ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Право, которое надо заслужить

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Информация к размышлению


А.И. Каменев

Право, которое надо заслужить!

  
   Военное дело, в ряду прочих дел человеческих, стоит особняком и оно не по плечу каждому человеку.
   *
   Безвозвратно прошло то время, когда каждый гражданин был воином.
   *
   Уже давно, со времен древнего Рима, по крайней мере, стараются делать так, чтобы в войска шли лучшие граждане.
  

"Самое благодетельное учреждение"...

  
   Один из первых правителей Древнего Рима, Сервий Туллий, после успешного похода против вейян и других этрусков, возвратился в Рим и, говоря словами Тита Ливия, приступает к величайшему из мирных дел, чтобы, подобно тому как Нума Помпилий, явился творцом божественного права, Сер­вий прослыл у потомков творцом всех гражданских различий, всех сословий, четко делящих граждан по степеням достоинства и со­стоятельности:
  
   "Он учредил ценз - самое благодетельное для будущей великой державы установленье, посредством которого по­винности, и военные, и мирные, распределяются не подушно, как до того, но соответственно имущественному положению каждого. Именно тогда учредил он и разряды, и центурии, и весь основан­ный на цензе порядок - украшенье и мирного и военного времени".
  
   Всех свободных римских граждан Сервий Туллий разделили на ряд категорий (Тит Ливий):
  
   "Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и младших возрастов; все они получили название "первый разряд", старшим надлежало быть в готовности для обороны города, млад­шим - вести внешние войны. Вооружение от них требовалось та­кое: шлем, круглый щит, поножи, панцирь - все из бронзы, это для защиты тела. Оружие для нападения: копье и меч. Этому раз­ряду приданы были две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено доставлять для нужд войны осадные сооруженья.
   Во второй разряд вошли имеющие ценз от ста до се­мидесяти пяти тысяч, и из них, старших и младших, были со­ставлены двадцать центурий. Положенное оружие: вместо круглого щита - вытянутый, остальное - то же, только без панциря.
   Для третьего разряда Сервий определил ценз в пятьдесят тысяч; обра­зованы те же двадцать центурий, с тем же разделением возрастов. В вооружении тоже никаких изменений, только отменены поно­жи.
   В четвертом разряде ценз - двадцать пять тысяч; образованы те же двадцать центурий, вооружение изменено: им не назначено ничего, кроме копья и дротика.
   Пятый разряд обширнее: образо­ваны тридцать центурий; здесь воины носили при себе лишь пра­щи и метательные камни. В том же разряде распределенные по трем центуриям запасные, горнисты и трубачи. Этот класс имел ценз одиннадцать тысяч.
   Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из которых была образована одна центурия, свободная от военной службы".
   Более бедные слои населения получили название пролетариев (от латинского слова proles - потомство, т.е. в этом назва­нии содержался намек на то, что все их богатство состояло лишь в потомстве!).
   *
   Реформа Сервия Туллия имела и военное, и политическое значение.
   Ее военное значение состояло в том, что каждый имущественный класс должен был выставлять определенное количество центурий (сотен). Так, первый класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, сле­дующие три класса - по 20 центурий пехотинцев и последний, пятый класс - 30 центурий легковооруженных пехотинцев. К этим 188 центуриям следовало еще добавить 5 нестроевых (одна из них выставлялась пролета­риями).
   Однако центурия была не только военной, но и поли­тической единицей. Голосование в народном собрании стало проводиться теперь по центуриям, и вскоре центуриатные комиции оказались наиболее распространенным и популярным видом народного собрания. Так как каждая центурия имела один голос, то первый класс, если только он выступал единодушно, располагал всегда обес­печенным большинством голосов (98 из 193!).
   *
   Учреждение ценза способствовало перевесу богатых слоев общества и сокращению политического значения бедных.
   Ценз, по мнению историков, был справедлив потому, что на богатых легло больше тягостей, податей и повинностей, а, следовательно, они должны были иметь и больше влияния в госу­дарстве.
   *
   Произведя общую перепись и тем самым, покончив с цензом, Сервий Туллий издал закон об уклонившихся, который грозил им оковами и смертью.
   *
   Таким образом, правительство римское признавая, что защищать отечество, служа в войске, были обязаны, преимущественно свободные от рождения, благородные, богатые или до­статочные и ничем не опороченные римские граждане, им одним предоставило это почетное право, на них одних возлагало и эту почетную обязанность.
   *

Ограничения права служить отечеству

  
   В рамках цензового права служить в римском войске, были введены определенные ограничения в возрастном, физическом и нравственном отношениях.
   *
   Так, никто моложе 17-ти лет и старше 45-ти лет не мог быть обязываем военною службой, хотя мог быть принимаем в нее по собственной доброй воле. Но законные сроки действительной службы считались только с 17-ти до 45-ти лет.
   28-ми-летний срок военной службы не был непрерывный, но мог быть прерываем, лишь бы только военнослужащий прослужил полное число установленных законом шестимесячных походов, в пехоте - 20-ти, а в коннице - 10-ти.
   Прослужившие половинное число этих походов - и только они одни имели право на получение общественных и государственных гражданских должностей.
   По достижении 45-ти-летнего возраста, римские граждане были совершенно освобождаемы от обязанности слу­жить в войске и причисляемы к городским легионам (legiones urbanae) или к местным гарнизонным войскам. Обязанности их ограничивались, в мирное время - городовою службой, а в военное - обороной городов.
   Но те из них, которые сами добровольно или по приглашению полководцев вновь поступали на службу в полевые войска, назывались ветера­нами (veterai, emeriti, evocati) и пользовались большим уважением и особенными преимуществами.
   ***
   Важное значение имело и требование к физическим способностям будущего воина.
   Во внимание принимались: рост, здоровье, бодрость, крепость и сила.
   В отношениа к росту, историки говорят, что римляне, будучи вообще небольшого роста, обращали на него гораздо менее внимания, нежели на совершенно здоровое состояние, бодрость, крепость и силу тела.
   И в этом отношения им редко приходилось делать исключе­ния, потому что в этом периоде нравы римлян были еще очень просты и суровы, а потому и слабых, болезненных или с телесными недостатками, либо пороками, между ними было очень мало.
   Однако были некоторые телесные недостатки, которые слу­жили препятствием к приему в войско, именно тзкие, которые могли затруднять им и препятствовать надлежащим: употребле­нию оружия и действиям в строю, как-то: телесные пороки рук и ног, слабость слуха и особенно зрения.
  
   Некоторое по­нятие о том, чего требовали римляне от новобранцев в телесном отношении, может дать то, что говорит об этом Вегеций, именно:
  
   "Новобранец должен иметь глаза - живые, го­лову - поднятую вверх, грудь - широкую, плечи - плотные, кисти рук - большие, руки - длинные, живот - небольшой, стан - стройный, ноги и ступни - менее мясистые, нежели жилистые. Если все это есть, то нечего смотреть на рост, ибо гораздо нужнее, чтобы воины были крепко сложены, нежели высокорослы".
  
   Во­обще полагают, что у римлян отношение к внешним данным было не только сугубо практическое, но и эстетическое.
   С этим можно согласиться, понимая, насколько важны внешние данные для того, чтобы производить должное впечатление на сограждан и на врагов.
   ***
   Наконец, право служить в римском войске определялись нравственными условиями, именно незазорными, безукоризненными во всех отношениях нравствен­ностью и поведением - качествами, которые в эти лучшие вре­мена римской республики были, можно положительно сказать, общими римским гражданам.
  

Требование "Соборного уложения" к ратным людям

  
   Надо отметить, что в войске русском издавна ценили нравственность военного.
   Так, в "Соборном уложении царя Алексея Михайловича" (1649 г.) подчеркивалось, что ратный человек, как представитель государственной власти, должен был иметь нравственный авторитет для охранения государевой чести и службы ратных людей.
   В частности, он должен был предупреждать всякую измену, не позволять никому грабить и избивать жителей, заботиться о предупреждении побегов со службы и не отпускать никого со службы без государева указа.
   *
   В этом кратком положении "Соборного уложения" ХVII века с прозорливой ясностью указывались, по меньшей мере, три важных мотива нравственности ратных людей:
  
  -- во-первых, нравственность ратного человека - это прекраснейшая гарантия его надежности;
  -- во-вторых, высокая нравственность военнослужащего служила основанием для уважения их согражданами;
  -- в-третьих, люди ратные, являясь государевыми слугами, должны были укреплять авторитет государственной власти. А это было только под силу людям безупречным в нравственном отношении.
  

"Пойду на варваров с одним десятым ле­гионом"...

  
   Статус римского войска был настолько высок, что в наказание за военные и особенно государственные про­ступки и проступления, из войска были исключаемы как отдельные лица, так и целые отряды войск, и даже целые города, области или племена Италии были объявляемы недостойными нести военную службу.
   Так, по уходу карфагенян в Италии в конце 2-й пунической войны, подобному наказанию были подвергнуты все жители Бруттия, Лукании, Пицена и других областей Италии, которые после сражения при Каннах восстали против Рима и присоединились к Ганнибалу (Н.С. Голицын).
   *
   Как свидетельствует Плутарх, Цезарь во время войны против германцев вынужден был прибегнуть к устрашению своих легионов решением отстранить их от участия в боевых действиях в силу того, что обнаружил робость в своих войсках перед германцами, которыми руководил Ариовист.
  
   Вот как это было, по Плутарху:
  
   "... Германцы были несносными соседями для покоренных Цезарем народностей, и было ясно, что они не удовлетворятся существующим порядком вещей, но при первом удоб­ном случае захватят всю Галлию и укрепятся в ней.
   Когда Цезарь заметил, что начальники в его войске робеют, в особенности те молодые люди из знатных семей, которые последовали за ним из желания обо­гатиться и жить в роскоши, он собрал их на совет и объявил, что те, кто настроен так трусливо и мало­душно, могут возвратиться домой и не подвергать се­бя опасности против своего желания.
  
   "Я же, - сказал он, - пойду на варваров с одним только десятым ле­гионом, ибо те, с кем мне предстоит сражаться, не сильнее кимвров, а сам я не считаю себя полковод­цем слабее Мария".
  
   Узнав об этом, десятый легион отправил к нему делегатов, чтобы выразить свою бла­годарность, остальные же легионы осуждали своих начальников, и, наконец, все, исполнившись смелости и воодушевления, последовали за Цезарем и после многодневного пути разбили лагерь в двухстах стади­ях от противника.
   Уже самый приход Цезаря несколь­ко расстроил дерзкие планы Ариовиста, ибо он никак не ожидал, что римляне, которые, казалось, не смогут выдержать натиска германцев, сами решатся на на­падение. Он дивился отваге Цезаря и в то же время увидел, что его собственная армия приведена в заме­шательство. Но еще более ослабило мужество герман­цев предсказание священных жен, которые, наблюдая водовороты в реках и прислушиваясь к шуму потоков, возвестили, что нельзя начинать сражение раньше но­волуния.
   Когда Цезарь узнал об этом и увидел, что германцы воздерживаются от нападения, он решил, что лучше напасть на них, пока они не расположены к бою, чем оставаться в бездеятельности, позволяя им выжидать более подходящего для них времени.
   Совершая налеты на укрепления вокруг холмов, где они разбили свой лагерь, он так раздразнил герман­цев, что те в гневе вышли из лагеря и вступили в битву.
   Цезарь нанес им сокрушительное поражение и, обратив в бегство, гнал их до самого Рейна, на рас­стоянии в четыреста стадиев, покрыв все это прост­ранство трупами врагов и их оружием.
   Ариовист с немногими людьми успел все же переправиться через Рейн.
   Число убитых, как сообщают, достигло восьмидесяти тысяч".
   ***
  

Три поучительные идеи

  
   Из всего приведенного выше легко усмотреть можно, какой превосходный во всех отношениях состав имело в это время римское войско!
   Вот в чем заключались главные достоинства и сила, как его, так и всей римской республики.
   Такого состава мы не находим ни у одного народа древности, даже у греков в лучшие их истории.
   И не мудрено, что он возбуждал такое всеобщее удивление и уважение к себе, не только в древние вре­мена, но и в средние, и новые, и новейшие, и едва ли не будет справедливо и достойно возбуждать их всегда!
  
   Данный государственный опыт Рима содержит три поучительные идеи:
  
  -- во-первых, воинская служба должна быть возведена в ранг почетной и благородной;
  -- во-вторых, к воинской службе следует привлекать только достойных граждан;
  -- в-третьих, отслужившие свой срок воины должны получать право на занятие ответственных государственных должностей и в обществе пользоваться особым уважением и преимуществами (льготами).
  
   Почему бы законодателям и власти не позаботиться о том, чтобы древнее поучение нашло воплощение в законах и практике бытия нашего?
   Литература
  -- Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи. - Берлин, 1923.
  -- Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. - М.: Мысль, 1996. - С.138-139
  -- Полибий. Всеобщая история в сорока книга. Том 1. Кн. I-IV. - М., 1890.
  -- Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. - М., 1907.
  -- Тит Ливий. История от основания Рима. - В кн.: Историки Рима. - М., 1951.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023