ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Порядочность - дар драгоценный

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 9.00*8  Ваша оценка:


  
  
  
  

7 - Практическая книга для будущего офицера

  
  
   А. Каменев
   Практическая педагогика для курсантов. -
   М., Издательство МПУ "СигналЪ", 2000. - 236 с.
  
  


Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям..., пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению...

Первое собрание посланий Св. Ап. Петра, Гл. 4, с. - 2

ПОРЯДОЧНОСТЬ И ЧЕСТНАЯ ТРОЙКА

***********************************************

   Если признаться откровенно, что самое сложное психологическое и педагогическое действие в процессе обучения - это время экзаменационной сессии.
  
   В этот период со стороны некоторых курсантов наблюдается такая активности, предупредительность и неуемная инициативность, что на первых порах приходилось удивляться такой "сезонной активности". Но вскоре все становилось на свое место: предприняв удачную или неудачную попытку произвести впечатление с целью добиться расположения преподавателя и получить искомую оценку, курсант впадал в обычное для него состояние - безмятежного спокойствия, сонливости и инертности, в котором продолжал пребывать до очередной экзаменационной сессии...
  
   Не совсем наблюдательные и вдумчивые люди не видят в этом факте ничего безобидного: "мол, курсанты активизируются в нужный момент и показывают свои лучшие качества"...
  
   Защитники подобного стиля учебы, а, если быть более точным, - то стиля жизни, - не видят всей пагубности свершаемого в период экзаменационной сессии.
  
   Лицемерие, показная активность, заискивание перед педагогом и игнорирование достоинства педагога после него, - далеко не безобидные явления.
  
   Ложь, лживые, неискренние отношения - это не в традиции русского человека.
  
   Если русский улыбается кому-то, то, как правило, делает это искренно, от души. Он не носит дежурной улыбки как американец: тот улыбается, но при этом может делать пакости или с улыбкой бить в физиономию...
  
   Нечестность и непорядочность в отношениях курсанта с педагогом - это большое зло. Понимая, что это зло может иметь обоюдоострый характер, остановимся только на той стороне проблемы, которая касается курсанта.
  
  

Порядочность

   Явление, которое имеет название "порядочность", надо признать как малопонятное в курсантской среде.
  
   Из ста вопросов о том, что такое порядочность, едва ли наберется десяток правильных ответов относительно него.
  
   О чем говорит этот факт?
  
   Прежде всего, о том, что это слово редко на слуху, а еще реже в практическом употреблении.
  
   Неужели так мала необходимость порядочности?
  
   Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к разъяснению этого понятия. По словарю В. Даля, порядочный человек - это "любящий порядок, умеющий держать себя изрядно, прилично, как должно".
  
   Конечно, при такой "обтекаемой" формулировке трудно уловить суть данного понятия, ведь все упирается в понимание того, что есть "приличное, должное поведение".
  
   Порядочность, как "приличное, должное поведение", есть неукоснительное соблюдение человеком своего долга, обязанностей перед другими, а также недопущение лицемерия, корыстного расчета, подлости, коварства, подсиживания и т.п. в отношении других лиц.
  
   Основу порядочности составляет честность и искренность во взаимоотношениях с другими людьми.
  
   Непорядочность пользуется любой слабостью, оплошностью, ошибкой, неправильным действием других лиц с целью нанести им вред, поставить в зависимость от себя, шантажа и других безнравственных, а иной раз и противоправных действий.
  
   В русском обществе непорядочный, неискренний, расчетливый и коварный человек всегда вызывал омерзение. Люди благородные не подавали такому руку, представители других сословий гнали из своей среды. Непорядочные люди всегда были питательной средой предателей и изменников.
  
   Непорядочный человек, как правило, действует так:
  
  -- он входит в доверие к человеку,
  -- узнает его секреты и тайны, а затем
  -- пользуется этими сведениями во вред данному человеку.
  
   Есть и иная схема:
  
  -- непорядочный человек какое-то время накапливает "компромат",
  -- потом с помощью шантажа пытается склонить человека,
  -- на которого составлен компромат,
  -- в свою пользу и заставить его действовать по своей указке.
  
   Еще один вариант заключается в том, что непорядочный человек не действует до той поры, пока его самого не затронет кто-либо. Как только подобное происходит, он активизируется и начинает "подлавливать" своего обидчика или соперника, компрометируя или подставляя его.
  
   В результате получается следующее: роя яму другому, он пытается столкнуть в нее своего соперника или обидчика.
  
   Замечено, что непорядочность рядится в разные одежды и распознать ее не всегда легко.
  
  -- Хитрость, неискренность, "умный ход", "здравый поступок" - это ее легкие одежды.
  -- Лицемерие, ханжество, фарисейство - тоже ее прикрытие.
  -- Измена и предательство - венец, логическое завершение непорядочности.
  -- Коварство и подлость - главные орудия непорядочности.
  
   Бывает так, что поступающий непорядочно, даже не подозревает о том, что поступает подло... Но этот человек не понимает и другого - пытаясь вырыть яму для другого, он рискует свалиться в нее сам...
  

Не рой другому яму...

   Книга жизни - Библия - гласит "Кто роет яму, тот упадет в нее..." (Прит. 26,20).
  
   Почему столь категорично такое утверждение?
  
   Есть несколько объяснений:
  
  -- во-первых, злой, расчетливый и коварный человек не находит поддержки среди людей порядочных и в силу этого он вынужден обращаться за поддержкой и помощью к таким же волкам, как он сам (ну, а в волчьей статье - волчие законы);
  -- во-вторых, коварство и подлость, сами по себе занятия, противные созидательным силам души и полезные разрушительным (осуществляя подлость, человек губит собственную душу);
  -- в-третьих, подлость безнаказанной никогда не остается (порядочные люди отворачиваются от подлеца; сеющий зло, его же и пожинает).
  
   Как же избежать искушения отмстить недругу, обидчику, подставить конкурента, очернить соперника?
  
   Дело это не легкое, ибо в данном случае придется бороться со всем "подпольем" нашей души: низменными инстинктами, страстями (агрессивностью, жестокостью, обидчивостью и т.п.).
  
   Великодушие и умение прощать - те целебные силы, которые помогают нам справиться с названными искушениями.
  
   Великодушие - это сочетание двух слов "великий" и "душа", т.е. "великая душа", душа человека, способного на нечто большее, чем душа человека обычного: его злят, а он не злится, его обижают - он не мстит, его раздражают - он пребывает в спокойном, добродушном состоянии, его пытаются вывести из себя - он не позволяет своим эмоциям и чувствам выходить из под контроля, на его добро отзываются злом - и тут он не оскорбляется, не обижается и не требует принесения извинения.
  
   Налицо, выходит, бесхребетный человек, не умеющий ни постоять за себя, ни ответить должным образом обидчику, не умеющий поставить на место хама и грубияна?
  
   На первый взгляд может показать, что это именно так.
  
   Но ... всего лишь на первый взгляд!
  
   Если приглядеться внимательнее, то можно обнаружить некоторое противоречие.
  
  -- Во-первых, мало среди людей таких безропотных и забитых, которые хотя бы раз не огрызнулись или не встали в позу.
  -- Во-вторых, если в основе великодушия лежит сдержанность, т.е. умение держать в узде свои чувства и не давать волю настроению, то какой силой воли должен обладать тот человек, которому удается "приручить" этих резвых коней.
  -- В-третьих, натура простого человека всегда противится прощению обидчика и требует "сатисфакции", т.е. компенсации, удовлетворения. В противном случае вся наша душа негодует и жаждет крови, страдания, боли и унижения обидчика. И опять-таки мы видим несокрушимую силу здорового духа, победившего искушение отомстить.
  
   Итак, великодушный человек - это сильная духом личность, умеющая с должным пониманием относиться к слабостям других людей, прощать их незрелые поступки.
  

Реестр непорядочности

   Учитывая то обстоятельство, что непорядочность рядится в разные одежды и ее трудно распознать с первого взгляда, нужно составить реестр (список) непорядочности, который имеет место в учебной деятельности во взаимоотношениях педагога и курсанта.
  
   Непорядочными следует считать следующие дела и поступки курсанта по отношению к педагогу:
  
  -- Невежливость, нетактичность, грубость.
  -- Подлог.
  -- Наговор.
  -- Обвинение в некомпетентности.
  -- Вымогательство оценки.
  -- Неблагодарность.
  -- Заискивание и лицемерие.
  -- Ложь с целью оправдания.
  -- Использование доверительных сведений (информации) в корыстных целях.
  -- Невыполнение взятых на себя обязательств, поручений, заданий и т.п.
  -- Грубость, черствость, равнодушие к педагогам.
  
   Для понимания вреда названых деяний обратимся к высказываниям великих людей.

Что думает об этом великие?

  -- Самое тяжкое оскорбление - это то, что исходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого. (Абу-ль-Фарадж).
  --
  -- Лучше решает и осуждает тот, кто меньше вникает. (Д.Бруно)
  --
  -- Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным. (Ф.Вольтер).
  --
  -- Презрение - маска, которою прикрывается ничтожество, иногда умственное убожество; презрение есть признак недостатка доброты, ума и понимания людей (А.Додэ).
  --
  -- Неучтивость - не особый порок, а следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия долга, лености, глупости, рассеянности, высокомерия, зависти. (Ж.Лабрюйер).
  --
  -- Не питайте большогодоверия к тому, кто восхваляет все, еще меньше заслуживает доверия тот, кто все осуждает, но меньше всего - тот, кто ко всему равнодушен. (И.Лафатер).
  --
  -- Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе. (Леонардо да Винчи).
  --
  -- Оскорбление - это довод неправых. (Ж.-Ж.Руссо).
  --
  -- Давать обещания и не исполнять их означает, быть может, человека ловкого, но, конечно, нечестного. (Ж.-Ж.Руссо).
  --
  -- Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца. (С.Смайлс).
  --
  -- При первой встречи руки жмет, и льстит, и лебезит, но отвернись - уже не тот, так подлостью разит. (Абай).
  --
  -- В лести нас оскорбляет не сама похвала, а ее неискренность. (К.Гельцеций).
  --
  -- Что такое льстец? Это гибкий и снисходительный ум,который раболепно улыбается при каждом вашем взгляде, вскакивает при каждом вашем слове и рукоплещет всем вашим действиям. (Ж.Лабрюйер).
  --
  -- Иные упреки звучат как похвала, зато иные похвалы хуже злословия. (Ф.Ларошфуко).
  -- Кого уважают, тем никогда не льстят, потому что уважение чтит, лесть насмехается. (Публилий Сир).
  --
  -- Когда мы встречаем обязанного нам человека, то сейчас же вспоминаем, как он должен быть благодарным. А как часто мы сами встречаем людей, которых должны благодарить, и об этом нисколько не думаем. (И.Гете).
  --
  -- Благодарность не есть право, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость, не быть благодарным - подлость. (В.Ключевский).
  --
  -- Наша благодарность иногда бывает так велика, что, расплачиваясь с друзьями за сделанное нам добро, мы еще оставляем их у себя в долгу. (Ф.Ларошфуко).
  --
  -- Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все, что оказывали тебе одолжения. (Сенека Младший).
  --
  -- Благодарность - самая милая из добродетелей. тогда как неблагодарность - самый худший из пороков. (Т.Фуллер).
  --
  -- Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. (М.Ганди).
  --
  -- Сознается в вине только сильный. Скромен только сильный. прощает только сильный. да и смеется сильный, часто его смех - слезы. (А.Герцен).
  --
  -- Самое первое и самое главное в жизни - это стараться владеть самим собою. (В.Гумбольт).
  --
  -- Наглость - это не умышленный образ действий, а свойство характера; порок, но порок врожденный. (Ж.Лабрюйер).
  --
  -- Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собою. (Ж.Лафонтен).
  -- Сильнее всех - владеющий собою. (Сенека Младший).
  --
  -- Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности. (Г.Спенсер).
  --
  -- Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным. (Фукидид).
  --
  -- Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет свое направление с каждой переменой ветра. (С.Смайлс).
  --
  
   ЗАПОМНИМ
  
   Наивысшей степенью порядочности обладает тот человек, который не только не способен делать подлость другим, но кто даже не помышляет об этом. Порядочность - дар драгоценный, который требует не только ухода, но и упражнения.
  

Чем ценна честная тройка?

   Может ли тройка иметь большую ценность?
   Да, если она "честная".
  
   Может ли отличная оценка не иметь моральной цены и даже быть вредна?
   Да, такое может быть.
  
   Стоит, следовательно, разобраться в сути дела.
   Начнем с отличной оценки, которая может быть вредна для человека. Речь идет о незаслуженно полученном высшем балле. "Награждая" таким баллом незаслуженно, педагог обесценивает значение высшей оценки и создает у человека легкое отношение к учебе, побуждает его занизить требования к себе, приучает к мысли о том, что без напряженного труда можно заработать высший балл.
  
   Незаслуженно высокая оценка развращает обе стороны: педагога и ученика. Курсант, стремящийся малыми силами получить высший балл, прибегая к разного рода ухищрениям, в конечном, итого, обманывает самого себя.
  
   Почему так?
   Ситуация объясняется просто: представим обучение в виде цепи, где каждое звено имеет свое значение в обеспечении прочности всей цепи. Если в этой цепи будет хотя бы одно слабое звено, то именно в этом месте цепь и порвется.
  
   Русская поговорка гласит: "Где тонко, там и рвется".
  
   Данная поговорка применительна и к процессу обучения: изъяны в обучении (слабое звено) сказываются в целом на подготовке обучаемого к исполнению задач личной жизни и профессиональной деятельности.
  
   Самомнение, которое неизбежно является качеством человека с большими претензиями и недостаточной подготовкой, вскоре вступает в острое противоречие с требованиями жизни. Привыкший легко зарабатывать учебные баллы, не может получить ни одной положительной и высокой оценки жизнью. Жизнь - экзаменатор более строгий, чем добродушный или нетребовательный преподаватель. Она без сожаления и снисхождения отсеивает людей поверхностных, неглубоких, учившихся кое-как...
  
   Другое дело, когда человек не только получает заслуженную оценку (предположим, тройку), но и понимает справедливость сделанной оценки и не оставляет желания повысить уровень своей подготовки.
  
   Курсант, получивший "честную" тройку с подобным настроем - это потенциальный победитель в будущем.
  
   Почему так?
   Все объясняется просто: осознающий изъяны в собственном развитии человек неизбежно возымеет желание устранить обнаруженный недостаток. У такого человека сильная мотивация - стать лучше, добиться большего совершенства. Он понимает, что дело, в конечном итоге, не в оценках, а в том, как и насколько он развивает свои способности и дарования. Оценки, полученных на экзаменах, - это всего лишь формальные показатели успешности обучения, подлинное же развитие человека ни одна частная оценка (а таковыми являются именно все выставляемые по предметам обучения оценки) не может определить. Не дает истинного понимания успешности развития человека и диплом: он лишь фиксирует степень овладения учебной программой.
  
   Не задавались ли вы мыслью о том, почему далеко не все отличники (в школе, вузе) преуспевают в жизни?
   Ведь не редки случае, когда круглый отличник не находит своего места в самостоятельной жизни, а твердый троечник завоевывает одну вершину за другой.
   Верное объяснение тому такое.
   Липовые, "книжные" знания не вписываются в систему реальной жизни; кроме того, положивший все силы на учебу и "отключившийся" от всех других аспектов жизни, такой человек получает одностороннее и далеко не лучшее развитие. В то же время "твердый троечник", поставивший себе целью создать прочный фундамент для жизни, день за днем упрочивает эту основу и на момент выхода из военно-учебного заведения становится сильной личностью, подготовленной к борьбе с трудностями жизни, знающей свое место в ней и рассчитывающий только на свои силы и способности.
  
   ЗАПОМНИМ
  
   Итак, лучше быть честным троечником, чем зашоренным или липовым отличником. Тот, кто вложит все свои силы в борьбу за оценку, проиграет в жизненной борьбе.
  

Мудрые мысли на каждый день


   Наши предки всегда пытались напутствовать подрастающее поколение, передать им свой опыт жизни. Это находило отражение в "Поучениях" Владимира Мономаха, в таких исторических памятниках, как "Пчела", "Христианская жизнь по Добротолюбию", русских пословицах и поговорках, творениях великих людей. В этой части работы приведем мысли Иоанна Златоуста и Иоанна Лествечника о тщеславии, что порой бывает причиной непорядочности и стремления всеми способами заполучить хорошую оценку.
  
   Здесь же содержатся мысли об истинном уме и мудрости.
   Не следует пренебрегать тем, что через многие века было пронесено и не потеряло своей мудрости по сей день.
  
  

Иоанн Златоуст

  -- Невозможно тому, кто раболепствует временной славе, получить славу от Бога. Посему-то Христос и укорял иудеев, говоря: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога идет, не ищите? (Иоан.5,44).
  --
  -- Это какое-то сильное упоение; объятый страстью тщеславия, человек делается неисправим. Она, отторгая от небес душу своих пленников, пригвождает ее к земле, не позволяет ей воззреть к свету истинному, побуждает постоянно вращаться в тине, приставляя к ним владык, столь сильных, что они владеют ими, даже ничего не приказывая. Ибо тот, кто болеет этой болезнью, добровольно, хотя и никто ему не приказывает, делает все, чем только думает угодить своим владыкам.
  --
  -- Для них он одевается и в одежды нарядные, и украшает лицо, заботясь в этом случае не о себе, но об угождении другим, и выводя с собою на площадь провожатых, чтобы заслужить от других удивление, и все, что ни делает, предпринимает единственно для угождения другим.
  --
  -- Итак, если ли болезнь душевная тягостнее этой? Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему. Приведенные слова Христовы показываю всю мучительную силу этой страсти; но можно еще познать ее из следующего.
  --
  -- Если ты хочешь спросить кого-нибудь из граждан, делающих большие издержки, для чего они тратят столько золота и что значат эти расходы, то ни о чем другом от них не услышишь, как только об угождении толпе. Если ты опять спросишь, что такое толпа? Они ответят: это нечто шумливое, многомятежное, большей частью глупое, без цели носящееся туда и сюда, подобно волнам моря, составляемое часто из разнообразных и противоположных мнений. Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок, более всякого другого?
  --
  -- ... Самая страсть эта называется не славою, а тщеславием. И справедливо все древнейшие называли это тщеславием. Оно тщетно и не имеет в себе ничего блистательного и славного.
  --
  -- Откуда же, скажешь, откуда рождается эта безумная и не приносящая никакого удовольствия страсть? Ни откуда более, как от души низкой и ничтожной. Ибо человек, увлекаемый славою, не способен мыслить что-либо великое и благородное; он необходимо становится постыдным, бесчестным, ничтожным.
  --
  -- Кто ничего не делает для добродетели, а только одно имеет в виду, - чтобы понравиться людям, не стоящим никакого внимания, во всяком случае погрешительному, блуждающему их мнению, тот может ли стоить чего-нибудь?
  --
  -- Подверженный этой болезни не знает дружбы, не помнит сожительства, нисколько не хочет уважать; напротив, все доброе извергши из души, становится непостоянный, неспособный к любви, против всех вооружается.
  --
  -- Итак, вострезвимся, возлюбленные, отложим эту порочную одежду, разорвем, рассечем ее, сделаемся когда-нибудь свободными истинною свободою, и усвоим себе чувство достоинства, данного нам от Бога. Будем презирать славу в толпе.
  --
  

Иоанн Лествечник

  -- Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель духовного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани...
  --
  -- Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому множество язв, а дверь второму изобилие трудов.
  --
  -- Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславие до самого гроба украшается одеждами, благовоньями, многочисленной прислугой, ароматами и тому подобным.
  --
  -- Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям.
  --
  -- Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен.
  
  

Мысли об уме и мудрости

  -- Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей (Аристотель).
  --
  -- Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет (В.Белинский).
  --
  -- Немногие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления (К.Боуви).
  --
  -- Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять (Д.Бруно).
  --
  -- Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, - это гармония идей с жизнью (И.Гончаров).
  --
  -- Умный человек делает сразу то, что глупец с опозданием (Б.Грасиан).
  --
  -- У большинства людей ум остается запущенной почвой почти в течение всей жизни(Э.Делакруа).
  --
  -- Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует (Демокрит).
  --
  -- Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет (Демокрит).
  --
  -- Мудр не тот, кто думает, что все знает, а тот, кто понимает, что знает мало (Клаудиус).
  --
  -- Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый (Конфуций).
  --
  -- Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться (Ф.Ларошфуко).
  --
  -- Умный человек - сосуд, мудрец - источник (У.Олджер).
  --
  -- Чем умнее человек, тем больше своеобычности он находит во всяком, с общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо (Б.Паскаль).
  --
  -- Высшая мудрость заключается не в самоотречении, а в умении находить удовольствия в самых малых вещах (Д.Рескин).
  --
  -- Мудр тот, кто знает не многое, а нужное (Эсхил).
  --

Краткие биографические справки

  -- Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904) - казахский поэт.
  -- Абу-ль-Фарадж (897-967) - арабский поэт и ученый.
  -- Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий ученый-энциклопедист.
  -- Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) - русский литературный критик, публицист.
  -- Боуви Кристиан Нестел (1820-1904) - американский писатель-сатирик.
  -- Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ и поэт.
  -- Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - французский писатель, философ, историк.
  -- Ганди Мохандас Карамчанд (1869-1948) - индийский национальный деятель.
  -- Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) - французский философ.
  -- Герцен Александр Иванович (1812-1870) - русский писатель.
  -- Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) - немецкий философ и поэт.
  -- Гончаров Иван Александрович (1812-1891) - русский писатель.
  -- Грассиан-и-Моралес Бальтасар (1601-1658) - испанский псиатель и философ.
  -- Гумбольт Вильгельм (1767-1835) - немецкий философ.
  -- Делакруа Фердинанд Виктор Эжен (1798-1803) - французский живописец.
  -- Демокрит (ок.460-370 до н.э.) - древнегреческий философ.
  -- Додэ Альфонс (1840-1897) - французский писатель.
  -- Клаудиус Маттиас (1740-1815) - немецкий поэт.
  -- Ключеский Василий Осипович (1841-1911) - русский историк.
  -- Конфуций (Кун-цзы) (ок.551-479 до н.э.) - древнекитайский мыслитель.
  -- Лабрюйер Жан де (1645-1696) - французский мыслитель.
  -- Ларошфуко Франсуа де (1613-1680) - французский писатель.
  -- Лафотен Жан де (1621-1695) - французский поэт.
  -- Олджер Уильям Рансвил (1822-1905) - американский писатель.
  -- Паскаль Блез (1623-1662) - французский ученый.
  -- Публилий Сир (1 в. до н.э.) -древнеримский поэт.
  -- Рескин Джон (1819-1900) - английский писатель.
  -- Руссо Жан-Жак (1712-1778) - французский философ.
  -- Сенека (Младший) Луций Анней (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.) - римский писатель.
  -- Смайлс Самюэль (1816-1903) - английский писатель.
  -- Спенсер Герберт (1820-1903) - английский писатель, социолог и психолог.
  -- Фукидид (ок. 460 ок. 400 до н.э.) -древнегреческий писатель.
  -- Фуллер Томас (1608-1661) - английский богослов, историк.
  -- Эсхил (ок. 525 - 456 до н.э.) -древнегреческий поэт.
  
  

Не воздавайте зло за зло, или ругательством за ругательство;

напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

Первое собрание посланий Св. Ап. Петра

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Жемчужины мысли / Сост. А.А. Жадан. - Минск. - 1987.- с.191-193, 226-229, 230-240.
   Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - Том 1.- М., 1993. с.87-91.
   Иоанн Лествечник. Лествица. -М. 1898.- с. 143-149
  
   ...
  

Исторические памятки

  -- Вавилонская башня - была построена потомками Ноя в долине Сеннаарской. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства, вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку на долине Сеннаарской камней, строители делали из глины и обжигали кирпичи, вместо же извести употребляли земляную смолу. Господь смешал язык их, так что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие разными языками. Город прозван Вавилоном, т.е. смешением. Высота и объем башни, по первоначальным дошедшим до нас рисункам, были поистине громадны. Хронологи вычисляют, что потомки Ноя должны были употребить три года только на одно собрание материалов и не менее двадцати двух лет на постройку самой башни. По одному древнему преданию, кирпичи или, как вернее можно назвать их, плиты, употребленные для постройки башни имели каждая по 20-ти англ. фут. в длину, 15-ти в ширину и 7-ми в толщину.
  
  -- Валтасар - сын последнего царя Вавилонии Набонида. Погиб в 539 г. до Р.Х. при взятии Вавилона персами. Содержащиеся в Библии описание пира Валтасара ("вал­тасаров пир") и пророчество о его гибели (появившиеся во время мира на стене слова "мене, текел, перес") получили отражение в искусстве.
  
  -- Вандалы - германское племя, перво­начально жившее по среднему течению Одера и делившееся на две части: асдингов и силингов. Позднее они при­надлежали к готскому союзу и прини­мали участие в набегах готов на Рим­скую империю. Вандалы, вторгшиеся в 277 г. в Галлию, были побеждены им­ператором Пробом и переселены в Бри­танию, а другая их часть перешла в Силезию, Моравию и Паннонию. В 407 г. главная часть вандалов переправилась через Рейн и через Галлию, перешла в Испанию, где она заняла среднюю к южную часть полуострова. В 428г. вандалы под предводительством Гейзериха, пробились к югу, а в 429 г. переправились в Африку, покорили Рим­скую Африку и образовали там сильную морскую державу. В 455 г. вандалы взяли и разграбили Рим, а в 468 г. уни­чтожили большой римский флот. После смерти Гейзерита в 477 г. государство вандалов постепенно слабеет, и, нако­нец, в 534 г. римский полководец Велизарий взял в плен последнего короля вандалов Гелимера и вернул Северную Африку Римской империи, уничтожив государство вандалов.
  
  -- Варвары - этим именем древние греки называли все племена не греческого происхождения, включая сюда скифов, персов и др. По преданию, самой природой грек назначен был царствовать над варварами.
  
  -- ВАХТПАРАД -- развод караулов в русской армии, введенный при Павле I (1796 -- 1801 гг.) в подражание прусским порядкам. Включал ежедневные многочасовые смотры заступающих на смену караулов, учения на плацу, церемониальные марши и т.д. Этот сложный цере­мониал был отменен в 1819 г.
  
  -- Вдова - под сим словом обыкновенно разумеется женщина, лишившаяся своего мужа. Более чем за 200 лет до законодательства Моисеева, вдовы, оставшиеся по смерти своих мужей бездетными, имели право выходить замуж за младшего неженатого брата покойного мужа с тем, чтобы он восстановил семя почившему. Впрочем, вдовы царей могли оставаться в состоянии вдовства и признавались собственностью, хотя и не всегда, жен его преемника, и просить ту или другую из них себе в жены значило явно заявлять свои притязания на престол царский. Постановления закона касательно вдов были почти одинаковы с постановлениями о бедных и неимущих вообще; они предоставлялись попечению частию родственников, частию всего общества; имели долю в жертвах и десятинах; им предоставлялись снопы, забытые в поле во время жатвы, остатки на деревьях маслин и винограда, запрещалось брать у вдов в залог одежду, дети вдовы не могли делаться рабами и нести рабскую работу. С особенною силою внушалось в законе не обижать вдов. В апостольской церкви вдовы содержались на общественный счет, и пособие выдавалось им ежедневно, под наблюдением особенных лиц, каковы были, например, диаконисы.
  
  -- Вегеций (Vegetius) Флавий (кон. 4 -нач. 5 вв) - древнеримский писатель, писавший о военном деле. Жил в конце IV в., при Валентиниане II. Самое значительное из его сочинений носит название "О военном деле пять книг" и составлено на основании тру­дов Катона Цензора, Корнелия Целься, Фронтина и Патерна и постановлений императоров Августа, Траяна и Адриана. Известный писатель, австрийский фельдмаршал принц де Линь, отзывался о труде Вегеция так: "божеству, говорит Вегеций, принадлежит идея легиона, а я нахожу, что божество вдохновляло Вегеция". У Вегеция нет глубины философского и психологического анализа, которым отличались греческие писатели, особенно Ксенофонт. Но у него встречается целый ряд мыслей, вызывающих на размышление и ставших впоследствии общими местами: следует ли строить "золотой мост" неприятелю, - не доводя его до отчаяния, предоставлять ему путь отступления; благоразумно ли искать решения в сражении, что связано с риском, и не лучше ли одолеть неприятеля хитростью и мелкими булавочными уколами; не следует выводить в полевой бой недостаточно обученных новобранцев; не легко будет разбит тот вождь, который умеет правильно оценить свои и неприятельские силы; неожиданность, внезапность вызывает у противника страх и панику; кто не заботится о содержании своих войск, будет и без боя побежден.
  
  -- Везувий, гора в Кампании: жестокая битва римлян с латинами, 340 до Р.Х.; победа над римскими восками восставших рабов, 73 до Р.Х..
  
  -- Вейи, этрусск. город, война с Ромулом, 737 до Р.Х.; война с Анком Марцием, 618 до Р.Х.; новая война с Римом, 437 до Р.Х.; 10-летняя осада римлянами, 406-396 до Р.Х.
  
  -- Веледа - пророчица; Тацит пишет, что при Веспасиане (69 - 79 н.э.) в Гер­мании жила пророчица Веледа, которая весьма почиталась среди германцев и считалась ими богиней. Веледа принад­лежала к племени бруктеров и играла некоторую политическую роль во время восстания Юлия Цивилия (69 - 71 н.э.).
  
  -- Велизарий (505 - 565 н.э.) - визан­тийский полководец при императоре Юстиниане I. За свои победы над персами (528 - 532) был назначен главно­командующим римскими войсками на Востоке. Спас Юстиниану жизнь и ко­рону во время мятежа Ники в Констан­тинополе. Разбил вандалов в Африке (534), успешно воевал против вестготов в Италии (536 - 540) и вторично против персов (541). В 548г. был отозван в Константинополь, а в 549 г. разбил болгар.
  
  
  


Оценка: 9.00*8  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015