(Из моей книги: Военная школа России (уроки истории и стратегия развития). - М.: СигналЪ, 1999)
Примитивный человек войны не знал.
Бывали набеги, стычки между родами - кланами в племенах и между племенами, но в этих сражениях человек не умел еще применять "искусства и хитрости ратного строя".
Спустя некоторое время цивилизация подарила человеку войну с ее тактикой и стратегией, с войсковой организацией и с систематизацией военных замыслов и действий.
Появление войны как социально-политического явлений - не случайность и не произвол отдельных личностей, а закономерность развития цивилизации, следствие изменений в нравственном и политическом быту народов.
Оглядываясь на исторический опыт человечества, несмотря на всю пестроту исторических событий, на разнообразие национальностей, географических особенностей, культур, политических и духовных средств, беспрерывно сменявшихся на протяжении столетий, - мы можем уловить в этом кажущемся хаосе нечто общее для всех времен и народов, проследить некоторые длинные, могущественные процессы, одинаково проявляющиеся в различное время и в различной обстановке.
Раньше всего мы видим, что во все времена, не взирая на успехи техники и на усовершенствование материальных средств, которыми располагали воюющие стороны, главным, решающим фактором вооруженной борьбы был сам человек с его волей и умом, с его способностью подчинять себе волю противника.
Отсюда эта вечная, как мир, борьба двух начал, духовного и материального, проходящая красной нитью через всю многовековую военную деятельность человечества.
Еще Мориц Саксонский считал, что "человеческое сердце есть отправная точка во всех военных делах. Чтобы их знать, надо изучить его".
Справка:
--
Мориц Саксонский (Maurice de Saxe) (1696-1750), маршал Франции (1744), граф (1711). Участвовал в войнах за Польское (1733-35) и Австрийское (1740-48) наследства, с 1745 главнокомандующий французской армией против англо-голландских войск. Одержал ряд побед, в т. ч. при Фонтенуа.
Политика - прежде всего наука и искусство управлять государством.
Объектом и предметом политики является военное дело.
В основе политики лежит система государственных идей или же воззрений на то, как строить взаимоотношения с другими государствами, отношения между классами внутри страны, что нужно делать для того, чтобы достичь конечной цели.
Для Армии чрезвычайно важно, какие отправные идеи лежат в основе военной политики.
Армия - это единственный инструмент государства, который служить государству кровью, оплачивает просчеты политики своими жизнями.
Вот почему Армия в системе политики занимает особое место и не может рассматриваться лишь в качестве служанки политики, а война - лишь следствием (продолжением) политики.
Война - не только продолжение политики, война - сама есть политика, но ведущаяся силой оружия.
На пушках Фридриха Великого не случайно стояли слова: "Ultimo racio regiorum" - последний довод королей в международных спорах.
Первейшей и последней опорой государственной безопасности и аргументом политики была и будет Армия, а внутри нее - офицеры.
Но не преторианцы, по своему буйному хотению низвергающие и возносящие правителей, не авантюристы, пытающиеся во главе одного полка, или только одного батальона совершить переворот в свою пользу, не офицеры-политиканы, ставящие себя в распоряжение партии, рвущейся к власти.
Справка:
--
Преторианская гвардия (преторианцы, лат. praetoriani) -- личные телохранители императоров Римской империи.
--
Для охраны порядка в Италии Октавиан Август создал 9 преторианских когорт, по 1000 человек каждая. Вне службы преторианцы носили гражданскую одежду (cob. togalae). Преторианцы подчинялись особому префекту -- praefectus praetorio (префект претория). Префект времен императора Тиберия -- Сеян, сосредоточил всю гвардию в Риме, построив для неё специальный лагерь -- castra praetoria.
--
Константин Великий совершенно уничтожил преторианскую гвардию, заменив её новой, и разрушил преторианский лагерь -- "это (по его словам) постоянное гнездо мятежей и разврата".
Нужны офицеры высокой политической и государственной мудрости,ставящие во главу угла не захват власти для себя или какой-то партии, а государственное благо и пользу Отечеству.
В давние времена сращивание государственного, военного и личного интереса осуществлялось рядом мер.
В частности, у такого воинственного народа-завоевателя, как персы, военное звание считалось выше и почетнее гражданского и было соединено с большими преимуществами.
Тысячники и десятитысячники пользовались большим уважением, а высшие начальники и сановники военные занимали первые в государстве степени и, по свидетельству Геродота, почти всегда принадлежали к знаменитому роду ахеменидов или, по крайней мере, к поколению пассаргадов, соединялись браками с царским домом и большей частью были близкими родственниками персидских царей.
(См.: Голицын Н.С. Всеобщая военная история древнейших времен. - ч.I. От древнейших времен до смерти Александра Великого (323 г. до Р.Х. ).- СП б., I872.-с.96-97.)
Война и политика, армия и политика всегда шли рука об руку: армию нередко использовали в борьбе за власть; к политике прибегали в том случае, когда не хватало военных сил.
Так, Юлий Цезарь недостаток сил нередко заменял искусной политикой, ссоря между собою будущих противников.
(См.: Михневич Н.П. История военного искусства с древнейших времен до начала девятнадцатого столетия. 2-е доп. изд. - СП б., I896. - с.94.)
Во Франции времен Наполеона, изменение политических условий повело к перемене в самом главном: теперь война сделалась делом народным, а потому явилось множество солдат, одушевленных высоким нравственным идеалом - быть полезными отечеству.
Значительный интерес представляет относящийся к началу двадцатых годов ХV века устав Яна Жижки.
Он имеет политическую часть, ясно подчеркивающую массам основные лозунги и цели борьбы.
(См.: Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. Т.I-2.- Т.1 - М.-Л., I927. - с.130.
Справка:
--
Жижка Ян (ок. 1360-1424), национальный герой чешского народа, полководец. Участник Грюнвальдской битвы 1410. С 1420 - первый гетман таборитов. Ввел в армии систему вагенбург.
Фридрих Великий не презирал фабрикацию фальшивых документов, которые позволили бы ему воспользоваться какими-нибудь национальными или религиозными козырями....
Со своей циничной откровенностью, Фридрих Великий так инструктировал своих генералов:
"Надо обрисовывать неприятеля в самом неприглядном виде и возводить на него обвинения во всевозможных замыслах против страны. В протестантских странах, как Саксония, надо играть роль защитников лютеранской церкви, в католической стране мы должны твердить о веротерпимости".
(См.: Свечин А. Указ. соч. - с.261).
В русской истории война и армия всегда играли особую роль в развитии нашей цивилизации.
Русский не должен забывать, что для нас армия имеет большее значение, чем для кого бы то ни было.
Токвиль сказал совершенно верно:
"История так поставила Россию, что ей постоянно приходилось создавать себя штыком, как Америка создавала себя лопатой. Теснимая Азиею и не признаваемая Европою, Россия должна была завоевать себе право жить".
(Цит. по: Фадеев Р.А. Вооруженные силы России. Наш военный вопрос. Восточный вопрос. - СП б., 1889. -с.307)
Справка:
--
Токвиль (Tocqueville) Алексис (Алекси) (1805-59), французский историк, социолог и полит. деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). Сочинения: "О демократии в Америке" (1835), "Старый порядок и революция" и др.
Вопросы, требующие ответа
Вдумаемся в те вопросы, которые еще в конце ХIХ века поставил Р.Фадеев:
Осознала ли Россия факт особой роли своей Армии?
Понимает ли правительство в должной мере задачи военной политики?
Должны ли мы рабски подражать другим и отказываться от пользования естественными силами, потому только, что их нет у этих других?
Может ли русская армия сохранять свои качества при нынешнем недочете, при нынешнем нравственном и вещественном положении офицеров, и не следует ли искать средства против этой беды в возврате ко многому, что составляло всегда приманку военной службы?
Может ли армия воспитываться удачно, без цельности власти и соответственной обстановки, без строго подбора полковых командиров, настоящих воспитателей ее?
Можно ли поставить в системе военного образования так называемые общечеловеческие цели впереди чисто военных?
Не колеблют ли такие взгляды и требования боевого духа армии?
Может ли администрация, привыкшая смотреть на все с своей точки зрения, занятая своим делом, сама же себя проверяющая, развить войска нравственно, укоренить в них такой же воинский дух, как это было возможно их прямым начальникам, взросшим в армии, неразлучно жившим с нею на войне и в мире?
Могут ли главные боевые вожди, расставшиеся с армией на полтора десятка лет, уверенно принять в свои руки неизвестные им поколения людей, взращенные в новом для них духе?
Может ли постоянное войско, сущность которого состоит в том, что сотни и тысячи жизней отдаются на безграничное распоряжение одного человека, причем подчиненные всех степеней не имеют права, не должны иметь привычки рассуждать - с толком или без толку их ведут на смерть - может ли оно вынести без расстройства коллегиальные формы управления?
Одним словом: может ли страшная жертва, требуемая от государства содержанием постоянной армии, искупаться чем-либо другим, кроме совершенной годности армии для войны, и потому безопасностью государства?
(Фадеев Р.А. Вооруженные силы России. Наш военный вопрос. Восточный вопрос. - СП б., 1889. -с.307)
В связи с этим, нам нужно установить ясный и точный взгляд на следующие вопросы:
--
Как следует понимать и как необходимо относиться к войне?
--
Какую роль для России играет ее армии и офицерский корпус?
--
Какого военно-политического курса следует придерживаться?
--
Как следует относиться к военной опасности и вероятному противнику?
--
Есть ли у нас союзники и как к ним относиться на что можно рассчитывать?
--
Кому следует вверять руководство Вооруженными Силами?
--
Как относиться к пацифизму, "демократизации" армии и всему тому, что называется вмешательством в вопросы военной политики?
--
Какой должен быть офицерский корпус России?
Война - не только продолжение политики
Первый, кто взял на себя труд систематически проанализировать сущность военного дела и подробно развить связанные с ним вопросы, был Ксенофонт.
Он признал - и постоянно, вновь и вновь подчеркивал это, - что военное дело - не наука, но искусство, которое требует всего человека, со всеми его способностями.
"Тактика - только очень небольшая часть военного искусства", говорит у него Сократ...
Полководец должен разбираться во всем, что относится к вооружению солдат и к обеспечению их продовольствием.
"Он должен быть изобретателен, энергичен, заботлив, вынослив, обладать присутствием духа; должен быть обходителен и суров, справедлив и хитер; он должен быть бдителен сам и уметь обмануть чужую бдительность; он должен ставить на карту все и стремиться выиграть все; он должен быть щедрым и алчным; уметь идти на риск и быть всегда настороже".
Хороший полководец соединяет в себе прирожденные качества с высоким образованием. Полководцу идет впрок, если он честолюбив...
"Киропедия" представляет собою учебник политики и военного искусства, облеченный в форму исторического романа.
(См.: Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. В 4-х тт. - Т.1. Античный мир. - М., I936. -с.143)
Справка:
Сократ и молодой Ксенофонт
(деталь фрески Рафаэля "Афинская школа")
--
Ксенофот - родился он в Афинах около 444 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников.
--
Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование.
--
С молодых лет сделался последователем Сократа.
--
Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопонесской войне в 404 г. до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию.
--
Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира.
--
После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю.
--
Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвёргся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу.
--
В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта.
--
Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив.
--
Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.
Войну как путь обмана, хитрости, уловок рассматривали в древности многие военные школы, особенно восточные.
В частности, об этом пишет Сунь-цзы:
"Война - это путь обмана. Поэтому:
- если ты можешь что-нибудь, показывай, что не можешь;
- если пользуешься чем-нибудь, показывай, что не пользуешься;
- если ты близко, показывай, что далеко;
- если находишься далеко, показывай, что ты близко;
- завлекай противника выгодой; внеси расстройство у противника и бери его;
- если у противника все в достатке, будь подготовленным;
- если противник сильнее тебя, уклоняйся от него;
- если он подвержен гневу, приведи его в расстройство;
- приняв смиренный вид, вызови в нем самоуверенность;
- свежие силы противника утоми;
- если у противника существует согласие, расстрой его;
- нападай на противника, когда он не подготовлен;
- появляйся там, где он тебя не ожидает.
Все это обеспечивает для военных победу. Однако нельзя заранее указать какой-либо прием".
(Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. - М., 1955. - с.38).
Справка:
Памятник Сунь Цзы в Юрихами, Тоттори, Япония
--
Сунь Цзы -- китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии "Искусство войны".
--
Существует биография Сунь Цзы, написанная Сыма Цянем в его "исторических записках". Имя Сунь Цзы было У. Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хо Люю в царстве У.
Искусство войны на бамбуковых дощечках
--
Согласно Сыма Цяню, князь пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтоб тот показал своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать "направо", "налево", "вперёд" -- никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После это все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
Отсюда азиатская стратегия требовала дальновидной и коварной политики; все средства были хороши для обеспечения военного успеха.
Войне предшествовала обширная политическая разведка; не скупились ни на подкуп, ни на обещания; все возможности противопоставления одних династических интересов другим, одних групп против других использовались.
Крупный поход предпринимался только тогда, когда появлялось убеждение в наличии глубоких трещин в государственном механизме соседа. Так действовал в частности, Чингиз-хан. База впереди его войск создавалась путем политического разложения неприятеля, нахождения в его стане союзников.
Есть два стойких представления о сущности войны.
Согласно одному из них война приравнивается к прикладной науке, почему погрешности в ее ведении приписываются несовершенному усвоению ее положений и приемов.
С другой точки зрения, ведение войны рассматривается как приложение, не теоретических знаний, а практического умения, более или менее совершенное владение, которым приписывается - частью прирожденными способностями, частью опыту, приобретенному на войне и в упражнениях мирного времени.
(См.: Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны.- I937.- N I28-I29.- с.7,8.)
Вообще среди военных писателей разных времен следует указать на тех, которые пытались рассмотреть указанные представления.
Среди них Рабан Мавр, аббат из Фульды и архиепископ Майнцский (умер в 856 г.), который посвятил королю Лотару II, внуку Людовика Благочестивого, трактат о душе с приложением, в котором указано было все заслуживающее подражания в римском военного деле, сделав извлечения из труда Вегеция.
Справка:
--
Публий Флавий Вегеций Ренат (лат. Publius Flavius Vegetius Renatus) (кон. IV -- нач. V в.) -- римский военный историк и теоретик.
--
В 390--410 г. создал трактат "О военном деле" -- первый дошедший до настоящего времени систематический труд о военном искусстве Рима, составленный на основе римских источников. Трактат состоит из 4 книг (118 глав). В нём содержится обзор военного искусства Рима и предложения Вегеция по реорганизации армии. В труде излагаются система боевой подготовки, организация, вооружение, боевые порядки и тактические приёмы, а также правила ведения войны, обороны и осады крепостей и морского боя.
Следующий средневековый теоретик, которого мы встречаем только спустя 450 лет, также является духовным отцом. Это - Эгидий Роман или Колумн, родился в 1247 г., умер в 1316 г., итальянец по происхождению, августинский генерал, парижский профессор, архиепископ Буржа и кардинал. Он написал для короля Филиппа Красивого, тогда еще наследника престола, книгу "De regimine principum", в которой трактуются также военные вопросы.
Следующий военный писатель средневековья - женщина - Христиана де-Пизан(родилась в 1364 г.) - дочь итальянского врача и астролога при дворе французского короля. Среди ее многочисленных произведений находится также военно-исторический труд, написанный между 1404 и 1407 гг., в котором она высказывает ряд мыслей по военному воспитанию юношества. Об этом же пишет Жан де-Бюейль (умер в 1477 г.), капитан при Карле VII.
Самым широким и блестящим военным мыслителем ХVIII в. был Генрих Дитрих Бюлов (I760-I806), знаменитое сочинение коего "Дух новейшей военной системы" появилось в I799 г. В основу теории Бюлова легло утверждение Руссо, что причины поражения в поле надо искать у себя дома, что война является только надстройкой над мирной жизнью государства и что политика является понятием охватывающим по отношению к стратегии. Самым словом стратегия, в современном понимании, мы обязаны Бюлову (См.: Свечин А. Указ. соч. - с.327).
Справка:
--
Бюлов (BЭlow) Адам Генрих Дитрих фон (1757 -- июль 1807), барон, прусский военный писатель, гвардейский офицер. В 1790 вышел в отставку, участвовал в неудачной попытке восстания в Нидерландах против Австрии, эмигрировал в США, затем Англию и Францию, откуда в 1804 был выслан за республиканскую агитацию, а по возвращении в Пруссию подвергся преследованиям полиции за резкую критику прусской армии. В 1806 выпустил памфлет "Поход 1805 г.", содержавший враждебные выпады против командования русской армии и неверно освещавший кампанию 1805; по требованию русского правительства был арестован и отправлен в Ригу (по дороге умер).
--
В своих военно-теоретических работах Б. высказал ряд правильных и передовых положений (о подчинении стратегии политике и тактики -- стратегии, о базисе войны и др.), вместе с тем его теории страдали метафизичностью (увлечение геометрическими формами операций и отжившей магазинной системой), содержали немало противоречий и ошибок (принижение морального фактора, утверждение возможности достижения целей войны только угрозой коммуникациям противника и др.) и резко критиковались Наполеоном, К. Клаузевицем, А. Жомини, Г. А. Леером и др. Работы Б. оказали значительное влияние на развитие военно-теоретической мысли в прусской и австрийской армиях 19 -- начало 20 вв.
Следующий шаг в понимании природы войны внес К.Клаузевиц.
Важнейшим завоеванием мышления Клаузевица явился диалектический подход к стратегии.
Война - это только продолжение политики; стратегия - это только инструмент в руках политика; а последнему инструменты могут понадобиться разные: и тяжелый меч, который можно поднять лишь двумя руками и которым возможно нанести лишь один сокрушающий удар, и тонкая шпага, которой можно чудеснейшим образом фехтовать.
Политика указывает цель, для которой ведется война, и тем определяет ее характер.
Война, являясь актом насилия, который должен заставить неприятеля подчиниться нашей воле, достигла бы своей цели кратчайшим путем, если бы насилие проявлялось в своей крайней ничем не сдерживаемой форме.
Но война представляет не изолированное явление, а вырастает из определенной, вполне конкретной обстановки, она является продолжением предшествовавших ей политических сношений и протекает в атмосфере таких же сношений с нейтральными странами.
Справка:
--
Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц (нем. Carl Philipp Gottlieb von Clausewitz; 1 июля 1780, местечко Бург под Магдебургом -- 16 ноября 1831, Бреслау) -- известный военный писатель, который своими сочинениями произвёл переворот в теории и основах военных наук.Родился 1 июля 1780 в местечке Бург под Магдебургом.
--
Обратив на себя внимание Шарнхорста, в походе 1806 был адъютантом принца Августа Прусского и вместе с ним захвачен в плен. В 1810--1812 преподавал военные науки наследному принцу прусскому.
--
В 1812 перешёл на русскую службу. К этому времени относится составление его записки об опасности союза с Францией, появившейся впервые в "Leben Gneisenaus" Пертца.
--
В 1814 вернулся в прусскую армию с чином полковника.
--
В 1815 году был назначен начальником штаба 3-го армейского корпуса. Принял участие в кампании Ста дней. Сражался при Линьи и Вавре.
--
В 1818 году произведён в генерал-майоры. В 1831 году, при выступлении прусских войск на польскую границу во время польского восстания, был назначен начальником штаба при фельдмаршале графе фон-Гнейзенау; умер 16 ноября 1831 г.в Бреслау от холеры.
История показывает, что правильная политика, умелая стратегия, вытекающая из этой политики и активная работа в народных массах могут дать или же блестящие результаты, или же послужить причиной военных и политических неудач.
Приведем два примера на сей счет.
Пруссию второй половины ХIХ века буквально захлестнула волна патриотизма необыкновенного подъема, вызванного идеей объединения Германии.
В 1870 г. во всей Германии идея объединения буквально вытеснила все остальное: "кто ей не служил, тот не жил с германским народом", - таким высоким слогом очерчивает идеалист Трейчке общенациональное воодушевление, которое настолько проникло в массы, что заставляло даже реакционеров толковать о том, что "тайна победы - в развитии моральных сил солдата, самостоятельности и инициативе командования, применения духа, а не буквы уставов" (Свечин А. Указ. соч. -т.2. - с.216-217).