ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Пора трезветь, господа!

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мудрое наставление Петра Великого: "Первый не пей, будь воздержан, избегай пьянства. Когда тебе предложат, то бери, сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболе. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум..."


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

Анатолий Каменев

ПОРА ТРЕЗВЕТЬ, ГОСПОДА!

  
  
   Гамлетовское "быть или не быть" имеет прямое отношение к другому вопросу: "пить или не пить?" Это я понял еще, начав офицерскую службу.
   *
   Не один раз мне встречался навеселе мой коллега, лейтенант Виктор Петров.
   Он прибыл в артполк всего полгода назад, но буквально через месяц-два начал злоупотреблять алкоголем.
   Сначала, как говорят, он "проставился" по случаю прибытия. В батарее тогда к этому мероприятию присоединились не все офицеры, но большинство приглашение приняло.
   За накрытым столом вели себя по-разному. Одни быстро и с жадностью опрокидывали рюмку за рюмкой, а другие - не торопились напиться, пропуская тосты, которые звучали без перерыва, пока было что пить.
   Вновь прибывший офицер не поскупился и прикупил довольно много спиртного.
   Сам Виктор пил в меру, хотя уже в курсантскую пору нередко увлекался и перебирал больше, чем положено.
   *
   Поздно вечером все разошлись по домам, а Петров отправился в офицерское общежитие, где жил в одной комнате с двумя холостяками, прибывшими в полк годом раньше.
   Лейтенант Кутепов, сосед по общежитию, увидев своего товарища под хмельком, предложил продолжить застолье в тесном кругу. Но другой сосед, Дмитрий Сергеев, отказался от выпивки, сославшись на то, что утром надо быть рано в казарме.
   Виктору Петрову не терпелось добавить к выпитому и потому предложение Кутепова он встретил с большой радостью.
   Благо, что за спиртным бежать никуда было не надо. У запасливого Кутепова в тумбочке всегда наготове была бутылка водки.
   За разговорами о былых "подвигах" усидели бутылку водки, да несколько бутылок пива.
   Спать легли около трех часов ночи...
   На сон оставалось максимум четыре часа.
   *
   Будильник зазвенел ровно в семь.
   Надо было вставать, приводить себя в порядок, завтракать и идти в часть.
   Не хотелось ни вставать, ни заниматься собой... ни идти в полк.
   Однако, инстинкт самосохранения все же заставил подняться и наскоро сделать все, что положено.
   Но как скроешь помятое лицо?
   *
   Впрочем, товарищи по вчерашнему застолью отнеслись с пониманием к помятому виду своего сотоварища. Кто-то даже посоветовал освежиться пивком...
   Да, действительно, голова болела, мысли были спутаны, время длилось бесконечно долго и все вокруг раздражало, вызывало нервозность...
   С горем пополам Виктор дождался конца рабочего дня и сразу же побежал "лечиться" в ближайший магазин.
   А в общежитии его вновь ждал Кутепов с предложением поправить здоровье...
   Поправили...
   *
   Так, постепенно, злоупотребляя спиртным, лейтенант Петров снискал себе славу выпивохи.
   Поначалу это обижало и раздражало:
   - Какой я, мол, выпивоха? Так, иногда выпиваю, - оправдывался он. И тут же переходил в наступление. - А кто сейчас не пьет?
   Когда же ему говорили, что он превращается в алкоголика, Виктор возмущенно восклицал;
   - Ну, вы даете! Да я хоть сегодня прекращу пить, поверьте мне.
   Дав обещание, он тут же забывал о нем и вновь прикладывался к бутылке.
   *
   Старшие начальники, товарищи по службе пытались выяснить у молодого лейтенанта причину его пьянства. И тот, с упорством называл лишь одну причину:
   - Скука.
   *
   0x01 graphic
  
   Дуэль Онегина и Ленского
   Художник И. Е. Репин, 1899
  
  
   Но дело было, конечно не в том, что молодой лейтенант не находил интереса и удовлетворения в том, что делал.
   Безусловно, это не был Евгений Онегин, которому надоела праздная жизнь, в коем чувства все остыли и, который к жизни охладел.
   Здесь было совсем другое: алкоголизм, вначале скрытый, потом явный завладел его душой и телом.
   Алкоголизм - это болезнь, не столько физическая, сколько духовная.
   Конечно, есть определенное привыкание организма к спиртному.
   Но это не главное.
   Самое важное заключается в том, что человек всю сумму ценностей сводит к одному предмету - алкоголю. Алкоголь становится универсальным средством от неудач, тоски, неприятностей, внутренних переживаний по поводу собственной несостоятельности.
   *
   Скука, т.е. обыденность, серость жизни, не приносящей радости, наслаждения и удовлетворения, - это следствие духовной зависимости от алкоголя.
   *
   В этом состоянии на глазах у человека, как бы, появляются темные очки и потому его сознание воспринимает окружающий мир в мрачных тонах.
  
   Стоит снять эти очки, мир и люди, нас окружающие станут восприниматься уже иначе: окружающая действительность предстанет во всем многообразии красок, где черный цвет займет далеко не первое место, а люди, прежде воспринимавшиеся как недоброжелательные, станут делиться на множество категорий, среди которых значительная доля придется на тех, кто настроен позитивно к окружающим, не намерен конфликтовать с другими. И совсем малая доля придется на тех, кто агрессивен и готов без повода вступить в конфронтацию с окружающими людьми.
   Снявший с глаз темную пелену, человек вдруг увидит, что подавляющее большинство людей относится к нам так, как мы сами их на то настраиваем.
   Если мы ведем себя агрессивно, то и другие вооружаются против нам, если мы предупредительны и вежливы, то и самый хамливый и вздорный человек, не пустил в ход свое повседневное оружие - хамство и грубость.
   *
  
   Трагедия лейтенанта В. Петрова заключалась в том, что он, заболев алкоголизмом, долгое время не признавался себе, в том, что он болен.
   Он позволил болезни развиваться.
   Болезнь эта поразила, прежде всего, душу молодого офицера и в ней произвела переоценку ценностей: то, что ранее стояло на первом месте (радужная перспектива, желание добиться успеха, преуспеть в службе, найти достойное место среди товарищей и т.п.) отступило на задний план, а вперед выдвинулось жгучее желание облегчить неудовлетворенность службой, бытом и жизнью алкоголем.
   Закончил свою карьеру лейтенант плохо: из армии его с позором исключили, воинского звания лишили.
   А на "гражданке" он спился окончательно, пополнив ряды неприкаянных и никому не нужных людей...
   Печальный, но закономерный конец.
   ***
   Есть немало "умников", которые приписывают пьянство русских к одной из наших национальных черт.
   В этой связи интересно обратиться к истории.
  

Как пьянство прижилось на Руси

   На Руси издавна разделяли два понятия: "вино" и "пьянство".
   Никакой почвы не имеет под собой миф о том, что русские со стародавних времен причастны и предрасположены к пьянству.
   До христианства на Руси выпивали только по трем поводам: при рождении ребенка, одержании победы и похоронах.
   О традиционности пьянства речи не может быть.
   Всяческие "теоретики русского алкоголизма" ссылаются на исконность хмельных застолий. Однако очень долгое время на Руси преобладала "престижная" форма потребления алкоголя: пиры, стоившие дорого, доступны были лишь князьям и являлись не одним развлечением, но и закреплением дипломатических контактов, торгово-хозяйственных договоров, данью уважения к соседу.
   Да и пили-то пьяные напитки не в нынешнем понимании слова, а вина медовые, брагу и пиво, куда как уступающие по крепости и превосходящие по качеству теперешние зелья.
   Однако и такое употребления алкоголя осуждалось.
  
   Один их первых писателей Древней Руси Феодосий Печерский сравнивал пьяного с бесноватым, от неразумных действий которого страдают окружающие.
  
   0x01 graphic
  
   Сильвестпр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись.
   Миниатюра из Лицевого свода.
   16 в.
  
   В "Поучении" Владимира Мономаха и известном "Домострое" содержались предупреждения против злоупотребления пагубным зельем. В "Наказаниях от отца к сыну" Сильвестра есть такое обращение: "Господи ради, отверзни от себя пьянство. Ибо недуги и все зло рождаются от него!".
  
   Водку Россия впервые получила от генуэзцев в конце ХIV столетия (1398 г.), торговавших с нашими предками. Она завозится сначала в Южную Русь, и в первой половине ХVI века начинает распространяться на северо-восток нашего государства.
   Продажа ее находилась в ведении "вольной корчмы", функционирующей сезонно: осенью, после окончания сезонных работ, и зимой.
   Примечательно, что корчмарь избирался народом на строго определенный срок из людей уважаемых. Кроме того, общинное самоуправление осуществляло меры социального контроля: следило за качеством напитков - преобладали не очень крепкие. Злоупотребление осуждалось, пресекалось и высмеивалось и стилем общения в застолье - корчма была разновидностью мужского клуба, подросткам и женщинам пить водку запрещалось.
   Массовое потребление крепких напитков начинается на Руси к концу ХVI века, когда производство и продажа алкоголя переходит в руки государства.
  
   Вернувшись после похода на Казань, Иван Грозный в 1552 году запретил торговать водкой в Москве, позволив пить ее одним опричникам. По Высочайшему его повелению "на Балчуге" (на топи) был выстроен особый дом, названный на татарский манер кабаком. Кабак "на Балчуге" стал местом увеселений государя московского и его приближенных, и очень полюбился царю.
  
   Очень скоро, однако, правительство приметило в продаже водки неистощимый источник обогащения казны. Из Москвы пошли предписания наместникам прекращать повсюду торговлю питиями, закрывать корчмы и заводить "царевы кабаки", ставшие практически учреждениями казенной или же откупной продажи спиртных напитков.
  
   В Московских царевых кабаках позволялось, однако, пить только крестьянам и посадским. Люди других сословий обязаны были пить напитки только у себя дома. Но не все. Мало кто знает, что еще в 1551 году Стоглавый собор представителей высшей церковной иерархии в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы постановил: людям, занимающимся творческим трудом, не пить ни под каким видом.
  
   Кабаки стали истинной бедой народной. Нравственное чутье простого люда Московии сразу же увидело в кабаке "невыносимое зло", само слово "кабак" стало нарицательным в народном творчестве.
  
   И пришел русский человек к заключению, что вино - дело нечистое, дело злой силы. И вот в народной фантазии первым винокуром является черт со всеми лукавыми задатками. Народная фантазия пошла дальше - она ему приписала и все чертовские проделки по питейному делу. В легендах он и соблазняет к своему пойлу, и смеется над пьяницами, тащит в кабак и спивает.
   Питие водки, вызывавшее "омерзение" и в высших кругах, заставило их также бороться с народным злом.
  
   В 1745 году Императорская Академия наук выпустила ранее составленные по указанию Петра Первого знаменитые "Показания к житейскому обхождению", где, в частности, велась речь об употреблении вина:
   "Первый не пей, будь воздержан, избегай пьянства. Когда тебе предложат, то бери, сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболе. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум..."
   В основе спаивания русского народа лежала алчность правительства, получавшего немалые доходы в свою казну...
  
   М.Меньшиков писал так о пьянстве:
   "Опьянение начинается вовсе не с первого и не со второго бокала, - с них начинается то радостное оживление, которого искали в вине Греки. Но тут же чрезвычайно близко, находится и момент опьянения, за которым следует не греческое, а скифское, точнее - скотское пьянство. Опьяневший человек носит в себе все признаки помешательства. Он падает и умственно, и нравственно чрезвычайно низко. Он становится способен на поступки, которые для трезвого будут источником бесконечного раскаяния. Такое пьянство для всех постыдно; в десять раз постыднее оно для людей правящего круга, для офицерства, обязанного быть уважаемым".
  

Пора трезветь

   Исследование отечественных социологов выявили следующие причины пьянства:
  
   не везет в жизни -0,1%;
   плохие жилищные условия - 0,2;
   одиночество- 0,2;
   плохая погода - 0,3;
   болезнь - 0,6;
   ссора с женой (ревность) - 0,7;
   потеря близких -0,7;
   плохое настроение - 1,3;
   "разрядка" в выходной день - 3,9;
   личные праздники - 7,8;
   в связи с получкой - 16;
   встреча с друзьями - 26,2%.
  
   Впрочем, повод для выпивки, а потом и пьянства всегда найдется. Замечательный шотландский поэт Роберт Бернс в одном из своих сатирических стихотворений писал об этом так:
  
   Для пьянства есть любые поводы:
   Поминки, праздники, встречи, проводы,
   Крестины, свадьбы и развод,
   Мороз, охота, Новый год,
   Выздоровленье, новоселье,
   Печаль, отчаянье, веселье,
   Успех, награда, новый чин,
   И просто - пьянство без причин.
  
   Если мы обратим внимание, то в большинстве случаев позыв к алкоголю вызывается причинами личными, сдобренными соответствующими мотивами, как правило, жалости к себе.
   Немалое значение имеет и вовлечение в "пьяную" кампанию, где единственной связующей силой выступает привязанность к спиртному.
   Существуют три степени опьянения: легкая, средняя и тяжелая. Для каждой из них характерно следующее:
  
  -- Легкое опьянение наступает при приеме напитка, содержащего 10-23 г. спирта (примерно кружка пива, 150 г. вина или 20-50 г. водки). При этой степени опьянения уже отмечается расширение зрачков и кожный сосудов, легкое сердцебиение, головокружение, ощущение тепла, переоценка сил и способностей. Нередко появляется самоуверенность, бахвальство, утрата чувства стыда.
  -- Средняя степень опьянения наступает при употреблении 25-100 г. спирта. При этой степени опьянения появляется плаксивость, раздражительность, немотивированная обидчивость, склонность к ссорам, скандалам и драке. Это стадии опьянения свойственны аморальные поступки и правонарушения.
  -- Тяжела степень опьянения может наступить после приема дозы, содержащей 100 г. чистого спирта и более. Но как ни парадоксально, в таком состоянии пьяный менее опасен для окружающих, ибо у него наступает резкое угнетение двигательной сферы.
  
   Однако все названные степени опьянения в связи со строгой индивидуальной выносливостью людей весьма условны. Малые доза алкоголя могут вызвать опьянение и быть причиной несчастного случая, аварии и т.п.
   Алкоголь принадлежит к тем опасным ядам, которые поражают все органы и все системы человека.
   Есть такая пословица: "Дед пропил печенку своего внука".
   На языке медицины это означает, что он повредил хромосому, ответственную за построение печени, и передал патологию потомству.
   Алкоголизм, как правило, приводит к импотенции мужчин. Есть и еще одна опасность -заражение венерическими болезнями: до 70% случайных связей происходит в состоянии опьянения.
   Французский ученый Маррель тщательно проследил за жизнью четырех поколений больных, страдающих алкоголизмом. И вот что выяснилось: в первом поколении - нравственная распущенность, алкогольные излишества; во втором - пьянство в полном смысле слова; в третьем - ипохондрия, меланхолия, склонность к убийству; в четвертом - тупость, идиотизм. По сути, перестал существовать род, погибло генеалогическое дерево.
  

Как отказаться от выпивки?

   Из стихотворения Р.Бернса мы видели, что повод для выпивки можно найти всегда.
   Значит, первое, что нужно сделать, это перестать каждый раз хвататься за рюмку в случае расстройства, нервного срыва, неудачи, огорчения и т.п. Правда, здесь есть один нюанс, который следует иметь в виду: огорчение или расстройство само по себе не исчезнет, если на него не найти способа подействовать чем-то, снимающим остроту переживания или огорчения.
  
   К примеру, можно взять на вооружение весьма полезную мысль А.Шопенгауэра о том, что "ни при каком происшествии не подобает предаваться большому ликованию или большому унынию, - частью в виду изменчивости всех вещей, которая каждое мгновение может все повернуть в другую сторону, частью в виду обманчивости нашего суждения о том, что нам полезно или вредно..."
   "Напротив, пусть нашим девизом будет: "Не уступай беде, но отважно иди ей навстречу".
   Итак, первое, с чего надо начать, - отказаться от мысли заливать свое горе или огорчение спиртным. Так делает человек безвольный и трусливый. Сильная личность поступает иначе - воспламеняется желанием преодолеть неприятное, болезненное, горькое. В основе этого желания лежит ясное осознание того, что жизнь - это не поле развлечения, а арена борьбы, где побеждает сильнейший и гибнет безвольный и трусливый.

*

   Второе действие, которое нужно обратить в привычку - умение отказываться от предложений друзей, приятелей и коллег выпить по поводу или же без него. Тут уместно вспомнить выше изложенное мудрое наставление Петра Великого:
   "Первый не пей, будь воздержан, избегай пьянства. Когда тебе предложат, то бери, сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболе. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум..."
   *
   "Пора трезветь всей России - и, прежде всего, ее командующему классу".
   Как актуальна сегодня эта мысль, сказанная М.О. Меньшиковым в начале ХХ века.
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  

0x01 graphic

  

Иоанн Грозный и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года.

Художник Плешанов П.Ф.

  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023