ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Потерей Москвы не есть еще потеря России"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Потерей Моск­вы не есть еще потеря России"...

  
  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  
  

0x01 graphic

Виктор Гюго в молодости

  
  

ПРИМЕР ЖЕСТКИЙ, НО...

  
   Случай, о котором рассказывал Гюго в кн. "Девяносто третий год", произошел в море на корабле: во время шторма с привязи сорвало пушку и она, сметая все на своем пути, могла привести к гибели корабль вместе со всеми, кто был на его борту.
  
   Но тут нашелся смельчак (им оказался канонир, ответственный за эту пушку), который неимоверными усилиями водворит "разбушевавшуюся" пушку на место.
  
   Капитан корабля, обрадованный исходом дела, решил предоставить возможность генералу, который плыл на этом корабле со своим солдатами, право поощрить отличившегося.
  
   Генерал долго отказывался, но потом согласился и приказал подозвать к себе героя.
   Когда тот подошел, генерал снял с куртки капитана орден святого Людовика и прикрепил его на одежде обалдевшего от счастья канонира.
  
   Но генерал еще не закончил своей миссии...
   Повернувшись с солдатам он приказал:
  
   --Теперь его расстрелять!
  
   Толпа, которая была свидетелем щедрой награды и ликовала по этому поводу, замерла, слушая разъяснения генерала.
  
   А тот рассудил таким образом: по вине этого человека корабль мог погибнуть; ему не нужно было бы совершать подвига, если бы он добросовестно исполнял свои обязанности и прочно закрепил перед штормом свою пушку.
  
   Доблесть должна быть поощрена, проступок -- наказан.
  
   Спустя некоторое время на корме раздался ружейный залп и люди услышали всплеск воды от упавшего в море тела.
  
   Генерал выполнил свою миссию...

*

  
   Кому-то может показаться противоречивость в действиях генерала, даже несовместимость того, что произошло.
  
   Да и современная педагогика вряд ли бы "поощрила" действия генерала, ведь он применил "поощрение с наказанием", т.е. соединил такое, что вообще "нельзя" соединять.
  
  
   Но так может показаться только тому, кто не привык видеть оттенков и нюансов в своем поведении и поступках других людей.
  
   А ведь эти поступки сотканы из множества побудительных мотивов, как положительных, так и отрицательных.
   Их (поступки) сопровождают верные и ошибочные действия, да и положительный на сегодняшний день результат, может завтра дать негативные последствия.
  
   Жизнь диалектична в том смысле, что она логически соткана из множества наших потребностей и побуждений; диалектика ее и в том, что она многогранна, наполнена бесчисленным числом наших поступков.
  
   Но диалектика и в том, что жизнь нашу определяет какая-то ведущая идея (смысл).
  
   Тот, кто верно уловил этот главный смысл, не ошибется ни в оценке себя, ни в оценке других.
  
   Быть диалектиком -- призвание настоящего офицера.
  

0x01 graphic

"Зотов обучает Петра"

Никита Моисеевич Зотов (ок. 1644--1718) -- учитель Петра Великого.

В 1710 году ему был дан титул графа, унаследованный его потомками.

  

ОШИБКИ КОМАНДОВАНИЯ

*

   Молодой офицер, не имеющий опыта работы, естественно, может ошибаться в своей командирской деятельности.
  
   Ошибки командования носят разноплановый характер и являются следствием ряда причин:
  
  -- - ошибки в использовании властных полномочий проистекают из-за неумения пользоваться властью;
  -- - издержки руководства, связанные неправильным пониманием роли и места командира;
  -- - превышение власти в силу властолюбия или амбиции;
  -- - бездействие, как следствие нерешительности или безволия;
  -- - устранение от командования и передача части властных полномочий в руки готовых "услужить" "стариков";
  -- - применение негодных, неуставных методов руководства в силу испорченности натуры.

*

ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

   Эти ошибки, как правило, вызваны следующими мотивами:
  
  -- - поскорее применить власть и этим показать "кто здесь настоящий хозяин" (это обусловливает поспешность действий командира);
  -- - боязнь быть заподозренным в нерешительности или безволии (этим определяется повышенная строгость воздействия);
  -- - ложным пониманием сути власти -- "власть или карает или милует", а всякого рода "сантименты" ей ни к чему (это приводит к "полярности" в применении мер воздействия).
  
   В первом случае властное действие сводится к принятию решения, без учета мотивов совершившего добрый или злой поступок военнослужащего.
  
   Но именно мотив и является главным в оценке поведения и действий подчиненного: он может быть положительный или отрицательный (корыстный, к примеру).
  
   Так, если мы имеем налицо положительный результат, то это вовсе не означает необходимости поощрять подчиненного, мало того, при отрицательном мотиве этого, вообще, делать не стоит.
  
   Нередко случается и обратная ситуация: при положительном мотиве (стремлении сделать лучше) результат получается неважный. Вряд ли стоит в этом случае наказывать или порицать военнослужащего: целесообразнее разъяснить ему допущенную ошибку или показать, как нужно сделать правильно.
  
   Ложное понимание сути власти тоже, как правило, упирается в неверную оценку поведения и поступков подчиненного.
  
  

ИЗДЕРЖКИ РУКОВОДСТВА

   Выше мы определили причину таких издержек: это неправильное понимание офицером своей роли и места по отношению к подчиненным.
  
   0x01 graphic
  
   "Командовать отдельной частью -- это значит быть ее начальником во всех отношениях, вести ее служебно-военное образование, направлять ее нравственно, заботиться о ее благоустройстве, знать достоинства и недостатки, отвечать за все в ней происходящее", -- справедливо и точно утверждал генерал П. Карцов.
  
   Запомним на будущее:
  
  -- Павел Петрович Карцов (1821--1892) -- генерал от инфантерии, военный писатель, участник русско-турецкой войны 1877--1878 годов.
  -- В войне с Турцией в 1877--1878 годах Карцов, кроме командования Ловче-Сельвинским отрядом и удачных действий под Плевной (занятие селений Тораса, Турского Избора и Горного Тетевена), совершил с отдельной колонной трудный зимний переход через Траянов перевал за Балканы, заняв с бою ряд городов (Сапаш, Карлово и другие), и в 1878 году за отличие был награждён орденом Белого Орла с мечами.
  -- По окончании войны Карцов был прикомандирован к Главному штабу и в конце 1885 года, вследствие своего преклонного возраста, был зачислен по запасным войскам.
  -- 18 апреля 1892 года Карцов был окончательно уволен со службы с производством в генералы от инфантерии.
  
  
   Некоторые же, особенно молодые, офицеры свою миссию понимают по-другому: командовать -- это значит отдавать приказания и требовать их исполнения.
  
   При этом полагают, что не следует озадачиваться всем тем, что происходит в период между отдачей команды и ее исполнением.
   То, что приказом исполнительность в солдате воспитать невозможно, похоже, не всегда доходит до сознания начинающего командира.
  
   "Приказ -- закон, он должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок", -- как ментор твердит он всем, кто пытается урезонить строптивого офицера.
   Да, "приказ -- это закон для подчиненного".
  
  
   Но, разве мало таких приказаний, которые подрывают основу законности.
   Ведь не даром в солдатской среде существует поговорка: "Не спеши выполнить приказ -- скоро последует его отмена".
  
   Приказывать надо и требовать выполнения приказа нужно тоже неукоснительно.
   Но приказ должен быть продуман, он должен быть выполним, он должен отдаваться тому лицу, в такой форме, которая в большей степени мобилизует исполнителя, побуждает его все сделать для исполнения отданного приказа.
  
   0x01 graphic
  
   Почему бы не поучиться у нашего Великого Преобразователя его умению отдавать приказы.
  
   Вспомним, какими словами он посылает в бой против шведом русские полки под Полтавой:
  
   "Воины.
   Вот пришел час, который решит судьбу Отечества.
   И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь.
   Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали.
   Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас.
   А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".
  
   Как тут не придти в изумление, ведь царь, обличенной неимоверной властью, "низошел" до таких простых слов и "унизил" себя!!!
  
   На самом деле -- он умом своим прозрел эти мудрые слова и неизмеримо высоко возвысился, преодолев соблазн тщеславия и гордости за свой сан и положение.
  
   Преодолев массу предрассудков, яростное сопротивление верхов и инертность низов, он установил для себя те начала, которыми руководствовался всю жизнь:
  
  -- "На знатность рода, на породу не следует обращать внимания. Чем больше труда положит член общества в свое дело, тем больше знаний и честности покажет он, тем высшее место он займет в обществе".
  
   Петр Великий обставил идеал государя совершенно по-новому: государь во имя общего блага должен служить государству, народу.
  
   Если бы мы чаще присматривались к таким личностям, как Петр, может быть и у нас бы было меньше соблазна заставлять людей служить не делу, а прислуживать себе?
  
   Офицер -- не барин, которому должны прислуживать его подчиненные, он -- личность, обличенная правами, которые должны быть использованы во благо делу обороноспособности страны.
  
   Он -- не бездушный "отдаватель" приказов, а личность, сознающая цену и смысл приказания, умеющая усилить влияние приказного слова силой своего обаяния, авторитета.
  
   Офицер и не учетчик выполненных и приказаний, он -- ценитель порядочности, аккуратности, исполнительности, дисциплинированности, трудолюбия, желания осуществить благое дело.
  

0x01 graphic

Офицеры Кубанского и Терского войск. 1860 г.

  

ПРЕВЫШЕНИЕ ВЛАСТИ И

БЕДЕЙСТВИЕ ОФИЦЕРА

   В качестве поучительного исторического примера приведем извлечения из воинского устава 1869 г., содержащего приложение под названием "Ответственность за превышение власти и ее бездействие".
  
  
   "Военный начальник или должностное лицо, признается превысившим власть: когда, выступив из пределов и круга действий, которые предписаны ему по его званию и должности, учинит что-либо в отмену или же вопреки существующих военных, или общих узаконений, или же вопреки установленному порядку, предпишет или примет такую меру, которая не иначе может быть принята, как на основании нового закона.
  
   Противозаконным бездействием власти признается: неупотребление военным начальником, в надлежащее время, всех указанных, или дозволенных законом средств, какими он имел возможность предупредить или остановить какое-либо злоупотребление или беспорядок.
  
   Непочитается превышением власти: когда военный начальник, в каких-либо чрезвычайных обстоятельствах, возьмет на свою ответственность принятием чрезвычайной, решительной меры и потом докажет, что она была необходима, или что по настоятельности дела, он не мог, без видимой опасности или вреда для службы, отложить принятие сей меры, до высшего на то разрешения.
  
   К особым видам превышения и бездействия власти по службе, между прочим, относятся:
  
  -- 1)Употребление, при усмирении неповинующихся оружия, без крайней в том необходимости, а равно употребление оного без приказания начальства, коему поручено усмирение.
  -- 2)Непринятие надлежащих мер, к охранению порядка, повиновения и чинопочитания.
  -- 3)Непринятие мер к охране здоровья нижних чинов и к предупреждению распространения между ними болезней, особенно эпидемических.
  -- 4)Допущение по хозяйственному управлению вверенной части вреда или ущерба, чрез оставление без действия указанных средств к ограждению казны от потерь и утрат.
  -- 5)Непринятие мер к усмирению неповинующихся и прекращению возмущений, насилий или иных беспорядков.
  -- 6)Непринятие надлежащих мер осторожности при стрельбе в цель.
  
   Виновный в превышении или в противозаконном бездействии власти подвергается, смотря по важности дела: оставлению от службы, или заключению в крепости, от 8-ми месяцев до года и 4-х месяцев, или разжалованию в рядовые, или исключению из службы с лишением, или без лишения чинов.
  
   Если начальник будет самовольно и заведомо препятствовать действиям другого в отправлении должности, не имея на то права, или особого предписания от высшего начальства, то за сие он подвергается: или заключению в крепость от 2-х месяцев до года 4-х месяцев, или отставлению от службы или содержанию на гауптвахте от одного до 6-ти месяцев, или взысканию дисциплинарному.
  
   Кто при исполнении обязанностей службы употребит какого-либо истязания, подлежит: заключению в крепости, от года 4-х месяцев, до 2-х лет 8 месяцев, или исключению из службы, или потере всех особенных прав и преимуществ и ссылке в Сибирь.
  
   Причинение военным начальником, при исполнении обязанностей службы, кому-либо, с намерением ран или тяжких побоев и увечий, виновные подвергаются: высшей мере наказаний, определенных за эти преступления в общих уголовных законах.
  
   За взятие под стражу кого-либо, хотя и по законным, достойным уважения причинам, но без установленных на то правил, -- виновный подвергается, смотря по обстоятельствам дела, взысканию дисциплинарному.
  
   Начальники, виновные в противозаконном увольнении в отпуск нижних чинов, с превышением предоставленной им по закону власти, подвергаются отставлению от службы, или содержанию на гауптвахте от одного до 6-ти месяцев. Если это злоупотребление допущено из корыстных видов, -- то наказанию установленному за лихоимство"...
  
   Почему бы сейчас не принять к исполнению то, что говорилось в Уставе 1869 г.?
  
  
   0x01 graphic

Военный совет в Филях.

Кутузов в Отечественной войне 1812 г.

   Запомните, как:
  
  -- В деревне Фили, в этом домике, происходил ро­ковой военный совет, на котором присутствовали фельдмаршал Кутузов, ге­нералы Барклай, Дохтуров, Уваров, Остерман, Раевский, Ермолов, Коновницын и другие.
  -- Там, после долговременных прений, решено было отдать Москву французам без боя, особенно когда Кутузов сказал, что "потеря Моск­вы не есть еще потеря России"...

САМОУСТРАНЕНИЕ ОТ

КОМАНДОВАНИЯ

   Назовем три распространенные вида самоустранения от командования:
  
  -- во-первых, это игра в "демократию", т.е. попытка спрятаться и раствориться в пучине коллегиальности;
  -- во-вторых, "наплевательское" отношение к службе;
  -- в-третьих, сознательная передача части власти в руки "сильных", "авторитетных" солдат и сержантов.
  
   Во всех трех случаях -- это подрыв офицерской власти, дискредитация офицерского звания, зло, наносящее ущерб основному принципу военного руководства -- единоначалию.
  
   В "демократию", как правило, играют люди гуманные, сознательно желающие общего блага, любящие службу, но не имеющие достаточно духовной силы, чтобы заставить трудиться своих подчиненных.
  
   Зло, приносимое ими, в том, что их командование носит отпечаток слабости и нерешительности.
   Подчиненные такого начальника стараться увернуться от дела, избежать ответственности и работа будет в общем брошена на произвол судьбы, а вся служба вырождается в какую-то недостойную комедию.
  
   Но есть тип офицера, смотрящего на все с точки зрения "наплевать".
  
   Такой начальник не только извращает само понятие о командовании, но он прямо его уничтожает.
   Он берет от жизни все, пользуется всеми преимуществами службы, и считает наивными младенцами тех, кто несет тяжелое ее бремя. Он с удивительным умением увертывается от всякой ответственности и даже тщеславие героев парадов его к себе не манит. Его потребительная ценность такова, как у хронометра без пружины, или патрона без пороха.
  
   Этот тип -- зло, бич всякой армии.
  
  
   0x01 graphic
  
  -- Карикатура белых офицеров на самих себя в эмиграции. о. Лемнос, 1921
  
  
   Последний в этом списке тип -- тип офицера, пытающего чужими руками сделать свое дело.
  
   Суть дела в том, что такой командир пытается найти в своем подразделении теневых лидеров, сила которых основывается на мощи кулака.
  
   С ними он напрямую или намеком устанавливает следующую договоренность: "наведите порядок в подразделении, а я в накладе не останусь".
  
   Он "закрывает глаза" на то, что делают его "подельщики" и, спустя некоторое время получает "дисциплинированное" подразделение.
  
   Страх угнетаемых и беспредел угнетателей, в конечном итоге, приводит к "ЧП": расстрелу обидчиков и их покровителя... Угнетение, на котором основана эта акция, не может быть никакой гарантией благополучного исхода дела.
  
   Офицеров, которые поступают так, нужно рассматривать как потенциальных преступников.
  

0x01 graphic

НЕГАТИВНЫЙ СТИЛЬ

РАБОТЫ

   В числе негодных средств, которые используются в командирской практике, образующих порочный стиль работы, прежде всего, находятся: нагнетание страха; "завинчивание гаек"; неуставные методы воздействия на подчиненных и т.п.
  
   По молодости и неопытности, кое-кто пытается использовать страх, как средство удержать людей в повиновении, забывая о том, что ничего нет хуже страха, запуганности, так как при них устраняется возможность воспитательного влияния, а кроме того они заставляют младшего теряться и убивают в нем способность разумной деятельности, инициативу, решительность, столь важные в военном деле.
  
   "В этих соображениях, будучи требовательным и строгим по службе, в исполнении долга, но только без мелочной придирчивости, можно обращаться с воспитанниками мягко, держать себя с ними просто, обходительно, но без фамильярности, чтобы воспитанники не боялись своего начальника, а скорее боялись бы своим проступком причинить ему огорчение". (Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник. - 1914. - N12. - С.42).
  
   При этом надо заметить следующее: тот может держать других в страхе, кто на самом деле может привести в действие ту силу, которую подчиненные должны бояться. В противном случае, нагнетание страха -- это химера, дым от которой скоро рассеивается.
  
   Следовательно, "брать на испуг" может только сильный человек, а зачем сильному пугать людей и делать их своими врагами или недоброжелателями?
  
   Метод "завинчивания гаек" известен издавна.
   Им страдают нетерпеливые, властные натуры.
   Стремление "сделать карьеру" побуждает их вести жесткую линию поведения, поставив строгость во главу угла. У таких командиров подчиненные часто получают взыскания, в их поступках всегда оттеняются только недостатки.
  
   Такой офицер, как говорят, и к телеграфному столпу "докопается"...
  
  
   ЭТО ПОУЧИТЕЛЬНО
  

ПРИМЕР ИЗ АРМЕЙСКОЙ ЖИЗНИ

   Быстрое движение по служебной лестнице сегодня наблюдается не так уж редко.
   Но еще больше имеется случаев, когда от быстрого движение наверх начинает кружиться голова. До поры-до времени дела у таких офицеров идут хорошо: они достигают успехов по службе.
  
   Так было и с С. Архангельским, который в 27 лет стал командиром батальона и был признан перспективным офицером в дивизии.
  
   Лучшим капитан Архангельский стал благодаря таким своим качествам, как недюжинная сила воли, острый ум, целеустремленность, предельная исполнительность, выработанные в курсантские годы и во время офицерской службы.
   А еще присуще было Сергею немалое самолюбие, правда, порой перераставшее в тщеславие.
  
   Рассказывают, после того, как два года прокомандовал взводом, дважды выводы взвод в отличные, Архангельскому доверили командование ротой.
   Она была далеко не лучшей в части, даже не в "середнячках", что называется, ходила.
   Напутствуя молодого ротного, командир дивизии много дельного советовал ему, указал и на недостатки, которыми "богата" была рота.
  
   Назначен был и срок ликвидации этих недостатков. И представьте себе: ни днем позже указанного срока ротный доложил о выполнении задачи....
  
  
   Верили в способности, в энергию и не замечали изъянов нравственных, тех издержек в стиле работы, в отношении к людям, которые в конце концов оказались самыми существенными, определившими судьбу человека.
  
   Прощая эти "мелкие несовершенства" характера офицера, забывали о главном.
   О том, что позволено и что категорически запрещается.
   У командира есть много средств привести подчиненного к повиновению, наказать на невыполнение приказа.
   Нет только права на грубость.
  
   (См.: Житаренко В. Наводил "порядок" // Красная звезда. - 1988. - 17 февраля. - С.2; Луканин М. Вопреки уставу: к чему порой ведут попытки совместить несовместимое. - Красная звезда. - 1987. - 1 августа. - С.3; Добровольский В. Не поступаться истиной.//Красная звезда. - 1987. - 23 февраля. - С.2; Напечкин В. Без происшествий... // Красная звезда. - 1987. - 15 октября. - С.2 и др.).
  
   А Архангельский был исключительно жесток и груб.
   На том и "погорел"...
  
   Можно было бы приводить множество фактов, подтверждающих порочность такой практики, но факт очевиден:
  
   Нельзя истинную требовательность к подчиненным подменять ее суррогатом; невозможно неуставными методами наводить уставной порядок...
  

*

   Итак, мы привели наиболее типичные ошибки, которые встречаются в офицерской практике.
   Безусловно, это не исключает и других ошибок, а тем более, упущений.
  
   От ошибок в практической работе никто не застрахован, но благоразумный офицер постарается избежать тех из них, которые ему известны; если же случится все же допустить ошибку, то он не допустит ее повторения.
   Да и за ошибками других офицеров станет наблюдать пристальнее, чтобы не допустить промахов офицеров, которые он увидел.
  
  

0x01 graphic

Последний прижизненный портрет М. Ю. Лермонтова в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841 г.

Художник К. А. Горбунов

  

МУДРЫЕ МЫСЛИ

  -- Близость к офицеру, обаяние личности начальника, возможное развитие самолюбия в подчиненных, _ вот те основы, на которых лежало воспитание армии. (Н. Морозов)
  -- Ждать, пока народ и общество начнут нормальную жизнь и станут способными к должному воспитанию подрастающего поколения, - долженствующего вступить в войска, - нельзя, т.к. это означало бы отказаться от самой мысли прочного военного воспитания, которым должна увенчаться вся наша офицерская воспитательная деятельность. (А. Сурин).
  -- Каждый офицер, говоря о своих начальниках или товарищах в присутствии посторонних лиц, дает самые осторожные отзывы. Они никогда не позволит себе унизить кого-либо из них, напротив того, старается говорить лишь самое лучшее. Он понимает, что поступить иначе - значило бы унизить среду, к которой он сам принадлежит, и тем унизить самого себя. (Военный сборник, 1894, 35)
  -- Начальник не может ослаблять требований службы для кого-нибудь, так как все подчиненные должны быть для него равными, т.е. он должен игнорировать и социальное положение, и воспитание в подчиненном. (П. Изместьев).
  -- Начальнику нужна помощь. Но, как показывает военная история, эта помощь допустима только при непременном соблюдении одного условиям: единоначалие не должно быть нарушено. (Н. Головин)
  -- Не будем принимать эту палку в буквальном смысле слова: как таковая она существовала и в Екатерининской армии, были и там телесные наказания и весьма сильные, но там они существовали для обуздания преступлений и отнюдь не считались движущей силой армии... (Н. Морозов).
  -- Развиваться воинский дух может только тогда, когда начальники не требуют автоматического исполнения, и наоборот, он гибнет, когда торжествует рутина, убивается энергия, принижается гордость. (П. Изместьев).
  -- Старшим начальникам не увлекаться мелочами и смотреть на дело в целом, не делая работу других, но и не передавая свою работу никому. Вообще всякому начальнику делать только свое дело и не вмешиваться в действия своих подчиненных, пока они не являются абсурдными и не направлены во вред общему делу. (А. Баиов).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023