ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Сила евреев заключается не в них самих, а в их организации"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
Оценка: 4.68*8  Ваша оценка:


"Сила евреев заключается не в них самих, а в их организации"...

Наполеон I

   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  

0x01 graphic

"Христос во время шторма на море Галилейском" (1633).

Художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)-

Военное искусство древних евреев:

уроки, которые надо осмыслить Россянам

  
   История еврейского народа, как показывают события и о чем свидетельствуют видные историки, связана с четырьмя основными факторами:
  
   - во-первых, особой ролью еврейской нации в человеческой цивилизации, о чем убедительно сказано в Ветхом завете, в частности, пяти книгах Моисея, четырех Книгах Царств, двух книгах Паралепомен и Книгах пророков;
   - во-вторых, психологией еврейской нации;
   - в-третьих, той ролью, которую в судьбе еврейского народа сыграли светские и духовные вожди (правители);
   - в-четвертых, военным фактором (в частности: пониманием роли войн и военных конфликтов в развитии нации, упрочении государства и сплочении единоплеменников; степень участия народа в обеспечении безопасности государства; отношение к военному званию и воинской обязанности элиты и простолюдинов; влияние последствий военных побед и поражений на дух народа и его установки на будущее и т.п.)
  
   Принимая во внимание значение главенствующего фактора (роль нации в мировой цивилизации) и его системообразующий характер, тем не менее, не следует сбрасывать со счетов значения каждого из названных факторов, понимая то, что на отдельных этапах истории каждый из факторов может выступить как системный и главный для данного этапа развития.
  
   Не отклоняясь далеко от предмета нашего научного интереса, тем не менее, считаем необходимым сделать некоторые разъяснения по поводу высказанных положений.
  
   Историчность еврейской нации прослеживается по целому ряду показателей:
  
  -- 1)народ этот неразрывно связан с именем Иисуса Христа; связь это состоит не только в том, что зачала, родила и воспитала его еврейка по национальности; в этом народе нашли питательную почву идеи христианства, из него вышли первые христианские борцы;
  -- 2)возникнув в глубокой древности, этот народ прошел длительный и тернистый путь в своем историческом развитии и не исчез с лица земли, а выжил, проявив недюжинные усилия к выживанию; это свидетельствует об огромной внутренней силе этого народа;
  -- 3)история еврейского народа дает пример всем прочим народам относительно того, в каком незавидном положении может оказаться сильный народ, если он будет нерадеть к тому призванию и роли, которая ему предначертана;
  -- 4) история этого же народа позволяет понять сколь важна вера в избавление от несчастий, лишений и страданий, основанная на потребности очиститься от скверны, пороков, нерадения к Богу и горячем желании следовать богоуказанным путем, вести благоразумный и благонравный образ жизни;
  -- 5) и последнее, история евреев помогает полнее понять все значение военного фактора в жизни нации, не характерного своим вероломством, хищничеством, агрессивностью, попранием слабого и беззащитного, а великого благородством своей задачи (защита Отечества), ясностью цели (безопасность государства)...
   *
  
   Бог, избравший евреев своей опорой на Земле, отдал им предпочтение как сильной, деятельной и "самосознательной нации", способной к духовному подвигу, святости, примеру добродетели.
  
   Отмечая, что все хорошее в человеке и нации только в соединении с божественным предохраняется от искажения и извращения, причины последующего падения еврейства следует искать в уклонении его (еврейства) от христианства.
  
   Вл. Соловьев справедливо отмечал, что "крест Христов, которым усвояется царство Божие, требовал от иудейского народа двойного подвига: во-первых, отречения от своего национального эгоизма, и, во-вторых, временного отречения от мирских стремлений, от своей привязанности к земному благополучию".
  
   Иудеями древнего мира и их потомкам не удалось справиться ни с одной из названных задач.
  
   *
   Это, в конечном счете, явилось главной причиной последующих бед и лишений еврейского народа, не только разделившегося на два царства (Иудейское и Израильское), ввязавшегося в гражданскую войну, попавшего в вавилонский плен, погрязшего в мирских заботах и утехах, но и утратившего чувство национального единства, духовную и физическую связь с землей Обетованной (Палестиной).
  
   ***
  
   Относительно вождей еврейства необходимо выделить следующее: среди них были выдающиеся личности и честолюбцы. Первые, силой своего авторитета, мудростью, верой в Бога, вели народ еврейский к процветанию. Вторые, преследуя свои мелкие интересы, или же, в силу духовной незрелости, невежества, корыстолюбия, боязни лишиться власти теряли завоевания предшественников, растрачивали национальное достояние евреев и тем самым подталкивали нацию к пропасти, в которую в конечном итоге и угодил еврейский народ (расчленение нации, плен, рассеяние по миру). Кратко охарактеризуем лишь вождей выдающихся.
   *
  
   0x01 graphic
  
   "Авраам на пути в Ханаанскую землю"
   Художник Питер Ластман, 1614 год
  
   Авраам уже называется евреем (Быт. 14, 13).
   В нем воплощаются все хорошие национальные качества еврейского народа, которые всегда высоко ценят на востоке: миролюбие, безкорыстие, верность слову, гостеприимство, богобоязненность.
   Миролюбие не мешает ему помогать оружием друзьям в беде.
   Но единственная цель его похода-- восстановить право, справедливость.
   Он не хочет обогатиться чужим имуществом и возвращает законным владельцам добычу, отнятую у врагов. Воинственного элемента вообще нет в жизни Араама и других праотцов еврейского народа..
  
   0x01 graphic
  
   Исаак--образец кротости и спокойствия; он сохраняет наследованные от отца блага в простоте чистосердечия, честною жизнью преодолевает злобу врагов. Бог, которому он служит в духе отца своего, благословляет его, так что он "возвеличивался боль­ше и больше" (Быт. 26, 13).
  
   0x01 graphic
  
   "Иаков, сражающийся с ангелом" (1855)
   Художник Поль Гюстав Доре
  
   Иаков ловкостью одолевает более сильного противника, усердным трудом приобретает стада и богатство, смирением умилостивляет могущественного врага
  
   Справка:
  
  -- Имя Иаков интерпретируется как производное от слова акев "пята, след", так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26).
  -- Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них.
  
   0x01 graphic
  
   "Смерть Моисея" , 1851.
   Художник Александр Кабанель
  
   Но Моисей, выросший при царском дворе, стал во главе движения за возрождение и освобождение своего народа. После многих превратностей, которые еврейская традиция передает с обилием деталей, он сумел вывести своих соплеменников из Египта и повел их к земле, где когда-то жили их отцы. (Некоторые авторитеты датируют Исход 1445 годом до н. э., но большинство ученых принимают дату около 1227 г. до н. э.), безусловно, стоит на первом месте как духовный, политический и военный лидер еврейского народа. Эта удивительная личность, сплотившая разобщенные племена в единый народ, заложившая фундамент развитой этической системы, давшая еврейству свод законов, ставших основой еврейской жизни и права вплоть до наших дней.
  
   Из всего многообразия работ, посвященных Моисею, нам представляется необходимым выделить труд Иосифа Флавия "Иудейские древности" и сделать из него извлечения, показывающие Моисея в качестве военачальника евреев на одном из трудных этапов жизни еврейства - исхода из Египта. Этот труд, по нашему мнению, позволяет понять основные взгляды Моисея на войну и принципы военной политики.
   *
   0x01 graphic
  
   Проникновение в Палестину началось под руководством Иисуса Навина, который, в отличие от Моисея, был скорее военачальником, чем духовным вождем. Он был известен как доблестный воин, и его дарования и способности на военном поприще сыграли весьма важную роль в истории народа. Отважный, решительный, настойчивый, быстрый, честный, жертвующий всем ради блага своих подчиненных и превыше всего вдохновляемый живой верой в Бога -- таков был тот, кого Бог избрал быть вождем израильтян и кому Он поручил ввести их в обетованную землю.
  
   Книга Иисуса Навина рассказывает о Божией благосклонности к избранному народу, о ходе побед и завоеваний народа еврейского народа, одушевленного религиозным чувством. В данном случае, в качестве извлечения из книги Иисуса Навина берется то место, где говорится о завоевании Иерихона, города, который был расположен на пути израильтян, и который действительно был вратами всей земли и представлял собой непреодолимое препятствие для них.
  
   Примечательно в этой книге то покровительство, которое трижды в этот период оказал Бог еврейскому народу:
  
  -- во-первых, подтвердив свою решимость помогать этому народу, как то было во времена Моисея;
  -- во-вторых, раздвинув воды Иордана для прохода людей;
  -- в-третьих, обрушив стены Иерихон.
  
   Безусловно, мы вправе заметить, что в действиях Иисуса Навина не отмечено нечто особенного, говорящего о выдающемся полководческом таланте.
  
   Очевидно, другое: военачальник действовал по Божьему повелению и всецело уповал на силу Божию.
  
   Но, несомненно, и другое: помощь Божия не дается человеку недостойному. Так что, в данном случае есть слияние Божией благодати с талантом и достоинством личности.
   *
  
   Время Судей Израилевых - это период междоусобий и ослабления еврейства. Случалось, какая-нибудь выдающаяся личность приобретала более широкое признание, обычно благодаря военным заслугам (Дебора, сумевшая создать временную коалицию почти всех племен против хананейской угрозы на севере; Эхуд, который обеспечил на некоторое время мир; Гидеон, с помощью военной хитрости разбивший малыми силами мидианитян; Самсон, человек огромной силы и очень находчивый, который какое-то время помогал сдерживать натиск филистимлян и стал героем многих еврейских сказаний и др.), но положение еврейского народа не улучшалось, а усугублялось.
   *
  
   0x01 graphic
  
   Аэндорская волшебница вызывает дух Самуила
   Художник Сальватор Роза
  
   Наконец, Самуил, выросший при святыне в Шило, но не принадлежавший к жреческой династии, благодаря своей доблести военачальника завоевал то почтение, с которым прежде относились к жрецам. Его дом в Раме, в горах Эфраима, стал в каком-то смысле национальным центром.
  
   Новый вождь понимал: чтобы противостоять врагам, угрожавшим независимости страны, нужна сильная единая власть. Только царь, которому будет подчиняться весь народ, сможет отразить филистимскую угрозу, бывшую в тот момент главной опасностью для евреев.
  
   0x01 graphic
  
   "Саул мечет копье в Давида"
   Художник Хусепе Леонардо
  
   Подвергшись в очередной раз нападению со стороны аммонитян, они были настолько подавлены поражением, что призыв к объединению усилий против врага не нашел отклика в их сердцах. Тогда храбрый крестьянин из племени Вениамина по имени Саул сам возглавил борьбу.
   Неожиданный набег через Иордан заставил врага отступить. Эффект оказался поразительный. Казалось, сама судьба предназначила Саула стать национальным вождем. С одобрения Самуила народ провозгласил Саула царем. Наконец, страна была почти целиком очищена от филистимлян. Однако внешняя опасность оставалась одним из важнейших факторов в жизни следующего поколения.
   *
   С течением времени стало очевидно, что народный выбор оказался неудачным. Саул был одаренным и бесстрашным военачальником, но не больше. Он оказался неспособным стать политическим лидером нации, ее духовным вождем. Правитель, который был способен на неожиданные вспышки жестокости и несправедливости, для которых даже интересы государства не могли служить смягчающим обстоятельством, не мог добиться единения нации. А без такого единства нельзя было рассчитывать на внутреннее согласие, сплоченность в минуту военной опасности и понимание общенациональных задач.
   *
  
   0x01 graphic
  
   Давиду приносят новость о смерти Саула
  
   Давид, сын земледельца из Иуды, пользовался уважением среди воинов Саула. Он прославился еще юношей, победив в поединке филистимского богатыря Голиафа. С тех пор он стал всеобщим любимцем. Давид женился на дочери царя, он был лучшим другом сына Саула Ионатана. Его дерзкие набеги на врага воспевались в народных сказаниях. Все это вызывало ярость Саула. Поняв, что его жизнь в опасности, Давид бежал в родные горы Иудеи. В течение нескольких лет он жил там во главе группы преданных ему друзей. Саул несколько раз пытался захватить его и безжалостно преследовал его сторонников. В конце концов, мятежному вожаку пришлось искать убежища у филистимлян, в войнах с которыми он когда-то прославился. Он жил в Циклаге под покровительством царя города Гата, когда Саул вместе с Ионатаном и двумя другими сыновьями пал в бою на горе Гильбоа, безуспешно пытаясь отразить новое вторжение филистимлян в центр страны.
  
   *
   Отношения Саула и Давида показывают, как честолюбие правителя берет верх над разумом и благими помыслами, как в угоду личного благополучия царь старается всеми способами избавиться от возможных конкурентов, как далеко заходит личная неприязнь и вражда и как пагубно это отражается на общем положении дел. Внутри самого правителя, некогда благоразумного, внимательного и лояльного к подданным, образуется некий источник зла, который созревает и расширяется по мере отступления его от Закона благоразумия и истинного предназначения правителя - служить всем своим существом делу благополучия своих граждан. В результате получается, что все заботы правителя сводятся лишь к личной выгоде и личной безопасности. При таких условиях вопросы общественного благоденствия уходят на задний план.
   *
   0x01 graphic
  
   Пророк Нафан обличает Давида.
   Парижская псалтырь
  
   Давид, став правителем всего Израиля (1006 г. до Р.Х.), в конечном счете, избавил евреев от филистимской опасности, полагаясь не только на силу своего оружия (как это делал Саул), но также на помощь союзников и наемников. Страна, напоминавшая при Сауле военный лагерь, при Давиде коренным образом изменилась: система военной службы стала опираться на иностранных наемников; союз свободных племен превратился в централизованное государство; новое государство обрело центр политической и светской власти - Иерусалим.
   По свидетельству Иосифа Флавия, "это был человек в высшей степени достойный, обладавший всеми качествами, необходимыми царю, в руках которого лежит благополучие стольких народностей. Будучи храбр, как никто другой, Давид в сражениях за независимость своих подданных всегда первый шел навстречу всяким опасностям и личным примером в строю побуждал солдат своих к перенесению всех тягостей боя, а не одними только приказаниями, как обыкновенно делают государи. При этом он обладал большою проницательностью и дальновидностью относительно будущего и отлично умел распоряжаться в каждый отдельный момент. Он отличался скромностью, мягкостью, отзывчивостью на нужды несчастных, справедливостью и человеколюбием, т. е. такими качествами, которыми именно и надлежит отличаться царям. При этом он никогда не злоупотреблял своею столь обширною властью, исключая случай с женою Урии. Вместе с тем он оставил после себя такие богатства, каких не оставлял ни один царь не только еврейский, но и никакого другого народа".
   *
   "Дав своему сыну эти наставления относительно управления, поручив его вниманию друзей своих и указав на тех лиц, которые заслужили наказание, Давид умер на семидесятом году своей жизни, быв царем в Хевроне над коленом Иудовым в продолжение семи лет и шести месяцев и процарствовав в Иерусалиме над всею страною тридцать три года".
  
   Народ сохранил в своем сердце особую симпатию к нему, не только как к основателю царской династии и выдающемуся лирическому поэту. Если еврейская история, до Давида представлялась путаным лабиринтом, с его появлением становится связной и последовательной, то причина этого заключается в первую очередь в его энергии и гении. До него Израиль был сборищем враждовавших между собой племен. К концу его жизни это был сильный и, как тогда казалось, единый народ.
   *
   0x01 graphic
  
   На смертном одре Давид назначил своим преемником младшего сына Соломона, едва вышедшего из детского возраста. Новый правитель с самого начала царствования столкнулся с волной недовольства, которую он безжалостно подавил. Затем его правление было преимущественно мирным.
   Легенда рисует царя Соломона как образец человеческой мудрости.
   Возможно, это связано с тем, что он больше применял дипломатические методы там, где его отец действовал силой оружия. Наступил период прочного мира. Положение Палестины как торгового пути между Африкой и Азией, а затем и Европой, использовалось более, чем когда-либо прежде. В ходе своих войн Давид сумел захватит город Эцион-Гевер в Акабсхом заливе.
   Соломон отлично знал цену этому владению: тот, у кого в руках находились одновременно Палестина и Эцион-Гевер, владел мостом, соединявшим три континента.
   *
   Вершиной царствования Соломона явилось сооружение на горе Сион величественного Храма для святыни, хранившейся прежде во дворце Давида. Храм был открыт с большой торжественностью в праздник Кущей. (Суккот) около 953 г. до н.э.
  
   Иерусалим стал не только политической, но и религиозной столицей страны. Три паломнических праздника, особенно Пасха, когда каждому мужчине полагалось явиться перед Божеством, служили обогащению города и превращали его в буквальном смысле в центр национальной жизни. Чтобы усилить значение Храма, все чаще стали запрещать жертвоприношения в других местах. Первоначально это, возможно, был политический ход, направленный в поддержку национальной святыни и обслуживавших ее жрецов. Однако с течением времени эта тенденция увеличила духовную силу еврейского монотеизма, показав, что религия возможна и без жертвоприношения. Это помогло приверженцам иудаизма сохранить свою веру даже тогда, когда Храма не стало.
   *
  
   После смерти царя Соломона империя Давида, со всеми ее блестящими перспективами, развалилась. Находившиеся о зависимости племена откололись. Отныне в течение двух веков еврейская история вынуждена делить свое внимание между двумя соседними государствами, кровно родственными, но постоянно соперничавшими, а временами и воевавшими друг с другом. Иудейское царство сохранило в качестве столицы Иерусалим. Центром Израильского царства стал Сихем (Шхем). По контрасту с относительным спокойствием в Иудейском царстве, где династия Давида завоевала прочную популярность в народе, Израильское царство находилось в состоянии постоянных волнений. Его раздирала вечная вражда между племенами.
  
   Каждый удачливый полководец становился угрозой прочности трона.
   За два века существования северного царства там сменилось девятнадцать правителей (вдвое больше, чем в южной части страны). Многие царствовали всего 1-2 года, некоторые - несколько месяцев, а один - только семь дней. По крайней мере половина этих царей умерла насильственной смертью, чаще всего от рук преемников. В редких случаях правителю наследовал его сын. Лишь две династии продержались несколько поколений.
   *
  
   0x01 graphic
  
   Пророк Амос.
   Художник Густав Доре
  
  
   Еврейские лидеры не вняли предсказанию пророка Амоса о грядущих бедах: "Жена твоя будет распут­ствовать в городе, сыновья и дочери падут от меча, земля твоя будет разделена ве­ревкой, а ты умрешь на земле нечистой, и Израиль будет непременно выселен из земли своей" (7, 10-17).
  
   Еврейский народ и его недальновидные лидеры так сильно уверовали в исключительность своего предназначения, в скорый приход "дня Иеговы", что считали это благодатью, которую уже не следует заслуживать, но которая реализуется сама собою.
   Израильтяне забыли об опасностях; они погрузились в спокойное пользование пло­дами побед и роскошью иноземной культуры; внутри усиливалось социальное неравенство и злоупотребления власть имущих, впереди рисовался все более и более отчетливо "день Иеговы", когда бог осудит язычников на рабство избранному народу.
  
   Пророк Осия, пытаясь вразумить израильтян, поучал: "запаситесь добрыми делами и обратитесь к Господу, скажите ему: прости всякое беззаконие, вместо тельцов принесем жертву уст наших, Ассур не будет уже спасать нас, не сядем на коня и не назовем богом рукотворенных, ибо у тебя только находит милосердие сирый"(Ос. 14,3-4).
   Таковы условия примирения с Богом...
   Голос пророка, однако, не был услышан.
   *
   Худшие ожидания Амоса и Осии исполнились: Израиль был разгромлен сна­чала Тиглатпаласаром, потом Саргоном; он был уведен в плен и погиб как нация.
  
   Пророк Исаия, вслед за Амосом и Осией, взывал: "...Научитесь делать добро, стремитесь к правосудию, заступитесь за сироту, защитите вдовицу" (Ис. 1, 10-17). Он еще тешил себя надеждой, что останется благочестивый "остаток" (Ис. 10, 22), который обратится к Богу и сделается достойным орудием для обновления мира и водворения царства Мессии.
   Но и его голос не был услышан в народе.
   Временные победы обернулись поражением.
   Народ впал в уныние.
  
   *
   0x01 graphic
  
   Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима (на библейский сюжет).
   Художник И.Е.Репин
  
   Появление пророка Иеремии, который с проницательностью государственного мужа видел, куда ведет народ светская и духовная политика его руководителей, с горестью взывал: "пастыри многие разорили виноградник мой, опустошили наследие мое, самый драгоценный участок мой обратили в пустыню не­проходимую, и в запустении плачет он предо мною; вся земля разорена и некому по­заботиться о ней" (Иер. 7, 26). Правительство недовольно его проповедью, посадило пророка в тюрьму, а военачальники иудейские обвинили его в измене и бросили в грязный ров ...
  
   *
   Политическая катастрофа (вавилонское пленение), будучи сама по себе величайшим ударом и испытанием для верующих, в то же время явилась наилучшим доказательством истинности предостережений пророков, в частности Иеремии: "станут просить видения у пророков, исчезнет закон у священника и закон у старцев" (Иер. 7, 26).
  
   Дей­ствительно, светская власть оказалась бессильной, иерархия также не отвратила гибели и даже не оценила опасности, только пророки не умолкая твердили о гряду­щей беде. Таким образом, они остались единственными, и нравственно и фактически, вождями народа. Но, ни правители, ни народ не смогли оценить их пророчество, а самое главное - не сумели предотвратить трагедию своего народа.
   *
  
   Пример древнееврейского государства побуждает нас вывести следующее обобщение:
  
  -- - во-первых, слабо и ничтожно то государство, которым правят недальновидные и корыстолюбивые политики;
  -- - во-вторых, пророчество, как предвидение будущего, безусловно имеет место в той стране, которая уклоняется от пути истинного и встает на путь гибели; предрекать будущее могут разные люди (как нам думается, с попустительства Божия); безусловно, возможны и лжепророчества, о чем предупреждал Иисус Христос, говоря: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные"... (Матф. 7,15); но в том и состоит мудрость руководителя, чтобы отличить одно от другого и, вняв мудрому предостережению, все сделать для того, чтобы вывести свой народ на верный путь;
  -- - в-третьих, правитель, который расправляется со своими противниками и оппонентами, в конечном счете оказывается наедине с самой ничтожной и коварной частью нации - придворными льстецами, которые, ради корысти, готовы принести в жертву будущее своей нации
  -- - в-четвертых, пророчество - это ипостась Бога, но есть сходная с ней ипостась - ипостась историка. А она, по мысли Н.М. Карамзина, требует следующего: "Историк не летописец: по­следний смотрит единственно на время, а первый на свойство и связь деяний: может ошибиться в распределении мест, но должен всему указать свое место", т.е. дать ценностную оценку историческим фактам и присвоить им соответствующий ранг. Но честный и добросовестный историк может и должен пойти дальше: он в состоянии предостеречь несведущих от повторения ошибок прошлого и от вступления на путь, который привел некогда могущественные империи к краху, а процветающий и независимый народ к порабощению и угнетению. Безусловно, для этого нужно желание, умение и мужество...
   *
   Указ Кира, царя персидского, от 538 г. до Р.Х., о разрешении израильтянам вернуться из вавилонского плена, не увлек весь народ идеей вернуться в землю Обетованную: лишь малочисленные группы людей возвратились в Иерусалим; весьма многие предпочли остаться в Вавилоне; вместо триум­фального шествия всего народа в землю, "источавшую мед и молоко", жалкие караваны при­были в одичавшую, обезлюдевшую Палестину, где они застали осевшими исконных врагов -- моавитян, аммонитян, идумеев и своих братьев, северных израильтян, сме­шавшихся с ассирийскими колонистами и, в виде так называемых самарян, осквер­нивших культ Иеговы языческими обрядами и служением, наряду с ним, другим богам.
   *
   После относительно небольшого периода свободы, началась насильственная эллинизация страны, сопровождавшаяся осквернением святынь, что вызвало начало партизанской войны.
  
   Первый удар нанес старый священник из дома Хасмонеев по имени Матитьягу, чьи семейные владения были в селении Модиин между Иерусалимом и побережьем. Поводом явилось сооружение там языческого алтаря, на котором местные жители должны были совершать жертвоприношения.
   Когда один из местных богачей решил показать пример, Матитьягу убил его. Затем он вместе со своими пятью сыновьями бросился на царского посланника, который разделил ту же участь.
   Разрушив алтарь, Матитьягу и его сыновья, за которыми последовала наиболее непримиримая часть населения, бежали в горы и подняли знамя восстания. Вокруг старого священника в горах Иудеи постепенно собрался значительный отряд недовольных. Они называли себя "Хасидим" ("благочестивые"), т. е. те, кто отказались поклоняться идолам. Время от времени, спускаясь по ночам в долины, они нападали на городки и селения и убивали там царских чиновников и эллинизированных евреев.
   *
   Матитьягу умер вскоре после того, как он поднял знамя восстания.
   На смертном одре он наказал избрать вождем своего третьего сына Иуду по прозвищу Маккавей (обычно это имя производится от слова "Маккава" - молот).
  
   Повстанцы Иуды Маккавея одержали ряд побед, но затем потерпели поражение от сирийских полководцев, а после гибели Иуды началась многолетняя гражданская война, закончившаяся римским вторжением, коренным образом изменившим положение дел: с династическими распрями было покончено; взятие Помпеев Иерусалима знаменовало собою конец периода независимости Хасмонейского царства...
   *
   В этот период произошли три знаменательные события:
  
  -- - во-первых, уже в первом веке до Р.Х. Страбон отмечал, что евреи проникли во все страны, так что трудно было найти место, где бы их не было. Это свидетельствует о растущем значении диаспоры (рассеяния, иврит: гола, галут) в этот период;
  -- - во-вторых, евреи, хотя и были небольшим народом, но иудаизм уже тогда стал мировой религией;
  -- - в-третьих, появление Талмуда ознаменовало собой возникновение некого сокровенного учения, способного дать любому еврею духовное убежище, независимо от того, где он находился
  
   *
   Думается, с этого периода начинается процесс духовно-практической консолидации еврейского народа, означавший следующее: каждый еврей, независимо от его гражданства, ставился в некую духовную, материальную и политическую зависимость от центра еврейства ("земли Обетованной") и обязывался приносить реальную пользу еврейскому сообществу (думается, нередко и вопреки интересам того государства, гражданином которой он формально значился).
   *
   В концентрированном виде еврейское умение воевать представлено "Еврейским ратником", составленным аббатом Августином Калметом, переведенным на русский язык протоиреем Иоанном Крассовским и изданном в Санкт-Петербурге в 1795 году. Этот труд последовательно излагает взгляд автора на боевые качества евреев, состав их войска, способы объявления и ведения ими войны, вопросы управления войсками и значение религиозного фактора в победах и поражениях еврейской армии.
  
   *
   Тем не менее, этот автор, также как и Иосиф Флавий, не пытаются заострить вопрос на том, в чем же была истинная причина падения еврейского государства. Если одна причина (безусловно, главная) состоит в том, что евреи уклонились от Бога, ими указывается, то военное дело представляется как нечто совершенное, а еврейские воины рисуются "прехрабрыми", "неустрашимыми", "благоразумием превосходнейшие" (так их характеризует Калмет).
  
   Нам же, думается, не все так гладко, как писано, было, ибо, даже труды названных ревнителей еврейской истории, позволяют указать на следующее:
  
   - во-первых, военная политика еврейского государства после Моисея не может быть отнесена к разряду разумной и взвешенной: внутри государства нередко игнорировались вопросы безопасности и отмечалось благодушие и самоуспокоенность после достигнутых побед, как со стороны правителей, так и со стороны подданных; внешняя политика не всегда была разумной и дальновидной (авантюризм, пожалуй, лучшее определение такой политики);
   - во-вторых, высшие командные кадры, как правило, специально не готовились; на руководящие посты среднего и низшего уровня выдвигались те, которые сумели проявить смелость в бою (известно, тем не менее, что не каждый смелый воин может быть командиром); специальные военные школы отсутствовали;
   - в-третьих, еврейские военачальники не стремились перенять у противника его военные достижения (примером тому может служить длительное нежелание использовать в бою колесницы и создавать конницу, как род войск);
   - в-четвертых, оружие длительное время не совершенствовалось и было примитивным; военно-инженерное искусство было не в почете;
   - в-пятых, моральный фактор, как средство укрепления боевой мощи войск и поднятия духа народа, в полном его объеме, использовался только выдающимися людьми и, главным образом, священнослужителями; прочими же правителями еврейства он либо недооценивался, либо фактически играл отрицательную роль;
   - в-шестых, целенаправленного военного и духовного воспитания юношества, как правило, не осуществлялось;
   - в-седьмых, отсутствие внутреннего единства среди еврейства не способствовало консолидации людей, их сплочению в минуты военной опасности; в нужные (опасные для государства периоды) патриотический настрой и боевой дух еврейского народа был низок;
   - в-восьмых, психология избранности (исключительности) приводила к зазнайству, самоуспокоенности, благодушию, недооценке грозящей опасности, снижению упорства в воинских упражнениях и военном искусстве;
   - в-девятых, евреи рано поняли, что от трудностей военной службы можно откупиться, а вместо себя можно выставить наемника и на него переложить все тяготы военной службы и заботу о безопасности государства;
   - в-десятых, все вместе взятое, по всей видимости, привело к мысли о том, что вместо военного искусства еврейству необходимо овладеть искусством иного рода - умением достигать реального господства (власти) посредством доступа к финансам, культуре, юриспруденции, медицине, образованию и науке, в чем они (евреи) значительно преуспели;
   - в-одиннадцатых, жизнь, в то же время, внесла коррективы в эту политику (не отрицая, впрочем, и направление, указанное в п.10): восстребовалось некогда сданное в архив искусство - наука побеждать врага и ею пришлось овладевать уже в момент непосредственной военной опасности, что, безусловно, нельзя признать нормальным, ибо такое "ученичество" сопровождается большой кровью, крупными потерями материальными и духовными.
  

0x01 graphic

Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима

Художник Харменс ван Рейн Рембрандт

  
   Не имея полных данных для серьезных современных обобщений, осмелимся высказать мысль о том, что еврейский народ все же оказался глух к уроками своей военной истории и не сделал надлежащих выводов для военной политики и военного дела.
  
   Это обобщение вытекает из того состояния, в котором ныне находится Израиль, ежедневно подвергаясь нападению со стороны палестинских боевиков и находясь во враждебных отношениях с рядом государств Ближнего Востока. Силовая составляющая военной политики государства (Армия обороны Израиля) - это крайнее средство разрешения противоречий и конфликтов - находится в постоянной боевой готовности и боевсом применении.
  
   Но у военной политики государства есть еще политическая, дипломатическая, психологическая и духовная составляющие, которые, по нашему разумению, используются крайне слабо.
  
   Безусловно прав был китайский полководец Сунь-цзы, который около 2 тыс. лет тому назад верно определил искусство борьбы с противником и вывел формулу стратегического одоления врага: "Кто искусно ведет войну, тот покоряет чужие войска без сражения, захватывает чужие крепости без осады, сокрушает чужие государства без длительных кампаний. ...Не прибегая к войне, можно иметь выгоду".
   *
   История вразумляет лишь тех, кто желает учиться на ошибках, кто не оставляет ученичества ни на мгновение, кто не встает в позу всезнающего, всеумеющего, кто каждый раз понимает, как малы и несовершенны его познания и умения и как много еще предстоит сделать для совершенствования.
   0x01 graphic
  

Христос в пустыне, 1872

Художник И.Н.Крамской

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Речь идет, прежде всего о Диодоре Сицилийском, Максе Фабии, Плутархе, Тите Ливии, Гезиоде, Лукреции, Вергилии, Таците, Страбоне и др.
   Публицист, живущий в Германии, представительница уже "третьей волны" эмиграции, С. Марголина пишет: "Еврей - не фантастическая выдумка. Его самосознание начинается с ощущуения "отличности" .Оно коренится в традиции избранности, которая, потеряв религиозную непосредственность, реализуется в мирской форме чувства превосходства и нарциссизма".
   Н.А. Бердяев, говоря о судьбе еврейства, писал: "Еврейский народ есть, по преимуществу, народ истории, и в исторической судьбе его чувствуется неисповедимость Божьих судеб. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования как одного из самых древних народов мира в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, - вес это указывает на особые, мистические основы его исторической судьбы. Всемирно-историческая роль еврейства, в сущности, не может быть поколеблена научной критикой традиционной библейской истории, таинственность этой судьбы остается неприкосновенной". И последнее: "...вина (еврейства - А.К.) не была индивидуальна, это не была вина отдельного человека, а вина народа перед лицом Бога". - См.: Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 68.
   Можно добавить: у евреев, как и у всякого другого народа, были и достоинства, выгодно отличавшие их (особенно в эпоху нравственного упадка эллинистического мира) от их соседей; "таковы добродетели, признававшиеся даже врагами евреев: глубокая религиозность, строгое повиновение закону, крайне скромные потребности, благотворительность, привязанность друг к другу, презрение к смерти на войне, усердие к земледелию и ремеслам" (L. Friedlander, Darst. aus der Sittengeschichte Roms. III, 515). - См.: Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире.
   Владимир Сергеевич Соловьев -- крупнейший русский религиозный фи­лософ, поэт, публицист и критик. Сын известного русского историка С. М. Соловьева. После речи против смерт­ной казни в марте 1881 г. (в связи с убийством Александра II народоволь­цами) В.С. Соловьев был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-х гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объедине­ние "Востока" и "Запада" через воссое­динение церквей, борясь за свободу совести против национально-религиозной дискриминации. В 90-х гг. зани­мался философской и литературной работой; переводил древнегреческого философа Платона, вел философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
   Курсив авт.-сост.
   См.: Вл. С. Соловьев. Еврейство и христианский вопрос.
   См.: Вебер Г. Всеобщая история. т.1. - М., 1885. - С.560.
   См.: Вебер Г. Всеобщая история. т.1. - М., 1885. - С.563.
   Основную часть синайского законодательства составляет без сомнения "Книга Завета", занимающая конец 20-й главы. 21-ю и 22-ю главы и половину 23-й главы книги Исход (XX, 22 - XXIII. 19). "Книгою Завета" назы­вается она в следующей главе книги Исход: "И взял (Моисей) Книгу Завета, и прочитал ее вслух народу" (Исход, XXIV, 7).
   Иосиф Флавий, родом иудей, но имевший греческое и рим­ское образование. Храбрый защитник города Иотапата, в Иудее, во время восстания иудеев против римлян, он, быв взят последними в плен, находился при Тите в продолжение осады Иерусалима (68 г. по Р. X.) и неоднократно, но тщетно был употреблен Титом для склонения иерусалимлян к добровольной сдаче. Умер в преклонных годах в Риме. Написал на греческом языие 1) "Иудейская война" и 2) "Иудейские древности".
   "Книга Иисуса Навина" - каноническая книга Ветхого Завета, первая по порядку из числа исторических книг. Содержит 24 гл. Имя автора в тексте не упоминается. Название книге дано по ее гл. действующему лицу, Иисусу Навину (евр. Иехошуа бин Нун).
   См.: Сесиль Рот. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну. - Иерусалим, 1967.
   "Спустя месяц после этого Саул снискал себе всеобщее уважение путем войны с амманитским царем Наасом, который с огромным и отлично вооруженным войском двинулся на живших по ту сторону Иордана иудеев, причинил им массу зла и разрушил и покорил их города, причем не удовольствовался этими насилиями и жестокостями, но сумел коварною хитростью лишить этих евреев и в будущем возможности стряхнуть с себя его иго; дело в том, что он велел выкалывать правый глаз всем тем, которые сдавались ему на слово или которые попадали к нему в качестве военнопленных. Делал он это для того, чтобы лишить этих людей раз навсегда способности к военной службе, потому что левый глаз оставался у них в бою прикрытым щитом". - См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. (6, 5-1).
   "Однажды ему пришлось по поручению отца отправиться в еврейский лагерь, чтобы доставить братьям съестных припасов и узнать, что они поделывают. В то время Голиаф как раз опять вышел со своим вызовом на единоборство и стал поносить евреев, среди которых не находится храбреца, решившегося бы вступить с ним в бой. Когда Давид, в то время разговаривавший с братьями и передававший им поручения отца, услышал, как филистимлянин поносит еврейское войско и укоряет его в трусости, он страшно рассердился и заявил своим братьям о своей готовности вступить с врагом в единоборство. На это старший из братьев, Елиав, закричал на него, что это, при его молодости, было бы безумною смелостью, и велел ему немедленно вернуться назад к стадам и отцу. Боясь брата, Давид собрался уходить к отцу, но при этом заявил нескольким воинам о своем желании принять вызов на бой. Когда последние тотчас донесли об этом желании юноши Саулу, царь немедленно послал за ним и на расспросы свои получил от Давида ответ: "Не падай, царь, духом и не сомневайся, мне удастся отнять у врага его самомнение, вступив с ним в бой и поразив огромного исполина. Тогда он навлечет на себя насмешки, твое же войско покроет великая слава, когда Голиафу придется пасть от руки не человека, уже испытанного в бою и знакомого с военным делом, но от мальчика моего возраста, по которому я кажусь вам еще ребенком". - См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. - (6,9-2).
   "Между тем женщины вскоре возбудили в душе Саула зависть и ненависть к Давиду. Дело в том, что навстречу возвращавшемуся домой победоносному войску вышли женщины с песнями, кимвалами, литаврами, всевозможными музыкальными инструментами и начали петь, что Саул перебил много тысяч филистимлян, тогда как девушки стали воспевать славу Давида, восклицая, что он погубил много десятков тысяч врагов. Когда царь услыхал, что его ставят ниже юноши, приписывая последнему избиение большого числа неприятелей, то он подумал, что для завершения славы Давида ему недостает только царской власти, и потому начал бояться юноши и с недоверием относиться к нему. Ввиду этого соображения он перевел Давида с его прежней должности своего личного оруженосца, которую он, благодаря непосредственной к нему близости молодого человека, считал слишком опасной, на место начальника над тысячью воинов, что было несомненным повышением и вместе с тем, по мнению царя, покойнее для него самого. Тут он рассчитывал иметь возможность почаще отправлять Давида в походы, где тот подвергался бы беспрерывным опасностям и легко мог бы погибнуть". - См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. - (6,10-1).
   Не случайно, одной из мер, по свидетельству Иосифа Флавия, "Саул выбрал из народа около трех тысяч человек, из которых две тысячи назначил своими телохранителями в резиденции своей, Вифиле, а сыну своему Ионафу предоставил в виде почетной стражи остальных, с которыми и отправил его в город Гаву". - См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. - 6,6-1
   Наемники, как свидетельствует история, - ненадежный и опасный элемент, ибо, "сделав из войны ремесло, переходя со службы одному политическому центру на службу другому, совершенно деклассировались и уложились в особые организации, получившие огромный политический вес". - Так писал о наемниках средневековья А.А. Свечин. Но сказанное вполне можно отнести и к наемникам периода античности. - См.: Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. В 2-х тт. - М. - Л., 1927-1928. - С. 155.
   Среди городов, захваченных Давидом внутри естественных границ страны, был один, Иерусалим, который идеально подходил для этой цели. Расположенный в центре, он не был исторически связан ни с одним племенем. Окруженный с трех сторон пропастями, город был почти неприступен. Рядом проходили важные пути связи и торговли. Помимо всего, город был завоеван Давидом и стал его любимым детищем. Давид отдавал всю свою энергию на украшение и укрепление новой столицы. Он присоединил к городу гору Сион (с тех пор территорию, заключенную в стенах, стали называть "Городом Давида"). Построил роскошный царский дворец и перенес в него древнюю святыню Бога Израиля. Собирался построить для нее величественный храм. Со времен царя Давида до наших дней Иерусалим и гора Сион были и остаются духовным (хотя не всегда политическим) центром для большей части еврейского народа.
   Иосиф Флавий. Иудейские древности. - (7,15-2).
   Иосиф Флавий. Иудейские древности. - (7,15-2).
   См.: Сесиль Рот. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну. - Иерусалим, 1967.
   См.: Сесиль Рот. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну. - Иерусалим, 1967.
   См.: Тураев Б.А. История древнего Востока. Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. В 2 т. - Т.1. - М.: ОГИЗ, 1936. - С. 67-68.
   Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12-ти т. - Т.I-IV. - М., 1993.- С.11.
   Римские войска разграбили Иерусалим и сожгли Храм. Крепость Масада, последний оплот еврейского героизма, пала три года спустя. Жертвенная трагедия Масады -- одна из самых священных страниц в истории сопротивления еврейского народа. Когда командир крепостного гарнизона понял, что капитуляция неизбежна, он обратился с призывом к своим товарищам, предпочесть самоубийство плену. Каждый мужчина должен был убить свою жену и детей и жеребьевкой были выбраны десять человек, чтобы убить остальных. После этого один из них должен был убить девять своих товарищей и покончить с собой, бросившись на меч. Овладев крепостью, римляне застали в живых только двух старух и пятерых детей, спрятавшихся в пещерах. С еврейской независимостью было покончено, и на форуме в Риме была воздвигнута арка с изображением еврейских пленников и трофеев, захваченных в Храме. - См.: Черчилль Р.С. и У. Шестидневная война. -- Иерусалим, "Библиотека-Алия", 1989.
   Страбон, знаменитый греческий географ, род. в 19 г. по Р. X. в Амассии, в Каппадокии, путешествовал по Греции, Италии, Египту и Азии, и старался с точностью исследовать все эти страны и собирать верные сведение о них. До нас дошло большое географическое сочинение его в 17-ти книгах, которое вместе с тем есть и историко-статистическое, ибо содержит также подробные сведения об образе правления, нравах и обычаях народов описываемых стран. Сведения свои он почерпал частью из собственных наблюдений, частью из географических трудов Гекатея, Артемидора, Евдокия и Эратосфена, а также из историков и других писателей, и таким образом составил сочинение, которое богатством содержание и основательностью превзошло все предшествовавшие подобного рода сочинения и может служить весьма полезным пособием для изучения воен­ной истории и географии древних времен.
   Нельзя отрицать существование этой силы, которую Гретц назвал "чудесной взаимосвязью", соединяющей евреев мира: слишком часто и слишком мощно она воздействует на жизнь человечества. - См.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка.
   Учение иудаизма состоит из двух частей: Письменной Торы и Устной Торы. Письменная Тора включает в себя Хумаш (Пятикнижие), Невиим (книги пророков) и Ктувим (Писания) - всего двадцать четыре книги, совокупное название которых - Танах, аббревиатура первых букв слов Тора (в узком смысле это слово - синоним слова Хумаш), Невиим и Ктувим. Основу Устной Торы составляет Талмуд, который, в основном, дополняет и разъясняет Тору Письменную.
   Образ жизни, столь детально предписанный Талмудом, объединил весь народ Израиля, где бы он ни находился и на какие бы политические фракции он не делился. Он наложил на евреев характерный отпечаток, который отличая их от всех прочих народов, а также придал им феноменальную силу устойчивости и сплоченности. Диалектика Талмуда отшлифовала еврейский ум и придала ему необычную острогу мышления. Более того. Талмуд давал преследуемому еврею средних веков иной мир, в котором он находил духовное убежище, когда превратности того мира, в котором он жил, становились невыносимыми. Талмуд давал ему "родину", которую можно было взять с собой, когда его родная земля была потеряна для него. И если евреи сумели сохраниться как народ в течение долгих последующих столетий, в условиях, которых не пережил ни один иной народ, то в первую очередь они обязаны этим Талмуду.
   "Их столица - это святой город Иерусалим, а как граждане они принадлежат тому городу, в котором родились и были воспитаны", - пишет Филон. Каждый еврей, достигший двадцати лет, должен был платить дань в пользу Иерусалимского храма и хотя бы раз в жизни посетить его. - См.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка.
   В период античности, евреи, занимавшие высокие посты, энергично отстаивали интересы евреев своего города или провинции, а иногда и других провинций. - См.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка.
   Как пример: Возгордившись своею победою и военными удачами, Амасия стал забывать, что виновником этого был Господь Бог, и начал почитать тех богов, культ которых он привез с собою из страны амалекитян. Тогда к царю явился пророк и выразил ему свое удивление по поводу того, что он считает настоящими богами те божества, которые не были в состоянии ничем помочь своим всегдашним поклонникам и не смогли не только вырвать последних из-под его власти, но даже спокойно взирали на гибель множества своих почитателей и на то, что их самих забрали в плен: ведь их привезли в Иерусалим точно таким же образом, каким отвозят туда пленных неприятелей. Это заявление вызвало гнев царя, и он приказал пророку замолчать, угрожая ему в противном случае, если он будет вмешиваться не в свое дело, жестоким наказанием. - См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. - (9,9-2).
   См.: Еврейский ратник, или Рассуждение о военном деле древних евреев на основании свидетельств священного писания и древностей иудейских, сочиненное аббатом Августином Калметом, а на российский язык с латинского преложенное имп. Российской академии членом протоиреем Иоанном Крассовским. - СП б., 1795. - С. 3.
   Войсками предводитель­ствовали старейшины, вожди колен и судии народные. - См.: Голицын Н. С. Всеобщая военная история древнейших времен. - ч. I. От древнейших времен до смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х. ). - СП б., 1872. - С. 24.
   Конницы евреи вдревле вовсе не имели, ибо мало ценили и уважали ее; но позже, в последние времена судей, начали вводить ее у себя. Соломон образовал 1.200 постоянных военных колесниц. При царях употребление ее распространилось, а число умножилось -- значительно. При Давиде в составе иудейских войск уже всегда было большее или меньшее число конницы. Так, в войне с Аддад-Эзаром, царем Низибийским, Давид имел 20.000 человек пехоты, 1.000 военных колесниц и 7.000 человек конницы. Соломон учредил 12.000 человек постоянной конницы. - См.: Голицын Н. С. Всеобщая военная история древнейших времен. - ч. I. От древнейших времен до смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х. ). - СП б., 1872. - С. 26.
   К нему активно прибегали Моисей, Иисус Навин, Давид, Соломон, Иуда Маккавей...
   Лица духовного звания принимали деятельное участие в военных подвигах еврейского народа, одушевляя вои­нов, перед началом каждой войны и каждой битвы, религиозными чувствами. - См.: Голицын Н. С. Всеобщая военная история древнейших времен. - ч. I. От древнейших времен до смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х. ). - СП б., 1872. - С. 25.
   Каждый еврей, имевщий свыше 20-ти лет от роду, обязывался был воином, но не готовился к этому занятию специально. - См.: Голицын Н. С. Всеобщая военная история древнейших времен. - ч. I. От древнейших времен до смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х. ). - СП б., 1872. - С. 23.
   Нам не известны примеры организации специальных военных учений, как то было в Спарте, древнем Риме и других античных государствах.
   В.В. Розанов писал: "Они избегают и не выносят трудных работ, как и солдатский ранец для них слишком тяжел". - См.: Василий Розанов В соседстве Содома (Истоки Израиля)
   Ставка на наемника, тем более иностранного, во все времена показывала, что это не только ошибочное решение, но и опасное предприятие, ибо деньги, которые питают его военное рвение, всегда могут быть найдены на его перекупку. - См.: Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. В 2-х тт. - М.-Л., 1927-1928. - глава седьмая "Наемные армии".
   То, что наблюдается в военной политике современного Израиля, - это, пожалуй, запоздалая попытка наверстать упущенное. Пора зрелости в этой области приходится на войну 1967 г. с Египтом, когда за неполные 80 часов до начала войны под руководством М. Даяна оказалась армия, скомплектованная из сельскохозяйственных рабочих, зеленщиков, водителей такси и состоятельных деловых людей, т.е. на четыре пятых из резервистов. Ограниченность мужских призывных ресурсов потребовала законодательно обязать службе в армии женщин. Их действительная служба продолжается 18 месяцев. Будучи в резерве, они ежегодно служат: капралы и ниже -- 30 дней, сержанты и выше -- 42-47 дней. Генерал Иоффе, командовавший дивизией в Синае, воздал должное женщинам, служившим в израильских вооруженных силах: "Когда мужчины видят, что женщины наравне с ними страдают от зноя, мошкары, неудобств и усталости, это побуждает их сражаться и выносить тяготы и лишения войны с еще большей стойкостью". Далее он сказал: "Я хотел бы подчеркнуть здесь, что бойцы моей дивизии -- от ее командира до рядовых -- штатские люди, которые надели мундиры только три недели назад. Я сам был штатским в течение двух лет после демобилизации, но должен был уйти из Общества охраны природы, чтобы охранять не природу, а страну. Это обычное явление в Израиле, где сегодня ты солдат, а завтра совсем другое". Каждый человек понимал, что если для арабов поражение означало разгром армии, то для Израиля оно означало прекращение его существования как государства и истребление народа. Один израильский офицер, служивший в британской армии во время Второй мировой войны и участвовавший в Аламейнской битве, так представлял себе последствия израильского поражения: "Это была бы вторая Масада. Если бы египтяне добрались сюда, они бы не застали никого в живых. Я предпочел бы убить свою жену и дочь, чем допустить, чтобы они попали в их руки. И я не знаю никого, кто поступил бы иначе". - См.: Черчилль Р.С. и У. Шестидневная война. -- Иерусалим, "Библиотека-Алия", 1989.
   В Израиле предпринимаются лишь активные действия, чтобы укрепить военную составляющую - Армию обороны Израиля (ЦАХАЛа). Принципы, позволяющие уравновесить численное превосходство потенциального противника, состоят в следующем: максимально полное использование людских ресурсов за счет всеобщей обязательной воинской повинности для лиц обоего пола и на сравнительно долгие сроки; система резервистов; постоянная забота о высоких боевых качествах личного состава; обеспечение максимально возможного превосходства в области военной техники; и, наконец, использование фактора внезапности во всех сферах: военной доктрины, тактики и техники. - См.: Нетанель Лорх. Армия обороны Израиля (автор - подполковник резерва, посол и бывший генеральный секретарь Кнессета, основатель Отдела истории Армии обороны Израиля, автор книг "Разящий меч", "Такая долгая война", "Щит Сиона" и "Наиболее значительные дебаты в Кнессете").
   Генерал Сунь-цзы, знаменитый полководец дома Ву, жил в начале VI-V столетии до н.э., когда Китайская империя, после династии Хань, распалась на части. Он оставил сочинение о высшем военном искусстве, которое до сих пор считается лучшим в Китайской империи, а потому оно, по вековому обычаю государства, включено в общую книгу законов человеческих познаний. Кто хочет получить высшее звание в военном управлении, тот должен написать толкование или разбор одной из глав сочинения Сунь-цзы, и по тому толкованию или разбору военный ученый совет решает, может ли занявший занять высшую должность, т.е. достаточно ли он понимает правила высшего военного искусства, науку начальника, науку полководца. Можно предполагать, что то были инструкции полководца своим ближайшим подчиненным перед началом какой-либо войны, в которых он хотел их ознакомить со своим образом мыслей, со своими требованиями, чтобы они лучше могли понимать его распоряжения, образ действий и не торопились судить, а тем менее осуждать его. Нельзя не сознать в Сунь-цзы умение схватить важные черты полководческого искусства, умение отделить все неизменное в военном искусстве от изменяемого, тактического, так что, несмотря на множество веков, протекших с того времени, когда он жил, правила его кажутся как будто написанными для настоящего времени, и полководец, действующий по его понятиям, не был бы хуже позднейших гениальных полководцев.
   Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. - М. , 1955. С.41-42.
  

0x01 graphic

  
  

Оценка: 4.68*8  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012