ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Русская великая Хартия Вольности

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  
  
  

0x01 graphic

Иоанн Безземельный подписывает Великую хартию вольностей --

иллюстрация из Cassell's History of England (1902)

  
  
  

РУССКАЯ ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТИ

А.Каменев

(Моя новая книга "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ")

  
  
   Предыстория
  
   В далеком 1215 году английский народ заставил короля Иоанна Безземельного подписать беспрецедентный акт - "Великую хартию вольности".
  
   Документ этот начинается следующими словами:
  
   "Даруем всем свободным людям нашего королевства за нас и наследников наших, на вечные времена, все ниже перечисленные вольности" ...
  
   В числе таких вольностей есть такая:
  
   "Ни один свободный человек не может быть арестован, заключен в темницу, или лишен своего имущества, или поставлен вне закона иначе, как по суду".
  
   Справка:
  
  -- Великая хартия вольностей (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter) -- грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 года и ставшая в последующем одним из основополагающих конституционных актов Англии.
  -- Большинство пунктов Хартии было отменено более поздними Актами парламента; в силе остаются 3 пункта из 37.
  
   *
  
   Принятием этого акта было покончено с произволом власти и с тех пор каждый англичанин мог с гордостью заявить: "Мой дом - моя крепость!"
  
   Это означало, что место произвола власти заступил Закон.
  
   Кстати говоря, по утверждениям специалистов Великая хартия вольности является одним из действующих законодательных актов в нынешней Великобритании.
  
   *
  
   Чем объяснить столь долгую жизнь этого документа?
   Ведь нам известно, что в истории человечества было немало законодательных актов, не менее ценных.
   Особенно в этом преуспело древнеримское законодательство.
  
   Но все эти документы стали достоянием истории и не сохранили своей законодательной силы, а Великая хартия вольности почитается и ныне наравне с конституцией Великобритании.
  
   *
   0x01 graphic
   Король Джон (Иоанн Безземельный)
  
   Как свидетельствует история, все дело состояло в воспитании у англичан гражданского самосознания.
  
   По свидетельству одного из специалистов (А. Быкова), в англичанине сильно развито чувство собственного достоинства и сознание своих гражданских прав.
   Он считает, что без них и на свете жить не стоит; во всякую минуту готов он защищать их, хотя бы для этого пришлось взяться за оружие.
  
   Одно из самых основных и существенных прав англичанина - свобода личности.
  
   0x01 graphic
   Обложка книги "Как люди на белом свете жили. Англичане." Водовозова Е.Н. Иллюстрации -- Васнецов В.М. 1897 год
  
   Об этом говорит и Е.Н. Водовозова, автор серии книг под названием "Как люди на белом свете живут", которые вышли в свет в конце ХIХ века.
  
   В книге, посвященной Англии, она пишет:
  
   "Выше всего на свете англичанин ставит свое отечество, свое семейство и домашний очаг. Умственное воспитание ребенка, прежде всего, направлено здесь к тому, чтобы развить в нем до крайних пределов любовь к родине и национальную гордость. Воспитаннику предоставляется полная свобода, но при этом от него требуется строгого выполнения предписанных ему обязанностей. Таким образом, как говорят англичане, человек рано узнает, что назначение его на земле быть вполне свободным, но ответственным за свои поступки".
  
   Но самым примечательным в этой книге является следующее утверждение:
  
   "Англия славится своим государственным устройством и широкою свободою личности ее граждан; этим она обязана не мудрости своих королей, не писанным законам, а самому характеру англичан, не выносящему и тени произвола, и их страстной любви к свободе".
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Елизавета Николаевна Водовозова (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии -- 23 марта 1923, Петроград) -- русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в первом браке жена педагога В. И. Водовозова.
  
   *
  
   Я бы не взялся писать панегирик английскому обществу, если бы не то болезненное духовное состояние, в котором пребывают некоторые наши соотечественники.
  
   Больно и грустно сознавать тот факт, что над многими из нас довлеет психология "маленького человечка", некого винтика огромной государственной машины, где управляют некие монстры, без счета и без сожаления вставляя в бездушный механизм все новые и новые винтики и выбрасывая те, которые пришли в негодность.
  
   *
  
   Безусловно, я понимаю, что власть порочная именно так и смотрит на массы своих подданных.
  
   Чего хотя бы стоит заявление Людовика ХIV: "Государство - это Я!"
  
   Оказывается он, Людовик, и есть сила и мощь французов, а не французский народ, с его талантами, добродетелями и достижениями материальными и духовными.
  
   Нет, один он - генерал без армии, значит - НИЧТО.
   Во главе армии он - СИЛА.
   Только в соединении мудрого правителя и достойного народа возможно процветание нации.
  
   Поганый правитель всегда стремится узурпировать власть и самочинно распоряжаться всем, отвергая какой бы то ни было закон и действуя по своей прихоти.
  
   Да, для такого правителя не жаль ни людей, ни их жизни.
   В угоду своему тщеславию они готовы обратить в пушечное мясо большую часть своих сограждан.
  
   А на упреки в жестокости и немилосердии заявить, подобно Наполеону: "Женщины еще нарожают нам солдат".
  
   *
  
   Но главный пункт моего НЕДОУМЕНИЯ состоит в другом: почему граждане той или иной страны на себе САМИ ставят клеймо ничтожной личности.
  
   Речь идет не об умственном или физическом ничтожестве.
  
   Дело касается ничтожности социальной и политической.
  
   Человек простой так принижает свой социальный статус и до такой степени не верит в свои политические возможности, что по праву заслуживает, чтобы с ним обращались как с человеком третьесортным.
  
  
  

История наша полна беззакония и насилия над личностью

  
   0x01 graphic
  
   Н.М. Карамзин:
   "Между иными тяжкими опытами Судьбы, сверх бедствий Удельной системы, сверх ига Моголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя: устояла с любовию к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву и землетрясение и тиранов; не преломила железного скиптра в руках Иоанновых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением, чтобы в лучшие времена иметь Петра Великого, Екатерину Вторую (История не любит именовать живых).
  
   В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как Греки в Термопилах за отечество, за Веру и Верность, не имея и мысли о бунте.
  
   Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя жестокость Иоаннову, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме Царя, по всем свидетельствам наших летописей и бумаг государственных.
  
   Духовенство, Бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа Слободы Александровской, если бы замышляли измену, взводимую на них столь же нелепо, как и чародейство.
   Нет, тигр упивался кровию агнцев - и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умилительного воспоминания от современников и потомства!
  
   *
  
   Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна, Героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка, и мы усомнились бы в истине самых достоверных о нем известий, если бы летописи других народов не являли нам столь же удивительных примеров; если бы Калигула, образец Государей и чудовище, - если бы Нерон, питомец мудрого Сенеки, предмет любви, предмет омерзения, не царствовали в Риме.
  
   Они были язычники; но Людовик XI был Христианин, не уступая Иоанну ни в свирепости, ни в наружном благочестии, коим они хотели загладить свои беззакония: оба набожные от страха, оба кровожадные и женолюбивые, подобно Азиатским и Римским мучителям.
  
   Изверги вне законов, вне правил и вероятностей рассудка, сии ужасные метеоры, сии блудящие огни страстей необузданных озаряют для нас, в пространстве веков, бездну возможного человеческого разврата, да видя содрогаемся!
  
   Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его История всегда полезна, для Государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели - и слава времени, когда вооруженный истиною дееписатель может, в правлении Самодержавном, выставить на позор такого Властителя, да не будет уже впредь ему подобных!
  
   Могилы бесчувственны; но живые страшатся вечного проклятия в Истории, которая, не исправляя злодеев, предупреждает иногда злодейства, всегда возможные, ибо страсти дикие свирепствуют и в веки гражданского образования, веля уму безмолвствовать или рабским гласом оправдывать свои исступления".
  
   Справка:
  
  -- Николай Михайлович Карамзин (1 (12) декабря 1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным -- с. Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд, Казанская губерния) -- 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) -- русский историк-историограф, писатель, поэт.
  
  

От чего нам надо отказаться?

  
   От философии ничтожного человека!
  
   Задачи:
  
  -- Надо научиться уважать себя и ценить свое собственное
  -- Следовательно, надо это достоинство укреплять
  
   Достоинство личности
  
   0x01 graphic
   Ковалевский П. :
  
   "Для проявления национального самосознания требуется, прежде всего, сознание личного, собственного достоинства.
   Нужно, чтобы человек прежде сознавал, что он человек и признавал в другом человеке такого же человека.
  
   Уважая самого себя в себе, человек и в другом человеке уважает самого себя, и только уважая другого, он может требовать уважения к себе.
  
   <···>
  
   "Познай самого себя", - это изречение должно быть первым лозунгом каждого образованного человека, - вслед за которым и в тесной связи с ним должно идти второй лозунг: "Познай свою родину!"
  
   <···>
  
   Призыв Александра III пал на каменистую почву.
  
   "Только недавно передовые русские перестали стыдиться говорить между собой по-русски. Я хорошо помню время, когда степень измерялась свободностью французского изложения мысли", - говорил Д.И. Менделеев.
  
   И вот, граф Толстой, тогда министр народного просвещения, человек, безусловно умный, решил задержать этот умственный разврат и направить нигилистическую пляску в русло человечества и истинного гражданства.
  
   Образцами античной Греции и Рима он захотел воспитать русское юношество и дать России граждан столь же сильных, столь же мощных и столь же славных, каковы были великие герои Спарты и Рима.
  
   Наилучшим способом для этого он признал за благо ввести изучение классицизма в его оригинальных произведениях. Образцами героев Греции и Рима он захотел воспитать в русских юношах сознание собственного достоинства, уважение к другому человеку, сознание долга, любви и преданности к родине и другим.
  
   <···>
  
   Задумано и сделано.
   Машина заведена и пущена в ход.
   Но машиниста перевели в другое место, поняли его идею совсем иначе и артистически провели ее в жизнь в своем духе.
  
   <···>
  
   Для проведения в жизнь идей Толстого нужно было, чтобы и сами воспитатели в первую голову были примерами греческих и римских граждан и служили образцами для юношества, чтобы лица министерства на деле исповедовали эту мысль.
  
   Требовалось умение, терпение, любовь к родине, любовь к юношеству и безграничная преданность, как в воспитателях, так и в министерстве.
   Но ничего подобного не было ни в воспитателях, ни в министерстве. Вместо того там царил бесстыдный карьеризм, протекционизм и быть может сознательное противодействие национализму, а главное беспардонное и безграничное указание "кузькиной матери", "где раки зимуют"...
  
   <···>
  
   Вот и создали такую систему, которая подмяла человеческую личность
   <···>
  
   Вместо понимания возведено было в идеал зазубривание...
   География, история родины, русская литература были оттеснены на самый задний план, впереди же всего шли латинский и греческий языки.
   <···>
  
   Главная цель была достигнута.
   Знания и любовь к работе были убиты.
  
   Очень - очень крепко была внедрена ненависть ко всему, что имело вид русской власти, русского направления, русской веры.
   На смену явилось неверие, отрицание, ненависть, презрение ко всему существующему вокруг, - реальный и активный нигилизм и отрицание.
  
   Всякая умственная инициатива была подавлена в корне.
   Сознание собственного достоинства было в душе глубоко вытравлено.
  
   Умственная и душевная нивелировка были наисовершеннейшая, все были приведены к одному знаменателю.
  
   Людей не было.
   Были манекены.
  
   Получились бездушные, бессмысленные, тупые, подавленные и разбитые люди, годные на одно - беспрекословно подчиняться....
  
   Это было панургово стадо, во главе которого стояли даже не козлы, а бараны и ослы.
   Школа убила Бога, убила национальность, убила общественность, убила семью, убила человека".
  
   Справка:
  
  -- Павел Иванович Ковалевский (1849 - 1923) - известный психиатр. Закончил духовное училище, а затем - Екатеринославскую семинарию. Тем не менее профессиональный выбор им был сделан в пользу естествознания. П.И.Ковалевский поступает на медицинский факультет Харьковского университета (1869). Уже там он выбирает в качестве специализации проблему психических заболеваний. После окончания университета (1874) его оставляют на факультете для подготовки докторской диссертации по психиатрии, которую он вскоре защитил на тему: "Об изменении чувствительности кожи у меланхоликов" (1877).
  -- П.И. Ковалевский написал свыше 300 книг, брошюр, журнальных статей по различным вопросам психиатрии, невропатологии.
  

Что нам надо сделать?

   Понять, что:
  
  -- Свобода - это благо и ее надо ценить выше всего
  -- Свобода - это не дар, а плод победы над собой и обстоятельствами
  
   0x01 graphic
  
   Ильин И.А.:
  
   "Человек рождается свободной личностью, в том плане, что ему предоставляется полное право распорядиться собственным неотъемлемым достоянием - жизнью, здоровьем, задатками (физическими и духовными), связями и отношениями (от родственных, дружеских, национальных до общечеловеческих и внеземных).
  
   Но дар свободы - великий, но и страшный дар; без него не цветет, не раскрывается личность, но в свободе же источник всех трагедий, всех испытаний человека.
  
   Свобода ставит нас неизменно и неотвратимо перед дилеммой добра и зла - и как часто свобода, подлинная, глубокая, блистающая всеми дарами человеческой души - уводит нас на путь зла и разрушения - себя и других!
  
   Свобода дана и не дана: ее поистине надо "завоевать", ее нужно утверждать и находить.
  
   Задача заключается в том, чтобы зажечь душу идеей свободы, привести ее к свободе, совершить восхождение к свободе.
  
   Не нужно быть придирчивым к современности, чтобы признать, что современный человек не умеет пользоваться своей свободой. Он даже готов пожертвовать своей свободой.
  
   Свобода так часто переживается людьми, как бремя, - и не только в наше время, когда индивидуум жаждет раствориться в массе, в коллективе и спешит отказаться от своей свободы.
   Свобода больше смущает, чем помогает, больше обременяет, чем окрыляет.
  
   Все это ставит очень остро и ответственно вопрос о том - как обеспечить связь свободы и добра?
   Как превратить начало свободы в источник творчества, а не произвола, восхождения к добру, а не служения злу?
   Как наполнить развитие разных сил в человеке глубоким смыслом, связать душу с миром ценностей - не минуя свободу, а через свободу?
  
   Возьмем на заметку следующие обобщения: свобода - это благо и дар Божий; без свободы, вне ее невозможно развитие самостоятельной, благоразумной и активной личности; ущемление или ограничение свободы - это удар по самостоятельности, благоразумию и активности человека; свобода, как необходимое условие, благоразумного поведения и активной деятельности, предполагает наличие у человека высокого уровня духовной культуры, умения пользоваться благами свободы; дети, юноши и люди раннего периода зрелости нуждаются в наставничестве на пути восхождения к свободе; главная проблема воспитания - обеспечение естественной связи свободы и добра, свободы и долга, свободы и подлинного смысла жизни; свобода не дается, а берется; берущий свободу возлагает на себя серьезные узы ответственности.
   **
   Чтобы приучить людей к свободе, надо давать им столько свободы, сколько они в состоянии принять и жизненно наполнить, не погубляя себя и своего государства; безмерная и непосильная свобода всегда была и всегда будет - сущим политическим ядом".
  
   Справка:
  
  -- Иван Александрович Ильин (28 марта (9 апреля) 1883, Москва -- 21 декабря 1954, Цолликон) -- русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).
  
  

Государство - это МЫ

  
  -- Нужны общие скрепы нации
  -- Самобытность
  
   0x01 graphic
  
   Федотов Г.П.:
   Скрепы нации
  
   "Единственной скрепой нации была идея царя - религиозная для одних, национальная для других.
  
   Без опасной прививки чужой культуры, и при этом в героических дозах, старая московская государственность стояла перед неизбежной гибелью.
  
   Из всех классов русского общества только одно дворянство явилось носителем государственной идеи и государственной власти.
  
   Золотой век дворянства принес ему и дары Пандоры: указ о вольностях.
  
   В смерти дворянства нет ничего страшного.
   В Европе ХIХ века дворянство представляет тоже скорее упадочный, хотя и не сдающийся класс.
  
   Беда России в том, что умирающий класс не оставил после себя наследника.
  
   Его культурное знамя подхватили разночинцы, его государственной службы передать было некому.
  
   Дворянство, сходя со сцены, функционально претворялось в те силы, которые поделили между собой его былое государственное и культурное дело.
   Эти силы, призванные сменить его, были: бюрократия, армия, интеллигенция.
  
   Над этой армией старых приказных, переодетых в новые мундиры, всюду царит вельможа, роскошный и своевольный барин, который на службу склонен смотреть как на жалованную вотчину.
  
   Народ веками свыкся с двумя истинами: нет греха в том, чтобы воровать казенное добро, а судья на то и судья, чтобы судил несправедливо.
  
   Своекорыстие как форма аполитизма служит патентом на благонадежность.
  
   За Россию могут, если хотят, умирать и крамольные студенты; чиновник думает о том, чтобы вывести в люди своих детей и обеспечить себе приличную пенсию под старость.
  
   Служба являлась для сотен тысяч особой формой социального обеспечения, пожизненной рентой, на которую дает право школьный диплом.
  
   Элемент соревнования, борьбы за жизнь, озонирующий деловые и либеральные профессии, на службе был не обязателен. За исключением немногих карьеристов - мало уважаемых в своей среде, - служебное повышение обусловливалось временем, то есть фактором, несоизмеримым с количеством и качеством труда.
  
   Призванная некогда спасать Россию от дворянской атонии бюрократия вырождалась в огромную государственную школу безделья.
  
   Во власти интеллигенции всегда чуялось нечто грязное и грешное.
   Она была сурова ко всем ярким выразителям государственной идеи в истории.
   В политику она вкладывала моральный пафос, видя в ней необходимую форму реализации справедливости.
  
   Да и в политике ее пленяла скорее сама борьба, а не реализация, жертва, а не победа. И все же: интеллигенция была охвачена политической страстью, имеем право сказать - политическим безумием.
   Кто борется, тот рискует.
   Интеллигенция не могла не считаться с возможностью своей победы, но победа в политической борьбе есть власть. Интеллигенция шла к власти и лишь обманывала себя призрачной властью народа.
  
   В другом месте мы пытались судить интеллигенцию как идеологическую группу, усматривая ее ахиллесову пяту (и даже конституционный призрак) в беспочвенности ее идеализма.
   В течение столетий ее функцией было несение в Россию - в народ - готовой западной культуры, всегда кричащем противоречии с хранимыми в народе переживаниями древнерусской и византийской культуры.
  
   Она вышла на политический путь из дворянских усадеб и иерейских домов - без всякого политического опыта, без всякой связи с государственным делом и даже с русской действительностью.
   Привыкнув дышать разреженным воздухом идей, она с ужасом и отвращением взирала на мир действительности.
  
   Он казался ей то пошлым, то жутким; устав смеяться над ним и обличать его, она хотела разрушить его - с корнем, без пощады, с той прямолинейностью, которая почиталась долгом совести в царстве отвлеченной мысли. Отсюда пресловутый максимализм ее программ, радикализм - тактики.
  
   Всякая "постепеновщина" отметалась как недостойный моральный компромисс.
  
   Западническое содержание идеалов, как левой, так и либеральной общественности, при хронической борьбе с государственной властью приводило к болезни антинационализма.
  
   Все, что было связано с государственной мощью России, с ее героическим преданием, с ее мировыми или имперскими задачами, было взято под подозрение, разлагалось ядом скептицизма".
  
   Справка:
  
  -- Георгий Петрович Федотов (1(13) октября 1886, Саратов, Российская империя -- 1 сентября 1951 Нью-Йорк, США) -- русский религиозный мыслитель, историк и публицист.
  
   Самобытность
  
   Иванов Вс.:
  
   "В каких отношениях стоял Петр Алексеевич к Европе?
   Не был ли он ее рабом, как об том, к сожалению, существует распространенное мнение?
  
   Он своим практическим оком слишком хорошо видел все недостатки Европы, чтобы бросаться очертя голову в ее объятия, - "снаряжена была секретная воровская экспедиция с целью выкрасть у Западной Европы морского техника и техническое знание", - говорит по этому поводу Ключевский.
  
   Все, что ни выходило из рук Петра - все было, прежде всего, национально, самобытно, правда - ново, но кто же заставляет нас отожествлять национальное исключительно со старым?
  
   Именно только Европе подобает делать это, тысячелетним многочисленным ее городам, а не нам, детям степей, огромных пространств и постоянных войн.
  
   Дело Петра было приобретением по нужде того, чего еще не было у нас самих, и что все равно, рано или поздно, должно было быть".
  
   Справка:
  
  -- Всеволод Вячеславович Иванов (12 (24) февраля 1895, пос. Лебяжье, Семипалатинская губерния -- 15 августа 1963, Москва) -- русский советский писатель, драматург
  
  

Что у нас сейчас изменилось?

  
   Пока мы рабы:
  -- Власти
  -- Денег
  -- Пристрастий
  -- Пороков
  
   0x01 graphic
  
   Аксаков И.С.:
  
   "...При всей внешней целостности и единстве России, мы расколоты сами в себе внутренне, страдаем какой-то нравственной двойственностью, и общественный духовный наш организм не может похвалиться ни цельностью, ни крепостью...
   Личность у нас слаба и шатка, и ни о чем мы так не должны заботиться, как об укреплении личной воли, о развитии личных характеров, о твердости убеждений и о согласии убеждений с делом, о просвещении нашего нравственного разума, об усовершенствовании личной нравственности".
  
   Справка:
  
  -- Иван Сергеевич Аксаков (26 сентября (8 октября) 1823, Оренбургская губерния -- 27 января (8 февраля) 1886, Москва) -- русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.
  
  
   Надо отказаться от пагубного "здравого смысла" и "мудрой" житейской философии:
  
  -- Моя хата с края
  -- Барин придет
  
   0x01 graphic
  
   Франк С. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции):
  
   "В этом распространенном стремлении успокаиваться во всех случаях на дешевой мысли, что "виновато начальство", сказывается оскорбительная рабья психология, чуждое сознание личной ответственности и привыкшая свое благо и зло приписывать всегда милости или гневу посторонней, внешней силы.
   Напротив, к настоящему положению вещей, безусловно, и всецело применимо утверждение, что "всякий народ имеет то правительство, которого он заслуживает".
  
   Справка:
  
  -- ФРАНК Сем. Людвигович (I877-I950), рос. религ. философ. В I922 выслан за границу. От "легального марксизма" перешел к религ. философии, разрабатывал учение "о всеединстве" в традиции апофатической теологии и христ. платонизма. Выступал против социализма как крайней степени обществ. рационализма. Осн. тр.: "Предмет знаний" (I9I5), "Смысл жизни" (I926), "Духовные основы общества" (I930), "Непостижимое" (I939), "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия" (изд. I956).
  
  
   Пересмотреть свое отношение к жизни и понять свое жизненное предназначение
  
   0x01 graphic
  
   Зеньковский В.В.:
  
   "Путь человека определяется не простою сопряженностью духа и психофизической стороны, но в нем обнаруживается своя - для каждого человека особая - закономерность, которую зовут "судьбою", которая в христианстве именуется "крестом".
  
   В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека.
  
   Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, - иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни.
   Эта внутренняя неизменность логики духовной жизни каждого из нас легла в основу античного понятия "судьбы", "рока", - но ошибка обычного понимания этого понятия в том, что эта логика жизни связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни.
  
   "Крест" - это индивидуальный духовный закон.
   Понятие креста есть, таким образом, понятие основное для понимания отдельной личности - оно относится к духовному его миру, задачи и логику которого он определяет.
  
   Духовная жизнь в нас задана как тема творческого раскрытия и осуществления данных нам "талантов".
  
   Связность и внутренняя логичность нашей жизни обычно открывается нам лишь в зрелом возрасте, когда мы неожиданно видим, как через всю нашу жизнь, при всем различии внешних условий, психофизических процессов в нас, идет одна и та же тема жизни, те же трудности, те же ступени возрастания.
  
   Понять свой крест, усмотреть внутреннюю тему жизни, понять, как она может воплотиться в данных условиях моего существования, связать ее с общими моральными и религиозными началами, - все это так трудно, требует подлинной прозорливости. Даже опытные руководители духовной жизни, из года в год руководящие кем-либо, часто "за деревьями не видят леса", не видят "креста", той центральной и основной и в то же время совершенно индивидуальной темы, которая определяет внутреннюю логику исканий и трудностей в человеке.
  
   Итак: каждый человек строго индивидуален; корень этой индивидуальности заключен в особой логике жизни, именуемой "крестом"; вокруг основной "темы жизни" следует концентрировать таланты, развивать способности; трудность познания своего "креста" не умаляет необходимости пробовать свои силы и возможности, искать свое место и дело жизни; только активность таких поисков, "делание" позволит раскрыть меру данных нам талантов и способностей; отсутствие ярких дарований у человека вовсе не дает основания говорить об его обделенности талантами; дело, как правило, в том, что или поиск был мало активным, или человек сам был невнимательным к тем дарам, которые ему ниспосланы Свыше; духовный наставник особенно необходим человеку в пору его детства, юности и ранней зрелости".
  
   Справка:
  
  -- Василий Васильевич Зеньковский (4 июля (17 июля) 1881, Проскуров (ныне Хмельницкий) Подольской губернии -- 5 августа 1962, Париж) -- протопресвитер в юрисдикции Константинопольского патриархата. Философ, богослов, педагог
  
  
   Надо знать, что:
  
  -- Народ - это не толпа
  -- Гражданство - это не привилегия, а обязанность
  -- Патриотизм - это не лозунг, а действие во благо Отечества
  -- Национальное самосознание
  
  
   Федотов Г.П.:
  
   "Это базис, на котором высится колонна Империи, почва, на которой произрастают ее сады.
  
   Славянофилы точнее определили ее - как хранение древней, религиозной и национальной культуры. В этом смысле понятие народа выходит за пределы крестьянства, обнимая слои городского мещанства, купечества, связанного со старым бытом, и духовенства, особенно сельского.
  
   Чем сильнее заболевала светобоязнью власть, тем определеннее делала она ставку на крестьянскую темноту.
  
   Беда власти была лишь в том, что потребности государства (армии) заставляли ее, скрепя сердце, дозировать народное просвещение, которое - она видела ясно - разлагало устои народной жизни.
  
   Из всех социальных инстинктов болезненно разбухает инстинкт зависти.
  
   На место разрушенных богов в народной душе не встали новые.
   Народ вступил в полосу своего нигилизма, еще неизжитого".
  
  
   Ковалевский П.:
  
   "Великим психологом русского народа и историком является Ф.М. Достоевский и я с большой охотой буду его цитировать в данном отделе.
  
   Вот что он говорит о душе Русского человека:
  
   "В русском человеке из простонародья нужно уметь отличать красоту его от наносного варварства.
   Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш был до того предан разврату и до того был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то, что сохранив красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа... простодушие и честность, искренность и широкий всеоткрытый ум, чистоту, кротость, незлобие, - в противоположность всему измышленному, фальшивому, наносному и рабски заимствованному, - а все это в самом привлекательном, гармоничном соединении".
  
   Русский народ, в своем целом, делится на две весьма неравные части: интеллигенцию и простой народ.
   Я мало ошибусь, если скажу, что количество простого темного народа, та масса, которую мы привыкли называть народ, в десять-двадцать раз превосходит ту частицу, которую составляет интеллигенция, часть народа образованную, просвещенную и пользующуюся благами науки, просвещения, искусства и благоденствия.
  
   Сущность и основу нации дает именно народ, его масса, ибо интеллигенция или просвещенная часть русского народа состоит из инородцев не русской нации.
   Поэтому простой народ дает характерные черты, определяющие нацию. И если мы хотим дать большую или меньшую характеристику душевный свойств русской нации, то мы должны иметь в виду именно преимущественно народную массу и только отчасти и с осторожностью ее интеллигенцию.
  
   Ф. М. Достоевский так считает:
  
   "Русская нация необыкновенное явление, в истории всего человечества. Характер русского народа до того не похож на характер современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и понимают в нем все обратно. Все европейцы идут к одной и той же цели... Но все разделяются между собою почвенными интересами, исключительными друг к другу до непримиримости и все более расходятся по разным путям.
   Идея общечеловечности все более стирается между ними.
   В русском характере замечается резкое отличие от европейского, резкая особенность, - в нем по преимуществу выступает способность высоко-синтетическая, способность всемирности, всечеловечности.
   В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости.
  
   Он со всеми уживается и во все втягивается.
   Он сочувствует всему человечеству, без различия нации, крови и почвы.
   Он находит и немедленно допускает разумность во всем в чем хоть сколько-нибудь есть общечеловеческого интереса.
  
   У него инстинкт общечеловечности.
   Он инстинктивно угадывает общечеловеческую черту, даже в самых резких исключительностях других народов, тот час же соглашается, примиряет их в своей идее, находит им место в своем умозаключении и нередко открывает точку соединения и примирения в совершенно противоположных. сопернических идеях, - идеях, которые сами по собою, у себя дома, еще до сих пор у себя, к несчастью не находят способа примириться, может быть никогда и не примирятся.
   Мы должны преклониться перед народом и ждать от него всего, и мысли, и образа; преклониться перед правдой народной и признать ее за правду".
  
  
   Патриотизм это часть важной части русского народа
  
   Аксаков И.С:.
  
   "...Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности.
   <···>
   На упреки в недостатке народного самосознания в нашем обществе, нам не раз приходилось слышать возражения такого рода: "а вот посмотрите-ка, какие мы, Русские, - какие патриоты в минуты опасности - сунься-ка на нас чужеземцы войною, мы все, как один человек, станем грудью за Русскую землю" и пр. и пр.
  
   Это действительно так, - в этом нет сомнения, - и этим свойством нашим мы можем по праву гордиться, но этот похвальный патриотизм не мешает нам выдавать ту же Русскую землю тем же иностранцам, - как скоро они идут на нас не войною, а мирным набегом, и как скоро. не видя вражеского стана и не слыша воинственных кликов, мы считаем возможным отложить в сторону патриотическое напряжение.
   <···>
  
   Любовь к России, любовь к своему народу - призывают нас к делу, требуют от нас не мужества вола, не энергии разрушения, не стойкости, презирающей смерть, - а мужества гражданина и упорного длительного труда, творящего и зиждущего.
  
   Нас ждет не борьба на поле битвы, а несравненно тяжелая борьба в жизни гражданской, борьба ежедневная и повсеюдная.
  
   <···>
  
   Пора перестать нам самодовольно обнадеживаться нашим патриотизмом, и, так сказать, считать себя вполне нравственно обеспеченным известной нашей способностью стоять грудью, приносить жизнь и достояние на алтарь отечества.
  
   Пора убедиться, что эта способность нисколько нас не обеспечивает в такое время, когда нет неприятельских армий, с которыми можно было бы бороться, когда груди, жизни и достояния не требуется, а требуется деятельность мыслящего, трудящегося. подвизающего духа; когда алтарь отечества ждет иных даров - гражданской доблести, любви и разумения Русской народности, наконец, талантов...
  
   <···>
   Пора же понять, наконец, что способность патриотических жертв во время войны нисколько не освобождает нас от обязанностей нравственных во время мира"...
  
   Национальное самосознание
  
   Аксаков И.С. :
  
   "Русскому обществу именно недостает уважения к своей народности, веры в свою народность...
   В нем, в следствие разных исторических причин, явилось сомнение в самом себе, в своем нравственном праве на самостоятельное народное развитие, и закралось в душу какое-то душевное подобострастие пред авторитетом западной цивилизации.
   <···>
  
   В общественном воспитании кроется главный источник болезни нашего сознания...
   Все наше воспитание, особенно университетское, организовано так, - и уже издавна, с самого насаждения у нас европейского просвещения, - чтобы воспитать людей в отвлеченности и отрицании - отрицании русской духовной национальной сущности. С самого начала образование служило правительству средством для изготовления нужных ему для государственной службы людей.
   <···>
   Здесь-то и совершается тот процесс искривления сознания...
  
   Здесь вставляются юноше чужие очки, в которых он потом и ходит обыкновенно до конца дней своих; здесь даются ему чужие веса и мерила, на которых потом он вешает и мерит свое. народное; здесь пересаживаются в его душу все болезненные отрицания, стремления, искания чужой исторической жизни, со всеми ее недугами, и не влагается ни одного положительного, своего национального идеала...
   <···>
  
   Скажут, конечно, что призвание университетов воспитывать человека вообще, служить истине вообще, без отношения к национальности, что наука-де космополитична по своему существу...
  
   Европейская наука там, где она процветает... не производит нигде национального обезличения, не вытравливает в людях чувство своей народности, любви к своей земле и сознания своих к ней обязанностей...
  
   Без народного не может быть и общечеловеческого: только уважая свою народную личность, только развивая все дары, все силы личного народного духа, может народ совершить свое служение высшей истине...
   <···>
  
   Станем же править наше сознание...
   В этом наше спасение.
  
   Конечно, воспитание юношества стоит здесь на первом плане, но не юношей одних и на школьных только скамьях, - самих себя и на всех путях жизни должны мы перевоспитываться.
   России нужнее всего теперь напряженный труд мысли..., труд добросовестный, точкой отправления которого должны быть, прежде всего, обуздание теоретической заносчивости, почтительное отношение к духовному содержанию, к требованиям нашей народной жизни"...
  
   Враги России
   И.А. Ильин:
  
   "У национальной России есть враги. Их не надо называть по именам: ибо мы знаем их и они знают сами себя. Они появились не со вчерашнего дня, и их дела всем известны в истории.
  
   Для них национальная Россия слишком велика, народ ее кажется им слишком многочисленным, намерения и планы ее кажутся им тревожно - загадочными и, вероятно, "завоевательными", и самое "единство" представляется им угрозой.
  
   Малое государство часто боится большого соседа, особенно такого, страна которого расположена слишком близко, язык которого чужд и непонятен, и культура которого инородна и своеобразна.
   Это противники - в силу слабости, опасения и непоследовательности.
  
   Другие видят в национальной России - соперника, правда, ни в чем и никак не посягающего на их достояние, но "могущего, однажды, захотеть посягнуть" на него, или слишком успешным мореплаваньем, или сближением с восточными странами, или же торговой конкуренции! Это недоброхоты - по морскому и торговому соперничеству.
  
   Есть и такие, которые сами одержимы завоевательными намерениями и промышленной завистью: им завидно, что у русского соседа большие пространства и естественные богатства; и вот они пытаются уверить себя и других, что русский народ принадлежит к низшей, полуварварской расе, что он является не более, чем "историческим навозом" и что "сам бог" предназначил его для завоевания и исчезновения с лица земли. Это враги - из зависти, жадности и властолюбия.
  
   Но есть и давние религиозные недруги, не находящие себе покоя оттого, что русский народ упорствует в своей "схиме" или "ереси", не приемлет "истины" и "покорности" и не поддается церковному поглощению.
   А так как крестовые походы против него невозможны и на костер его не взведешь, то остается одно: повергнуть его в глубочайшую смуту, разложение и бедствия, которые будут для него или "спасительным чистилищем", или же "железной метлой", выметающей Православие в мусорную яму истории.
   Это недруги - из фанатизма и церковного властолюбия.
  
   Наконец, есть и такие, которые не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную фильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом "терпимости" - безбожье, под видом "республики" - покорность закулисным мановениям, и под видом "федерации" - национальное обезличение.
   Это зложелатели - закулисные, идущие "тихой сапой"...
  
   Не следует закрывать себе глаза на людскую вражду, даже в исторически-мировом масштабе.
   Не умно ждать от неприятелей - доброжелательства.
  
   Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении, им нужна Россия с убывающим народонаселением...
   Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри, вечно застревающая в разногласии и многоволении, неспособная ни оздоровить свои финансы, ни провести военный бюджет, ни создать свою армию, ни примирить рабочего с крестьянином, ни построить необходимый флот.
  
   Им нужна Россия расчлененная, по наивному "свободолюбию" согласная на расчленение и воображающая, что ее "благо" - в распадении.
   Но единая Россия им не нужна".
  
   **
  
   Л.Б.Евдокимов.
   Патриотизм в понятии народов // Военный сборник. - 1914. - N4
  
   "Ни лучшие полководцы, ни предусмотрительные правители, ни богатства государственных касс не сравняться с могуществом женщины - матери или супруги, сдерживающей рыдания и твердо указывающей воину: "Иди, исполни свой долг!".
  
   Приведем подпись из-под одной народной лубочной картинки: завет матери-крестьянки сыну-рекруту:
  
   Долг зовет тебя святой
   Послужить земле родной
   Ты мой сын, но у тебя
   Есть другая мать, милее,
   Драгоценнее, роднее,
   Наша Русская земля.
   Жизнь твою, твои все силы,
   Всю любовь и все что мило,
   Ты неси на жертву ей,
   Доброй матери твоей...
  
  

Духовные задания для русских людей

  
   И.А. Ильин:
  
   Задание - очистить душу от слабостей, заблуждений и уродливостей прошлого.
  
   Их много.
   Вот главнейшие.
  
   I.Бесхарактерность, т.е. слабость и неустойчивость духовной воли; отсутствие в душах духовного хребта и священного алтаря, за который идут на муки и на смерть: неведение религиозного смысла жизни и отсюда - склонность ко всяким шаткостям, извилинам и скользким поступкам; и в связи с этим - недостаток духовного самоуправления и волевого ударжа.
  
   2.Недостаточное, неукрепленное чувство собственного духовного достоинства, этой жизнеутверждающей и жизненаправляющей силы, и отсюда: удобособлазняемость наших душ; колебание между деспотизмом и пресмыканием; неумение уважать в себе субъекта прав и обязанностей, неукрепленное правосознание; большая тяга к слепому подражательному западничеству, к праздному и вредному заимствованию вздорных и ядовитых идей у других народов, неверие в себя, в творческие силы своего народа.
  
   3.Насыщение политической жизни ненавистью и тягой к анархии. Мы обязаны преодолеть и то и другое. Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить.
  
   Знаем мы, что иностранцы будут поддерживать и разжигать в нас все виды ненависти, для того, чтобы ослабить, расшатать, расчленить и покорить нас. А мы должны очистить и освободить себя от этих разрушительных сил и погасить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн.
   И сделать это мы должны потому, что мы христиане; и еще потому, что этого требует от нас государственная мудрость и верное разумение исторических и многонациональных судеб нашей родины: Великую и сильную Россию невозможно построить на ненависти"...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012