ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Потребность и умение быть человеком"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Потребность и умение быть человеком"...

  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

  

"Поклонение волхвов"

Боттичелли Сандро (ок. 1475)

  

ИСТОЧНИК,

который нужно постоянно подпитывать

  
   Если мы поймем, что есть нечто без чего человек не может нормально развиваться и жить в обществе, существует, то это будет означать следующее: это - тот источник, который нужно постоянно подпитывать и из которого следует постоянно черпать человеку Веру, Надежду, Любовь.
  
   К числу мер теоретико-практического характера, которые необходимо предпринять для изменения к лучшему воспитания в военной школе, относится, прежде всего, корректировка взгляда на процесс воспитания, место и взаимосвязь его основных составляющих.
  
   Нам предстоит ответить на следующие вопросы:
  
  -- Есть ли у воспитания то основание, которое составляет фундамент всего здания воспитания?
  -- Какое воспитание необходимо считать жизнеобразующим (т.е. таким, без которого жизнь человека лишается животворного питательного источника)?
  -- Без чего невозможно постижение и овладение профессией?
  
  
   Это и будет то базовое воспитание, на котором возводится все остальные несущие опоры, делающие человека сильным, деятельным, целеустремленным, разумным, добрым, справедливым, ответственным за свою миссию на Земле.
  

0x01 graphic

  

"Гонец (Восстал род на род)".

Рерих Николай Константинович. 1897

  

Истинное, изначальное, жизнеобеспечивающее

  
   Истинное воспитание, которое Шиллер называет "воспитанием человеческой расы", состоит в деятельности, в поведении, саморазвитии, самонаблюдении - все это содействует воспитанию честных людей и делает их способными к борьбе с житейскими невзгодами.
  
   Самая первая и самая важная задача воспитания - воспитание потребности, умения быть человеком, т.е. никогда и ни при каких условиях не терять человеческого облика, не поступаться своим достоинством.
  
   0x01 graphic
  
   "В естественном строе, так как все люди равны, то общее звание их - быть человеком; а кто хорошо воспитан для этого звания, то не может быть дурным исполнителем и в тех званиях, которые относятся сюда.
   ... Жизнь - вот ремесло, которому я хочу учить его"(Ж.-Ж.Руссо).
  
  -- Руссо Жан-Жак (1712-1778)-французский писатель и философ, просветитель.
  -- Трактовал частную собственность как причину социального неравенства, отмечал противоречивость прогресса цивилизации, разграничил понятия природного-естественного и культурного-искусственного как противоположных начал.
  -- Основные труды: "Рассуждения о начале и основаниях неравенства...", "Об общественном договоре", "Эмиль, или О воспитании", "Исповедь".
  -- Автор стихов, комедий, поэм, опер, мелодрамы "Пигмалеон".
  
   Другими словами, воспитание человека, как существа разумного, имеющего свое достоинство, свое предназначение в мире живых существ, свой индивидуальный закон жизни ("судьба") и свое индивидуальное жизненное предназначение ("крест"), - первейшая и глубинная задача воспитания.
  
   Кроме названного, воспитания есть и то, которое объективно является жизнеобеспечивающим:
  
  -- человек не может нормально существовать вне связи со своей нацией (следовательно, необходимо национальное воспитание);
  -- он должен не только подчиняться законам государства, которое устанавливает порядок и следит за тем, чтобы каждый гражданин верно исполнял свой долг, но и делать это сознательно (последнее достигается посредством гражданского воспитания);
  -- половая суть человека требует не только осознания специфики и задач пола, но и сознательного и активного исполнения половых функций (половое воспитание);
  -- возраст - фактор, который игнорировать нельзя, а интересы правильного развития требуют в полной мере учитывать возрастные особенности и правильно их использовать (возрастное воспитание).
  -- Воспитание правильного отношения к труду, профессиональной деятельности является предметом профессионального воспитания.
  -- Исполнение конкретных функциональных обязанностей - функционального (должностного) воспитания.
  
   Такова реальная пирамида воспитания.
  
   Сказанное можно выразить иначе: воспитание личности - это пирамида, базовым основанием которой является воспитание человека, как существа разумного и исключительного, на которым покоятся (или точнее, из которого питаются живительными соками) национальное, гражданское, половое, возрастное, профессиональное и должностное воспитание.
  
   Известно, что здание, построенное на песке, т.е. непрочном основании, быстро разрушается под натиском стихии.
  
   То же происходит и с человеком:
  
  -- если он не получит нужного общечеловеческого воспитания, то все остальные постройки (в виде воспитания, к примеру, профессионального) под натиском жизненных испытаний могут рухнуть, похоронив под обломками конструкции человека с его планами, стремлениями и задачами.
  
   Насколько важна база воспитания, можно судить по следующей задаче, которая решается в "общечеловеческом" воспитании, по мнению Ж-Ж.Руссо:
  
   "Пусть он знает, что человек от природы добр;
   пусть он это чувствует, пусть судит о ближнем по самому себе;
   но пусть он видит, как общество портит и развращает людей;
   пусть он находит в их предрассудках источник всех пороков;
   пусть уважает каждое отдельное лицо, но пусть презирает толпу..."
  
   Говоря об этой задаче воспитания, Руссо пишет о том, какого результата можно при этом добиться:
  
   "...Нужно научить, чтоб он умел сохранять себя, когда станет взрослым, выносить удары рока, презирать избыток и нищету, жить, если придется, во льдах Исландии или на раскаленном утесе Мальты".
  
   Остановимся более подробно на каждом из перечисленных видов воспитания.
  

0x01 graphic

Мост Ватерлоо,

Констебл Джон. 1832

  

Общечеловеческое воспитание

   Марк Фабий Квинтиллиан на заре истекающего тысячелетия писал:
  
   "..Мы несправедливо жалуемся, будто природа весьма немногим людям дала способность к наукам и будто бы большинство, по своему тупоумию, напрасно тратя труд и время.
   Напротив, мы найдем не малое число людей восприимчивых и способных к учению".
  
   Другой выдающийся мыслитель, Я.Коменский, отмечает, что скудные умом встречаются так же редко, как и природные калеки.
  
   "Ведь слепота, глухота, хромота, плохое здоровье, как и чудовищная (неестественная) тупость мозга, редко бывают прирожденными, а приобретаются по нашей вене".
  
   Мысль о богатстве человеческой натуры неоднократно подчеркивал наш соотечественник Д.Писарев:
  
   "Человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что она может сохранять свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки".
  
   **
  

Самым ценным даром человека является самосознание

и развивающееся на его основе

чувство собственного достоинства

  
   Именно они составляют основу и почву для "общечеловеческого" воспитания. П.Каптерев, видный русский педагог указывал:
  
  -- "Нужно питать к себе самоуважение и никому не позволять унижать себя, ограничивать свои права, распоряжаться собой;
  -- нужно сейчас же самым энергичным образом восстать на защиту своей личности и не успокаиваться до тех пор, пока наши личные права не будут признаны товарищами столь же святыми и неприкосновенными, как нами их права".
  
   Отсюда следует: развитие и воспитание самосознания и формирование на его основе чувства собственного достоинства человека, - ведущее направление "общечеловеческого воспитания".
  

0x01 graphic

Св. Пётр исцеляет больного своей тенью.

Худ. Мазаччо.

  

Гражданское воспитание

   Необходимость гражданского воспитания, т.е. воспитания добродетелей, необходимых для исполнения каждым гражданином своего долга перед государством, обусловливается необходимостью и важностью понимания в стране порядка, законности, взаимной ответственности друг перед другом, важности общих для всех идеалов и задач, необходимости их осуществления в интересах общего благоденствия.
  
   В силу того обстоятельства, что люди принадлежат к разным классам, сословиям, группам, партиям и т.п. возникает необходимость объединить их усилия в интересах всеобщего блага.
  
   Значение гражданского воспитания, по Г.Кершенштейнеру, в том и заключается, чтобы приучить человека, принадлежащего к определенной партии - для развития государства это необходимо - в то же время понимать, что государство должно быть выше партий и партийных интересов.
  
   Цель гражданского воспитания заключается в том, чтобы вооружить человека такими привычками, которые бы дали ему возможность сознательно или бессознательно, прямо или косвенно принимать участие в жизни государства и научить его содействовать своей жизнью и деятельностью приближению данного государства к идеалу культурного и правового государства.
  
   Участие народа в управлении предполагает внедрение в сознание каждого члена общества, каждого гражданина его обязанностей и прав по отношению к целому, углубление его социальных инстинктов и чувства социальной ответственности и выяснение значения целого для каждого отдельного индивидуума, входящего в его состав.
  

0x01 graphic

  

"Последний оплот (Гапон, Витте, Дурново)".

Рисунок неизвестного художника.

  
  
   В России на пути гражданского воспитания всегда было несколько преград, об одной из которой Н.Румянцев пишет:
  
  -- "У нас разрослась чуждая духу русского народа фигура чиновника, который стал "управлять".
  -- "Граждане", решавшие ранее свои дела, превратились в простых "подданных", способных лишь беспрекословно исполнять приказание, повиноваться; из свободных, размышляющих граждан, имевших свои "права", они превратились в людей, знающих только обязанности...
  -- Народ становится во враждебное отношение к государству, делается равнодушным к его благу и процветанию...
  -- Чем больше народ, страдающий от полного произвола чиновников, терял свои права, тем сильнее притуплялось у него чувство ответственности перед государством, сознание общности личных и государственных интересов, уважение к существующему порядку, казалось, что угасла даже сама любовь к родине"...
  
   Казалось не побороть этой отчужденности, но чувство любви к родине слишком глубоко укоренилось в русской груди, для того чтобы его можно было совершенно вытравить.
  
   Это ясно обнаруживалось в те моменты, когда государству и его целостности угрожала внешняя опасность, когда приходили враги.
   Но проходили эти моменты воодушевленной борьбы за свободу и независимость отечества, и снова наступали серые сумерки равнодушия и безразличия к государственным делам, понижение интереса к социальным вопросам, угасание сознания общественной солидарности.
  

Почему же мы столь инертны в нашей гражданственности?

  
   В.Стоюнин отвечает на этот вопрос так:
  
   "Развитие сословных специальных интересов у нас помешало развиться сознанию человеческого достоинства, уважению личности, произвело разъединение, которое расслабило всех и поставило чуть ли не враждебные отношения.
   Могло ли же тут выработаться сознание интересов гражданских, а с ними и человеческих?
   Русская школа всегда оторвана от своего народа.
   И в этом ее главное несчастье, так как оторванность мешала нашей школе воспитывать гражданское чувство".
  
   Как будто о сегодняшнем дне пишет А.Черняев еще в 1909 г.:
  
  -- "Можно смело утверждать, что у нас почти ничего не делается для развития нравственных идеалов в юношестве, совершенно без внимания оставлено развитие воли, творчества, любви к родине и других гражданских добродетелей.
  -- Последствия отсутствия воспитательной системы очень печальны: тратится много времени, много средств, и выпускается в жизнь молодежь без прочных моральных устоев, не приспособленная к упорному труду, быстро изменяющая свое мировоззрение и своих кумиров, и способная только пристроится к государственной и общественной службе, чтобы без риска и аккуратно получать 20-го числа жалованье".
  
   Россия прошла большой путь испытаний и потерь, и, казалось бы, должна научиться извлекать уроки из собственной истории.
   Но, нет, не произошло ничего подобного!
  
   В то же время, Пруссия, потерпевшая поражение от французов под Йеной, нашла причину своего поражения не только в недостатках военной, но и школьной системы.
  
  -- Она сумела перестроить систему школьного воспитания, суть которого было охарактеризовано самим королем в следующих словах: "Прусское государство потери свои в силе физической должно возместить силами духовными".
  -- Реформа обеспечила тот подъем, который вернул немецкому народу веру в себя, а с нею поднималось на ноги поверженное государство.
  -- Создателем новой педагогики был В.фон-Гумбольт, который свою науку построил на принципе: "воспитание к самостоятельности путем самодеятельности".
  -- "Воспитывать людей - вот задача школы: не профессиональные машинки должна она давать обществу и не конфессиональных марионеток, но полных, цельных, свободных людей, у которых все телесные и душевные задатки, путем свободного упражнения, развились живые познавательные и деятельные силы.
  -- Такая свобода развития обеспечивает и его индивидуальную самобытность: важнейшая вещь, ибо разнообразие в формах развития личности составляет истинное богатство человечества; однообразие - символ бездарности".
  -- Результат известен: в 1813 г., т.е. спустя всего 6 лет после катастрофы, Пруссия вернула себе все потерянное в результате Йенской катастрофы.
  
  
   Учебная литература Франции доносит до умов маленьких французов простые и понятные истины об их гражданском долге:
  -- "Исполнять долг, значит делать добро, т.е. любить родителей, помогать несчастным, жертвовать собою для ближнего, исполнять честно принятые на себя работу.
  -- Когда вы станете большими, ваш долг будет состоять в оказании собственным трудом помощи вашей семье, в охранении ее и в доставлении ей счастья.
  -- Для вас, как солдат, долг будет состоять в соблюдении дисциплины и в защите отечества.
  -- Как граждане, вы исполняете ваш долг, принимая участие в выборах должностных лиц, депутатов и уплачивая подати; также точно вы исполните ваш долг, оставаясь всегда и везде честными людьми и хорошими французами.
  -- Делайте добро - это есть долг".
  
  
   Учебник, изданный в Англии в 1885 г., по мнению его автора, имеет целью обучить мальчиков и девочек пониманию их прав, обязанностей и вольностей, как британских граждан.
  
   Здесь же содержатся правила поведения по отношению к иностранцам:
  
  -- 1)Будь всегда вежлив и учтив к иноземцу, ибо, прежде всего, это долг - быть учтивым и вежливым вообще к кому бы то ни было и, в особенности, к иностранцу, который находится вдали от близких ему людей.
  -- 2)Затем будь учтив еще и потому, что по образцу вашего общения с иностранцами, они будут судить о вас и, возвратившись на родину, доставят вам друзей или врагов, соответственно тому обращению дружелюбному или враждебному, которые они встретят от англичан обоего пола.
  -- 3)Наконец, необходимо быть вежливым и учтивым, ибо легка опасность впасть в противоположное обращение...
  -- 4)Везде отстаивайте честь вашей страны, но и не забывайте, что и другие равным образом обязаны отстаивать свою честь.
  

0x01 graphic

  

Аллегорическая фигура из серии "Основные науки".

Этьен Делон (1518--1583), французский художник.

  
  
  
   П.Блонский преложил в свое время курс родиноведения для русской школы, но при этом был озадачен вопросом: как избежать политических внушения со стороны учителя, чтобы данный курс не превратился в партийный катехизис?
  
   Но он же и нашел ответ на этот вопрос вполне достойны и заслуживающий внимания:
  
  -- "Мне кажется, удобнее всего курс гражданского воспитания разбить на две части.
  -- Первая часть - объективное описание органов государства...
  -- Вторая часть - социальная мораль...
  -- Темы ее: связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности; взаимопомощь; уважение к человеческой личности; братство людей, самопожертвование; благо государства, как высшее благо; участие в общественной деятельности, как нравственная обязанность".
  
   "Гражданское" воспитание, т.е. воспитание гражданских чувств и добродетелей, опирается на внутреннюю энергию человека.
  
   Люди энергичные, деятельные, активные - опора государства, напротив - вялые, инертные, безвольные люди - обуза, балласт государства.
  
   "Молодые люди, пробивающие себе дорогу энергией, трудолюбием и железным терпением, заслуживают полного уважения..."
  
   Основу внутренней энергии составляют:
  
  -- оптимизм и бодрость духа,
  -- уверенность в себе,
  -- воля,
  -- мужество,
  -- трудолюбие,
  -- железное терпение и выносливость,
  -- сознание долга и чувство ответственности, дисциплинированность.
  -- Их и надо культивировать в интересах "гражданского воспитания".
  
   Самой важной задачей воспитателя в этой сфере является развитие у человека умения судить обо всех вещах справедливо и поступать благоразумно.
  
   Я.Коменский в своей "Великой Дидактике" приводит мысль испанского мыслителя Хуана Вивеса:
  
   "Истинная мудрость заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такою, какая она есть, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы, и не восхвалять заслуживающего порицания.
   Отсюда именно рождаются в человеческих умах всякое заблуждение и ошибки, и ничего нет в человеческой жизни более гибельного, чем те превратные суждения, когда вещам дается не надлежащая оценка.
   Поэтому пусть приучается каждый уже с детства иметь о вещах истинные мнения, которые с возрастом должны укрепляться, и пусть устремляется к тому, что правильно и избегает того, что неправильно, чтобы эта привычка действовать правильно обратилась у него во вторую натуру...."
  
   В трудах классиков педагогики содержатся ряд важнейших мыслей, которые необходимо осмыслить и учесть:
  
  -- Не нужно излишеств: откиньте все эти колючие хитросплетения диалектики...; остановитесь на простейших положениях философии и сумейте надлежащим образом отобрать и истолковать их...( М.Монтень)
  --
  -- "Пусть наставник расскажет своему питомцы, что означает: знать и не знать; какова цель познания; что такое храбрость, воздержанность и справедливость; в чем различие между жадностью и честолюбием, рабством и подчинением, распущенностью и свободою; какие признаки позволяют распознавать истинное и устойчивое довольство; до каких пределов допустимо страшиться смерти, боли или бесчестия, какие пружины приводят нас в действие и каким образом в нас возникают столь разнообразные побуждения, ибо я полагаю, что рассуждениями, долженствующими в первую очередь питать его ум, должны быть те, которые предназначены внести порядок в его нравы и чувства, научить его познавать самого себя, а также жить и умереть подобающим образом"(М.Монтень)
  
   Научить правильно судить о происходящих событиях - большое искусство и довольно сложная задача в условиях информационной войны, разразившейся по всему миру и ведущаяся ныне в России.
  
   Но без гражданского просвещения и гражданского воспитания молодых и старых нельзя обеспечить прочность государства.
  
   Особое значение имеет гражданское воспитание (в том смысле, как это было указано: в качестве средства развития понимания каждым своего долга перед государством) имеет для подготовки офицерских кадров, т.е. лиц, который выполняют свой гражданский долг в чрезвычайно трудных и опасных условиях.
  

0x01 graphic

  

"Афинская школа"

Рафаэль Санти.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Шиллер (Schiller) Иоганн Фридрих (1759-1805), нем. поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения.
   Квинтилиан (Quintilianus) Марк Фабий (ок. 35 - ок. 96), римский оратор и теоретик ораторского искусства. Автор трактата "Об образовании оратора" - самого подробный сохранившийся курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы.
   Писарев Дмитрий Иванович (1840-68), русский публицист и литературный критик. С начала 1860-х гг. ведущий сотрудник журнала "Русское слово".
   Каптерев Петр Федорович (1849-1922), русский педагог и психолог, автор трудов по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.
   Кершенштейнер Георг (1854-1932), немецкий педагог, теоретик "гражданского воспитания".
   См.: Румянцев Н. Социально-гражданское воспитание с психологической точки зрения. // Вестник воспитания. -1916. -N7. - с.32.
   Румянцев Н. Указ. соч. - с.3-5.
   Стоюнин Владимир Яковлевич (1826-88), российский педагог и методист-словесник, автор трудов по теории и истории педагогики.
   Цит. по: Кудринский Ф.А. Педагог-гражданин (по поводу 25-летия со дня смерти В.Я.Стоюнина). // Вестник воспитания. - 1913 .- N8. - с.37.
   Черняев А. Воспитательная система, основанная на биографиях великих людей. - СП б., 1909. - с.3.
   Фридрих Вильгельм III (1770-1840), прусский король с 1797.
   Ефимов Е. Два идеала гражданского воспитания. I.Немецкий идеал. // Вестник воспитания. - 1915 .- N1. - с.4-6.
   Каменский П.В. Преподавание гражданской морали в народных школах в некоторых государствах Западной Европы. - Екатеринослав, 1905.- с.20.
   См.: Каменский П.В. Указ. соч. - с.42.
   Блонский Павел Петрович (1884-1941), российский педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и проф. (до 1931) Академии социального воспитания в Москве.
   Блонский П. О национальном воспитании. // Вестник воспитания. - 1915 .- N4. - с.17.
   Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. - М.: Учпедгиз, 1938. с.181.
   Вивес (Vives) Хуан Луис (1492-1540), испанский мыслитель эпохи Возрождения, гуманист и педагог.
   Монтень (Montaigne) Мишель де (1533-92), французский философ-гуманист, автор книги-эссе "Опыты" (1580-88). Обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность и предлагает весьма интересные идеи во его воспитанию.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012