ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Россия не увидела нового Кутузова"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


"Россия не увиде­ла нового Кутузова"...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  

0x01 graphic

ОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ.

ЗАДАЧИ РУССКОЙ АРМИИ"

Генерал от инфантерии Алексей Николаевич Куропаткин (1848--1925) -

безусловно, имевший военные заслуги перед Россией.

Генерал в должности военного министра имел тяжелое наследие (армию) и, к сожалению, не придал особого значения противника...

  
  

Почему Россия так и не увиде­ла нового Кутузова?

  
   НЕ русский генерал, в большей степени, чем другие высокопоставленные лица, виновен в поражении Русской Армии в войне с японцами в начале ХХ века.
  
   В заслугу этому боевому генералу можно поставить не только честность и мужество признавать собственные ошибки, но и прозорливость, умение видеть причины военной слабости царской России.
  
   Его мысли, изложенные далее, представляют собой плод творческого ума, помноженный на боевой опыт и знание реалий тогдашней России.
  
   Приходится сожалеть о том, что мысли, высказанные А.Н. Куропаткиным, не были востребованы властью и не нашли практического воплощения.
  
   Сейчас, более сто лет спустя, нам надобно не только с благодарностью отнестись к высказанному генералом Куропаткиным, но и призвать всех радеющих за нашу Отчизну, последовать примеру этого офицера и сделать достоянием те мысли и суждения, которые родились в головах думающих офицеров и генералов на полях современных битв и сражений.
  
   Конечно, нет никакой уверенности в том, что и сегодня власть обратит внимание на мысли современных "Куропаткиных".
   Должно ли это их останавливать?
   Пожалуй, нет.
   Хотя бы потому, что найдутся люди, которые, прочитав умные мысли, скажут: "Ай, да, молодец!"...
  
  

0x01 graphic

  

Фрагменты из разных источников о генерале Куропаткине:

  
  
  
   Родился Алексей Николаевич в семье мелкопоместного дворянина, капитана в отставке, в Псковской губернии.
  
   С детских лет он был отдан в военную службу, воспитывался в 1-м кадетском корпусе, в 1864 г. по­ступил в Павловское военное училище, через два года стал офицером (подпоручиком) и был назначен в один из туркестанских линейных ба­тальонов.
  
   В 1867 -- 1868 гг. Куропаткин в составе своего батальона участвовал в походе на Бухару, в штурме Самарканда и многих других боевых делах в Средней Азии. За отличия был награжден орденами святого Станислава и святой Анны 3-й степени и чином поручика, с 1870 г. -- штабс-капитан.
  
   В условиях беспокойной туркестанской службы Куропаткин гото­вился к поступлению в Академию генерального штаба, куда ежегодно принималось всего около 50-ти офицеров. В 1871 г. он успешно сдал экзамены в академию и учился блестяще, закончив учебу первым в списке выпускников.
  
   Алексей Николаевич был поощрен научной ко­мандировкой в Германию, Францию и Алжир, принял участие в экспе­диции французских войск в Сахару, получил от французского прави­тельства кавалерийский крест ордена Почетного легиона.
  
   В 1875 -- 1877 гг. капитан генерального штаба Куропаткин вновь служил в Туркестане, участвовал в Кокандском походе войск генерала Кауфмана. При взятии Уч-Кургана он первым ворвался в крепостное укрепление, командуя полуротой и сотней казаков, за этот подвиг был награжден орденом святого Георгия 4-й степени. В период Кокандского похода Алексей Николаевич сблизился с М.Скобелевым, который бы­стро оценил его организаторские способности и личную храбрость.
  
   Возвратясь в Петербург, Куропаткин состоял при Главном штабе, но с началом русско-турецкой войны добился назначения его в Дунай­скую армию. В августе 1877 г. под Ловчею он был начальником штаба отряда князя Имеретинского; вместе со Скобелевым, фактически руко­водившим операцией, обеспечил подготовку атаки Ловчи и ее взятие.
  

0x01 graphic

  

"Захват Гривицкого редута под Плевной"

Художник Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, (1885)

  
   Затем он стал начальником штаба сводного отряди Скобелева при тре­тьем штурме Плевны; при атаке плевненских редутов был контужен взрывом зарядного ящика, чудом остался жив (в "Московских ведо­мостях" N 220 его имя числилось в списке погибших героев штурма).
  
   6 сентября произведен в подполковники.
  
   После капитуляции Плевны Алексей Николаевич в должности начальника штаба 16-й пехотной дивизии Скобелева участвовал в переходе через Балканы, организовы­вал движение колонны через зимние горы, в конце перехода через Иметлийский перевал, на пути к Шейново.
   Куропаткин получил тяже­лую сквозную рану в плечо и выбыл из строя.
   За боевые отличия в кам­пании, завершившейся победой русской армии, он был награжден орде­нами святого Станислава и святой Анны 2-й степени, чином полковни­ка и золотой саблей с надписью: "За храбрость".
  
   В сентябре 1878 г. Куропаткин был назначен руководить азиатским отделением Главного штаба и адъюнкт-профессором Академии гене­рального штаба, но в следующем году местом его службы вновь стал Туркестан, где он принял под свое начальство стрелковую бригаду.
  

0x01 graphic

Медаль "За взятие штурмом Геок-Тепе"

   Вскоре в Туркестан прибыл генерал-лейтенант Скобелев, которому было поручено возглавить Ахалтекинскую экспедицию, и они встрети­лись в походе русского отряда под Геок-Тепе.
  
   В очередной раз став начальником штаба "белого генерала", Куропаткин проявил свои пре­восходные организаторские качества в переходе через пустыню и под­готовке штурма Геок-Тепе. С началом приступа крепости он командовал главной штурмовой колонной, ворвался по минному обвалу в крепость, положив начало победе русских войск. Был награжден орде­ном святого Георгия 3-й степени и произведен в генерал-майоры. Ахал­текинский оазис Туркмении вошел в состав Закаспийской области России.
  
   С 1883 г. Куропаткин вновь состоял при Главном штабе, занимался вопросами военного управления в отдаленных областях Российской империи, выезжал командовать соединениями на различные маневры и учения.
  
   В 1890 г. он был произведен в генерал-лейтенанты с назначени­ем начальником Закаспийской области и командующим располо­женными там войсками. Приступив к исполнению должности, развер­нул большую административную и хозяйственную деятельность. За восемь лет его управления областью, ранее пустынной. Закаспийский край преобразился, здесь получили развитие промышленность и тор­говля, появились новые города и селения, созданы учебные заведения, привлечены переселенцы из разных губерний страны, с полной нагруз­кой работала Закаспийская железная дорога.
  
   В 1895 году Куропаткин был послан во главе чрезвычайного посольства в Тегеран, для сообщения персидскому шаху о вступлении на престол Николая II.
  
   Активная деятельность Куропаткина не осталась незамеченной Ни­колаем II. и в январе 1898 г. царь назначил его управляющим Военным министерством, а с 1 июля -- военным министром.
   В 1901 г. Алексей Николаевич стал генералом от инфантерии, с 1902 г. -- генерал-адъютант.
  
   В должности военного министра ему досталось тяжелое наследие. Планы преобразования русской армии, осуществлявшие­ся в 70 -- 80-е гг. Александром II и Д.Милютиным, в последующие го­ды имели весьма вялое продолжение, и Куропаткин скоро убедился, что Николай II мало что хочет менять.
  
   На обеспечение и развитие армии в 1899 -- 1903 гг. Куропаткин запросил 455 миллионов руб­лей, но получил лишь 160.
  
   Тем не менее, под его руководством были проведены в жизнь многие неотложные меры: повышены оклады денежного содержания офицерам, сохранявшиеся с 1859 г., произведено омоложение командного состава, преобразован ряд воен­ных округов, расширены юнкерские училища и кадетские корпу­са, укреплена полевая артиллерия и начато внедрение в войска пуле­метов.
  

0x01 graphic

  

Куропаткин во время сражения при Ляояне.

  
   Однако всего этого оказалось явно недостаточным, чтобы русская армия подошла к войне с Японией обновленной. К тому же военный министр не придавал особого значения дальневосточному региону, считая войну с японцами маловероятной и ограничившись постройкой крепости Порт-Артур.
  
   Посетив в 1903 г. Дальний Восток, Куропаткин доложил Николаю II:
   "Мы можем быть вполне спокойны за участь Приамурского края и мы вполне надеемся отстоять северную Маньч­журию".
  
   По плану военных мероприятий на 1904 -- 1909 гг. из 130 мил­лионов рублей, отпущенных Военному министерству, на укрепление Дальнего Востока Куропаткин определил израсходовать лишь 7 мил­лионов.
  
   Не было у военного министра и взаимопонимания с царем: строго военное воспитание генерала, отсутствие светского лоска делали его чуждым в придворной среде, и часто он наталкивался на стену рав­нодушия.
   В августе 1903 г. Алексей Николаевич попросился в отставку со своего поста, но Николай II не принял ее.
  
   Ошибки российской дипломатии, повлекшие за собой начало войны с Японией, поставили перед русской армией трудные задачи.
  

0x01 graphic

  
   Ее страте­гические резервы были удалены от театра военных действий, мобилиза­ция запаздывала, главнокомандующий на Дальнем Востоке адмирал Е.Алексеев действовал нерешительно.
  
   "В Харбине мне пришлось беседовать со многими офицерами разного рода оружия. О Куропаткине отзывались хорошо. Он импонировал. Говорили только, что он связан по рукам и по ногам, что у него нет свободы действий. Было непонятно, как сколько-нибудь самостоятельный и сильный человек может позволить связать себя и продолжать руководить делом.
   О наместнике (адм. Е. Алексееве - А.К.) все отзывались с удивительно единодушным негодованием. Ни от кого я не слышал доброго слова о нем. Среди неслыханно-тяжкой страды русской армии он заботился лишь об одном, -- о собственных удобствах".

В.В. Вересаев

Записки врача. На японской войне.

  
  
   Малоудачное начало войны по­требовало изменений в командном составе действующей армии, и 8 февраля 1904г. последовало назначение Куропаткина командующим Маньчжурской армией.
   Перемещая его с поста военного министра на Дальний Восток, Николай II сопроводил это назначение рескриптом, где говорил: "Расставаясь с Вами и желая выразить Вам мою глубокую признательность за шестилетний просвещенный труд Ваш на пользу моей дорогой армии, жалую Вам бриллиантовые знаки ордена святого благоверного князя Александра Невского... Напутствуя Вас на Дальний Восток в действующую армию, поручаю Вам передать моим до­блестным войскам мой Царский привет и мое благословение. Да хранит Вас господь!"
  
   Назначение Куропаткина командующим у многих вызвало скепти­цизм.
   "А кто же будет при нем Скобелевым?" -- иронизировал генерал М.Драгомиров.
  
   Исполнение Куропаткиным должности командующего Маньчжурской армией, а с 13 октября -- главнокомандующего воору­женными силами на Дальнем Востоке не принесло ему лавров, хотя в генерала, озаренного лучами скобелевекой славы, многие поначалу верили.
  
   Разочарованный своей деятельностью на посту военного ми­нистра и неуверенный в силе русской армии, Алексей Николаевич ока­зался неспособным компенсировать недостатки армии личными ка­чествами полководца и военачальника.
  
   0x01 graphic
  

Сражение на реке Шахе (с 5 по 17 октября 1904 года).

  
   Неудачи в бою под Вафангоу, в сражениях под Ляояном, у реки Шахэ и сдача Порт-Артура показали, что России трудно рассчитывать на успех в войне.
   Подрывал силы ар­мии и малопонятный смысл этой войны.
  
   Проявляя большую заботу о тыле войск и отдавая множество боевых распоряжений, Куропаткин не умел сосредоточиться на главных вопросах организации операций, на решительном проведении своих замыслов в жизнь.
   Под влиянием не­удач главнокомандующий склонился к мысли о ведении оборонитель­ной войны "на истощение".
  
   Но нового Кутузова Россия так и не увиде­ла.
  
   Храбрый и неустрашимый по существу, командующий избегал объ­езда позиций перед сражениями для ободрения войск, а его письменные приказы мало воздействовали на солдат.
   Бесплодная атака Сандепу (январь 1905 г.), поражение в Мукденском сражении (март) и победа японского флота в Цусимском сражении (май) вынудили Россию при­знать бесперспективность дальнейшей борьбы и пойти на мирные пере­говоры с Японией.
  
   После войны Куропаткин был назначен членом Государственного совета и поселился в своем родовом имении в Псковской губернии.
  
   Заб­вение от волны безжалостной критики в свой адрес он находил в лите­ратурных трудах.
   В 1910 г. вышло его новое трехтомное сочинение "Россия для русских. Задачи русской армии", в котором Алексей Николаевич осмысливал исторические пути России, прошлое и будущее ее армии.
   В 1913 г. он издал свою последнюю работу -- "Русско-китайский вопрос".
  
   С началом первой мировой войны генерал Куропаткин изъявил же­лание участвовать в ней, добиваясь назначения в действующую армию.
   Лишь в конце 1915 г. желание 67-летнего генерала было удовлетворено, и он был назначен командиром гренадерского корпуса.
   С февраля 1916 г. он командовал Северным фронтом, крупных неудач не испыты­вал, но и значительных побед не достиг.
  
   В июле 1916 г. Куропаткин был направлен в хорошо знакомый ему Туркестан на должность генерал-губернатора края.
  
   После февральской революции 1917 г. по требованию Ташкентского Совета рабочих и сол­датских депутатов он подвергся аресту за "антинародную политику" в крае.
   Доставленный в Петроград, он вполне отчитался за свои действия и был освобожден Временным правительством.
   Затем, как и после рус­ско-японской войны, удрученный Алексей Николаевич уехал в свое имение -- село Шешурино.
  
   В период гражданской войны он отклонил предложение французского посла эмигрировать на Запад, отказался и от участия в Белом движении.
  
   Преподавал в средней школе и основан­ной им сельскохозяйственной школе, организовал народный музей в городе Холме.
  
   После своей смерти (1925 г.) Куропаткин оставил боль­шой архив, в том числе более 150 дневников, которые он вел около 50-ти лет.
  

0x01 graphic

МЫСЛИ ГЕНЕРАЛА КУРОПАТКИНА

о русской интеллигенции, семье, школе и армии

(фрагменты из его кн.)

  
   У русской интеллигенции - семей нет.
   Наши дети воспитательного влияния семьи не знают, в крепких семейных традициях не черпают той огромной силы, которая выковывает, например, идейных вождей английского народа.
  
   Переберите в памяти наиболее известных наших прогрессивных общественников, литературных и научных деятелей, особенно из разночинцев, и поставьте вопрос, много ли среди них найдется таких, которые бы создали крепкие прогрессивные традиции семьи, где бы дети продолжали дело отцов своих. Мне кажется, что на этот вопрос возможен лишь один ответ: таких семей, за редчайшими разве исключениями (которых я припомнить не могу), нет.
  
   Я не принадлежу к поклонникам ни славянофилов, ни русского дворянства, роль которого кончена и которое обречено на быструю гибель, но нельзя же скрывать, что крепкие идейные семьи (например, Аксаковы, Хомяковы, Самарины) в России были пока только среди славянофильского дворянства. Так, очевидно, были традиции, было то единственное, что воспитывает, существовали положительные ценности, тогда как в прогрессивных семьях этого не было, и дети талантливейших наших прогрессивных писателей, сатириков, публицистов начинали с того, что отвертывались от своих отцов.
  
   "Наша семья, и не только консервативная, но и передовая, семья рационалистов поражает не одним своим бесплодием, неумением дать нации культурных вождей. Есть за ней грехи куда более крупные. Она неспособна сохранить даже просто физические силы детей, предохранить их от раннего растления, при котором нечего и думать о каком-либо прогрессе, радикальном переустройстве общества и прочих высоких материях".
  
   "Огромное большинство наших детей вступает в университет уже растленными. Кто из нас не знает, что в старших классах гимназий уже редко найдешь мальчика, не познакомившегося либо с публичным домом, либо с горничной. Мы так привыкли к этому факту, что перестаем даже сознавать весь ужас такого положения, при котором дети не знают детства и не только истощают свои силы, но и губят в ранней молодости свою душу, отравляют воображение, искажают разум. Не говорю об Англии и Германии, где, по общим признаниям, половая жизнь детей культурных классов течет нормально и где развращение прислугой детей представляет не обычное, но исключительное явление. Даже во Франции, с именем которой у нас соединилось представление о всяких половых излишествах, даже там, в этой стране южного солнца и фривольной литературы, в культурных семьях нет такого огромного количества половых скороспелок, как в северной, холодной России..."
  
   <...>
   Какой духовный уровень имеют образованные классы в той или другой стране, такой же уровень окажется и в армии - в корпусе офицеров. Вот почему недочеты нашей интеллигенции во второй половине прошлого столетия отразились и ослабили офицерский состав нашей армии, внеся и в офицерскую среду дух отрицания, нервность, недовольство своим положением и понижение религиозности.
   К счастью для России, в среде русской интеллигенции и учащейся молодежи уже начинается борьба против явлений, указанных в сборнике "Вехи". Очень важно оказать полную поддержку этому движению и в этих видах поспешить переустройством русской школы.
  

0x01 graphic

Блудный сын. 1882.

Худ. Лосев Николай Дмитриевич (1855-- после 1918)

  

Необходимость переустройства русской школы

  
   Русская школа нуждается в переустройстве, главным образом, по следующим причинам:
  
   1) Русская школа мало патриотична, она не сообщает населению достаточного знания России и любви к своей родине.
   2)Русская школа не имеет достаточного воспитательного характера в целях поддержания основ, на которых создалась русская земля: преданность вере, царю и родине.
   3)Русская школа не сообщает населению достаточных знаний утилитарного характера, для лучшего использования его труда в различных сферах деятельности.
  
   В низших школах сообщаются начальные сведения; дают эти школы большое число малограмотных людей, скоро забывающих, чему их учили: читать и писать.
   Средняя школа служит скорее ступенью к высшему образованию, чем для подготовки к практической жизни. Масса труда затрачивается в средней школе на бесполезное изучение мертвых языков. Воспитательного характера школа почти не имеет.
   Высшая школа - университеты поставлены так, что учащиеся в них могли по несколько лет под ряд не учиться, а заниматься политикой. Но и ныне, когда занятия возобновились, масса студентов занимается недостаточно, не систематично, редко посещает лекции, не проникнута сознанием необходимости для дальнейшей жизни тех знаний, которые должны быть усвоены в университетах, и добиваются прав, которые дает окончание университета, но не прочных знаний.
   Профессиональных школ - высших, средних и низших - совершенно недостаточно, хотя занятия в существующих из них идут лучше, чем в гимназиях и в университетах. <...>
  
   4)Русская школа не только не развивает физических сил учеников, но недостаточно охраняет и те силы и здоровье, с которыми ученики вступают в школу. Вместо жизнерадостных, крепких телом и духом детей и юношей современная школа дает большое число хилых неврастеников, мало пригодных для энергичной, практической жизни и мало пригодных для армии.
  
   Современная армия самым тесным образом связана с населением. Неправильно поставленная школа в России отражается самым невыгодным образом и на армии, как по отношению к нижним чинам, так и по отношению к офицерам. В зависимости от постановки школы в России, подготовка армии к выполнению задач, кои на армию возлагаются, или облегчается, или затрудняется. <...>
  

0x01 graphic

  

"Явление архангела Михаила Жанне д'Арк",

картина Эжена Тириона, 1876.

  

Меры по улучшению командного состава армии

  
   Три войны, веденные Россией в течение последних 50 лет, выяснили недостатки офицерского состава нашей армии. Несомненно, что это явление находится в непосредственной связи с культурною отсталостью России и с теми общими условиями жизни и деятельности, которые сложились в нашей родине не для одних военных, но для всего населения. Поэтому серьезное улучшение офицерского состава нашей армии может последовать только с улучшением общего строя жизни в России.
  
   Тем не менее, уже и ныне, одновременно с проводимыми по воле Государя Императора коренными реформами по увеличению прав населения во всех сферах деятельности: частной, общественной и государственной - необходимы и реформы по офицерскому составу нашей армии. Эти реформы в особенности должны иметь целью улучшение командного состава армии.
  
   Прежде всего необходимо сделать попытку разобраться в вопросе: почему при обилии способных, энергичных и знающих офицеров а младших чинах и на относительно низших должностях мы были бедны самостоятельными, энергичными, опытными начальниками крупных частей войск?
  
   Командный состав армии зависит от общего уровня духовных сил нации. С ростом духовных сил растут эти силы в армии. Нельзя полагать возможным, что при отсутствии сильных характеров, людей знания, опыта в других сферах деятельности, вдруг, независимо от духовной стоимости всей нации, армия представляла бы исключение. Но, если военный мундир привлекал лучшие, энергичные силы нации, то, очевидно, многомиллионный народ и при самых неблагоприятных условиях своего развития мог бы выделять десятки и сотни наиболее богато одаренных в духовном отношении лиц, способных с успехом командовать войсками в военное время.
  
   Поэтому казалось бы необходимым:
  
   1) сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи и, затем,
   2) настойчиво добиваться, чтобы наиболее энергичные из носителей военного мундира проходили службу именно в рядах армии, развивая свои знания и духовные силы, в непрерывной мысли о том, что армия предназначается для войны.
  
   Мы достигли первой из этих целей: военный мундир действительно уже давно стал особо почетным в русской земле, но мы совершенно не достигли второй цели, ибо масса наиболее способных и энергичных людей, носивших военный мундир, не только не служила в рядах армии, но даже не имела к ней никакого отношения.
   Еще в ХVIII столетии начали давать военный мундир детям знатных вельмож, которые могли подвигаться в чинах, гарцуя в комнатах на деревянных лошадках. Затем, понемногу военный мундир и даже звание генерала перестали обозначать непременную принадлежность к армии и занятие военным делом. Военные мундиры появились во всех сферах деятельности (кроме духовенства).
  
   Члены Государственного Совета, послы, сенаторы, почетные опекуны, министры разных ведомств, их товарищи, генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, масса лиц, состоящих по разным ведомствам, масса лиц военно-народного управления на окраинах - все это носит военный мундир, числится в списках разных чинов, но, за малым исключением, никакого отношения к армии не имеет, лишь обессиливая армию. В Весьма толстой книжке генералов нашей армии только очень небольшое число несет строевую службу в армии. Хуже всего то, что те, которые несут строевую службу, отстают в чинах и особенно в окладах от тех, которые строевой службы не несут. При таком положении очевидно, что наиболее сильные, энергичные, способные элементы стремились уйти из строя. <...>
   *
  

Роль командиров полков на войне обширна и важна.

  
   Командиру полка, дабы с успехом выйти из боевого испытания, требуется, кроме характера и знаний, еще полное знакомство с личным составом и большая практика в управлении полком в поле.
   Требуется, чтобы у него находилось свободное время для общения с офицерским составом и время на самоусовершенствование в военном деле.
   По характеру обязанностей в бою командир полка по преимуществу должен иметь дело с людьми, а не с бумагами и цейхгаузами.
   Между тем при настоящем положении командир полка, как указано выше, так обременен ответственными хозяйственными заботами, что главное время уделяет неживым людям, а мертвому инвентарю полка. <...>

0x01 graphic

  

Русская армия входит в Париж 1814.

Что необходимо сделать

  
   Надо дать время нашим старшим начальствующим лицам, двигая вперед развитие вверенных их командованию войск, в то же время двигаться вперед, а не назад, самим.
   Из изложенного видно, что для улучшения командного состава нашей армии требуется:
  
   1) Улучшение общего строя жизни всего населения России, причем возрастут и духовные силы нации во всех сферах ее деятельности.
  
   2) Сделать военную службу привлекательною для лучшей части русской молодежи
  
   3) Настойчиво добиваться, чтобы наиболее способные и энергичные носители военного мундира проходили службу в рядах армии.
  
   4) Снять военный мундир со всех лиц, не служащих в армии, заменив его совершенно отличным от носимого в армии.
  
   5)Сократить в возможной степени службу офицеров вне рядов армии в управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства.
  
   6) Принять энергичные меры, чтобы старшие начальники могли уделять главную часть своего времени не канцелярской работе, а работе с войсками в поле и в казармах. Принять меры, чтобы начальствующие лица, совершенствуя в боевом отношении вверенные им части, могли совершенствоваться и сами.
  
   7)Улучшить и приподнять положение командиров полков, освободив их в возможной степени от обширных, лежащих на них, обязанностях по хозяйственной части.
  
   8) Приподнять значение командиров бригад, предоставив им права, коими ныне пользуются командиры отдельных бригад.
  
   9) Сделать дивизии и корпуса более сильными, чем то было в прошлую войну, и принять меры к возможному увеличению времени у старших строевых начальников, для практики в непосредственном командовании войсками.
  
   10) Освободить офицеров генерального штаба, кои будут состоять в бригадах, дивизиях и корпусах, от канцелярской работы по другим отделам, кроме работы по специальности генерального штаба.
  
   11)Освободить командующего войсками в округах от непосредственного руководства деятельностью военно-окружных управлений...
  
   <...>
  
  
  

Источник:

Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. - В 3-х т., т.3. - СП б., 1910

  
  
  

0x01 graphic

  

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Солдаты на привале.

   293
   Офицерам 1-й Маньчжурской армии.
   Русско-японская война 1904-1905 гг. Прощальный приказ генерала А.Н. Куропаткина. 1905 г. Текст. Через несколько дней 1-я Маньчжурская армия расформировывается и я покидаю славные войска, которыми имел высокую честь командовать два года. На войска 1-й Маньчжурской выпала с самых первых дней тяжелая задача сдерживать напор превосходных сил противника, дабы дать время сосредоточиться прибывающим из России подкреплениям. <...> Особо самоотверженное поведение офицеров в бою видно из того, что процент убитых и раненых офицеров значительно выше, чем нижних чинов. Многие отдельные части войск доказали, что даже после потери двух третей убитыми и ранеными в одном бою русский офицер и солдат еще могут продолжать бой. И все же, несмотря на такие жертвы, несмотря на геройские усилия, мы не достигли победы над врагом. Несомненно, что мы имели очень храброго, энергичного и в высокой степени воинственно настроенного противника. С особым уважением к японцам можно вспоминать, как они, не жалея тысяч людей, заполняя трупами своих товарищей устраиваемые нами препятствия, стремились достигать наших позиций. Правда, долгое время по особым условиям японцы могли обрушиваться на нас превосходными силами. Но мы крепли в неудачах, приобретали боевой опыт, усиливались подходом подкреплений и, наконец, летом прошлого года достигли той силы материальной и духовной, что победа, казалось, уже была нам обеспечена. <...> Обращаю однако внимание, что офицеры, терявшие в бою большой процент убитыми и ранеными чем нижние чины, вследствие лучших жизненных удобств должны бы терять заболевшими меньше, чем нижние чины. Вышло наоборот, что доказывает, что наши офицеры не обладают достаточною физической крепостью и не умеют беречь себя вне боя. Необходимо обратить на это серьезное внимание. <...> Оглядываясь назад на недавнее боевое испытание, мы найдем утешение в сознании исполненного долга пред Государем и родиной в мере сил наших. Но в срок, который был дан нам, этих сил по разным сложным причинам оказалось недостаточно. Надо безбоязненно отдать себе отчет: какие же главные причины, кроме недостаточной численности, препятствовали нам быть победителями ранее заключения мира., прежде всего, виновен в этом я, как ваш старший начальник, ибо мне не удалось исправить в периоды боев наши недочеты, духовные и материальные, и не удалось еще шире воспользоваться сильными сторонами наших войск. Материальные недочеты всем известны: малое число штыков в ротах (вследствие отчасти малой заботливости о сохранении для боя возможно большего числа рядов со стороны всех начальствующих лиц), недостаток в первое время горной артиллерии, недостаток снарядов с сильным разрывным действием, недостаток пулеметов, недостаток технических средств передвижения грузов и пр. В августе прошлого года большая часть этих недочетов чрезвычайными усилиями военного министерства уже была пополнена. К недостаткам духовным я отношу большое разнообразие в обучении войск, недостаточную тактическую подготовку их, ввод в бой войск слишком малыми частями. Недостаточное выяснение положения противника перед боем и потому недостаточно сознательное, особенно при наступлении, ведение боя и главное - недостаток инициативы, недостаток самостоятельности у частных начальников, недостаток боевого одушевления войск у офицеров и нижних чинов, малое стремление к подвигу, недостаточная взаимная выручка соседей, недостаток непреклонной воли от нижнего чина до старшего начальника, дабы доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие жертвы. Слишком быстрый отказ, после неудачи иногда только передовых войск, от стремления к победе и вместо повторения атаки и подачи личного примера отход назад. Этот отход назад во многих случаях вместо того, чтобы вызвать у соседей увеличение усилий к возрастанию боя, служил сигналом для отступления и соседних частей, даже не атакованных. В общем среди младших и старших чинов не находилось достаточного числа лиц с крупным военным характером, с железными, несмотря ни на какую обстановку, нервами, способными выдерживать без ослабления почти непрерывный бой в течение многих дней. Однако, ни школа, ни жизни не способствовали подготовке в великой России, последние 40-50 лет, сильных, самостоятельных характеров, иначе они могли были бы в значительно большем числе и в армии, чем то оказалось в действительности. <...> Вы опытом убедились, в какие трудные условия ныне поставлено ведение боя; какое напряжение духовное и физическое требуется, чтобы вести бой почти непрерывно в течение нескольких дней. Вы убедились также на опыте, какую важность приобретают в бою самые разнообразные технические средства. Все это обязывает вас стремится к совершенствованию себя и не только в духовном, но и в физическом отношении. Наша школа, за исключением кадетских корпусов, не заботилась о физическом развитии, как не заботилась и о воспитании вверенных ее попечению детей. В результате многие из наших офицеров слабо развиты физически... В русской армии наши офицеры всегда стояли близко к нижним чинам, отечески к ним относились, любили их и пользовались взаимно их любовью. Помните, что для нашего солдата слова: "отец-командир" не пустой звук, а глубокое верование, что каждый начальник только тогда найдет доступ в солдатское сердце, когда станет в их сознании отцом-командиром. Прибавлю, что можно быть очень строгим начальником и в то же время стать отцом-командиром. Наш простой человек не боится строгости и даже уважает ее. Строгость в большинстве случаев в армии спасительна, ибо охраняет от проступков, а многих от преступлений, но простой человек особенно чуток к несправедливости, и верно отличает всякую фальшь в отношении к нему. Вы, разделявшие с нижними чинами все труды и опасности боевой жизни, находитесь в исключительно благоприятных условиях. Нижние чины, видевшие своего офицера в бою всегда на своем месте, видевшие его самоотверженный пример, когда то требовалось, многое простят ему и пойдут за ним в огонь и воду. Надо бережно и заботливо охранять эти связи, не переводя без крайней надобности боевых офицеров из тех частей, с которыми они были в бою. Крепко охраняйте традиции, приобретенные войсками. Не теряйте времени, чтобы в каждой роте, сотне, батарее сохранять в вечной памяти подвиги своей части и отдельных лиц. Стойте возможно ближе к солдату; добивайтесь его полного доверия. Заслуживайте такое доверие непрерывной заботой о нем, любовью к нему, строгим и в то же время отеческим к нему отношением, знанием своего дела, примером своей жизни. Только при этом доверии выбудете в силах использовать все его хорошие качества, ослабить его недостатки и охранить от вредных влияний, которые ныне будут более опасны, чем ранее. <...> Обращаю особенное внимание всех начальствующих лиц на необходимость сознательного и самого внимательного изучения характеров вверенных их попечению подчиненных. Мы бедны выдающимися самостоятельностью, энергией, инициативой людьми. Ищите их, поощряйте, продвигайте вперед. Вызывайте рост этих основных для военного человека качеств. Люди с сильным характером, люди самостоятельные, к сожалению, во многих случаях в России не только не выдвигались вперед, а преследовались: в мирное время такие люди для многих начальников казались беспокойными, казались людьми с тяжелым характером и таковыми и аттестовывались. В результате такие люди часто оставляли службу. Наоборот, люди без характера, без убеждений, но покладистые, всегда готовые во всем соглашаться с мнениями своих начальников, выдвигались вперед. Будем помнить, что за наше невнимание к аттестациям вверенных нашему командованию подчиненных мы тяжело поплатились в эту войну. <...> Прощаясь с вами, мои дорогие боевые товарищи, искренно желаю вам, чтобы пережитый вами боевой опыт принес великую пользу армии и нашей родине. <...>

А.Н. Куропаткин.

Задачи русской армии. -

В 3-х т., т.3. - СП б., 1910.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

0x01 graphic

Анахарсис Скифский (VI в. до н. э.) -- философ, скиф из

царского рода, изучал греческие обычаи, уклад жизни и

культуру, подвергал их критическому осмыслению.

  -- Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии.
  -- Первая чаша принадлежит жажде, вторая -- веселью, третья -- наслаждению, четвертая -- безумию.
  -- Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.
  -- Удивительно, как при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками -- из больших.
  -- Безопасные корабли -- это вытащенные на берег корабли.
  -- Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.
  -- Рынок -- это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.
  -- Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.
  

0x01 graphic

  
  
  
  
  
  
  
  
  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023