ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"По законам и по сердцу премудрой Екатерины Великой"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
  

о законам и по сердцу премудрой Екатерины Великой"...

.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

МЫСЛИ НА БУДУЩЕЕ...

0x01 graphic

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I

   Из кн. В.О.Ключевского
  
  

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПЕРВЫХ ЛЕТ

  
   ... Император вступил на престол 12 марта 1801 г.
  
   Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом.
  
   Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления.
  
   Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения.
  
   Но скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания.
   Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных.
  
   Новое правительство поспешило прямо заявить направление, в каком оно намерено было действовать.
   В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки".
  
   В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность.
  
   Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл "произволом нашего правления". Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России.
  
   В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.
  
   С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада; они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени.
  
   Во второй половине этого царствования они принадлежали к великосветской молодежи, которая вместе с манерами французских салонов усвояла незаметно и политические идеи французской литературы просвещения. То были граф Кочубей, племянник екатерининского дельца Безбородка Новосильцев, граф Строганов, родственник Новосильцева, и поляк князь Адам Чарторыйский.
   Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований.
  
   Благодаря тому, что один из членов этой комиссии -- граф П. А. Строганов вел для себя записи его негласных заседаний на французском языке (24 июня 1801 г. -- 9 ноября 1803 г.), мы можем следить за деятельностью этого комитета.
   Он сразу затронул самые разнообразные государственные вопросы.
   Задачей этого комитета было помогать императору "в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей" -- так выражена была эта задача в одной записи.
  
   Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить "уложением (так я перевожу слово constitution), установленным на основании истинного народного духа".
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Князь Виктор Павлович Кочубей (11 (22) ноября 1768 -- 3 (15) июня 1834) -- русский дипломат и государственный деятель украинского происхождения, министр внутренних дел Российской империи (1802-07, 1819-23). В 1799 году возведён в графское, а в 1831 году -- в княжеское достоинство.
  -- Он учился в частном пансионе де Вильнева, одновременно в 1776 году был записан на службу в лейб-гвардии Преображенский полк.
  -- Начал дипломатическую карьеру в 1784 году в русской миссии в Швеции, затем служил в Лондоне, был назначен чрезвычайным посланником в Константинополь. Как дипломат он держался "национальной системы, основанной на пользе России", желал, чтобы "все державы дорожили её дружбой" и боялся её территориальных расширений.
  -- После вступления на престол Павла I был возведён в графское достоинство, но вскоре впал в немилость.
  -- Когда императором стал Александр I, сделался одним из ближайших его советников.
  -- После воцарения Николая I Кочубей стал председателем Госсовета(1827--1834) и Комитета министров (1827--1832)и был возведён в княжеское достоинство (1831). В 1834 году он стал канцлером по внутренним делам.
  -- В том же году в Москве он скоропостижно умер от припадка грудной жабы (стенокардии) и был похоронен в церкви Святого Духа Александро-Невской лавры.
  
   0x01 graphic
  
  -- Граф Николай Николаевич Новосильцев (1761 -- 8 (20 апреля) 1838, Санкт-Петербург) -- русский государственный деятель, член Негласного комитета, президент Императорской Академии наук (1803--1810), кабинета министров (1832), председатель Государственного совета (1834).
  -- Воспитывался в петербургском доме графа А. С. Строганова как незаконнорождённый сын его сестры Марьи, выданной замуж за Николая Устиновича Новосильцева.
  -- В 1783 году выпущен из Пажеского корпуса в капитаны лейб-гренадерского полка. В 1785 году перешёл секунд-майором в Волынский регулярный казачий полк.
  -- В 1786 причислен к коллегии иностранных дел. Принимал участие в войне со Швецией 1788--1790 годов, был прикомандирован к главнокомандующему гребным флотом. За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 года был произведён в полковники.
  -- Участвовал в подавлении восстания 1794 под руководством Костюшко в Польше и Литве.
  -- Выйдя в 1796 году в отставку, жил в Лондоне.
  -- Один из ближайших сподвижников Александра I в первые годы его правления, член т. н. "Негласного комитета".
  -- В 1803--1810 годах -- президент Академии наук, попечитель Петербургского учебного округа.
  -- На годы президентства Новосильцева пришлось первое русское кругосветное плавание.
  -- После разочарования императора в Негласном комитете и его фактического роспуска Новосильцев в 1806 году был направлен послом к Наполеону, но не успел доехать до Парижа, как была объявлена последним война.
  -- Участвовал в событиях 1806--1809, состоя при императоре.
  -- В 1809--1812 годах жил в Вене, выполнял различные дипломатические поручения в Западной Европе. Новосильцев тяжело переживал удаление от двора, стал предаваться крепким напиткам.
  -- В 1813--1815 годах вице-президент временного совета, управляющего Варшавским герцогством (впоследствии Царство Польское).
  -- С 1821 года советник наместника Царства Польского и доверенное лицо великого князя Константина Павловича.
  -- Стал преемником Адама Чарторыйского на посту попечителя Виленского университета (1824--1831) и Виленского учебного округа. Возглавлял комиссию, расследовавшую тайные организации студентов Виленского университета (филоматы, филареты). Деятельность Новосильцева в Польше продолжалась до 1831. Обнаруженная им здесь строгость и даже жестокость, особенно по отношению к молодежи, вызвали ожесточение поляков и, по мнению некоторых, способствовали ускорению восстания 1830 года.
  -- К 1820 году разработал проект "Уставной грамоты Российской империи" -- первой конституции за всю историю России.
  -- После Ноябрьского восстания (1830) Новосильцев вернулся из Польши в Петербург, где был назначен членом Государственного совета. Председатель Государственного совета (1834), кабинета министров (1832). В 1833 Новосильцеву пожалован титул графа.
  -- Умер в 1838 году. Похоронен в Духовской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
  
   0x01 graphic
  
  -- Князь Адам Ежи Чарторыйский (14 января 1770, Варшава -- 15 июля 1861, под Парижем)
  -- В начале XIX века близок к Александру I, входил в его "негласный комитет", занимал пост министра иностранных дел Российской империи (1804-1806).
  -- С началом польского восстания в ноябре 1830 года стал членом Административного совета, с декабря 1830 года председатель Временного правительства (польск. Rz?d Tymczasowy), затем до 15 августа 1831 года председатель Национального правительства (польск. Rz?d Narodowy). С подавлением восстания эмигрировал.
  -- С 1833 года обосновался в Париже. Возглавил консервативное крыло польской эмиграции -- "Монархическое товарищество Третьего Мая". Поддерживал антироссийскую политику западноевропейских держав, противоправительственные революционные и национально-освободительные движения, рассчитывая при их успехе на восстановление Польши.
  -- Во время Крымской войны покровительствовал польским военным формированиям в Турции.
  -- После заключения Парижского мира в марте 1856 года удалился от политической деятельности.
  
  
   0x01 graphic
  
  -- Граф Строганов Павел Александрович, генерал-лейтенант, сенатор, герой Отечественной войны 1812 г. родился 7 (19) июня 1772 г. в Париже.
  -- Павел Строганов получил отличное домашнее образование и в 14 лет был зачислен поручиком в Преображенский полк, в списках которого он числился почти с самого рождения. Одновременно был назначен адъютантом к князю Потемкину.
  -- Получив разрешение на заграничную поездку для завершения образования, Строганов вместе с Роммом провёл пять лет за границей. Он углубил свои знания в естественных науках, богословии, иностранных языках, упражнялся в фехтовании, верховой езде.
  -- После полутора лет напряжённых занятий в Швейцарии в начале 1789 г. молодой граф Строганов переехал в Париж, где как раз в это время происходили выборы в Национальное собрание. Переменив свою фамилию и назвавшись Павлом Очером (Очер - название одного из заводских поселений на Урале в обширных владениях Строгановых), Павел с головой окунулся в водоворот политической жизни Франции.
  -- Государыня Екатерина II, недовольная поведением молодого Строганова, потребовала возвращения вольнодумца в Россию, но без Жильбера Ромма. Павел Строганов вернулся, поселиться императрица указала ему в подмосковном селе Братцево - имении его отца, а из поручиков гвардии он был переименован в камер-юнкеры Высочайшего Двора.
  -- Став императором, Павел I не забыл своего крестника, пожаловал Строганова в действительные камергеры.
  -- После воцарения Александра I по инициативе Строганова был создан "негласный комитет" под председательством самого государя, для предварительного обсуждения государственных преобразований.
  -- В 1805 г. Павел Строганов сопровождал государя в походе против Великой Армии Наполеона, стал свидетелем поражения союзной армии в Аустерлицком сражении. Это кровавое поражение поселило в Строганове не только ненависть к французскому императору, но и определило направление его дальнейшей деятельности: сначала на дипломатическом поприще, а затем на военном.
  -- В кампанию 1807 г. он просил Александра I освободить его от прежних обязанностей и позволить перейти на военную службу. И вот, сенатор, тайный советник, граф Строганов П.А. поступил в армию простым волонтером... Службу Строганов начал у генерал-лейтенанта Платова М.И., командуя казачьим полком.
  -- В русско-шведской войне 1808-1809 гг. граф Строганов был под началом князя Багратиона П.И., участвовал в знаменитом переходе по льду на Аландские острова.
  -- За Татарицкий бой был пожалован орденом святого Владимира 2-й степени. Вернувшись в Петербург, граф Строганов в 1811 г. был пожалован в генерал-адъютанты. Отечественную войну 1812 г. встретил командиром 1-й гренадерской дивизией, входившей в состав 3-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Тучкова Н.А. Дивизия Строганова принимала участие в сражениях под Витебском, Смоленском, Валутиной Горой.
  -- Получив в армии кратковременный отпуск для лечения, граф Строганов побывал в Петербурге, а затем возвратился в армию вместе с 18-летним сыном Александром.
  -- За необыкновенное мужество, проявленное в битве под Лейпцигом, Строганов был удостоен ордена святого Александра Невского. Затем он командовал штурмом крепости Штаде, участвовал в блокаде Гамбурга. В 1814 г. под командой генерала Винцингероде Ф.Ф. уже на территории Франции Строганов П.А. участвовал в сражениях под Шампобером, Монмирайлем и Вошаном. В битве под Краоном его части в начале находились в резерве, здесь генерал получил страшное известие о гибели своего единственного сына...
  -- Несмотря на тяжёлую утрату, Павел Александрович участвовал в Лаонском сражении, получил за сражение под Краоном орден святого Георгия 2-й степени. Безутешный в своём горе, Строганов с разрешения государя с прахом сына выехал в Петербург. Там он был назначен членом комитета для вспомоществования неимущим увечным воинам. В сентябре 1814 г. Строганов получил в командование 2-ю пехотную дивизию.
  -- Вскоре генерал Строганов заболел быстро прогрессирующей чахоткой. В феврале 1817 г. он, по настоянию врачей, вместе с супругой, выехал за границу для лечения, но по дороге, на корабле, ему стало очень плохо, и 10 июня 1817 г. недалеко от Копенгагена Павел Александрович в возрасте 45 лет скончался. Тело его было привезено в Петербург и похоронено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
  
  
  
   Екатерина, как мы видели, оставила незавершенным здание центрального управления; создав сложный и стройный порядок местной администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами, с ясным обозначением "твердых пределов", что было обещано в июльском манифесте 1762 г.
  
   Внук продолжал работу бабки, но выведенная им вершина правительственного здания по духу и строю своему вышла непохожей на корпус, не соответствовала своему фундаменту.
  
   Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название "Непременного совета", для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений.
   Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.
  
   Затем преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер.
   Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы были в восемь министерств.
   То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений.
  
   Это последнее является впервые в системе наших центральных учреждений. Прежние коллегии подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был отчетен перед Сенатом.
  
   Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом.
  
   В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях.
   Но в неофициальном комитете император признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.
  
   Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли.
   С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность.
  
   12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне.
   Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Ободренные этим первым начинанием, некоторые свободомыслящие помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями.
   Доселе не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян. Так, воронежский помещик Петрово-Соловово заключил сделку с 5001 душой своих крестьян, предоставив им в собственность земли, которые они обрабатывали, с условием выплатить ему в 19 лет 1 Ґ млн. руб. Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами.
  
   Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс "свободных хлебопашцев".
   Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.
  
   Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра.
  
   Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй.
  
   Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции -- в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. -- в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора.
  
   Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора.
  
   То был Михаил Михайлович Сперанский.
  

0x01 graphic

  

СПЕРАНСКИЙ И ЕГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН

  
  
   Я передам лишь главные черты его жизни до того времени, когда он стал близок к императору.
  
   Сперанский вышел из общественной среды, которой не знали прежние государственные дельцы.
   Сперанский родился в 1772 г. и был сын сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил свое образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле была преобразована в духовную академию.
   Отлично кончив здесь курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свой любимый предмет -- математику, потом красноречие, философию, французский язык и т. д.
   Все эти разнообразные предметы Сперанский преподавал с большим успехом.
  
   Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу.
  
   Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал-прокурора, которым тогда и стал этот вельможа. Так в 1797 г. 25-летний магистр богословия преобразился в титулярного советника.
  
   Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать (48 часов в сутки), и отличное умение говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера.
  
   Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире.
  
   По воцарении Александра он был переведен в новообразованный Непременный совет, где в звании статс-секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел.
   Когда образованы были министерства, министр внутренних дел граф Кочубей перезвал его в свою канцелярию с оставлением в прежней должности статс-секретаря при Государственном совете.
  
   Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С 1806 г., когда первые сотрудники императора удалялись от него один за другим, Сперанский за болезнью Кочубея раз послан был с докладом к императору.
  
   Александр, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. С тех пор они сблизились. Отправляясь на свидание с Наполеоном в Эрфурт (1808 г.), император взял с собой Сперанского для докладов по гражданским делам. В Эрфурте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился.
  
   Раз на балу, говорят, император спросил Сперанского, как ему нравятся чужие края в сравнении с отечеством. "Мне кажется, -- ответил Сперанский, -- здесь установления, а у нас люди лучше". "Воротившись домой, -- заметил император, -- мы с тобой много об этом говорить будем".
  
   По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Этот план отличается особенностями, которые имеют тесную связь с характером и складом ума его составителя. Впечатлительного, более восприимчивого, чем деятельного, Александра подкупило обаяние этого блестящего ума, твердого, как лед, но и холодного, как лед же.
  
   Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно-академического образования.
  
   По характеру этого образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время.
  
   Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям, или, говоря философским жаргоном, к конкретным, эмпирическим фактам жизни.
  

0x01 graphic

Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I

  
  
   Философия XVIII в., как известно, народила много таких умов; русская духовная академия всегда изготовляла их достаточно. Это был Вольтер в православно-богословской оболочке.
  
   Но Сперанский имел не только философский, но еще и необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо.
  
   Упорная работа над отвлеченностями сообщила необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского; ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей.
  
   Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности.
   Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей. В этом запасе было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного комфорта; было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что было нужно для низменных нужд человека, для понимания действительности (у него больше политических схем, чем идей); в этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом.
  
   Но Сперанский отличался от государя тем, что у первого вся умственная роскошь была прибрана и стройно расставлена по местам, как дорогие безделки в уборной опрятной светской женщины. Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий. Это была воплощенная система.
  
   Ворвавшись со своими крепкими неизрасходованными мозговыми нервами в петербургское общество, уставшее от делового безделья, Сперанский взволновал и встревожил его, как струя свежего воздуха, пробравшаяся в закупоренную комнату хворого человека, пропитанную благовонными миазмами.
  
   Но в русский государственный порядок он не внес такого движения, как в окружавшую его петербургскую правительственную среду.
  
   Тому причиной был самый склад его ума.
   Это был один из тех сильных, но заработавшихся умов, которые, без устали все анализируя и абстрагируя, кончают тем, что перестают понимать конкретное.
  
   Сперанский и доработался было до этого несчастия.
   Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему туго давалось тогда понимание действительности, т. е. истории.
  
   Приступив к составлению общего плана государственных реформ, он взглянул на наше отечество, как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно математически правильные государственные построения. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал.
   Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России. Нет надобности подробно излагать этот неосуществившийся план.
  
   По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более достоинства и истинной силы".
  
   Сперанский заплатил в своем плане щедрую дань политическим идеям XVIII в. о воле народа как истинном источнике власти и т. п.
  
   План его излагал основания уравнения русских сословий пред законом и новое устройство управления: крестьяне получали свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений -- законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу, с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное -- Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий, исполнительное -- министерства, ответственные перед Думой, и судебное -- Сенат.
  
   Деятельность этих трех высших учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной наподобие английской.
  
   Эта аристократия -- блюстительница законов по всем отраслям управления и охранительница интересов народа.
  
   Вот этот изумительно смелый план, насколько он нам известен.
  
   План составлялся с необычайной быстротой: он начат был в конце 1808 г. и начале октября 1809 г. уже лежал на столе императора вполне готовый. Едва ли нужно прибавлять, что этот план не мог быть осуществлен в полном объеме, ибо нисколько не был рассчитан на наличные политические средства страны.
  
   Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума в России: один светлый, но презиравший действительность, другой теплый, но не понимающий ее. Впрочем, кое-что из этого плана было осуществлено, и я сейчас укажу на эти осуществленные его отрывки.
  
   **
  
   Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид.
  
   Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка. Приступу этому предпосланы были две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, они давали последнему дух и направление этой реформы, указывая, какие дельцы требуются для новых правительственных учреждений. 3 апреля 1809 г. издан был указ о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества.
  
   Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить; самое звание обращается впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами. Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы; новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу.
  
   По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике. Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер.
  
   Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях; закон требовал исполнителей "опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых", по выражению указа 3 апреля, -- "исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием", т. е. воспитанных в национальном духе, возвышающихся не выслугой лет, а "действительными заслугами и отличными познаниями", как гласит указ 6 августа.
  
   Действительно, требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г.
  
   Эти учреждения назывались скромным именем "новых образований прежних учреждений", возникших в первые годы царствования.
  
   Однако начала и формы, внесенные в управление этими "новыми образованиями", были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным местам характер новых учреждений.
  
   1 января 1810 г. открыт был преобразованный Государственный совет; это учреждение в основаниях своих действует доселе по плану Сперанского, настолько своеобразному, что он заслуживает внимания даже в коротком обзоре царствования. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем "все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти".
  
   Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти.
   Итак, Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти.
  
   Таким образом, устанавливается твердый порядок законодательства.
  
   В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г., говоря, что Совет "учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия".
  
   Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: 1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2) он один их рассматривает и 3) ни один закон, им рассмотренный, не передается к исполнению без утверждения верховной власти.
   Этими чертами указывается двоякое значение Совета -- законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. Но тому и другому значению поставлены были известные пределы.
  
   В законодательных актах следует различать два элемента -- законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона.
  
   Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы есть дело Совета.
   Но, не разделяя законодательного авторитета, Совет, так сказать, соприкасается с ним; таким соприкосновением служат мнения Совета -- большинства и меньшинства, как и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. е. проектами законов, и принимаются верховной властью во внимание при окончательном решении дела.
  
   Потому Совет нельзя назвать простой машиной для изготовления законопроектов в заранее предназначенном смысле: он разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму "пользуется всею свободою мнений", по выражению закона. Но, с другой стороны, его нельзя назвать законодательным учреждением в смысле западных законодательных собраний.
  
   Когда декрет, принятый законодательным представительственным собранием, отвергается короной, государство остается без закона до нового возбуждения законодательного вопроса; в России верховная власть, признавши решение Совета неудобным, может предписать ему рассмотреть дело вновь и выработать новое решение, не подсказывая его, а обращая внимание Совета на упущенные им обстоятельства дела. На Западе закон есть политическая сделка двух властей -- короны и законодательного собрания; у нас он есть воля одной верховной власти, но обыкновенно внушаемая Советом, что и выражается в самой формуле высочайше утверждаемых мнений Государственного совета: "внявши мнению Совета", "быть по сему".
  
   Но западный порядок законодательства основан на мысли о равенстве двух властей, на желании не дать одной из них перевес над другой; у нас в основании этого порядка положена мысль о средствах и условиях для наиболее правильной и осмотрительной выработки новых законодательных норм.
  
   Точно так же и значение Совета, законодательное и объединительное, и руководство всеми частями управления выражается не в надзоре за подробностями управления и исполнением законов, что есть дело Сената, а в соображении общих условий, обеспечивающих правильное исполнение законов; потому Государственному совету принадлежит разъяснение истинного смысла законов, принятие общих мер к их успешному действию, распределение государственных доходов и расходов, наконец, рассмотрение отчетов всех министерств по управлению вверенными им частями.
  
   Все эти особенности делают организацию Государственного совета довольно своеобразным явлением в государственном праве. Такому значению Совета соответствует и данное ему устройство. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов -- законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии.
   Для ведения делопроизводства Совета при нем учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывает в своем департаменте, а всей канцелярией руководит государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета на высочайшее усмотрение. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя всего Совета.
  
   Вслед за Государственным советом преобразованы были по плану Сперанского министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 г. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами.
  
   Они были преобразованы двумя актами -- манифестом 12 июля 1810 г. о разделении государственных дел на особые управления и "Общим учреждением министерств" 25 июня1811 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, именно коммерции, дела которою распределялись между министерствами финансов и внутренних дел; зато из ведения последнего выделены были дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции.
  
   Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием "главных управлений" со значением отдельных министерств: "главное управление ревизии государственных счетов" (или государственный контроль), "главное управление духовных дел иностранных исповеданий" и, наконец, еще раньше, в 1809 г., "главное управление путей сообщения". Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. е. административном, явилось всех одиннадцать вместо прежних восьми.
  
   В "Общих учреждениях" определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления. Оба акта, которыми преобразованы были министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения доселе признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор, и административный порядок, им установленный, даже в подробностях доныне продолжает действовать.
  
   Предположено было преобразовать и Сенат.
  
   Проект преобразования приготовлен был к началу 1811 г. и в июне внесен в Государственный совет. Этот проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров; другое под названием Сената судебного распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.
  
   Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством. В этом особенно блеснула искра тех идей, на которых построен был общий преобразовательный план Сперанского. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете; сильнее всего, разумеется, нападали на право выборов дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект и государь утвердил мнение большинства, но различные препятствия, внешние и внутренние, помешали осуществлению новой реформы, и сам Сперанский советовал ее отсрочить.
   Благодаря тому Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления. Значит, из трех отраслей высшего управления -- законодательной, исполнительной и судебной -- были преобразованы только две первые; третьей не коснулась реформа.
   К преобразованию губернского управления не было и приступлено.
  
   По разным причинам, которые имели более биографическое, чем политическое, значение, Сперанский был уволен от должности, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения.
  
   Он получил отставку в марте 1812 г. и, сверх чаяния, сослан был в Нижний, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа.
  
   Причины ненависти первого легко понять; менее понятен был ропот, поднявшийся против Сперанского в народе.
   Главной причиной этого недовольства был еще один преобразовательный план, составленный Сперанским.
   В удивительно разнообразную деятельность этого дельца входило и устройство финансов, которые находились в печальном положении вследствие войн и затруднений торговых, причиненных континентальной системой.
   По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение ассигнаций считалось 577 млн.; внешнего долгу -- 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн. ассигнациями, смета расходов требовала суммы в 193 млн., итак, дефицит -- 66 млн., что составляло более половины всей суммы государственных доходов.
  
   Это положение и хотел устранить Сперанский составленным им широким планом финансовых реформ.
   План этот основан был на двух началах -- на совершенном прекращении выпуска новых ассигнаций и постепенном изъятии из обращения старых; далее, на возвышении всех налогов, прямых и косвенных. Законами 2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. и возвышены были все налоги -- иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 коп. поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Любопытно, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог -- "подоходный прогрессивный"; им обложен был доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 руб. дохода и составлял 1% последнего; высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. руб. дохода, и составлял 10% последнего. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.
  

0x01 graphic

На большой дороге между Москвой и Можайском 21 сентября 1812 г.

  
  
   1812-м начался новый перерыв во внутренней деятельности этого царствования. Внешние события надолго отвлекли внимание правительства и общества от внутренних дел.
  
   Когда бури военных лет пронеслись, правительство не возвратилось к деятельности в прежнем направлении.
   События этих лет неодинаково подействовали на общество и на правительство: в первом они вызвали необычайное политическое и нравственное возбуждение; общество непривычно оживилось, приподнятое великими событиями, в которых ему пришлось принять такое деятельное участие.
  
   Это возбуждение долго не могло улечься и по возвращении русской армии из-за границы.
   Силу этого возбуждения нам трудно теперь себе представить; оно сообщилось и правительственным сферам, проникло в официальные правительственные издания.
  
   Печатались статьи о политической свободе, о свободе печати; попечители учебных округов на торжественных заседаниях управляемых ими заведений произносили речи о политической свободе как о последнем и прекраснейшем даре божьем.
  
   Частные журналы шли еще дальше: они прямо печатали статьи под заглавием "О конституции", в которых старались доказать "доброту представительного учреждения".
  
   Возбуждение сообщилось и, может быть, даже поддерживалось военными людьми, возвратившимися из заграничных походов. В офицерских кругах образовывались общества, в которых читались речи о недостаточности специального военно-технического образования для военных людей, о необходимости для них чтения, ученых упражнений общего образования.
  
   Совсем иначе подействовали внешние события на правительство, прежде всего на самого императора: оно вышло из тревог военных лет с чувством усталости, с неохотой продолжать преобразовательные начинания первых лет, даже с некоторым разочарованием в прежних своих политических идеалах. Различные причины вызвали эту перемену в настроении правительства; из них одной можно признать оказавшиеся результаты исполненных преобразований.
  
   Эти результаты не оправдали ожиданий, не внесли заметного улучшения в государственную жизнь, не устранили старых многочисленных злоупотреблений. Правительство пришло в уныние от этих неудач; притом и внешняя политика начала оказывать давление на ход внутренних дел.
  
   Внешние события поставили Россию в борьбу с последствиями французской революции; русское правительство как-то самым ходом дел стало консерватором в международных отношениях, охранителем законности, следовательно, поборником восстановления старины. Такое направление из международных отношений невольно переносилось на внутреннюю политику. Нельзя же было в самом деле одной рукой поддерживать охранительные начала на Западе, а другой продолжать преобразовательные предприятия дома.
  
   Таким образом, правительство во второй половине царствования стало постепенно отказываться от программы, которая так громко возвещена была в начале и к осуществлению которой были сделаны такие сильные приступы.
  
   Вследствие этого неодинакового действия одних и тех же событий на правительство и на общество они, правительство и общество, разошлись между собою, как никогда не расходились прежде. Благодаря такому разладу в обществе стало развиваться уныние, которое, питаясь все новыми, подбавлявшимися условиями, постепенно превратилось в глубокое недовольство.
  
   По привычкам, усвоенным еще в масонстве XVIII в., это недовольство, укоренившееся в высших, образованных кругах русского общества, повело к образованию тайных обществ, а Тайные общества привели к катастрофе 14 декабря 1825 г.
  
  
  
  
  

0x01 graphic

Проект медали на рождение в.к. Константина Павловича.

С рисунка, приложенного к "Русской Старине" 1877 г.

  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   Мужество есть способность человека терпеливо переносить невзгоды жизни. Сила этого качества главным образом зависит от силы воли... Немцы говорят об этом очень остроумно: "Потерявший имение -- ничего не потерял; потерявший честь -- много потерял; потерявший мужество -- все потерял". (Н. Бирюков). Мужество зависит также от национальных свойств бойца -- в силу этого наличность его тоже обусловливается социальными факторами. Следовательно, и в этом отношении победа приготовляется народом задолго еще до битвы. Интересным примером служит в древнем мире Спарта, где все государственное устройство и жизнь были приноровлены к одному -- развитию в гражданах мужества. Мужество является очень сложным духовным состоянием и в прямом смысле слова не может быть названо чувством. Главную составную часть так называемого "мужества" составляет чувство мощи. (Н. Головин). Мужество бывает двух родов: во-первых, мужество в отношении личной опасности, а во-вторых, мужество в отношении ответственности перед судом какой-либо внешней власти или же внутренней -- совести. (К. Клаузевиц). Мужество помогает человеку смело встречать опасности и препятствия на пути неуклонного стремления к осуществлению требований нравственности, в интересе которого он с твердостью переносит все постигающие его тягости и бедствия. Великодушие обнаруживается преимущественно в свободе от всяких своекорыстных расчетов и колебаний в виду предстоящего совершения честного и доброго дела, а также в устранении мелочной щекотливости и злопамятства в тех случаях, когда речь идет о прощении чужой несправедливости. (Основные понятия о нравственности... СП б., 1889). Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость, когда на что-то решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным. (Геродот).
  
   Муки Тантала. По древнегреческому мифу Тантал, фригийский царь, за оскорбление богов был жестоко наказан: он вечно был обречен испытывать муки жажды и голода, хотя вода и роскошные пло­ды были рядом с ним. Обозначают страдания от сознания близости желанной цели и невозможности ее достиг­нуть..
  
   Мунихия - афинская гавань с крепостью. В 321 г. до п. э. Антипатр заставил ее принять македонский гарнизон, и афиняне попали в полную зависимость от македонян.
  
   Му­ниципии - города и поселения, пользовавшиеся самоуправлением и правом римского гражданства.
  
   0x01 graphic
  
   МУРАВЬЕВ (Карский) Николай Николаевич (1794-1866), рос. ген. от инфантерии (1853). До начала Отечественной войны Муравьёв увлекался масонством и совместно с Муравьевым-Апостолом, Перовским и другими лицами выработал устав особого общества, члены которого через пять лет должны были основать на Сахалине коммунистическую республику. Война с Наполеоном положила навсегда предел этим мечтам. С марта 1812 г. Муравьёв состоял при Главной квартире под начальством генерал-квартирмейстера С. А. Мухина, при начале войны был назначен в корпус великого князя Константина Павловича, а при отъезде цесаревича из армии и расформировании его штаба -- в главную квартиру под начальство генерала Толя и принял участие в Бородинской битве. По очищении французами Москвы Муравьёв поступил в отряд генерала Милорадовича, и, состоя при котором до конца кампании, принимал участие во многих славных делах Отечественной войны. По очищении французами Москвы Муравьёв поступил в отряд генерала Милорадовича, и, состоя при котором до конца кампании, принимал участие во многих славных делах Отечественной войны...
   Произведённый 7 марта 1816 г. в штабс-капитаны Муравьёв 29 июля того же года был прикомандирован к командиру отдельного Грузинского корпуса А. П. Ермолову и был послан для осмотра российско-персидской границы; 30 августа 1816 г. произведён в капитаны. В 1817 г. он отправился в составе чрезвычайного посольства в Персию, а по окончании миссии остался на Кавказе и через три года совершил труднейшую экспедицию к восточным берегам Каспийского моря и в Хиву.
   По результатам поездки в Хиву Муравьёв в 1822 г. в Москве напечатал двухтомные записки о своём путешествии, содержащие ценнейшие материалы политического, географического, экономического, этнографического и военного характера.
   Началась Турецкая война 1828--1829 гг., где командовал Кавказской гренадерской резервной бригадой.
   Несогласия с графом Паскевичем вынудили Муравьёва покинуть Кавказ; он перевёлся как раз к началу усмирения Польского восстания 1831 г. на должность командира гренадёрской бригады 6-го пехотного (бывшего отдельного Литовского) корпуса, "покрывшей себя неувядаемой славой и особенно отличившейся при штурме Варшавы", за что был произведён 15 апреля 1831 г. в генерал-лейтенанты и 18 октября того же года получил императорскую корону к ордену св. Анны 1-й степени; 20 сентября назначен начальником 24-й пехотной дивизии. 21 июля 1832 г. получил польский знак "Virtuti militari" 2-й степени.
   В 1834 г. Муравьёв составил записку "О причинах побегов и средствах к исправлению недостатков армии". Цель и содержание записки Муравьёв объясняет в своем дневнике: "...я составил записку, в коей изложил горестное состояние, в коем находятся войска в нравственном отношении. В записке сей были показаны причины упадка духа в армии, побегов, слабости людей, заключающиеся большею частью в непомерных требованиях начальства в частых смотрах, поспешности, с коею старались образовать молодых солдат, и, наконец, в равнодушии ближайших начальников к благосостоянию людей, им вверенных. Тут же излагал я мнение свое о мерах, которые бы считал нужными для поправления сего дела, погубляющего войска год от году. Я предлагал не делать смотров, коими войска не образуются, не переменять часто начальников, не переводить (как ныне делается) людей ежечасно из одной части в другую и дать войскам несколько покоя". Записка заключала несомненно много ценных указаний, и даже император Николай I, сделавший на полях её массу отметок, объяснений и замечаний на разные пункты, неоднократно начертал "справедливо".
   Муравьёв постепенно вновь приобретал доверие Государя, и 6 декабря 1853 г. был произведён в генералы от инфантерии и 29 ноября 1854 г. пожалован генерал-адъютантом с назначением наместником Кавказским и командиром Отдельного Кавказского корпуса. Ему предстояло руководить войсками на Кавказском театре Крымской войны.
   Вступив в командование корпусом, Муравьёв отдал приказ, в котором самым лестным образом отзывался о войсках, на подвиги коих "более полвека с гордостью и изумлением Россия внимает", и призывал их стать полными "рвения и готовности за святое дело" в наступившую для России годину испытаний.
   Муравьёв провел в Тифлисе всего около 6 месяцев, отчасти неблагосклонностью к нему молодого государя Александра II, которую Муравьёв чувствовал, с горечью отклоняя все надвигавшиеся проекты "до лучших дней". Неосторожное распоряжение, сделанное им в покоренной Чечне, доставившее, по замечанию императора, "истинное удовольствие Шамилю", вынудило к увольнению Муравьёва от должности.
   Прощаясь с войсками, Муравьёв в приказе выражается, что в них "всегда признавал одно из лучших украшений и надежд возлюбленного отечества".
   Последние годы своей жизни Муравьёв проживал большею частью в имении Скорняково (Архангельское) Задонского уезда Воронежской губернии (сейчас Липецкая область), причем в 1861 г. получил звание второго шефа Самогитского гренадерского полка и зачислен в списки 13-го Лейб-гренадёрского Эриванского полка. Посвящая много забот своему имению, он, между прочим, в 1866 г. энергичными мерами приостановил распространение холеры. В этом же году, 23 октября, он скончался и погребен у восточной стороны Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря, причем похороны, согласно завещанию, отличались необыкновенной скромностью.
  
   0x01 graphic
  
   МУРАВЬЕВ Михаил Николаевич (1796-1866), рос. ген. от инфантерии (1863), граф (1865), поч. ч. Петерб. АН (1857). Брат А. Н. и Н. Н. Муравьевых. В 1857-61 мин. гос. имуществ, противник проведения крест. реформы. В 1863-65 ген.-губернатор Сев.-Зап. края, руководил подавлением Польск. восстания 1863-64.
  
   МУРАВЬЕВ Михаил Николаевич (1845-1900), граф, рос. дипломат, в 1897-1900 мин. ин. дел; инициатор созыва 1-й Гаагской мирной конф. (1899).
  
   0x01 graphic
  
   МУРАВЬЕВ Никита Михайлович (1796-1843). Капитан гвардии. Декабрист. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 Один из основателей "Союза спасения " и "Союза благоденствия". Приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой. С 1827 в Нерчинских рудниках, затем на поселении в Иркутской губернии.
  
   0x01 graphic
  
   МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ Сергей Иванович (1796-1826). Подполковник. Декабрист. Участник войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-1814 Один из основателей "Союза спасения". Организатор и руководитель восстания Черниговского полка. Казнен.
  
   0x01 graphic
  
   Муций Сцевола Гай - легендарный римский воин, подвиг которого в борьбе с этрусским царем Порсенной в 508 г. до Р.Х. спас Рим. Не сумев взять Рима при­ступом благодаря этому герои­ческому поступку, Порсенна перешел к длительной осаде. В осажденном городе нача­лись болезни и голод. Тогда один молодой римлянин, по имени Муций, для спасения отече­ства решился на отчаянное дело. Спрятав под плащом кинжал, он отправился в неприятельский лагерь, чтобы убить Порсенну. Его никто не задержал, и он благополучно пробрался в царскую палатку. В это время там раздавали жалование воинам. Не зная царя в лицо, Муций бросился с кинжалом на того, к которому все обращались с вопросами, и убил его. Оказалось, что это был лишь царский писарь. Этрусские воины схватили Муция, обезоружили и привели к Порсенне. Юноша бесстрашно заявил царю: "Имя мое Муций, я римский гражданин и хотел умертвить тебя - врага своего отечества. Как видно, я ошибся, но все равно твои часы сочтены, ибо 300 римских юношей составили заговор на твою жизнь. Первому жребий до­стался мне, и то, что мне не удалось, удастся кому-нибудь из остальных". Порсенна потребовал, чтобы Муций назвал заговор­щиков, угрожая в противном случае сжечь его живым на костре. Муций не ответил на это ни слова, но желая показать, насколько римляне презирают боль и физические страдания, спокойно подо­шел к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. При­сутствующие были поражены ужасом, а Муций, не дрогнув, стоял, пока рука его медленно горела на огне. Больше всех пора­жен был сам царь. "Ступай отсюда безнаказанно, - вскричал он, - ты поступил с собой более жестоко, чем со мной. Желал бы я, чтобы и за меня сражались такие же бесстрашные люди!" Исполненный удивления к храбрости римлян и опасаясь за свою жизнь, Порсенна, как говорит предание, не только отпустил Муция, но и снял осаду Рима. Благодарные сограждане высоко оценили подвиг Муция и дали ему почетное прозвище Сцевола (т. е. левша). Оно впоследствии переходило ко всем его по­томкам.
   Ганс Бальдунг. "Муций Сцевола". 1531. Картинная галерея
  
   МУШКЕТЕРЫ -- вид пехоты в XVI -- начале XVIII в., воору­женный мушкетами (дульнозарядными ружьями, главным образом, с фитильным замком). Во Франции -- часть гвардейской кавалерии (так называемые королевские мушкетеры).
  
   МУШТРА (от нем слова muster - образец, шаблон), система воинского обучения и воспитания, основанная на педантичном разучивании каждого приема, пока совершенное выполнение не войдет в привычку обучаемого. Непременной основой этой системы, насилующей природу человека, является еее принудительность, выражающаяся в строгом отношении обучающего не только к признакам нерадения, неисполнительности, недостатка энергии, но даже к малейшей его ошибке, происходящей от невнимательности или неловкости. В воспитательном отношении муштра представляет собою только суррогат воспитания и притом далеко не безвредный; правда, он автоматически дисциплинирует человека, приучает его подавлять собственную волю и душевные движения, отдавая себя в полное распоряжение воли начальника, но зато она обезличивает обучаемого, понижает в нем способность к проявлению собственного почина, сознательности, творчества и превращает его в машину. Часть, воспитанная на муштре, часто кажется извне образцом, но только до тех пор, пока чувствует над собой твердую руку авторитетного начальника; без этой руки она нередко обращается в беспомощную толпу, неспособную к целесообразным действиям в бою и в минуту опасности подверженную панике. Целесообразность муштровки кончается там, где конечное ее влияние обращено не на строй, а на отдельного человека. (А. Зыков).
  
   МЫШЛАЕВСКИЙ Александр Захарьевич (1856-1920). Генерал от инфантерии (1912). Русский военный историк. Окончил Академию Генерального штаба (1884). С 1898 профессор истории военного искусства Академии Генерального штаба. ВВ 1908-1909 начальник Главного штаба, с 1909 командир корпуса, в 1913 пом. Наместника на Кавказе по военной части. В 1-ю мировую войну пом. Главнокомандующего Кавказской армией, с 1917 командующий войсками Казанского военного округа. Автор трудов по русской военной истории: "Офицерский вопрос в ХVII веке. (Очерк из истории военного дела в России) (1899); "Петр Великий. Военные законы и инструкции" (1894); "Офицерские аттестации" (1905); "Петр Великий. Война в Финляндии в 1712-1714 гг.(1896); "Северная война на Ингерманладском и Финляндском театрах в 1708-1714 гг.(1893) и др.
  
  
  

0x01 graphic

Екатерина Вторая, окруженная семейством и ближайшими придворными.

С гравюры 1784 г. Сидо.

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  -- Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя.
  -- Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести.
  -- Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.
  -- Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое.
  -- Кто состоянием своим доволен, тому жить весело.
  -- Кто имеет веселье и веселиться не может, тот болен, или отдается мыслям своим во угнетение.
  -- Ложь изо всех вреднейших есть порок.
  -- Праздность есть мать скуки и многих пороков.
  -- Разумный человек всегда может найти упражнение.
  -- Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
  -- Правила воспитания суть первый основания, приуготовляющия нас быть гражданами.
  -- Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякага зла и заблуждения.
  -- Леность есть дурной учитель.
  -- Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.
  -- Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.
  -- Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.
  -- Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самаго человека, и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
  -- Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и (прячется где-нибудь) в отдалении.
  -- Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе.
  -- Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей.
  -- Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости.
  -- Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения.
  -- Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания; пусть все видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать.
  -- Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали.
  -- Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.
  -- Сделай добро, дабы делать добро, а не ради того, чтоб приобресть похвалу или благодарность. Добрые дела сами собою воздаяния приносят.
  -- Во всяком возрасте почитай родителей.
  -- Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрове почтительной; с мужем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и любви к ближнему; перед родственниками и свойственниками быть учтивой, добрые речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бережливой в расходах.
  -- Разврат дому есть: буде хозяйка любит слушать... разные враки, а выслушав, с прибавлением сказывает оныя мужу, и муж тому верит.
  
  
  

ЕКАТЕРИНА II

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023