путь формирования необходимого для государства кадра _ офицерского состава. Для этого она должна отрешиться от узковедомственных интересов, пристрастий и ангажированных теорий, вобрать в себя достижения человеческого разума и Веры и направить педагогический процесс военно-учебных заведений в русло традиционной системы развития русской личности и подготовки ее к исполнению воинского долга перед Родиной. Стать рыцарем без страха может почти каждый волевой человек, но "рыцарем без страха и упрека" может быть только благороднейшая личность.
   России не нужны офицеры "по необходимости", т.е. в силу личного расчета и обстоятельств. Ей нужны офицеры по призванию, не мечтающие ни о чем другом, как о победе над врагами его Отчизны.
   Военно-учебные заведения должны превратиться в колыбель воинской добродетели и офицерской чести, а воинские части - в заботливые школы взросления и возмужания офицерского состава. Родина вправе рассчитывать на то, что важнейшие посты в армии займут достойные люди, с развитым кругозором, государственным отношением к порученному делу, радеющие за то, чтобы поднять уровень боевой готовности своих частя войск до масштаба непобедимости.
   Только в таком случае России не придется в очередной раз бросать клич: "Вставай, страна огромная!" и призывать под знамена необученных и никуда не годных на первых порах людей и кровью приобретать боевую выучку и победу над врагом.
   В истории нашей страны уже не раз в разгар войны обнаруживали, что предвоенные годы мирной учебы не дали нужного солдатского и офицерского кадра. Рутина воинской практики мирного времени отвлекала силы и средства солдат и начальников на разного рода занятия, разлагающие армию и приучавшие смотреть на военное дело как на казенное служение начальству.
   Военная педагогика не всегда трубила тревогу по поводу обезличения людей, "укрощения" их самостоятельности, инициативы, принижения личного достоинства и национального самосознания. Отдельные здравые мысли и даже прогрессивные педагогические системы (Петра Великого, А.В. Суворова, М.Д. Скобелева, М.И. Драгомирова и др.) тонули в потоке мелочных руководящих указаний и рутинной войсковой практики.
   Положение военной педагогики, как нам кажется, было обусловлено тем, что в стране недооценивалось вообще педагогическое знание, а сами военные педагоги (ученые) зацикливались, как правило, на дидактических вопросах, не поднимая и не рассматривая в полном объеме вопросы концептуальные. К примеру, не понимая значения фундаментальных основ в воспитании и развитии личности, они формально относились к созданию такого фундамента в офицерском составе. Получалась парадоксальная картина: учили повелевать, не научив должным образом подчиняться и управлять собой...
   Другой причиной инертности педагогики, на наш взгляд, явилось то, что она "погрязла" в формально-педагогических вопросах: в разработке методических требований, нежизненных принципов и правил. В то же время, она уклонилась от разработки содержательной и концептуальной основы подготовки солдат и офицеров. Даже сосредотачивая внимание на вопросах "чему и как учить и воспитывать военнослужащих", она не всегда правильно определяла приоритеты в вопросах воспитания и обучения солдат и офицеров и это сказывалось на развитии "ключевых" сфер личности _ самосознания, самопознания, самостоятельности, инициативы, воли и т.п.
   Другими словами, давно назрела необходимость обращения к концептуальным вопросам военной педагогики. Именно на этой основе может произрасти все остальное педагогического образование _ установки, содержание, методика, "техника" педагогической работы. Но для этого следует отрешиться от некоторых устаревших понятий и стереотипов. Необходимо отбросить все то, что было продиктовано лишь соображениями конъюнктурной политики, обстоятельствами того или иного времени и обратиться к изначальным основам педагогического знания, Вере, здравому смыслу, реальности бытия и благодатному историческому опыту.
   Мы увидим те животворные идеи, которые по невниманию своему долгое время оставались в бездействии. В русской общей и военной истории мы найдем те мысли, которые так долго не давали нам покоя при взгляде на неустройство России и ее Вооруженных сил. Не оставим без внимания труды наших выдающихся мыслителей, поэтов и писателей, ибо их зоркий взгляд нередко подмечал то, что скрывалось от нашего невнимательного взора. Вглядимся в самих себя и увидим наши достоинства и недостатки, поймем, что надо лечить, а что оберегать и приумножать.
   Не забудем горьких уроков прошлого, чтобы впредь не повторят того, что доставило столько невзгод нашим предкам. Возблагодарим их за эти уроки и не вступим уже на тот путь, который вел их к поражениям и неудачам, а пойдем по тому пути, который вел наших прадедов, дедов и отцов к Славе, Победе и Процветанию государства Российского.
  
  
   Приведем имена тех лиц, на трудах которых был создан этот том. Это: Аксаков И.С.; Арсений (священник); Баланин Д.; Белинский В. Г. ; Бецкой И.И.; Бирюков Н.; Блюме В.; Бобровский П.О.; Болотников И.; Ботьянов М.; Булгаков С.Н.; Бутовский Н.; Вакар С.; Варяжский К.; Вертинский И.Я.; Верховский А.И.; Войно-Ясенский Л.; Воронецкий В.; Галенковский Ф.; Галкин М. С.; Гернет М.Н.; Гершельман Ф.; Гоголь Н.В.; Голованова Г.А.; Головин Н.Н.; Гончаров И.А.; Горский А.А.; Гранитов В.; Грибоедов А.С.; Даль В. И.; Демков М.; Дмитриев Л.А.; Дмитриевский А.; Достоевский Ф.М.; Драгомиров М.И.; Дьяченко Г.; Дюра-Ласаль Л.; Заглухинский В.; Заславский И.; Зеньковский В.В.; Зыков А.; Изместьев П.П.; Ильин И.А.; Каптерев П.Ф. ; Карамзин Н.М.; Карцов П.П.; Каширин С.; Керсновский А.А.; Клаузевиц К.; Ключевский В.О.; Ковалевский П.И.; Козловский И.П.; Константинов Н.А.; Корененко К.И.; Короткевич В.; Кочеткова Н.Д.; Крит М.; Куропаткин А.Н.; Курри; Лазурский А.Ф.; Леви П.; Легар; Лермонтов М.Ю.; Лесков Н.С.; Лихачев Д.С.; Локк Д.; Лукирский А.; Мариюшкин А.; Маслов И.; Махров П.; Медынский Е.Н.; Меньшиков М.О.; Меренков А.В.; Месснер Е.; Милюков П.; Модзалевский Л.Н.; Назаров И.Т.; Несмелов В.; Новицкий В.Ф.; Ожегов С.И.; Островский А.Н.; Паперный З.; Педерит Д.; Петрашевич А.; Пилипов В.; Пирогов Н.И.; Плутарх; Погодин М.; Прейпер В.; Прохоров Ю.Е.; Пушкин А.С.; Раумер К.Ф.; Резанов А.С.; Рождественский С.В.; Рожченко М.; Руссо Ж.-Ж.; Салтыков-Щедрин М.Е.; Свечин А.А.; Свидзинский Э.; Сикорский И.А.; Соколов И.; Спенсер Г.; Сунь-цзы; Теплов Б.М.; Толмачев Я.; Толстой Л.Л.; Трескин Д.Н.; Турбин В.Н.; Тургенев Н.С.; Уваров М.; Устрялов Н.; Ушинский К. Д.; Фадеев Р.А.; Федоров А.Ф.; Фелицына В.П.; Ферстер Ф.В.; Флуг В.; Фонвизин Д.И.; Франк С.Л.; Холл С.; Цишке В.; Чемберлен А.Ф.; Червинка Я.; Чехов А.П.; Шабаева М.Ф.; Шайдицкий В.; Шопенгауэр А.; Штейн; Эйенбаум И.; Яковлев П.П.; Янчевецкий В. и др.
  
  
   Структура тома отражает концептуальную позицию автора-составителя, а именно: во-первых, излагаются базисные основы военной педагогики; во-вторых, должное отдается непревзойденным учителям русского народа (Петр Великий) и Русской Армии (А.В. Суворов); в-третьих, последовательно излагаются принципиально важные идеи солдатской, офицерской педагогики и педагогический опыт полковых командиров.
   Том оканчивается заключением под названием "Неотложные меры в сфере подготовки офицерских кадров России", которое содержит ряд принципиально новых идей, вытекающих из отечественных исторических традиций и современного состояния дел.
   Созданием первых четырех томов заложена достаточно прочная основа для последующего научного проекта: "Национальная военная школа России".
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011