ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Русская Вандея"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  

"Революция оплевала душу русского офицера"...

  
  

0x01 graphic

Знак 1-го Офицерского генерала Маркова полка

РУССКАЯ ВАНДЕЯ

И. Калинин

  
   <...>
   Истеричный, многоречивый и расхлябанный Керенский вызывал у большинства настоящих военных людей гадливое ощущение тошноты.
  
   Твердый, решительный голос большевиков и их энергия импонировали всем тем, кто сами не расхлебались в хаосе мировой войны и февральской революции.
  
   Надо было явиться в Закавказье гг. Чхеидзе, Чхенкели, Церетели и др., чтобы привить здесь злобу к большевикам и окрасить в белый цвет многих офицеров Кавказской армии...
  
   <...>
  
   Для усиления государственных доходов правительство разрешило свободную продажу питей и, сверх того, само начало торговать винами из национальных ... подвалов.
  
   <...>
  
   Больше всего прожигали свою жизнь и последние гроши русские офицеры.
   Другие ... ударились в спекуляцию...
   Быстро наживались офицеры ... по преимуществу опытные хозяйственные крысы.
  
   <...>
  
   Тифлисская пресса приложила ... все свои старания к тому, чтобы внести еще больший сумбур в умы военщины, выбитой из обычной колеи и не знавшей, где голову приклонить.
  
   - Неслыханные зверства большевиков! Поголовное истребление интеллигенции в Советской России! Поголовное уничтожение офицерства! - вопили газеты в роже желтого "Тифлисского листка!
  
   <...>
  
   На тифлисских улицах стало все больше и больше появляться оборванцев в офицерских погонах.
   Иные из них нищенствовали.
  
   Многие из них хотели заняться каким-нибудь частным трудом, даже физическим, но предложение всякого рода труда во много раз превышало спрос...
  
   Создавалась довольно удобная почва для вовлечения этого элемента во всевозможные авантюры.
  
   <...>
  
   Появились эмиссары от Деникина.
   Его имя не совсем заслуженно, но пользуется популярностью среди офицеров.
  
   Ему ставили в заслугу слова, сказанные в 1917 году на офицерском собрании в Могилеве:
  
   "Революция оплевала душу русского офицера, задела его святая-святых".
  
   Многие находили, что генерал, рискнувший стол смело говорить при тогдашних обстоятельствах, должен обладать большим мужеством и несокрушимой энергией.
   Такие личности всегда производили впечатление на массу.
  
   Военщина, привыкшая к повиновению, более всего подчиняется авторитету сильных духом вождей.
  
   Деникина сочли за творческого поборника прав офицерства, выразителем мыслей и чаяний всего военного класса.
  
   Как было оставаться равнодушным к призыву такого вождя, особенно когда он обещает жалованье!
  
   Тифлисское офицерство не замедлило начать "самоопределяться".
  
   <...>
  
   Массы офицерства, не разбираясь, для чего генералы затеяли гражданскую войну, смотрели на нее, как на продолжение мировой, настоящих целей и причин которой они тоже не понимали, но от которой, худо ли, хорошо ли, но кормились.
  
   Только офицеры-аристократы или дети помещиков хорошо понимали истинную сущность гражданской войны.
  
   Под видом спасения "святой великой России" шла борьба за их привилегии, за их земли, банки, фабрики, за их вишневые сады и многоэтажные дом.
  
   <...>
  
   Благодаря политическому невежеству русского офицерства, привычке военной массы раболепно следовать за старшим в чине, а также благодаря безработице, выпавшей на долю военщины, Доброволия стала быстро пополняться и расти.
   <...>

И. Калинин.

Русская Вандея. - М.-Л., 1926.

(Иван Михайлович Калинин - военный юрист, полковник).

   Справка:
  
   Вандея -- один из первых 83 департаментов, образованных во время Великой французской революции в марте 1790 г. Возник на территории бывшей провинции Пуату. Название происходит от реки Вандея. В 1793 г. здесь возник мощный очаг контрреволюции под предводительством Жака Кателино. В истории события того времени известны как вандейский мятеж.

0x01 graphic

Русский монах-летописец

РАТНЫЕ ПОДВИГИ РУССКОГО НАРОДА

  

Стрелец Иван Семенов и 280 казаков, детей боярских и крестьян

  
   В 1641 году, в царствование Михаила Федоровича, турки осадили город Азов, взятый незадолго перед тем каза­ками. Огромная флотилия двинулась туда из Царьграда. На одном из турецких кораблей, нагруженном порохом, в качестве гребцов находились 280 русских пленников из казаков, детей боярских и крестьян. Не одолев Азова, турецкая флотилия вернулась в Царьград, а начальник ко­рабля, на коем находились наши пленники, Анты-паша, боясь гнева султанского, ночью вышел из Константинополя, и остановился на ночлег в двух верстах от него. В числе других россиян на этом судне был стрелец Иван Семенов, 7 лет уже находившейся в плену у турок. Этот храбрый воин решил освободить от плена и себя, и това­рищей; с этой целью он подложил под спавших Анты-пашу и 40 янычар пуд пороха, и принялся зажигать его фитилем; но порох не загорался. Проснувшиеся от шума турки, сделались осторожнее, и поставили стражу. Храбрый стрелец однако не испугался: лишь только все успокоилось, он уговорил бывшего на корабле иноземца "испанской зем­ли" принесть ему 12 сабель и горящую головню; роздал это оружие своим товарищам, а головню смело положил под порох... Раздался взрыв; 20 янычар взлетали на воздух, а разбуженный шумом и криком Анты-паша выбежал на переднюю лаву и с ругательствами кинулся на русских. Храбрый стрелец, обгоревший от взрыва до пояса, бросился ему навстречу, и заколол его. Завязалась отчаянная руко­пашная схватка. Несмотря на полученные в ней раны в го­лову и руку стрелами, в голову и живот саблей, Семенов подавал всем пример храбрости, и одержал над турками полную победу (210 неприятелей было убито, а 50 заковано в кандалы, снятые с русских, при потере с нашей сто­роны: 1 убитый и 20 ранено). Освободившись от неволи, на отбитом корабле русские отправились в Сицилию. Здесь доблест­ный стрелец, пролежав от ран 2 месяца, стал хлопо­тать об отправлении русских на родину. Но им предлагали деньги, платье и жалованье и уговаривали остаться на ино­земной службе. Видя их непреклонность, отняли корабль, пленных турок и семерых даже засадили в тюрьму. Тем не менее, нагие, босые и голодные, русские отправились "до римского папы", который тоже предлагал им большое жалованье, а Семенову поместье. Но верные лишь своему законному Царю они не согласились и на это предложение; пошли дальше, и через Вену и Варшаву вернулись в Москву.
  
   Справка:
  
   ЦАРЬГРАД, древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбул).
   ЛАВА - мостик для схода с судна.
  

Стрельцы, жители г. Царицына и при­слуга воеводы Тургенева

  
   В то же царствование началось восстание донских казаков под предводительством Стеньки Разина. Он приступил к городу Царицыну и потребовал его сдачи. Гарнизон и народ тотчас же перешли на сторону разбойника. Воевода же Тургенев со своим племянником заперся в одной башне, конечно без всякой надежды на спасение. Тем не менее, во время всеобщей измены 10 московских стрельцов, трое царицынских граждан, и слуги воеводы остались ему верными, предпочитая доблестную смерть безнаказанному грабежу и веселой жизни сподвижников негодяя. (Действительно, что мешало им присоединиться к другим изменникам?) Всю ночь пропьянствовал Разин, а на следующий день пошел на приступ этой башни. После отчаянного сопротивления горсть храбрых легла на месте, а попавший в плен во­евода был пронзен копьем и утоплен.
  
   Справка:
  
   РАЗИН Степан Тимофеевич (ок. 1630-71), предводитель Крестьянской войны 1670-1671 гг., донской казак. В 1662-1663 гг. донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками. В 1667 г. с отрядами казацкой голытьбы совершил походы на Волгу и Яик, в 1668-1669 гг. по Каспийскому морю в Персию. Весной 1670 г. возглавил крест. войну. Выдан казацкой старшиной царскому правительству. Казнен в Москве.
  

Черкесы и русские пушкари

  
   Когда вся Астрахань была во власти бунтовщиков, в од­ной башне продолжалось сопротивление: там засели двое русских пушкарей и семеро черкесов, верных своему законно­му правительству, и вплоть до полдня отбивались от многочисленного врага. Они расстреляли все пули, заряжали ружья деньгами, сожгли весь порох, и стали бросаться с высокой стены вниз, не желая достаться живыми в руки неприятелей. Некоторые из них расшиблись, некоторые были пере­биты мятежниками. После взятия Астрахани Разин продолжал грабить города, церкви, перебивать "лучших людей" и воевод, но под Симбирском толпы его были на голову разби­ты князем Барятинским, у которого часть войска состояла из солдат, обученных европейскому строю. Сам Разин бежал на Дон, был там схвачен, предан в руки пра­вительства, и казнен в Москве.
  
   Справка:
  
   БАРЯТИНСКИЙ Даниил Афанасьевич (? - после 1694), князь, боярин, воевода. Участник подавления восстания под руководством С.Т. Разина. Участник русско-польской войны 1654-1667 гг
  

Гренадер Петра Великого

  
   Великому Царю и Государю русскому Петру I-му случилось однажды беседовать с королем немецким. Государи разго­ворились о том, чьи солдаты лучше знают службу и воен­ную дисциплину... "Не спорю, -- сказал Государь королю, -- что мои новобранцы в чем-нибудь уступить вашим гренадерам; да спорю вот о чем: первая доблесть воинская это слепое, безответное послушание; солдату скажешь, делай то, -- он делает; полезай туда-то, он лезет, без думы, без оглядки: знает, что за голову отвечает тот, кто послал, а самому ему об этом беспокоиться нечего. Так в этом-то деле мои молодцы за пояс заткнут кого угодно". -- "Нет, -- отвечал король, -- и в послушании мои не уступят вашим; я в них уверен". -- "А коли так, Ваше Величество, -- сказал император, -- так сделаем сейчас опыт; да только вот какой: позовите вы на выдержку солдата своего из караула, да при­кажите ему выскочить вот из этого окна; а там я позову своего и велю ему сделать тоже; посмотрим, что будет". Король согласился, велел позвать своего солдата и приказал ему выскочить в окно. Окно было в третьем жилье; солдат глянул и стал отпрашиваться, просить помилования; а когда король настаивал, то солдат просил позволения схо­дить наперед да проститься со своими: "уж я, -- говорить, -- их больше не увижу". Король похвалил его за послушание и отпустил. Затем Государь позвал гренадера с гауптвах­ты. Гренадер вошел. "Здорово, товарищ!" -- "Здравия желая Вашему Императорскому Величеству". -- "Подойди сюда". Гренадер подошел. "Прыгай сейчас в окно, да с разбе­гу". -- "В которое прикажете, Ваше Величество, в это?" -- "Да, в это". И гренадер в один миг вскочил уже на подоконник, перекрестился и ринулся было головою вперед, так что Государь едва успел ухватить его за полы. Государь обнял его, одарил и отпустил; а король пожал плечами и сказал: "Завидую вам, Государь, что у вас такие солдаты"
  

Канонир

  
   В 1700 г. в морском сражении со шведами у нашего ка­нонира, запаливавшего орудие, оторвало правую руку. Тогда он поднял левой рукой фитиль и выстрелил из орудия при словах товарища: "пусть швед знает, что у русского и левая рука поражает".
  
   Справка:
  
   Канонир (нем. kanonier, от итал. cannone - пушка), солдат в артиллерии русской и некоторых других армий
  
  
  

0x01 graphic

Драгуны Петра Великого

НАДО ЗНАТЬ, ЧТО ЕСТЬ РУССКИЙ СОЛДАТ

  
  
  -- ...Благодаря, не испорченности нравов русского солдата и его природных качеств, он всегда считал за честь услужить своему офицеру и охотно делает это, но не следует злоупотреблять подобным усердием, точно так же как и офицеру не следует читать служебную исправность нижних чинов за личное себе одолжение (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее (Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник. - 1884).
  
  
  -- Солдат должен ясно видеть, что от начальника могут исходить не только наказания, угрозы и ругательства, но и участливые слова, внушенные любовью, с которыми к нему не обращались с тех пор, как он поступил в полк и которых ему недостает. Он с приятным чувством удивления отвечает на вопросы своих офицеров про его семью, деревню, оставленные дома дела и хозяйство, и безграничная благодарность наполняет его сердце (М. Я. Мысли о воспитании и обучении кавалериста // Военный Сборник. - 1908. - N8).
  
  -- Солдаты и офицер -- члены одного и того же великого тела -- армии, и хотя солдат стоит ниже офицера по своему служебному положению, но как люди и граждане, они равны, и это должен чувствовать офицер и давать это чувствовать солдату. Тот плохой офицер, кто ставит себя на недосягаемую для солдата высоту и всячески его чуждается. Такого офицера солдаты любить не могут и никогда не будут (Толстой Л. Л. Жизненные задачи русского офицера // Русский Инвалид. - 1907. - N13. - 17 января ).
  
  -- В русской армии наши офицеры всегда стояли близко к нижним чинам, отечески к ним относились, любили их и пользовались взаимно их любовью. Помните, что для нашего солдата слова: "отец-командир" -- не пустой звук, а глубокое верование, что каждый начальник только тогда найдет доступ в солдатское сердце, когда станет в их сознании отцом-командиром (Куропаткин А. Н. Задачи русской армии. В 3-х т. Т. 3. - СП б., 1910).
  
  -- Роте или эскадрону нужен отец не балующий, не слабый характером, не лишенный энергии, -- а отец заботящийся, не распускающий, любящий, но и наказующий. Русский солдат своим простым, природным умом, очень хорошо понимает это. Он чуток к каждому действию начальника и никаким баловством, никакими поблажками к распущенности, вы не привяжите его к себе (Карцов П. Командование ротой и эскадроном. - СП б., 1881).
  
  -- Ничто не производит на солдата столь дурного впечатления, и ничто так не роняет значение офицера в его мнении, как робость, которую обнаруживает офицер в присутствии начальства. Она прямо приписывается или незнанию службы, или слабости характера. Он подобного офицера нижний чин не ожидает ни заступничества, ни ходатайства за него. Совершенно иначе смотрит солдат на того, кто держит себя при старших так же, как и в его отсутствие, сохраняет уверенность в своем знании и во всякое время готов дать верный отчет о каждом человеке его взвода или команды (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее (Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник. - 1884).
  
  -- Неприлично и вредно, если солдат ружье свое ненавидит, а это легко сделать, если его бить за учение, и когда он на ружье иначе не смотрит, как на инструмент своего мучения... (Инструкция ротным командирам за подписанием полковника графа Воронцова 1774 г., января 17 дня в 17 пунктах состоящая на 13 листах).
  
  -- Уверенность в победе составляет великое средство для ее достижения. Солдат только тогда приобретает эту уверенность, когда, вступая в дело, не видит ни суеты, ни унылых и озабоченных лиц своих офицеров. Суета -- явный признак неуверенности и волнения; озабоченность наводит на солдата мысль, что офицер предвидит неудачу. Если бы взвод и действительно получил задачу крайне трудную, или очутился в опасном положении, то и тогда его командир всеми силами должен стараться поднять дух людей и самую опасность задачи представить как знак особенного к ним доверия и как средство достигнуть отличий. Русский солдат склонен к самопожертвованию, что и самая смерть не страшна ему, если только офицер сумеет задеть те свойства его души, которые возвышают его дух и стремления. Вера, Царь, святость присяги, честь знамени и слава своего полка -- вот пружины, которые подвигают на подвиги самопожертвования даже тех, которые в обыденной жизни кажутся ко всему равнодушными (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее (Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник. - 1884. - N6).
  
  -- Причина паники кроется в предшествующей ей неуверенности в силах, сдерживаемой чувством, обещаниями, надеждой и другими искусственно созданными средствами, когда достаточно легкого толчка для разрушения таким образом построенного карточного домика и обратной, по силе и направлению, смены настроения стадным чувством самосохранения, тем большим по силе, чем сильнее было это предшествующее ему напряжение (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее (Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник. - 1884. - N6).
  
  -- Войско, еле идущее, изнемогающее от усталости и жары, может прибавить шагу, если ему запомнить об избах и засеянных полях, оставленных на родине. Эти идеи изб и полей усилят собой идею отечества, которая двигает солдатами. С другой стороны, в критическую минуту битвы дрогнувшее войско может быть остановлено словами: все равно помирать. Эти слова ослабляют идею спасения (Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. - СП б., 1898).

0x01 graphic

Вход в гробницу Сципионов

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  -- Не подлежит сомнению мудрость итакийца (т.е. Одиссея), желающего увидеть дым отечественных очагов.
  -- Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем.
  -- Все изменяется, ничто не исчезает.
  -- Пользуйся юностью; жизнь быстро проходит: последующие радости не будут столь же прекрасны, как первые.
  -- Бог в нас самих.
  -- Мы восхищаемся древностью, но живем современностью.
  -- Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
  -- О деле суди по исходу.
  -- Трудитесь, пока позволяют силы и годы.
  -- Или не берись, или доводи до конца.
  -- Результат оправдывает действие.
  -- Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы.
  -- Какие кто сознает за собой деяния, такие надежды или страхи и порождает это в глубине его сердца.
  -- И у врага дозволено учиться.
  -- Опыт -- самый лучший наставник.
  -- Верь опыту.
  -- Позволь мне остаться в своем заблуждении.
  -- Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.
  -- Средний путь -- самый безопасный.
  
  

Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. -- ок. 18 г. н. э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011