ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Россия на Голгофе

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Февральские тезисы профессора А.И. Каменева


  

0x01 graphic

  

Христос.

На Голгофе. 1841.

Художник Карл Карлович Штейбен (1788-1856)

  
  

РОССИЯ В ОПАСНОСТИ

"Мы разбиты потому, что перед лицом злобного врага мы занялись внутренними счетами и вместо общих усилий для обороны страны, в междоусобенной злобе надорвали свои последние силы".

А.И. Верховский

Россия на Голгофе. - Пг., 1918

  
  
  
   Посмотрите на Украину и увидите, что там сейчас происходит...
   Вскоре может быть и такое в России!!!
  

Вспомните:

  
  
  -- Была величайшая отечественная история, где превращение в великую, а затем и в мировую державу - совершалось с севера на юг: от Новгорода к Киеву, от Киева к Царьграду...
  -- Внутренние неурядицы и монгольский погром с его последствиями заставили Россию в продолжении целых шести веков сойти со своего великодержавного пути. За весь этот тяжкий период русской истории не могло быть и речи о дальнейшем развитии русской великодержавности: шла борьба за самое право существования России, а затем, медленно и с трудом, возвращалось и собиралось утраченное достояние
  -- Враги у России были всегда: восточные и западные. Восточный приходил к нам из глубин азиатских степей, сперва в облике обров и половцев, затем монголов и татар и, наконец, турок...
  -- Враг западный - "имя ему было и осталось - немец. Враг упорный и беспощадный, хитрый и бездушный, коварный и бесчестный. На протяжении семисот лет - от Ледового побоища до Брест-Литовска - враг традиционный, но не раз по капризу истории надевавший личину "традиционной дружбы" - всякий раз все к большей своей выгоде и все к большей беде России" (Керсновский А.А.)
  
  
   "Россия рухнула на наших глазах не потому, что русский человек был силен во зле и злобе, наподобие немцев, а потому, что он был слаб в добре; и в роковой час истории (1917) он не сумел извлечь из своего добродушия и утомления, из своей улыбчивой, печенной и ленивой души - ту энергию воли, ту решимость поступка, то искусство организации, то умение сопротивляться злу силою, которых потребовал от него час испытаний. Русский человек оказался слабым в добре и подчинился нерусским людям..., но зато оказавшимся сильными во зле, сильными беспристрастностью и волею к власти, сильными прямым и свирепым убийством.

И.А. Ильин

  
   Попробуем извлечь эту пользу...
  

Февральские тезисы профессора

А.И. Каменева:

О военной опасности России

  
  
  
   Беда наша в том, что мы не знаем своего национального интереса.
   А он (этот интерес) состоит в том, чтобы иметь надежную защиту - Армию и Флот. Без достойных Вооруженных сил Россия не может быть сильной, свободной и процветающей.
  
   Сила же армии не в количестве людей, оружии и боевой техники, а в офицерстве, его чести, доблести и готовности до конца исполнить свой долг перед Родиной.
  
   Офицерская профессия - не военно-техническая, а идейная и тяжесть ее не под силу каждому. Рыцарь без страха и упрека - вот ее идеал.
  

I

О России

  
   Россия больна: недуг ее не материальный, а духовный - люди перестают верить в себя и в свое государство; они живут один днем и не думают о будущем; судьба государства перестала волновать многие слои населения. Стремление к обособлению, индивидуализму, личной наживе и выгоде поразило, прежде всего, молодежь, интеллигенцию, чиновничество, органы власти и военного управления.
  
   Власть плохо понимает свои задачи, а народ разуверился в ее (власти) способности создать условия для прогресса и процветания... Русская власть пожинает ныне плоды многолетнего выматывания из народа всех моральных и материальных соков; а высокие чувства не произрастают на засоренных и истощенных нивах.
  
   Россия шаг за шагом сдает свои позиции на международной арене и постепенно становится в ряд третьестепенных стран, с которыми не только не считаются, но и всячески помыкают...
  
   Военная и политическая опасность нарастает и грозит превратить Россию в конгломерат мелких удельных княжеств, живущих в постоянной вражде друг с другом, и в постоянном страхе за будущее.
  
   Мир находится в жестком противоборстве: слабому и незащищенному здесь место только на задворках... Вольтер был прав, говоря: "На этом свете успеха достигают только острием шпаги и умирают с оружием в руках".
   ***
   Хотя Россия и больна, но несоразмерна с нею (болезнью) та живительная сила, которая имеется в характере народном. Наш народ - мужественный, разумный, бодрый, "не вскипает кипучим гневом при малейшем оскорблении его чести; не воспламеняется как порох от искры слова" (Аксаков И.С.), но страшен в гневе своем и беда тому, кто на Русь приходит с мечом...
  
   ***
   Как показала история, мы не можем надеяться на кого-то извне: мы не должны забывать, как Россию предавали ее союзники и соседи и даже те народы, которые она спасла от поголовного истребления. Прав был С.О. Меньшиков, говоря: "Довольно и "священных союзов" на русской крови и "мировых революций" на русские деньги и русские страдания". Россия много воевала за чужие интересы. Настало время постоять за свои собственные ...
   Опора только на собственные силы - единственный и надежный принцип развития нашей нации.
  
   ***
   Сила и достоинство нации создается и защищается его армией. Следовательно, прав был тот же Меньшиков, ставя еще в начале ХХ века вопрос так: "Быть России или не быть - это главным образом зависит от ее армии".
   ***
  
  

О войне, возможной военной опасности и противнике

  
   Цивилизация не устраняет войны, а усугубляет военную опасность.
   *
   Обстоятельства последних десятилетий показали нам наглядно, как мгновенно возникают современные войны и конфликты, и как тяжко расплачивается та из сторон, которая в мирное время не сумела приготовиться к войне и использовать результаты прогресса военного искусства.
   *
   Если не в нашей воле устранить войну, следовательно, нужно ее принимать как факт.
   *
   Война - это бескомпромиссная борьба сторон и раз оружие обнажено, задача армии состоит в том, чтобы, владея им с силой, ловкостью и отвагой, достичь победы над противником.
   *
   Враг у России может быть любой, в т.ч. нетрадиционный (неожиданный). Потому потеря бдительности - непростительное и опасное явление.
  

О военной политике

  
   Россия должна иметь продуманную, взвешенную и долговременную военную политику.
   *
   Военная политика России не может зависеть от политической конъюнктуры, настроения или способностей меняющихся правителей и политиков, мнения толпы и умозаключений демагогов. Она должна проводиться последовательно, неукоснительно, без сбоев, задержек и уклонений от генеральной линии.
   *
   Такое отношение к военной политике требует создания своеобразного института хранителей национальных интересов России. Это должен быть орган (учреждение, институт), составленный из немногих умудренных опытом и знаниями людей, способных оценивать практические действия власти с т.з. соответствия этих действий национальным интересам России, и своими оценками влиять на принятие политических и практических решений.
  

Об обороноспособности России

  
   Обороноспособность страны - не ведомственная, а общенациональная задача страны. Следовательно, принцип всеобщей военной повинности следует не только сохранить, но и наполнить новым содержанием: каждый гражданин должен вносить свою лепту в дело обороноспособности - одни в строю, другие - посредством иных дел или денежных взносов...
   *
   В вопросах обороноспособности есть, тем не менее, те вопросы, которыми должны заниматься только военные. К числу таких вопросов относится подготовка военных кадров.
   *
   Обороноспособность должна быть самодостаточной, т.е. максимально независимой от иностранного оружия, боевой техники, субсидий и т.п.
   *
   Обороноспособность должна быть природосообразной, т.е. соответствующей культуре, боевым традициям страны, накопленному боевому опыту; опираться на уроки военной истории; строиться с учетом национальной психологии.
   *
   Укрепление Вооруженных Сил в оборонной политике должно быть приоритетным.
   *
   В самих Вооруженных Силах чрезвычайное внимание следует уделять офицерству, не оставляя без внимания ни его образования, ни порядка службы, ни жизни и быта его семьи.

II

Условия эффективности укрепления Вооруженных Сил

Основной тезис

  
   Нам не нужно ничего особенного изобретать. Необходимо обратиться к отечественной истории и тем заветам, которые нам, потомкам, завещаны выдающимися людьми России.

а) нужна политическая воля власти

  
   1.Необходима должная политическая воля: правительству следует перестать бояться умного, просвещенного и волевого офицера. Следовательно, президент и правительство должны решиться на ряд кардинальных мер в переустройстве вооруженных сил России.

б) необходим подъем национального духа, общности и солидарности народа

  
   Народу нашему не хватает солидарности и единодушия. "Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности" (И.С. Аксаков). Мы должны объединиться. В этом наша сила!
   *
   Народ наш должен осознать всю опасность положения нынешней России и понять необходимость укрепления армии "с героической поспешностью" (С.О. Меньшиков).
   *
   Надо научить народ уважать офицерскую профессию и военное дело, как необходимое средство и гарантию благополучия нации.
  

в) необходима системность, а не косметический ремонт

  
   Не отдельные нововведения, а системный подход должны служить перестройке к лучшему всей военной организации.. Эффективность немыслима без системности.
   *
   Системность, как таковая, должна приводить в действие, прежде всего, те главные звенья, которые впоследствии дадут движение тем механизмам, которые прежде работали с малой эффективностью.
   *
   Данная системность должна не только повышать эффективность работы тех механизмов, которые работали с малой отдачей, но и исполнять две важнейшие функции: во-первых, отторгать то, что устарело или же не соответствует новым требованиям (включая кадры; не взирая на личности; не расслабляясь позывами благотворительности, снисхождения и т.п.): во-вторых, она (системность) должна быть способна генерировать (создавать) новые функциональные механизмы по мере перехода с одного уровня на другой, от решения одной задачи к другой.

г) наука должна указывать путь войсковой практике

  
   Не начальственное мнение или же политическое соображение, а наука должна диктовать: военные задачи и потребности, политические решения, организационные перестройки, кадровые вопросы и т.п.
   *
   Военно-историческая наука должна занять место в разряде стратегических дисциплин, а звание военного историка приравняться к положению политика-стратега. Возвышение этого статуса должно опираться на следующие составляющие: во-первых, повышение базовой составляющей данной науки; во-вторых, повышение квалификации военных историков; в-третьих, введение персональной и жесткой ответственности военных историков за те выводы, обобщения и уроки, которые они формулируют для политического и военного руководства страны.

д) кардинальное изменение подготовки офицерства

  
   Без надежного, умного, волевого, преданного России офицера невозможно достичь высокой обороноспособности государства.
   *
   Существующая система подготовки офицерских кадров не только несовершенна, но и вредна, ибо в военно-учебных заведениях готовятся не офицеры, а военспецы низкой квалификации.
   *
   Нынешний офицер плох тем, что: во-первых, в военно-учебные заведения поступают негодные к этой профессии молодые люди; во-вторых, его учат всему, но не тому, что необходимо для боя; в-третьих, его способности не развивают, а "свертывают", а желание быть офицером убивают рутиной солдатской жизни; в-четвертых, военно-учебное заведение не формирует и не развивает боевых достоинств личности в силу чего авторитет молодого офицера держится лишь на его служебном положении, а не на личных достоинствах, как то должно быть; в-пятых, армейская рутина окончательно губит творческое стремление молодого офицера и ставит его перед выбором: либо смириться и подчиниться требованиям рутинной жизни; либо - порвать с армией. Лучшие и не притупившие воли и ума молодые офицеры уходят из Вооруженных Сил, посредственности и худшие - остаются.
   *
   Армия с такими офицерами перспективы не имеет. Государство и общество может даже не надеяться на такие кадры.
   *
   Самый серьезный просчет допущен в подготовке общевойсковых командиров: 3 военные училища (Московское, Новосибирское, Благовещенское), разделенные тысячами километров, не могут обеспечить Вооруженные Силы России общевойсковыми командирами ни в количественном, ни в качественном отношении. Главные "дирижеры" войны не имеют даже должной личной боевой подготовки, не говоря уже об их умении быть организаторами боя.
   *
   Офицеры запаса, бесценный для страны и Вооруженных Сил капитал, совершенно не востребован для интересов Российской государственности. При общем дефиците надежных кадров такое расточительство правительства вызывает изумление.
  

III

Как целесообразно изменить положение в подготовке офицерских кадров к лучшему?

Начнем с принципов, т.е. основных идей

  
      -- Надо признать тот факт, что офицерство - душа нации (а не армии только). Следовательно, офицерскому вопросу нужно придать главенствующее государственное значение.
      -- Офицером может быть не каждый, а только выдающийся человек. Отсюда: "Лучше меньше числом, да получше качеством".
      -- Офицер начинается с солдатского фундамента. Не случайно Петр I запретил производить в офицеры тех дворян, "которые с фундамента солдатского дела не знают". Оттого и офицеры его были превосходны.
      -- Духом, честью, умом, преданностью Отчизне силен воин. Они не формируются сами собой, а воспитываются ежеминутно. Вот почему воспитание офицерства должно стоять выше образования (так учил нас генерал Драгомиров).
      -- Учить надо только тому, что необходимо на войне. Как яростно боролся великий Суворов со всем тем, что мешало воспитывать боевые качества простого солдата! Так надо поступать и нам сегодня.
      -- Лучше меньше (предметов), да глубже и основательнее их изучение.
      -- Природосообразность во всем (в системе военно-учебных заведений, организации учебного процесса, подборе кадров, обучении, воспитании, развитии, распределении и использовании учеников и т.п
      -- Лучшие личности, а не посредственности должны готовить офицерские кадры. Львы, а не бараны должны вести будущих офицеров.
      -- Не знатности, а доблести нужно давать дорогу.
      -- Настоящий офицер профессии не изменяет и в отставку не уходит, а служит избранному делу до конца дней своих.

10 необходимых шагов

  
   1. Президент должен взять под свое попечение и заботу о подготовке военных кадров, изъяв военную школу из ведения МО и министерства образования.
  
   2. Следует изменить систему отбора в военно-учебные заведения. - Создать специальный Центр военно-профессионального отбора и изменить критерии отбора молодых людей в офицерский корпус (не по школьному аттестату и результатам школьной учебы, а по "офицерским параметрам" (воля, ум, патриотизм, здоровье, призвание).
  
   3.Пересмотреть концепцию подготовки офицерских кадров. - Принцип базисов: солдатский, офицерский, должностной. Для подготовки офицеров Сухопутных войск необходим Единый Центр военно-профессиональной подготовки, как базовое учреждение и школа первоначальной военной подготовки и переподготовки офицерского состава.
  
   4.Изменить структуру военно-учебных заведений - осуществить (в течение 5-7 лет) переход к 3-м крупным научно-учебным центрам подготовки офицеров: сухопутный, военно-воздушный, военно-морской.
  
   5.Пересмотреть систему кадрового обеспечения военно-учебных заведений: офицерского и профессорско-преподавательского состава. - Только лучшие и достойные должны стоять у истоков офицерской профессии.
  
   6.Изменить структуру и содержание учебной программы и учебных дисциплин: учить только тому, что необходимо для боя.
  
   7.Ввести 3-х уровневую систему подготовки младших офицеров - сокращенный (ускоренный); полный (нормальный); повышенный (научный) - в соответствии с индивидуальными способностями будущих офицеров.
  
   8.Изменить обстановку и содержание полковой жизни. Придать особое значение полку и полковнику (командиру полка, отдельной части), как важнейшему звену в становлении молодых офицеров.
  
   9.Обеспечить справедливое и разумное продвижение по службе офицеров: в соответствии с уровнем их развития и подготовленности (соответствие пирамиды должностей пирамиде индивидуального развития офицера).
  
   10. Создать государственную программу использования офицеров запаса в интересах укрепления российской государственности.
  

Сроки, в которые можно ожидать позитивного результата в подготовке офицеров для ВС РФ

  
   1.Через полгода мы увидим первые результаты: среди отобранных в ВВУЗы молодых людей сократится число случайных людей (в дальнейшем, путем совершенствования системы отбора, случаи "брака" можно свести к 5%, т.е. к вполне допустимой цифре).
  
   2.Через год все военно-учебные вузы могут получить (после года обучения в Центре специальной подготовки) первоклассных курсантов - "профессоров" солдатского дела, т.е. военнослужащих, в совершенстве владеющих индивидуальным боевым искусством.
  
   3.Через 3 (частично) и через 4 года (в основном) в войска придут совершенно иные молодые офицеры - надежные кадры. Процент желающих уволиться в течение первого года офицерской службы упадет к отметке "5%" (сегодня он составляет примерно 50%). Авторитет этих офицеров среди солдат будет чрезвычайно высок (сегодня авторитет выпускников почти нулевой).
  
   4.В течение первых 2-х лет необходимо сменить всех командиров полков и подобрать им на замену совершенно иных лиц (возможно, что из числа начальствующих ныне лиц останется небольшой процент - до 5%). Смена полковых кадров серьезно оздоровит обстановку в полку и позволит существенно сократить число молодых офицеров, желающих уволиться в запас в течение первого года офицерской службы).
  
   5.Примерно за 5-7 лет можно создать основу современных военно-учебных центров видов ВС, а в последующие 5 лет - довести ее до логического завершения. Этим будет положено начало функционированию совершенно новых военно-учебных заведений.
  
   Другими словами, все серьезные коренные преобразования в подготовке офицерских кадров можно (и нужно!) осуществить в ближайшие 5 лет. Медлить дальше нельзя! Ведь мы уже опоздали с преобразованиями лет на 15-ть.
  

Заключительный тезис

  
   Всего этого можно было бы и не писать, если бы не теплилась надежда быть услышанным и правильно понятым...
   Такая надежда, слава Богу, еще есть!
  

0x01 graphic

  
  
  
  
  
  
  
  
  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012