Аннотация: "Новых офицеров пришлось набирать в полуинтеллигенции. Университетские значки замелькали на защитных гимнастерках "земгусар": в прапорщики стали "подаваться" окончившие городские училища, люди "четвертого сословия", наконец, все те, что пошел в офицеры лишь потому, что иначе все равно предстояло идти в солдаты"... (А. Керсновский)
"Иллюстрация к "Сказке о золотом петушке" А.С.Пушкина"
Художник Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)
Анатолий Каменев
ПОЛУИНТЕЛЛИГЕНТ
Для чего люди учатся?
Каждый, приступающий к учению, должен решить для себя важный вопрос: для чего я этим занимаюсь?
Потребность учиться может основываться на разных составляющих.
*
С одной стороны, необходимость учиться вытекает из требований жизни и может быть обусловлена тем, что известная профессия или же звание требуют определенной учености, без которых невозможно исполнение должностных обязанностей или же определенной роли в обществе.
Так, к примеру, во времена Петра Великого, дворянство обязывалось учиться.
Это была своеобразная повинность, без исполнения которой дворянин не мог занимать никакой должности в государстве и считался "недорослем", т.е. человеком, не созревшим для исполнения в полной мере обязанностей своего звания.
"Недорослю" запрещалось жениться без удостоверения о похождении курса грамоты, он не мог вступать в права наследства, он лишался многих прав и привилегий, которые были положены дворянству.
*
Потребность учиться может исходить и от самой личности.
Это происходит тогда, когда человек начинает осознавать свое несовершенство и видит в обучении то средство, которое может помочь ему преодолеть это несовершенство и стать более развитым.
Корни этой потребности - в самосознании.
Самосознание - это функция не ума, а духа.
Духу нашему в самом деле присуща ненасытимая, неутомимая жажда идти вперед и вперед, присуще тяготение к "Безусловному", Абсолютному", "Вечному", "Бесконечному".
"Духовная жизнь в нас и есть источник самовидения, источник света, в излучениях которого осуществляется сознавание самого себя, - это есть сердцевина личности, связью с которой и держится вся наша личность в полноте ее сил", - так писал прекрасный русский ученый В.В. Зеньковский.
Духовное начало в человеке не есть нечто очевидное, понятное и лежащее на поверхности.
Духовную жизнь каждому предстоит в себе открыть; в противном случае можно всю свою жизнь прожить, не останавливая своего внимания на духовной стороне жизни, лишь изредка ощущая ее влияние.
Многие люди так часто убегают от самих себя, настолько ухолят в повседневную жизнь, что с трудом различают в себе духовное начало.
Ведь для того, чтобы открыть в себе духовный мир, чтобы чувствовать, замечать и осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо "внимать самому себе", нужно ослаблять власть внешних впечатлений и эмоций, необходимо уединение, внимательное самосозерцание, серьезные изменения в психических навыках, а иногда и крутые повороты судьбы.
Приходится, с сожалением констатировать тот факт, что малое число молодых людей открывают в себе духовное начало и этим "внутренним оком" видят себя.
Значительная же часть людей довольствуется "внешним" созерцанием и вполне удовлетворяется тем, что имеет, не испытывая при этом жгучего желания усовершенствовать себя.
Ю. Крижанич, ученый-энциклопедист ХVII в., так писал об этом явлении:
"Все люди рождаются глупыми, ни в чем не искусными, они медленно растут и еще медленнее становятся разумными. Многие едва на сороковом году жизни и еще немного позднее осматриваются вокруг и начинают понимать, что такое мир и что в нем творится. Большая часть (людей), и едва ли не все (люди), лишь, когда состарятся, становятся разумными и узнают, что дотоле проводили жизнь в пороках и в суетных заблуждениях. А когда начинают понимать, как надо было бы жить, тогда жизнь их покидает. Отсюда пошла поговорка: "разум у старцев и мудрость - у седых головой". Отсюда же у старцев желание слова о том, как бы им хотелось вернуть прежние времена и как они ненавидят свои прежние стремления и поступки".
Он справедливо считает, что "первая помеха общему благу - это незнание самого себя: когда люди слишком любят самих себя и свои поступки и обычаи и считают себя сильными, богатыми мудрыми, не будучи таковыми.
Платон об этом же писал так:
"Излишняя любовь к самому себе бывает причиной всех людских бед. Ибо поскольку люди любят самих себя больше, чем истину, они вовеки не могут понять, что дурно и что хорошо".
*
Из всех побудительных причин к учению, самой важной следует признать причину духовную - желание постичь Истину и стать более совершенным.
Менее значимой необходимо признать стремление получить образование лишь в силу житейской необходимости, связанной со стремлением добиться успеха в жизни, обрести материальное благополучие, сделать карьеру и т.п. В этом случае образование - всего лишь вспомогательное орудие или рычаг для преодоления затруднений на пути достижения земных благ и земных почестей.
Подобное явление можно сравнить с действиями человека, который накачивает свои мышцы для того, чтобы произвести впечатление на окружающих, а не для того, чтобы укрепить свое здоровье и обрести необходимую закалку для решения куда более важных жизненных задач.
*
В случае утилитарного отношения к образованию, человек рассматривает его как обременительную обязанность, сам процесс обучения у него превращается в формальный отчет перед преподавателем.
Знания для него ценность только в той мере, в какой они позволяют ему сдать очередной зачет или экзамен и получить свидетельство или диплом об окончании учебного заведения.
Процесс учения, т.е. постижения достижений культуры (в широком смысле слова) у него завершается сразу же после окончания учебного заведений и возобновляется вновь лишь тогда, когда вновь станет невозможным добиться нового положения в обществе без очередного свидетельства об образовании.
Науку такой человек не любит, знания не ценит, мудрости не набирается и с годами теряет даже то небольшое обретение, которое получил в ходе предыдущего обучения.
Погрязнув в мелких житейских проблемах, погоне за материальными благами и сиюминутным успехом, он, на склоне жизни с горечью констатирует, что растратил себя и свою энергию попусту, дары, врученные ему Свыше, утратил и опустошил себя настолько, что утратил способность радоваться жизни, приносить людям пользу.
Он стал ни себе, никому другому не нужен...
***
В свои 17 лет я уже понял, что без самообразования, без самостоятельного труда ничего серьезного сделать нельзя.
Учеба в 11-ом классе, когда пришлось догонять моих одноклассников из-за нестыковок учебных программ средней школы и техникума, заставила меня предметно заняться самообразованием.
Результат был превосходный: школу я закончил вполне прилично, а Тамбовское артиллерийско-техническое училище - круглым отличником.
Войсковая практика, однако, сузила мои возможности по самообразованию и лишь в Красноярске у меня вновь поучилась возможность заняться собственным развитием.
И это дало позитивный результат - поступление в военную академию с первого раза и с первого экзамена.
*
Москва и Академия открыла для меня много возможностей для самообразования.
Грех было не воспользоваться такой возможностью.
*
С самого первого дня обучения в академии мне стало ясно, что поступил я в это военно-учебное заведение не ради формальности, а ради познания и развития, духовного и интеллектуального.
*
Первые месяцы учебы показали, что учебная программа академии не может удовлетворить моей потребности в самообразовании, а также стало ясно, что надо учиться работать самостоятельно.
*
В силу названных обстоятельств передо мною встали две важнейшие задачи:
--
научиться эффективно работать самостоятельно;
--
разработать и реализовать план самообразования в дополнение к учебной программе академии.
*
Подспудно я понимал, что в умении работать самостоятельно скрыты большие резервы.
В принципе, я уже давно был человеком самостоятельным. Начиная с 15 лет, я принимал самостоятельные решения.
Но, по мере развития, характер жизненных решений усложнялся, а объем и содержание деятельности требовали все новых и новых навыков и умений.
*
Поступив в академию, я поставил перед собой цель дойти до всего самостоятельно.
Рассчитывать на помощь преподавателей, которые вели огромные лекционные потоки или же многочисленные семинарские группы, было нельзя.
Но поучиться у них было чему.
Так, к примеру, полковник И.Д. Ладанов, всесторонне эрудированный педагог, был прекрасным знатоком практики подготовки военнослужащих иностранных армий, имел немало интересных публикаций по этой тематике и являл собой пример ответственного отношения к обучению слушателей академии.
Другой преподаватель, полковник Н.П. Балыков, поражал знанием малоизвестной психолого-педагогической литературы. Он не скрывал своих источников информации, щедро делился ими со слушателями.
Основная же масса педагогов относилась к слушателям как к подчиненным, держала их на расстоянии, не позволяла сближаться даже в случае совместной работы над какой-либо научной темой.
Стремясь подчеркнуть свое превосходство над массой, они всячески пропагандировали личные труды, выдавая их за последнее слово науки, чуть ли не истину в последней инстанции.
Особенно щепетильны в этом отношении были начальники кафедр.
Эти люди, помногу лет сидевшие на одном и том же месте, присвоили себе право монопольно распоряжаться ходом учебного и научного процесса по своей дисциплине.
Всякое расхождение в научных позициях с местным научным начальством, немедленно преследовалось, а серьезные прорывы в область непознанного категорически пресекались.
Случалось так, что талантливый ученый многие годы не мог пробиться сквозь рутинные преграды, которые умело чинились на кафедрах.
Зато покладистые "писатели" заурядных трактатов, в которые воспевались "блестящие" достижения их начальников, получали поддержку и возможность получить диплом доктора наук.
***
Мне нужно же было научиться во всем многообразии учебной и текущей информации находить главное.
--
Надо было обучиться искусству наблюдения за поступками, деятельностью и поведением других людей с целью приобщиться к опыту и знанию других.
--
Следовательно, требовалось развивать умение разбираться в людях, находить толковых, умных и прозорливых и отсекать контакты с пустозвонами, полуучеными и проч.
--
Следовало научиться анализировать, систематизировать, классифицировать различную информацию, находить в ней главное, устанавливать связи и зависимости, исследовать тенденции, делать выводы и обобщения.
--
Не мало важной задачей было нахождение жизненно важного знания, а также развитие умения прилагать приобретаемые знания к жизни.
--
И еще: конечно же, надо было овладеть техникой личной работы, чтобы не тратить время попусту на исполнение механической, непродуктивной работы.
*
Если кто-то считает, что умение быть самостоятельным в деле познания - занятие простое и необременительное, то он в этом вопросе ошибается.
***
Так, к примеру, думали в конце 1923 - начале 1924 гг., когда у нас в стране стал дебатироваться вопрос о переходе к новой методе обучения - так называемому, бригадно-лабораторному методу
"Военный вестник" писал в конце 1923 г.:
"Перед всеми ВУЗ стоит очередная проблема - переход от класса к лаборатории. Лабораторный план занятий смущает, видимо, многих. В МВВПШ (Московскую высшую военно-педагогическую школу. - А. К.) приезжают представители с мест с целью ознакомления с положением дела в педагогической школе"...
Основная задача, которую преследовали авторы введения лабораторного метода, заключалась в том, чтобы приучить слушателей и курсантов самостоятельно добывать знания.
Раскроем основные принципиальные позиции построения процесса обучения по лабораторному методу:
--
а) знания не должны даваться в готовом виде; они должны добываться в ходе опытно-практической работы самими обучаемыми;
--
б) воспитание самостоятельности учащихся, обучение их методам самостоятельной работы следовало признать важнейшей педагогической задачей;
--
в) преподаватель становится преимущественно организатором и руководителем самостоятельной работы обучаемых; не давя своим авторитетом инициативы слушателей, он определяет перспективы их работы, устанавливает минимум и максимум для самостоятельной работы, направляет работу, организует и упорядочивает дискуссию, ведет учет проделанной работы;
--
г) работа из класса переносится в оборудованную лабораторию с необходимым минимум учебного материала, наглядных пособий, моделей и т.п.
При такой постановке учебы, лекция, как превалирующая форма обучения, исключалась.
Вариантов проведения занятий по лабораторному методу было немало.
Приведем характерный вариант.
Учебный процесс начинался с краткой установки преподавателя: что изучить, чем пользоваться, в какие сроки и т.п. Далее начинался процесс самостоятельного постижения темы. Здесь преимущество отдавалось коллективной проработке материала или практике взаимного обучения. В установленный срок требовалось отчитаться перед преподавателем. От группы слушателей или курсантов (они назывались бригадами) отчитывался один человек. Оценка, поставленная ему, являлась зачетной и для всей бригады (группы).
Такая организация учебного процесса в военно-учебных заведения требовала наличия целого ряда необходимых условий:
--
- во-первых, развитой учебно-методической базы (учебников, другой литературы, методических рекомендаций, наглядных пособий, моделей и т.п.);
--
- во-вторых, определенного уровня подготовки слушателей и курсантов к самостоятельной работе;
--
- в-четвертых, действенных стимулов, побуждающих к творческой самостоятельной работе слушателей и курсантов;
--
- в-пятых, значительного увеличения времени подготовки обучаемых и т.п.
*
Не раскрывая аргументацию и не детализируя сказанное, отметим, что, к сожалению, почти ничего этого в военно-учебных заведениях периода 1923-1925 гг. не было. И, тем не менее, приходится удивляться, что в условиях жесткого дефицита буквально во всем - кадры преподавателей, материально-техническая база, финансы, бумага и проч. - работники военно-учебных заведений находили в себе силы творить, создавая буквально на целине серьезные методические конструкции.
***
Бригадно-лабораторный метод провалился.
В 1936 году он был отменен. Вузы возвратились к лекционно-семинарской методе обучения.
Роль самостоятельной работы в системе высшего образования была сведена лишь к начетничеству, т.е. заучиванию изложенного в лекциях и написанного в учебниках.
Это была серьезная ошибка.
*
Если предположить, что естественные, математические, физические и прочие знания не так уж часто претерпевают изменения и, следовательно, как интеллектуальный продукт, они являются как бы "консервативными", который можно употреблять длительное время, не боясь отравиться, то обществоведение - это живое, бурно развивающееся знание, которое все время претерпевает изменения, подчас существенные.
Эти знания - продукт скоропортящийся.
Нередко бывает так, что вчера написанная книга уже является устаревшей, так как новые обстоятельства выявили несостоятельность исходных позиций автора.
*
Мало кто понимает, что в так называемом обществоведении, есть два важных элемента: базис и надстройка.
Базис обществоведения - это история.
Она и только она позволяет разобраться в сути изучаемого общественного явления, понять причины его, определить вектор дальнейшего развития и даже сделать прогноз на известную перспективу.
Надстройка обществоведения - это сложившаяся на данный момент ситуация в том явлении, которое мы изучаем.
Основу такой надстройки составляет оперативная информация о положении дел.
Чем полнее и глубже такая информация, чем умелее и толковее те, кто ее обрабатывает и систематизирует, тем правильнее выводы и обобщения.
Соотнесение этих обобщений и выводом и законами, которые удалось нам открыть на основании изучения исторического процесса (отечественного и мирового), создает основу для выработки решения на сегодня и на завтра.
***
Мне удалось разобраться в этой особенности обществоведения и поставить перед собой цель погрузиться в изучение базиса этой дисциплины - историю.
Одновременно определился и мой научный интерес - изучение проблем самостоятельной работы слушателей военных академий.
Это стало темой моей будущей диссертационной работы.
Обращение к истории этого вопроса позволяло понять роль любознательности, как движущей силы познания.
Это помогли мне понять труды выдающихся педагогов Я.А. Коменского, М. Монтеня, К.Д. Ушинского и др. А примеры Великого Петра и не менее Великой Екатерины стали основой для вдохновения.
Д. Локк, С. Смайльс и другие ученые и мыслители помогли понять и принять в качестве истины мысль о том, что без развития доброй воли и характера любое благое начинание быстро затухает.
Мне по душе пришлись строки из письма Д. Бекстона, английского писателя ХIХ в.
"Воля, как таковая, есть не что иное, как постоянство, стойкость, настойчивость; поэтому очевидно, что все зависит от того, чем она руководствуется и в какую сторону направлена; направленная в сторону удовлетворения чувственных потребностей, страстей, она превращается в дьявола, которому человек продал душу; направленная в сторону добра, творческая воля становится царем, а разум человеческий первым министром, - и они ведут человека к высшим благам".
Из трудов Г. Спенсера, английского философа и социолога ХIХ в., мне по душе пришлась мысль о ценностной значимости знания, в основу которой он положил принцип природосообразности и на его основе сформулировал требования к знанию жизненному.
Адам Смит, основоположник классической политической экономии, поразил мое воображение рассуждениями о чертах благоразумного человека:
"Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии и значении, о добром имени, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляет собственно предмет добродетели, называемой благоразумием. Оно (благоразумие - А.К.) отличается большой осмотрительностью, чем предприимчивостью, оно более заботится о сохранении приобретенных уже выгод, чем о приобретении больших. Указываемый им способ улучшения состоит в воздержании от риска какого бы то ни было для вашего положения и благосостояния, в приобретении больших сведений и большей ловкости в наших занятиях и промыслах"...
Может быть впервые серьезно задумался я и о правилах жизни после того, как впервые познакомился с мыслями Декарта, французского мыслителя ХVII в., который разделил свои правила жизни на четыре разряда:
1)человек должен подчиняться тем установлениям законодательства и религии, которые он унаследовал от рождения;
2)во всех поступках жизни действовать быстро и согласно разумному голосу совести...
3)искать счастье в ограничении своих требований, а не в удовлетворении своих желаний;
4)поставить целью своей жизни отыскание истины.
***
Чем больше я углублялся в историю, тем полнее осознавал, как много теряет человек, если он не имеет прочной связи с прошлым, не стремится познать все то, что было известно до него.
Не сразу и не вдруг, а постепенно и настойчиво стал я пополнять свой базис обществоведения, удаляясь от учебной программы академии и постигая все то, что мне оказалось доступным и понятным на тот момент.
***
Не все мои друзья-товарищи по академии поступали подобным образом.
--
Одних вполне устраивал объем знаний, определенных учебной программой академии.
--
Для других и этот объем знаний казался большим и ненужным.
--
Значительное большинство довольствовалось поверхностным усвоением того, что преподносилось в академии.
Это создавало иллюзию знания предмета, а на самом деле это было вредный самообман, который рождал наплевательское отношение к науке, подпитывал самомнение и рождал особый тип личности, о котором в свое время убедительно писал наш выдающийся мыслитель И.А. Ильин: