ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Шаг с престола есть шаг к могиле

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Шаг с престола есть шаг к могиле

Царь Василий Шуйский

(1606-1610 гг.)

(Окончание)

 []

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610 г.).

Гравюра П. Иванова. 19 в.

Смещение царя Василия

Н.М. Карамзин

  
   Послали к Василию, еще венценосцу, знатного боярина, его своя­ка, князя Ивана Воротынского, с главными крамольниками, Захариею Ляпуновым и другими, объявить ему приговор Думы.
  
   Дотоле тихий Кремлевский дворец наполнился людьми и шумом: ибо вслед за послами стремилось множество дерзких мятежников и любопыт­ных.
  
   Василий ожидал их без трепета, воспоминая, может быть, невольно о таком же стремлении шумных сонмов под его собственным предводительством, к сему же дворцу, в день расстригиной гибели!..
  
   Захария Ляпунов, увидев царя, сказал: "Василий Иоаннович! ты не умел царствовать: отдай же венец и скипетр".
   Шуйский ответство­вал: "как смеешь!"... и вынул нож из-за пояса.
   Наглый Ляпунов, ве­ликан ростом, силы необычайной, грозил ему своею тяжкою рукою...
  
   Другие хотели сладкоречием убедить царя к повиновению воле Божиейи народной. Василий отвергнул все предложения, готовый уме­реть, но венценосцем, и волю мятежников, испровергающих закон, не признавая народною. Он уступил только насилию, и был, вместе с юною супругою [17 июля], перевезен из палат Кремлевских в ста­рый дом своей, где ждал участи Борисова семейства, зная, что шаг с престола есть шаг к могиле.
  
   *
  
   Всеми оставленный, многим ненавистный или противный, не мно­гим жалкий, царь сидел под стражею в своем боярском доме, где за че­тыре года пред тем, в ночном совете знаменитейших россиян, им со­бранных и движимых, решилась гибель Отрепьева.
  
   Там, в следующее утро, явились Захария Ляпунов, князь Петр Засекин, несколько санов­ников с чудовскими иноками и священниками, с толпою людей воору­женных, и велели Шуйскому готовиться к пострижению, еще гнушаясь новым цареубийством и считая келию надежным преддверием гроба.
  
   "Нет! -- сказал Василий с твердостию: -- никогда не буду монахом" -- и на угрозы ответствовал видом презрения; но смотря на многих извест­ных ему москвитян, с умилением говорил им: "Вы некогда любили меня... и за что возненавидели? за казнь ли Отрепьева и клевретов его? Я хотел добра вам и России; наказывал единственно злодеев--и кого не миловал?"
  
   Вопль Ляпунова и других неистовых заглушил речь трога­тельную.
  
   Читали молитвы пострижения, совершали обряд священный и не слыхали уже ни единого слова от Василия: он безмолвствовал, и вместо его произносил страшные обеты монашества князь Туренин.
   Постригли и несчастную царицу, Марию, также безмолвную в обетах, но красноречивую в изъявлении любви к супругу: она рвалась к нему, стенала, называла его своим государем милым, царем великим народа не­достойного, ее супругом законным и в рясе инока.
  
   Их разлучили силою: отвели Василия в монастырь Чудовский, Марию в Ивановский; двух братьев Василиевых заключили в их дома. Никто не противился насилию безбожному, кроме Ермогена: он торжественно молился за Шуй­ского в храмах, как за помазанника Божия, царя России, хотя и неволь­ника... Уваже­ние к сану и лицу первосвятителя давало смелость Ермогену, но бес­полезную.
  

Послание Думы

  
   Доселе властвовала беспрекословно сторона Ляпуновых и Голи­цына, решительных противников и Шуйского, и Самозванца, и ляхов: она хотела своего царя -- и в сем смысле Дума писала от име­ни синклита, людей приказных и воинских, стольников, стряпчих, дворян и детей боярских, гостей и купцов, ко всем областным воево­дам и жителям, что Шуйский, вняв челобитью земли Русской, оставил го­сударство и мир, для спасения отечества; что Москва целовала крест не поддаваться ни Сигизмунду, ни злодею тушинскому; что все рос­сияне должны восстать, устремиться к столице, сокрушить врагов и выбрать всею землею самодержца вожделенного.
  
   В сем же смысле ответствовали бояре и гетману Жолкевскому, который, узнав в Мо­жайске о Василиевом низвержении, объявил им грамотою, что идет защитить их в бедствиях. "Не требуем твоей защиты,-- писали они: -- не приближайся, или встретим тебя как неприятеля".
  
   Но Ду­ма боярская, присвоив себе верховную власть, не могла утвердить ее в слабых руках своих, ни утишить всеобщей тревоги, ни обуздать мятежный черни.
  
   Самозванец грозил Москве нападением, гетман к ней приближался, народ вольничал, холопи не слушались господ и многие люди чиновные, страшась быть жертвою безначалия и бун­та, уходили из столицы, даже в стан к Лжедмитрию, единственно для безопасности личной.
   В сих обстоятельствах ужасных сторону Ляпуновых и Голицына превозмогла другая, менее лукавая: ибо ее главою был князь Федор Мстиславский, известный добродушием и верностию, чуждый властолюбия и козней.
  

 []

Кирилло-Белозерский монастырь.

С иконы 17 в.

  

Переговоры с гетманом Жолкневским

  
   В то время, когда Москва без царя, без устройства, всего более опасалась злодея тушинского и собственных злодеев, готовых душегубствовать и грабить в стенах ее, когда отечество смятенное не вида­ло между своими ни одного человека, столь знаменитого родом и де­лами, чтобы оно могло возложить на него венец единодушно, с любовию и надеждою -- когда измены и предательства в глазах народа унизили самых первых вельмож и два несчастные избрания доказа­ли, сколь трудно бывшему подданному державствовать в России и бороться с завистью: тогда мысль искать государя вне отечества, как древние новогородцы искали князей в земле Варяжской, могла естественно представиться уму и добрых граждан.
  
   Мстиславский, одушевленный чистым усердием -- вероятно, после тайных совеща­ний с людьми важнейшими--торжественно объявил боярам, духо­венству, всем чинам и гражданам, что для спасения царства должно вручить скипетр... Владиславу. Кто мог сам и не хотел быть венце­носцем, того мнение и голос имели силу; имели оную и домогатель­ства единомышленников Салтыкова, особенно Волуева, и наконец явные выгоды сего избрания. Жолкевский, грозный победитель, де­лался нам усердным другом, чтобы избавить Москву от злодеев: он писал о том (31 июля) к Думе боярской, вместе с Иваном Салтыко­вым и Волуевым, которые сообщили ей договор тушинских послов с Сигизмундом и новейший, заключенный гетманом в Цареве-Займище для целости Веры и государства.
  
   Надеялись, что король пленится честию видеть сына монархом великой державы и дозволит ему переменить Закон, или Владислав юный, еще не твердый в дог­матах латинства, легко склонится к нашим и вопреки отцу, когда сядет на престол Московский, увидит необходимость единоверия для крепкого союза между царем и народом, возмужает в обычаях православия и, будучи уважаем как венценосец знаменитого держав­ного племени, будет любим как истинный россиянин духом.
  
   Еще благородная гордость страшилась уничижения взять невольно вла­стителя от ляхов, молить их о спасении России и тем оказать ее по­стыдную слабость. Еще духовенство страшилось за Веру, и патриарх убеждал бояр не жертвовать церковию никаким выгодам государ­ственным: уже не имея средства возвратить венец Шуйскому, он предлагал им в цари или князя Василия Голицына или юного Михаи­ла, сына Филаретова, внука первой супруги Иоанновой. Духовен­ство благоприятствовало Голицыну, народ Михаилу, любезному для него памятию Анастасии, добродетелию отца и даже тезоименит­ством с усопшим Героем России...
   Так Ермоген бессмертный предвестил ей волю Небес!
  
   Но время еще не наступило -- и гетман уже стоял под Москвою, на Сетуни, против Коломенского и Лжедимитрия: ни Голицын, крамольник в синклите и беглец на поле ратном, ни юноша, питомец келий, едва известный свету, не обещали спасе­ния Москве, извне теснимой двумя неприятелями, внутри волнуемой мятежом; каждый час был дорог -- и большинство голосов в Думе, на самом лобном месте, решило: "принять совет Мстиславского!"
  
   Немедленно послали к гетману спросить, друг ли он Москве или неприятель?
  
   "Желаю не крови вашей, а блага России,-- отвечал Жолкевский: -- предлагаю вам державство Владислава и гибель Са­мозванца".
  
   Дали взаимно аманатов: вступили в переговоры, на Деви­чьем поле, в шатре, где бояре, князья Мстиславский, Василий Голи­цын и Шереметев, окольничий князь Мезецкий и дьяки думные Телепнев и Луговской с честию встретили гетмана, объявляя, что Рос­сия готова признать Владислава царем, но с условиями, необходимы­ми для ее достоинства и спокойствия.
   Дьяк Телепнев, развернув сви­ток, прочитал сии условия, столь важные, что гетман ни в каком случае не мог бы принять их без решительного согласия королевского: король же не только медлил дать ему наказ, но и не ответствовал ни слова на все его донесения после Клушинского дела, заботясь един­ственно о взятии Смоленска и с гордостию являя гетмановы трофеи, знамена и пленников, Шеину непреклонному!
  
   Жолкевский, равно сме­лый и благоразумный, скрыв от бояр свое затруднение, спокойно рассу­ждал с ними о каждой статье предлагаемого договора: отвергал и согла­шался королевским именем. Выслушав первое требование, чтобы Влади­слав крестился в нашу Веру, он дал им надежду, но устранил обязатель­ство, говоря: "да будет королевич царем, и тогда, внимая гласу совести и пользы государственной, может добровольно исполнить желание Рос­сии".
  
   Устранил, до особенного Сигизмундова разрешения, и другие статьи:
  
   "1) Владиславу не сноситься с папою о Законе; 2) утвердить в России смертную казнь для всякого, кто оставит греческую Веру для латинской; 3) не иметь при себе более пятисот ляхов; 4) соблюсти все титла царские (следственно Государя Киевского и Ливонского) и жениться на рос­сиянке";
  
   но все прочее, как согласное с договором Салтыкова и Волуева, было одобрено Жолкевским, хотя и не вдруг: ибо он с умыслом за­медлял переговоры, тщетно ожидая вестей от короля; наконец уже не мог медлить, опасаясь нетерпения россиян и своих ляхов, готовых к бун­ту за невыдачу им жалованья,-- и 17 августа подписал следующие до­стопамятные условия:
  
   "1) Святейшему патриарху, всему духовенству и синклиту, дво­рянам и дьякам думным, стольникам, дворянам, стряпчим, жильцам и городским дворянам, головам стрелецким, приказным людям, де­тям боярским, гостям и купцам, стрельцам, козакам, пушкарям и всех чинов служивым и жилецким людям Московского государства бить челом великому государю Сигизмунду, да пожалует им сына своего, Владислава, в цари, коего все россияне единодушно желают, целуя святый крест с обетом служить верно ему и потомству его, как они служили прежним великим государям московским.
   2) Королевичу Владиславу венчаться царским венцом и диаде­мою от святейшего патриарха и духовенства греческой церкви, как издревле венчались самодержцы российские.
   3) Владиславу-царю блюсти и чтить святые храмы, иконы и мо­щи целебные, патриарха и все духовенство; не отнимать имения и доходов у церквей и монастырей; в духовные и святительские дела не вступаться.
   4) Не быть в России ни латинским, ни других исповеданий косте­лам и молебным храмам; не склонять никого в римскую, ни в другие ве­ры, и жидам не въезжать для торговли в Московское государство.
   5) Не переменять древних обычаев. Бояре и все чиновники, воин­ские и земские, будут, как и всегда, одни россияне; а польским и ли­товским людям не иметь ни мест, ни чинов: которые же из них оста­нутся при государе, тем может он дать денежное жалованье или по­местья, не стесняя чести московских, боярских и княжеских родов че~ стию новых выходцев иноземных.
   6) Жалованье, поместья и вотчины россиян неприкосновенны. Если же некоторые наделены сверх достоинства, а другие обижены,
   то советоваться государю с боярами и сделать, что уложат вместе.
   7) Основанием гражданского правосудия быть Судебнику, коего нужное исправление и дополнение зависит от государя, Думы боярской и земской.
   8) Уличенных государственных и гражданских преступников каз­нить единственно по осуждению царя с боярами и людьми думны­ми; имение же казненных наследуют их невинные жены, дети и род­ственники. Без сего торжественного суда боярского никто не лишае­тся ни жизни, ни свободы, ни чести.
   9) Кто умрет бездетен, того имение отдавать ближним его или кому он прикажет; а в случае недоумения решить такие дела госуда­рю с боярами.
   10) Доходы государственные остаются прежние; а новых налогов не вводить государю без согласия бояр, и с их же согласия дать льготу областям, поместьям и вотчинам разоренным в сии времена смутные.
   11) Земледельцам не переходить ни в Литву, ни в России от госпо­дина к господину, и все крепостным людям быть навсегда такими.
   12) Великому государю Сигизмунду, Польше и Литве утвердить с великим государем Владиславом и с Россиею мир и любовь навеки и стоять друг за друга против всех неприятелей.
   13) Ни из России в Литву и Польшу, ни из Литвы и Польши в Россию не переводить жителей.
   14) Торговле между обоими государствами быть свободною.
   15) Королю уже не приступать к Смоленску и немедленно выве­сти войско из всех городов российских; а платеж из московской ка­зны за убытки и на жалованье рати литовской и польской будет уставлен в договоре особенном.
   16) Всех пленных освободить без выкупа, все обиды и насилия предать вечному забвению.
   17) Гетману отвести Сапегу и других ляхов от Лжедмитрия, вме­сте с боярами взять меры для его истребления, идти к Можайску, как скоро уже не будет сего злодея, и там ждать указа королевского.
   18) Между тем стоять ему с войском у Девичьего монастыря и не пускать никого из своих людей в Москву, для нужных покупок, без дозволения бояр и без письменного вида.
   19) Дочери воеводы Сендомирского, Марине, ехать в Польшу и не именоваться государынею Московскою.
   20) Отправиться великим послам российским к государю Сигиз­мунду и бить челом, да крестится государь Владислав в Веру грече­скую, и да будут приняты все иные условия, оставленные гетманом на разрешение его королевского величества".
  
   Итак, россияне, быв недовольны собственным желанием царя Ва­силия умерить самодержавие, в четыре года переменили мысли и хо­тели еще более ограничить верховную власть, уделяя часть ее не то­лько боярам, в правосудии и в налогах, но и Земской думе в граждан­ском законодательстве.
  
   Они боялись не самодержавия вообще (как увидим в истории 1613 года), но самодержавия в руках иноплемен­ного, еще иноверного монарха, избираемого в крайности, невольно и без любви,--и для того предписали ему условия, согласные с выго­дами боярского властолюбия и с видами хитрого Жолкевского, который, любя вольность, не хотел приучить наследника Сигизмундова, будущего монарха польского, к беспредельной власти в России.
  
   Утвердив договорную грамоту подписями и печатями -- с одной стороны, Жолкевский и все его чиновники, а с другой, бояре --звали народ к присяге.
  
   Среди Девичьего поля, в сени двух шатров велико­лепных, стояли два алтаря, богато украшенные; вокруг алтарей ду­ховенство, патриарх, святители с иконами и крестами за духовен­ством бояре и сановники, в одеждах блестящих серебром и золотом; далее бесчисленное множество людей, ряды конницы и пехоты, с рас­пущенными знаменами, ляхи и россияне.
   Все было тихо и чинно.
   Гет­ман с своими воеводами вступил в шатер, приближился к алтарю, положил на него руку и дал клятву в верном соблюдении условий, за короля и королевича, Республику Польскую и Великое княжество Литовское, за себя и войско.
  
   Тут два архиерея, обратясь к боярам и чиновникам, сказали громогласно:
  
   "Волею святейшего патриарха, Ермогена, призываем вас к исполнению торжественного обряда: це­луйте крест, вы, мужи думные, все чины и народ, в верности к царю и великому князю Владиславу Сигизмундовичу, ныне благополучно избранному, да будет Россия, со всеми ее жителями и достоянием, его наследственною державою!"
  
   Раздался звук литавр и бубнов, гром пушечный и клик народный:
  
   "Многие лета государю Владиславу! Да царствует с победою, миром и счастием!"
  
   Тогда началася прися­га: бояре и сановники, дворянство и купечество, воины и граждане, числом не менее трехсот тысяч, как уверяют, целовали крест с видом усердия и благоговения. Тогда изменники прежние, Иван Салков, Волуев и клевреты их, ревностные участники и главные пособники договора, обнялися с москвитянами, уже как с братьями в общей из­мене Василию и в общем подданстве Владиславу!..
  
   Гонцы от Думы боярской спешили во все города, объявить им нового царя, конец смятениям и бедствиям; а гетман великолепным пиром в стане уго­стил знатнейших россиян и каждого из них одарил щедро, раздав им всю добычу Клушинской битвы, коней азиатских, богатые чаши, са­бли, и не оставив ничего драгоценного ни у себя, ни у своих чиновни­ков, в надежде на сокровища московские. Первый вельможа, князь Мстиславский, отплатил ему таким же роскошным пиром и такими же дарами богатыми.
  
   Одним словом, умный гетман достиг цели -- и Владислав, хотя только Москвою избранный, без ведома других городов, и следствен­но незаконно, подобно Шуйскому, остался бы, как вероятно, царем России и переменил бы ее судьбу ослаблением самодержавия -- переменил бы тем, может быть, и судьбу Европы на многие веки, если бы отец его имел ум Жолкевского!
  

 []

Герб Вятки. 17 в.

Требование Сигизмунда

  
   Но еще крест и Евангелие лежали на алтарях Девичьего поля, когда вручили гетману грамоту Сигизмундову, привезенную Федо­ром Андроновым, печатником и думным дьяком, усердным слугою ляхов, изменником государства и православия: Сигизмунд писал к гетману, чтобы он занял Москву именем королевским, а не Влади-славовым; о том же писал к нему и с другим, знатнейшим послом, Госевским.
  
   Гетман изумился.
   Торжественно заключить и бесстыдно на­рушить условия; вместо юноши беспорочного и любезного предста­вить России в венценосцы старого, коварного врага ее, виновника или питателя наших мятежей, известного ревнителя латинской Веры и братства иезуитского; действовать одною силою с войском малочи­сленным против целого народа, ожесточенного бедствиями, оз­лобленного ляхами, казалось гетману более, нежели дерзостию -- казалось безумием.
  
   Он решился исполнить договор, утаить волю ко­ролевскую от россиян и своих сподвижников, сделать требуемое че-стию и благом республики, вопреки Сигизмунду и в надежде скло­нить его к лучшей политике.
  
   Согласно с договором, надлежало, прежде всего, отвлечь ляхов от Самозванца. Сей злодей думал ослепить Жолкевского разными льстивыми уверениями; клялся царским словом выдать королю 300 000 злотых и в течение десяти лет ежегодно платить республике столько же, а королевичу 100 000 -- завоевать Ливонию для Польши и Швецию для Сигизмунда -- не стоять и за Северскую землю, когда будет царем; но Жолкевский, известив Сапегу, что Россия есть уже царство Владислава, убеждал его присоединиться к войску респу­блики, а бродягу упасть к ногам королевским, обещая ему за такое смирение Гродно или Самбор в удел.
  
   Послы гетмановы нашли Лжедимитрия в обители Угрешской, где жила Марина: выслушав их предложение, он сказал: "хочу лучше жить в избе крестьянской, не­жели милостию Сигизмундовою!"
  
   Тут Марина вбежала в горницу; пылая гневом, злословила, поносила короля и с насмешкою примол­вила: "Теперь слушайте мое предложение: пусть Сигизмунд уступит царю Димитрию Краков и возьмет от него, в знак милости, Варша­ву!"
   Ляхи также гордились и не слушали гетмана, который, видя не­обходимость употребить силу, вместе с князем Мстиславским и пятнадцатью тысячами москвитян, выступил против своих мяте­жных единоземцев.
   Уже начиналось и кровопролитие; но малочи­сленное и худое войско Лжедимитриево не могло обещать себе побе­ды: Сапега выехал из рядов, снял шапку пред Жолкевским, дал ему руку в знак братства -- и чрез несколько часов все усмирилось. Ляхи и россияне оставили Лжедимитрия: первые объявили себя до времени слугами республики; последние целовали крест Владиславу, и между ими бояре князья Туренин и Долгорукий, воеводы коломенские; а Самозванец и Марина ночью (26 августа) ускакали верхом в Калу­гу, с атаманом Заруцким, с шайкою Козаков, татар и россиян немно­гих.
  

Начало царствования Владислава

  
   Гетман действовал усердно: бояре усердно и прямодушно. Началося беспрекословно царствование Владислава в Москве и в других городах: в Коломне, Туле, Рязани, Твери. Владимире, Ярославле и далее. Молились в храмах за государя нового; все указы писались, все суды производились его именем; спешили изобразить оное на ме­далях и монетах. Многие радовались искренно, алкая тишины после таких мятежей бурных. Многие--и в их числе патриарх -- скрывали горесть; не ожидая ничего доброго от ляхов.
  
   Всего более торжествовали старые изменники тушинские, первые имев мысль о Владиславе: Михайло Салтыков, князь Рубец-Мосальский и Федор Мещерский, дворяне Кологривов, Василий Юрьев, Молчанов, быв дотоле у Сигизмунда, явились в столице с видом лицемерного уми­ления, как бы великодушные изгнанники и страдальцы за любовь к отечеству, им возвращаемому милостию Божиею, их невинностию и добродетелию.
  
   Они целою толпою пришли в храм Успения и тре­бовали благословения от Ермогена, который, велев удалиться одному Молчанову, мнимому еретику и чародею, сказал другим:
  
   "Благо­словляю вас, если вы действительно хотите добра государству; но еси вы ляхи душою, лукавствуете и замышляете гибель православия, то кляну вас именем церкви".
  
   Обливаясь слезами, Михайло Салтыков уверял, что государство и православие спасены навеки -- уверял, мо­жет быть, непритворно, желая, чего желала столица вместе с знатною частию России: Владиславова царствования на заключенных усло­виях.
  
   Сам гетман не имел иной мысли, ежедневными письмами убе­ждая Сигизмунда не разрушать дела, счастливо совершенного добрым Гением республики, а бояр московских пленяя изображе­нием златого века России под державою венценосца юного, любезно­го, готового внимать их мудрым наставлениям и быть сильным един­ственно силою закона.
  
   Жолкевский не хотел явно властвовать над Думою, довольствуясь единственно внушениями и советами. Так он доказывал ей необходимость изгладить в сердцах память минувшего общим примирением, забыть вину клевретов Самозванца, оставить им чины и дать все выгоды россиян беспорочных. Бояре не согласи­лись, ответствуя: "возможно ли слугам обманщика равняться с на­ми?"... и сделали неблагоразумно, как мыслил Жолкевский: ибо многие из сих людей, оскорбленные презрением, снова ушли к Самозванцу в Калугу.
  
   Но гетман умел выслать из Москвы двух человек, опасаясь их знаменитости и тайного неудовольствия: князя Василия Голицы­на, одобренного духовенством искателя державы, и Филарета, коего сыну желали венца народ и лучшие граждане: оба, как устроил ге­тман, должны были в качестве великих послов ехать к Сигизмунду, чтобы вручить ему хартию Владиславова избрания, а Владиславу ут­варь царскую -- требовать их согласия на статьи договора, не решен­ные гетманом, и между тем служить королю аманатами; ответство­вать своею головою за верность россиян!
  
   Товарищами Филарета и Голицына были окольничий князь Мезецкий, думный дворянин Сукин, дьяки Луговский и Сыдавный-Васильев, архимандрит ново-спасский Евфимий, келарь лавры Аврамий, угрешский игумен Иона и вознесенский протоиерей Кирилл. Отпев молебен с коленопрекло­нением в соборе Успенском, дав послам благословение на путь и гра­моту к юному Владиславу о величии и православии России, Ермоген заклинал их не изменять церкви, не пленяться мирскою лестию -- и ре­вностный Филарет с жаром произнес обет умереть верным. Сие ва­жное, великолепное посольство, сопровождаемое множеством людей чиновных и пятьюстами воинских, выехало 11 сентября из Москвы... а чрез десять дней ляхи были уже в стенах Кремлевских!
  

Тайное вхождение поляков в Москву

  
   Таким образом, случилось первое нарушение договора, по коему надлежало гетману отступить к Можайску.
  
   Употребили лукавство.
  
   Опасаясь непостоянства россиян и желая скорее иметь все в руках своих, гетман склонил не только Михаила Салтыкова с тушинскими изменниками, но и Мстиславского, и других бояр легкоумных, хотя и честных, требовать вступления ляхов в Москву для усмирения мяте­жной черни, будто бы готовой призвать Лжедимитрия.
   Не слушали ни патриарха, ни вельмож благоразумнейших, еще ревностных к го­сударственной независимости.
  
   Впустили иноземцев ночью; велели им свернуть знамена, идти безмолвно в тишине пустых улиц, и жи­тели на рассвете увидели себя как бы пленниками между воинами ко­ролевскими: изумились, негодовали, однако ж успокоились, веря торжественному объявлению Думы, что ляхи будут у них не господ­ствовать, а служить: хранить жизнь и достояние Владиславовых под­данных. Сии мнимые хранители заняли все укрепления, башни, во­рота в Кремле, Китае и Белом городе; овладели пушками и снаряда­ми, расположились в палатах царских и в лучших домах целыми дружинами для безопасности. По крайней мере не дерзали своевольствовать, ни грабить, ни оскорблять жителей; избрали чиновников, для доставления запасов войску, и судей, для разбора всяких жалоб.
  
   Гетман властвовал, но только указами Думы; изъявлял снисходитель­ность к народу, честил бояр и духовенство. Дворец Кремлевский, где пили и веселились сонмы иноплеменных ратников, уподоблялся шумной гостинице; Кремлевский дом Борисов, занятый Жолкевским, представлял благолепие истинного дворца, ежечасно наполняясь, как в Феодорово время, знатнейшими россиянами, которые искали там совета в делах отечества и милостей личных: так гетман именем царя Владислава дал первому боярину, князю Мстиславскому, не хо­тевшему быть венценосцем, сан конюшего и слуги. Утратив честь, хва­лились тишиною, даром умного Жолкевского!
  
   Довольные тем, что он не впустил Сапеги с шайками разбойников в столицу, выдав ему из царской казны 10 000 злотьтх и склонив его идти на зиму в Северскую землю, россияне спокойно видели несчастного Василия в руках ляхов: вопреки намерению бояр удалить сего невольного инока в Со­ловки, гетман послал его с литовскими приставами в Иосифовскую обитель, чтобы иметь в нем залог на всякий случай.
  
   Россияне снесли также избрание ляха Госевского в предводители осьмнадцати тысяч московских стрельцов, которые со времен расстриги, едва не спасен­ного ими, уже чувствовали свою силу и могли быть опасны для ино­племенников: Госевский снискал их любовь ласкою, щедростию и пирами. "Упорствовал в зложелательстве к нам,-- пишут ляхи,-- только осьмидесятилетний патриарх, боясь государя иноверного; но и его, уже хладное, загрубелое сердце смягчалось приветливостию и любезным обхождением гетмана, в частых с ним беседах всегда хвалившего греческую Веру, так что и патриарх казался наконец искренним ему другом".
  
   Ермоген был другом единственно отече­ства, и в глубокой старости еще пылал духом, как увидим скоро!
  
   Утвердив спокойствие в Москве, и заняв отрядами все города смоленской дороги для безопасного сношения с королем, гетман ждал нетерпеливо вестей из его стана; ждал согласия души слабой на дело смелое, великое -- и решительно уверял бояр в немедленном прибытии к ним Владислава...
   Но Судьба, благословенная для Рос­сии, влекла ее к другому назначению, готовя ей новые искушения и новые имена для бессмертия!
  

 []

Московские служилые люди.

Миниатюра из рукописной книги.

Нач. 18 в.

  

Посольство русское к Сигизмунде

  
   Как несчастный царь Василий с своими братьями завидовал князю Михаилу Шуйскому, так Сигизмунд с своими панами завидо­вал гетману, хотя слава обоих великих мужей была славою их отече­ства и государя: ослепление страстей, удивительное для разума, и тем не менее обыкновенное в действиях человеческих!
  
   Недоброже­латели гетмановы, Потоцкие и друзья их, говорили королю:
  
   "Не успехи случайные, но правила твердые, внушаемые зрелою мудростию, должны быть нам руководством в деле столь важном. Извлекая меч, ты, государь, объявил, что думаешь единственно о благе респу­блики: теперь, имея случай распространить ее владения, можешь ли упустить его только для чести видеть сына на престоле Московском? Отдашь ли пятнадцатилетнего юношу, без советников и блюстите­лей, в руки людей упоенных духом мятежа и крамолы? Что ответ­ствует за их верность и безопасность сего престола, облиянного кро-вию? Не скажет ли народ твой, ревнитель свободы, что ты пленяе­шься властию самодержавною? Если же царство Российское столь завидно, то, взяв Смоленск, иди в Москву, и собственною рукою, как победитель, возьми ее державу!"
  
   Хотя рассудительные вельможи, Лев Сапега и другие, умоляли короля немедленно принять договор гетманов, немедленно отпустить Владислава в Москву, дать ему Жолкевского в наставники и легион поляков в блюстители, обогатить казну республики казною царскою, удовлетворить ею всем требова­ниям войска,-- наконец утвердить вечный союз Литвы с Россиею; но король следовал мнению первых советников: хотел сам быть царем или завоевателем России -- и в сем расположении ждал послов мо­сковских, Филарета и Голицына, коих личное избрание -- то есть, удаление -- должно было содействовать видам хитрого гетмана, но обратилось единственно во славу их великодушной твердости, без пользы для Литвы, без пользы и для России, кроме чести иметь таких мужей государственных!
  
   Менее других веря гетману, или Сигизмунду, они еще с дороги известили Думу, что вопреки условиям ляхи грабят в уездах Оста­шкова, Ржева и Зубцова; что Сигизмунд велит дворянам российским присягать ему и Владиславу вместе, обещая им за то жалованье и зе­мли.
   7 октября послы увидели Смоленск и стан королевский, куда их не впустили: указали им место на пустом берегу Днепра, где они ра­сположились в шатрах терпеть ненастье, холод и голод... Те, кото­рые предлагали царство Владиславу, требовали пищи от Сигизмун-да, жалуясь на бедность, следствие долговременных опустошений и мятежей в России; а вельможи литовские отвечали: "Король здесь на войне, и сам терпит нужду!" Представленные Сигизмунду (12 ок­тября), Голицын, Мезецкий и дьяки,-- один за другим, как обыкновенно --торжественными речами изъяснили вину своего посольства и, сказав, что Шуйский добровольно оставил царство, именем России били челом о Владиславе. Вместо короля гордо ответствовал канцлер Сапега: "Всевечный Бог богов назначил степени для монархов и под­данных. Кто дерзает возноситься выше звания, того он казнит и ни­звергает: казнил Годунова и низвергнул Шуйского, венценосцев, ро­жденных слугами!.. Вы узнаете волю королевскую".
   И чрез несколь­ко дней объявили им сию волю!
   Как ни важны были статьи договора, устраненные Жолкевским, хотя патриарх и бояре в наказе, данном послам, велели им неотступно "требовать и молить слезно, чтобы королевич -- находившийся тогда в Литве -- принял греческую Веру от Филарета и смоленского епи­скопа, ехал в Москву уже православный и тем отвратил соблазн, не­терпимый и в Польше, где государи должны быть всегда одной Веры с народом": но царствование Владислава зависело единственно от согласия королевского на статьи, утвержденные гетманом: ибо рос­сияне целовали крест первому без всякой оговорки, довольствуясь на­деждою склонить его к своему Закону уже в царском сане.
  
   Главным делом для послов было возвратиться в Москву с Владиславом, дать отца сиротам, жизнь, душу составу государственному, полумертвому без государя... И что же? Вельможи королевские объявили им в самом начале переговоров, что Владислав малолетний не может устроить царства смятенного; что Сигизмунд должен прежде утишить оное и занять Смоленск, будто бы преклонный к Лжедимитрию.
  
   Послы отвечали: "Королевич молод, но Бог устроит державу разумом его и счастием, нашим радением и вашими советами, вельможи думные. Смоленск не имеет нужды в воинах иноземных: оказав столько вер­ности во времена самые бедственные, столько доблести в защите про­тив вас, изменит ли чести ныне, чтобы служить бродяге? Ручаемся вам душами за боярина Шеина и граждан: они искренне, вместе с Россиею, присягнут Владиславу". Для чего же и не Сигизмунду? возра­зили паны: государи суть земные Боги, и воля их священна. Вы оскорбляете короля своим недоверием, дерзая разделять отца с сыном: Смоленск должен присягнуть им обоим. Филарет и Голицын изумились.
   "Мы избрали Владислава, а не Сигизмунда,-- сказали они,-- и вы, избрав швед­ского принца в короли, не целовали креста родителю его, Иоанну". Сравнение нелепое\ воскликнули паны: Иоанн не спасал нашей республики, как Сигизмунд спасает Россию: ибо, взяв Смоленск, древнюю собственность Литвы, пойдет с войском к Калуге, чтобы истребить Лжедимитрия и тем успокоить Москву, где еще не все жители усердствуют королевичу,--где много людей зломысленных и мятежных.
  
   "Нет надобности Сигизмунду,-- говорили послы,-- и для великого монарха унизительно идти самому против злодея калужского: пусть велит только Жолкевскому соеди­ниться с россиянами, чтобы общими силами истребить его, как устав­лено в договоре! Поход королевский внутрь государства разоренно­го еще умножил бы зло. Ты, Лев Сапега, бывал в России; знал ее бо­гатство, многолюдство, цветущие города и селения: ныне осталась единственно тень их, пепелища, обгорелые стены; жители изгибли, отведены пленниками в Литву, разбежались в иные земли... А кто ви­ною? ваши грабители еще более, нежели самозванцы: да удалятся же навеки, и Россия будет, что была,-- по крайней мерев течение вре­мени. Гнусный Лжедимитрий и без вашего содействия исчезнет. Упорнейшие из клевретов тушинских и целые города, обольщенные именем Димитрия, возвратились под сень отечества, как скоро услы­шали о новом царе законном. Вы говорите о московских мятежниках: их не знаем, видев собственными глазами, что все, от мала до велика, и там и в других городах целовали крест Владиславу с живейшею радостию. Нет, синклит и народ немедленно казнили бы первого, кто дерзнул бы изменить святому обету верности. Одним словом, испол­ните только договор, утвержденный клятвою гетмана от имени ко­роля и республики. Дело было кончено, к обоюдному удовольствию: не вымышляйте нового, чтобы нашедши не потерять и не каяться. В слу­чае вероломства, какие откроются бедствия! Вы знаете, что государ­ство Московское обширно: еще не все разрушено, не все пало; есть Новгород Великий, многолюдная земля Поморская и Низовая; есть царство Казанское, Астраханское и Сибирское! Не снесут обмана и восстанут... Господь да спасет и вас и нас от следствий ужасных!"
  
   Послы велели дьяку читать гетмановы условия: паны не хотели слушать; но вдруг как бы одумались и, ссылаясь на сей договор, тре­бовали миллионов в уплату жалованья королевскому и даже Сапеги-ну войску.
  
   "За то ли,-- спросил Голицын,-- что Сапега, клеврет низ­кого злодея, обнажил наши церкви, иконы, гробы Святых и пил кровь христиан? Да и войско королевское что сделало и делает в Рос­сии? губит людей и достояние; какое право на мзду и благодарность? Но когда успокоится держава, тогда царь Владислав, патриарх, боя­ре и чины государственные условятся с Сигизмундом о вознагражде­нии ваших убытков. Договор помним; хотели напомнить его вам, и спрашиваем: дает ли король сына на престол Московский?"...
  
   Жа­лует, сказали наконец паны (октября 23). Тут Филарет, Голицын, Мезецкий встали и поклонились до земли, изъявляя радость, славя мудрость Сигизмундову и счастливое царствование Владислава; а Лев Сапега в ответ на статьи, не решенные гетманом, объявил коро­левским именем: 1) что в крещении и женитьбе Владислава волен Бог и Владислав, 2) что он не будет сноситься о Вере с папою; 3) что смертная казнь для отметников5 9 греческого исповедания в России утверждается; 4) что о числе ляхов, коим быть при особе царя, послы могут условиться с ним самим; 5) что все иные желания и требования россиян предложатся сейму в Варшаве, где, с его согласия, король даст им сына в цари, но прежде заняв Смоленск, истребив Лжедимитрия и со­вершенно у мирив Россию...
  
   Тут исчезла радость послов! Паны изъясняли им, что если бы Сигизмунд, не сделав ничего, выступил из России, то вольные ляхи и козаки, числом не менее восьмидесяти тысяч в ее пре­делах, соединились бы с Лжедимитрием; что король хочет Смолен­ска не для себя, а для Владислава: ибо оставит ему все в наследство, и Литву и Польшу; что смоленские граждане должны присягнуть ко­ролю единственно из чести!
  
   Но Филарет и Голицын, видя намерение Сигизмунда только манить Россию Владиславом и взять ее себе в добычу или раздробить, выразили негодование столь сильно, что гневные паны уже не хотели говорить с ними, воскликнув: "Конец терпению и Смоленску! На вас будет его пепел и кровь жителей!"
   *
  

Гетман Жолкневский едет к Сигизмунду

  
   О сем худом успехе посольства сведали в Москве с равною горестию и бояре благонамеренные и гетман честолюбивый, который, все еще уверяя их в непременном исполнении своего договора, решился употребить крайнее средство: оставить Москву, только им утишае­мую, и лично объясниться с королем. Сами россияне удерживали, заклинади его не предавать столицы опасностям безначалия и мяте­жей. Пожав руку у князя Мстиславского, он сказал ему: "Еду довер­шить мое дело и спокойствие России"; а ляхам: "Я дал слово боярам, что вы будете вести себя примерно для вашей собственной безопас­ности; поручаю вам царство Владислава, честь и славу республики".
   Преемникам его, то есть истинным градоначальникам Москвы, над­лежало быть ляху Госевскому, с усердною помощию Михаила Сал­тыкова и дьяка Федора Андронова, названного государственным ка­значеем.
   *
   Изъявив гетману благодарность за мнимую сла­ву иметь такого пленника и за мнимое взятие Москвы, король не хо­тел однако ж утвердить его договора. Напрасно Жолкевский дока­зывал, грозил: доказывал, что воцарением королевича Московская и Польская держава будут навеки единою к их обоюдному счастию и что никогда первая не признает Сигизмунда царем; грозил новою, жестокою, необозримою в бедствиях войною. Считая гетмана при­страстным к своему делу и жадным к личной славе, Сигизмунд не ве­рил ему; твердил, что занятие Смоленска необходимо для блага рес­публики и для его королевской чести; наконец велел самому Жолкевскому склонять послов московских к уступчивости миролюби­вой.
  
   С отчаянием в сердце гетман должен был исполнить королевскую волю; но, властвуя над собою, в переговорах с Филаретом и Голицы­ным казался убежденным в ее справедливости, и требовал от них Смоленска единственно в залог временный, для безопасного сообще­ния войска Сигизмундова с Литвою.
  
   "Вы боялись,-- сказал он,-- впустить нас и в Москву; а впустив, радовались! Не упорствуйте, или договор, заключенный мною с вами, столь благонамеренный, столь благословенный для обеих держав, уничтожится неминуемо. Король думает, что не взять Смоленска есть для него бесчестие; возь­мет силою, и только из уважения к моему ходатайству медлит: секира лежит у корня!"
  
   Не хотели дать времени послам списаться с Моск­вою, говоря: "не Москва указывает королю, а король Москве"; тре­бовали неукоснительного решения.
  
   В сих обстоятельствах Филарет и князь Голицын советовались с чиновниками и дворянами посоль­скими; желали знать мнение и смоленских детей боярских, которые приехали с ними, усердно служив Шуйскому до его низвержения.
   Все ответствовали: "Не вводить в Смоленск ни единого ляха. Если король дерзнет лить кровь, то она будет на нем, вероломном; им, не вами священный договор рушится". Дети боярские примолвили: "Наши матери и жены в Смоленске: пусть там гибнут; но города вер­ного не отдавайте ляхам. И знайте, что вы не можете отдать его: за­щитники смоленские не послушаются вас как изменников".
  
   С твердостию отказав панам, Филарет и Голицын еще слезно заклинали их не испровергать дела гетманова и быть навеки братьями россиян; но тщетно! 24 ноября ляхи, новым подкопом взорвав Грановитую башню и часть городской стены, с немцами и козаками устремились к смо­ленской крепости; приступали три раза и были славно отражены Шейным, в глазах Сигизмунда, гетмана и наших послов!.. Еще пере­говоры длились, хотя и бесполезно. Послы российские жили в тесном заключении: им не дозволяли писать в Смоленск; мешали сношениям их с Москвою и с другими городами, так что они долгое время не имели никаких вестей, никаких предписаний от Думы боярской, слыша единственно от панов, что шведы воюют Россию, и Самозва­нец усиливается в Калуге, ожидая к себе крымцев и турков в сподви­жники; что король датский готовится взять Архангельск; что все восстают, все идут на Россию; что она гибнет и может быть спасена то­лько великодушным Сигизмундом.
  
   Россия действительно гибла и могла быть спасена только Богом и собственною добродетелию!
  
   Столица, без осады, без приступа взятая иноплеменниками, казалась нечувствительною к своему уничи­жению и стыду. Бояре сидели в Думе и писали указы, но слушаясь Госевского, который, уже зная Сигизмундову волю отвергнуть дого­вор гетманов и предвидя следствия, употреблял все нужные меры для своей безопасности: высылал стрельцов из Москвы, чтобы уменьшить в ней число людей ратных; велел истребить все рогатки на улицах; запретил жителям носить оружие, толпиться на площадях, выходить ночью из домов, и везде усилил стражу.
  
   Выгнали дворян и богатей­ших купцов из Китая и Белого города за вал деревянного, чтобы в их домах поместить немцев и ляхов. Однако ж благоразумные предпи­сания гетмановы исполнялись строго: не касались ни чести, ни со­бственности жителей, ни святыни церквей; наглость унимали и нака­зывали без милосердия.
   Один лях выстрелил в икону Богоматери, другой обесчестил девицу: их судили, и первого сожгли, а второго высекли кнутом. Еще тишина царствовала, и москвитяне пировали с ляхами, скрывая взаимное опасение и неприязнь, называясь братья­ми и нося камень за пазухою, как говорит историк-очевидец.
   Ляхи не ве­рили терпению россиян, а россияне доброму намерению ляхов, видя их беззаконное господство в столице, угодное только немногим знат­ным крамольникам: Салтыкову, Рубцу-Мосальскому и другим ту­шинским злодеям, которые хотя и предлагали иноплеменнику усло­вия благовидные для нашей свободы, но вместо Владислава готовы были отдать Россию и Сигизмунду без всяких условий, чтобы под его державою спастися от праведной казни. Сильные мечом ляхов, они законодательствовали в робкой Думе, утверждая князя Мстиславско­го и других бояр слабых в надежде, что Сигизмунд даст им сына в цари, невзирая на свою медленность и требования несправедливые. Прошло около двух месяцев.
  
   Дума знала, что наши послы живут у короля в неволе; знала о приступе ляхов к Смоленску и все еще ждала Владислава! Долго молчав, король написал к ней, что он не продаст России в жертву злодею калужскому и гнусным его сообщ­никам: должен искоренить их, смирить мятежный Смоленск -- и тог­да возвратится в Литву, чтобы на сейме, в присутствии наших по­слов, утвердить договор московский. Между тем король от собствен­ного имени давал указы Думе о вознаграждении бояр и сановников, к нему усердных: Салтыковых, Мосальского, Хворостинина, Ме­щерского, Долгорукого, Молчанова, печатника Грамотина и других, разоренных Шуйским: жаловал чины и места, земли и деньги; одним словом, уже действовал как властелин России, не имея ни тени пра­ва,-- и Дума уважала его волю, как будто бы нераздельную с волею царя малолетнего! И люди знатные ездили из Москвы в стан коро­левский, просить милостей, равно беззаконных и срамных!.. Уже на­род, менее Думы терпеливый, изъявлял досаду, не видя Владислава, и бояре, опасаясь мятежа, заклинали Сигизмунда удовлетворить сему нетерпению без отлагательства и без сейма: о Владиславе не было слуха, а король заботился единственно о взятии Смоленска!
  
   В таком положении могла ли столица с ее мнимым правитель­ством быть главою и душою государства? Все волновалось в не­устройстве, без связи в частях целого, без единства в движениях. Областные жители, присягнув королевичу, с неудовольствием слы­шали о господстве ляхов в столице, с негодованием видели их чинов­ников, разосланных гетманом и Госевским для собрания дани на жа­лованье королевскому войску. Везде кричали: "Мы присягали Вла­диславу, а не гетману и не Госевскому!" Жалобы еще удвоились от неистовства ляхов, которые вели себя благоразумно в одной Москве: презирая договор, они не только не выходили из наших городов, не только самовольствовали в них и грабили, но и жгли, мучили, убива­ли россиян.
  
   Где нет защиты от правительства, там нет к нему и пови­новения. Новогородцы затворили ворота и долго не хотели впустить боярина Ивана Салтыкова, известного друга гетманова, присланно­го к ним Думою с дружинами стрельцов, чтобы выгнать шведов из се­верной России: ибо союзник Делагарди, после несчастной Клушин-ской битвы отступая к финляндским границам, уже действовал как неприятель; занял Ладогу, осадил Кексгольм и с горстию воинов мы­слил отнять царство у Владислава, сам собою, без ведома Карлова, тожественно предлагая одного из шведских принцев нам в государи. Дав клятву новогородцам не вводить к ним ни одного ляха, Салтыков убедил их, как подданных Владиславовых, содействовать ему в изг­нании шведов и в усмирении мятежников: вытеснил первых из Ладо­ги, но не мог выгнать из России,-- ни смирить Пскова, где еще цар­ствовало имя Лжедимитрия, и где злодействовал Лисовский, торгуя добычею разбоев и святотатства, пируя с жителями как с братьями и грабя их как неприятель. Великие Луки, занятые его сподвижни­ком, изменником Просовецким, Яма, Иваньгород, Копорье, Орешек также упорствовали в верности к Самозванцу, от ненависти к ляхам. Сия ненависть произвела тогда еще новую, разительную измену.
  
   Знаменитая именем царства, Казань, в счастливейшие дни тушин­ского злодея быв верною Москве, вдруг пристала к нему, уже почти всеми отверженному и презренному! Ее чернь и граждане, сведав о вступлении гетмана в столицу, возмутились; объявили, что лучше хотят служить калужскому царику, нежели зловерной Литве, и цело­вали крест Лжедимитрию, следуя внушению лазутчиков и слуг его, которые были им тогда посланы в Астрахань и находились в Казани. Воевода, славный любимец Иоаннов, Бельский 62, уговаривал народ не присягать ни Владиславу, ни Лжедимитрию, а будущему венценос­цу московскому, без имени; стыдил, заклинал -- и был жертвою яростной черни, подстрекаемой дьяком Шульгиным: Бельского схва­тили, кинули с высокой башни и растерзали -- того, кто служил ше­сти царям, не служа ни отечеству, ни добродетели; лукавствовал, из­менял... и погиб в лучший час своей государственной жизни как страдалец за достоинство народа российского! Другой воевода ка­занский, боярин Морозов, и люди чиновные не дерзнули противиться ослепленным гражданам и вместе с ними писали к жителям се­верных областей, что Москва сделалась Литвою, а Калуга столицею отечества; что имя Димитрия должно соединить всех истинных рос­сиян для восстановления государства и церкви.
   Но казанцы присяг­нули уже тени!
  

 []

Панорама города Касимова в кон. 17 в.

По гравюре из сочинения А. Олеария

  

Выдача полякам царя Василия

  
   Устроив все для хранения тишины, Жолкевский сел в колес­ницу и тихо ехал Москвою, провождаемый синклитом и толпами жи­телей. Улицы и кровли домов были наполнены людьми. Везде разда­вались громкие клики: желали ему счастливого пути и скорого воз­вращения!
   Сие торжество гетманово ознаменовалось делом бесслав­нейшим для Боярской думы: она выдала бывшего царя своего ино­племеннику! Жолкевский взял с собою двух братьев Василиевых -- и народ московский любопытно смотрел, как их везли в особенных ко­лесницах пред гетманом! Жене князя Дмитрия Шуйского дозволили ехать с мужем; а несчастную царицу удалили в Суздальскую деви­чью обитель.
  
   Гетман заехал в Иосифов монастырь, взял там самого Василия и в мирской, литовской одежде, как узника, повез к Сигизмунду!
  
   "О время стыда и бесчувствия! -- восклицает современник: -- Мы забыли Бога! Какой ответ дадим ему и людям? Что скажем чу­жим государствам себе в оправдание, самовольно отдав царство и царя в плен иноверным? Не многие злодействовали; но мы видели и терпели, не имев великодушия умереть за добродетель".
  
   Так лучшие россияне скорбели внутренно, и в искреннем негодовании готовились, еще не зная и не думая, к восстанию отчаянному: час приближался!
   *
   Гетмана встретили пышно воеводы королевские и сенаторы; гово­рили ему речи и славили его как Героя. Жолкевский, вместе с трофея­ми, представил Сигизмунду и своего державного пленника в богатой одежде.
  
   Все взоры устремились на Василия, безмолвного и неподви­жного.
   Хотели, чтобы он поклонился королю: Царь московский, ответ­ствовал Василий, не кланяется королям. Судьбами Всевышняго я пленник, но взят не вашими руками: выдан вам моими подданными изменниками.
  
   "Его твердость, величие, разум заслужили удивление ляхов,-- говорит летописец--и Василий, лишенный венца, сделался честию России".
  
   Он еще имел нужду в сей твердости, чтобы велико­душно сносить неволю, и тем заплатить последний долг отечеству в удостоверение, что оно могло без стыда именовать его четыре года своим венценосцем!..
   *

Шуйский в Варшаве

   Сей военачальник, гетман литовский, Ходкевич, знаменитый опытностию и мужеством, дотоле действовав с успехом против шве­дов, был вызван из Ливонии, чтобы идти с войском к Москве, вместо Сигизмунда, который нетерпеливо желал успокоиться на лаврах и немедленно уехал в Варшаву, где сенат и народ с веселием привет­ствовали в нем Героя.
  
   Но блестящее торжество для него и республики совершилось в день достопамятный, когда Жолкевский явился в сто­лице с своим державным пленником, несчастным Шуйским.
  
   Сие зре­лище, данное тщеславием тщеславию, надмевало ляхов от монарха до последнего шляхтича и было, как они думали, несомнительным знаком их уже решенного первенства над нами, концом долговре­менного борения между двумя великими народами славянскими. Утром (19 октября), при несметном стечении любопытных, гетман ехал Краковским предместием ко дворцу с дружиною благородных всадников, с вельможами коронными и литовскими, в шестидесяти каретах; за ними, в открытой богатой колеснице, на шести белых ар­гамаках, Василий, в парчовой одежде и в черной лисьей шапке, с двумя братьями, князьями Шуйскими, и с капитаном гвардии; да­лее Шеин, архиепископ Сергий и другие смоленские пленники в осо­бенных каретах.
  
   Король ждал их во дворце, сидя на троне, окружен­ный сенаторами и чиновниками, в глубокой тишине.
   Гетман ввел царя-невольника и представил Сигизмунду.
   Лицо Василия изобра­жало печаль, без стыда и робости: он держал шапку в руке и легким наклонением головы приветствовал Сигизмунда.
   Все взоры были устремлены на сверженного монарха с живейшим любопытством и наслаждением: мысль о превратностях Рока и жалость к злосча­стию не мешала восторгу ляхов.
   Продолжалось молчание: Василий также внимательно смотрел на лица вельмож польских, как бы искал знакомых между ими, и нашел: отца Маринина, им спасенного от ужасной смерти, и в сию минуту счастливого его бедствием!..
  
   Нако­нец гетман прервал безмолвие высокопарною речью, не весьма искреннею и скромною: "дивился в ней разительным переменам в су­дьбе государств и счастию Сигизмунда; хвалил его мужество и твер­дость в обстоятельствах трудных; славил завоевание Смоленска и Москвы; указывал на царя, преемника великих самодержцев, еще недавно ужасных для республики и всех государей соседственных, даже султана и почти целого мира; указывал и на Дмитрия Шуйского, предводителя ста осъмидесяти тысяч воинов храбрых; исчислял царства, княжения, области, народы и богатство, коими владели сии пленни­ки, всего лишенные умом Сигизмундовым, взятые, повергаемые к ногам королевским... Тут (пишут ляхи) Василий, кланяясь Сигиз­мунду, опустил правую руку до земли и приложил себе к устам: Дмитрий Шуйский ударил челом в землю, а князь Иван три раза, и заливаясь слезами. Гетман поручал их Сигизмундову великоду­шию; доказывал историею, что и самые знаменитейшие венценосцы не могут назваться счастливыми до конца своей жизни, и ходатай­ствовал за несчастных".
  
   Великодушие Сигизмунда состояло в обуздании мстительных друзей воеводы Сендомирского, которые пылали нетерпением ска­зать торжественно Василию, что "он не царь, а злодей и недостоин милосердия, изменив Димитрию, упоив стогны московские кровию благородных ляхов, обесчестив послов королевских, венчанную Ма­рину, ее вельможного отца, и в бедствии, в неволе дерзая быть гордым, упрямым, как бы в посмеяние над судьбою": упрек достохвальный для царя злополучного и несогласный с известием о мнимом уничи­жении его пред королем!
  
   Насытив глаза и сердце зрелищем лест­ным для народного самолюбия, послали Василия в Гостинский за­мок, близ Варшавы, где он чрез несколько месяцев (12 сентября 1612) кончил жизнь бедственную, но не бесславную; где умерли и его бра­тья, менее твердые в уничижении и в неволе.
  
   Чтобы увековечить свое торжество, Сигизмунд воздвигнул мраморный памятник над моги­лою Василия и князя Дмитрия в Варшаве, в предместий Краковском, в новой часовне у церкви Креста Господня, с следующею надписью:
  
   "Во славу Царя Царей, одержав победу в Клушине, заняв Москву, возвратив Смоленск республике, пленив великого князя московского, Василия, с братом его, князем Дмитрием, главным воеводою россий­ским, король Сигизмунд, по их смерти, велел здесь честно схоронить тела их, не забывая общей судьбы человеческой, и в доказательство, что во дни его царствования не лишались погребения и враги, венце­носцы беззаконные!"
  
   Во времена лучшие для России, в государствование Михаила, Польша должна была отдать ей кости Шуй­ских; во времена еще славнейшие, в государствование Петра Великого, отдала сему ревностному заступнику Августа II и другой памятник нашей незгоды: картину взятия Смоленска и Василиева по­зора в неволе, писанную искусным художником Долабеллою. Рукою могущества стерты знамения слабости!
  
  
   Литература
  
   С. Ф. Платонов
   Очерки по истории смуты в Московском государ­стве XVI-XVII вв. - М., 1937.
  
   С. Ф. Платонов
   Смутное время. Очерк история внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московским государстве XVI и XVII веков. - М., 1923.
  
   С. Ф. Платонов
   Социальный кризис Смутного времени. - Л., 1924.
  
   М.П.Погодин
   Борьба с русскими историческими ересями. Против книги Н. Костомарова "Личности Смутного времени".- М.,1874 .
  
   Поход царя Дмитрия (Самозванца) в Москву с Сандомирским воеводой Юрием Мнишком и другими лицами из рыцарства. В кн. "Русская историческая библиотека", изд. Археографической комис­сией. Т. I. - СП б., 1872.
  
   В. П. Станишевский
   Народное движение в смутное время. - М., 1919.
  
   А. Н. Толстой
   Повесть Смутного времени (1612). - М., 1936.
  
   А. В. Шестаков
   Причины смутных дней. (Исторический очерк из эпохи Смутного времени). - М., 1913.
  
  

 []

Московский Кремль при Иване III.

Художник А. М. Васнецов. 19 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- ТАРАН -- 1) в военно-морском искусстве с древних времен прием, заключавшийся в нанесении корпусом корабля удара по корпусу вра­жеского судна; такой удар мог производиться и другими подвижными боевыми средствами; 2) древнее осадное орудие для разрушения кре­постных стен, башен и ворот.
  
  -- Тарквинии по римской исторической традиции, аристократический род из этрусского города Тарквинии, к которому принадлежали римские цари Тарквиний Древний и Тарквиний Гордый.
  
  -- Тарквиний Гордый - седьмой и последний царь Рима (534 - 510 до Р.Х.). Известен жестокостью и своеволием, что вызвало всеобщее недовольство и привело к его изгнанию и к установлению в Риме республики. Историчность его царствования подтверждается археологическими и этнографическими данными. Гай Саллюстий Крисп: "И вот началось царствование Луция Тарквиния, которому его поступки принесли прозвание Гордого: он не дал похоронить своего тестя, твердя, что Ромул исчез тоже без погребенья; он перебил знатнейших среди отцов, в уверенности, что те одобряли дело Сервия; далее, понимая, что сам подал пример преступного похищения власти, который может быть усвоен его противника­ми, он окружил себя телохранителями; и так как, кроме силы, но было у него никакого права на царство, то и царствовал он не избранный народом, не утвержденный сенатом. Вдобавок, как и всякому, кто не может рассчитывать на любовь сограждан, ему нужно было оградить свою власть страхом. А чтобы устрашенных было побольше, он разбирал уголовные дела единолично, ни с кем не советуясь, и потому получил возможность умерщвлять, высы­лать, лишать имущества не только людей подозрительных или не­угодных ему, но и таких, в ком мог видеть разве добычу. Осо­бенно поредел от этого сенат, и Тарквиний постановил никого не записывать в отцы, чтобы самою малочисленностью своей ста­ло ничтожным их сословие и они поменьше бы возмущались тем, что все делается помимо них. Он был первым среди царей, кто уничтожил унаследованный от предшественников обычай обо всем совещаться с сенатом, и распоряжался государством как собствен­ным домом: сам - без народа и сената, - с кем хотел, воевал и мирился, заключал н расторгал договоры и союзы... Насколько несправедлив был он как царь в мирное время, настолько небезрассуден как вождь во время войны; искусством вести войну он даже сравнялся б с предшествующими царями, если бы и здесь его славе не повредила испорченность во всем прочем".
  
  -- Тарквиний Древний, пятый царь, согласно традиции, правил в 616 - 579 гг. до Р.Х. Одержал победу в борьбе против сабинян и латинов. Ему приписывается постройка в Риме канализации и закладка Капитолийского храма. Гай Саллюстий Крисп: "Он, как пе­редают, был первым, кто искательством домогался царства и вы­ступил с речью, составленною для привлечения сердец народа. Он, говорил Тарквиний, не ищет ничего небывалого, ведь он не пер­вым из чужеземцев (чему всякий мог бы дивиться или негодовать), но третьим притязает на царскую власть в Риме: и Таций из врага даже - не просто из чужеземца - был сделан царем, и Нума, незнакомый с городом, не стремившийся к власти, самими римлянами был призван на царство, а он, Тарквиний, с того вре­мени, как стал распоряжаться собой, переселился в Рим с супру­гой и всем имуществом. В Риме, не в прежнем отечестве, прожил он большую часть тех лет жизни, какие человек уделяет граждан­ским обязанностям. И дома и на военной службе, под рукою без­укоризненного наставника, самого царя Анка, изучил он законы римлян, обычаи римлян. В повиновении и почтении к царю он мог поспорить со всеми, а в добром расположения ко всем прочим е самим царем. Это не было ложью, и народ с великим единоду­шием избрал его на царство. Этот человек, в остальном достой­ный, и на царстве не расстался с тем искательством, какое выка­зал, домогаясь власти. Не меньше заботясь об укреплении своего владычества, чем о расширении государства, он записал в отцы сто человек, которые с тех пор звались отцами младших родов; они держали, конечно, сторону царя, чье благодеянье открыло им доступ в курию. Войну он вел сначала с латинянами и взял приступом город Аниолы; вернувшись с добычей, большей, чем позво­ляло надеяться общее мнение об этой, войне, он устроил игры, об­ставленные с великолепием, невиданным при прежних царях. То­гда впервые отведено было место для цирка, который ныне зовет­ся Большим. Были определены места для отцов и всадников, чтобы всякий из них мог сделав для себя сиденья".
  
  -- Тарпея - дочь Спурия Тарпея, связана с названием Тарпейской скалы - крутого обрыва на Капитолии, откуда сбрасывали предателей и других преступников. Чтобы усугубить вину Тарпеи, римские писатели сделали ее весталкой (хотя учреждение этого рода жриц в Риме приписывалось Нуме). Отголоски этой версии есть и у Ливия ("дева", "вышла за водой для священнодействий" ).
  
  -- Твердость духа. Твердость духа есть внутренняя сила человека, противоборствующая великим и, по-видимому, неодолимым препятствиям. Она часто возрастает с невозможностью победить трудности, и к удивлению нашему нередко побеждает оные. Трудное поприще воина, исполненное опасных подвигов, требует, так сказать, на каждом шагу сей доблести душевной; и в ком нем твердости духа, тот по форме только, а не по душе воин. (Я. Толмачев).
  
  -- Тезей (Тесей) - легендарный афинский герой и царь (по традиции XIII в. до Р.Х.), победитель Минотавра, участник похода аргонавтов. Начиная с V в. до Р.Х. Тезей, в честь которого в Афинах устраивались празднества, считался основателем города и основоположником демократии.
  
  -- Тексты пирамид - древнейший религиозный и литературный памятник Древнего Египта. "Тексты пирамид" нанесены иероглифами, окрашенными в зеленый цвет (цвет воскресения), на внутренних стенах пирамид фараонов V (Уна) и VI династий (Тети, Пиопи I, Меренра, Пиопи II) в Саккара (некрополь Древнего Мемфиса) во 2-й половине 3-го тысячелетия до Р.Х. "Тексты пирамид" представляли собой собрание магических формул, гимнов богам, отрывков мифов, имевших своей целью обеспечить умершему фараону вечную жизнь. "Тексты пирамид" - результат многовекового развития; древнейшие из них возникли еще в додинастическую эпоху.
  
  -- Тексты саркофагов - заупокойные магические тексты Древнего Египта, в основном относящиеся ко времени Среднего Царства. Их назначение такое же. как и "Текстов пирамид", к которым они частично восходят: уберечь умершего от грозных опасностей потустороннего мира и обеспечить ему вечную жизнь. В отличие от "Текстов пирамид", они имели в виду не только фараона, а любого умершего. "Тексты саркофагов" сохранились на стенках древних саркофагов и на стенах некоторых гробниц частных лиц. а также в отдельных (трех) папирусах. В дальнейшем некоторые из "Текстов саркофагов" послужили основой для "Книги мертвых".
  
  -- Тектосаги - галльское племя, обитавшее к северо-востоку от Пиренеев; они поддерживали воевавших с Римом кимвров и тевтонов.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023