ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Сильнейший давил слабейшего"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Сильнейший давил слабейшего"...

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

МЫСЛИ НА БУДУЩЕЕ...

   0x01 graphic
  
   Н.М. Костомаров
   (продолжение)

0x01 graphic

"Медный бунт" 1662 г.

Художник Э.Лисснер. 1938 г.

  
  
   Затруднения московского правительства не ограничивались одними военными неудачами.
  
   Внутри государства господствовало расстройство и истощение.
  
   Война требовала беспрестанного пополнения ратных сил:
  
   - служилых людей то и дело собирали и отправляли на войну;
   - они разбегались;
   - сельские жители разных ведомств постоянно поставляли даточных людей, и через то край лишался рабочих рук;
   - народ был отягощаем налогами и повинностями;
   - поселяне должны были возить для продовольствия ратным людям толокно, сухари, масло;
   - торговые и промышленные люди были обложены десятою деньгою, а в 1662 году наложена на них пятая деньга.
  
   Налоги эти производились таким образом:
  
   - в посадах воеводы собирали сходку, которая избирала из своей среды своих окладчиков;
   - эти окладчики окладывали прежде самих себя, потом всех посадских по их промыслам, сообразно сказкам, подаваемым самими окладываемыми лицами;
   - причем происходили нескончаемые споры и доносы друг на друга.
  
   Тяжела была эта пятая деньга, но финансовая проделка, к которой прибегло правительство, думая поправить денежные дела, произвела окончательное расстройство.
  
   Правительство, желая скопить как можно более серебра для военных издержек, приказало всеми силами собирать в казну ходячие серебряные деньги и выпустить на место их медные копейки, денежки, грошовики и полтинники.
  
   Чтобы привлечь к себе все серебро, велено было собирать недоимки прошлых лет, а равно десятую и потом пятую деньгу, не иначе, как серебряными деньгами, ратным же людям платить медью.
  
   Вместе с тем правительство издало распоряжение, чтобы никто не смел подымать цену на товары и чтобы медные деньги ходили по той же цене, как и серебряные.
   Но это оказалось невозможным.
  
   Стали на медные деньги скупать серебряные и прятать их; этим подняли цену серебра, а затем поднялась цена и на все товары.
  
   Служилые люди, получая жалованье медью, должны были покупать себе продовольствие по дорогой цене.
  
   Кроме того, легкость производства медной монеты тотчас искусила многих:
  
   - головы и целовальники из торговых людей, которым был поручен надзор за производством денег, привозили на денежный двор свою собственную медь и делали из нее деньги;
   - сверх того, денежные мастера, служившие на денежном дворе, всякие оловянщики, серебряники, медники, делали тайно деньги у себя в погребах и выпускали в народ.
  
   Таким образом, медных денег делалось больше, чем было нужно.
   В одной Москве было выпущено поддельной монеты на 620000 рублей.
  
   По Москве стали ходить подметные письма; их прибивали к воротам и стенам.
  
   25-го июля, когда царь был в Коломенском селе, в Москве в этот день на лобном месте собралось тысяч пять народу.
   Стали читать во всеуслышание подметные письма.
   Толпа закричала: "Идти к царю требовать, чтобы царь выдал виновных бояр на убиение!"
  
   Бывшие в Москве бояре поспешно дали знать царю.
   Одна часть народа бросилась грабить в Москве дома ненавистных для них людей, другая еще большею толпою двинулась в село Коломенское, но без всякого оружия.
  
   Царь был у обедни.
   Когда к нему пришла весть о московской смуте, он приказал Милославскому и Матюшкину спрятаться у царицы, а сам оставался на богослужении до конца. Выходя из церкви, он встретил толпу, которая бежала к нему с криком и требовала выдачи тестя и любимца.
  
   Царь ласково стал уговаривать москвичей и обещал учинить сыск.
   "А чему нам верить?" - кричали мятежники и хватали царя за пуговицы.
  
   Царь обещался им Богом и дал им на своем слове руку.
   Тогда один из толпы ударил с царем по рукам, и все спокойно вернулись обратно в Москву.
  
   Немедленно царь отправил в столицу князя Ивана Андреевича Хованского, велел уговаривать народ и обещал приехать в тот же день в Москву для розыска.
   ...
  
   Царь, в угождение народу, приказал взять его под стражу и сказал, что тотчас едет в Москву для сыску.
  
   Мятежники сердито закричали: "Если нам добром не отдашь бояр, то мы сами их возьмем по своему обычаю!"
  
   Но в это время царь, видя, что к нему на помощь идут стрельцы из Москвы, закричал окружавшим его придворным и стрельцам: "Ловите и бейте этих бунтовщиков!"
   У москвичей не было в руках никакого оружия. Они все разбежались. Человек до ста в поспешном бегстве утонуло в Москве-реке; много было перебито.
  
   Московские жители всяких чинов, как служилые, так и торговые, не приставшие к этому мятежу, отправили к царю челобитную, чтобы воров переловить и казнить.
  
   Царь в тот же день приказал повесить до 150 человек близ Коломенского села; других подвергли пытке, а потом отсекали им руки и ноги.
  
   Менее виновных били кнутом и клеймили разженным железом буквою "б" (т. е. бунтовщик).
  
   Последних сослали на вечное житье с семьями в Сибирь, Астрахань и Терк (город, уже не существующий на реке Тереке).
  
   На другой день прибыл царь в Москву и приказал по всей Москве на воротах повесить тех воров, которые грабили дома. По розыску оказалось, что толпа мятежников состояла из мелких торгашей, боярских холопов, разного рода гулящих людей и отчасти служилых, именно рейтар.
   В числе виновных пострадали и невинные.
  
   Медные деньги продолжали еще быть в обращении целый год, пока, наконец, дошло до того, что за рубль серебряный давали 15 рублей медных.
  
   Тогда правительство уничтожило медные деньги и опять были пущены в ход серебряные.
  
   **
  

0x01 graphic

Бой на Днепре под Киевом 20 августа 1651 г.

между казаками и войсками Я. Радзивилла

  
  
   Война отразилась многими изменениями во внутреннем порядке.
  
   Это время было замечательно, между прочим, тем, что тогда умножилось число вотчин и земля более и более стала делаться наследственною частною собственностью.
  
   Обыкновенная царская награда служилым людям за их воинские заслуги состояла в обращении их поместной земли в вотчинную; впрочем, это делалось так, что в награду обращалась в вотчину только часть поместной земли.
  
   Скудость средств для ведения войны заставила прибегать к усиленным и ненавистным путям приобретения.
  
   В 1663 году возобновлены были снова винные откупы.
   Горячие напитки продавались в государстве двумя способами: на веру и с откупа.
   Дело винной продажи чаще всего соединялось с таможенным делом, и там, где продажа вина и таможенные сборы были "на веру" - то и другое поверялось назначаемым от правительства таможенным и кружечным головам и выборным целовальникам при них.
  
   Должности эти были до крайности затруднительны и разорительны для тех, на кого возлагались, потому что головы и целовальники, находя таможню и кружечный двор в расстройстве, должны были заводить на свой счет всякого рода материал.
  
   Правительство требовало, чтобы как можно более доставлялось доходов, и, в случае недобора, им приходилось доплачивать в казну и из собственного состояния.
  
   Для увеличения доходов от вина, правительство приказывало смешивать плохое вино с хорошим, "лишь бы казне было прибыльнее", и стараться, чтобы к концу года был выпит весь наличный запас вина.
   Кроме того, таможенным головам и целовальникам запрещалась всякая другая торговля во время исполнения своей должности.
  
   Неудивительно, что эти блюстители царской выгоды пополняли свои убытки всевозможными злоупотреблениями. Таможенные и кружечные сборы отдавались на откуп в приказах "с наддачею", т.е. тому, кто больше дает, иногда компании торговых людей, а иногда целому посаду.
   Кружечные дворы были, собственно, в посадах, а в селах и деревнях учреждались временные "торжки", куда таможенные головы посылали особых целовальников для торговли.
  
   В 1666 году начали появляться и в селах постоянные кабаки.
  
   Они утаивали в свою пользу все, что получали сверх оклада, занимались тайно торговлею, вопреки запрещению пропускали беспошлинно одних торговых людей по свойству, по дружбе, а более всего за посулы, другим же торговцам причиняли ущерб и разорения своими придирками.
  
   В особенности предлогом к придиркам и задержкам служило подозрение в торговле заповедными товарами, как, например, табаком.
   За покушение торговать табаком и даже за следы существования этого зелья бралась в это время огромная пеня.
  
   Хотя мера эта, как говорилось, предпринималась с целью оградить маломочных людей от сильных, но такая цель не только не могла быть достигнута, а была противоположна смыслу устава, по которому правление сосредотачивалось в руках этих сильных людей, маломочным же людям не дозволялось вступать в прямые сношения с иноземцами: им оставлялось только право служить комиссионерами у русских крупных торговцев для скупки русских товаров, которые будут переходить в руки иноземцев не иначе, как от крупных торговцев.
  
   **
  
   Скудость казны побуждала правительство к стеснению торговли.
  
   В 1666 году прежняя рублевая пошлина заменена двойною (по 20 денег с рубля), но в 1667 издан был новый торговый устав, по которому возобновлена прежняя десятая пошлина с разными видоизменениями.
  
   Тогда, по челобитью торговых людей, установлены в Москве и в порубежных городах особые головы и целовальники по торговым делам, независимые от таможенных голов.
   Понятно, что торговля стеснялась тем, что купцы, разъезжая с товарами, много раз подвергались задержанию, осмотру и разным платежам.
  
   Правительство старалось как можно более привлечь в казну золотой и серебряной монеты и приказывало собирать с иноземных купцов пошлину золотыми, считая каждый золотой в рубль, и ефимками (серебряные монеты), считая ефимок в полтину, а потом приказывало прикладывать к ефимкам штемпели и пускало их в обращение по рублю.
  
   С тех иноземцев, которые покупали русские товары на чистые деньги, не бралось вовсе пошлин. В видах скопления в казенное достояние всякого рода драгоценных металлов, запрещалось людям низкого состояния покупать золотые вещи, под благовидным предлогом, чтобы не дать им промотаться.
  
   **
  
   Правительство обращало тогда внимание на торговлю с Персией, главным образом оттого, что через эту страну можно было получать из Индии драгоценные камни, жемчуг, золото и разные редкости, так называемые узорочные товары; но торговля эта для русских купцов была очень затруднительна, так как на пути они подвергались грабежам, в особенности в Шемахе и Тарках.
  
   В 1667 году армянин Григорий Усиков, член армянской компании в Персии, при посредстве Ордын-Нащокина, заключил договор, по которому компании, с платежом пошлин пяти денег с рубля, было дано право торговать в Астрахани, Москве, Архангельске и ездить за границу.
  

0x01 graphic

Карта Балтийского моря. Из 2-го издания книги А. Олеария "Описание путешествия в Московию" Шлезвиг. 1656 г.

  
   Договор этот важен был потому, что повлек за собою постройку первого русского корабля с целью плавания по Каспийскому морю.
  
   Постройка его производилась в селе Дедилове Яковом Полуектовым с большими препятствиями: Полуектов с трудом мог найти рабочих, жаловался на их неисправность, а они жаловались на то, что он их бьет и морит голодом. Корабль, однако, был изготовлен, назван Орлом и спущен в 1669 году на Оку, а потом на Волгу. Одновременно с Орлом построена была яхта, два шенска и бот. Постройка Орла обошлась в 2021 рубль, а капитаном его назначен голландец Давид Бутлер. Все матросы на нем были иноземцы. Этим не ограничивались: хотели построить еще суда с целью плавания по морю.
  
   Но Стенька Разин сжег первый русский корабль.
  
   Планы армянской компании после того пошатнулись. Между тем гости и торговые люди, у которых правительство просило совета, были против дозволения торговать армянам с иностранцами. Армянам дозволили только продавать шелк в казну. Русским не позволяли ездить в Персию, а персиянам дозволили торговать только в одной Астрахани.
  
   Одновременно с собиранием в казну серебряной и золотой монеты правительство старалось об отыскании в своем государстве всякого рода руды, особенно серебряной.
  
   В 1659 году приказано было в Сибири кликать через биричей, чтобы всяк, кто ведает где-нибудь по рекам золотую, серебряную и медную руды и слюдные горы, приходил бы в съезжую избу и доносил об этом воеводе. По этим кликам было несколько заявлений, которые, однако, не привели к важным последствиям. Сибирским удальцам, отправлявшимся для отыскания новых земель, давался наказ высматривать: нет ли где серебряной и золотой руды. Правительство также думало найти ее на северо-востоке европейской России в Пустозерском уезде.
  
   Тамошние жители обязаны были искать руду, и это было для них до крайности затруднительно, потому что они должны были бороться с большими препятствиями, а добиться чего-либо не могли, потому что были неискусны и несведущи в этом деле.
  
   Медь добывалась близ Соликамска и доставлялась в казну по два и по три рубля за пуд, а продавалась из казны на месте добывания частным лицам по четыре с полтиною, но, по своему малому количеству, не приносила большого дохода.
  
   В конце царствования Алексея Михайловича найдена была медная руда около Олонца и на реках, впадающих в Мезень. Обработка железа производилась на юг от Москвы, близ Тулы и Каширы. Один из самых больших заводов принадлежал Петру Марселису: его работы производились на тридцати верстах между Серпуховым и Тулою. Другой завод на реке Протве за 90 верст от Москвы по калужской дороге находился в заведывании Акемы.
  
   Заводчики имели свои привилегии и приписные села.
   На заводах выделывалось полосовое, листовое и прутовое железо, якори, гвозди, мельничные снаряды, двери, ставни, ступы, ядра. У Марселиса делались и пушки. Величайшее затруднение этих заводчиков состояло в том, что трудно было достать мастеровых, и вообще работники обходились очень дорого.
  
   **
  
   Крестьяне во времена войн Алексея Михайловича находились в утесненном положении, так как владельцы, нуждаясь в издержках по поводу военной службы, старались доставлять себе через их работу более доходов.
   Тогда крестьяне еще более потеряли свои права и уравнивались с холопами. Прежде запрещено было брать крестьян во двор, но теперь вошли в обычай такие случаи.
  
   Когда помещик уклонялся от службы и не могли его отыскать, то брали его крестьян и держали в тюрьме. Когда давалась вотчина, то вотчинник ничем не был связан по отношению к крестьянам: не было постановлено никаких твердых правил, ограничивающих произвол владельцев; напротив того, крестьянам вменялось в долг делать все, что прикажет помещик, и платить все, чем он их изоброчит.
  
   В боярских вотчинах еще существовали в это время выборные старосты и целовальники по давнему обычаю, но над ними выше стоял приказчик, назначенный от владельца. Находясь в полном повиновении у владельца, крестьяне должны были иногда исполнять, по их повелению, и беззаконные дела; так вотчинные и помещичьи крестьяне, по приказанию господина, нападали на крестьян другого владельца, с которым их господин был в ссоре.
  
   Эти явления совпадали с произволом, господствовавшим во всем и повсюду.
  
   Сильнейший давил слабейшего; низший исполнял беззаконные приказания высшего.
  
   Служилые люди, по повелению воевод, делали всевозможные насилия посадским и крестьянам.
  
   **
  
   Неудивительно, что при такой неурядице разбои были постоянным явлением.
  
   В 1655 году правительство, не в силах будучи справиться со множеством воров и разбойников, решилось объявить им всем прощение, если они принесут покаяние и перестанут совершать преступления.
  
   Эта кроткая мера, естественно, не могла привести к желаемому успеху, так как не прекращались причины, побуждавшие к побегам и разбоям.
  
   Через два года, в 1657 году, грабежи, убийства, поджоги усилились до такой степени, что правительство разослало сыщиков из дворян ловить разбойников, которые были большею частью из беглых крестьян и, прежде всего, обращали свои злодеяния на господ.
  
   Сыщики, гонявшиеся за беглыми с отрядами стрельцов, пушкарей и собранных волостных людей, были вместе и судьями, казнили смертью обвиненных и тут же пользовались своею властью для обдирательства народа.
  
   Не говоря уже о том, что они отягощали жителей доставкою себе лошадей, пищи, питья, сторожей, они, подобно воеводам, нередко научали ябедников или пойманных ими преступников клеветать то на того, то на другого в участии в разбоях или в пристанодержательстве разбойников, чтобы потом притянуть оклеветанных к делу и обирать их.
  
   Само собою разумеется, от такого обращения только усиливалось бродяжничество, которое правительство хотело искоренить.
  
   Военные обстоятельства тысяча шестьсот шестидесятых годов прибавляли к числу беглых людей множество ратных, ушедших со службы.
   Поимка беглых и борьба с разбойниками усиливалась с каждым годом; правительство то и дело, что посылало то в тот, то в другой край сыщиков ловить посадских, черносошных, вотчинных крестьян, служилых людей, наказывать их и отправлять на места жительства, а разбойников вешать.
   За всяким таким сыском следовали новые беспорядки.
  
   **
  

0x01 graphic

Степан Разин.

Гравюра из приложения

к "Гамбурской газете". 1671 г.

  
   Разбойничьи шайки становились все многолюднее и смелее; народ делался все недовольнее, и таким образом подготовлялась почва для страшного бунта Стеньки Разина, нанесшего такое потрясение в конце царствования Алексея Михайловича.
  
   Это событие, возмутившее государство, стоило много крови; произведено было много бесчеловечных казней.
  
   Правительство, силу которого составляли бояре, воеводы, дьяки служилые и приказные люди, вышло с победою из борьбы с черным народом, потерявшим терпение.
  
   Но оно не воспользовалось этим уроком для народной пользы.
  
   Только служилые и приказные люди получили свои выгоды и награды за службу во время мятежа.
   Управление по-прежнему оставалось в руках воевод и приказных людей: они могли брать посулы и поминки, делать всякого рода насилия и ускользать от наказания.
  
   Соблюдалась более всего форма, особенно, когда дело касалось имени государя. Страх за царскую безопасность или честь стал еще более предметом заботливости, и в это время последовало запрещение ездить в Кремль мимо царского дворца.
  
   Ужасное "государево слово и дело" получало более силы после каждого народного волнения.
  

0x01 graphic

Степан Разин.

  
  
  

0x01 graphic

Взятие Астрахани войсками Степана Разина.

Гравюра из книги Яна Ситейса "Три путешествия".

Амстердам, 1676 г.

  
   **
  
   Царь Алексей Михайлович, как мы уже не раз говорили, любивший всякий блеск, парадность, дорожил как своей славою, так и славою своего государства в чужих землях.
  
   Прием иноземных послов был для него большим праздником; любил он рассылать и своих послов в иноземные государства.
   В его царствование мы встречаем несколько посольств, отправляемых без особенной нужды и потому не имевших важных последствий.
  
   В 1675 году царь отправлял посольство в отдаленную Индию искать дружбы одного из тамошних государей.
   В тот же год отправлен был переводчик посольского приказа, волох Николай Спафари, в Китай. Русские в Сибири, двигаясь к востоку, дошли наконец до пределов китайской империи. Возникли столкновения по поводу власти над берегами Амура, они повели к враждебным действиям с обеих сторон.
  
   Для прекращения столкновений, царь Алексей Михайлович отправил посольство в Китай, в надежде заключить договор.
  
   Спафари с большим трудом, при посредстве иезуитов, добился представления богдыхану, но выехал из Пекина ни с чем, даже без грамоты, и привез в Москву такое мнение о китайцах, "что в целом свете нет таких плутов, как китайцы".
  

0x01 graphic

Царица Мария Ильинична.

Рисунок нач. 20 в.

  
  
   1669 год был замечательно несчастлив для царского семейства.
  
   2 марта скончалась царица Марья Ильинишна, родивши дочь, которая умерла через два дня после рождения.
  
   Марья Ильинишна была очень любима за свой добрый нрав и готовность помогать людям во всякой беде.
   Вслед за ней через три месяца умер царевич Симеон, а через несколько месяцев другой царевич - Алексей. В это время царь, требовавший себе дружеского утешения, особенно сблизился с Матвеевым, который и прежде пользовался его благорасположением.
  
   Артамон Сергеевич был из немногих русских людей нового покроя, сознававший пользу просвещения, любивший чтение, ценивший искусство.
   Начальствуя посольским приказом, он обратил его некоторым образом в ученое учреждение. Под его руководством там переводились и составлялись книги: Василиологион - история древних царей, Мусы (музы), или семь свободных учений.
  
   Написана была также русская история под названием "Государственной большой книги" с приложением портретов государей и патриархов.
  
   При своей любознательности, чаще всякого другого находясь в обращении то с иноземцами, то с малороссиянами, Матвеев познакомился с иноземными обычаями, начал признавать превосходство их.
   К этому способствовала его семейная жизнь.
   Он был женат на иностранке из немецкой слободы, Гамильтон, шотландке по происхождению, принявшей при переходе в православную веру имя Авдотьи (Григорьевны).
  
   Матвеев служил в иноземных полках и сделан был рейтарским полковником.
   Он находился по жене в родстве с родом Нарышкиным: это были старинные рязанские дворяне, происходившие от одного крымского выходца в XV столетии. В XVII веке Нарышкины были наделены поместьями в Тарусе. Один из них, Федор Полуектович, был женат на племяннице жены Матвеева, также из рода Гамильтон и также в крещении названной Авдотьей (по отцу Петровной).
  
   Брат Федора, Кирилл Полуектович, стрелецкий голова, потом пожалованный в стольники (женатый на Анне Леонтьевне Леонтьевой), кроме сыновей, имел дочь Наталью, которая с одиннадцати или двенадцати лет воспитывалась в доме Матвеева и познакомилась сызмала с иноземными обычаями.
  

0x01 graphic

Царица Наталья Кирилловна, вторая жена Алексея Михайловича.

Рисунок нач. 20 в.

  
  
   В конце 1669 года царь Алексей Михайлович возымел намерение вступить во второй брак и, по обычаю, велел собрать девиц на смотр. Много привозили их и увозили. В начале февраля 1670 года царю понравилась более всех Наталья Нарышкина, но царь продолжал смотреть девиц, в надежде найти еще покрасивее.
  
   В апреле, как видно, он колебался между Нарышкиной и Авдотьей Беляевой.
   Между тем против Нарышкиной и, главное, против Матвеева начались козни; боялись, чтобы брак с Нарышкиной не сделал всемогущим Матвеева, уже без того пользовавшегося доверием и любовью царя Алексея Михайловича.
  
   Подкинуты были подметные письма с целью отклонить царя от брака.
  
   Подозрение в составлении этих писем пало на дядю Беляевой, Шихарева. Его обыскали, но не нашли ничего, кроме травы зверобоя, которою он лечился. В то время трав очень боялись, потому что с ними соединяли разные суеверия.
  
   Найденной травы было достаточно, чтобы подвергнуть несчастного ее хозяина пытке; от него не добились ничего. Выбор царя остановился на Нарышкиной; но свадьба почему-то была отложена. Так как у Алексея Михайловича были уже взрослые дочери почти одних лет с Натальей, то у них явилось нерасположение к будущей мачехе; притом же тетки царя, пожилые девы, богомольные хранительницы старых порядков, не терпели Матвеева и его родню за преданность иноземным обычаям. Это обстоятельство, вероятно, также способствовало замедлению брака, но не могло предотвратить его.
  
   22 января 1671 года Алексей Михайлович сочетался с Натальей.
  
   **
  
   Опасения ревнителей старины были не напрасны.
  
   Алексей Михайлович, как натура увлекающаяся, способная вполне отдаться тем, кто в данное время был близок его сердцу, подчинился влиянию жены и Матвеева.
   Он называл Матвеева не иначе, как "другом", писал к нему такого рода письма: "Приезжай скорее, дети мои и я без тебя осиротели. За детьми присмотреть некому, а мне посоветовать без тебя не с кем".
  
   Матвеев, однако, вел себя с необыкновенным благоразумием и, хотя, официально управлял разом и посольским и малороссийским приказами, однако носил только звание думного дворянина.
  
   По желанию царя, Матвеев построил себе большие палаты у Никиты на Столпах и, сообразно своему вкусу, украсил их по-европейски картинами иностранных мастеров и мебелью в европейском вкусе; даже в домовой его церкви иконостас был сделан на итальянский образец. Он не держал взаперти ни своей жены, ни своих родственниц и воспитанниц. В его доме введена была музыка и даже устроен домашний театр, в котором играли немцы и его дворовые люди.
  
   30 мая 1672 г. родился царевич Петр, будущий русский император.
  
   Матвеев и отец царицы Натальи были возведены в звание окольничьих.
  
   Царица Наталья получила еще более силы над царем.
  
   В противность прежним обычаям, она позволяла себе ездить в открытой карете и показывалась народу, к соблазну ревнителей старины, видевших в подобных явлениях приближение Антихриста.
  
   Алексей Михайлович до такой степени изменился, что допускал то, о чем и не смел бы подумать назад тому несколько лет, когда церковные ходы и царские выходы доставляли единственную пищу его врожденной страсти к художественности.
  
   Теперь, под влиянием Матвеева и жены, у царя заведен был театр: вызвана была в Москву странствующая немецкая труппа Ягана Готфрида Григори, устроена в Преображенском селе "комедийная хоромина", а потом "комедийная палата" в кремлевском дворце. Это была сцена в виде полукружия, с декорациями, занавесом, оркестром, состоявшим из органа, труб, флейт, скрипки, барабанов и литавров.
  
   Царское место было на возвышении, обитое красным сукном; за ним была галерея с решеткой для царского семейства и места в виде полукружия для бояр, а боковые места назначались для прочих зрителей. Директор театра, по царскому приказанию, набирал детей из Новомещанской слободы, заселенной преимущественно малоруссами, и обучал их в особой театральной школе, устроенной в немецкой слободе. Сначала представлялись такие пьесы, которых содержание было взято из Священного Писания.
  
   Таковы были: "История Олоферна и Юдифи", комедия о "Навуходоносоре", комедия о "Блудном сыне", о "Грехопадении Адама", об "Иосифе", о "Давиде и Соломоне", "Товия", об "Артаксерксе и Амане", "Алексей Божий человек" и прочие. Комедии эти писались силлабическими виршами; две из них о "Навуходоносоре" и "Блудном сыне" принадлежат перу Симеона Полоцкого, бывшего, так сказать, придворным поэтом и проповедником Алексея Михайловича. Остальные комедии были сочинены малоруссами, как показывает язык.
  
   **
  
   Совесть Алексея Михайловича успокаивалась тем, что его духовник объяснил ему, что и византийские императоры допускали при своем дворе такие увеселения. Мало-помалу молодое театральное искусство стало переходить и к мирским предметам. Так, в числе игранных у Алексея Михайловича пьес, была пьеса "Баязет", которой содержанием была борьба Баязета с Тамерланом. Гордый и самоуверенный Баязет насмехается над своим противником, на сцене происходит сражение. Баязет побежден, заключен в клетку и представлен победителю, сидящему на коне. В отчаянии Баязет разбивает себе голову. Трагический элемент смешан здесь с комическим: на сцену выводится шут, потешающий публику веселыми песнями.
  
   В 1675 году театральный вкус развился уже до того, что на сцене давался на масленице балет, главным лицом которого был мифологический Орфей. Царь несколько смущался, когда пришлось допустить пляску с музыкой, да еще с мифологическим сюжетом: плясовая музыка соблазняла его еще более самой пляски, но он потом успокоился, когда ему представили, что при дворах европейских государей употребительны такого рода увеселения. Шаг был важный, если вспомним, что названый Димитрий, между прочими отступлениями от русских обычаев, за музыку и танцы потерял и корону и жизнь.
  
   Таким образом, именно в то время, когда родился человек, которому суждено было двинуть русскую жизнь на европейскую дорогу, в Москве уже занималась заря этой новой жизни. Ее веяние чувствовалось во всем.
  
   Матвеев, возведенный, наконец, в 1674 году в сан боярина, был так же могуч, как некогда Борис Морозов.
   Сколько нам известно, он не только не возбуждал против себя зависти и ненависти, но, напротив, пользовался всеобщею любовью. Его приверженность к иноземщине не умаляла его в глазах народа, тем более, что, при наклонности к иноземному просвещению, он был человек благочестивый, готовый на всякое христианское дело и совершенно чуждый спеси и корыстолюбивых целей. Это уже одно показывает, что русский человек мог бы ужиться с новым направлением, лишь бы оно было благоразумно ведено.
  
   Увлекаясь театральными представлениями, царь устраивал и другого рода "действа", имевшие государственное значение.
  
   1 сентября 1674 года, в Успенском соборе, с возвышенного места, устланного персидскими коврами, царь "объявлял" народу своим наследником достигшего совершеннолетия царевича Феодора; для этого составлен был особый обрядный чин с приличными событию чтениями из Евангелия, Апостола, Пророчеств, с водоосвящением и кроплением святою водою, с произнесением речей от патриарха к царю, от царя и царевича к патриарху, с поздравлениями от духовных и мирских людей, обращенными к царю и царевичу и с обратным поздравлением от последних к освященному собору, синклиту и ко всем православным христианам; в заключение был царский пир. В ознаменование этого торжественного события царь пожаловал всем служилым людям придачу к их окладам.
  
   Через несколько дней народ смотрел на другое зрелище.

0x01 graphic

Степана и Фрола Разиных везут на казнь.

Гравюра из английского издания. 1672 г.

  
   В Москву привезли из Малороссии человека, который задумал было повторить давно избитую и потерявшую силу комедию "самозванства".
  
   То был один малороссиянин из Лохвицы, назвавший себя, по наущению какого-то Миюски, царевичем Симеоном Алексеевичем, покойным сыном царя от царицы Марьи Ильинишны. Но кошевой атаман Сирко, несколько времени покровительствовавший самозванцу, наконец схватил его и препроводил в Москву.
  
   Его казнили всенародно с теми же муками, какие испытал Стенька Разин.
  
   **
   Преждевременную смерть царя Алексея Михайловича
  
   Еще царь Алексей Михайлович был не стар.
   Он долго пользовался хорошим здоровьем; только чрезмерная тучность расстроила его организм и подготовила ему преждевременную смерть.
  
   В январе 1676 года он почувствовал упадок сил.
   28 января он благословил на царство сына Феодора, поручил царевича Петра деду его Кириллу Нарышкину вместе с князем Петром Прозоровским, Федором Алексеевичем Головиным и Гаврилою Ивановичем Головкиным.
  
   Затем он приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить из ссылки всех сосланных, простить все казенные долги и заплатить за тех, которые содержались за долги частные, причастился Св. Тайн, соборовался и спокойно ожидал кончины.
  
   На другой день, 29 января, в 9 часов вечера, три удара в колокол Успенского собора возвестили народу о смерти тишайшего царя, самого доброго из русских царей, но вместе с тем лишенного тех качеств, какие были необходимы для царя того времени.
  
   Сам он говорит об этом в одном своем письме к стольнику Матюшкину:
  
   "Извещаю тебе, што тем утешаюся, што стольников купаю еже утр в пруде, Иордань хороша сделана, человека по четыре и по пяти и по двенадцати человек, зато: кто не поспеет к моему смотру, так того и купаю; да после купания жалую, зову их ежеден, у меня купальщики те ядят вдоволь, а иные говорят: мы де нароком не поспеем, так де и нас выкупают да и за стол посадят: многие нароком не поспевают..."
  
  

0x01 graphic

Евангелие.

Фронтиспис. 1653 г.

АФОРИЗМЫ И МЫСЛИ ОБ ИСТОРИИ

В.О.Ключевский

  -- Вера в жизнь посмертную -- тяжкий налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть.
  -- Вернейшее средство исправить женщину -- показать ей идеал и сказать, что это ее портрет. Из ревности ей захочется стать его оригиналом и непременно удастся сделаться его сносной копией.
  -- Верует духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.
  -- Ветряные мельницы: вечно машут крыльями, но ни­когда не летают.
  -- Влюбленный мужчина всегда глуп, потому что доби­вается только любви женщины, не желая знать, какою любовью любит его женщина, а это главное, потому что женщина любит только свою любовь и любит мужчину лишь насколько мужчина любит любимую ею любовь.
  -- Вместо любви к солдату они (альтруисты) пропове­дуют любовь к казарме.
  -- Впредь будут воевать не армии, а учебники химии и лаборатории, а армии будут нужны только для того, чтобы было кого убивать по законам химии снарядами лабораторий.
  -- Враги -- это банщики. Своей злобой против Вас они смывают Вашу, а не свою грязь.
  -- Все эти формы и обряды хороши тем, что выше действительных чувств тех, кто их выполняет, и заставляют последних становиться выше себя.
  -- Всего больше платимся мы за то, что не умеем быть вовремя умны. Потому глупость самая дорогая роскошь, которую могут позволять себе только богатые люди и которая только им простительна. Как дорого платятся народы за глупость, что не умеют ни управлять собой, ни жить мирно друг с другом?
  -- Всего хуже сознавать сеоя дополнением сооственнои мебели.
  -- Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.
  -- Вспомнив былое, вдруг иногда как будто почуешь запах юности.
  -- Вся житейская наука женщины состоит из трех незна­ний: сначала она не знает, как добыть жениха, потом -- как быть с мужем, наконец -- как сбыть детей.
  -- Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник или доносчик.
  -- Всякий дурной поступок носит в себе кнут для спины своего виновника.
  -- Вы выше нас всех: Вы один понимаете, что говорите.
  -- Выбирая себе жену, надо помнить, что выбираешь мать своим детям и как опекун своих детей должен позабо­титься, чтобы жена по вкусу мужа была матерью по сердцу детям: чрез отца дети д[олжны] участвовать в выборе матери.
  -- Вырождение принадлежит, как и внушение, к числу слов, которые не выражают мыслей, а заменяют их.
  -- Высшая задача таланта -- своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
  -- Высшая степень искусства говорить -- уменье молчать.
  -- Высшее наслаждение мужчины -- заставить женщину наслаждаться не им, а самой собой; но женщина любит только мужчину, который заставляет ее наслаждаться им, а не самой собой. [...]
  -- Г {ерцог] Ларошфуко сказал, что притворство есть дань, платимая пороком добродетели. Совершенно верно. Потому-то добродетель так и любит притворство, как свой штатный доход по должности, и не может обойтись без порока, как своего крепостного кормильца.
  -- Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.
  -- Где нет тропы, надо часто оглядываться на-жл. чтобы прямо идти вперед.
  -- Говорят, что мужчины родятся красивыми. Это пред­рассудок: красивыми мужчины делаются и делают их та­кими женщины.
  -- Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
  
  
  

0x01 graphic

  
  

Санкюлоты во фригийских колпаках с трехцветными кокардами

  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

   КНЯЗЬ, 1) вождь племени, правитель государства или гос. образования. В средний-век. Германии К. (нем. Furst) - представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми привилегиями. В странах романских яз. титул К. обозначается словом prince (от лат. princeps - первый, см. ст. Принц). На Руси старший из К. наз. великим князем, остальные - удельными К. 2) Почетный наследственный дворянский титул; с 18 в. жаловался царем за особые заслуги.
  
   КОГОРТА - в древнеримской армии отряд пехоты (батальон). Со времен Мария легион состоял из 10 когорт, распадавшихся каждая на 6 центурий. Впоследствии начинают появляться и самостоятельные когорты, не входящие в легионы; когорты вспомогательных пограничных войск в 500 - 1.000 человек, городские, пожарные и преторианские когорты.
  
   КОДЕКС РЫЦАРСКОЙ ЧЕСТИ. Свод главных правил, которые неуклонно соблюдали рыцари средневековья, включал следующие положения: Ты будешь верить всему, чему учит церковь, и будешь исполнять ее предписания. Ты будешь охранять церковь. Ты будешь с уважением относиться к слабому и сделаешься его защитником. Ты будешь любить страну, в которой родился. Ты не отступишь перед врагом. Ты будешь вести с неверными беспощадную и постоянную борьбу. Ты не будешь лгать и останешься верен данному слову. Ты будешь щедр и будешь всем благотворить. Ты везде и всюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла.
  
   КОЖУХОВСКИЙ ПОХОД 1694, 27.9 (7.10) - 17(27).10, маневры русского войска, организованные Петром I под Кожуховом (предместье Москвы. Атакующей стороной в К.п. являлись полки "нового строя" и поместная конница (всего около 9 тыс. чел.),обороняющиеся - в основном стрелецкие полки (ок. 7,5 тыс.). К.п. показал преимущество полков "нового строя" и вскрыл необходимость военных реформ в русском государстве. Опыт К.п. был использован в Азовских походах 1695-96 гг.
  
   Козел для отпущения. В великий день праздника, в день очищения, у евреев совершался следующий особенный обряд: приводили двух козлов и поставляли их пред Господом; затем бросали жребий, который из козлов должен быть принесен в жертву и который должен быть отпущен в пустыню. Первого из них закололи и приносили в жертву за грех, а на голову второго первосвященник, вышедши из Святая Святых, возлагал свои руки, исповедал над ним грехи всего народа и изгонял в пустыню. Значение этого величественного обряда очевидно: он прообразовал собою вольную смерть Богочеловека за грехи всего рода человеческого и приобретенную нами через Его страдания и смерть благодать для победы над грехом и смертью.
  
   КОКАРДА. Впервые кокарда (отличительный знак установленного образца на форменных головных уборах) появилась в средние века у всадников легкой кавалерии ряда европейских страх (султан, пучок петушиных перьев). В России впервые введена матерчатая кокарда, а с середины ХIХ века - металлическая.
  
   КОКЕТСТВО. Это -- великое оружие добродетельного кокетства. Взглядом можно сказать все, а между тем от взгляда всегда можно отречься, так как он не может быть повторен в точности. (Стендаль).
  
   КОЛЛЕГИЯ авгуров. Вероятно в начале Республики в Риме появились так называемые сивиллины книги, составление которых приписывалось пророчице Си­вилле Кумской. Эти книги содержали различные греческие оракулы. К Сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях. Их хра­нением и толкованием ведала особая коллегия жрецов. Коллегия авгуров оказывала некоторое влияние и на поли­тическую жизнь, так как толкованием авгурами различных гаданий и знамений руководствовались при назначении сроков собраний и выступлений в походы.
  
   КОЛОНАТ - форма крепостной зависимости крестьян в древнем Риме, по­лучившая особенное развитие в III и IV вв. до нашей эры. В имениях, отдаленных или расположенных в нездоровой местности, Колумелла находил более выгодным дробить землю на мелкие участки и сдавать их в аренду. Арендаторы носили название колонов. Первоначально слово colonus означало всякого земледельца, обрабатывавшего своим трудом землю; колонами назывались и поселенцы в коло­ниях
  
   КОЛОНИИ - военные поселе­ния римских граждан, основывавшиеся на покоренных территориях.
  
   КОЛОННА - от лат. "сolumen" - "столб для поддержания крыши здания". В масонстве, ее символизм, в основном, касается поддержки ложи тремя добродетелями: Мудростью, Силой и Красотой.
  
   КОЛОСС на глиняных ногах. Из библейского сказания о вавилонском царе Новуходоносоре, увидевшем во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах, который был разрушен сорвавшимся со скалы и ударившим в его ноги камнем. Этим выражение обозначают что-либо внешне величественное, но слабое по существу.
  
   КОЛЧАН - кожаное вместилище для стрел, иначе сумка, вешаемая обыкновенно через плечо в таком положении, что воин легко мог вынимать стрелы.
  
   КОМЕНСКИЙ (Komensky) Ян Амос (1592-1670), чеш. мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном яз., разработал единую школьную систему. Тр.: "Великая дидактика" (1633-38), "Открытая дверь к языкам" (1631), "Материнская школа" (1632), "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) и др. Мысли великого педагога: "Существует закон гуманности, по которому каждый, кто только умеет, обязан немедленно помочь своему ближнему, когда тот испытывает затруднения, особенно когда дело идет, как в этом начи­нании, не о благе одного человека, а о благе многих, и не только отдельных людей, но и городов, провинций, государств и даже всего человеческого рода". "Самые академические работы будут подвигаться вперед более легко и успешно, если, во - первых, мы туда будем посылать только избранные умы, цвет человечества, а остальных направим к плугу, ремес­лам и торговле, смотря по их природной склонности".
  
   КОМИЦИИ (буквально - "сходбище" ) - место для народных собраний. Примыкал к Форуму. Выше него (по склону холма), стояло здание курии. Места для собравшихся располагались ярусами ("ступенями" ). После перестройки Форума Цезарем от прежнего Комиция почти ничего не осталось. Для разрешения важнейших вопросов римский народ собирался по куриям, и эти собрания носили название куриатных комиций (comitia curiata), каждая курия имела один голос. В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, связанными с культом, семейными отношениями и делами, ка­савшимися жизни всей общины. По-видимому, на комициях происходили выборы царя и выносились постановления об объявлении войны. Комиции могли судить граждан, если они были виновны в тяжелых преступлениях. На комициях изла­гались завещания, происходили усыновления и принимались в состав общин новые роды.
  
  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  -- Чтобы царство свое сохранять в добродетели, что делать другим запрещаешь, сам никогда не делай: страшно подданным узнавать о злодеяниях власти.
  -- От вина утомленный ум становится подобен плохому конюху, который не может повернуть колесницу: сам дергается, коня туда и сюда задергал, и видящих то забавляет; так у страдающего от вина всегда есть потребность в нем, и душа его пребывает в грехе.
  -- Без труда ты сделаешь другом кого захочешь, стоит только хорошее нечто сказать о нем, когда его нет при том разговоре, о котором много желающих ему сообщить. Началу дружбы способствует похвала, началу вражды -- порицание.
  -- Если закона нет, то примером своим подвластным служи -- и неизбывную память оставишь о своем правлении.
  -- Не так согрешает обидчик, как тот, кто обиду допустит. Из тех, кто рядом с тобою, поощряй не тех, кто все, что ты сделал, превозносит, но тех, кто сурово бранит тебя за твои ошибки.
  -- Бесполезны труды такого врача, который больного не вылечит, и суетно то философское слово, которому не исцелить душевных страданий.
  -- Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все.
  

ВАСИЛИЙ I Македонянин (ок. 836--886) --

византийский император, основатель македонской

династии.

0x01 graphic

Гусар и кирасир (в плаще) при императоре Павле I.

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

  
   Строить (делать) глазки кому.
   Бросая кокетливые взгляды, стараться понравиться кому-либо.
  
   Строить из себя кого.
   Ста­раться выдать себя за кого-либо.
  
   Строить (построить) на песке что.
   Опираться на ненадежные данные.
  
   Пока суд да дело.
   Пока что-либо происходит, тянется.
  
   Судить и (да) рядить <о к о м, о ч е м>.
   Много толковать, долго обсуждать кого-либо или что-либо.
  
   Суды да (и) пересуды (ед. ч. не употр.).
   Разные толки, сплетни, недобрая молва.
  
   Сума переметная.
   Человек, легко меняю­щий свои убеждения, поступки, переходящий на сторону против­ника.
  
   Сходить (сойти) на нет.
   Постепенно уменьшаясь, совсем исчезать.
  
   Сходить (сойти) с рук.
   Проходить безнаказанно, прощаться.
  
   Сходить (сойти) со сцены.
   Отходить от какой-либо деятельности. Переставать суще­ствовать, умирать.
  
   Так или иначе.
   Тем или иным способом, каким-либо об­разом.
  
   Так на так.
   Вещь на вещь, без доплаты (менять, обменивать). Ср.: баш на баш.
  
   Танцевать от печки.
   Начинать с самого привычного; уметь делать что-либо по установившемуся шаблону.
  
   Таскать каштаны из огня для кого, кому.
   Делать ка­кое-либо трудное дело, результатами которого воспользуется другой.
  
   Тащить за уши кого.
   Всячески помогать неспособному, неумелому человеку в продвижении по службе, в учебе и т. п.
  
   Тащить на хвосте кого.
   Подтягивать бегущего сзади.
  
   Темна вода во облацех.
   Нечто непонятное, туманное.
  
   Темная лошадка.
   Новый человек, достоинства или недос­татки которого неизвестны окружающим.
  
   Темный (дремучий) лес для кого.
   Полное непонимание, неясность.
  
   Тепличное растение.
   Слабый, изнеженный, избалованный человек.
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023