ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Пора трезветь всей России"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Пора трезветь всей России - и прежде всего ее командующему классу!"

М.Меньшиков

0x01 graphic

Здоровье и отдых офицера.

Семья, близкие и друзья.

*********************************

   К.Клаузевиц отмечал, что "война - область физических усилий и страданий; чтобы не изнемочь под их бременем, нужны духовные и физические силы (врожденные или приобретенные - безразлично), делающие человека способным переносить испытания".
  
   (Клаузевиц К. О войне. - М., 1998.- с. 79)
  
   Вообще, современное состояние военного дела предъявляет строевому офицеру очень серьезные требования, которым он непременно должен удовлетворять, если хочет быть полезным членом военной семьи.
   Строевой офицер должен обладать отличным здоровьем и следить за ним, помня, что, потеряв здоровье, он уже наполовину непригоден к службе.
  
   Постоянная тренировка, образ жизни не допускающий распущенности и излишеств, вот требования, которые должен предъявить к себе строевой офицер.
  
   Принимая во внимание, что противовесами страха являются физическая бодрость, энергичный темперамент и сила воли и ума, не дающие развиться чувству бессилия и содействующие устранению нерешительности, - необходимо признать, что в деле боевой подготовки офицера, немаловажную роль играют:
  
   I)физическая закалка;
   2)здоровый образ жизни;
   3)отсутствие вредных привычек, прежде всего, тяги к спиртному;
   4)здоровое и рациональное питание.
  
   М.Драгомиров в своей работе "Подготовка войск в мирное время" (I906 г.), отмечая, что важнейшим свойством человека является его нравственная энергия, приходит к выводу, что "военное воспитание должно касаться не только нравственной, но и физической стороны человека".
  
   (Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время.. (Воспитание и образование) Киев, I906)
  
   Следует, однако, признать некоторые преграды на пути физического воспитания офицеров, свойственные нашему национальному характеру.
  
   Физическая лень, типичная для него, выражалась в его быстрой утомляемости офицеров, что влекло за собой слишком снисходительное отношение к утомляемости своих подчиненных даже в условиях боевой обстановки (Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны. - I937.- N I30-132.- с. 22).
  
   О нерасположенности к физическим упражнениям пишет и А.Апухтин:
  
   "Надо признаться, что мы их совсем не любим. Гимнастика, фехтование, стрельба встречаются там, где этого требует высшее начальство".
  
   (Апухтин А.Н. О боевой подготовке пехоты: Сообщение на общем собрании членов Общества ревнителей военных знаний. // Общество ревнителей военных знаний, Кн.I-I906.-с. 68)
  
   Впрочем, имелись и отрадные примеры отношения к спорту.
   Надо думать, что были своеобразные очаги спортивного энтузиазма, где офицеры много занимались спортом.
   Особенно это было заметно в коннице, где процветал конный спорт, успехи в котором были известны всему миру.
   В ряде частей увлекались стрельбой и фехтованием и поощрением тому служила выдача Императорских призов.
  
   (См.: Российские офицеры. - М., 1995.-с. 26-27)
  
   Думается, однако, спорт процветал там, где командир был сам спортсменом или поклонником какого-либо вида спорта.
  
   Если же принять во внимание статистику полковников и их средний возрастной состав (49,8 лет) (См.: Режепо П. Статистика полковников. - СП б., 1903. - с. 7), то резонно предположить, что в этом возрасте физическая энергия значительной части командиров частей вряд ли была высокой, следовательно, мотивов для занятия спортом у них самих было немного.
  
   В военно-учебных заведениях задача физического воспитания кадет и юнкеров стояла всегда. По свидетельству М.Лалаева, в наших военно-учебных заведениях приказом по военно-учебным заведениям I838 года (СВП, I838 г., ч. I, кн. III ст.3I5) установлены главнейшие правила как физического и нравственного воспитания, так и умственного образования.
  
   В частности, общей целью физического воспитания было "сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил и способностей".
   (Свод военных постановлений, 1838 г., ч.1, кн.3, ст. 832)
  
   Для достижения этой цели приказ формулировал следующие частные требования:
  
   "I)кадетская пища должна быть проста, питательна и удобоварима, а одежда - свободна и сообразна установленной форме;
   2) во всех помещениях следует поддерживать чистоту воздуха, наблюдая, чтобы температура его зимою в спальнях и залах была не ниже I2-ти, а в классах -I3 градусов...;
   3) с малолетства приучать кадет к изменениям погоды, выводы на прогулку как в хорошую, так и дурную погоду;
   ...
   5)"гимнастику преподавать не в виде забавы, но в виде науки в полном развитии;
   ...
   7) образ жизни воспитанников вообще должен быть деятельный... "
  
   Здоровью, как известно, вредят:
  
   I)страсти изнуряющие человека, каковыми являются зависть, злоба, печаль и т.п.;
   2)излишества и пагубные пристрастия;
   3)нездоровый образ жизни;
   4)отсутствие отдыха, времени для восстановления физической энергии.
  
   Великий Авиценна настойчиво подчеркивал громадное значение здоровой психики:
  
   "Только здоровый дух может гарантировать здоровье", - убеждал он.
  
   Здоровая психика человека это та, которая не подвержена таким заболеваниям, как: неуверенность в себе, злобность, завистливость, подверженность стрессу, низкий порог ранимости.
   Все эти заболевания приводят к истощению нервной системы и, если не подвергаются лечению, то быстро подрывают психическое здоровье человека. Следовательно, снижение влияния психотравмирующих факторов, развитие умения управлять собой, - необходимые составляющие укрепления здоровья офицера.
  
   Надо, однако, признать, что именно в этой области наблюдается мало побед.
   Во-первых, потому, что развитию этих способностей не уделялось должного внимания в военно-учебных заведениях.
   Во-вторых, лишь в немногих войсковых частях командиры заботились о развитии самолюбия офицеров, как основы психического здоровья.
  
   Многие заботились о другом - выколачивании служебной энергии и подавлении самостоятельных проявлений в офицерской среде.
  
   "Выколачивание" служебной энергии офицеров, подавление их самолюбия начальством из-за мелких, корыстных выгод, приводит к тому, что офицеры теряют веру в себя, пытаются подстроиться под постоянно меняющиеся вкусы и пристрастия начальства, теряют из виду ведущую тему службы, начинают заниматься мелочами и лакированием газонов, смиряются с рутиной, а лучшие и непокорные покидают рядя офицерского корпуса.
  
   (См.: Угнетающее зло. // Разведчик .- I9I2.- NII29.- с.402-403; В.А. Улучшение командного состава.// Разведчик. - I909.- N972.- с.346-350 и др)
  
   Служба оставшихся офицеров обращается в нравственную пытку.
  
   Непорядочные начальники, отмечая, к примеру, больное место в душе ротного командира - его заветную мечту быть штаб-офицером - хлещут его безжалостно по этому чуткому месту, при всяком удобном и неудобном случае, чтобы поднять его служебную энергию в пользу наружного, мишурного блеска полка.
   Так бьют почтовую клячу по ее изъявленным местам, чтобы усилить перед станцией аллюр для получения лишнего пятака.
  
   Излишества и пагубные пристрастия - бич здоровья и, в определенной части, негативная черта нашего национального характера.
  
   Были времена и страны, где питание превращалось в культ и обжорство считалось доблестью.
   Так, в древнем Риме патриции, направляясь в гости на пир, брали с собой павлиньи перья, чтобы после принятия обильной пищи с их помощью очищать желудок.
  
   Были и примеры иного плана.
   В древней Спарте воины систематически приучались к крайне скудной пище. Весь их дневной паек умещался в сложенных ладонях рук. Ели спартанские воины только один раз в день, но, по свидетельству современников, были сильными, выносливыми и неутомимыми в битвах и походах.
  
   (См.: Плутарх. Ликург)
  
   Говоря о народе русском, Ф.Достоевский в спокойные минуты утверждал, что наш "народ всегда и везде умен и добр", но часто кричал со стоном, что народ - варвар, что "загноился народ в пьянстве", что весь он "предан мраку и разврату".
  
   Наблюдая ужасы зверства, которые вносит в народ водка, писатель кричал во весь свой голос, что водка "скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей".
  
   (Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - СП б., 1876)
  
   Разделяя взгляд Достоевского на пагубное влияние спиртных напитков на наших соотечественников, М.Меньшиков призывает:
  
   "Пора трезветь всей России - и прежде всего ее командующему классу!"
  
   (Меньшиков М. Пора трезветь. Меньшиков М.О. Письма к ближним. - СП б., 1908.- с.682)
  
   Не случайно в I9I4 году был опубликован приказ военного министерства под названием "Меры против потребления спиртных напитков в армии".
  
   (См.: Вестник русской конницы.- 1914.- N 13-16.- с. 625-627)
  
   Борьба с соблазнами, искушениями, нездоровыми пристрастиями требует воспитания в офицере таких качеств, как умеренность, целомудрие и воздержанность, как средств не только физической бодрости, но и духовной стойкости, ибо "...умеренность есть такая добродетель, при помощи которой человек, удерживая в границах нравственности и естественной необходимости все стремления, связанные с потребностями его физической природы, строго охраняет себя от всяких излишеств и чувственных увлечений."
  
   (Основные понятия о нравственности, праве и общежитии. Курс законоведения для кадетских корпусов. СП б., I889. - с. 32)
  
   Установлено, что на протяжении определенного времени (дня, недели, месяца, года) человек в состоянии тратить определенное количество своей физической энергии, после чего нуждается в ее восстановлении посредством отдыха.
  
   Отдых, в то же время, играет не только функцию физического регулятива, но и обладает не менее ценной функцией - дополнять жизнь человека привнесением в нее положительных эмоций, исполнением потребностей и желаний, выходящих за рамки профессиональной деятельности или же связанных с исполнением семейных или же супружеских обязанностей.
  
   Следует признать, что имеется не много работ, освещающих этот вопрос. А.Дмитриевский, один из авторов, обратившийся к этой теме, пишет:
  
   "Я не стыжусь сознаться, что долго силился не то что разрешить вопрос о трудности офицерской работы, а только найти подходящие ясные и определенные выражения для характеристики явлений, его вызывающих. И не один год собирался поднять его, но боль за явно небрежное отношение к регулированию вопроса...".
  
   (Дмитриевский А. Об офицерской работе// Военный сборник. - I9I4.-N3.-с.15)
  
   Далее он так показывает отношение начальствующего состава к досугу офицеров:
  
   "Начинает входить в моду требование, чтобы офицер не выходил из казармы или конюшни, или цейхгауза и не давал бы отдыха ни себе, ни нижним чинам. И отношение к офицерскому досугу все более и более уподобляется отношению недальновидным и неопытных по воспитанию родителей и педагогов, которые не переносят "досугов" своих питомцев и, чуть увидят их резвящимися или играющими, хватаются за розгу с наставительным: "а уроки?"...
  
   Вторая сторона проблемы состоит в то, что офицер, даже имеющий ничтожное количество часов досуга, не всегда использует его с пользой для себя и близких к нему людей.
  
   Почему так происходит?
  
   Есть несколько причин:
  
   -во-первых, неумение ценить время, как ценность особого, исключительного рода;
   -во-вторых, из-за скудности духовных потребностей и однобокости интересов;
   -в-третьих, в силу легкой подверженности негативному влиянию близких, друзей, приятелей и сослуживцев.
  
   Неумение ценить время проистекает из-за:
  
   а)разбросанности интересов, отсутствия целеустремленности, неумения планировать личную работу и рационально организовывать свой труд;
   б)непонимания человеком своего жизненного пути и земного предназначения, ошибочного заблуждения относительно возможности в будущем наверстать упущенное;
   в)в силу традиционной русской привычки откладывать на потом текущие дела
  
   И сегодня важно о том, о чем в свое время писал В.Ключевский:
  
   "...Великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкая работать скоро, лихорадочно, а потом отдыхать в продолжении осеннего и зимнего безделья.
   Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии".
  
   (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. - т.1. - М., 1956.- с.313-314)
  
   Следовательно, развитие целеустремленности, как качества, потребности и желания достичь вполне достижимых высот в жизни, вполне обеспечивает развитие умения дорожить временем.
   Естественно, надо иметь в виду и те традиционно русские черты характера, которые мешают реализоваться на практике этому качеству.
   Это нужно учитывать, прежде всего, в военной школе.
  
   Скудность духовных потребностей и однобокость интересов имеют своими причинами:
  
   а) неразвитость и необразованность личности, что не позволяет раздвинуться горизонту сознания;
   б) природную лень;
   в) преждевременная увлеченность чем-либо ("зацикленность"), в силу чего сознание человека сковано какой-либо идеей (задачей, потребностью, нуждой) до того, как оно успело созреть для понимания жизни и своего места в ней.
  
   "Непрестанная наука из чтениев" (А.Суворов), развитие любознательности, борьба с ленью и нерадивостью, стремлением выполнить поставленную задачу кое-как (как еще одно негативное проявление наших национальных черт), уход от практики ранней специализации ("зацикливания"), - позволят расширить духовное богатство личности, столь необходимое для полноценной жизни.
  

***

  
   Русский человек приветлив, доверчив и простодушен, - отмечают многие историки, исследователи и писатели.
   Это - достояние русского человека, но это и его больное место.
  
   Мягкость характера, неосторожность в выборе друзей, излишняя доверчивость оборачиваются для него издержками духовного плана: конформизмом, утрате веры в добро, справедливость и порядочность людей и т.п.
  
   Важная справка:
  
  -- Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давлении.
  
   Если приветливость почти никогда не бывает лишней, то излишняя доверчивость и простодушие (открытость, бесхитростность, предсказуемость), как правило, приносят русскому человеку беды, неприятности и огорчения.
  
   Офицеру нужно быть разборчивым не только в выборе приятелей, друзей, но и самого близкого человека - жены.
   Плоха та жена, которая пытается властвовать над своим мужем (Еще В. Мономах предупреждал сыновей: " Жену свою любите, но не давайте ей власти над собою...").
   Совсем не годится офицеру жена злая: ведь она вместо того, чтобы врачевать его раны, будет обильно посыпает их солью.
  
   В российской армии существовал механизм предупреждения неверных браков, который основывался на праве командиров частей и офицерского собрания давать заключение о благопристойности невесты офицера и, следовательно, офицер должен был или подчиниться решению командира и товарищей (вступать в брак или воздержаться от него), или не подчиниться, что влекло за собой оставление им офицерских рядов.
  
   (См.: Волошинов Ф. О форме одежды и о браках офицеров Военный сборник. - I898.- NII. - с. I96-20I; Кашкаров Д. Военно-административные заметки.. (по поводу сокращения переписки, браков офицеров и формы одежды) Военный сборник. - 1909.-N2 и др.)
  
   Но даже и при таком механизме полагаться на мнение и оценку людей со стороны, признающих, как правило, формальные достоинства невесты (происхождение, нравственность, благопристойность и т.п.), вряд ли разумно. Более разумным следует признать умение самого офицера разбираться в людям, не делая при этом оплошности в оценке их достоинств и недостатков.
  
   Мы не будем далее останавливаться на чисто специфических качествах, необходимых всякому человеку для семейной жизни, отметим лишь, что бытовая неустроенность, частые переезды, отдаленность от родных мест, длительные отрыва от семьи и т.п., требуют:
  
   - во-первых, от самого офицера особой терпеливости, выдержки и мужества;
   - во-вторых, от членов семьи - особого понимания офицерского долга и также мужества, терпеливости и умения переносить все невзгоды жизни офицерской семьи.
  
   Скажем так: к званию "офицерской жены" нужно готовить девушек заранее.
  
   Весь вопрос: как это сделать?
   В то же время очевидно: не каждая хорошая жена может быть хорошей женой офицера.
  
   И проблема тут очевидна:
  
   - кадета и юнкера не учили выбирать себе спутницу жизни; значит, вполне вероятен случайный, неверный выбор спутницы жизни;
   - закрытый тип военно-учебного заведения до минимума сокращал возможность общения между полами;
   - офицер никогда не имел достаточного времени на личную жизнь, значит, на поиск и выбор спутницы жизни;
   - в России никогда не существовало каких-либо институтов подготовки девушек к роли офицерской жены (лишь блеск эполет, красота мундира, рыцарские качества офицеров, материальное благополучие и выгода, наконец, любовь, пробуждали в девушке желание связать свою судьбу с офицером).
  
   Сколько разбитых сердец, поломанных судеб, измен, предательств и трагедий насчитывает история офицерского корпуса не знает никто.
  
   А надо бы знать хотя бы для того, чтобы выправить то в офицерском быту, что в состоянии сделать разумное правительство, именно:
  
   - обеспечить хорошее жилье офицерским семьям, дать достойное материальное содержание, ввести льготы для членов семей, в частности, по получению образования;
   - защитить военных пенсионеров, как наглядное назидание строевым офицерам.
  
  
   Разумные мысли на сей счет высказывались неоднократно.
   Так, В.Смирнов, изучая причины исхода офицеров из армии, что вызвало некомплект офицерского состава, отмечал, что одной из причин этого была материальная необеспеченность офицеров.
  
   На основании этого анализа, он пришел к выводу о необходимости разработки теории государственной службы:
  
   "Теория эта гласит, что государственная служба за обязанности, которые она налагает на человека, в то же время должна предоставлять ему право быть обеспеченным на службе, чтобы, не отвлекаясь на поиски средств, служащий мог бы отдать все свои силы государству, и за последнее ему предоставляется право пользоваться внешним почетом, выражающимся высоким служебным положением, чинами и орденами".
  
   (Смирнов В. Офицерский вопрос// Военный сборник. - I909.-NI0.-с. 134-135)
  
   Эта точка зрения, как нам кажется, и должна послужить исходным пунктом наиболее мудрого разрешения данного вопроса:
  
   - во-первых, государство должно обеспечить всякого офицера с его семьей в смысле возможности существования достаточного и согласно со звания офицера великой армии;
   - во-вторых, государство должно создать ряд таких условий, чтобы военная служба предоставляла исключительный почет лицам, отдающим все свои силы на служение армии, и, наконец,
   - в-третьих - государство должно требовать, чтобы офицер за те большие и существенные права, которые ему предоставляются, действительно приносил бы все свои силы на службу армии не только в военное время, но и в долгие периоды вооруженного мира.
  
   Думается, только при такой постановке вопроса, можно рассчитывать на признательность офицерского корпуса своему народу и правительству за заботу о нем и его семье и ждать от него самоотверженной отдачи в деле служения Родине.
  
  

Фрагмент из моей книги

  

А.И. Каменев

Практическая нравственная психология для молодежи. - М., Изд. МПУ "СигналЪ". 1998)

0x01 graphic

СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ

  
   Злободневность этой темы объясняется рядом факторов:
  
   -во-первых, молодость - это пора любви. Именно в этот период наиболее активно проявляется стремление полов друг к другу;
   -во-вторых, молодость неопытна и неразборчива в любви и это обстоятельство требует компенсации личной неопытности путем восприятия опыта других. Лучше учиться на чужом опыте, чем проходить тот путь разочарования, который проходили многие люди до этого;
   -в-третьих, первый шаг в любви очень важен: если сделаешь неверный шаг, то все остальное может пойти вкривь и вкось.
  
   0x01 graphic
  
   Что нужно принять во внимание
  
  
  -- Мы исходим из такого понимания, что любовь - есть единство духовного и физического влечения мужчины и женщины друг к другу.
  
  -- В этом единстве примат отдается духовному влечению, которое обеспечивается духовным единством мужчины и женщины. Духовное единство понимается как одинаковое или близкое понимание друг другом основных жизненных ценностей и приоритетов.
  
  -- Физическая близость при таком понимании любви не сбрасывается со счетов, но, тем не менее, не возвеличивается до значения первой величины.
  
  -- Мы исходим из положения о том, что в любви немаловажное значение имеют объективные факторы, определяющие соотношение мужчины и женщины, такие, как разница в возрасте, социальном положении, материальном обеспечении, воспитании, образовании и т.п.
  -- Любовь - это самый большой (Божественный) дар человеку. Он дается каждому и требует бережного к нему отношения.
  
  -- Любовь других людей не приходит сама по себе; ее нужно заслужить, т.е. получить взамен чего-то. Этим "что-то" является любовь самого человека к окружающим.
  
  -- Любовь это не только Божий дар, но и искусство, которым необходимо владеть.
  
  -- Любовь - это не ожидание, а действие. Так же, как под лежачий камень вода не течет, так же и любовь не приходит к человеку пассивному.
  
  -- Действие, о котором идет речь, не сводится к суетливой активности, а предполагает исследование собственной души на предмет любви и поиска тех критериев, по которым следует выбирать единственную спутницу жизни.
  
  -- Исследование собственной души следует вести по пути обнаружения и оценки качеств, необходимых для любви, шлифовки этих качеств.
  
  -- Не каждое влечение есть любовь.
  
   Есть ли такие свойства, которые присущи только любви?

Свойство настоящей любви

  
   Ответ на этот вопрос мы находим в Библии, в частности в одном из посланий Апостола Павла:
  
   -"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор. 13,4-7).
  
   "Итак, если любовь есть виновница всякой добродетели, то будем насаждать ее со всем тщением в душах своих, дабы она принесла нам многие блага, и дабы нам постоянно собирать плоды ее, всегда цветущие и никогда не увядающие; тогда достигнем и вечных благ".
  
   В качестве вывода по этому вопросу, предлагает сделать собственный анализ наличия минимальных духовных свойств, необходимых для любви, по следующему вопроснику:
  
  -- Умеете ли вы воспринимать человека без прикрас, объективно оценивая его достоинства и недостатки?
  -- Отличаетесь ли милосердием, добротой, отзывчивостью?
  -- Нет ли в вас излишнего себялюбия и эгоизма?
  -- Умеете ли преодолевать раздражительность?
  -- Можете ли прощать другому его ошибки, заблуждения, недостатки?
  -- Умеете ли доверять другому?
  -- Способны ли понимать другого человека, его мысли, чувства, настроение?
  
   Если при ответе на поставленные вопросы случится так, что вы не обнаружите то, что требуется для настоящей любви и дружеских отношений, стоит ли впадать в отчаяние?
   Нет, ибо вы просто обрели возможность увидеть свои изъяны, но у вас никто не отнимает и права исправить самого себя. Надо только разобраться в самом себе, выяснить причины той или иной духовной болезни и после этого можно начать шаг за шагом излечивать себя от духовного недуга.
  

Законы любви

  
   Предлагаем вдуматься в смысл высказываний, приведенных к книге П. Мантегацца "Физиология любви":
  
   0x01 graphic
  
  
  -- Чтобы покорить женщину, надо понравиться ей во всем.
  -- Мужчина, ты хочешь быть любимым? Будь сильным мускулами и умом, смелостью страсти и блеском гения. Женщина, которая начала удивляться, скоро полюбит.
  -- Труднее всего удержать в плену ту женщину, которую легче всего было завоевать. Напротив, там, где завоевание требовало самых напряженных усилий, удержаться очень легко.
  -- Всегда доверяй своему партнеру по любви, но никогда не давай ему со своей стороны повода согрешить.
  -- Давать много, давать очень много, но никогда не давать всего,- тайна женщины, которая умеет быть всегда вечно любимой.
  -- В уложении любви только одно преступление - ложь, и одно наказание - смерть.
  -- Многие удивляются, что из 6 нот композиторы умеют создавать самые разнообразные мелодии. А любовь только с помощью 3-х нот умеет создавать целые моря радости и наслаждений. Эти 3 ноты: ждать, увидеть, уйти, или, другими словами - желать, обладать, оплакивать. Сколько комбинаций, сколько вариаций на эти три ноты.
  -- Всякий получает именно то количество любви, какое он заслуживает.
  -- Прежде чем вступить в брак, надо долго подумать перед зеркалом и перед кошельком.
  -- Если вы ищите добродетели, помните, что для семейной жизни лучше всего доброта, нежность, снисходительность.
  -- Сходство характеров - не тождество и не повторение; это такая гармония, где сливаются два характера, хотя каждый сохраняет свою самостоятельность; при этом должна получиться мелодия, а не монотонность.
  -- Не верьте никогда женщинам, которые хотят знать все ваше прошлое и уверяют, что будут вас любить во всяком случае. Быть откровенным и искренним - еще не значит за дружеским обедом показывать грязь своих сапог".
  
   (Мантегацца П. Физиология любви .- СП б., 1901 .-с.161-191)
  
   Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что приведенный перечень закономерных проявлений в любви этим не исчерпывается. Но и его вполне достаточно для того, чтобы сделать для себя практические выводы.
  
   В любви, как известно, роль мужчины и женщины далеко не равнозначна. Предлагаем вам один из вариантов понимания ролевых функций в любви мужчины и женщины.
  
  
  
   0x01 graphic
  
   Роль мужчины и женщины в любви
  
   Мужчине дана агрессивная миссия, женщине - трудная обязанность защиты.
   Дело мужчины не сложно и требует только физической или нравственной, интеллектуальной или составленной из многих элементов - силы нападения и борьбы, чтобы одно за другим уничтожать все препятствия, которые воздвигает женщина для своей защиты, или, лучше сказать, для того, чтобы сдаться врагу стыдливо и медленно.
  
   Женщине, напротив, природа дала задачу более сложную и жестокую. Она должна отказывать в том, что хочет сама; должна бороться с наслаждениями, охватывающими ее; должна гнать того, кого любит; требовать жертвы вместо поцелуя; быть скупой, когда все побуждает к щедрости; должна собрать все свои слабые силы, чтобы защищать себя от бешенного нападения.
  
   Если роли меняются, неизбежно происходит сильный беспорядок и приличия терпят полное крушение.
  
   Для удовлетворения страсти женщине достаточно одного порыва, но женщина ищет не оплодотворителя, а хочет иметь в своем друге защитника и опору. Естественное обольщение - это умение показать все лучшие стороны своей личности и предстать перед любимой во всеоружии своих достоинств.
  
   "Лев для всех - предо мною агнец", - вот мужчина, о котором мечтает женщина.
  

Права и обязанности любви

  
   Большая глупость требовать любви на основании юридического права.
  
   Кодекс ее уложений прост: взаимное влечение, любовь за любовь, ласка за ласку, радость за радость, счастье за счастье.
   Право одно - требовать верности.
   Одна и обязанность - быть достойным любви.
  
   Есть ли различие в правах и обязанностях мужчины и женщины?
   Да, такое различие есть.
  
   От мужчины общество ждет много силы и доблести.
   Его задачи сложны и трудны.
   Его кровь отдана благу родных, пот его работы - счастью его семьи. Он должен не поддаваться ни на подкуп, ни на внушения тщеславия.
  
   Мужчина должен быть вооруженным бойцом и, если только раз он не исполнил своих обязанностей, то он низок.
   Общество его презирает, женщина не хочет на него смотреть, все от него отворачиваются.
  
   А женщина имеет полное право пасовать перед всякой опасностью в этом роде.
   Она может бояться пуль и работы, эпидемий и шума всякой жизненной битвы.
   Она может быть пуглива и невежественна и все-таки будет пользоваться общим уважением и будить любовь.
   От нее требуется одного - верности.
  

Договор любви

  
   Даже у диких народов, где нравственность только выгода, опирающаяся на силу, где едва заметны проблески религиозного чувства, где зарывали в землю мать, когда она состарилась, даже там любовь связывалась молчаливыми и клятвенными договорами.
  
   Любить - значит взять на себя перед Высшим Разумом и людьми ответственность за слабость другого существа и ответственность за будущность того человека, который явится в мир из объятий любви.
  

Готовы ли вы подписаться под таким договором?

  
   0x01 graphic
  
   Это интересно:
   Русские обычаи и нравы
  
   Супружество старинное, пишет И. Снегирев, заключалось не по одному влечению страсти юноши, но по благословению родителей, которые, сами выбирая из доброго, приятельского семейства сыну невесту, а дочери жениха, обращали старинное дружество в семейство и родство.
  
   Жених и невеста до брака не видели друг друга.
   Старая пословица учила: Первую дочь бери по отцу и матери, а вторую по сестре ,- то есть глядя на то, как отец и мать живут или как выданная замуж дочь их.
  
   Выбирай жену не глазами, но ушами, то есть не смотри на одни внешние красы, а на доброе о ней мнение. Родители, которые берегли дочь до венца, передавали власть свою мужу ее, который должен был беречь ее до конца.
  
   По старинному заведению, которое сохранилось более между людьми старинного века, девицы под надзором родителей жили в уединении, редко показывались и в церквах, занимаясь дома рукоделиями и приучаясь к хозяйству, как основанию семейного благосостояния.
   Мать с дочерьми не только у бояр, но и у царя, хотя и не ходили на реку мыть белье, подобно гомеровым царевнам, но в теремах своих пряли и ткали холст на рубашки мужьям и вышивали золотом, серебром...
   Старинные обычаи предписывали девицам затворничество в теремах, что видно из следующих пословиц:

Держи деньги в темноте, а девку в тесноте.

Всяк бы про девушку слышал, да не всяк бы ее видел.

В клетках птицы, а в тереме девицы.

  
   (См.: Снегирев И. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах. - Н .Новгород ,1996)
  
   Запомните
  
   Что нарушает равновесие в любви:
  
   Дин К. Делис в своей книге "Парадокс страстей: она его любит, а он ее нет" (М.,1994) пишет, что на практике существуют 3 силы, нарушающие это равновесие:
  
   1.Притягательная сила одного выступает как источник дисбаланса. К примеру, один очарован другим больше, чем тот.
   Партнеры с одинаковой притягательной силой созданы друг для друга.
   2.Дисбаланс, вызванный обстоятельствами. К числу таких обстоятельств могут быть отнесены: переезд в новый город, смена или потеря работы, рождение детей и т.п.
   3.Диисбаланс, вызванный несовместимостью индивидуальных особенностей.
  
   Пока влюбленные скрывают друг от друга свои сокровенные желания, сохраняется ненадежный баланс.
   Как только они обнаружатся, начинается дисбаланс.
  
  
   0x01 graphic
  
   Признаки нарушения равновесия в любви
  
   Среди таких признаков выделяются следующие:
  
   - партнер не чувствует больше необходимости дарить подарки, свободно тратить деньги, подавлять дурные привычки и улучшать свою внешность;
   - по мере угасания любви изменяется восприятие партнера (ранее любимого):перестают замечаться привлекательные стороны, и внимание фиксируется на недостатках;
   - предпринимаются попытки в грубой форме указать на необходимость восстановить свою привлекательность (изменить цвет волос, стиль одежды и т.п.);
   - "ведущий" начинает обращать внимание на "снижение" уровня интеллекта партнера ("Зачем ты говоришь такую глупость?");
   - "ведущий" обнаруживает недостаток основных человеческих качеств ("Почему ты больше не можешь быть искренним ...");
   - уменьшается сексуальный интерес партнера;
   - исчезает непринужденность в разговоре, часто преобладают паузы, молчание;
   - "ведущий" изливает свой гнев на партнера без боязни негативной реакции с его стороны;
   - чувствуя, что любви приходит конец, отвергаемый пытается восстановить положение, но при этом еще больше усугубляет ситуацию.
  
   Это видно из следующей практики.
  
  
  

Как не следует поступать

  
  
   0x01 graphic
  
   Как можно "извести" друг друга
  
   Существует немало приемов, которыми люди "изводят" друг друга.
   Укажем их:
  
   1.Обработка партнера молчанием.
   2.Обвинение партнера в патологии ("Твои родители виновные в том, что ты ...").
   3."Обобщения", т.е. подведение под частный случай общего основания ("Ты постоянно что-то скрываешь от меня...", "Вечно у тебя все не так, как у людей...").
   4.Разжигание чувства вины.
   5.Припоминание старых обид.
   6.Ехидство, сарказм.
   7.Критика, направленная на подрыв уверенности партнера в себе.
  
   Справка:
  
  -- Сарказм (греч. sarkasmos, от sarkazo, букв. - рву мясо), язвит. насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого: "Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву".

Каждая ли девушка может быть хорошей женой?

  
  
   Ответ на этот вопрос, как показывает жизнь, может быть только таков: нет, не каждая.
  
   Тогда возникает дополнение к данному вопросу, требующее пояснений: из какой девушки выйдет хорошая жена?
   Другими словами, какими качествами должна обладать девушка для исполнения роли хорошей жены?
  
   По мнению Ибн-Сины , она должна обладать следующими качествами:
  
   0x01 graphic
  
   1.Разумностью.
   2.Стыдливостью.
   3.Проницательностью и сметливостью.
   4.Быть любящей.
   5.Способной рожать детей и заботиться о них.
   6.Чистосердечием и веселостью.
   7.Не злословить за спиной мужа.
   8.Иметь чувство собственного достоинства.
   9.Быть скромной и не перечить мужу.
   10.Улучшать свой характер.
   11.Степенностью.
   12.Приумножать достаток в семье.
   13.Устранять грусть или печаль из сердца мужа ровным и мягким обращением, а если он расстроен или гневен, ласкою и податливостью успокоить его.
  
  

Законы совместимости

  
   Нужно ли учитывать законы совместимости?
  
   Совместимость - это способность принимать, а не отторгать другое лицо. Совместимость образует иерархию уровней:
  
  -- 1.На нижнем уровне находится психофизиологическая совместимость темпераментов.
  -- Исследуя соотношение темпераментов партнеров в различных парах, психологи Т. Галкина и Д. Ольшанский обнаружили, что в абсолютном большинстве несемейных пар с отношениями, определяемыми как "любовь", партнеры обладали противоположными чертами темпераментов; в дружеских парах преобладали пары с одинаковыми темпераментами; благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями также отличались противоположными темпераментами.
  -- Выяснилось также, что наиболее "универсальными" партнерами являются флегматики, так их устраивает любой темперамент, кроме собственного.
  -- 2.Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий.
  -- Дело в том, что в силу жизненного опыта, воспитания и других факторов, у юноши и девушки складывается свое представление о мужчине и женщине, их обязанностях, правах, ролях и функциях. В силу этого обстоятельства, юноша и девушка могут или же одинаково, или по-разному относиться к одному и тому же предмету, к примеру: какие главные задачи должна решать женщина или мужчина. Другими словами, от партнера мы ожидаем того поведения, которое нам кажется целесообразным и необходимым по нашим представлениям. Если поведение партнера не совпадает с наших представлением, то налицо ролевой конфликт.
  -- 3.Высший уровень межличностной совместимости включает ценностно-ориентационное единство. Это- совпадение оценок и взглядов по принципиально важным вопросам жизни, деятельности, окружающей действительности.
  -- В зависимости от того, что партнеры ставят на первый план, на чем акцентируют внимание, как относятся к деньгам, как понимают что такое счастье, справедливость, порядочность и другие важнейшие духовно -нравственные понятия, зависит согласие или разногласия среди партнеров.
  -- Следует отметить, что в ходе периода ухаживания юноша и девушка зачастую говорят между собой о многих вопросам: о музыке, литературе, важнейших событиях жизни, пытаются блеснуть осведомленностью в самых невероятных областях знаний, но редко предпринимается попытка выяснить степень совместимости друг с другом. Не это ли является причиной нестабильности и недолговечности браков?

Ковалев С.В. Психология современной семьи .- М., 1988

Нужно ли ухаживать?

  
   Психология предбрачного ухаживания
  
   По данным социологов, преобладающим местом встречи вступающих в брак стало сейчас, за редким исключением, место проведения свободного времени.
  
   Данный факт позволил Б. Шапиро выделить три неизбежно сопряженных с этим негативных момента:
  
   -во-первых, преимущественно досуговое общение юношей и девушек предопределяет "парадность" их отношений;
   -во-вторых, представления об особенностях предпочитаемого партнера по общению у современной молодежи, как правило, расходятся с качествами личности, необходимыми для семейной жизни. В добрачных отношениях на первое место обычно выходит непосредственно значимое и привлекательное, а не ценное в плане будущего;
   -в-третьих, действительно глубокому познанию личности будущего спутника жизни препятствует малый срок добрачного ухаживания.
  
   Тем не менее, существуют три важнейшие функции добрачного ухаживания:
  
   0x01 graphic
  
  -- Накопление совместных впечатлений и переживаний. Дело в том, что до этой поры каждый по своему переживал те или иные события жизни. В начальной фазе любви происходит слияние чувств. Образуется союз двух существ, которые как один человек воспринимают личные и общественные события.
  -- Очень важно на этом этапе подмечать, как партнер реагирует на радость, горе, несчастье других, как воспринимает людей, которые нам близки и т.п.
  -- Более глубокое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения на брак.
  -- Необходимо отметить, что многие молодые люди стараются не замечать негативных черт своего партнера, "закрывают на них глаза", надеясь "перевоспитать" его в семейной жизни.
  
  -- В связи с этим желательными на этапе узнавания являются: совместные визиты домой друг к другу, знакомство с родителями, родственниками, друзьями и приятелями.
  -- Важным также является и проверка чувств, т.е. способность "взвесить" их на точных весах.
  -- Проектирование семейной жизни. Эта функция, как правило, выпадает из сферы внимания людей, планирующих вступить в брак. Здесь, наряду с прозаическими вопросами, на что жить, где жить, выдвигаются и более существенные проблемы - планирование деторождения, определение основных функций в семье, планирование семейного уклада жизни и т.д.
  

Полезные советы на каждый день

  
  -- Любовь зажигает молнии и громит громы, плачет и блещет, грозит и молит; оскорбленная, она оскорбляет, раненая - убивает; она раздает благословения и проклятия...(П. Мантегацца).
  -- Все искусство поддерживать любовь сводится таким образом к одному закону - сохранять желание так, чтобы оно возрождалось почти сразу же за его удовлетворением. (П. Мантегацца).
  -- Кокетство с любимым заменяет у женщины признание в любви . . (Мудрость древней Индии) .
  -- Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. ( Аристотель).
  -- Кто сам не любит никого, того, кажется мне, никто не полюбит. ( Демокрит).
  -- Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно также, как слишком вкусная пища для желудка. (Овидий).
  -- Истинная любовь не дерзка и не легкомысленна; робость делает ее осмотрительной; она не отваживается на многое, зная, что можно потерять. (Ж.-Ж. Руссо).
  -- Первый признак любви: у мужчин - несмелость, у женщин - смелость. (В. Гюго).
  -- Образовывать женщину значит образовывать мужчину; возвысить ее характер значит поднять свой собственный; расширить ее умственную свободу, значит расширить и обеспечить свободу всего общества. (С. Смайльс).
  -- Истинная красота женщины - в кротости ее характера, а прелесть ее - в кротости ее речей. (Ахикара).
  -- Украшает женщину то, что делает ее более красивой,но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость. (Плутарх).
  -- Женщина любит или ненавидит: третьего у нее не дано ( Публилий Сир).
  -- Женщина, которую все считают холодной, просто не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь. (Лабрюйер).
  -- Непостоянная женщина та, которая уже не любит; легкомысленная та, которая любит уже другого; ветреная та, которая не знает, любит ли она и кого любит; равнодушная та, которая никого не любит. (Лабрюйер).
  -- Женщины склонны к крайностям: они или намного хуже, или намного лучше мужчин. (Лабрюйер).
  
  

0x01 graphic

***

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011