ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Рыцарь самодержавия

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
  

Рыцарь самодержавия

0x01 graphic

Николай I со штабом в лагере

  

НИКОЛАЙ I

(письма его и современников той поры)

(Фрагменты)

  
  
   Прусский король Фридрих-Вильгельм IV, с юных лет коротко знавший Николая I, также выделял после его кончины высокие качества русского царя: "Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из вернейших сердец и, в то же время, один из величественных государей этого убогого мира отозван от веры к созерцанию".
   *
   По словам В. С. Соловьева, "в императоре Николае Павловиче таилось ясное понимание высшей правды и христианского идеала, поднимавшее его над уровнем не только тогдашнего, но теперешнего общественного сознания".
   *
   По словам В. А. Жуковского, началась трехнедельная "борьба не за власть, а за пожертвование чести и долгу троном", чем и воспользовались заговорщики тайных обществ.
   *
   По свидетельству всех современников, 14 декабря, когда, наконец, была назначена новая присяга и вместе с тем вспыхнуло восстание, новый царь выказал то присутствие духа, личную отвагу и твердую решимость, которые во многом способствовали очень быстрому и почти бескровному прекращению бунта.
   *
   "Я видел,- вспоминал он позднее,- что или должно мне взять на себя пролить кровь некоторых и спасти почти наверно все, или, пощадив себя, жертвовать решительно государством".
   *
   Он написал сестре Марии, герцогине Саксен-Веймарской: "Наш ангел должен быть доволен, воля его исполнена, как ни тяжела, ни ужасна она для меня. Молитесь, повторяю, Богу за вашего несчастного брата: он нуждается в этом утешении, и пожалейте его".
   *
   "Сегодня вечером,- говорил хмурым утром император А. Х. Бенкендорфу,- может быть, нас обоих не будет на свете, но, по крайней мере, мы умрем, исполнив наш долг". Такое же настроение владело им и накануне, когда он обращался к жене: "Неизвестно, что ожидает нас. Обещай мне проявить мужество и, если придется умереть, умереть с честью".
   *
   Собираясь на Сенатскую площадь, государь наугад раскрыл всегда лежавшее на его письменном столе Евангелие и прочитал выпавший отрывок, обратившись к находившемуся рядом П. В. Кутузову: "Посмотри, Павел Васильевич, какой мне стих вышел: "Аз есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овцы, а наемник, иже несть пастырь, бежит".
   *
   Затем Николай I отправился во главе верных ему преображенцев и конногвардейцев в гущу событий, сказав брату Михаилу: "Я или император, или мертв".
   *

0x01 graphic

Н. М. Карамзин

  
   Н. М. Карамзин так описывал свое впечатление от приснопамятного дня и господствующую атмосферу: "14 декабря я был во дворце, выходил и на Исаакиевскую площадь, видел ужасные лица, слышал ужасные слова, и камней пять-шесть упало к моим ногам. Новый император оказал неустрашимость и твердость. Первые два выстрела рассеяли безумцев с Полярною Звездою, Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами. Я, мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятежа. Ни крест, ни митрополит не действовали!"
   *
   В. А. Жуковский, лично знавший многих декабристов, восклицал: "Какой день был для нас 14 числа! В этот день все было на краю погибели и все бы разрушилось. Но по воле Промысла этот день был днем очищения, днем ужаса, но в то же время днем великого наставления для будущего... Мы прожили вековой день... Государь отстоял свой трон... Отечество вдруг познакомилось с ним, и надежда на него родилась посреди опасности, устраненной его духом... Одним словом, во все эти решительные минуты Государь явился таким, каков он быть должен: спокойным, хладнокровным, неустрашимым. Он представился нам совершенно другим человеком; он покрылся честью в минуту, почти безнадежную для России".
   *
   "Я Император,- писал он брату,- но какою ценою. Боже мой! Ценою крови моих подданных".
   *
   По своему духу, воспитанию и воспринятым традициям Николай I чуждался "общей заразы своекорыстия", путей "коммерческих народов", господства эгоцентрических страстей, отрывающих права человека от его долга и обязанностей.
   *
   А. И. Герцена, "зародыш и умственный центр грядущей революции".
   *
   А. И. Якубович, готовый убить императора, предлагал отворить кабаки для черни, взбунтовать солдат и мужиков, напоить их водкой, а затем направить эту "смесь" на Зимний дворец и предать разграблению богатые кварталы Санкт-Петербурга.
   *
   По словам С. М. Соловьева, нужно было выдержать первый напор революционного Запада, его порывистых движений вперед и соответствующих реакций - столь же рьяных отступлений назад.
   *
   Николай I поручил делопроизводителю следственной комиссии А. Д. Боровкову изложить вытекающие из рассматриваемых материалов выводы о насущных государственных нуждах. "Надобно,- отмечалось в соответствующей записке,- даровать ясные, положительные законы; водворить правосудие учреждением кратчайшего судопроизводства; возвысить нравственное образование духовенства; подкрепить дворянство, упавшее и совершенно разоренное займами в кредитных учреждениях; воскресить торговлю и промышленность незыблемыми уставами; направить просвещение юношества сообразно каждому состоянию; улучшить положение земледельцев; уничтожить унизительную продажу людей; воскресить флот; поощрить честных людей к мореплаванию, словом, исправить немыслимые беспорядки и злоупотребления".
   *
   "Я отличал и всегда отличать буду,- признавался он французскому посланнику де Сан При,- тех, кто хочет справедливых требований и желает , чтобы они исходили от законной власти, от тех, кто сам бы хотел предпринять их и Бог знает какими средствами".
   *
   В манифесте от 13 июля 1826 г. по случаю коронации говорилось: "Не от дерзких мечтаний, всегда раздражительных, но свыше усовершаются постепенно отечественные установления, дополняются недостатки, исправляются злоупотребления. В сем порядке постепенного усовершенствования всякое скромное желание к лучшему, всякая мысль к утверждению силы законов, к расширению истинного просвещения и промышленности, достигая к нам путем законным, для всех отверстым, всегда приняты будут нами с благоволением; ибо мы не имеем, не можем иметь другого желания, как видеть отечество наше на самой высокой степени счастья и славы, Провидением ему предназначенной".
   *
   Здесь вполне уместно вспомнить записку Ф. И. Тютчева "Россия и революция", составленную в связи с европейскими волнениями 1848 года и одобренную Николаем I. В ней резко ставится вопрос о судьбах России и Запада в контексте мировых тенденций и борений: "Уже с давних пор в Европе только две действительные силы, две истинные державы: Революция и Россия. Они теперь сошлись лицом к лицу, а завтра, может, схватятся. Между тою и другою не может быть ни договоров, ни сделок. Что для одной жизнь - для другой смерть. От исхода борьбы, завязавшейся между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества".
   *
   В рескрипте Николая I от 13 сентября 1846 года повторена та же мысль применительно к более узкой, армейской, области: "Мне особенно приятно видеть, что главная цель военного воспитания обращена к развитию в юношах чистых правил нравственности и чувства чести".
   *
   В отчете о десятилетии работы своего министерства Уваров так оценивал поставленную в 1833 г. задачу: "Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружающих нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения. К счастью, Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить".
   *
   Из слов Николая I: "быть, а не казаться", "служить, а не прислуживаться", "честь, а не почести", "в правоте моя победа".
   *

0x01 graphic

А. С. Пушкин

   Пушкин в 1826 г. надеялся, что молодой император пойдет по пути "пращура", будет "как он, неутомим и тверд".
   *
   "Странная моя судьба,- признавался он (Николай - А.К.) в одном из писем,- мне говорят, что я - один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все, т. е. все, что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жесткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться".
   *
   Если Петр I воспринимался порою как плотник на троне, то его потомок любил говорить: "мы - инженеры".
   *
   И впоследствии, уже на царском троне, он стремился тщательно вникать не только в военные или строительные проблемы, но и в вопросы технического оборудования, полезного предпринимательства, финансовой и экономической политики и многие другие, пытался "все видеть своими глазами, все слышать своими ушами".
   *
   Вахтпарады, смотры флота, маневры, испытательные стрельбы разрывными снарядами, работа комиссий по крестьянскому вопросу или строительству железных дорог - все это и многое другое не обходилось без прямого участия государя. Обычными стали его частые поездки по различным областям империи, осмотры больниц, тюрем, казенных складов, посещения присутственных мест, учебных заведений, вновь возводимых сооружений.
   *
   Достаточно взглянуть лишь на некоторые резолюции самодержца: "Мы все на службе не за тем, чтобы гулять, а чтобы дело делать"... "Должно держаться неотступно данных приказаний и впредь не сметь от них отступать"... "Я уже не раз приказывал с предложениями, противными закону, не сметь входить... когда закон есть, должно его соблюдать без изыскания предлогов к неисполнению".
   *
   Многие современники отмечали и рыцарские качества Николая I, который строго придерживался кодекса чести, верности данному слову, с "крайним омерзением" относился к хитроумной фальши, закулисным интригам, подкупам оппонентов и прочим нелегальным уловкам, часто допускаемым так называемыми цивилизованными государствами. Даже явный недоброжелатель А. де Кюстин писал, что ум царя "самый практичный и ясный, какой только бывает на свете. Не думаю, чтобы сыскался сегодня второй государь, который бы так ненавидел ложь и так редко лгал, как этот император".
   *
   К рыцарским достоинствам Николая I, отличавшим его как "сильную, благородную и весьма идеальную натуру" (К. Н. Леонтьев), добавлялось и несомненное мужество.
   *
   По наблюдениям современников, Николай I, подобно Петру I, но на свой лад в быту был весьма непритязателен, предпочитал обходиться простыми кушаниями вроде щей и гречневой каши, вел достаточно спартанский образ жизни, старался даже в заграничных путешествиях не изменять своим привычкам и спать по-походному на холщовом мешке с соломой вместо матраса.
   *
   Царь и умер, как писала А. Ф. Тютчева, в маленьком кабинете на первом этаже Зимнего дворца "лежа поперек комнаты на очень простой железной кровати... Голова покоилась на зеленой кожаной подушке, а вместо одеяла на нем лежала солдатская шинель. Казалось, что смерть настигла его среди лишений военного лагеря, а не в роскоши пышного дворца. Все, что окружало его, дышало самой строгой простотой, начиная от обстановки и кончая дырявыми туфлями у подножия кровати".
   *
   Характеризуя Николая I, следует также заметить, что любовь ко всему военному, армейской организации и простоте не мешала ему владеть иностранными языками, обладать художественным вкусом, увлекаться театром, сочинять музыку, любить церковное пение и нередко самому в нем участвовать.
   *
   Отмеченные черты личности царя во многом способствовали движению страны к тем целям, о которых можно судить по его словам, начертанным в 1850 г. на отчете министра иностранных дел К. В. Нессельроде и адресованным сыну: "Дай Бог, чтобы удалось мне сдать тебе Россию такою, какою стремился я ее поставить: сильной, самостоятельной и добродающей - нам добро,- никому зло".
   *
   А. де Кюстин удивлялся, как мощно одарена от природы русская нация, сумевшая сохранить свое неповторимое лицо в условиях, когда власть предержащие и знать беспрерывно "клянчили идеи и искали образцов для подражания во всех обществах Европы".
   *
   "Во мне поднимается волна почтения к этому человеку,- восхищался А. де Кюстин. - Всю силу своей воли он направляет на потаенную борьбу с тем, что создано гением Петра Великого; он боготворит сего великого реформатора, но возвращает к естественному состоянию нацию, которая более столетия назад была сбита с истинного своего пути и призвана к рабскому подражательству... чтобы народ смог произвести все то, на что способен, нужно не заставлять его копировать иностранцев, а развивать его национальный дух во всей его самобытности".
   *

0x01 graphic

А. А. Бестужев.

Гравюра с автопортрета. 1839 г.

  
   Николая I можно считать самым национальным из всех монархов, занимавших до него престол Петра I. Он верил в мировое призвание Святой Руси и по мере сил и понимания пытался самоотверженно служить ей на всех направлениях своей деятельности.
   *
   Большое внимание в правление Николая I уделялось развитию естествознания. В данном царем уставе Академии наук писалось, что "она старается расширить пределы всякого рода полезных человечеству знаний... имеет попечение о распределении просвещения. Она обращает труды свои непосредственно в пользу России, распространяя познания о естественных произведениях империи".
   *
   Академик Ф. А. Бредихин, создавший классификацию кометных форм, а также теорию распада комет и образования метеорных потоков, видел в увлечении самодержца астрономией "какое-то внутреннее расположение к ней. Стройный порядок системы, строгое соподчинение частей целому, твердость и доказательность перехода от известного к неизвестному - и не в отвлеченной области мышления, а в приложении к конкретному, имеющемуся пред очами и необъятному пространством организму вселенной - все это находило, по-видимому, сочувственные фибры в возвышенной душе Монарха, который в громадной империи своей стремился упрочить законность, стройный порядок и спокойное развитие на стезе правды и добра".
   *
   По словам Д. Н. Толстого, "прощение Пушкина и возвращение его из ссылки составляет самую крупную новость эпохи". Монаршая милость и начавшийся диалог с самодержцем обернулись для поэта заменой обычной цензуры на высочайшую и просьбой императора составить упоминавшуюся выше записку "О народном воспитании". ... В 1831 г. Пушкин с радостью сообщал П. В. Нащокину: "Царь (между нами) взял меня на службу, т. е. дал мне жалованья и позволил рыться в архивах для составления "Истории Петра I". Дай Бог здоровья царю".
   *
   Сам император обнаружил в статье Киреевского "Девятнадцатый век" "сокровенный" смысл. Сочинитель, передает мнение Николая I А. Х. Бенкендорф, рассуждая о литературе, разумеет совсем иное: "Под словом просвещение он понимает свободу... деятельность разума означает у него революцию, а искусно отысканная середина не что иное как конституция".
  
   *
   В. Г. Белинского, который отрицал всякие верования, традиции и авторитеты и всегда готов был заклеймить все "реакционное". ... Однако затем критические стрелы "неистового Виссариона" все чаще стали направляться против христианских убеждений, правящих классов, любых стеснительных оков против свободомыслия.
   *
   Хомяков писал, что не щегольство перед обществом знанием русского быта и духа и "выдумывание чувств и мыслей, которых не знал русский народ", а понимание хотя и не проявившейся вполне нормы его нравственного закона должно составить главную задачу в активном освоении прошлого. Речь шла именно о полноте нравственного закона, который следует принять за высшую норму человеческого развития и осветить ей все виды государственной и общественной деятельности, чтобы освободиться от дурных влияний, говоря словами Николая I, "общей заразы своекорыстия".
   *
   "В своем попечительском вдохновении,- подчеркивал Г. Флоровский,- "полицейское государство" неизбежно оборачивается против Церкви. Государство не только ее опекает. Государство берет от Церкви, отбирает на себя, берет на себя ее собственные задачи, берет на себя безраздельную заботу о религиозном и духовном благополучии народа. И если затем доверяет или поручает эту заботу снова духовному чину, то уже по титулу государственной полезности и нужды. Поэтому само государство определяет объем и пределы обязательного и допустимого даже в вероучении. И поэтому на духовенство возлагается от государства множество всяческих поручений и обязательств. Духовенство обращается в своеобразный служилый класс. И от него требуется именно так и только так думать о себе. За Церковью не оставляется и не признается право творческой инициативы даже в духовных делах. Именно на инициативу всего более и притязает государство, на исключительное право инициативы, не только на надзор..."
   *
   Царю приписывали следующие слова: "Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права".
   *
   В разговоре с П. Д. Киселевым, которого он (Император - А.К.) в шутку называл своим "начальником штаба по крестьянской части", он раскрывал давнюю озабоченность: "Видишь ли эти картоны на полках моего кабинета? Здесь я со вступления моего на престол собрал все бумаги, относящиеся до процесса, который я хочу вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить крестьян во всей Империи".
  

0x01 graphic

Денис Давыдов

  
  
   По словам Дениса Давыдова, "для лиц, не одаренных возвышенным взглядом, любовью к просвещению, истинным пониманием дела, военное ремесло заключается лишь в наносно-педантическом, убивающем всякую умственную деятельность парадировании". Знаменитый партизан по собственным впечатлениям хорошо представлял себе последствия вдохновенного изучения правил вытягивания носков, равнения шеренг, исполнения ружейных приемов и т. д., чем "щеголяют все наши фронтовые генералы и офицеры, признающие устав верхом непогрешимости, служащим для них источником самых высоких поэтических наслаждений". Наследник суворовских традиций сетует на то, что ряды армии постепенно наполняются грубыми солдафонами: "Грустно думать, что к этому стремится правительство, не понимающее истинных требований века, и какие заботы и огромные материальные средства посвящены им на гибельное развитие системы, которая, если продлится надолго, лишит Россию полезных и способных слуг. Не дай Бог убедиться нам на опыте, что не в одной механической формалистике заключается залог всякого успеха. Это страшное зло не уступает, конечно, по своим последствиям татарскому игу! Мне уже состарившемуся в старых, но несравненно более светлых понятиях, не удастся видеть эпоху возрождения России. Горе ей, если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей. Усилия этих лиц не допускать до него справедливых требований века могут ввергнуть государство в ряд страшных дел".
   *
   Что же касается умных и сведущих людей, то Николай I, как уже говорилось, умел их ценить и использовать на государственной службе, несмотря на предвзятое отношение к ним целого ряда лиц из своего ближайшего окружения. Так, после кончины М. М. Сперанского в 1839 г. он заметил: "Михаила Михайловича не все понимали и не все умели довольно ценить; сперва я и сам в этом более всех, может статься, против него грешил. Мне столько было наговорено о его превратных идеях, о его замыслах; но потом время и опыт уничтожили во мне действия всех этих наговоров. Я нашел в нем верного и ревностного слугу с огромными сведениями, с огромной опытностью, с неусыпавшею никогда деятельностью".
  

0x01 graphic

Часть рукописи стихотворения "Смерть Поэта" с рис. М. Ю. Лермонтова. 1837.

Лист набросков из альбома А. М. Верещагиной. Рис. М. Ю. Лермонтова. 1830--1836.

  
   Отгораживаясь от непосредственной связи с земскими началами империи, чиновничество не только торпедировало любые попытки преобразований, способных нарушить его устоявшееся положение, но и начинало исподволь диктовать свои условия игры. "Эта тупая среда,- подчеркивает Ю. Ф. Самарин,- лишенная всех корней в народе и в течение веков карабкавшаяся на вершину, начинает храбриться и кривляться перед своей собственной единственной опорой... Власть отступает, делает уступку за уступкой без всякой пользы для общества".
   *
   Когда при создании III отделения А. Х. Бенкендорф просил у царя соответствующих инструкций, тот ответил ему: "Утирай слезы обиженных и наказывай виновных - вот твоя инструкция!"
   *
   Противоречия стали обостряться в последнее семилетие николаевского царствования, когда после очередных европейских революций 1848-1849 гг. в России произошло резкое изменение общественной обстановки. Получив первые известия о событиях в Париже, царь явился во дворец наследника, где проходил бал, и громко провозгласил среди танцующих: "Седлайте коней, господа, во Франции объявлена республика..."
   *
   Говоря о духовных уроках Крымской войны, Ф. И. Тютчев, в частности, писал: "Нам было жестоко доказано, что нельзя налагать на умы безусловное и слишком продолжительное стеснение и гнет, без существенного вреда для общественного организма. Видно, всякое ослабление и заметное умаление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собою усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. Даже сама власть с течением времени не может уклониться от неудобств подобной системы. Вокруг той сферы, где она присутствует, не встречая извне ни контроля, ни указания, ни малейшей точки опоры, кончает тем, что приходит в смущение и изнемогает под собственным бременем еще прежде, чем бы ей суждено пасть под ударами злополучных событий".
  

0x01 graphic

Пляшущие грузинки.

Рис. М. Ю. Лермонтова. 1837.

   Тяжелые заботы, напряженные труды, непредвиденные измены, неизбежные огорчения не могли не пошатнуть железного здоровья Николая I. Незадолго до своей кончины он писал М. Д. Горчакову: "Вероятие хорошего оборота дел с Австрией, всегда мне сомнительное, с каждым днем делается слабее, коварство - яснее, личина исчезает, и потому все, что в моих намерениях основывалось на надежде безопасности с сей стороны, не состоялось и возвращает нас к прежнему тяжелому положению. Но,- буди воля Божья! - буду нести крест мой до истощения сил".
   *
   В конце января 1855 г. Царь заболел острым бронхитом, но не переставал заниматься государственными делами. Продолжая болеть, он даже выезжал из дворца при двадцатиградусном морозе для осмотра и напутствования выступавших в поход маршевых батальонов 1-й гвардейской дивизии. На заявление же лейб-медика о явной опасности таких выездов лишь заметил: "Ты исполнил свой долг; позволь и мне исполнить мой".
   *
   Наследнику же своему поручил передать благодарность "войску, флоту и, в особенности, защитникам Севастополя". Николай I скончался 18 февраля 1855 г. И в последние минуты жизни признался цесаревичу, как бы передавая ему нелегкую эстафету: "Мне хотелось, приняв на себя все трудное, все тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России, я вас любил более всего на свете".
  
  

0x01 graphic

Развалины на берегу Арагвы.

Рис. М. Ю. Лермонтова. 1837.

  

Старая, но и умная литература

  
  -- Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя. Сборник, издаваемый комитетом по устройству Севастопольского музея. Под ред. Н. Дубровина. Вып. I-II. - СП б., 1871-1874. (Сборник документов и исследований ранее изданных в виде бро­шюр, напечатанных в Журн. "Русская старина", "Русский архив", "Военный сборник", "Морской сборник" и др.)
  -- Меньков П. К. Записки в 3 т. Т. I. [1853-1855 гг.] - СП б., 1898.
  -- Мерчанский М. Письма к отцу во время Севастопольской кампании. [1854-1855 гг.] //Щукинский сборник. Вып. X. - М., 1912.
  -- Мещерский А. В. Из воспоминаний. Размен пленными в войну 1845-1855 гг. - М., 1899.
  -- Милашевич Н. С. Из записок севастопольца. С прил. плана обо­роны и осады Севастополя. - СП б., 1904. (Севастополь с сентября 1854 г. до заключения мира.)
  -- Мильгоф Ф. Эпизод из истории Крымской войны. (Перевоз казенной аптеки из Херсона в Никополь) // Русский архив, 1891, N 8.
  -- [Муравьев]. Из записок ген.-адъютанта Муравьева о войне 1855 года в Малой Азии // Русский вестник, 1862, N 1.
  -- Нахимов П. С. Письмо в ответ на поздравление с победой при Синопе [1854 г.] Сообщ. А. X. Алкалаев //Русская старина, 1901, N 5.
  -- Никатов Б. Воспоминания о службе в Крыму. (Отрывок из за­писок унтер-офицера). [1853-1854 гг.] // Военный сборник, 1864, N 9.
  -- Никитенко А. В. Моя повесть о самом себе и о том "чему сви­детель в жизни был". Записки и дневник (1804-1877). [1853- 1855 гг.] Изд. 2, исправл. и дополн. по рукописи под ред. и с примеч. М. К. Лемке. Т. I. - СП б., 1904.
  -- Никифоров Д. И. Из воспоминаний о Севастопольской обороне //Русское обозрение, 1897, N 12.
  -- [Николай I]. Предсмертное письмо имп. Николая Павловича к М. Д. Горчакову, 2-го февраля 1855 года //Русская старина, 1881, N 12.
  -- Нордман Ф. Воспоминания о сооружении и военных действиях Сандхамнских батарей в 1854 и 1855 годах // Морской сборник, 1876, N 5.
  -- Обнинский Н. А. Походные записки [1855-1856 гг.] // Русский архив, 1891, N 11.
  -- Оборона Петропавловска против англо-французской эскадры в 1854 году. Из письма Е. С. Завойко // Русский архив, 1898, N 7.
  -- Оборона Петропавловска. Частное письмо. [1854 г.] // Русский архив, 1901, N 2.
  -- Оборона Севастополя. Письма кн. А. С. Меншикова к кн. М.Д. Гор­чакову (1853-1855гг.)//Русская старина, 1875, т. XII N 1, С.174-196; N 2,С. 298-328. (Севастополь в июне 1854 г.-январе 1855 г.)
  -- Ольшевский М. Я. Кавказ с 1841 по 1866 год. Записки. [Война 1854-1856 гг.] //Русская старина, 1894, NN 7 и 9.
  -- [Ольшевский М. Я.] Русско-турецкая война за Кавказом в 1853 и 1854 гг. Из записок ген. от инф. М. Я. Ольшевского //Русская старина, 1884, NN 10, 11, 12.
  -- Орда А. Заметки инженера о причинах взятия Малахова кургана // Военный сборник, 1858, N 4, С. 381.
  -- Орда А. П. Письмо севастопольца [1.855 г.] //Русская старина, 1893, N 12.
  -- Осажденный Севастополь в письмах убитого офицера 1853 - 1855. Сообщ. Лидерс-Веймарн //Русская старина, 1890, N 4.
  -- Осман-бей. Воспоминания 1855 года. События в Грузии и на Кавказе. Перев. с французского //Кавказский сборник. Т. II. - Тиф­лиС. 1877.
  -- Остен-Сакен Д. Е. Военный Совет при обороне Севастополя 29 июля 1855 г // Русская старина, 1874, т. II, С. 330-338. (Документальные данные о военном совете и возражения на статью кн. Барятинского ("Русский архив" 1874). Оборона Севастополя в июле 1855 г.)
  -- Отрывки из воспоминаний. Крымская война: 1853-1854 г // Вестник Европы, 1871, N 1.
  -- Отставной. Шесть месяцев в Севастополе с 10 марта по 28 авг. 1855 г. (с планом осадных и оборонительных работ). - Военный сборник, 1861, N 1, С. 49-131. (Дневник военных действий. Дислокация войск. Потери русской ар­мии.)
  -- Палатин. Одесские события 1854 года. Из записок очевидца // Русский вестник, 1877, N 1.
  -- [Панаев А. А.] Александр Сергеевич Меншиков в рассказах бывшего его адъютанта А. А. Панаева [1853-1855 гг.] //Русская старина, 1877, NN 1-7.
  -- [Паскевич И. Ф.] Восточная война. Письма И. Ф. Паскевича к М. Д. Горчакову. 1853-1855 //Русская старина, 1876, NN 1, 2.
  -- [Паскевич И. Ф.] Кн. Михаил Дмитриевич Горчаков в Сева­стополе. Записка фельдмаршала кн. Паскевича 16 сентября 1855 г // Русская старина, 1883, N 11.
  -- Переписка А. А. Неверовского. [Кавказский фронт 1854- 1855 гг.] // Русский архив, 1913, NN 8 и 9.
  -- Переписка генерал-адъютанта бар. Вревского с кн. В. А. Долгоруковым во время обороны Севастополя в 1855 году. Сообщ. Н. Шильдер // Военный сборник, 1902, NN 10-12; 1903, NN 1-3.
  -- Переписка генерал-адъютанта кн. Меншикова с генерал-адъютантом Корниловым, касающаяся военных действий в Крыму 1854-1855 гг. Сообщ. Н. Аврамов // Военный сборник, 1907, N 10.
  -- Переписка имп. Николая Павловича с кн. Меншиковым. 1853- 1855. Сообщ. Аврамов // Военный сборник, 190 4, N 9.
  -- Переписка кн. А. С. Меншикова с фельдмаршалом кн. Варшав­ским до высадки союзников. [1853-1854 гг.] // Военный сборник, 1902, N 3.
  -- Пестов Г. Из воспоминаний о войне 1854 года. Военный сбор-йик, 1873, N 9.
  -- Петровский М. О. Письмо из Ревеля, 1854 г // Щукинский сбор­ник. Вып. III. - М., 1904.
  -- Пирогов Н.И. Севастопольские письма 1854-1855 гг. - СП б., 1907.
  -- Письма протоиерея Арсения Лебединцева, бывш. благочинного церквей Южного берега Крыма к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому о ходе военных действий и состоя­нии церквей и духовенства во время 11-месячной осады Севасто­поля //Киевская старина, 1896, NN 1-7.
  -- Погодин М. Застольные речи, произнесенные на обедах, данных в Москве в честь севастопольских моряков. - М., 1856.
  -- [Подпалов П. А.] Воспоминания Прокофия Антоновича Подпалова, участника в Дунайском походе 1863-1864 гг. и в Севасто­польской обороне. - Киев, 1904.
  -- Подробности Петропавловского сражения 24 августа 1854 года. [Письмо К. П. Пилкина] // Морской сборник, 1911, N 3.
  -- Поездка в Малую Азию 1856 г. [Война с Турцией]. Щукинский сборник. Вып. I. - М., 1902.
  -- Поливанов Н. П. Воспоминания о Курюкдарском сражении [1854 г.] // Русский архив, 1904, N 10.
  -- Полторацкий В. А. Воспоминания. [1853-1854 гг.) // Историче­ский вестник, 1893, NN 7 и 8.
  -- Полуянов П. Герои Севастополя. 1854-1855 гг. - Горький, 1942. - 92 С.
  -- Попко М. Д. Из дневника ген.-лейтенанта. [1854-1855 гг.] // Русский архив, 1909, NN 6, 11, 18; 1910, N 1.
  -- Попов А. Е. Записки о пребывании его в Крымской армии с 1 октября по 1 декабря 1854 г // Русская старина, 1878, NN 2 и 3.
  -- Попов А. Е. Мой приезд к А. С. Меншикову. Сентябрь 1854 года //Русская старина, 1877, N 6.
  -- [Попов А. Е.] Записки Войска Донского ген.-майора А. Е. Попова, 1854-1856 гг // Русская старина, 1881, т. XXXI.
  -- Попов. Еще подробности о смерти ген.-адъютанта Корнилова // Военный сборник, 1854. Т. ХIII, N 12.
  -- Попруженко М. Г. Дневник О. М. Бодянского. [Отрывки 1855- 1856 гг.] // Исторический вестник, 191З, N 8.
  -- Последние дни обороны Севастополя. [Из воспоминаний]. Сообщил Абрамов. - Военный вестник, 1906, NN 2-3.
  -- Потто В. А. Блокада и штурм Карса в 1855 г.; неизданные за­писки ген.-лейтенанта Я. П. Бакланова, рассказы К. А. Ермолова, Е. И. Майделя а других //Русская старина, 1870, т. II. [N 12|.
  -- Потто В. Воспоминания о закавказском походе 1855 года. [Взя­тие Карса] //Кавказский сборник. Т. XXV. -Тифлис, 1906.
  -- Раков В. С. Мои воспоминания о Евпатории в эпоху Крымской войны 1853-1856 гг. - Евпатория, 1904.
  -- Рачинский А. Походные письма ополченца из Южной Бессара­бии. 1855-1856 гг. - М., 1858.
  -- Репнина В. Н. Воспоминания о бомбардировке Одессы в 1854 году // Русский архив, 1891, N 11.
  -- [Ризенкампф В. Е.] Из писем участника войны 1854-56 гг // Военный сборник, 1904, N 11.
  -- [Рудаков П. Д.] Война в Азиатской Турции. Из записок ген.- лейтенанта П. Д. Рудакова, 1853-1856 гг. Сообщ. С. А. Рудаков //Русская старина, 1883, N 11.
  -- Русаков К. Воспоминания севастопольского ветерана (1853- 1855 гг.)// Русский архив, 1910, N 4.
  -- Сатин А. Д. Из записок черноморского офицера. Два эпизода из обороны Севастополя // Русский вестник, 1875, N 1.
  -- Сборник рукописей, представленных наследнику цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами. Т. I-III. - СП б., 1872 - 1873.
  -- Святополк-Мирский Д. И. Воспоминание о сражении при Чер­ной речке 4 августа 1855 года. - Пенза. 1897.
  -- Сергеев-Ценский С. Н. Севастопольская оборона. - М.,1940.
  -- Сергеев-Ценский С. Н. Севастопольская страда. Эпопея в 3 томах. - М., Гослитиздат, 1939-1940.
  -- Скальковский К. Воспоминания молодости. (По морю житейскому). 1843-1869. [1854 г.] - СП б., 1906.
  -- Смирнова А. О. (Урожд. Россет). Из писем 1855 года // Русский архив, 1897, NN 8 и 9.
  -- Современные рассказы из военной жизни русских солдат, составл. под ред. Н. Сокальского. - СП б., 1856.
  -- Соймонов Ф. И. Письма, 1853-1854 гг // Щукинский сборник, вып. VIII. - М., 1909.
  -- Соллогуб В. А. Воспоминания. [1853-1855 гг.] - СП б., 1887.
  -- Соловьев С. И. Записки. Мои записки для детей моих, а если можно и для других. [1853-1854 гг.] - Пг. [ 1915].
  -- Стабровский А. В. Воспоминания об обороне Севастополя //Русская старина, 1893, N 12.
  -- Степанов П. И. Из записок [1856 г. на Кавказском фронте] //Русская старина, 1905, NN 1 и 2.
  -- Степанов П. И. Севастопольские заметки 1854, 1855 и 1856 го­дов // Военный сборник, 1905, NN 4-12.
  -- Столыпин Д. А. Из личных воспоминаний о Крымской войне. (Дело на Черной) // Русский архив, 1874, кн. 1.
  -- Стренг. А. О. На Дунае и под Силистрией в 1854 г. Из запи­сок //Русская старина, 1890, N 12.
  -- Стулли Ф. Из эпохи Крымской войны. Вестник Европы, 1876, ^ 8.
  -- Суконев А. Н. Сороковая годовщина Севастополя // Русский архив, 1895, кн. III, N11, С. 257-268. (Севастополь 4-го и 27-го августа 1856 г.)
  -- Супонев А. Н. Конец геройской эпопеи. Из моих крымских вос­поминаний. [1855-1856 гг.] // Русский архив, 1896, .N 9.
  -- Супонев А. Н. Сороковая годовщина Севастополя. (Из моих крымских воспоминаний) // Русский архив, 1895, N 11.
  -- Таборовский А. О. Когда и где положено основание общ-ва "Красного креста" [1855 г.] Историческая справка //Русская старина, 1889, N 7.
  -- Толстой Л. Н. Севастополь в декабре 1854, в мае и августе 1855 года. (1854-1856 года). - М., 1909.
  -- Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы. - М.,1941.
  -- Томкеев В. Из воспоминаний о генерал-лейтенанте Девеле. [Война с Турцией 1854 г.] //Кавказский сборник. Т. XXV. -ТифлиС. 1906.
  -- Тотлебен Э. И. Описание обороны Севастополя. Сост. под руковод. генерал-адютанта Тотлебена. Ч. 1-2.- СП б., 1863-1872. (I часть и I отдел II части перепечатывались в Военном сборнике 1864 N 1,отд. библиогр., С. 1-58; N 2,отд. библиогр., С. 157-216; 1869, N3 и 4, отд. библиогр., С. 1-35, 131-143.
  -- Тютчев Ф. И. Письма к его второй жене, урожд. Пфефель. (1854-1858). Старина и новина, кн. XIX. - П.,1916.
  -- Ульрихсон. Из воспоминаний военного медика о Геническом отряде Крымской армии. [1855-1856 гг.] // Военно-медицинский Журн., 1876, N 11.
  -- Урусов С. С. Письмо к И. В. Киреевскому [1855 г.] // Русский архив, 1903, N 11.
  -- Ушаков Н. И. Записки очевидца о войне России против Турции и Западных держав (1853-1856). Ч. I-II. - В кн.: "Девятнадцатый века". - Историч. сборник, кн. 2. - М., 1872, С. 1-242.
  -- Фадеев Р. А. Письма к родным. [1853-1855 гг.] // Русский ве­стник, 1897, N 9.
  -- Федор Сергеевич Панютин. (Его бумаги). [Письмо Е. А. Голо­вина 1855 г.] // Русский архив, 1891, N 5.
  -- Фет А. А. Мои воспоминания. 1849-1889. Ч. I. [1854]. - М., 1890.
  -- Французы и русские в Крыму. Письма французского офицера к своей семье во время восточной войны 1853-1855 гг. Перев. С. Л. Халютин. - Минск. 1894.
  -- Хлебников К. Д. Записки [1653-1856 гг.] // Русский архив, 1907, NN 3 и 4.
  -- Хрущев А. П. Выдержки из его писем 1853-1859 гг // Русская старина, 1892, NN 7-9.
  -- Хрущев А. П. История обороны Севастополя. Записки ген. А. П. Хрущева. Изд. 3. - СП б., 1889.
  -- Цебрикова М. Пятидесятые годы. (Из воспоминаний о войне 185З-1855 гг.) // Вестник всемирной истории , 1901. NN 9- 11.
  -- Цебрикова М. Русский человек. Из воспоминаний //Современник, 1911, N 7.
  -- Черняев М. Г. Во время русско-турецкой войны 1853- 1856 гг // Русский архив, 1906, N 3.
  -- Чижевич О. О. Город Одесса и одесское общество. Воспомина­ния одесского старожила. (1837-1877). [1853-1854 гг.] В кн: "Из прошлого Одессы". Сборник статей. Составл. М.М. Рибасом. - Одесса. 1894.
  -- Шеншин Н. В. Рассказ о поездках его на Аландские острова в последнюю войну. [1854 г.] // Русский архив, 1863, N 12.
  -- Шиллинг. Н. Г. Из воспоминаний старого моряка [1854 - 1855 гг.) // Русский архив, 1892, NN 6-7.
  -- Шильдер Н. Гр. Эдуард Иванович Тотлебен. Его жизнь и деятельность. Биографический очерк. Т. I. [1853-1855]. Записки и письма]. - СП б., 1885.
  -- Щеглов В. В. Письма из Севастополя. Б.м., 1854.
  -- Щеголев А. Полвека назад. [Из воспоминаний 1853г-1854 гг.] // Военный сборник, 1904, NN 4 и 5.
  -- Щербачев Г. Д. Двенадцать лет молодости. Воспоминания из времен царствования Николая I. [1853-1855 гг.] - М., 1892.
  -- Щербачев Г. Д. Идеалы моей жизни. Воспоминания из времен царствования Николая I и Александра II. [1853-1856 гг.] - М., 1895.
  -- Эвальд А. В. Воспоминания. [1855 г.] // Исторический вестник, 1895, N 10.
  -- Эгерштром Н. Воспоминания о Восточной войне одного из ее участников. [Балтийский флот в 1854-1855 гг.] // Военный сборник, 1904, N 10.
  -- Эшлиман К. К. Воспоминания [1853-1855 гг.] Сообщ. В. Кашкаров // Русский архив, 191З, N 3.
  -- Южная армия и Крымская армия [1854-1855 гг.] Из бумаг. М. М. Попова //Русская старина, 1893, N 9.
  -- Яковлев В. В. Краткий очерк истории подземной минной войны. - М., 1938 (Воен.-инж. акад. РККА им. Куйбышева) С. 37-47. (Инженерные работы во время обороны Севастополя. Деятельность Э. И. Тотлебена.)
  
  
  

0x01 graphic

"Цыганы". Художник Ю. Звербулис.

Автопортрет А. С. Пушкина верхом. Путешествие в Арзрум. 1829 г.

  

РУССКИЕ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Иван Снегирев

  
   Утешительная надежда вела к преданности и по­корности промыслу, о коих скажут нам сами предки сво­ими словами:
   На Бога положишься, не обложишься.
   Бог пристанет, и пастыря приставит.
   Бог даст день, даст и пищу.
   Бог дал живот, Бог даст и здоровье.
   Бог даст и в окошко подаст.
  
   Но чтобы сие упование, столь спасительное, не сбли­жало с крайностями -- беспечностью и нерадением, столь губительными для человека, -- предки наши остерегали:
  
   На Бога надейся, а сам не плошай.
   Боже, помоги, а ты, небоже (убогий), не лежи.
   Богу молись, а к берегу гребисъ.
   Молись, а злых дел берегись.
   Береженого и Бог бережет.
  
   Другая крайность -- отчаяние -- видна в пословице, вероятно, родившейся в Сибири:
  
   До Бога высоко, до царя далеко.
  
   К довольству своим состоянием призывает пословица:
  
   Не так живи, как хочется, а как Бог велит.
  
   Простой народ у нас большею частию неграмотный, научает детей своих благонравию и добродетели послови­цами, близкими к правилам святой веры и преданиям православной церкви.
   Прародительские слова, как наслед­ственные заповеди повторяются и применяются потомка­ми к разным обстоятельствам жизни и часто, по старин­ному обычаю, с пожеланием покойникам вечной памяти, именно так:
  
   Правду говаривал покойный дедушка (батюшка, ма­тушка), царство небесное: Хваля Бога, не погибнешь, а хуля, не воскреснешь.
   За Богом молитва, за царем служба не пропадает.
   Молиться вперед пригодится.
   За Богом пойдешь -- добрый путь найдешь.
  
  

0x01 graphic

Тамань.

Домик над морским обрывом. Рис. М. Ю. Лермонтова. 1837.

  

БИБЛЕЙСКИЕ АФОРИЗМЫ

   Никакой пророк не принимается в своем отечестве.

Лука (гл. 5, ст. 24)

  
   Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Матфей (гл. 6, ст. 23)

  
   Суббота для человека, а не человек для субботы.

Марк (гл. 2, ст. 27)

  
   Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст...

Матфей (гл. 15, ст. 11)

  
   Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Матфей (гл. 7, ст. 13, 14)

  
   Блаженны изгнанные за правду...

Матфей (гл. 5, ст. 10)

  
   Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

Марк (гл. 4, ст. 22)

  
   Истина сделает вас свободными.

Иоанн (гл. 8, ст. 32)

  
   От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Лука (гл. 12, ст. 48)

  
  
  

  

0x01 graphic

М. Ю. Лермонтов.

Автопортрет. Акварель. 1837--1838.

  

МОЛИТВА

  
   Не обвиняй меня, всесильный,
   И не карай меня, молю,
   За то, что мрак земли могильный
   С ее страстями я люблю;
   За то, что редко в душу входит
   Живых речей твоих струя;
   За то, что в заблужденье бродит
   Мой ум далеко от тебя;
   За то, что лава вдохновенья
   Клокочет на груди моей;
   За то, что дикие волненья
   Мрачат стекло моих очей;
   За то, что мир земной мне тесен,
   К тебе ж проникнуть я боюсь,
   И часто звуком грешных песен
   Я, боже, не тебе молюсь.
   Но угаси сей чудный пламень,
   Всесожигающий костер,
   Преобрати мне сердце в камень,
   Останови голодный взор;
   От страшной жажды песнопенья
   Пускай, творец, освобожусь,
   Тогда на тесный путь спасенья
   К тебе я снова обращусь.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023