ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Пороки - величайшее зло

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:


  

Пороки - величайшее зло

 []

Дом бояр Романовых.

Москва

ПОРОКИ

  
   Два главнейших дела есть в настоящей жизни: одно - величайшее добро, а другое - величайшее зло.
  
   Первое, как верховное благо, возводит человека на Небеса, а другое, как крайнее зло, низводит его в преисподнюю.
   Первое - истина, а второе - ложь; первое - великое упокоение, второе - безмерная скорбь. Первое - верх разумности, второе - край безумия. Первое родственно и свойственно человеку, второе враждебно и чуждо. Первое - вся прямота, второе - вся искривленность. Первое - радость и веселие, второе - печаль и томление.
  
   Следует ли умножать печаль и томление?
  

Гордость

  
   "Что и говорить о презорстве и гордости, - взывает Нил Сорский, скорбя. - Имена у них различны, а, в сущности, они - одно и то же суть: и гордыня, и презорство, и высокосердие, и кичение; и все они преокаянны, как говорит Писание:
  
   Бог гордым противится; и: мерзость есть пред Господом всяк высокосердый (Притч. 3, 34; 16, 5), и нечист именуется. Кто поработил себя страсти этой (гордости), тот сам и бес и враг (ратник), - тот в себе самом носит скорую гибель.
  
   Да боимся и страшимся убо гордыни; да отреваем ее от себя всевозможно, всегда памятуя, что без помощи Божией никакое добро не может быть сделано, и что ежели оставлены будем от Бога, то по подобию того, как лист колеблется или как прах возметается от ветра, так и мы будем от диавола смятены и поруганы, соделаемся предметом плача человеков. Уразумев сие, всемерно потщимся проходить жизнь нашу во смирении".
  
   Священномученик Киприан писал: "...строптивый ум не имеет в себе мира, и посевающее раздор вероломство не держится единства".
  
   Любовь и смирение ищут единства.
   Гордость противоставит себя другим; гордость обособляет человека, сужает его жизнь, замыкает его в круг собственного "эго".
   Среди гордых - соперничество, а не единство.
   Если они объединяются, то лишь для борьбы с кем-либо, а затем вчерашние союзники начинают враждовать между собой.

тщеславие

   Невозможно тому, кто раболепствует временной славе, получить славу от Бога. Посему-то Христос и укорял Иудеев, говоря: как вы можете веровать, когда друг от друга принимате славу, и славы, которая от единого Бога, не ищете? (Иоан. 5, 44).
  
   Это какое-то сильное упоение; объятый страстию тщеславия, человек делается неисправим. Она, отторгая от небес душу своих пленников, пригвождает ее к земле, не позволяет ей воззреть к свету истинному, побуждает постоянно вращаться в тине, приставляя к ним владык, столь сильных, что они владеют ими, даже ничего не приказывая.
  
   Ибо тот, кто болен этою болезнию, добровольно, хотя и никто ему не приказывает, делает все, чем только думает угодить своим владыкам.
   Для них он одевается и в одежды нарядные, и украшает лицо, заботясь в этом случае не о себе, но об угождении другим, и выводит с собою на площадь провожатых, чтобы заслужить от других удивление, и все, что ни делает, предпринимает единственно для угождения другим.
   Итак, есть ли болезнь душевная тягостнее этой?
   Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему.

Иоанн Златоуст

 []

  

Приготовление места для венчания царя в Успенском соборе.

Миниатюра из "Царственной книги". 16 в.

  

САМООПРАВДАНИЕ

  
   "Самодовольство и самооправдание - это самая пагубная прелесть, в которой враг успевает задерживать очень многих и не совсем худых людей. Прелесть сия ноги подкашивает и останавливает шествие.
  
   Кто чувствует себя праведным, тому какая нужда много беспокоиться и искать милости?
   Цель достигнута, - праведен человек; что и трудиться?
   Остается только посматривать кругом, себя высить, а других уничи­жать".
  
  

САМОЖАЛЕНИЕ

  
   ...Саможаление ... опасно и пагубно.
   Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то то худо.
   Тут видно лукавство пред самим собой - самое злое из всех лукавств.
  
   Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко, почитая случаи уступки ему неважными действиями.
   Тут у вас большая ошибка.
   Случаи саможаления точно бывают самые ничтожные, но не ничтожно присутствие в душе этого саможаления.
  
   Ибо что оно значит?
   Значит, что самоугодие у нас с вами сильнее Богоугождения. Положи мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения спасительной жизни и угодным потому Богу, а потом отказываемся от этого не по чему другому, как потому, что этот отказ приятнее нам, телу или душе.
   Значит, в этот раз мы переходим от Богоугождения к самоугодию.
   Совесть видит нашу неправость и беспокоит.
   Она права.
   Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз.

зависть

  
   Великое зло - зависть.
  
   Она ослепляет душевные очи вопреки собственной пользе самого одержимого ею. Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имеет в виду только одно - вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение.
  
   Они хуже диких зверей; ибо звери нападают на нас, имеет недостаток в пище, или быв наперед нами самими раздражены; а те, и быв облагодетельствованы, часто поступают с благодетелями, как с врагами. Так они хуже диких зверей и подобны бесам, а может быть и хуже.
   <...>
  
   Но завистливые не уважают и единства природы, да не щадят и самих себя: ибо прежде, чем повредят тому, кому завидуют, они мучат собственные свои души, наполняя их напрасно и без нужды всяким беспокойством и недовольством.
  
   В самом деле, для чего ты скорбишь видя благополучие ближнего?
   Скорбеть, конечно, следует нам, когда мы сами терпим зло, а не тогда. когда видим благополучие других. Посему грех этот не может иметь никакого прощения.
   Блудник еще может указать на похоть, вор на бедность, человекоубийца на раздражительность; хотя и эти извинения пусты и неосновательны, но все еще могут иметь вид оправдания.
   А ты какую представишь причину - скажи?
   Совершенно никакой, кроме одной крайней злобы.
   <...>
   Посему исторгнем ее от себя с корнем, представляя себе то, что, как мы оскорбляем Бога, завидуя чужому добру, так благоугождаем Ему, сорадуясь другим, и себя делаем участниками благ, уготованных людям добродетельным.
  

 []

Степана и Фрола Разиных везут на казнь.

Гравюра из английского издания. 1672 г.

  

неблагодарность

  
   Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за все дарованное, чтобы за это дать нам еще большее воздаяние. Святитель Иоанн Златоуст.
  
   Помните ли, что пища, которую едите, питие, которое пьете, одежда, которою одеваетесь, дома, в которых живете, скот, который вам служит, огонь, согревающий вас, вода, омывающая и прохлаждающая вас, воздух, сохраняющий вашу жизнь, земля, на которой живете, трава, злаки, служащие нуждам вашим, солнце, луна, звезды, просвещающие вас, и все прочее Божие? "Господня земля и что наполняет ее" (Пс. 23, 1).
  
   Вкушаете блага Божии, но помните ли благого Бога?
   Насыщаетесь благодеяниями, но благодарите ли и почитаете ли Благодетеля?
   Не видите Его?
   Но видите дары Его!
  
   Благодарить же должны не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении, когда нам помогает попутный ветер. Но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности. Святитель Иоанн Златоуст.

злорадство

  
   Греховные раны, будучи оставляемы в пренебрежении, делаются больше, и не ранами только ограничиваются эти болезни и немощи, а рождают бессмертную смерть, тогда как, будучи исторгаемы в начале и когда еще малы, они не сделаются и великими.
  
   Смотри: кто старается не обижать, тот не будет ссориться; кто не знает ссор, тот будет сохранять дружбу; кто сохраняет дружбу, тот не будет иметь врагов; кто не имеет врагов и питает любовь, тот исполнит всякую добродетель.
  
   Не будем же пренебрегать началом зол, чтобы они не возрасли больше.

ЗЛОСЛОВИЕ

  

Злословие - склонность отзываться обо всех зло, язвительно.

Теофраст.

  
   Если ... ты скажешь оскорбительное слово, если огорчишь брата, то огорчишь не его, а оскорбишь Духа Святого. ... Пусть эти слова, как печать, лежит на твоих устах; не уничтожай этих знаков.
  
   Уста, запечатленные Духом, ничего непристойного не изрекают.
   <...>
  
   Бог сильно желает, чтобы родители были почитаемы детьми; и делающих это награждает великими благами и дарами, а преступающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастиями.
  
   Кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти (Исх.21,17).
  
   А почитающим их вот что Бог говорит: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле ( Исх. 20,16). <...>
   Будем знать по крайней мере, что злословие есть грех. Ибо если это будем знать, то скоро отстанем от него.
  

 []

Взятие Астрахани войсками Степана Разина.

Гравюра из книги Яна Ситейса "Три путешествия". Амстердам, 1676 г.

СЛОВОБЛУДИЕ, ФАРИСЕЙСТВО

  
   Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом?
  
   "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру" (Матф. 23, 23). Лицемерный нрав людям досаден, Богу противен, христианству непристоен. Господь укоряет фарисеев не за внешние порядки и правила поведения, а за пристрастие к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что есть на сердце (Матф. 7, 1-8).
  
   "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Матф. 12, 36). Если за слово праздное - тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, оскорбительное дадут ответ. Поэтому так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: "Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев" (Иак. 1, 19)
  

ЭГОИЗМ

  
   У людей с эгоистическими убеждениями, число которых в слу­жебном мире громадно, окончательно утрачена самая вера в необхо­димость, возможность и пользу каких бы то ни было общественных убеждений и даже способность к ним, но зато тем сосредоточеннее и сильнее выработалось в них антиобщественное убеждение, кото­рое можно выразить двумя словами: "Хорошо то, что мне выгодно".
  
   Себялюбие ставит себя, как идола, на место Бога. Самолюбивый хочет быть любимым и другими, а других не любит и не хочет любить. Сам хочет всякое добро иметь и всякого зла и злополучия избежать, а о прочих нерадит. Если и делает кому добро, однако не даром, но ради своей корысти...
  
   "Злейший враг доблести офицерского сословия, - говорит фон-дер Гольц, - есть бесспорно эгоизм".
   "Горе той армии, где карьеризм и эгоизм безнаказанно царят среди вождей, где большинство генералов думает лишь о своем благополучии, служит из-за наград и отличий, ведет лишь свою линию, справляясь по книжке старшинства и кандидатскому списку".
  

ЗЛОНРАВИЕ И ПОДЛОСТЬ

  
   Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя. Анахарсис.
   Злонравие есть понимание всего в другую сторону (Аристотель).
  
   Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть величайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы. Ф. Достоевский.
  
   Злые люди походят на мух, которые ползают по человеческому телу и останавливаются только на его язвах. Ж. Лабрюйер.
  
   Опыт говорит нам, что попустительство и снисходительность к себе и беспощадность к другим - две стороны одного и того же греха. Ж. Лабрюйер.
  
   Тот, кто сеет зло, - пожинает раскаяние. Саади.
  

 []

Герб дворянского рода Пушкиных

несправедливость

  
   "Несправедливым называют как нарушающего закон, так и берущего лишнее с других и человека, не равно относящегося к другим людям". Аристотель.
  
   Самое понятие о власти неразрывно связано с понятием о справедливости, которая есть в то же время необходимый атрибут всякой нравственной силы.
  
   Больше всего армия страдает от отсутствия в ней строгой справедливости - и это громадное зло систематически, медленно и верно губит и развращает ее, заставляет опускать руки у самых деятельных, способных и энергичных, гонит офицеров из строя, развивает подслуживание, протекционизм, вносит в ее могучий организм худосочие.
  
   Интересно послание Николая I - И.Ф. Паскевичу:
  
   "Не надо угнетать и быть несправедливу. Прощать - великодушно; притеснять же без причины - неблагородно. Да укрась Вас и последняя слава - скромность. Воздайте Богу и оставьте Нам славить Вас и дела Ваши".
  
   Однако, надо понимать, что "...справедливость не только не требует уравнения, а наоборот: она требует жизненно-верного, предмет­ного неравенства. Надо обходиться с людьми не так, как если бы они были одинаковыми от природы, но так, как этого требуют их действительные свойства, качества, и дела, - и это будет справедливо. Надо предоставлять хорошим людям (честным, умным, талантливым, Бескорыстным) больше прав и творческих возможностей, нежели плохим (бесчестным, глупым, бездарным, жадным), - и это будет справедливо. Надо возлагать на людей различные обязанности и бремена: на сильных, богатых, здоро­вых - большие, а на слабых, больных, бедных - меньшие - и это будет справедливо. Если два человека совершат по видимости одно и то же преступление, но один совершит его по злобе, а другой по легкомыслию, то справедливость потребует для них не одинакового, а различного наказания. И так во всем".

СРЕБРОЛЮБИЕ

  
   Многие из сребролюбия не только прервали свое благочестивое житие, но и, в вере погрешив, душою и телом погибли, как явствует из святых Писаний.
   Собирающий злато и серебро, и уповающий на него, обнаруживает сим свое неверие в ту истину, что Бог печется о нем, сказали Отцы.
   И то еще говорится в их писаниях, что если кто порабощен гордостию или сребролюбием, то по тому самому, что та или другая из сих страстей господствует в нем, бес уже не борет его иною какою-либо страстию: для него и та одна достаточна для его гибели. Посему всячески надлежит ограждать себя от столь гибельной страсти, прося Господа Бога, - да отженет от нас дух сребролюбия".

Нил Сорский.

 []

Пушечный двор.

Картина художника А. Васнецова

  

неверность (клятвоотступничество)

  
   Не клясться - значит и не требовать клятвы.
  
   Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошаюший или стоит в истине, или, напротив того, лжет. Если человеку обычно стоять в истине, то, без сомнения, он и до клятвы говорит истину. А если он лжец, то лжет и поклявшись. Преподобный Исидор Пелусиот.
  
   Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющей в слове... Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы. Святитель Григорий Богослов.
  
   Напишите в сердцах ваших, что скажу вам.
   Тот, кто принудил другого к клятве, зная, что он поклянется ложно, хуже человекоубийцы. Ибо человекоубийца убивает тело, а тот душу, даже две души - и того, кого принудил клясться, и свою.
   Ты уверен в истине того, что утверждаешь, в ложности того, что говорит другой, и так принуждаешь его клясться?
   Вот он клянется, вот согрешает ложной клятвой, вот погибает - какая тебе от того польза?
   Нет, ты и сам погиб, потому что захотел удовлетворить себя погибелью брата. Берегитесь ложной клятвы, берегитесь и клятвы безрассудной. А лучше всего избежите и того и другого зла, если удалите от себя привычку клясться. Блаженный Августин.
  

ЛУКАВСТВО

  
   Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел.
   Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает... вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит.
  
   Виды его:
  
  -- Двоедушие. Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений.
  -- Лицемерие. Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного.
  -- Человекоугодие. Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости. Святитель Василий Великий
  

лживость

  
  
   "Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7); то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?"
  
   Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: "Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?". Святитель Иоанн Златоуст.
   Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного. Авва Фалассий.
  
   Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о "сынах человеческих", "у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч" (Пс. 56, 5).
  

 []

Солдат Семеновского полка.

Кон. 17 в.

  

расточительность

  
   "...Расточительный человек слишком много издерживает и слишком мало приобретает". Аристотель.
  
   Иной терпит недостаток в старости, потому что в юности не довольно сберегал или расточал свое имещество. "Ты худо обедаешь, потому что слишком хорошо позавтракал", - сказал один древний мудрец. Прот. И. Толмачев.
  
   Крайности всегда порочны, ибо исходят от человека; равновесие всегда справедливо, ибо исходит от Бога. Ж. Лабрюйер
  

ЧРЕВОУГОДИЕ

  
   Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: "мало!", будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: "алчу!" Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно произнекает другою.
   <...>
   Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом. Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева - виновник чистоты. Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость.
  
   Пьянство - это разновидность чревоугодия. Святой отец (Иоанн Златоуст) учит:
  
   Не вино худо, но злоупотребление им.
   А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и, что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе Писание, когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая, еще прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно.
   Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино и вострепещи.
   При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения. Не вино, а пьянство - дурное дело. Оно может притупить чувства и помрачить разум. Будем воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но: будем воздер­живаться от пьянства: не от вина происходит пьянство ...

БЛУДЛИВОСТЬ

  
   Творцом вложена в дух человека сильнейшая способность - любить, стремиться к прекраснейшему, красивейшему, совершеннейшему, не останавливаться на себе самом, не замыкаться в себе, но всеми силами своего существа тянуться, жаждать соединения с высшим себя, с лучшим, с самым прекрасным.
  
   Именно сила любви, жажда соединения с Высшим Существом, с вечной Красотой и Совершенством и есть жизнь души, ее главный центр.
   Именно эта потребность тревожит непрестанно дух человеческий, живит, томит, заставляет жаждать, вожделевать и искать, и она-то и доводит ищущего правильно до высшей Любви, высшего Блаженства, до причастия высшей Красоте, приобщения к Самому Благому - к Богу. И именно потому враг Божий и коварный обольститель человеков - диавол - эту главную струю духовной нашей энергии усиленно старается похитить, исказить, осквернить, направить по ложному пути - на совершение самого гнусного, уродливого.
   Получает он нас небесный дар закопать в землю, жажду жизни подменяет вожделением тлена, стремление к вечному блаженству обращает в желание сиюминутного удовольствия.
  

 []

Гренадер Преображенского полка.

Кон. 17 в.

  

бЕЗРАЗЛИЧИЕ (НЕЧУВСТВЕННОСТЬ)

  
   "Я полагал, что у вас постоянное охлаждение... или сухость и нечувствие. Но этого у вас нет, а есть то, что со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшие о духовной жизни поминают.
   Святой Марк подвижник трех такого рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие.
  
"Какое-то параличное состояние всех сил душевных". В кратких молитовках не забыл их и святой Златоуст: "Избави мя от неведения, забвения, уныния (это разленение с нерадением) и окамененного нечувствия". Феофан Затворник.
  

БЕСПЕЧНОСТЬ

  
   Не будем, возлюбленные, предаваться усыплению и нерадению о своем спасевии: невозможно, совершенно невозможно беспечным сподобиться царствия небесного, равно и преданным!, роскоши и невоздержанию.
   Скорее, изнуряя и измождая свое тело, и перенося бесчисленные труды, мы можем получить небесные блага.
   Разве вы не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен челоиек к злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети?
   Для чего же мы навлекаем на себя столько забот, кроме необходимых, причиняем себе так много беспокойств, и возлагаем на себя столь великия бремена?
   Разве не довольно наших забот о чреве, об одежде и о доме?
   Разве не довольно попечений о вещах необходимых?

Иоанн Златоуст.

  
   Посему, увещеваю, прошу и, касаясь колен ваших, умоляю: пока есть краткий срок жизни, примите с сокрушением слова мои, обратитесь, исправьтесь, дабы там, по смерти, подобно богатому, нам не плакать бесполезно и не скорбеть безнадежно.

Иоанн Златоуст

    []

Почаевскам икона Божией Матери

1675 г.

ПАМЯТОЗЛОБИЕ

   Но есть еще и другой вид неистовства, еще худший.
   Какой?
   Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Ибо самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем.
  
   Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенный душой, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя разгорячаясь. Ибо точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень. не давая успокоиться душе своей, постоянно свирепее, подобно дикому зверю, и содержа ум свой в тревоге и смятении.
  
   Что хуже этого неистовства, - всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться? Ибо таковы души злопамятных. Они. как скоро увидят того, кому хотят отомстить, тотчас же выходят из себя; услышат ли голос его, падают и дрожат; лежат ли на постели, придумывают тысячи мучений, как бы поразить и растерзать своего врага; а если при этом увидят его благоденствующим, о, какое для них наказание!
  
   Прости же другому проступок его и избавь себя от мучения. Для чего ты мучишь себя беспрестанно, желая поразить и наказать его однажды? Для чего причиняешь самому себе болезнь изнурительную? Для чего продолжаешь гнев свой, когда он готов прекратиться? Да не продолжится гнев наш даже до вечера, говорит Павел (Еф. 4, 26); ибо он, как бы какая тля и моль, подъедает корень нашей души. Для чего удерживаешь внутри себя дикого зверя?
  
   Лучше положить змею или ехидну на сердце, нежели гнев и памятозлобие; от тех скоро можно было бы освободиться, а этот остается постоянно, вонзая свои зубы, впуская свой яд, возбуждая злые помыслы. Иоанн Златоуст.
  

скупость

   Скупой не похож ли на больного горячкою, который томится самою жестокою жаждою, хотя и может черпать воду из источников? Иоанн Златоуст.
   В колодцах, чрез вычерпывание вода делается лучшею; а если колодцы запущены, то вода в них загнивает; и застой богатства бесполезен; а движение его и перехождение из рук в руки общеполезно и плодоносно. Св. Вавилий Великий.
   У скупого одно натвержено слово: "нет у меня; не дам, потому что сам беден". Действительно, ты беден и скуден всяким добром; беден ты любовью, беден человеколюбием, беден верою в Бога, беден вечным упованием. Василий Великий.
  

лень

  
   Лень, держа владычественный ум, охватывает как плющ, всю душу и плоть, и все естество наше делает ленивым, расслабленным, как бы параличом разбитым.

ПРАЗДНОЛЮБИЕ

  
   "...Премудрый, показывая, что праздность научила всякому злу, и беседуя о слугах, говорит: вложи его в дело, да не празден будет (Сир. 33, 28). Ибо, что узда для коня, то работа для нашей природы. Если бы праздность была добром, то все произращала бы земля незасеянная и невоздланная; но она не производит ничего такого. ... Для чего нам и даны руки, чтобы мы и себе помогали, и увечным по телу доставляли, по возможности, все необходимое из нашего имущества...
  
   Ибо не в том только зло, что тогда, как надлежало бы питаться собственными средствами и собственными трудами, они беспокоят дома других, но что они и сами становятся хуже всех. Нет, подлинно нет ничего в мире, что не портилось бы от бездействия. ...
  
   Вообще сказать, всякое существо от бездействия портится, а от свойственной ему деятельности становится полезнейшим.
  
   Итак, зная все это, сколько вреда от праздности и сколько пользы от деятельности, будем первой избегать, а последней держаться...
  

 []

Церковь Покрова на Нерли.

1165 г.

изнеженность

  
   Изнеженность - явление, противное природе человека, существа деятельного, энергичного и потому призванного быть закаленным.
  
   Еще в Спарте, Ликург обратил свое внимание на необходимость закалки не только юношей, но и девушек. "Девушки долж­ны были для укрепления тела бегать, бороться, бро­сать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, что­бы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко бла­годаря крепости своего тела. Он запретил им бало­вать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессии без платья и пля­сать и петь на некоторых праздниках в присутствии и на виду у молодых людей".
  
   На Руси также много внимания уделяли физической закалке детей.
   Так, согласно сказанию Нестора, особое внимание уделялось бане, бывшей первой потребностью русских, школой удивительной закалки.
   Начинали парить в бане и купать в холодной воде сразу после рождения. И так - каждый день в течение нескольких недель. Затем - при каждом нездоровье и даже каждом крике. ...
   Русские ребятишки сызмальства бегали в одних рубашках, без шапки, босиком по снегу в трескучие морозы.
   Лет в 12-13 мальчик ездил зимой с отцом за сеном или в лес по дрова. Лет в 15-16 отправлялся работать уже один.
   Много слез лил ребенок, пока проходил всю эту суровую практическую школу.
   Много раз обжигали его и мороз, и жгучее солнце.
   Много раз он недоедал, недосыпал: ведь жили бедно, мальчику восьми лет давали спать не больше семи часов в сутки.
  
   Зато, когда он заканчивал эту школу, для него почти не оставалось никаких житейских трудностей.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Из "Предания о жительстве скитском" преподобного отца нашего аввы Нила Сорского.
   Из книги священномученника Киприана Карфагенского "Книга о единстве церкви".
   Иоанн Златоуст. Собрание поучений. Книга первая. - М.,1993. - С. 87-88
   О покаянии, причащении святых Христовых таинств и исправлении жизни: слова преосвященного Феофана во святую четыре десятницу и приготовительные к ней недели. Изд. 6е. - М., 1909. - С.18.
   См.: Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. Избранные поучения.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С.36-38.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга вторая. - М.,1993. - С. 436.
   Теофраст. Характеристики. - В кн.: Парадоксы души. - Симферополь, 1998. - С.32.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. - С.52, 70, 54.
   Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола. - В кн.: Ушинский К.Д. Пед. соч. в 6 т. Т.1. - М., 1988. - С. 326, 328.
   См.: Воронецкий В. О воспитании офицера // Изборник газеты "Русский Инвалид". - 1905.- сентябрь.
   Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ). - Вильна, 1909.
   См. Жемчужины мысли. Сост. А.А.Жадан. - Минск, 1987.- с.178-180.
   Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск, 1998. - С. 250.
   См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ. - Варшава, 1908.
   Зло нашей армии // Разведчик. - 1909. - N 955. - С. 99 - 101
   См.: Деникин А. И. Путь русского офицера. - М., 1990.
   Ильин И.А. О грядущей России. - М., б.г. - с.65.
   Иоанн Лествечник. Лествица. - Изд. Свято-Троице Сергиевой Лавры, 1898. - С.101.
   См.: Аристотель. Указ. соч. - С.179.
   Ж. Лабрюйер. Характеры, или Нравы нынешнего века. - В кн.: Парадоксы души. - Симферополь, 1998. - С.41.
   Иоанн Лествечник. Указ. соч. - С. 106, 107.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С. 201.
   См.: Архимандрит Лазарь. В пещи Вавилонской. О грехе блуда. - Тбилиси, 1998.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С. 241..
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С.242
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга вторая. - М.,1993. - С.287-288.
   Цветник духовный... Ч.2. - С.124-125.
   Основные понятия о нравственности, праве и общежитии... С.27.
   Христианская жизнь по Добротолюбию: Избранные места из творений святых Отцов и Учителей Церкви. - Харбин, 1930. - С. 109.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С.33, 34, 35.
   См.: Плутарх. Ликург. - В кн.: Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. - т. I. - с. 91-124.
   См.: Иванченко В. Тайны русского закала. - М., Молодая гвардия, 1991.
  

 []

Освящение деревянной церкви Спаса и строительство каменного

Спасского собора в Московском Кремле.

Миниатюра из Лицевого свода.

16 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  -- Маврикий - византийский император, родившийся в 539 г. в Каппадокии. Успешно защищал империю от персов и аваров. В 602 г. разразилось восста­ние в армии, посланной против аваров. Императором был провозглашен Фока, а Маврикий принужден был бежать, но был настигнут, возвращен в Константи­нополь и казнен. Маврикию приписывают создание "Стратегикона", в котором был обобщен боевой опыт армии Восточной Римской империи VI века. По сравнению с Сунь-цзы, Ксенофонтом и Вегецием, он затрагивал новые темы: на первый план выдвигались вопросы маневра в период подготовки боя, в ходе его и в период преследования против­ника. Большое внимание в трактате уделялось вопросам орга­низации боя и взаимодействия составных частей боевого по­рядка, обеспечению флангов и питанию боя из глубины. Этим было положено начало разработки тактики в собственном смысле слова. Организационные формы подчинялись тактиче­ским требованиям -- каждая организационная единица имела определенное тактическое назначение. Излагал способы веде­ния войны и боя, автор трактата предостерегал от шаблона в военном искусстве. "Не всегда стараются победить неприя­теля одним и тем же способом и не всегда употребляют одни и те же правила военного искусства, вследствие чего никто не может нарисовать будущее в определенных чертах. Кроме того, причины войны многочисленны и разнообразны, да и спо­собы ведения ее отличаются один от другого".
  
  -- Магистраты - государственные должности в древнем Риме. Со вре­мени диктатора Суллы (82 г. до нашей эры) было произведено резкое разграни­чение магистратуры - с гражданской и промагистратуры - с военной властью (управление провинциями).
  
  -- МАЗЕПА Иван Степанович (1644-1709) - гетман Украины. Стремился к ее отделению от России. Во время Север ной войны перешел на сторону шведов, вторгшихся на Украину. После Полтавской битвы (1709) бежал вместе с королем Карлом XII.
  
  -- МАЙОР, (от лат. major - большой, старший), воинское офицерское звание в вооруж. силах многие гос-в, в т. ч. Рос. Федерации. Впервые чин М. появился в 16 в. в Испании и герм. государствах. В рус. армии существовал в 30-х гг. 17 в. - 1884; в 18 в. (по 1797) М. разделялись на премьер-майоров и секунд-майоров; в Сов. Армии было введено в 1935.
  
  -- Македонская фаланга - т.е. древнегреческая фаланга, усовершенствованная царем Александром Македонским, который вы­страивал войско по 16 человек в глубину вместо 8 - 12 человек простой фаланги.
  
  -- Макиавелли (Макьявелли) (Machiavelli) Никколо (1469-1527), итал. полит. мыслитель, историк ("История Флоренции", 1520-1525, изд. 1532), писатель (комедия "Мандрагора", 1518, пост. и изд. 1524). Видел гл. причину бедствий Италии в ее полит. раздробленности, преодолеть к-рую способна лишь сильная гос. власть. В трактате "Князь" и других работах, отражая политические нравы своей эпохи, Макиавелли утверждал, что стремление к завоеваниям вполне естественно и законно. Он высказы­вал следующие мысли: во имя укрепления государства и достижения главных целей политики "все дозволено", любые средства хороши; война--одно из самых решитель­ных средств, поэтому она необходима и неискоренима; ко­нечно, это средство опасно "обоюдоостро": войну легко начать, но трудно кончить, поэтому к ней нужно прибе­гать лишь в крайних случаях, максимально используя другие возможности. Однако полагать, что с войной мож­но однажды покончить полностью и навсегда, делал вывод Макиавелли, наивно и бессмысленно. Некоторые его мысли: "Не золото, как кричит вульгарное мнение, составляет нерв войны, а хорошие солдаты. ибо не блеск драгоценных камней или золота, а только страх оружия подчиняет себе врагов"; "Мужество войска создается не храбростью отдельных людей, а правильным строем, потому что, если я сражаюсь впереди, знаю, куда мне в случае неудачи отойти и кто займет мое место, я всегда буду биться храбро, надеясь на близкую помощь. Если я нахожусь сзади, то поражение передних рядов меня не испугает, ибо я заранее был к этому готов и даже и даже поступал так, чтобы виновником победы моего начальника был именно я, а не другие".
  
  -- Малодушие. Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру; при всех случайностях жизни он должен мужественно преодолевать встречающиеся препятствия и твердо держаться раз выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и на защиту которого можно рассчитывать. (Э. Свидзинский).
  
  -- МАЛОРОССИЯ, назв. Украины (с сер. 17 в.) в офиц. актах России и в рос. историографии.
  
  -- МАЛЮТА Скуратов (? - 1573) - настоящее имя - Гри­горий Лукьянович Скуратов-Бельский, думный дворянин, при­ближенный Иоанна IV, глава опричного террора, участник многих убийств и казней. Погиб в бою в Ливонии. Карамзин об этом событии: "Россияне взяли приступом Витгенштейн; но царь лишился друга: Малюта Скуратов умер честною смертию воина, положив голову на стене, как бы в доказательство, что его злодеяния превзошли меру земных казней! Иоанн изъявил не жалость, но гнев и злобу: послав с богатою вкладою тело Малюты в монастырь Св. Иосифа Волоцкого, где лежали отец, мать и сын его, он сжег на костре всех пленни­ков, шведов и немцев: жертвоприношение достойное мертвеца, кото­рый жил душегубством!"
  
  -- Маневр. То, что войско делает при непременной встрече с противником непобедимым, -- это правильный бой и искусный маневр... Вообще бой с противником начинают правильным боем, а побеждают маневром... (Сунь-цзы).
  
  -- Манефон (283-246 гг. до Р.Х.) - древнеегипетский историк, жрец, написавший на греческом языке "Историю Египта" в конце 4-го в начале 3-го века до Р.Х.). Во время эллинизма, как известно, многие из образованных уроженцев Востока задавались мыслью познакомить греков, и вообще лиц, не знавших их языков, с прошлым своих стран, черпая сведения из туземных источников и обрабатывая их на греческом языке. Египет нашел такого историка в лице знаменитого уроженца г. Севеннита, первосвященника Манефона (вероятно -- Мер-не-Тхути-- "возлюбленный Тотом"), современника Птолемея I, которому он содействовал во введении своеобразной унии греческой религии с еги­петской в виде культа Сараписа. От книги Манефона сохранились лишь отрывки у Иосифа Флавия и церковных историков Африкана и Евсевия. Манефону принадлежит разделение истории Египта на 30-ть династий и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств, с некоторыми уточнениями оно принято в науке и в настоящее время.
  
  -- Манипул - подразделение пехоты в римском легионе, со­стоявшем из тридцати манинулов (100 - 120 бойцов в каждом). К бою легион строился в три линии - по манипулам: 1 линия - 10 манипулов гастатов (молодых воинов), 2 линия - 10 манипулов принципов (опыт­ных бойцов), 3 линия - 10 маинпулов триариев (ветеранов).
  
  -- Манипулярная тактика - римские легионы делились на 30 ма­нипул (рот). Перед боем легионы выстраивались в 3 боевые линии по 10 мани­пул в каждой. Состав воинов в каждой линии был различен по возрасту: 1) "гастаты" - юноши; 2) "принципы" - воины зрелого возраста; 3) "триарии" - ветераны. Между манипулами были промежутки, равные длине фронта манипулы. В случае надобности гастаты отступали в промежутки между манипулами прин­ципов, последние же занимали их места или в свою очередь вместе с гастатами отступали в промежутки между манипулами триариев, которые служили резервом.
  

***

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012