ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Правило "служить верно"!

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Правило "служить верно"!

 []

Покорение Новгорода Иваном III в 1478 г.

Высылка знатных новгородцев в Москву.

Художник А. Кившенко

САМОСОЗНАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ДУХА

В.В. Зеньковский

  
   Начало личности, согласно христианской антропологии, существенно связано с самосознанием, которое является ее основным признаком.
  
   Самосознание - как это уже предугадывал Аристотель, в своем учении о Боге, - есть функция духа. Глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом.
  
   Самосознание есть функция духа, а не ума.
  
   ...Только в человеке имеет место самосознание, и это как раз является основным признаком личности.
   <...>
   И не в том лишь смысле, что человек видит себя, но и в том, что он открывает в себе глубину неисследимую, находит в себе целый мир.
  
   Самосознание имеет своим объектом именно эту глубину и неисчерпаемость жизни внутри человека - и потому самосознание есть в то же время сознание своего единства, своего "я", своего своеобразия, отдельности.
  
   Здесь же вспыхивает и сознание своего противостояния другим людям, миру и даже Богу, - в глубине себя человек находит не только внутренний мир, не только одно и то же "я", но и силу противостояния всему, что не есть личность, силу свободы.
   Здесь открывается какая-то черта абсолютности я, во всяком случае какой-то отсвет Абсолюта - именно в этой возможности противопоставлять себя всему, что не есть "я".
  
   Однако этот "отсвет" Абсолюта есть только момент, особенная черта личности, как она раскрывается в нас.
  
   Из глубины нашей рождается идея свободы и замысел "самоутверждения", а опты жизни учит тому, что мы ограничены со всех сторон.
  
   Начало личности не развертывается в нас во всей полноте того, что ей дано, - начало личности в нас неполно и ограничено, и здесь встает первая загадка личности, которая требует включения ее в систему тварного мира.
   <...>
  
   Пусть наше самосознание охватывает лишь малую часть того, что заключено в глубине человека, но слабое мерцание света самосознания есть не только чудо, не только загадка, - но оно иноприродно тварному бытию, как таковому.
  
   Оно не есть продукт природы, его никак нельзя вывести "снизу", в порядке генетической эволюции психики, из недр жизни; самосознание не рождается из недр сознания, из недр жизни, а приходит откуда-то "сверху", - т.е. от Бога. Ничто так не свидетельствует о сверхприродности в человеке, о невыводимом "образе" Божиим в человеке, как это свет самосознания.
  
   Самосознание - как это уже предугадывал, хотя и раскрывал чисто формально, Аристотель, в своем учении о Боге - есть функция духа. Понятие духовности, конечно, шире понятия самосознания, но конституирующий момент духовности и есть самосознание. <...>
  
  
   Самым ценным даром человека является самосознание и развивающееся на его основе чувство собственного достоинства. Именно они составляют основу и почву для "общечеловеческого" воспитания. Отсюда следует: развитие и воспитание самосознания и формирование на его основе чувства собственного достоинства человека, - ведущее направление "общечеловеческого воспитания".
  
  
  

 []

Углич. Кремль. Церковь Дмитрия "на крови".

Фреска "Убиение царевича Дмитрия". 18 в.

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

(жемчужины мысли)

  
  -- Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь силы, какого-нибудь достоинства (В. Белинский).
  --
  -- Уметь переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства (Г. Винклер).
  --
  -- Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство (Л. Вовенарг).
  --
  -- Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших - чтобы вовсе о себе не говорить (Ф. Вольтер).
  --
  -- Счастлив тот, кто быть сами собою может (Ф. Гагедорн).
  --
  -- Вера в себя есть нечто прекрасное, ибо это признак человека, сознающего свои способности (Т. Гоббс).
  --
  -- Уважение других дает повод к уважению самого себя (Р. Декарт).
  --
  -- Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).
  --
  -- Гордость без смирения тщеславие; смирение без гордости - униженность (З. Красиньский).
  --
  -- Признак истинного достоинства человека в том, что даже его завистники вынуждены его хвалить (Ф. Ларошфуко).
  --
  -- От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько их от излишнего к себе уважения (М. Монтень).
  --
  -- Кто сам говорит о своих достоинства, тот смешон, но кто не сознает их - глуп (Ф. Честерфильд).
  --
  -- Не жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, - все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет истинную собственность - свое человеческое достоинство (Эпиктет).
  
  
  

 []

  

МЫСЛИ И ПРИМЕРЫ ИЗ СВЕТСКОЙ ИСТОРИИ

  
   "Я мыслю себе ХХI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил.
   Образование подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести, - вот в общих чертах то, что нам нужно в ХХI веке", - писал Д.С. Лихачев.
  
   Чувство собственного достоинства - это особое отношение человека к главному своему личностному достоянию, каким является честь, доброе имя, статус в обществе и т.п.
  
   Чувством собственного достоинства обладает только духовно развитая личность, которая понимает и осознает вред унижений, оскорблений, необоснованных давлений, придирок и т.д. Человек с развитым чувством собственного достоинства не позволит себя оскорблять, унижать, притеснять и третировать. Он умеет тонко уловить оскорбление не только в грубом выпаде против него, но и в завуалированной форме издевательства и насмешки.
  
   Развитое чувство собственного достоинства позволяет человеку подняться над мотивами низкого плана, к примеру, выслушивать незаслуженные упреки только из-за того, что наградой за это последует какая-то льгота или же благосклонное расположение начальства.
  
   Прекраснейшим примером развитого чувства собственного достоинства служит российское дворянство.
  
   Правило "служить верно" входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус этической ценности, нравственного закона. Этот закон признавался безоговорочно многими поколениями дворян, принадлежавшими к разным кругам дворянского общества.
  
   Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный А.С. Пушкиным в его "Капитанской дочке", когда Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
  
   "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
  
   Чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.
  
   Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
   Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким.
  
   Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь.
   Согласно дворянской этике, "честь" не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
  
   В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно, и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.
  
   Готовность рисковать жизнь для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова.
  
   Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения - считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
  
   Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, "честного слово". Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль.
   Нарушить данное слово - значит, раз и навсегда погубить свою репутацию.
   Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии.
  
   Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принципы.
   Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах - традиционная установка российского дворянства, отличающая его от западных дворян.
  

Приведем пример из нашей военной истории.

  
   В 1813 году, вскоре после Кульмского сражения, на одном из переходов цесаревич Константин нагнал колонну кавалергардов и увидел, что полковник В. Каблуков едет в строю вопреки уставу в фуражке, а не в каске...
  
   Возмущенный брат императора подскакал к Каблукову, сорвал фуражку и, наговорив дерзостей, двинулся дальше. А между тем полковнику, раненому под Аустерлицем тремя сабельными ударами в голову и двумя штыковыми в бок, приказом по полку разрешалось носить в строю фуражку.
  
   Вечером на привале Каблуков объявил однополчанам, что собирается подать рапорт об отставке.
   Все офицеры, возмущенные выходкой цесаревича, подали такие же рапорты по команде.
   Из солидарности к ним присоединился командир полка и шеф кавалергардов Уваров.
  
   Это известие дошло до Александра I.
  
   Через несколько дней цесаревич проводил смотр в полку.
   После смотра цесаревич собрал офицеров полка и признал себя виновным в нанесении незаслуженной обиды доблестному полковнику и просил извинить нанесенную обиду.
  
   "А если, - добавил Константин Павлович, - кто-нибудь из офицеров останется недоволен, то я согласен дать каждому личную сатисфакцию".
  
   Конечно, победителем из этого конфликта вышел не только Каблуков, но и все офицеры полка.
  
   Каждый из кавалергардов ясно понимал, что не вступись он за своего товарища, завтра может сам оказаться жертвой подобных оскорблений.
  

***

 []

"Хованщина".

1682 г. Миниатюра из "Истории Петра Великого"

П. Крекшина. 18 в.

  

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

  -- Злоба сама себе вредит (Св. Златоуст).
  -- Как червь, подтачивающий дерево, повреждает оное; так и злоба, питаемая в сердце человека, снедает оное (Авва Исаия).
  -- Кто человека оскорбит, того и Бог оскорбит.
  -- Не будем неправдами нашими навлекать на себя гнев правды Божий (Филар. Архиеп. Черниговский).
  -- Мы не должны питать ненависти к ближним, из любви к нам самим.
  -- Кто не любит, ненавидит брата своего, то есть всякого человека, в том и к Богу не может быть любви (1 Иоанн 4, 20), того и Бога не любит.
  -- Не имеете ненависти ни к кому из человеков, и Бог возлюбит вас (Св. Епифаний Кипрский).
  -- Не довольно удержаться от зла, если не будешь делать и добро. Мало того, чтобы никому не вредить, а нужно еще стараться быть полезным для многих (Блаж. Августин).
  -- Если ты делаешь зла ближним, - этого мало: не желай зла, делай ему добро, или ты уподобишься цветущему только, но бесплодным дереву (Ксенократ).
  -- Не делайте другим того, чего бы вы не желали, чтобы вам делать: исполнение этого правила составляет доброту. Делайте другим то, что вы желаете, чтобы вам делали, - вот добродетель.
  -- Любить ближних и делать им добро нужно не потому только, что это - прямая заповедь Божественного Законодавца Ветхого и Нового заветов (Лев. 19, с.18; Сф. 22, 37-39), но и потому еще, что в этой любви и споспествовании благу ближних заключает наше собственного блага.
  -- Польза каждому заключается в пользе ближнего, и польза ближнего в его пользе (Св. Златоуст).
  -- Наливаешь на руку своею елей, чтобы помазать слабого, сам прежне принимает тук от елея; так и молящийся за брата (и вообще заботящий о пользе ближнего и делающего и делающий ему добро), прежде нежели принесет ему пользу, сам получит пользу (Древ. Патер.).
  -- Кто себя только любит, о себе лишь заботится, и думает: было бы только хорошо, - и другие пусть себе живут, как знают, - самый опасный враг наш.
  -- Самолюбие - самый опасный ваг наш.
  -- Эгоизм - первое звено длинной цепи всяких пророков.
  -- Если любовь есть пламень, то самолюбие есть самосожжение. Кто живет только для себя и ищет единственных выгод, тот не может быть счастлив. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других.
  -- Живи для других, если хочешь жить для себя (Сенека).
  -- Сам Бог общителен; ибо создал разумные твари, которым бы мог открывать Свои совершенства.
  -- Кто думает только о себе, когда фортуна благоприятствует ему, в несчастии не имеет друзей.
  -- Каждый должен предпочитать себе всех (Св. Василий Великий)
  -- Долг всех и благо всякому - жить для всех.
  -- Наша дружба пусть принадлежит людям добрым; наше уважение - благочестивым; наша ближайшая и первейшая забота - родным; наша любовь - всем; наша помощь - нуждающимся (Прот. И. Толмачев).
  --

***

 []

Троица.

Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

1378 г.

Феофан Грек.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- ТАИНСТВО - священное символическое действие, установленное Иисусом Христом, через которое невидимым образом подается человеку благодать Св. Духа.
  --
  -- ТАЙНА - истина Откровения, источник света, просвещающего разум, и в то же время неисчерпаемая бездна для разума, пытающегося исследовать ее и дробящего на "тайны" единую тайну Божию. Бог открыл нам ("снял завесу") Свои тайные замыслы, говорил нам в Сыне Своем; литургия - "тайна веры".
  --
  -- ТЕЛО - означает видимую человеческую личность, то есть больше, чем тело, в противоположность душе - наши "тела воскреснут".
  --
  -- ТРЕБНИК - богослужебная книга с чинопоследованием треб.
  --
  -- ТРЕБЫ - в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии) и Рукоположения, а также молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и пр.
  --
  -- ТРИОДЬ - богослужебная книга, включающая чинопоследование служб предпасхального периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь цветная).
  --
  -- ТРОПАРЬ - краткое песнопение, посвященное празднику или святому.
  --
  -- ФАРИСЕИ - первоначально: благочестивые люди, как Маккавеи; противополагаются нечестивым. Строго придерживаясь внешней обрядности и видя в ней сущность религии, они возгордились и стали презирать тех, кто не разделял их взглядов и не заботился о точном исполнении обрядов.
  --
  -- ФЕЛОНЬ (риза) - верхнее богослужебное облачение без рукавов. Прежде употреблялось епископами и священниками. Теперь в Ф. служит только священник.
  --
  -- ХЕРУВИМ и СЕРАФИМ - небесные создания наивысшего (ангельского) чина, служащие Богу и воспевающие славу Ему.
  --

***

ИСПОВЕДАЛЬНОЕ ПИСЬМО

 []

А. Н. Островский. Портрет худ. А. А. Перова. 1871 г.

А. Н. Островский о "темном царстве" и

где нагло растоптано самодурами

   Н. А. Добролюбов
  
   Для того чтобы сказать что-нибудь определенное о таланте Ост­ровского, нельзя ограничиться общим выводом, что он верно изоб­ражает действительность; нужно еще показать, как обширна сфера, подле­жащая его наблюдениям, до какой степени важны те стороны фактов, кото­рые его занимают, и как глубоко проникает он в них.
  
   Островский умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отливать натуру от всех извне принятых уродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его про­изведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмути­тельных по содержанию, но внешнею, официальною стороною дела со­вершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону.
  
   ...С этими предварительными соображениями вступим теперь в этот мир, открываемый нам произведениями Островского, и постараемся всмот­реться в обитателей, населяющих это темное царство.
   Скоро вы убеди­тесь, что мы недаром назвали его темным.
  
   Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права...
  
   И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда.
  
   Но бывают в "темном царстве" и такие случаи, что неразумные бед­няки женятся на бедных девушках...
   И тут-то начинается ад кромешный!..
   Ад этот хорошо изображен Островским в "Доходном месте".
  
   Кроме того, здесь мы видим уже бесчисленное множество оттенков и степеней; и чем выше, тем самодурство становится наглее, внутренне и гибельнее для общего блага, но благообразнее и величавее в своих формах.
  
   Винить ли за это художника?
  
   Не оглянуться ли лучше вокруг себя и не обратить ли свои требования к самой жизни, так вяло и однообразно плетущейся вокруг нас...
  

Добролюбов Н. А.

Собр. соч. в 9-ти томах, т. 5. М.-- Л., Гослитиздат, 1962.

  
   Д. И. Писарев
  
   Критик докажет вам, что только умный и развитой человек может оберегать себя и других от страданий при тех неблагоприятных условиях жизни, при которых существует огромное большинство людей на земном шаре; кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страда­ний, тот ни в каком случае не может быть назван светлым явлением.
  
   Только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; что не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь; следова­тельно, если молодость проводится под скорлупой, то и ум и воля чело­века остаются навсегда в положении заморенного зародыша; и наблюда­телю, смотрящему со стороны на этот курятник, остается только изучать различные проявления человеческого уродства.
  
   Так как жизнь не шевелит и не развивает ума, то человеческие способности глохнут как при воспитании палкой, так и при воспитании лаской.
  
   В первом случае получается тип, который я для краткости назову карликами, во втором -- получаются также уроды, которых можно назвать вечными детьми.
  
   Когда человек страдает, он всегда делается трогательным; во­круг него разливается особенная мягкая прелесть, которая действует на вас с неотразимой силой; не сопротивляйтесь этому впечатлению, когда оно побуждает вас в сфере практической деятельности заступиться за несчастного или облегчить его страдание; но если вы в области теорети­ческой мысли рассуждаете об общих причинах разных специфических страданий, то вы непременно должны относиться к страдальцам так же равнодушно, как и к мучителям, вы не должны сочувствовать ни Катери­не, ни Кабанихе, потому что в противном случае в ваш анализ ворвется лирический элемент, который перепутает все ваше рассуждение.
  
   Наш народ говорит, что "за битого двух небитых дают".
  
   Пока в нашу жизнь не проникнет настоящий луч света, пока в массах народа не разовьется производительная деятельность, разнооб­разие занятий, довольство и образование, до тех пор биты, непременно будет дороже двух небитых и до тех пор родители в простом быту постоян­но будут принуждены бить своих детей для их же пользы.
  
   Народ нуждается только в одной вещи, в которой заключаются уже все остальные блага человеческой жизни. Нуждается он в движении мыс­ли, а это движение возбуждается и поддерживается приобретением зна­ний.
  
   Пусть общество не сбивается с этой прямой и единственной дороги к прогрессу, пусть не думает, что ему надо приобрести какие-нибудь добро­детели, привить к себе какие-нибудь похвальные чувства, запастись тон­костью вкуса или вытвердить кодекс либеральных убеждений.
  
   Все это мыльные пузыри, все это дешевая подделка настоящего прогресса, все это болотные огоньки, заводящие нас в трясину возвышенного красноре­чия, все это беседы о честности зипуна и о необходимости почвы, и от всего этого мы не дождемся ни одного луча настоящего света.
  

Писарев Д. И.

Литературная критика в 3-х томах, т. 1. Л., 1981

  
   Н. К. Михайловский
  
   Вся сила Островского заключается именно в психологии насилия и обмана в их русской форме, и надо удивляться той неистощимости творчества и той тонкости анализа, с которыми он строил свои чуть не бесчисленные художественные комбинации волчьего рта и лисьего хвоста.
  
   Говорю "чуть не бесчисленные", потому что, сосчитав даже всех действующих лиц про­изведений Островского, мы получим цифру, далеко не выражающую ко­личество отмеченных им комбинаций насилия и обмана.
  
   Высокий комический талант Островского и тонкое понимание пси­хологии обмана и насилия давали ему возможность с необыкновенной жизненностью рисовать эти переходы, которые у всякого другого, даже большого писателя рисковали бы оказаться фальшивыми, деланными.
  
   Но ему не чужда была и глубоко трагическая струя.
  
   В числе его героев и героинь есть немало таких, которые изнемогают от плавания в безбреж­ном море наглого издевательства и подлой лжи, изнемогают и тонут в пья­ном разгуле, как Любим Торцов ("Бедность не порок"), в сумасшествии, как Кисельников ("Пучина"), прямо в реке, как Катерина ("Гроза").
  
   Островский понимал, что к концу этой четверти века семейная дра­ма, не осложненная всеми этими веяниями, не отразившая их на себе, как бы она ни была высока и многознаменательна в общем смысле, не может уже представить столь полную картину русской жизни.
  
   Как бы то ни было, но Островский десятки лет неустанно творил, неустанно делал великое, доброе дело; и, помимо высокой художествен­ной цены его произведений, всякий, испытавший на себе, что значат вол­чий рот и лисий хвост,-- а мало ли таких, испытавших?! -- скажет: мир праху твоему, борец за оскорбленную, попранную насилием и обма­ном душу человеческую!
  
  

Михайловский Н. К.

Сочинения, т. VI. СПб., 1897 .

  

Илл.

  


 []

"Доходное место"

Сцена из спектакля. Малый театр. 1863 --1864 гг. Жадов -- С. В. Шуйский; Юсов -- П. М. Садовский; Белогубов -- А. А. Рассказов. Литография Белоусова. Жадов -- А. А. Остужев. Малый театр. 1900 г. Кукушкина -- В. Н. Пашенная, Юсов -- И. В. Ильинский. Малый театр. 1947 г.

 []

"Гроза"

А. Головин. Эскиз декорации к спектаклю. Александрийский театр. 1916 г.

Тихон --М. П. Садовский; Кабаниха --О. О. Садовская. Малый театр. 1881 г.

 []

А. Головин. Эскиз костюма к спектаклю. Александрийский театр. 1916 г.

  
  
  

***

  
   Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.,1993.
  
   Войно-Ясенский Л. Дух. Душа. Тело. - М., б/г. - С.90.
  
   Жемчужины мысли. Сост. А.А. Жадан. - Минск, 1987.
  
   Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии.-1990.- N4
  
   Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М.,1995.
  

***

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010