ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Секреты Любви

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


6 - Моя книга для курсантов

А.И.Каменев.

Практическая психология для курсантов. - Балашиха, 1999. - 302 с.

  
  
  


  
  

 []

  

СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ

   Любовь, как особое расположение души, нежная привязанность к кому-либо или чему-либо, - коренное и истинно человеческое чувство, имеющее громадное значение. Так же, как человек не может прожить без воздуха и нищи, так же и без любви - он чахнет и увядает. Душа человека жаждет любви и если ее нет, то он начинает озлобляться, терять лучшие человеческие достоинства.
   Но, когда мы ведем разговор о любви, то речь не ограничивается лишь нежными отношениями между полами. Сердце и душа мужчины для любви к женщине имеют много места, но его остается вполне достаточно и для других нежнейших отношений и привязанностей: к Высшему Разуму, к своей Родине (или Отечеству), к своему народу, к своей профессии, к своим ближним и т.п.
   Если что-либо выпадает из сферы любви, то человек лишается как бы одной из важнейших опор, которые помогают ему твердо стоять на земле. Чем меньше таких опор будет у нас, тем менее прочным станет наше положение.
  

КАКАЯ БУДЕТ ЛЮБОВЬ?

   Любовь к Высшему Разуму - свету, озаряющему нашу жизнь, - самая светлая и самая сильная. Понимая, что мимоходом этот вопрос нельзя показать в истинном его значение, ограничимся лишь замечанием, что данный тип любви является стержневым и главным. Если этой любви нет, то другая любовь, даже самая сильная, не в состоянии заменить того, что дает нам надежду, веру, вселяет в нас оптимизм, придает всем остальным нежным чувствам целостность и глубочайший смысл.

Любовь к Отечеству

   Любовь к Отечеству, пожалуй стоит на одном из первых мест в силу того обстоятельства, что Отечество для человека - это колыбель, в которой он рос, воздух, которым дышит, защита от врага. Прискорбно сознавать тот факт, что, имея прекраснейшие образцы народной любви к Отечеству, мы иногда забываем об этом чувстве. В то же время, страны и народы, осознавшие важность любви народной к отечеству, поспешили воспользоваться нашим отечественным опытом, заимствуя из учебника морали Императрицы Екатерины Великой все основные положения по государственному воспитанию своих наций.
  
   Так, Императрица Екатерина II признала воспитание и образование всецело делом государственным. По словам учебника: все верноподданные могут считаться "истинными сынами отечества", только сохраняя и исполняя выпадающие им должности, и они должны быть "привязаны" к государству, к образу правления, к начальствам и законам.
  
   Еще они должны:
  
   1)не говорить и не делать ничего предосудительного в рассуждении правительства;
   2)оказывать повиновение;
   3)уповать на прозорливость и праводушие правителей, и
   4)употреблять все свои способности и свое имение ко благу государства.
  
   "Любовь к отечеству, по определению Императрицы, является доказательством: почтения и благодарности правительству; покорности законам, учреждениям (установлениям) и добрым нравам общества; уважения выгод отечества, при рвении (sic) к возможному их совершенствованию, и, наконец, ревности о благе и славе родины; особливо было указано, что Государь заслуживает любовь от своих подданных, как родитель от детей и тем паче, что являемые им благодеяния весьма важны. Затем следовало указание способов, коими каждое в отдельности "звание" (сословие) должно являть свою любовь к отечеству; подробно указывались таковые "способы" и со стороны воина, представителя "военных людей"1.
  
   Глубокой мудростью запечатлено требование, дабы те, "коим воспитание препоручено" от государства, "тщились возбудить в юношестве внимание к выгодам отечества"; наставники обязывались:
  
   - представлять пользу государственных установлений;
   - приобучатъ юношество примечать совершенства оных, почитать и проникать все выгоды, коими каждый в отечестве своем наслаждаться может;
   - повествовать о славных делах сынов отечества и оных (сынов) примерами возжигать в юношестве ревность к подражанию.
  
   Отсюда следовало заключение, что все необходимо должно оставлять "сильное впечатление" в юношестве, чрез что оно будет поощряться "как добрыми, полезными, так и благородными действиями" в тому, чтобы сознательно любить все полезное, почитать все благородное2.
  
   Любовь к Отечеству для человека военного имеет свое проявление: армия должна быть воинственной, о чем убедительно сказал в свое время В. Короткевич:
  
   "По существу основной своей задачи, армия должна быть воинственной, как духовенство должно быть верующим, профессора - учеными. Казалось бы, это ясно и бесспорно, но мы переживаем странное время, когда священники занимаются публицистикой, профессора - политикой, военные - земледелием"3.
  
   И далее он пишет следующее:
  
   "При господстве миролюбивых настроений в армии, на войну смотрят, как на неприятную случайность, досадное осложнение, нарушающее ровное течение службы до выхода в отставку. Дело правительства - сдерживать слишком горячие порывы армии и направлять их, но гасить было бы величайшей ошибкою, потому что лишь они одухотворяют и осмысливают мирную работу армии, зажигают огонек, без которого армия мертва"4.
  
   Называя наше русское воинство "христолюбивым", мы отдаем дань тому христианскому началу, которое коренится в воине русском: при его незлобивости, не агрессивности, он готов положить душу "за друга своя". Да и сам вид порицания недостойных человека действий, существующий в обиходной речи русского народа - "или на тебе креста нет?" и т.п. - показывает тот идеал, который глубоко коренится в народной душе5. Следовательно, любовь к Вере народной - важная составляющая любви отеческой.

Любовь к военному делу

   Любовь к военному делу - непременная составляющая нежных чувств военнослужащего. Начиная с незапамятных времени, все знающие войну и военное дело, писали и говорили о ней. Так, Иван Посошков в своей книге "О скудности и богатстве", указывает что без любви к военному делу не может быть истинно военного человека6.
  

Любовь к собратьям по оружию

   Любовь к сотоварищам, подчиненным и равными.
   "Любовь эта должна как бы увенчивать все отношения между офицерами и нижними чинами, она есть уже результат духовной сплоченности начальников со своими подчиненными и сразу и по заказу явиться не может"7.
  
   Россия в лице Петра Великого имеет блестящий образец любви к солдату и солдатской науке. С тех пор, как Петр сделался единственным самодержцем России, почти все главные приближенные его и все занимавшие наиболее высокие государственные посты, были люди, прошедшие солдатскую школу.
  
   В 1714 году вышел даже указ, запрещавший производить в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатами, "понеже сделалось известным, что многие производят своих сродников в офицеры из молодых, которые с фундаменту не знают солдатского дела, ибо не служили в нижних чинах"8.
  
   Высоко ценил солдата и его нравственный дух А.В. Суворов, который прилагал все старания к поднятию его во вверенных ему войсках. Суворовская "Наука побеждать" вся состоит из приемов нравственно укрепляющих войска.
  
   Применительно к особенностям русского солдата П. Карцов сформулировал следующие правила:
  
   "При обращении с солдатом, младший офицер должен иметь всегда в виду следующие, так сказать, основные правила: а)справедливость и одинаковую, разумную строгость, не зависящую от расположения духа и от других личных условий; последовательность требований, не допускающую порывов и суетливости; в)ровность обращения, не допускающую ни излишней суетливости, ни слабости или доброты, доходящей до фамильярности. Младший офицер, сегодня требующий одно, а завтра требующий другое, сегодня взыскивающий за то, на что вчера не обратил внимания, подрывает веру солдат в свое знание и навлекает на себя справедливый ропот. Всякое требование и указание, если они не всегда одинаковы, будут считаться или произволом, или капризом. г)не злоупотребление своею властью, доходящее до нарушения прав и самолюбия подчиненного. Последнее особенно важно в отношении унтер-офицеров, в которых не только следует уничтожать, а, напротив, должно поддерживать самолюбие. Различие между званием офицера и нижним чином, кто бы он ни был, фельдфебель или рядовой, так громадно, что нет надобности поднимать его превышением своих прав или обращением, унижающим личность солдата; наконец д)участие к положению и быту подчиненных младшему офицеру нижних чинов"9.
  
   Практикой установлено, что солдат ценит в офицере, прежде всего, знание службы и умение учиться тому, что требуется; солдат уважает справедливость, ровность обращения, заботливость о его быте, умение говорить с ним. Последнее весьма важно и приобретается только теми офицерами, которые часто вращаются в солдатской среде и любят ее. Солдатский язык краток и ясен; он не допускает ни растягивания, ни мямленья. Офицер, как бы ни был красноречив в общепринятом смысле, никогда не возбудит внимания к своим словам, если вздумает говорить эффектными фразами. Перед строем нужно говорить внушительно, так чтобы каждый слышал говоримое, и чтобы тон речи скорее отзывался приказанием, чем просьбою10.
  
   Исходя из всего сказанного, можно указать те специфические качества, которые необходимы в офицере с учетом ценностных ориентации подчиненных:
  
   а) опытность в военном деле и "солдатской науке" (фундамента военного дела):
   "Необходимо помнить, что в глазах солдата авторитет офицера измеряется не программами по логарифмам и тригонометрии, а твердостью тех именно познаний, которые составляют солдатскую науку, и для которой каждый офицер обязан во всякое время явиться профессором"11;
   б)справедливость:
   "Самое понятие о власти неразрывно связано с понятием о справедливости, которая есть в то же время необходимый атрибут всякой нравственной силы"12;
   в)заботливость:
   "Любовь подчиненных является также следствием заботливости начальника к их нуждам. Заботливость о пище и отдыхе людей составляет непременную обязанность начальника. Но возбудить любовь можно лишь заботливостью, которая сознается людьми"13;
   г)чувство меры14:
   "Если хотите, чтобы люди были полезны, не допускайте лености, давайте всегда занятие, работу, держите в постоянной деятельности, не утомляя без меры, не доводя до такого состояния, когда люди станут ослабевать в силах"15;
   д)представительность:
   "Наружный вид офицера и образ его жизни, так или иначе, рекомендует его начальству, постороннему обществу и даже подчиненным нижним чинам. Командир части должен обращать на это внимание, потому что по представительности его офицеров часто судят об остальном. Для посторонних личностей наружность есть вывеска, потому что для оценки внутренних достоинств нужно близко знать человека, тогда как наружный вид налицо. Наконец, на видного офицера, одетого всегда чисто и прилично солдат смотрит совсем иначе, чем на вялого, угрюмого и равнодушного к своему наружному виду"16;
   е)ровность в поведении и в отношениях к подчиненным, отсутствие импульсивности, мелочной придирчивости, излишней строгости, грубости и т.п.:
   "Чувство личного достоинства, это - сила как для простого солдата, так и для офицера, это - элемент энергии, а потому не следует пренебрегать никакими средствами, чтобы увеличить эту силу в сердцах солдат. Очевидно.сколько необходимо осторожное, бережное отношение с этой силой, которую ведь можно привести к нулю грубостью, ненужной строгостью, запугиванием"17;
   ж)искренность:
   "Если начальник пожелает ввести в заблуждение своих подчиненных относительно своих личных достоинств, своей моральной ценности рядом уловок красивых поз, поворотов головы, жестов, слов, то он скоро собьется с пути. Всякая ошибка, всякий промах моментально чувствуются ими. Итак, управление частью хитростью, уловками всегда было и будет обречено на неудачу. Командование должно быть проникнуто искренностью, лояльностью и серьезной вдумчивостью, так как только при этих условиях оно будет иметь воспитательное значение"18.
  
   Раскрыв, таким образом, важнейшие составляющие любви человека военного, обратимся к одному из тончайших из них - любви мужчины и женщины.
  
  

ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

  
  

Что нужно признать во внимание

  -- Мы исходим из такого понимания, что любовь - есть единство духовного и физического влечения мужчины и женщины друг к другу.
  -- В этом единстве примат отдается духовному влечению, которое понимается как одинаковое или близкое понимание друг другом основных жизненных ценностей и приоритетов.
  -- Физическая близость при таком понимании любви не сбрасывается со счетов, но тем не менее, не возвеличивается до значения первой величины.
  -- В любви немаловажное значение имеют объективные факторы, такие, как разница в возрасте, социальном положении, материальном обеспечении, воспитании,
образовании и т.п.
  -- Любовь - это самый большой (Божественный) дар человеку. Он дается каждому и требует бережного к нему отношения.
  -- Любовь других людей не приходит сама по себе; ее нужно заслужить, т.е. быть достойным любви.
  -- Любовь это не только Божий дар, но и искусство, которым необходимо владеть.
  -- Любовь - это не ожидание, а действие. Так же, как под лежачий камень вода не течет, так же и любовь не приходит к человеку пассивному.
  -- Действие, о котором идет речь, не сводится к суетливой активности, а предполагает исследование собственной души на предмет любви и поиска тех критериев, по которым следует выбирать единственную спутницу жизни.
  -- Исследование собственной души следует вести по пути обнаружения и оценки качеств, необходимых для любви, шлифовки этих качеств.
  -- Не каждое влечение есть любовь.
  

ЗАПИШИ СВОИ МЫСЛИ

  
  
  
  
  
  
  
  
  

СВОЙСТВА

НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ

  
   Ответ на этот вопрос мы находим в Библии, в частности в одном из посланий Апостола Павла:
  
   - "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор. 13,4-7).
   "Итак, если любовь есть виновница всякой добродетели, то будем насаждать ее со всем тщением в душах своих, дабы она принесла нам многие блага, и дабы нам постоянно собирать плоды ее, всегда цветущие и никогда не увядающие; тогда достигнем и вечных благ".
  
   В качестве вывода по этому вопросу, предлагает сделать собственный анализ наличия минимальных духовных свойств, необходимых для любви, по следующему вопроснику:
  
  -- Умеете ли вы воспринимать человека без прикрас, объективно оценивая его достоинства и недостатки?
  
   Отличаетесь ли милосердием, добротой, отзывчивостью?
  
  -- Нет ли в вас излишнего себялюбия и эгоизма?
  
  -- Умеете ли преодолевать раздражительность?
  
  -- Можете ли прощать другому его ошибки, заблуждения, недостатки?
  
  -- Умеете ли доверять другому?
  
  -- Способны ли понимать другого человека, его мысли, чувства, настроение?
  
   Если при ответе на поставленные вопросы случится так, что вы не обнаружите то, что требуется для настоящей любви и дружеских отношений, стоит ли впадать в отчаяние? Нет, ибо вы просто обрели возможность увидеть свои изъяны, но у вас никто не отнимает и права исправить самого себя. Надо только разобраться в самом себе, выяснить причины той или иной духовной болезни и после этого можно начать шаг за шагом излечивать себя от духовного недуга.
  

ЗАКОНЫ ЛЮБВИ

  
  
   Предлагаем вдуматься в смысл высказываний, приведенных к книге П. Мантегацца "Физиология любви":
  
  
  -- Чтобы покорить женщину, надо понравиться ей во всем.
  
  -- Мужчина, ты хочешь быть любимым? Будь сильным мускулами и умом, смелостью страсти и блеском гения. Женщина, которая начала удивляться, скоро полюбит.
  
  -- Труднее всего удержать в плену ту женщину, которую легче всего было завоевать. Напротив, там, где завоевание требовало самых напряженных усилий, удержаться очень легко.
  
  -- Всегда доверяй своему партнеру по любви, но никогда не давай ему со своей стороны повода согрешить.
  
  -- Давать много, давать очень много, но никогда не давать всего,- тайна женщины, которая умеет быть всегда вечно любимой.
  
  -- В уложении любви только одно преступление - ложь, и одно наказание - смерть.
  
  -- Многие удивляются, что из 6 нот композиторы умеют создавать самые разнообразные мелодии. А любовь только с помощью 3 -х нот умеет создавать целые моря радости и наслаждений. Эти 3 ноты: ждать, увидеть, уйти, или, другими словами - желать, обладать, оплакивать. Сколько комбинаций, сколько вариаций на эти три ноты.
  
  -- Всякий получает именно то количество любви, какое он заслуживает.
  
  -- Прежде чем вступить в брак, надо долго подумать перед зеркалом и перед кошельком.
  
  -- Если вы ищите добродетели, помните, что для семейной жизни лучше всего доброта, нежность, снисходительность.
  
  -- Сходство характеров -не тождество и не повторение; это такая гармония,где сливаются два характера, хотя каждый сохраняет свою самостоятельность; при этом должна получиться мелодия, а не монотонность.
  
  -- Не верьте никогда женщинам, которые хотят знать все ваше прошлое и уверяют, что будут вас любить во всяком случае. Быть откровенным и искренним - еще не значит за дружеским обедом показывать грязь своих сапог".
  
   Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что приведенный перечень закономерных проявлений в любви этим не исчерпывается. Но и его вполне достаточно для того, чтобы сделать для себя практические выводы.
   В любви, как известно, роль мужчины и женщины далеко не равнозначна. Предлагаем вам один из вариантов понимания ролевых функций в любви мужчины и женщины.
  
  
  


РОЛЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ЛЮБВИ

   Мужчине дана агрессивная миссия, женщине - трудная обязанность защиты.
   Дело мужчины не сложно и требует только физической или нравственной, интеллектуальной или составленной из многих элементов - силы нападения и борьбы, чтобы одно за другим уничтожать все препятствия, которые воздвигает женщина для своей защиты, или, лучше сказать, для того, чтобы сдаться врагу стыдливо и медленно.
  
   Женщине, напротив, природа дала задачу более сложную и жестокую. Она должна отказывать в том, что хочет сама; должна бороться с наслаждениями, охватывающими ее; должна гнать того, кого любит; требовать жертвы вместо поцелуя; быть скупой, когда все побуждает к щедрости; должна собрать все свои слабые силы, чтобы защищать себя от бешенного нападения.
  
   Если роли меняются, неизбежно происходит сильный беспорядок и приличия терпят полное крушение.
   Для удовлетворения страсти женщине достаточно одного порыва, но женщина ищет не оплодотворителя, а хочет иметь в своем друге защитника и опору. Естественное обольщение - это умение показать все лучшие стороны своей личности и предстать перед любимой во всеоружии своих достоинств. "Лев для всех- предо мною агнец", - вот мужчина, о котором мечтает женщина.
  

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛЮБВИ

  
   Большая глупость требовать любви на основании юридического права. Кодекс ее уложений прост: взаимное влечение, любовь за любовь, ласка за ласку, радость за радость, счастье за счастье.
  
   Право одно - требовать верности. Одна и обязанность - быть достойным любви.
  
   Есть ли различие в правах и обязанностях мужчины и женщины? Да, такое различие есть.
   От мужчины общество ждет много силы и доблести. Его задачи сложны и трудны. Его кровь отдана благу родных, пот его работы - счастью его семьи. Он должен не поддаваться ни на подкуп, ни на внушения тщеславия.
   Мужчина должен быть вооруженным бойцом и, если только раз он не исполнил своих обязанностей, то он низок. Общество его презирает, женщина не хочет на него смотреть, все от него отворачиваются.
  
   А женщина имеет полное право пасовать перед всякой опасностью в этом роде. Она может бояться пуль и работы, эпидемий и шума всякой жизненной битвы. Она может быть пуглива и невежественна и все-таки будет пользоваться общим уважением и будить любовь. От нее требуется одного - верности.
  
  

ДОГОВОР ЛЮБВИ

  
  
  
   Даже у диких народов, где нравственность только выгода, опирающаяся на силу, где едва заметны проблески религиозного чувства, где зарывали в землю мать, когда она состарилась,- даже там любовь связывалась молчаливыми и клятвенными договорами.
   Любить - значит взять на себя перед Высшим Разумом и людьми ответственность за слабость другого существа и ответственность за будущность того человека, который явится в мир из объятий любви.
  

ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ПОДПИСАТЬСЯ ПОД ЭТИМ ДОГОВОРОМ?

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  

Русские обычаи и нравы

   Супружество старинное, пишет И. Снегирев, заключалось не по одному влечению страсти юноши, но по благословению родителей, которые, сами выбирая из доброго, приятельского семейства сыну невесту, а дочери жениха, обращали старинное дружество в семейство и родство.
   Жених и невеста до брака не видели друг друга. Старая пословица учила: Первую дочь бери по отцу и матери, а вторую по сестре,- то есть глядя на то, как отец и мать живут или как выданная замуж дочь их.
   Выбирай жену не глазами, но ушами, то есть не смотри на одни внешние красы, а на доброе о ней мнение. Родители, которые берегли дочь до венца, передавали власть свою мужу ее, который должен был беречь ее до конца.
   По старинному заведению, которое сохранилось более между людьми старинного века, девицы под надзором родителей жили в уединении, редко показывались и в церквах, занимаясь дома рукоделиями и приучаясь к хозяйству, как основанию семейного благосостояния. Мать с дочерьми не только у бояр, но и у царя,хотя и не ходили на реку мыть белье, подобно гомеровым царевнам, но в теремах своих пряли и ткали холст на рубашки мужьям и вышивали золотом, серебром... <···>
   Старинные обычаи предписывали девицам затворничество в теремах, что видно из следующих пословиц:

Держи деньги в темноте, а девку в тесноте.

Всяк бы про девушку слышал, да не всяк бы ее видел.

В клетках птицы, а в тереме девицы.

  
  
  

ЗАПОМНИМ: ЧТО НАРУШАЕТ РАВНОВЕСИЕ В ЛЮБВИ

  
  
  
   Дин К. Делис в своей книге "Парадокс страстей: она его любит, а он ее нет" (М.,1994) пишет, что на практике существуют 3 силы, нарушающие это равновесие:
  
   1.Притягательная сила одного выступает как источник дисбаланса. К примеру, один очарован другим больше, чем тот.
   Партнеры с одинаковой притягательной силой созданы друг для друга.
   2.Дисбаланс,вызванный обстоятельствами. К числу таких обстоятельств могут быть отнесены: переезд в новый город, смена или потеря работы, рождение детей и т.п.
   3.Диисбаланс, вызванный несовместимостью индивидуальных особенностей.
  
   Пока влюбленные скрывают друг от друга свои сокровенные желания, сохраняется ненадежный баланс. Как только они обнаружатся, начинается дисбаланс.
  


Признаки нарушения равновесия в любви

  
   Среди таких признаков выделяются следующие:
  
   -партнер не чувствует больше необходимости дарить подарки, свободно тратить деньги, подавлять дурные привычки и улучшать свою внешность;
  
   -по мере угасания любви изменяется восприятие партнера (ранее любимого):перестают замечаться привлекательные стороны, и внимание фиксируется на недостатках;
  
   -предпринимаются попытки в грубой форме указать на необходимость восстановить свою привлекательность (изменить цвет волос, стиль одежды и т.п.);
  
   - "ведущий" начинает обращать внимание на "снижение" уровня интеллекта партнера ("Зачем ты говоришь такую глупость?");
  
   - "ведущий" обнаруживает недостаток основных человеческих качеств ("Почему ты больше не можешь быть искренним ...");
  
   -уменьшается сексуальный интерес партнера;
  
   -исчезает непринужденность в разговоре, часто преобладают паузы, молчание;
  
   - "ведущий" изливает свой гнев на партнера без боязни негативной реакции с его стороны;
  
   -чувствуя, что любви приходит конец, отвергаемый пытается восстановить положение, но при этом еще больше усугубляет ситуацию. Это видно из следующей практики.
  
  

КАК НЕ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ


  
  

Как можно "извести" друг друга?

  
   Существует немало приемов, которыми люди "изводят" друг друга. Укажем их:
  
  -- 1.Обработка партнера молчанием.
  -- 2.Обвинение партнера в патологии ("Твои родители виновные в том, что ты ...").
  -- 3."Обобщения", т.е. подведение под частный случай общего основания ("Ты постоянно что-то скрываешь от меня...", "Вечно у тебя все не так, как у людей...").
  -- 4.Разжигание чувства вины.
  -- 5.Припоминание старых обид.
  -- 6.Ехидство, сарказм.
  -- 7.Критика, направленная на подрыв уверенности партнера в себе.
  
  

КАЖДАЯ ЛИ ДЕВУШКА МОЖЕН БЫТЬ ХОРОШЕЙ ЖЕНОЙ?

  
   Ответ на этот вопрос, как показывает жизнь, может быть только таков: нет, не каждая. Тогда возникает дополнение к данному вопросу, требующее пояснений: из какой девушки выйдет хорошая жена? Другими словами, какими качествами должна обладать девушка для исполнения роли хорошей жены?
  
   По мнению Ибн-Сины, она должна обладать следующими качествами:
  
   1.Разумностью.
  
   2.Стыдливостью.
  
   3.Проницательностью и сметливостью.
  
   4.Быть любящей.
  
   5.Способной рожать детей и заботиться о них.
  
   6.Чистосердечием и веселостью.
  
   7.Не злословить за спиной мужа.
  
   8.Иметь чувство собственного достоинства.
  
   9.Быть скромной и не перечить мужу.
  
   10.Улучшать свой характер.
  
   11.Степенностью.
  
   12.Приумножать достаток в семье.
  
   13.Устранять грусть или печаль из сердца мужа ровным и мягким обращением, а если он расстроен или гневен, ласкою и податливостью успокоить его.
  
  

ЗАКОНЫ СОВМЕСТИМОСТИ

  
   Совместимость - это способность принимать, а не отторгать другое лицо. Совместимость образует иерархию уровней:
  
  -- 1.На нижнем уровне находится психофизиологическая совместимость темпераментов.
  -- Исследуя соотношение темпераментов партнеров в различных парах, психологи Т. Галкина и Д. Ольшанский обнаружили, что в абсолютном большинстве несемейных пар с отношениями, определяемыми как "любовь", партнеры обладали противоположными чертами темпераментов ; в дружеских парах преобладали пары с одинаковыми темпераментами; благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями также отличались противоположными темпераментами.
  -- Выяснилось также, что наиболее "универсальными" партнерами являются флегматики, так их устраивает любой темперамент, кроме собственного.
  -- 2.Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий.
  -- Дело в том, что в силу жизненного опыта, воспитания и других факторов, у юноши и девушки складывается свое представление о мужчине и женщине, их обязанностях, правах, ролях и функциях. В силу этого обстоятельства, юноша и девушка могут или же одинаково, или по-разному относиться к одному и тому же предмету, к примеру: какие главные задачи должна решать женщина или мужчина. Другими словами, от партнера мы ожидаем того поведения, которое нам кажется целесообразным и необходимым по нашим представлениям. Если поведение партнера не совпадает с наших представлением, то налицо ролевой конфликт.
  -- 3.Высший уровень межличностной совместимости включает ценностно-ориентационное единство. Это- совпадение оценок и взглядов по принципиально важным вопросам жизни, деятельности, окружающей действительности.
  -- В зависимости от того, что партнеры ставят на первый план, на чем акцентируют внимание, как относятся к деньгам, как понимают что такое счастье, справедливость, порядочность и другие важнейшие духовно -нравственные понятия, зависит согласие или разногласия среди партнеров.
  -- Следует отметить, что в ходе периода ухаживания юноша и девушка зачастую говорят между собой о многих вопросам: о музыке, литературе, важнейших событиях жизни, пытаются блеснуть осведомленностью в самых невероятных областях знаний, но редко предпринимается попытка выяснить степень совместимости друг с другом. Не это ли является причиной нестабильности и недолговечности браков?

НУЖНО ЛИ УХАЖИВАТЬ?

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВРАЧНОГО УХАЖИВАНИЯ

  
   По данным социологов, преобладающим местом встречи вступающих в брак стало сейчас, за редким исключением, место проведения свободного времени. Данный факт позволил Б. Шапиро выделить три неизбежно сопряженных с этим негативных момента:
  
   -во-первых, преимущественно досуговое общение юношей и девушек предопределяет "парадность" их отношений;
   -во-вторых, представления об особенностях предпочитаемого партнера по общению у современной молодежи, как правило, расходятся с качествами личности, необходимыми для семейной жизни. В добрачных отношениях на первое место обычно выходит непосредственно значимое и привлекательное, а не ценное в плане будущего;
   -в-третьих, действительно глубокому познанию личности будущего спутника жизни препятствует малый срок добрачного ухаживания.
  
   Тем не менее, существуют три важнейшие функции добрачного ухаживания:
  
  -- 1.Накопление совместных впечатлений и переживаний. Дело в том, что до этой поры каждый по своему переживал те или иные события жизни. В начальной фазе любви происходит слияние чувств. Образуется союз двух существ, которые как один человек воспринимают личные и общественные события.
  
  -- Очень важно на этом этапе подмечать, как партнер реагирует на радость, горе, несчастье других, как воспринимает людей, которые нам близки и т.п.
  
  -- 2.Более глубокое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения на брак.
  
  -- Необходимо отметить, что многие молодые люди стараются не замечать негативных черт своего партнера, "закрывают на них глаза", надеясь "перевоспитать" его в семейной жизни.
  
  -- В связи с этим желательными на этапе узнавания являются: совместные визиты домой друг к другу, знакомство с родителями, родственниками, друзьями и приятелями.
  
  -- Важным также является и проверка чувств, т.е. способность "взвесить" их на точных весах.
  
  -- 3.Проектирование семейной жизни. Эта функция, как правило, выпадает из сферы внимания людей, планирующих вступить в брак. Здесь, наряду с прозаическими вопросами, на что жить, где жить, выдвигаются и более существенные проблемы - планирование деторождения, определение основных функций в семье, планирование семейного уклада жизни и т.д.
  

ЗАПОМНИТЕ:

  -- Любовь - искусство и, как таковое, требует и таланта и умений.
  -- Прочная любовь не рождается на "голом" месте, а возникает лишь на хорошо подготовленной почве.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  
  -- Любовь зажигает молнии и громит громы, плачет и блещет, грозит и молит; оскорбленная, она оскорбляет, раненая - убивает; она раздает благословения и проклятия...(П. Мантегацца).
  -- Все искусство поддерживать любовь сводится таким образом к одному закону - сохранять желание так, чтобы оно возрождалось почти сразу же за его удовлетворением. (П. Мантегацца).
  -- Кокетство с любимым заменяет у женщины признание в любви (Мудрость древней Индии) .
  -- Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. ( Аристотель ).
  -- Кто сам не любит никого, того, кажется мне, никто не полюбит. ( Демокрит ).
  -- Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно также, как слишком вкусная пища для желудка. (Овидий).
  -- Истинная любовь не дерзка и не легкомысленна; робость делает ее осмотрительной; она не отваживается на многое, зная, что можно потерять. (Ж.-Ж. Руссо ).
  -- Первый признак любви: у мужчин - несмелость, у женщин - смелость. (В. Гюго ).
  -- Образовывать женщину значит образовывать мужчину; возвысить ее характер значит поднять свой собственный; расширить ее умственную свободу, значит расширить и обеспечить свободу всего общества. (С. Смайльс).
  -- Истинная красота женщины - в кротости ее характера, а прелесть ее - в кротости ее речей. (Ахикара).
  -- Украшает женщину то, что делает ее более красивой,но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость. (Плутарх).
  -- Женщина любит или ненавидит: третьего у нее не дано ( Публилий Сир ).
  -- Женщина, которую все считают холодной, просто не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь. (Лабрюйер ).
  -- Непостоянная женщина та, которая уже не любит; легкомысленная та, которая любит уже другого; ветреная та, которая не знает, любит ли она и кого любит; равнодушная та, которая никого не любит. (Лабрюйер ).
  -- Женщины склонны к крайностям: они или намного хуже, или намного лучше мужчин. (Лабрюйер ).
  
  
  
  
  


  
  
   1. См. подробности в статье "Учебник морали Екатерины II" в журнале "Русский инвалид" за I9II г., N 45.
   2. См.: Евдокимов Л.Б Патриотизм в пошлин народов// Военный сборник.-1914.- N4.- C.I35-D6.
   3. Короткевич В. Армия и миролюбие // Офицерская жизнь. -1910.- N 249.- с.2237.
   4. Там же.
   5. См.: Яковлев П.П. Влияние веры на военное дело в нашей и иностранных армиях. Очерк.- М.,1900.-с.И.
   6. См.: Боярину Федору Алексеевичу Головину подал Иван Посошков 1701 г. Донесение. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М., 1947.- с.125.
   7. Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса.- СП б., 1908. - с. 154.
8. ПСЗ.т.V, N2775.
   9. Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее (Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник. -1884.- N1.- с.15.
   10. Там же.- с.17.
   11. Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии.- Брест-Литовск, 1910.- с. 125.
   12. Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, 1908.- с.20.
   13. Зыков А, Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. - СП б., 1898.-с. 148.
   14. М.Меньшиков: "Средний русский человек, надо признать это, меньше хочет и бледнее воображает. Он в более слабой степени обладает чувством меры (и стало быть вкусом)". - Меньшиков М.О. Анархия и цинизм. - В кн.: М.О. Меньшиков. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. 169. - (В то же время, человек, обладающий чувством меры, является привлекательной личностью и вызывает уважение окружающих. Необходимость же развития чувства меры в русских людям несомненна. Выполнить эту задачу может только тот, кто сам имеет это качество.)
   15. Инструкция китайского полководца Сунь-цзы подчиненным ему генералам. // Военный сборник.-186О.-N6.-с, 336.
   16. Карцов П.П. Младший офицер в роте.эскадроне и батарее(Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник.-1884.- N1.- с.16.
   17. Апухтин А.Н. Командный состав армии. - Сообщение, читанное на общем собрании Членов Общества ревнителей военных знаний 21 марта 1907 г. // Общество ревнителей военных знаний. Кн.З.- СП б., 1907.- с. 9.
   18. Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, 1908.- с.11.
   19.Мантегацца П. Физиология любви.- СП б., 1901.-с.161-191.
20.Там же,с.68-74.
   21. См.: Снегирев И. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах. - Н.Новгород,1996.
   22. См.:Дин К.Делис. Парадокс любви... -М., 1994.- с.71-87.
   23. Сарказм (греч. sarkasmos, от sarkazo, букв. - рву мясо), язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого: "Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву".
   24. См.: Ты и я. - М" 1989.- с. 122.
   23. См.: Ковалев СВ. Психология современной семьи.- М., 1988.- с.146-167.
   26 . Там же.-с.156.
   27. Там же.-с.168.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010