ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Православие, самодержавие, народность

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Формула русских писателей, журналистов, поэтов и художников. Полезный исторический опыт...


  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

"Блудница перед Христом" 1879г.

Художник Попов Александр Андреевич (1852 - 1919)

  
  
  

"ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ"

(Формула русских писателей, журналистов, поэтов и художников)

Полезный исторический опыт

   На африканском берегу, в городе Иппоне, блаженный Августин писал свою глубокомысленную книгу о святой Троице.
   Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на морской берег для прогулки. Наслаждаясь вечерним воздухом, по временам устремляя взоры то на небо, то на широкое море, Августин не выпускал однако же из мыслей предмета своих исследований.
   Вдруг заметил он на морском берегу отрока необыкновенной красоты (то был ангел), который небольшой серебряной ложкою черпал воду из моря и выливал ее в маленькую яму. Такое занятие отрока бл. Августин сначала почел за обыкновенную детскую шалость; но тайное чувство побуждало его приблизиться к отроку.
   На вопрос: "Что ты делаешь?" - отрок отвечал: "Хочу вычерпать это море, и поместить его в ямку".
   "Но это явно невозможно", - сказал Августин.
   "Разумеется, невозможно, - отвечал отрок. - Но скорее я вычерпаю моею ложкою это море, чем ты своим умом проникнешь неведомую тайну Св. Троицы и вместишь ее в твою книгу".

Журнал для чтения

   "Чтобы приохотить воспитанников к полезному чтению, которое способствовало бы развитию си­лы их мышления и нечувствительно вселяло в них и любовь к занятиям добровольным и уважение ко всему отечественному, Высочайше раз­решено издавать особый журнал для чтения воспитанникам Военно-Учебных Заведений".
  

Из пояснения к первому номеру "Журнала для чтения воспитанников" военно-учебных заведений. 1836 г.

  
  
   Журнал составляется и печатается при Штабе сих Заведений, двумя книжками в месяц, по следующей программе:
  
      -- Изящная Словесность:
  
  -- а) Проза. Оригинальные и переводные статьи, заимствуемые из всех книг и журналов русских и иностранных. Преимущественно они принадлежат к следующим родам: а) Слова и речи духовные, говоренные отличными церковными ораторами при различных торжественных случаях, например, при освящении знамен, пред выступлением войска в поход или на сражение, при погребении знаменитых мужей воинских и гражданских чиновников, с живым изображением заслуг их.
  -- b) Опи­сания стран, народов и местностей, в особен­ности русских; отрывки из живописных путешествий, верные изображения художественных произведений.
  -- с) Повести вымышленные, занимательные по живости изложения, по сильным и благородным характерам лиц действующих, по любопытной завязке, и по развязке, которою бы возбуждалось соревнование и любовь к доб­ру. Этого рода повести могут содержать в себе иногда благородные шутки или остроты на счет каких-либо странностей и сатиру на пороки и злодейства. Впрочем, последние всегда должны входить в повесть только для поддержания противоположности, необходимой к оживлению деятельности главных лиц ее.
  -- d) Разговоры. В них изображаются характеры замечательных лиц; излагаются мнения беседующих о важных истинах.
  -- е) Рассуждения о предметах, близких к словесности, как-то: о вкусе, о художествах и проч.
  -- f) Стихотворения. В это отделение изящной словесности посредственность по содержанию и стихотворению вообще не допускается. Только лучшие произведения и преимущественно известнейших русских писателей получают в журнале свободный доступ, равно как и стихотворения поэтов, которые были, так сказать, основателями нашей словесности.
  
   2. История. Это отделение должно знакомить молодых читателей с великими людьми, в осо­бенности с русскими, которые заслужили знаменитость на поприщ военном, гражданском, ученом и литературном. Первенство про выбо­ре имеют биографии тех лиц, которые совершили блистательный подвиг или явили пример самопожертвования для славы Государя и для чести русского имени. Кроме того, в этом отделении помещаются:
  
  -- а) статьи, в которых опи­саны частные характеры исторических лиц;
  -- b) отрывки, отличные по изяществу слога и содержанию из обширных по плану исторических творений, обсужденных уже в их целости;
  -- с) исторические взгляды на словесность, отечест­венную и чужеземную;
  -- d) историческое изложение судебных дел и процессов, примечательных по их запутанности и по искусству, с каким добросовестный и благоразумный суд -- истину, укрытую ябедою и хитростью, успел отыскать и обнаружить к оправданно невинности и к уличению злодейства.
  
   3. Науки и Художества.
  
  -- Путешествия, распространяющие сведения о какой-нибудь науке.
  -- Описание достопримечательнейших войн, движения армий, генеральных сражений, авангардных стычек, применяя частные случаи к общим правилам Стратегии и Тактики. Редактор обращает особенное внимание на своевременные происшествия, в которых участвовали отечественные вой­ска.
  -- Сведения о достопримечательнейших укрепленных лагерях, которые могли бы знакомить воспитанников с общими правилами полевой фортификации; также описания известнейших осад в коих объяснялись бы общие правила атаки и обороны крепостей в долговременной Фортификации.
  -- Что касается до Артиллерии, то она, как часть войска, входит также в состав означенного изложения, но, сверх того, краткие сведения о прежде существовавших учреждениях по материальной и технической части Артиллерии, поме­щаются и отдельно, в том соображений, что воспитанники Кадетских Корпусов преимущест­венно готовятся к службе артиллерийской.
  -- Статьи по части естественных наук, занимательно изложенные, также по части Химии, Физики и Технологии, должны знакомить воспитанников с применением к жизни тех познаний, которые они приобретают в классах.
  
   4-е. Смесь.
  
  -- Анекдоты, показывающее предан­ность Государю, любовь к отечеству, благородство души и возвышенные чувствования, уваже­ние к справедливости, мужество в опасностях, твердость духа в разных обстоятельствах и проч.
  -- И, наконец, краткие известия об изобретениях, о новых изящных искусственных произведениях, о выходе в свет книг, достойных внимания юношества, о морских и сухопутных примечательных битвах, путешествиях и т. д.
  
   К книгам журнала иногда прилагаются пор­треты, эстампы, карты, чертежи и проч.
  
   Журнал издается каждые две недели книжка­ми, состоящими из четырех означенных отделений. В каждой книжке находится от пяти до семи печатных листов и более (т.е. до 14-ти и более печатных листов в месяц); двадцать четыре книжки составляют шесть частей или го­довое издание.
   На издержки по изданию сего журнала употреб­ляется сумма из общего Военно-Учебных Заведений экономического капитала с тем, чтобы оный был пополняем процентами от распрода­жи журнала Заведениям.
  
   Делопроизводство журнала разделяется на три части:
  
   1) Сотрудники, по предъявленному им общему плану, собирают материалы.
   2) Редакция смотрит, чтобы для печатания назначались лучшие статьи, если на один в тот же предмет поступит их несколько; она также наблюдает, чтобы выбор одного и того же места из большого сочинения не печатался вдвойне; одним словом, она приготовляет каждый номер, устраняет всякую внешнюю несообразность и ста­рается для одной книжки приготовлять в запас несколько лишних статей, потому, что из ре­дакции (где действуют многие), каждый номер поступает на окончательное разрешение одного лица.
   Это лицо, заключающееся, до приискания особого главного редактора, в Начальнике Шта­ба по управлению Военно-Учебными Заведениями, обязано поддерживать во всем издании один дух, один вкус, одно учение, словом: всю внутреннюю систему журнала; наконец, главное направление издания журнала возлагается на На­чальника Штаба Военно-Учебных Заведений.
  
   Издержки на печатание журнала разлагаются на Заведения по числу отпускаемых им экземпляров. Во все Заведения рассылается по одному экземпляру журнала для каждых пяти воспитанников, с тем, чтобы все выходящие книжки были выдаваемы воспитанникам на руки и за неумышленную утрату этих книжек отнюдь с них не было взыскаиваемо.
  
   Источник:
   Н. Мельницкой. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства). т. 2, ч. 4. - СП б., 1857.
  
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  
  
  

0x01 graphic

"Москвитянин" --

"учёно-литературный журнал", издававшийся в Москве М. П. Погодиным в 1841--1856.

  
  
   До 1849 выходил ежемесячно, позднее -- два раза в месяц.
   Сотрудниками Погодина были С. П. Шевырёв, И. И. Давыдов, Ф. Н. Глинка, В. И. Даль и другие. С точки зрения вульгарно-социологического советского литературоведения считался органом крупной торговой буржуазии 1840--1850-х гг. и стоял на позиции официальной народности.
  
   В первой же книге журнала Шевырёв в своей статье развивал знаменитую формулу николаевской эпохи -- "православие, самодержавие, народность".
   Столь же закономерно "Москвитянин" выступал против немецкой философии, прочно завладевшей умами как дворянской, так и подымающейся демократической интеллигенции.
  
  -- В журнале печатались произведения А. И. Артемьева, А. Ф. Вельтмана, П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, Н. В. Гоголя (сцены из "Ревизора", "Рим"), В. И. Даля, В. А. Жуковского, М. Н. Загоскина, К. К. Павловой, Н. М. Языкова, Д. П. Ознобишина, С. П. Колошин, а также работы известных учёных -- И. И. Срезневского, Иакинфа Бичурина, А. Ф. Гильфердинга, И. Е. Забелина, Ф. И. Буслаева, И. М. Снегирёва.
  
   Однако основные тенденции журнала, в частности, например, отрицательное отношение к западникам, остались неизменными.
  
  -- В журнале стали печататься произведения И. Ф. Горбунова, Д. В. Григоровича, П. И. Мельникова-Печерского, Островского, А. Ф. Писемского, Ф. И. Тютчева, Я. П. Полонского, А. А. Фета, Н. Ф. Щербины, Л. А. Мея, Е. Э. Дриянского, также переводы из Данте, Гёте, Жорж Санд, В. Скотта.
  

0x01 graphic

Суворин Алексей Сергеевич (1834 -- 1912) --

русский журналист, издатель, писатель, театральный критик и драматург

  
   Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в сапёры.
   Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом И. С. Никитиным.
  
   С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в "Вазе", "Московском вестнике", "Весельчаке" и "Русском дневнике".
  
   Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в "Русской речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Е. В. Салиас-де-Турнемир, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Русской речи".
  
   Когда "Русская речь" прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История Смутного времени"; последняя не была пропущена цензурой). Повесть "Солдат и солдатка" был напечатан в журнале "Современник" (1862, N 2), "Жизнь патриарха Никона" -- в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого (есть отдельное издание), в журнале "Отечественные записки" -- рассказ "Отверженный" (1863, N 1) и повесть "Алёнка" (1863, N 7 и 8).
  
  
   В 1863 году Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русском инвалиде" (за подписью А. И-н) и стал секретарём и ближайшим сотрудником "Санкт-Петербургских ведомостей".
  
   Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда он под псевдонимом "Незнакомец" стал писать в "Санкт-Петербургские ведомости" воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки").
  
   В 1901 году Суворин принял участие в создании монархической организации "Русское собрание", первое заседание которой прошло в помещении редакции "Нового времени". Он вошёл в совет Русского собрания, но со временем отошёл от активной деятельности.
  
   С газетой "Новое время" сотрудничал А. П. Чехов. Суворин увидел талант Чехова и сумел сделать его известным на всю страну. Суворин был близок к Антону Павловичу Чехову, сохранилась их обширная переписка.
  
   С 1872 г. Суворин издавал весьма распространенный "Русский календарь".
   Почти одновременно с приобретением "Нового времени" Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле.
   С 1895 года издает популярное справочное издание "Вся Россия".
   В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает серия "Дешёвая библиотека", выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г.
  
   До 1914 года Суворин издавал подробный адресный справочник "Весь Петербург". Справочник содержал как информацию по самым разным учреждениям и улицам, так и поимённый список квартиросъёмщиков -- с адресами, званиями и профессиями, телефонами.
  
   Скончался Суворин 11 (24) августа 1912 года в Царском Селе, на собственной даче вблизи Баболовского дворца.
  
  
  
  

0x01 graphic

  

Алабин Петр Владимирович (1824-1896) -

военный писатель и журналист

  
   При посещении императором Николаем I училища, Алабин обратился к Государю с просьбой о принятии его на военную службу, вследствие чего, в 1843 году, он был зачислен унтер-офицером в Тульский егерский полк.
  
   Переведённый в Камчатский егерский полк и произведённый в 1845 году в офицеры, Алабин в 1849 году, занимая должность полкового адъютанта, совершил с полком поход в Венгрию.
  
   В 1853 году он был переведён в Охотский егерский полк и в рядах его принял участие в Крымской кампании, участвовал в Ольтеницком и Инкерманском сражениях и пробыл в составе севастопольского гарнизона 6 месяцев 28 дней. За боевые отличия Алабин был произведён в штабс-капитаны и капитаны и награждён несколькими орденами.
  
   В январе 1869 года Пётр Владимирович выступил на страницах "Русского инвалида" с идеей создания Музея Севастопольской обороны (ныне Музей Черноморского флота).
  
   Алабин работал во многих российских периодических изданиях (среди которых выделяются "Московские ведомости", "Русская старина" и "Русский архив") и издал несколько отдельных сочинений, из которых следует отметить:
  
  -- Походные записки в войну 1853--56 гг. - Вятка, 1861. - 2 тома.
  -- Четыре войны (Походные записки. 1849, 1853, 1855--1856, 1877--1878). - М., 1888--1893. - в 3-х частях.
  
   Как военный корреспондент, он должен быть отмечен как автор "Корреспонденций с театра Крымской войны", печатавшихся в "Северной пчеле" в 1855 г., N N 31--36, 80 и 82.
  
   Алабин скончался 10 мая 1896 года, похоронен в Самаре на территории Иверского женского монастыря.
  

0x01 graphic

  

Берг Николай Васильевич (24 марта1823 -- 16 июня 1884) --

русский поэт, переводчик, журналист, историк.

  
   Сотрудничал в журнале "Москвитянин". Сблизился с его "молодой редакцией" (А. А. Григорьева, А. Н. Островский).
  
   В 1853 в качестве корреспондента отправился на театр войны в Севастополь и до окончания осады его состоял при штабе главнокомандующего в должности переводчика. Участвовал в сражении при Чёрной речке.
  
   Литературным плодом его участия в кампании явились изданные им "Записки об осаде Севастополя" в 2 томах (Москва, 1858) и "Севастопольский альбом" с 37 рисунками.
  
   По окончании войны едет на Кавказ, где присутствовал при пленении Шамиля.
  
   Был корреспондентом журнала "Русский вестник" в Италии, освещая походы Джузеппе Гарибальди.
   В 1860--1862 годах странствовал по Сирии, Палестине и Египту.
  
   Во время польского восстания отправился в Варшаву в качестве корреспондента "Санкт-Петербургских Ведомостей".
  
   С 1863 года жил в Варшаве. С 1868 преподавал русский язык и литературу в Варшавской главной школе и заменившем её Варшавском университете. Был редактором газеты "Варшавский дневник" (1874--1877).
  
   "Записки о польских заговорах и восстаниях", отдельными очерками публиковавшиеся в "Русском архиве" (1870--1873) и "Русской старине" (1879) с дополнениями и без цензурных купюр изданы в Познани (4 т., 1884--1885) и были запрещены в России.
  
   Переводил стихотворения и эпическую поэму "Пан Тадеуш" Адама Мицкевича, произведения болгарских, сербских, словацких, украинских (Тарас Шевченко и другие), словенских, чешских поэтов.
  
   В сборнике "Песни разных народов" (Москва, 1854) опубликовал народные песни 26 народов в оригинале и переводе на русский язык, в том числе и 12 литовских песен из сборника Людвикаса Резы "Dainos" (1843). Перевёл мистификации Вацлава Ганки (считая их подлинными) -- Краледворскую и Зеленогорскую рукописи.
  
   В 1921 переводы литовских песен вышли отдельным изданием в Вильне.
  
   Уже в зрелом возрасте Берг женился в Варшаве на балерине Калиновской, которая родила ему двоих детей.
  
  
  

0x01 graphic

  
  

Булгарин Фаддей Венедиктович (24 июня 1789 -- 1 сентября 1859) --

писатель, журналист, критик, издатель

  
   В 1819 году Булгарин окончательно поселился в Санкт-Петербурге, завёл связи в столичных литературных кругах, познакомился с Н. М. Карамзиным (1819), Н. И. Гречем (1820), К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым и Н. А. Бестужевым, В. К. Кюхельбекером, А. С. Грибоедовым, А. О. Корниловичем.
  
   В 1820 году появились первые публикации Булгарина на русском языке (обозрение польской словесности в "Сыне отечества"), вступил в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств.
  
   На первых порах активно пропагандировал польскую культуру, писал статьи по истории и литературе Польши, переводил польских авторов.
  
   Участвовал в выпусках альманаха "Полярная звезда". Писал статьи, военные рассказы, путевые записки, очерки, сказки, исторические повести и романы.
  
   Вершина литературной карьеры Булгарина -- роман "Иван Выжигин" (Санкт-Петербург, 1829), который стал первым в России бестселлером (всего было продано более десяти тысяч экземпляров).
   Роман стал предшественником "Мёртвых душ", "Двенадцати стульев" и других русских романов, ориентированных на традицию плутовского романа. Роман "Иван Выжигин" был настолько популярен, что, по желанию читателей, Булгарин написал его продолжение "Пётр Иванович Выжигин" о войне 1812 года (Санкт-Петербург, 1831).
  
   Особенно известен как предприимчивый издатель. Был создателем первого в России театрального альманаха "Русская талия" (1825), где опубликовал отрывки "Горе от ума" Грибоедова.
  
   В 1822--1829 годах издавал журнал "Северный архив" (с 1825 года совместно с Н. И. Гречем) и выпускаемые в качестве приложения к нему "Литературные листки" (1823--1824), в 1825--1839 годах -- соредактор и соиздатель Греча по журналу "Сын отечества", с 1829 года объединённого с "Северным архивом" и выходящего под названием "Сын отечества и Северный архив".
  
   Наибольшую известность приобрёл как редактор-издатель первой частной российской политической и литературной газеты "Северная пчела", которую (вместе с Гречем) издавал с 1825 года до конца жизни.
  
   Александр Бестужев-Марлинский в статье "Взгляд на старую и новую словесность в России" (1823) отзывался о нём так:
   "Булгарин, литератор польский, пишет на языке нашем с особенной занимательностью. Он глядит на предметы с совершенно новой стороны, излагает мысли свои с какой-то военной искренностью и правдой, без пестроты, без игры слов. Обладая вкусом разборчивым и оригинальным, который не увлекается даже пылкой молодостью чувств, поражая незаимствованными формами слога, он, конечно, станет в ряд светских наших писателей".
  
  

0x01 graphic

Журнал "Всемирная иллюстрация".

  

Всемирная иллюстрация --

русский еженедельный иллюстрированный, умеренного, буржуазно-либерального направления, художественно-литературный журнал, один из самых популярных среди иллюстрированных изданий второй половины XIX столетия в России.

  
   Основателем и издателем еженедельного журнала "Всемирная иллюстрация" был Г. Д. Гоппе (1836--1885), немецкий книгоиздатель, переехавший в 1861 году из Вестфалии в Россию[9].
  
   Это имя стоит одновременно в ряду с другими известными немецкими издателями, создавшими в России в 60-70-е годы XIX в. крупные издательские фирмы: А. Ф. Маркс, К. Д. Риккер, В. Е. Генкель, О. О. Гербек, общество "Герольд", -- влияние которых распространялось на весь российский книжный рынок.
  
   Успех этих изданий побудил Германа Гоппе к изданию "тонкого" массового журнала для семейного чтения под названием "Всемирная иллюстрация" (1869--1898) по типу подобных иллюстрированных журналов за границей.
   Иллюстрированные журналы, тематика которых находилась вне политических интриг и склок, в силу лёгкости восприятия и образности материала, оперативности выпуска, дешевизны были более доступны широкому читателю, чем т. н. "толстые" журналы.
  
  -- Литературным отделом в разные годы в журнале заведовали: в 1869--1871 гг. -- Д. В. Аверкиев, в 1871--1875 гг. -- К. К. Случевский, в 1875--1885 гг. -- В. П. Попов, в 1885 г. -- И. Л. Феннер, в 1885--1887 гг. -- А. И. Леман, в 1887--1891 гг. -- Ф. Ф. Александров при участии И. Л. Феннера и П. В. Быкова, с 1891 года П. В. Быков.
  
  -- В работе отдела литературы также принимали деятельное участие: Н. Н. Каразин, В. В. Крестовский, М. А. Загуляев, А. В. Эвальд, С. Н. Шубинский, М. Г. Вильде, Я. П. Полонский, В. И. Немирович-Данченко и др.
  
  -- Отделом иллюстраций в 1885--1887 гг. заведовал Л. Е. Дмитриев-Кавказский, а с 1887 года -- К. О. Брож.
  
  -- В 1870-х гг. музыкальный отдел журнала возглавлял М. И. Сариотти (Сироткин), известный артист оперы (один из ведущих басов Мариинской сцены), драмы и музыкальный критик (печатался под псевдонимом М. С.).[10]
  
   Многие выдающиеся события послужили поводом к изданию особых приложений к журналу (в настоящее время -- раритетных изданий), из которых составились сборники:
  
  -- "Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого", текст П. Н. Петрова и С. Н. Шубинского (1872),
  -- "Альбом русских народных сказок и былин" (1875)(текст П. Н. Петрова),
  -- "Иллюстрированная хроника войны" (1877--1878),
  -- "Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве" (1882),
  -- "Венчание русских государей на царство. Начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III." (1883).
  -- Иллюстрации из альбома "Иллюстрированная хроника войны". Русско-турецкая война (1877--1878)
  
   В журнале помещались фотографии на различные сюжеты, печатались репродукции с картин русских и иностранных художников, иллюстрации исторический и текущих событий, биографии знаменитых деятелей культуры, статьи по археологии, краеведению, естествознанию, географии, спорту (журнал вёл постоянный отдел шахмат), педагогике, информация о всех сторонах жизни столицы.
  
   Журнал явился, кроме того, пионером создания военного фоторепортажа в России, осуществляя поэтапную съёмку хода русско-турецкой войны 1877--1878 гг. по освобождению Болгарии от Османского ига. Это крупное историческое событие не могло никого в России оставить безучастным, поэтому неслучайно журнал, помимо обычных репортёров хроники, отправил на театр военных действий ни много ни мало восемь своих корреспондентов-фотографов.
  
  -- С журналом сотрудничали многие известные деятели литературы и искусства: писатели, поэты и журналисты -- А. П. Чехов, В. В. Вересаев, К. К. Случевский, В. П. Желиховская, А. И. Леман, А. А. Коринфский, Е. А. Краснова, А. Ф. Иванов-Классик, Я. П. Полонский, В. И. Немирович-Данченко и др.; художники-иллюстраторы: И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, А. М. Васнецов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Л. Ф. Лагорио, Н. Н. Каразин, Г. Бролинг, А. К. Беггров, Н. К. Рерих, А. Ф. Афанасьев, П. Ф. Борель А. Е. Архипов и др. -- всего около 50 художников.
  
   На нужды журнала работали 12 гравёрных мастерских, в составе которых трудились известные гравёры Л. А. Серяков, В. В. Маттэ, И. И. Матюшин, А. Зубчанинов, Э. Даммюлер, Б. Брауне, А. Даугель, К. Веймарн, Ю. Барановский, Г. Диамантовский, И. Н. Павлов и др.
   С середины ХIХ в. в России идёт интенсивное развитие "тонких" еженедельных иллюстрированных литературных журналов.
   Родоначальником их был журнал "Иллюстрация" (1845--1849) Н. В. Кукольника.
  
   Наиболее распространенными из "тонких" развлекательных журналов последующего времени, рассчитанных для досуга массового читателя, были "Русский художественный листок" В. Ф. Тимма (1851--1862), "Иллюстрация" (1858--1863), "Всемирная иллюстрация" Г. Д. Гоппе (1869--1898), "Нива" А. Ф. Маркса (1870--1917), "Живописное обозрение" (1872--1902, 1904--1905), "Иллюстрированный мир" (1879--1896), "Родина" А. А. Каспари (1879--1917), "Север" Вс. С. Соловьёва (1888--1914), "Огонёк" (1879--1883, 1899--1918), "Всемирная панорама" (1909--1918), "Синий журнал" М. Г. Корнфельда (1910--1917), "Всемирная новь" (1910--1917), "Солнце России" (1910--1917), "Всемирная иллюстрация" (1912--1916), "Лукоморье" (1914--1917) и др.
  
   В литературных приложениях к ним, издававшихся в виде самостоятельных ежемесячных "тонких" журналов (они иногда выделялись в самостоятельное издание, как журнал "Труд" (1889--1896), публиковались не только произведения массовой беллетристики, но и сочинения ведущих русских писателей.
  
   Журнал успешно издавался около 30 лет и прекратил своё существование лишь вместе со смертью своего основателя.
  
   За это время "Всемирная иллюстрация" претерпела как в художественном, так и в литературном отношении значительную эволюцию, оставаясь все эти годы журналом семейным, журналом "всесословным", равно ориентирующимся на все классы общества, от крестьянина и ремесленника до особ царствующей фамилии.

0x01 graphic

Гайдебуров Павел Александрович (1841-- 31 декабря 1893) --

революционер-демократ, либеральный народник, журналист, литератор, редактор

  
   П. Гайдебуров активно печатался в журналах "Очерки", "Санкт-Петербургские ведомости", "Сын отечества", "Искра", "Русское слово", "Библиотека для чтения", "Иллюстрация" и других.
  
   В 1863 г. П. Гайдебуров открыл в столице книжный магазин и читальню, где осуществлял демократическую пропаганду, заподозренный в распространении нелегальной прокламации "Свобода", подвергся обыску.
  
   В 1866 издал книгу "Рассказы о великих людях средних и новых времен", в которой поместил ряд биографий, в том числе Яна Гуса, Джордано Бруно, Джорджа Вашингтона, Авраама Линкольна и других.
  
   В 1866 г. начал вести в "Современнике" рубрики "Провинциальных обозрений", с 1867 г. -- редактор газеты "Гласный суд", заведовал отделом беллетристики журнала "Дело".
  
   С 1869 года П. Гайдебуров -- один из авторов и издателей, а с 1875 г. -- единоличный владелец еженедельного журнала "Неделя" (органа либеральных народников), который с 1878 выходил с приложениями. Под его редакцией "Неделя" заняла видное место в русской журналистике.
  
   Привлек к сотрудничеству в ней К. Кавелина, Н. Михайловского, Д. Мордовцева, М. Салтыкова-Щедрина и ряд других. В течение первых 8 лет участия в "Неделе" Гайдебуров помещал в каждом номере передовые статьи, а впоследствии много лет подряд писал "литературно-житейские заметки".
   Отличительною чертою еженедельника, руководимого им, является глубокая преданность интересам народа.
  
   В 1872 году совместно с писательницей Е. Конради опубликовал сборник "Русские общественные вопросы". Написал для него статьи "Реформы и русское общество" и "Личное объяснение, не лишенное общего интереса".
  
   Поместил в сборнике работы социолога и публициста В. Берви-Флеровского, Н. Корфа, Н. Шелгунова и других.
  
   П. Гайдебуров активно участвовал в работе "Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным".

0x01 graphic

Елчанинов Георгий Георгиевич (1870--1931) --

русский офицер, журналист, военный писатель-беллетрист (псевдоним Егор Егоров).

  
   Окончил 2-й Московский кадетский корпус и Павловское военное училище, в 1889 году произведен в подпоручики в 6-ю артиллерийскую бригаду; в 1900 году по болезни вышел в отставку, a в 1904 году отправился добровольцем на театр войны с Японией, сформировал дружину добровольцев в Никольске-Уссурийском и участвовал в рядах 1-го Нерчинского казачьем полке в походе в Корею. По окончании войны Елчанинов вернулся на действительную военную службу и был зачислен в 33-ю артиллерийскую бригаду.
  
   Литературная деятельность его началась в 1892 году статьями в журнале "Разведчик" и газете "Русский инвалид" по строевым артиллерийским вопросам.
  
   В 1906 году он печатался в "Военном голосе", а с 1907 года постоянно сотрудничал в "Разведчике" (под псевдонимом Егор Егоров), помещая, кроме того, отдельные статьи в "Братской помощи", "Русском инвалиде", "Интендантском журнале", "Голосе Москвы", "Киевлянине" и других периодических изданиях.
  
   Особую популярность в армии Егорову доставили сборники рассказов "Военные рассказы" (Санкт-Петербург, 1910) и "Очерки войсковой жизни" (Санкт-Петербург, 1912), в которых он выказал себя талантливым юмористом и знатоком мелочей армейской жизни и условий "провиантско-приварочно-фуражно-вещевого существования" нашего строевого офицера.
  
   Книги Е. Егорова, проникнутые "смехом сквозь слезы", вызвали ряд одобрительных отзывов в общественной и военной прессе. ("Вестовой" 1912 год, N 184, там же портрет Елчанинова).
  
  
  
  

Защук Иосиф Иосифович (1845 -- не ранее 1917) --

генерал-лейтенант, военный писатель и журналист.

  
   Родился в 1845 г. в семье отставного майора; образование получил в Новгородском графа Аракчеева и Павловском кадетских корпусах и Павловском военном училища, из которого в 1864 г. был произведён в подпоручики в Санкт-Петербургский гренадерский короля Фридриха-Вильгельма III полк.
  
   После шести лет службы в полку, Защук перешёл на преподавательскую работу в Павловское военное училище и затем занимал последовательно должности: командира 20-го стрелкового батальона, начальника Казанского пехотного юнкерского училища, командира 6-го гренадерского Таврического полка, окружного дежурного генерала штаба Варшавского военного округа, начальника 48-й пехотной резервной бригады и начальника той же пехотной дивизии, после чего вышел в отставку.
  
   В N 2 "Военного сборника" за 1881 г. была помещена первая статья Защука по поводу пересмотра устава о службе в гарнизоне, которая обратила на него внимание, и он стал постоянным сотрудником "Русского инвалида".
  
   Кроме того, Защук сотрудничал в газетах "Порядок", "Новое время" и "Голос правды" и в военных журналах "Разведчик", "Офицерская жизнь" и "Витязь", помещая в них статьи преимущественно по стрелковому обучению, о правах военнослужащих, по быту войсковых частей, их хозяйству и тому подобному. Защук был также членом комиссий: по реформе юнкерских училищ, по расширению прав начальствующих лиц и сокращению переписки, по довольствию войск и других.
  
   В русской императорской армии были очень известны и популярны выдержавшие немало изданий, переработанные и исправленные Защуком справочные издания, без которых не обходилась ни одна войсковая часть:
  
  -- "Руководство для адъютантов" Зайцева (12 изданий), "Руководство для заведующих хозяйством" Ульянова (11 изданий), "Служебная книжка офицера" Гофмана (15 изданий), "Хозяйство в роте" (13 изданий), "Правила и программы для поступления вольноопределяющимися и в военные училища" (23 издания); "Правила и программы для производства в классный чин" (11 изданий) и многие другие.
  -- Также Защук состоял сотрудником "Военной энциклопедии" Сытина.
  
   Дата смерти Защука не установлена, известно что в начале 1917 г. он, будучи генерал-лейтенантом в отставке, проживал в Санкт-Петербурге.
  
  

0x01 graphic

Комаров Виссарион Виссарионович (1838--1907) --

русский журналист, участник русско-турецкой войны 1877--1878 гг., полковник российской и генерал сербской армий.

  
   Воспитывался во 2-м кадетском корпусе, по окончании которого в 1857 году был произведён в офицеры и назначен на службу в Самогитский гренадёрский полк.
  
   В 1861 году окончил Императорскую военную академию и по переводе в Генеральный штаб был назначен состоять при военно-учебном отделении штаба военно-учебных заведений.
  
   Всё это время Комаров принимал самое деятельное участие в современной ему периодической печати, регулярно публикуясь на страницах "Русского инвалида", "Военного сборника", "Голоса" и "Московских ведомостей".
  
   В 1871 году Комаров решил всецело отдаться публицистической деятельности и вышел в отставку в чине полковника.
   Вместе с М. Г. Черняевым и Р. А. Фадеевым он основал в Санкт-Петербурге газету "Русский мир", в которой было уделено много места военным вопросам, причём газета эта стала в явную оппозицию военным реформам Д. А. Милютина.
  
   Славянское движение на Балканах в 1875 году захватило Комарова: он отправился в Сербию, вступил в ряды сербской армии, с началом военных действий её против Турции в 1876 году занял место начальника штаба сербской Тимоко-Моравской армии.
   За победу над турками под Шуматовицами Комаров получил чин генерала сербской армии, которую оставил лишь за 7 дней до Джунисского боя, приняв участие в 23 боях этой кампании.
  
   Во время русско-турецкой войны 1877--1878 гг. Комаров состоял при русской армии на Дунае, находился при Плевны и в походе за Балканы.
  
   Вернувшись в Россию, Комаров принял на себя редактирование "Санкт-Петербургских ведомостей" (в 1877--1883 годах).
   При нём, по словам журналиста В. О. Михневича, газета "не имела ни таланта, ни своей мысли, ни физиономии, ни содержания, ни читателей" и была прозвана "старушечьими ведомостями".
  
   Одновременно, с 1 января 1882 года, Комаров стал издавать свою недорогую ежедневную народную газету "Свет", которую и вёл до конца жизни.
  
   В 1886--1891 годах Виссарион Виссарионович издавал журнал "Звезда", а в 1889--1891 годах -- "Славянские известия", в 1892--1907 годах он был также издателем журнала "Русский вестник". В то же время Комаров нёс разнообразные обязанности общественного деятеля по городскому и земскому самоуправлению, а в 1901 году стал одним из учредителей первого русского политического клуба "Русское собрание".
  
   Умер 22 декабря 1907 г. Горячий патриот, убежденный монархист, Комаров много послужил делу объединения славян, упрочению связи их с Россией и пользовался широкой популярностью как в России, так и в заграничном славянском мире.
  
  

0x01 graphic

  
  

Конради Евгения Ивановна (1838 -- 1898) --

русская писательница, журналистка, публицист

  
   На рубеже 1850--1860-х годов Евгения Ивановна переехала в Петербург и вышла замуж за врача и журналиста П. Ф. Конради. С этого периода началась еК литературная деятельность.
  
   Вначале Е. Конради занималась переводами с с французского и немецкого языков. В 1865 г. в "Русском слове" была опубликована еК первая оригинальная статья "Развитие рабства в Америке".
  
   Через некоторое время Е. И. Конради вошла в ряды активно работавших журналистов. С 1866 г. она активный сотрудник нового журнала "Женский вестник", где вела хронику женского движения на Западе, печаталась рядом с Г. Успенским, П. Л. Лавровым, В. А. Слепцовым.
  
   С 1868 года занималась редактированием еженедельной газеты "Неделя".
   Опубликовала ряд обзоров жизни заграничного общества. В 1869 году вместе с П. А. Гайдебуровым и Ю. А. Росселем стала собственницей этой газеты. Помещала статьи о воспитании, женском равноправии, рабочем вопросе в "Вестнике воспитания и обучения" и "Северном Вестнике".
  
   В 1872 году совместно с литератором П. А. Гайдебуровым выпустила сборник "Русские общественные вопросы".
  
   В женском движении 60-х годов XIX в. Е. Конради наряду с М. В. Трубниковой, Н. В. Стасовой, А. П. Философовой выступала одним из лидеров левого толка. 2 января 1868 г. Е. И. Конради от имени кружка женщин обратилась с письмом к первому съезду русских естествоиспытателей, собравшемуся в Петербурге и публично поставила вопрос о необходимости систематического женского образования.
  
   Она умерла в Париже, в общественной больнице.
  
   После еК смерти, в 1899 г. были опубликованы сочинения Е. И. Конради в двух томах. В первом томе -- еК главный труд "Исповедь матери", книга "Общественные задачи домашнего воспитания. Книга для матерей (1883)"; "ЧКрные богатыри. Жизнь рудокопов под землей (1884)".
  

0x01 graphic

Костемеревский Иван Семёнович (1813--1891) --

военный врач, писатель и журналист.

  
   Через шесть лет он выдержал в Московском университете экзамен на звание штаб-лекаря и в том же году назначен в войска отдельного Кавказского корпуса, с 1852 г. служил врачом в Дагестанском конно-иррегулярном полку, неоднократно бывал в походах и сражениях с горцами.
  
   С этого времени он начал изучать природу, климат и топографию разных местностей Кавказа и помещать свои статьи в "Кавказе", "Московитянине", "Северной пчеле" и других повременных изданиях.
  
   В 1867 г. Костемеревский получил место старшего врача Казикумухского округа, а через год вышел в отставку, жил в Баку, Дербенте и Темир-Хан-Шуре.
  
   С конца 1860-х годов он стал сотрудничать с "Московскими ведомостями", в которых вёл колонку под названием "С берегов Каспия"; также там были опубликованы обширные письма-очерки "О наших делах в Средней Азии", обратившие на себя в то время большое внимание.
  
   Кроме того он продолжал сотрудничество с газетой "Кавказ", где помещал обстоятельные этнографические очерки. Ряд статей Костемеревского по минералогии были напечатаны в "Известиях Кавказского отдела Русского географического общества".
  
   Костемеревский скончался в конце апреля 1891 г. в Темир-Хан-Шуре.
  
  

0x01 graphic

Краевский Андрей Александрович (5 февраля 1810 -- 8 августа 1889) --

известен как редактор-издатель журнала "Отечественные записки".

  
   С 1831 жил в Петербурге, совмещая службу в департаменте Министерства народного просвещения с преподавательской деятельностью.
  
   При содействии В. Ф. Одоевского вошёл в петербургские литературные круги. Сотрудничал в "Журнале Министерства народного просвещения", с 1835 -- помощник редактора, в 1837 -- редактор.
  
   Был привлечён П. А. Плетнёвым к изданию журнала "Современник" в качестве технического помощника.
   После смерти А. С. Пушкина участвовал в разборе его бумаг, стал одним из пяти соиздателей "Современника".
  
   Познакомился в 1836 с М. Ю. Лермонтовым, ввёл его в петербургские литературно-журналистские круги, принимал участие в его прижизненных публикациях.
  
   В 1837--1839 был редактором газеты "Литературные прибавления к "Русскому инвалиду" А. Ф. Воейкова; после его смерти стал собственником газеты.
  
   Преобразовал её в самостоятельную "Литературную газету". Передал её редактирование в 1840 Ф. А. Кони, в 1844--1849 редактировал её сам, с 1849 передал газету В. Р. Зотову, который с 1847 вёл в "Литературной газете" отдел критики.
  
   В 1839 Краевский стал редактором и издателем журнала "Отечественные записки", первоначально взяв журнал в аренду у П. П. Свиньина.
  
   Привлёк к участию в журнале лучших современных писателей и критиков -- В. Ф. Одоевского, Е. А. Баратынского, А. Ф. Вельтмана, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, А. В. Кольцова, Н. В. Гоголя, затем ведущего литературного критика В. Г. Белинского и, позднее, -- А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского (с 1846), И. С. Тургенева, И. А. Гончарова.
  
   Краевский был одним из редакторов газеты "Русский инвалид" (1843--1852), редактором газеты "Санкт-Петербургские ведомости" (1852--1862); предпринимал не осуществлённое в задуманном объёме полное издание романов Вальтера Скотта на русском языке (1845--1846).
  
   В 1863 основал общественно-политическую газету "Голос".
   Газета выходила по 1883, пользовалась успехом (тираж превышал 20 тыс. экз.) и авторитетом, в том числе в европейских странах.
  
  
  

0x01 graphic

"Русский зритель" --

журнал истории, археологии, словесности и сравнительных костюмов издававшийся в Российской империи в городе Москве.

  
   Издание журнала было предпринято Константином Фёдоровичем Калайдовичем в 1828 году.
  
   Предполагалось издавать по два номера в месяц, но тяжёлая болезнь остановила редакторскую деятельность К. Ф. Калайдовича. Его друзья осуществили выпуск периодического издания от его имени, распределив между собой редакторские обязанности.
  
   Редактирование книжек журнала производилось М. П. Погодиным (NN 1--6), Д. П. Ознобишиным (NN 7 и 8), С. П. Шевыревым (NN 9 и 10), А. Ф. Томашевским (NN 11 и 12), С. Е. Раичем (NN 13 и 14), С. А--м (NN 15 и 16 -- вероятно, С. Т. Аксаковым), П. и И. Калайдовичами -- братьями издателя (NN 17--20 и, вероятно, последние NN 21--22).
  
   Последний номер журнала "Русский зритель" вышел в 1830 году.
  
   Хозяйственной частью издания заведовал книгопродавец А. С. Ширяев. В числе сотрудников были Н. С.Арцыбашев, И. М. Снегирёв, князь Вяземский, братья Сергей и Фёдор Глинка, В. В. Измайлов, Н. И. Надеждин.
  
   К журналу "Русский зритель" прилагались рисунки, портреты и снимки с автографов.
  

0x01 graphic

Тугой-Свиньин Павел Петрович (8 июня 1787 -- 9 апреля 1839) --

русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ

  
   Родился в усадьбе Ефремово Галичского уезда в семье лейтенанта флота Петра Никитича Свиньина и Екатерины Юрьевны Лермонтовой. Поэт М. Ю. Лермонтов приходился ему двоюродным племянником. Имения Лермонтовых находились недалеко от Ефремова, в том же Галичском уезде.
  
   Учился в Благородном пансионе при Московском университете. Дебютировал в печати в 1803 году (пансионский журнал "Утренняя заря"). Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел.
  
   В 1806 году был прикомандирован к вице-адмиралу Д. Н. Сенявину, который находился с эскадрой в Средиземном море. В 1811--13 годах служил секретарём русского генерального консула в Филадельфии.
  
   Первая его книга была издана в Америке ("Sketches of Moscow and St. Petersburg", 1813; переиздана в 1814 году в Лондоне под названием "Sketches of Russia"). Во всех своих многочисленных занятиях Свиньин был дилетантом.
  
   В 1813 году служил при Главной квартире русской армии в Германии. В 1814 году вернулся в Россию. Издал несколько книг путевых очерков (1814--18). В 1818--1830 годах издавал журнал "Отечественные записки".
  
   В 1824 году вышел в отставку с чином статского советника и занимался литературной и издательской деятельностью.
  
  -- Выпустил книги "Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей" (ч. 1--5, 1816--1828), "Указатель главнейших достопримечательностей, сохраняющихся в Мастерской Оружейной палаты" (1826).
  -- Был действительным членом Академии художеств и членом Российской академии (1833), а также состоял в реакционной "Беседе любителей русского слова".
  
   Свиньину принадлежал так называемый "Русский Музеум" -- собрание произведений живописи, скульптуры, предметов старины, рукописей вместе с нумизматической и минералогической коллекциями.
  
   Был знаком с Ф. В. Булгариным, А. С. Грибоедовым, Н. И. Гречем, И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным и другими русскими писателями. Многие из них посещали литературные вечера на квартире Свиньина. Высказывались предположения, что сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" восходит к рассказам о командировке Свиньина в Бессарабию в 1815 году.
  
   "Беспокойно преувеличенный патриотизм" Свиньина проявлялся в увлечении исторической беллетристикой и в том, что "для каждой книжки своего журнала создавал он какого-нибудь русского гения-самоучку", вся примечательность которого состояла в том, что он "сам по себе собственным трудом доходил до решения задач, давно уже известных и одним им только неведомых".
  
   Самым известным из открытых Свиньиным "русских самородков" был И. П. Кулибин (1819)
  
   Свиньин -- автор исторических романов: "Шемякин суд, или Последнее междоусобие удельных князей русских" (1832), "Ермак, или Покорение Сибири" (1834), драматических произведений.
  
   В 1838 возобновил издание "Отечественных записок", где напечатал отрывок из своей "Истории Петра Великого".
  

0x01 graphic

"Переправа через реку Саскуэханна" (ок. 1812),

Художник П. Свиньин.

  

Чекмарёв Иван Гаврилович (1815--1887) --

русский генерал, участник Кавказских походов, военный педагог и журналист.

  
   Родился 20 июня 1815 г., происходил из дворян Тамбовской губернии.
  
   Воспитывался в Школе гвардейских подпрапорщиков, числился с 1833 г. по 1835 г. в Лейб-гвардии Егерском полку, с 1835 года в Лейб-гвардии Гренадерском полку. 6 декабря 1836 г. Чекмарёв произведён был в прапорщики.
  
   С марта по сентябрь 1837 г. Чекмарёв, в чине подпоручика, был прикомандирован к Навагинскому пехотному полку отдельного Кавказского Корпуса, в рядах которого он находился в экспедиции для продолжения береговой укреплённой линии к восточному берегу Чёрного моря, от крепости Геленджика до устья реки Вуланы, участвуя в многочисленных перестрелках, и за отличие в делах против горцев пожалован орденом св. Анны 3-й степени с бантом.
  
   С 1847 г. по 1857 г. он состоял редактором учреждённого в июне 1847 г. и издаваемого с высочайшего соизволения журнала "Чтение для солдат". В первой книжке журнала помещён "Разговор полкового священника с рядовым Кирпичёвым о книжке "Чтение для солдат"", в которой редактор излагает свою программу, цель журнала -- расширение кругозора солдата и нравственное развитие его путем доставления ему соответствующего материала для чтения.
  
   За составление первой книжки журнала Чекмарёв пожалован был бриллиантовым перстнем, а за вторую книжку ему объявлено Высочайшее благоволение.
  
  

0x01 graphic

  

Шубинский Сергей Николаевич (2 июня 1834 -- 28 мая 1913) --

русский историк, журналист, основатель и многолетний редактор журналов "Древняя и Новая Россия", "Исторический вестник",

  
   С. Н. Шубинский происходил из старинного дворянского рода, восходящего по официальным данным к началу XVII века. Родоначальником рода был Иоаким Михайлович Шубинский, произведённый в 1716 году в капитаны гвардии.
  
   Окончив Московский дворянский институт, в 1852 году он был зачислен на службу в московское губернское правление.
   Во время Крымской войны с 1854 года служил в лейб-гвардии Гренадерском полку и в 1855 году произведён в прапорщики. В 1860 году Шубинский становится чиновником особых поручений в Комиссариатском департаменте (позднее -- Главное интендантское управление) Военного министерства. Здесь он успешно продвигался по служебной лестнице и получал награды. В 1887 году вышел в отставку в чине генерал-майора.
  
   Литературную деятельность С. Н. Шубинский начал в 1860 году воскресными фельетонами в "Русском инвалиде" и рассказами в "Русском мире" А. С. Гиероглифова.
  
   Вскоре он сосредоточился на изучении русской истории в основном XVIII века.
   В 1861 году начали появляться в различных периодических изданиях его очерки исторических событий и лиц, основанные на новых материалах, отличавшиеся точностью и достоверностью сообщаемых сведений и лёгкостью изложения.
  
   В середине 1860-х годов С. Н. Шубинский сблизился с историками М. И. Семевским и М. Д. Хмыровым, начал сбор первоисточников и составление собственной исторической библиотеки. По мере накопления материалов, собираемых на толкучем рынке, появлялись небольшие очерки и рассказы из истории быта XVIII века.
  
   Постепенно они составили книги "Собрание анекдотов о князе Г. А. Потемкине-Таврическом с биографическими о нём сведениями и историческими примечаниями" (1867) и некоторые другие.
  
   Шубинский издал ценные исторические источники -- "Записки фельдмаршала графа Миниха" (1874) и "Письма леди Рондо..." (1874).
   Редактирование исторических журналов[править | править исходный текст]
  
   В 1872 году на похоронах М. Д. Хмырова Шубинский сблизился с известным библиографом П. А. Ефремовым. Поводом послужило возмущение обоих историков безучастием издателя "Русской старины" М. И. Семевского к судьбе Хмырова, лишённого постоянной работы в журнале последнего.
  
   Этот разговор навёл их на мысль о создании своего собственного издания, но поскольку средства для этого отсутствовали, выбор издателя пал на В. И. Грацианского, чиновника Государственного Банка, который в это время завёл небольшую типографию.
  
   В 1873 году идея нового журнала была поддержана многими историками, но переговоры с Грацианским затянулись на целый год. В 1874 году окончательно утвердился авторский состав будущего журнала, В. С. Курочкиным придумано название "Древняя и Новая Россия" (по мотивам известной работы Н. М. Карамзина "Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях") и получено разрешение на его издание. Журнал выходил с января 1875 года по март 1881 года.
  
   Осенью 1879 года он начинает сотрудничество с издателем "Нового времени" А. С. Сувориным, которого смог убедить в необходимости создания нового журнала.
  
   Журнал получил название "Исторический вестник". Опыт редактирования "Древней и Новой России" пригодился Шубинскому при создании концепции этого издания. Однако, как и в случае с предыдущим журналом, громкие имена авторов не сделали его коммерчески успешным, как желал того издатель. С целью повышения спроса С. Н. Шубинский привлёк в качестве авторов беллетристов-бытописателей, сделав "Исторический вестник" популярным литературно-историческим изданием.
  
   На страницах журнала начали публиковаться различные романы и бытовые хроники графа Салиаса, Д. Л. Мордовцева, П. Н. Полевого, Н. И. Мердер, Е. П. Карновича, Н. С. Лескова, С. Н. Терпигорева и др.
  
   Шубинскому удавалось успешно редактировать журнал в течение 33 лет -- с 1880 года вплоть до своей смерти в 1913 году.
  
   Помимо редактирования журналов, С. Н. Шубинским было опубликовано несколько самостоятельных работ -- как в "Древней и Новой России" и "Историческом вестнике", так и во "Всемирной иллюстрации", "Новом времени", "Ниве", "Всемирном труде", "Русском архиве", "Русской старине" и других изданиях. После смерти Н. К. Шильдера он подготовил к печати его незавершённую биографию Николая I.
  
   Шубинский принимал участие в написании биографий исторических деятелей для издания великого князя Николая Михайловича "Русские портреты XVIII и XIX столетий" (5 тт., 1905--1909).
  

0x01 graphic

А. С. Суворин и С. Н.Шубинский

  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023