ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Придет час, который решит судьбу Отечества

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Придет час, который решит судьбу Отечества

  
  

 []

10

ОШИБКИ КОМАНДОВАНИЯ

  
   "Воины.
   Вот пришел час, который решит судьбу Отечества.
   И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь.
   Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали.
   Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас.
   А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Петр Великий

*

  
   Молодой офицер, не имеющий опыта работы, естественно, может ошибаться в своей командирской деятельности.
  
   Ошибки командования носят разноплановый характер и являются следствием ряда причин:
  
   - ошибки в использовании властных полномочий проистекают из-за неумения пользоваться властью;
   - издержки руководства, связанные неправильным пониманием роли и места командира;
   - превышение власти в силу властолюбия или амбиции;
   - бездействие, как следствие нерешительности или безволия;
   - устранение от командования и передача части властных полномочий в руки готовых "услужить" "стариков";
   - применение негодных, неуставных методов руководства в силу испорченности натуры.

*

Ошибки в использовании властных полномочий

   Эти ошибки, как правило, вызваны следующими мотивами:
  
   - поскорее применить власть и этим показать "кто здесь настоящий хозяин" (это обусловливает поспешность действий командира);
   - боязнь быть заподозренным в нерешительности или безволии (этим определяется повышенная строгость воздействия);
   - ложным пониманием сути власти - "власть или карает или милует", а всякого рода "сантименты" ей ни к чему (это приводит к "полярности" в применении мер воздействия).
  
   В первом случае властное действие сводится к принятию решения, без учета мотивов совершившего добрый или злой поступок военнослужащего.
  
   Но именно мотив и является главным в оценке поведения и действий подчиненного: он может быть положительный или отрицательный (корыстный, к примеру).
   Так, если мы имеем налицо положительный результат, то это вовсе не означает необходимости поощрять подчиненного, мало того, при отрицательном мотиве этого, вообще, делать не стоит.
  
   Нередко случается и обратная ситуация: при положительном мотиве (стремлении сделать лучше) результат получается неважный. Вряд ли стоит в этом случае наказывать или порицать военнослужащего: целесообразнее разъяснить ему допущенную ошибку или показать, как нужно сделать правильно.
  
   Ложное понимание сути власти тоже, как правило, упирается в неверную оценку поведения и поступков подчиненного.
  
   На примере, который описан В.Гюго в его "Девяносто третьем годе", покажем пример иного, противоположного, рода, - жесткий, но диалектически правильный подход к оценке подчиненных.
  
   Случай, о котором рассказывал Гюго, произошел в море на корабле: во время шторма с привязи сорвало пушку и она, сметая все на своем пути, могла привести к гибели корабль вместе со всеми, кто был на его борту.
   Но тут нашелся смельчак (им оказался канонир, ответственный за эту пушку), который неимоверными усилиями водворит "разбушевавшуюся" пушку на место.
  
   Капитан корабля, обрадованный исходом дела, решил предоставить возможность генералу, который плыл на этом корабле со своим солдатами, право поощрить отличившегося.
   Генерал долго отказывался, но потом согласился и приказал подозвать к себе героя.
   Когда тот подошел, генерал снял с куртки капитана орден святого Людовика и прикрепил его на одежде обалдевшего от счастья канонира.
  
   Но генерал еще не закончил своей миссии...
  
   Повернувшись с солдатам он приказал:
   -Теперь его расстрелять!
  
   Толпа, которая была свидетелем щедрой награды и ликовала по этому поводу, замерла, слушая разъяснения генерала.
   А тот рассудил таким образом: по вине этого человека корабль мог погибнуть; ему не нужно было бы совершать подвига, если бы он добросовестно исполнял свои обязанности и прочно закрепил перед штормом свою пушку.
  
   Доблесть должна быть поощрена, проступок - наказан.
  
   Спустя некоторое время на корме раздался ружейный залп и люди услышали всплеск воды от упавшего в море тела.
  
   Генерал выполнил свою миссию...
  
   Кому-то может показаться противоречивость в действиях генерала, даже несовместимость того, что произошло.
  
   Да и современная педагогика вряд ли бы "поощрила" действия генерала, ведь он применил "поощрение с наказанием", т.е. соединил такое, что вообще "нельзя" соединять.
  
   Но так может показаться только тому, кто не привык видеть оттенков и нюансов в своем поведении и поступках других людей.
  
   А ведь эти поступки сотканы из множества побудительных мотивов, как положительных, так и отрицательных. Их (поступки) сопровождают верные и ошибочные действия, да и положительный на сегодняшний день результат, может завтра дать негативные последствия.
  
   Жизнь диалектична в том смысле, что она логически соткана из множества наших потребностей и побуждений; диалектика ее и в том, что она многогранна, наполнена бесчисленным числом наших поступков.
  
   Но диалектика и в том, что жизнь нашу определяет какая-то ведущая идея (смысл).
  
   Тот, кто верно уловил этот главный смысл, не ошибется ни в оценке себя, ни в оценке других.
  
   Быть диалектиком - призвание настоящего офицера.
  

Издержки руководства

   Выше мы определили причину таких издержек: это неправильное понимание офицером своей роли и места по отношению к подчиненным.
  
   "Командовать отдельной частью - это значит быть ее начальником во всех отношениях, вести ее служебно-военное образование, направлять ее нравственно, заботиться о ее благоустройстве, знать достоинства и недостатки, отвечать за все в ней происходящее", - справедливо и точно утверждал П.Карцов.
  
   Некоторые же, особенно молодые, офицеры свою миссию понимают по-другому: командовать - это значит отдавать приказания и требовать их исполнения.
  
   При этом полагают, что не следует озадачиваться всем тем, что происходит в период между отдачей команды и ее исполнением. То, что приказом исполнительность в солдате воспитать невозможно, похоже не всегда доходит до сознания начинающего командира.
  
   "Приказ - закон, он должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок", - как ментор твердит он всем, кто пытается урезонить строптивого офицера. Да, "приказ - это закон для подчиненного".
  
   Но, разве мало таких приказаний, которые подрывают основу законности.
   Ведь не даром в солдатской сред существует поговорка: "Не спеши выполнить приказ - скоро последует его отмена".
  
   Приказывать надо и требовать выполнения приказа нужно тоже неукоснительно.
  
   Но приказ должен быть продуман, он должен быть выполним, он должен отдаваться тому лицу, в такой форме, которая в большей степени мобилизует исполнителя, побуждает его все сделать для исполнения отданного приказа.
  
   Почему бы не поучиться у нашего Великого Преобразователя его умению отдавать приказы.
  
   Повторяю, вспомним, какими словами он посылает в бой против шведом русские полки под Полтавой:
  
   "Воины.
   Вот пришел час, который решит судьбу Отечества.
   И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь.
   Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали.
   Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас.
   А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".
  
   Как тут не придти в изумление, ведь царь, обличенной неимоверной властью, "низошел" до таких простых слов и "унизил" себя.
  
   На самом деле - он умом своим прозрел эти мудрые слова и неизмеримо высоко возвысился, преодолев соблазн тщеславия и гордости за свой сан и положение.
  
   Преодолев массу предрассудков, яростное сопротивление верхов и инертность низов, он установил для себя те начала, которыми руководствовался всю жизнь:
  
   "На знатность рода, на породу не следует обращать внимания. Чем больше труда положит член общества в свое дело, тем больше знаний и честности покажет он, тем высшее место он займет в обществе".
  
   Петр Великий обставил идеал государя совершенно по-новому: государь во имя общего блага должен служить государству, народу.
  
   Если бы мы чаще присматривались к таким личностям, как Петр, может быть и у нас бы было меньше соблазна заставлять людей служить не делу, а прислуживать себе!
  
   Офицер - не барин, которому должны прислуживать его подчиненные, он - личность, обличенная правами, которые должны быть использованы во благо делу обороноспособности страны.
  
   Он - не бездушный "отдаватель" приказов, а личность, сознающая цену и смысл приказания, умеющая усилить влияние приказного слова силой своего обаяния, авторитета.
   Офицер и не учетчик выполненных и приказаний, он - ценитель порядочности, аккуратности, исполнительности, дисциплинированности, трудолюбия, желания осуществить благое дело.
  

Превышение власти и бездействие офицера

   В качестве поучительного исторического примера приведем извлечения из воинского устава 1869 г., содержащего приложение под названием "Ответственность за превышение власти и ее бездействие".
  
   "Военный начальник или должностное лицо, признается превысившим власть: когда, выступив из пределов и круга действий, которые предписаны ему по его званию и должности, учинит что-либо в отмену или же вопреки существующих военных, или общих узаконений, или же вопреки установленному порядку, предпишет или примет такую меру, которая не иначе может быть принята, как на основании нового закона.
  
   Противозаконным бездействием власти признается: неупотребление военным начальником, в надлежащее время, всех указанных, или дозволенных законом средств, какими он имел возможность предупредить или остановить какое-либо злоупотребление или беспорядок.
  
   Непочитается превышением власти: когда военный начальник, в каких-либо чрезвычайных обстоятельствах, возьмет на свою ответственность принятием чрезвычайной, решительной меры и потом докажет, что она была необходима, или что по настоятельности дела, он не мог, без видимой опасности или вреда для службы, отложить принятие сей меры, до высшего на то разрешения.
  
   К особым видам превышения и бездействия власти по службе, между прочим, относятся:
  
   1)Употребление, при усмирении неповинующихся оружия, без крайней в том необходимости, а равно употребление оного без приказания начальства, коему поручено усмирение.
   2)Непринятие надлежащих мер, к охранению порядка, повиновения и чинопочитания.
   3)Непринятие мер к охране здоровья нижних чинов и к предупреждению распространения между ними болезней, особенно эпидемических.
   4)Допущение по хозяйственному управлению вверенной части вреда или ущерба, чрез оставление без действия указанных средств к ограждению казны от потерь и утрат.
   5)Непринятие мер к усмирению неповинующихся и прекращению возмущений, насилий или иных беспорядков.
   6)Непринятие надлежащих мер осторожности при стрельбе в цель.
  
   Виновный в превышении или в противозаконном бездействии власти подвергается, смотря по важности дела: оставлению от службы, или заключению в крепости, от 8-ми месяцев до года и 4-х месяцев, или разжалованию в рядовые, или исключению из службы с лишением, или без лишения чинов.
  
   Если начальник будет самовольно и заведомо препятствовать действиям другого в отправлении должности, не имея на то права, или особого предписания от высшего начальства, то за сие он подвергается: или заключению в крепость от 2-х месяцев до года 4-х месяцев, или отставлению от службы или содержанию на гауптвахте от одного до 6-ти месяцев, или взысканию дисциплинарному.
  
   Кто при исполнении обязанностей службы употребит какого-либо истязания, подлежит: заключению в крепости, от года 4-х месяцев, до 2-х лет 8 месяцев, или исключению из службы, или потере всех особенных прав и преимуществ и ссылке в Сибирь.
  
   Причинение военным начальником, при исполнении обязанностей службы, кому-либо, с намерением ран или тяжких побоев и увечий, виновные подвергаются: высшей мере наказаний, определенных за эти преступления в общих уголовных законах.
  
   За взятие под стражу кого-либо, хотя и по законным, достойным уважения причинам, но без установленных на то правил, - виновный подвергается, смотря по обстоятельствам дела, взысканию дисциплинарному.
  
   Начальники, виновные в противозаконном увольнении в отпуск нижних чинов, с превышением предоставленной им по закону власти, подвергаются отставлению от службы, или содержанию на гауптвахте от одного до 6-ти месяцев. Если это злоупотребление допущено из корыстных видов, - то наказанию установленному за лихоимство"...
  
   Почему бы сейчас не принять к исполнению то, что говорилось в Уставе 1869 г.?
  

Самоустранение от командования

   Назовем три распространенные вида самоустранения от командования:
  
   - во-первых, это игра в "демократию", т.е. попытка спрятаться и раствориться в пучине коллегиальности;
   - во-вторых, "наплевательское" отношение к службе;
   - в-третьих, сознательная передача части власти в руки "сильных", "авторитетных" солдат и сержантов.
  
   Во всех трех случаях - это подрыв офицерской власти, дискредитация офицерского звания, зло, наносящее ущерб основному принципу военного руководства - единоначалию.
  
   В "демократию", как правило, играют люди гуманные, сознательно желающие общего блага, любящие службу, но не имеющие достаточно духовной силы, чтобы заставить трудиться своих подчиненных.
  
   Зло, приносимое ими, в том, что их командование носит отпечаток слабости и нерешительности. Подчиненные такого начальника стараться увернуться от дела, избежать ответственности и работа будет в общем брошена на произвол судьбы, а вся служба вырождается в какую-то недостойную комедию .
  
   Но есть тип офицера, смотрящего на все с точки зрения "наплевать". Такой начальник не только извращает само понятие о командовании, но он прямо его уничтожает.
  
   Он берет от жизни все, пользуется всеми преимуществами службы, и считает наивными младенцами тех, кто несет тяжелое ее бремя. Он с удивительным умением увертывается от всякой ответственности и даже тщеславие героев парадов его к себе не манит.
   Его потребительная ценность такова, как у хронометра без пружины, или патрона без пороха.
  
   Этот тип - зло, бич всякой армии.
  
   Последний в этом списке тип - тип офицера, пытающего чужими руками сделать свое дело.
   Суть дела в том, что такой командир пытается найти в своем подразделении теневых лидеров, сила которых основывается на мощи кулака.
   С ними он напрямую или намеком устанавливает следующую договоренность: "наведите порядок в подразделении, а я в накладе не останусь".
   Он "закрывает глаза" на то, что делают его "подельщики" и, спустя некоторое время получает "дисциплинированное" подразделение. Страх угнетаемых и беспредел угнетателей, в конечном итоге, приводит к "ЧП": расстрелу обидчиков и их покровителя...
   Угнетение, на котором основана эта акция, не может быть никакой гарантией благополучного исхода дела. Офицеров, которые поступают так, нужно рассматривать как потенциальных преступников.
  

Негативный стиль работы

   В числе негодных средств, которые используются в командирской практике, образующих порочный стиль работы, прежде всего, находятся:
  
   - нагнетание страха;
   - "завинчивание гаек";
   - неуставные методы воздействия на подчиненных и т.п.
  
   По молодости и неопытности, кое-кто пытается использовать страх, как средство удержать людей в повиновении, забывая о том, что ничего нет хуже страха, запуганности, так как при них устраняется возможность воспитательного влияния, а кроме того они заставляют младшего теряться и убивают в нем способность разумной деятельности, инициативу, решительность, столь важные в военном деле.
  
   "В этих соображениях, будучи требовательным и строгим по службе, в исполнении долга, но только без мелочной придирчивости, можно обращаться с воспитанниками мягко, держать себя с ними просто, обходительно, но без фамильярности, чтобы воспитанники не боялись своего начальника, а скорее боялись бы своим проступком причинить ему огорчение".
  
   При этом надо заметить следующее: тот может держать других в страхе, кто на самом деле может привести в действие ту силу, которую подчиненные должны бояться. В противном случае, нагнетание страха - это химера, дым от которой скоро рассеивается. Следовательно, "брать на испуг" может только сильный человек, а зачем сильному пугать людей и делать их своими врагами или недоброжелателями?
  
   Метод "завинчивания гаек" известен издавна.
   Им страдают нетерпеливые, властные натуры.
   Стремление "сделать карьеру" побуждает их вести жесткую линию поведения, поставив строгость во главу угла. У таких командиров подчиненные часто получают взыскания, в их поступках всегда оттеняются только недостатки.
  
   Такой офицер, как говорят, и к телеграфному столпу "докопается"...
   До поры - до времени они быстро идут вверх.
  
   Пример С.Архангельского тому свидетельство.
  
   Наверняка в армии найдется немного двадцатисемилетних комбатов. Тем более о таких, о которых командиры дивизий могут сказать: лучший в соединении!
   Лучшим капитан Архангельский стал благодаря таким своим качествам, как недюжинная сила воли, острый ум, целеустремленность, предельная исполнительность, выработанные в курсантские годы и во время офицерской службы. А еще присуще было Сергею немалое самолюбие, правда, порой перераставшее в тщеславие.
  
   Рассказывают, после того, как два года прокомандовал взводом, дважды выводы взвод в отличные, Архангельскому доверили командование ротой.
  
   Она была далеко не лучшей в части, даже не в "середнячках", что называется, ходила. Напутствуя молодого ротного, командир дивизии много дельного советовал ему, указал и на недостатки, которыми "богата" была рота. Назначен был и срок ликвидации этих недостатков. И представьте себе: ни днем позже указанного срока ротный доложил о выполнении задачи. ...
  
   Верили в способности, в энергию и не замечали изъянов нравственных, тех издержек в стиле работы, в отношении к людям, которые, в конце концов, оказались самыми существенными, определившими судьбу человека.
  
   Прощая эти "мелкие несовершенства" характера офицера, забывали о главном. О том, что позволено и что категорически запрещается. У командира есть много средств привести подчиненного к повиновению, наказать на невыполнение приказа.
  
   Нет только права на грубость.
  
   А Архангельский был исключительно жесток и груб.
   На том и "погорел"...
  
   Можно было бы приводить множество фактов, подтверждающих порочность такой практики, но факт очевиден: нельзя истинную требовательность к подчиненным подменять ее суррогатом; невозможно неуставными методами наводить уставной порядок...

*

Резюме

  
   Наше заключение довольно короткое: если офицер не хочет оступиться и потерять перспективу, то он должен постараться избежать тех ошибок, которые здесь указаны.
  
   Прислушаемся к мнению известного военного педагога М.Галкина, который в своей работе пишет следующие строки:
  
   "Офицер, чтобы оправдать выдающееся положение, должен выдвигаться из толпы.
   До установления сословного равенства одна принадлежность к высшему сословию и блеск его положения уже доставляли ему почет и уважение.
   Ныне он может занять то же положение только в силу редкого благородства своих побуждений и возвышенности нравственной культуры.
   Офицеру необходимо выделяться теми нравственными качествами, на которых основывается личное величие бойца, ибо с ним связано обаяние перед массой, столь желательное и необходимое руководителю".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Карцов П.П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта .- СП б, I883 .- с.1.
  
   Приказ Петра I перед Полтавской битвой. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия во русской военной истории. - М., 1947. - с.138.
  
   Соколовский И.В. Петр Великий как воспитатель и учитель народа. - Казань, 1873. - с.2.
   Там же. - с.3.
  
   Карцов П. Командование ротой и эскадроном. - СП б., 1881 .- с.505-507.
  
   Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ .- Варшава, I908 .- с.11.
   Там же. - с.12.
  
   Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник . - I9I4 .- NI2.- с.42.
  
   Житаренко В. Наводил "порядок" // Красная звезда .- 1988.- 17 февраля. - с.2.
  
   Луканин М. Вопреки уставу: к чему порой ведут попытки совместить несовместимое. - Красная звезда. - 1987. - 1 августа. - с.3; Добровольский В. Не поступаться истиной .//Красная звезда. - 1987. - 23 февраля. - с.2; Напечкин В. Без происшествий... // Красная звезда .- 1987. - 15 октября. - с.2 и др.
  
   Галкин Михаил Сергеевич (1853-1919 ) - полковник русской армии.
   Галкин М.С. Новый путь современного офицера . - М., 1906. - с.20.
  
   ...

Цветник духовный

  
   Юность
  
  -- Блажен, кто от юности готовится предстать Верховному Судии, Который потребует отчет за все возрасты!
  -- Неизвестна юности старость, но открыто, что готова погибель нераскаянного юноши.
  -- Злобный дьявол старается особенно молодых людей отклонить от дел благочестия: но вы, юноша, не обольщайся его хитростями! Кто поутру отправляется в путь, тот скорее дойдет до предположенного места, нежели замедливши до вечера отшествием своим.
  -- Бог хочет, чтобы ты поставил в службу Его всю свою жизнь, а не худшую часть ее. (Прот. И. Толмачев).
  -- Медленность исправления жизни не иное что выражает, как следующее: "пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь. Сначала узы мои представлю оружие греху, а потом, со временем, представлю их оружием правды Боговы. (Рим. 6, 13).
  -- Так и Каин проносил жертвы: что было лучшего, то - в услаждение себе самому; а что похуже - то Сотворившему и Даровавшему Богу. Пока способны ты к трудам - проводишь юность свою во грехах; а как скоро члены ослабели, тогда приносишь их к дар Богу, когда уже не на что нельзя употребить их, и по необходимости надобно оставлять в бездействии (Св. Василий Великий).
  -- Кто ожидает старости, чтобы посвятить себе Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетелей только такое время, которое он не может употребить только такое время, которое он может употребить ни на что более (Прот. И. Толмачев).
  --
   ...

 []

Русский конный воин. 17 в.

Исторические памятки

  
  -- Иоанн Креститель (Предтеча) - сын священника Захарии и Елисаветы, родственницы Марии Богоматери. Рождение его сопровождалось множеством чудесных явлений. Всю жизнь, вплоть до момента начала Служения, провел в пустынной аскезе. В тридцать лет вернулся, чтобы начать проповедь укрепеления веры и всеобщего покаяния. Первый крестил новообращенных в реке Иордан. Крестил Иисуса из Назарета и указал на снизошедший на последнего Дух Святой. Постоянно обличал пороки и грехи иудеев, особенно царя Ирода за его греховную связь с женой брата, Иродиадой. Заключен Иродом в темницу, где и умерщвлен, по легенде, в угоду дочери Иродиады Саломее. Особенно почитается масонами как первый и один из величайших христианских пророков. День Св. Иоанна Крестителя - 13 января - является одним из двух главных масонских праздников в течение календарного года.
  
  -- ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ (Иоанн Ильич Сергиев) (1829 - 1908) - протоие­рей, писатель; приобрел широкую известность как благотворитель и исцелитель больных, напечатал много бесед, проповедей, поучений; полное собрание сочине­ний в 6 томах вышло при его жизни, после чего издал еще множество трудов, в том числе "Моя жизнь во Христе", "Несколько слов в обличение лжеучения графа Л.Н. Толстого", "Христианская философия" и др. Замечательным памятником святой личности о. Иоанна являются три тома его проповедей. В этих томах есть такие строки, обращенные к русскому человеку: "Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога - Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам русским великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России!"
  
  -- ИОВ (? - 1607) - первый патриарх русской церкви. В 1591 во главе освященного собора и боярской думы устано­вил невиновность Бориса Годунова в смерти царевича Димит­рия. Предложил земскому собору Годунова на царство, хотя и не одобрял его нововведений. Призывал к борьбе с самозван­цем Лжедмитрием, поддерживал царевича Федора Борисови­ча. После воцарения Романовых был сослан в Старицкий мо­настырь, где и скончался.
  
  -- Иовиан Флавий (332 - 364) - римский император; родился в Мезии, сопрово­ждал императора Юлиана во время персидского похода в качестве началь­ника его телохранителей. После смерти Юлиана в 363 г. был провозглашен императором. Иовиан утвердил хри­стианство в качестве государственной религии и отменил все декреты Юлиана, направленные против христианства.
  
  -- Иордан (Jordanis, Jordanes) (около 500 - 552 н.э.) - исто­рик готов, по происхождению алан. Иордан был нотарием (секретарём) аланского военачальника, состоявшего на службе у Восточно-Римской империи. Главное сочинение И. "О происхождении и деяниях гетов" (доведено до 551) - один из важнейших источников по истории племени готов, народов Северного Причерноморья и всего периода Великого переселения народов; содержит также краткие, но ценные данные о древнейших славянах. Будучи сокращённым изложением не дошедшего до нас труда Кассиодора, сочинение Иордана содержит и сведения, которые были известны ему как современнику событий; Иордан отразил настроения той части остготской знати, которая желала соглашения с Византией, хотя бы ценой подчинения последней.
  
  -- Иосиф Флавий (родился в 37 г. в Иерусалиме, умер ок. 100 г. в Риме) - писатель-историк, происходил из иудейского священнического рода. В качестве полководца участвовал в Иудейской войне (66-70), был взят в плен, освобожден Веспасианом (отсюда имя Флавий). Автор "Иудейской войны" и "Иудейских древностей" (написанных на греческом языке). Значительная часть этих сочинений посвящена истории Иудеи в римский период. В них содержатся также сведения, касающиеся жизни провинций и политической истории Рима, дополняющие римских и греческих историков.
  
  -- Иосия - царь иудейск., разбит фараоном Нехао, 608 до Р.Х.
  

 []

Гробница Пересвета и Осляби в Симоновом монастыре

  
  -- Ирминов столб (Irminsul) - так назывался у древних саксонцев дере­вянный столб, посвященный богу Ирмину. Один из таких столбов находился в Вестфалии и был разрушен в 772 г. Карлом Великим.
  
  -- Ирод I, Великий (ок. 73-4 до Р.Х.) - царь Иудеи, назначенный римским сенатом в 40 г. до Р.Х. В войне Рима с Парфией во главе превосходящего римского войска одержал победу над парфянами и в 37 г. до Р.Х. захватил Иерусалим. Во время осады Иерусалима он женился на Мариамне. В пору его могущества страна пережила значительный хозяйственный подъем. Он считался одним из наиболее одержимых строительством властителей древнего мира. В его правление был отстроен и украшен Иерусалим. Частная жизнь Ирода I была полна скандалов: десять браков, интриги и борьба среди родственников, убийства.
  
  -- Исаак - дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. У Иудеев и Магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех не имевших греха, и один из шести; над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима и он ввел в употребление утреннюю молитву и т.п.
  
  -- Исаия - пророк, советник Езекии, царя Иудейского.
  
  -- Исида - египетская богиня, значение которой, культ и миф о ней подверглись разнообраз­ным изменениям вследствие азиатского и греческого влияния. Сначала она представлялась египтянину олицетворением Нильской области, оплодотворяемой Осирисом, нильским богом. Осирис - ее супруг, убитый Тифоном и оплакиваемый И., которая ищет его: это Нильская страна, жаждущая благодатной вла­ги. Благодаря иноземному влиянию Осирис стал бо­гом солнца, а И. богиней рогатой луны, а так как луна у древних считалась животворящею силою, которая рождает и питает растения, животных и людей, то И. стала богиней, ниспосылающей жизнь и плодородие, и, наконец, наравне с греческой Деметрой, Персефоной и Гекатой, была включена в число божеств под­земного мира; она стала царицей последнего и судьею мертвых; в ее руках ключ от подземного мира.
  
  -- Искренность -- мать правды и вывеска честного человека. (Д. Дидро). Искренность в командовании. Командование должно быть проникнуто искренностью, лояльностью и серьезной вдумчивостью, так как только при этих условиях оно будет иметь воспитательное значение. (П. Изместьев).
  
  -- Искусство ведения войны. Искусство ведения военных действий не является ни строго математическим расчетом, ни делом отдельных случайностей, а своего рода теорией вероятности... (П. Изместьев). Ведение войны -- искусство, которое от других искусств отличается тем, что выполняется в обстановке неизвестности и опасности над самостоятельно реагирующим объектом, а потому от исполнителя, кроме природных дарований и специальной подготовки, требует особых качеств характера, обеспечивающих возможность применения подготовки и творчества. (В. Флуг).
  
  -- Искушения. Как при снаряжении корабля нужен бывает кормчий и полное число пловцов не для того, кто всегда стоит на пристани, но тому, кто постоянно занимается мореплаваньем: точно тоже должно сказать и относительно монаха и мирского человека. Первый, как бы находясь на необуреваемой пристани, проводит жизнь неозабоченную и устраненную от великого волнения; а последний постоянно обуревается и плывет среди моря, сражаясь со множеством треволнений. (И.3латоуст).
  
  
   ...

А.И.Каменев.

Практическая психология для офицеров.

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.

10 - Практическая книга для офицеров

  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023