ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Самое бесправное сословие офицерства

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Офицеры взводного ранга - самая незащищенной, бесправной, неподготовленной и ненадежной часть офицерства, а фундамент Вооруженных Сил является самым слабым звеном в Военной организации России. Это их ахиллесова пята...


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

Анатолий Каменев

САМОЕ БЕСПРАВНОЕ СОСЛОВИЕ ОФИЦЕРСТВА

  
   Проблема как противоречие, требующее своего разрешения, - явление постоянное и повсеместное.
   Если жизнь идет вперед, а тот, кто шагает по жизни, отстает от требований современности, то возникает противоречие, которое требует одного из двух: либо возвыситься до тех требований, либо проигнорировать их и, следовательно, окончательно отстать от тех, кто принимает вызов реальности.
      *
  
   Есть, правда, обманный путь, по которому идут те, которые хотят, не меняясь кардинально, но, подправив одну-две покосившиеся опоры, выглядеть по-современному.
   В конце концов, обман вскрывается и противоречие, бывшее до этого, не столь большим, грозит стать вопиющим, вызывающим или антагонистическим, которое устранить либо не представляется возможности, либо для этого потребуются капитальные (кардинальные) решения.
      *
   Как это не печально, но в наших вооруженных силах, как правило, занимались и по-прежнему занимаются косметическим ремонтом, пытаясь придать старому зданию новый наружный вид, не заботясь о серьезном изменении положении дел в военном деле.
      *
   Несмотря на то, что со времени моей полковой службы прошло почти сорок лет, проблемы, которые имелись в артполку, не исчезли и по сей день.
  
   Проблема первая
     
   Артиллерийский полк, как и всякая воинская часть того времени, скорее напоминал военно-хозяйственную организацию, которая время от времени занималась боевой подготовкой.
  
   Из всей системы учебных занятий безупречно были поставлены только политические занятия, которые почти никогда не срывались и за проведение которых строго взыскивали со всех должностных лиц.
  
   Конечно, содержание таких занятий было в высокой степени идеологизировано и концентрировалось вокруг истории КПСС, ленинского идейного наследия, текущих решений партии и некоторых "железобетонных тем": символика СССР, Закон о воинской службе, высшее политическое и военное командование и т.п.
  
   Критикуя формализм и казенщину в политической подготовке солдат того времени, тем не менее, отмечу, что значение настоящей политической учебы современного солдата возросло многократно.
   Нынешний солдат (а офицер, тем более) должен быть не только прекрасно информирован о политической ситуации в стране и отношениях России с другими государствами, но и быть политически культурным и воспитанным человеком.
  
   В его сознании должны четко и ясно отпечататься несколько мыслей.
   К примеру:
     
      "Армия вне партий, армия вне политики, она за закон".
      "Вовлекать армию в политику - преступление. Она не должна принимать участия во внутренней политической борьбе своей страны; она громадная сила и мощь народа, она слишком грозна, чтобы примкнуть к той или другой партии".
      "Армия не борется с убеждениями и взглядами. Она за закон и действует против беззакония. Во всех случаях армия должна прекратить насилие, охранить законный порядок, общественную безопасность и не допустить нелегальных, незаконных средств политической борьбы. Только под ее внепартийной охраной могут вырабатываться мирным путем и без кровопролитий спасительные и обновляющие реформы. В этом ее великое служение Родине".
      "Каждый гражданин, отбывая короткий срок воинской повинности, вступает в ряды армии. Он временно оставляет свою прошлую жизнь, свои политические взгляды и убеждения. Он должен свято и твердо верить, что в этой новой обстановке, его служение благу страны заключается во внепартийности, поддержке закона и порядка. Окончив короткую службу, отслужив родине как воин, он снова возвращается к старой жизни и тут снова может приносить пользу стране и народу своими убеждениями".
     
      Именно эти и сопутствующие им взгляды должны прививаться воинам в тиши казарменных бесед.
      *
      Тема, которую я лишь затронул, нуждается в дальнейшем развитии, но не в данной публикации...
      *
     
   Во времена моей полковой службы положение дел с боевой подготовкой было далекое от идеала.
   После политической подготовки солдаты вместо автомата и артиллерийских приборов брали в руки лопаты и шли что-либо строить.
   Боевой учебой занимались лишь накануне весенней или осенней проверки, да перед инспекторскими смотрами, крупными учениями и т.п.
      *
      Никакой исторический урок нам был не впрок.
      *
  
   Так, в преддверии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. политическое руководство СССР еще в советско-финской войне 1938-1940 гг. обнаружило серьезные недостатки в подготов­ке наших войск и командного состава.
  
   "Начальники не учили, а беспощадно наказывали подчиненных"... 35k "Фрагмент" Политика.
   Слепое исполнение мельчайших указаний начальства стало считаться в армии верхом воинской добродетели, а отсутствие приказаний на данный случай - законной причиной полного бездействия...
   Иллюстрации/приложения: 9 шт.
   http://artofwar.ru/editors/k/kamenew_anatolij_iwanowich/nachalxnikineuchiliabesposhadnonakazywalipodchinennyh.shtml
  
    
   *
   Безусловно, я располагаю и другими сведения ми и фактами, говорящими о том, что наше политическое и военное руководство глухо к урокам войны и военных действий.
      *
  
   Но не время и не место приводить эти сведения в качестве правоты доказательства того факта, что наши вооруженные силы до сих пор страдают существенным изъяном, а именно - они только на бумаге значатся боевыми единицами, а на самом деле - это военно-строительные отряды, которые что-то строят, благоустраивают, убирают и выполняют массу того, что к боевой подготовке никакого отношения не имеет.
      *
    
   Итак, проблема первая состоит в том, чтобы превратить наши военно-строительные организации в боевые единицы.
  
   Прошу заметить: речь идет не о тех военно-строительных отрядах, которые были предназначены для строительства военных объектов, а о тех полках, батальонах, которые, по сути дела занимаются самообеспечением, благоустройством военных городков и т.п., но не ведут систематической боевой подготовки.
      *
  
   В рамках этой проблемы требуется сделать многое:
     
  -- во-первых, переложить все хозяйственные дела на плечи нестроевиков и иных (гражданских) лиц;
  -- во-вторых, боевую учебу поставить во главу деятельности всех должностных лиц полка, освободив строевых офицеров от гарнизонной и караульной службы (так называемые "дежуранты" вполне могли бы руководить и действиями суточного наряда, и исполнением всего, что положено по распорядку дня);
  -- в-третьих, свести к минимуму всю плацпарадную подготовку, а основу боевого мастерства ковать в поле, на местности, в условиях, приближенных к боевым;
  -- в-четвертых, следует серьезно поднять уровень боевой квалификации офицерского состава, основываясь на историческом опыте боевого искусства, знании национальной психологии и уроках всех ближайших войн и военных конфликтов.
  -- в-пятых, необходимо пересмотреть критерии оценки профессиональной деятельности офицеров, поставив в центр этой оценки умение учить войска тому, что необходимо для победы в бою...
  

0x01 graphic

Проблема вторая - молодые офицеры

(Самое бесправное сословие офицерства)

     
   Так уж устроена ЖИЗНЬ, что ее деление на периоды предопределяет не только содержание последующего этапа, но и, безусловно, является следствием того, что было на предыдущем этапе.
  
   Так, в возрасте 2-х - 5-ти лет идет многогранное познание мира, становление самосознания и, если, по какой-то причине ребенок в этом возрасте выпадает из сферы человеческого общения, то никакое запоздавшее воспитание и образование не сможет восполнить потерю того времени.
  
   Самый яркий пример - история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой.
   Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.
   Амала почти сразу же умерла, а Камала, достигнув 15-летнего возраста, по уровню своего интеллектуального и духовного развития не превзошла трехлетнего ребенка.
   Не наследственность, как принято считать, а среда (в самом ее широком смысле слова) является решающей в развитии человека.
   *
  
   В подростковом возрасте главным является становление характера и воли.
   И здесь главным является тоже фактор среды - потребность шлифовать характер и стремление проявлять волю.
  
   Самым важным в этом периоде является волевой поступок.
   Волевой поступок, в свою очередь, требует наличия трудности, препятствия либо опасности, которые необходимо преодолеть.
  
   Когда мы говорим о волевом поступке, то вовсе не имеем в виду выдающиеся, героические действия. Речь идет о преодолении силы инерции, лени, привычки, а также боязни, страха и т.п.
  
   0x01 graphic
  
   Прав был выдающийся педагог А.С. Макаренко, который не делал акцента на том, в чем именно проявится разумная воля (в поступке ли, открытом взгляде, в мимике или пантомимике).
   Главное - это адекватные обстановке действия, связанные с преодолением тех или иных препятствий (физических, моральных, психологических) и мобилизацией на это своих внутренних ресурсов.
  
   0x01 graphic
  
   Наполеон в возрасте 16 лет (рисунок чёрным мелом неизвестного автора)
  
   В качестве яркого примера проявления воли и характера следует привести Наполеона. Будучи кадетом престижного военного училища в Бриене (в 150 верстах от Парижа), он было подвергся гонению и притеснению со стороны старших товарищей.
   Однажды, после очередной насмешки, этот слабосильный, низкорослый и дичившийся всех ребенок, бросился на них с кулаками, как бешенный, не считая их числа.
   Наполеону тогда досталось, но впоследствии никто уже не пытался обидеть или оскорбить этого ребенка.
   А вскоре его ум и талант стали общепризнанными и снискали уважение и товарищей, и учителей...
      *
  
   В юношеском возрасте происходит самоутверждение в среде сверстников.
   Как известно, в основе самоутверждения лежат, по меньшей мере, два основания: самовосприятие (верное или ложное) и личное достоинство (т.е. преимущество, выделяющее нас среди других людей).
  
   Именно здесь, как правило, случаются личные трагедии в силу того, что акт самоутверждения не соответствует какому-либо объективному основанию:
  
   - либо самовосприятие и самооценка является необъективной,
   - либо за личное достоинство принимается то, что в среде нормальных людей расценивается как шутовство, дерзость, непорядочность, хамство и т.п.
  

0x01 graphic

"Коронационный портрет Екатерины II" Между 1763 и 1766.

Художник Торелли Стефано (1712-1780)

  
   Екатерина Великая может являть нам пример достойного самоутверждения.
  
   По словам В.О. Ключевского, "Екатерина явилась в Россию со значительной подготовкой ко всяким житейским невзгодам. В ранней молодости она многое видела... Все это помогло ей собрать обильный запас наблюдений и опытов, развило в ней житейскую сноровку, привычку распознавать людей, будило размышление...
  
   В детстве ей твердили, и она сама знала с семи лет, что она некрасива, даже совсем дурнушка, но знала и то, что она очень умна. Поэтому недочеты наружности предстояло восполнить усиленной разработкой духовных качеств. Цель, с какой она ехала в Россию, дала своеобразное направление этой работе. Она решила, что для осуществления честолюбивой мечты, глубоко запавшей ей в душу, ей необходимо всем нравиться... Для этого она не щадила ни своего ума, ни сердца, пуская в оборот все средства от искренней привязанности до простой угодливости.
   Задача облегчалась тем, что она хотела нравиться надобным людям независимо как от их достоинств, так и от своего внутреннего к ним отношения; умные и добрые были благодарны ей за то, что она их понимает и ценит, а злые и глупые с удовольствием замечали, что она считает их добрыми и умными; тех и других она заставляла думать о ней лучше, чем она думала о них.
   Руководствуясь такой тактикой, она обращалась со всеми как можно лучше, старалась снискать к себе расположение всех вообще, больших и малых, или, по крайней мере, смягчить неприязнь людей, к ней не расположенных, поставила себе за правило думать, что она во всех нуждается, не держалась никакой партии, ни во что не вмешивалась, всегда показывала веселый вид, была предупредительная, внимательная и вежлива со всеми, никому не давая предпочтения...
   Поставив себе за правило нравиться людям, с какими ей приходилось жить, она усваивала их образ действий, манеры, нравы и ничем не пренебрегала, чтобы хорошенько освоиться с обществом, в которое втолкнула ее судьба.
   Она вся превратилась, по ее словам, в зрителя, весьма сострадательного, весьма скромного и даже видимо равнодушного"...
    
     *
   Наконец, мы подошли к раннему зрелому возрасту.
   В пору зрелости человек вступает тогда, когда обретает экономическую, социальную самостоятельность и средство для жизнеобеспечения (к примеру, источник дохода) и профессиональные навыки.
   Именно в этот период либо реализуются, либо крушатся жизненные планы.
   Начало этой поры - мать успешных людей и неудачников.
  
   Именно в это время формируются важнейшие социальные установки, которые на долгие годы вперед определят линию поведения человека.
  
   В эти годы закладывается либо основа оптимизма, либо семена скептицизма, нигилизма, негативизма и всего того, что делает жизнь безрадостной, скучной и однообразной.
      *
    
   При всем том понимании, что "неудачником не рождаются, а ими становятся", где главное внимание обращено на активность самой личности, не следует сбрасывать со счетов и многих других факторов:
  
  -- - во-первых, большое значение имеет обстановка, среда, в которой начинает свою профессиональную деятельность человек; если эта среда благожелательна, а обстановка благоприятна - то меньше шансов сразу же получить негативный результат;
  -- - во-вторых, человек всегда нуждается в наставничестве; в разные годы и в различных ситуациях это наставничество может быть активным, или пассивным, а качестве наставников могут выступать конкретные люди (родители, учителя, командиры и т.п.), обстоятельства жизни, книги, примеры других людей и т.д. В начальную пору зрелости важнейшее значение имеют более опытные и знающие люди, ближе всего стоящие к данному начинающему специалисту (бригадиры, мастера, непосредственные командиры и т.д.);
  -- - в-третьих, поле профессиональной деятельности должно быть доступно для человека, а его участок профессиональной деятельности должен всецело быть в его ведении;
  -- - в-четвертых, для того, чтобы овладеть профессией, надо систематически и ежедневно заниматься предметом специализации и смежными с ней вопросами, не отвлекаясь на другие дела, не связанные прямо или косвенно с вопросами данной профессии;
  -- -в-пятых, возвышение по служебной лестнице должно быть заслуженное и соответствовать достоинствам выдвигаемого лица; в этом случае в командиры-начальники будут выдвигаться лишь те лица, которые на прежнем месте службы практическими делами доказали свое право на выдвижение.
    
   *
  
   Применительно к войсковой организации (полку) мы вправе заявить следующее: слабость нашей полковой системы состоит в том, что, наряду с другими факторами (неумелым подбором командиров полков, превращением боевой части в хозорганизацию), самым слабым и ненадежным в полку является младшее офицерство, главным образом, взводного звена.
  
   *
   Офицеры взводного ранга являются самой незащищенной, самой бесправной, самой неподготовленной и самой ненадежной частью офицерского состава.
      *
   Это означает, что самый фундамент вооруженных сил является самым слабым звеном в военной организации.
   *
  

0x01 graphic

  
   Почему так?
  
   Прежде всего, в роте у него, как правило, нет разумного и мудрого наставника.
   Им мог бы быть ротный командир, но только при условии, что он сам умудрен опытом и знаниями.
   Но может ли стать таковым офицер, которые предыдущие два-три года занимался всем чем попало, больше походя на вестового или порученца для мелких дел?
  
   Можно ли накопить боевой и служебный опыт, если служба "через день - на ремень", перемежевывается с нарядами на хозработы и назначениями старшим машины?
  
   Нет, такой офицер, став ротным командиром, ничему толковому не сможет научить вновь прибывшего офицера.
   У него лишь будут "моральные" основания точно так же, как и его самого, загружать начинающего офицера поручениями и заданиями унизительного характера.
   *
  
   Бесправность молодого офицера в воинской части заключается в том, что его постоянно отрывают от своего подразделения и притом требуют ответственности за все то, что происходит в его взводе за время вынужденного отсутствия.
  
   Кроме того, система дисциплинарной ответственности ставит взводного и ротного начальника пред необходимость отвечать за упущения и недоработки всех должностных лиц, вместо того, чтобы каждый нес ответственность за то, что ему поручено: командир отделения - за солдат своего отделения, заместитель командира взвода - за упущения отделенных командиров, а командир взвода - за недоработки своего заместителя.
      *
  
   Защищать надо не нашкодившего солдата, а офицера от нападок сомнительных общественных организаций.
   Под правовую защиту надо брать офицера, которого незаконно и систематически "прессуют" его старшие командиры, пытаясь выколотить служебную энергию, больно затрагивая самолюбие, чувство собственного достоинства, унижая и оскорбляя служилых людей.
      *
  
   В годы моей офицерской юности чрезвычайно редки были случаи отчисления курсантов из военных училищ.
   Столь же редки были и случаи ухода из войск молодых офицеров.
  
   Сегодня, из военно-учебных заведений отчисляются до 50% курсантов, столько же (50%) молодых офицеров уходят из войск на первом году службы.
  
   Из войск уходят не потому, что боятся трудностей, а потому, что на себе испытывают те унижения, которые не совместимы ни с достоинством личности, ни со статусом офицера.
  
   Молодой человек не хочет унижаться и терпеть унижения.
   Он не хочет растрачивать свою энергию на мелкие и унизительные дела.
  
   Он не желает мириться с тем, что каждый день ему бьют по рукам, отнимают охоту заниматься боевой подготовкой.
   У него нет желания превращаться в военного охранника, грузчика, сантехника, кочегара и штатного старшего машины...
      *
  
   Ему хочется видеть воинскую часть боевой, а не хозяйственной.
  
   В товарищах по роте он хотел бы видеть добрых друзей, а не приятелей-собутыльников, готовых в любой момент переложить свои обязанности на плечи "молодого".
   В ротном хочет видеть он доброго и мудрого наставника...
      *
   Увы, мечтам, похоже, в ближайшее время не суждено сбыться.
      *
  
  
   Что надо сделать:
     
  -- - во-первых - воинская часть должна быть Боевой, а не военно-подметальным учреждением;
  
  -- - во-вторых, обновить институт ротных командиров, изменив практику выдвижения офицеров на эту должность, повысив статус командира роты и существенно увеличив оклад ротного командира (на мой взгляд, он должен вдвое превышать денежное содержание взводного командира).
  
  -- - В-третьих, исключить из полковой практики случаи использования офицеров на тех заданиях, которые не связаны с боевой подготовкой войск, а также практику отрыва офицера от командуемого им подразделением.
  
  -- - В-четвертых, кардинальным образом усилить правовую защиту офицерского состава от посягательств старших начальников на честь и достоинство офицера, его служебные и личные права.
  
  -- - В-пятых, организовать в военных округах специальные курсы для ввода в строй вновь прибывших молодых офицеров, для ознакомления последних с особенностями театра военных действий, положения дел в военном округе, спецификой обучения и воспитания войск, а также для испытания офицерского состава на предмет военной специализации и умение проявлять командирскую волю и интеллект.
  
  -- -В-шестых, на базе окружных специальных курсов следует вести также подготовку и испытание на предмет готовности к командованию ротных, батальонных и полковых командиров.
  
      Думается, что эта мера позволит серьезно снизить процент лиц, непригодных для дальнейшего продвижения по службе ...
     
     
     
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  

0x01 graphic

Самое слабое звено вермахта...

М. Бурцев

(из кн. "Прозрение" 1981)

  
   Мы доложили Д. З. Мануильскому, что в личном составе вермахта произошла заметная дифференциация. Ударную силу группы армий "Юг" все еще составляли "старые фронтовики". И хотя среди них зрело глубокое недовольство ходом войны -- более других они устали от беспрерывных боев, -- в целом "старые фронтовики" не потеряли веры в обещания Гитлера добиться победы; развращенные захватами и грабежами, мечтая о реванше за поражение под Москвой, они сломя голову бросались в новые его авантюры. Заметим, что части вермахта, продвигавшиеся на южном и юго-восточном направлениях, сами непосредственно не испытали горечи катастрофы под Москвой. Они шли на Восток в благоприятных климатических условиях, захватывали богатые продовольствием области Украины, Северного Кавказа.
   Влились в вермахт и сотни тысяч мобилизованных юнцов 17-18 лет из гитлерюгенда. Эти юнцы слепо верили фюреру, беспрекословно повиновались командирам и рвались в бой, мечтая о чинах, наградах и грабежах, но, не имея боевого опыта и достаточной выучки, быстро скисали в горячей обстановке.
   Немало находилось в группе армий "Юг" и резервистов от 40 лет и старше, в основном рабочих, лишенных брони и замененных на своих предприятиях пленными или пригнанными рабочими из оккупированных фашистами стран. Встречались среди резервистов и давние противники нацизма. Многие воевали еще в первую мировую войну на восточном фронте, то есть против России. Они не лезли вперед, старались спасти свою жизнь и вернуться домой.
   И, наконец, такой контингент вермахта, как тыловики, пригнанные на фронт, в основном побывавшие ранее в сражениях, выздоровевшие раненые и больные. Пережитые страдания оставили в их сознании страх перед окопами, и отправка на фронт после спокойной и безопасной службы в тылу вызывала известное недовольство, не выходившее, однако, за рамки послушания.
   Успехи могли увлечь немецких солдат. Тем более что нацистская пропаганда, отличавшаяся непомерной парадностью, крикливостью, хвастовством, прославлением сверхъестественных качеств фюрера, поддерживала их дух, а гестапо пресекало нарушения дисциплины всеми возможными средствами. Солдат ободряли, в частности, и тем, будто резервы Красной Армии иссякли, а союзники СССР -- Англия и США -- открывать второй фронт отказались.
   Группа армий "Юг" была сильно разбавлена не очень-то желающими воевать, да и недостаточно вооруженными румынскими, итальянскими, венгерскими и словацкими частями. Это -- самое слабое звено вермахта...
   -- Его ахиллесова пята, -- вступил в разговор внимательно слушавший нас Д. З. Мануильский. -- Стало быть, в условиях нового летнего наступления фашистских захватчиков это обстоятельство надо учитывать. В нашем активе по-прежнему остаются и провал гитлеровского блицкрига, и страх перед еще одной такой же развязкой, как разгром под Москвой. А как только вступят в строй наши свежие танковые и воздушные армии, части реактивной артиллерии, можно быть уверенным: фактор страха, как в вермахте, так и особенно в подвассальных ему армиях, станет действовать еще сильнее и это, рано ли, поздно ли, приведет к росту пораженческих настроений.
   **

0x01 graphic


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012