Практическая психология для курсантов. - Балашиха, 1999.- 302 с.
СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ
--
Безволие.
--
Чтобы оправдаться в собственных силах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны (Ф. Ларошфуко).
--
Безделье.
--
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель).
--
Безрассудный не может хранить тайны; мудрый же, по благоразумию своему и скромности, ни мало не затрудняется сохранять тайны, ему вверенные. (П. Евгалычев).
--
Бережливость есть не что иное, как способность отказываться от удовлетворения минутных потребностей во имя будущего блага. (С. Смайлс).
--
Беспечность.
--
Источником бедствий чаще всего служит беспечность. (Веллей Патеркул, древнегреческий историк).
--
Беспринципность.
--
Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет свое направление с каждой переменой ветра (С. Смайльс).
--
Бесстыдство.
--
Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство (Демокрит)
--
Благо.
--
Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречива жена, послушный сын и полезное знание -- вот шесть благ в этом мире. (Мудрость древней Индии).
--
Благодарность.
--
Стремление сделать добро тому, кто нас любит и стремится сделать добро, называется признательностью или благодарностью. (Б. Спиноза).
--
Благопристойность.
--
Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость. (Плутарх).
--
Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет. (Демокрит).
--
Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются. (Прит.27 -- 12).
--
Благородство -- не в знатности предков, но в беспорочности нравов. (И. Златоуст).
--
Близость.
--
Ничто так не сближает, как сходство характеров. (Цицерон).
--
Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого -- сделка принесла бы нам лишь убытки. (Ж. Лабрюйер).
--
Будущее нации -- в руках матерей. (О. Бальзак).
--
Вежливость, по принятому определению, есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. (С. Воскресенский).
--
Великодушие.
--
Будем неумолимы к себе, и снисходительны даже к тем, которые умеют прощать только самим себе (Плиний младший).
--
Его величайшее удовольствие -- давать прежде, нежели у него попросят. (П. Евгапычев).
--
Не выставляй бесчестным образом слабостей твоего ближнего, дабы возвысить самого себя. Не открывай его проступков и заблуждений, с тем, чтобы блеснуть на его счет собственным преимуществом. (А. Книгге).
--
Под великодушием же я разумею то желание, в силу которого кто -- либо стремится помогать другим людям и привязывать их к себе дружбою по одному только предписанию разума. (Б. Спиноза).
--
Вера есть уверенность в том, основание чего нам не дано, истинность чего не очевидна. (П. Мангегацца).
--
Влюбленный.
--
Каждый влюбленный, хотя бы он от природы мелочен, становится щедрым, предупредительным и великодушным, всякие следы скаредности и сребролюбия в нем расплавляются, словно железо в огне, и он радуется, одаривая любимого, больше, чем радовался бы сам получая подарки от других. (Плутарх).
--
Воздержание -- не только как начало целомудрия, но и как обуздание пожеланий относительно пиши, питья и всякого другого похотствования. Предмет воздержания обучение тела и приспособление его к жизни духовной, через навык удовлетворять необходимые потребности его наименьшими средствами и издержками. (Г. Дьяченко).
--
Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. (Аристин Киренейский, ученик Сократа).
--
Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант -- это развитие природных склонностей, то твердая воля. Это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает. (О. Бальзак).
--
Воспитание. В ряду четырех задач воспитания: а)дисциплинировать, т.е. укрощать дикость; б)культивировать, т.е. прививать знания; в)цивилизовать, т.е. сообщать знания акта, необходимого в человеческом обществе и г)морализовать, т.е. создавать такое настроение, под влиянием которого избирались бы лишь добрые цели. (И. Кант).
--
Воспитывать может одна любовь; а любовь требует не только ласковости, но и строгости; тою и другою надобно удерживать молодого человека на прямолинейном пути, чтобы он достигал временного и вечного своего назначения. В наказаниях не должно быть опрометчивости. Кто наказывает слишком часто и без крайней нужды, тот самое наказание делает недействительным. ("О воспитании..." -- СПб., 1916).
--
До пяти лет общайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати -- как со слугой, после пятнадцати -- как с другом. (Мудрость древней Индии).
--
С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково. (Цицерон).
--
Вражда.
--
Отнимите у огня пищу, он погаснет. Отнимите у враждующих все новые поводы к вражде, и прежняя вражда его мало -- помалу ослабнет, прекратится, забудется. (Авва Пимен).
--
Высокомерие -- говорит все и ничего не хочет слушать. (Демокрит)
--
Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. (И. Ньютон).
--
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. (Платон).
--
Гнев.
--
Стремление причинить зло тому, кого мы ненавидим, называется гневом; стремление же отплатить за полученное нами зло -- местью. (Б. Спиноза).
--
Гордость -- это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя. (Теофраст, древнегреческий мыслитель).
--
Грех -- горный поток, который чем дальше бежит, тем более увеличивается. (Филарет Архиепископ Черниговский).
--
Дисциплина не дает человеку уклониться от его назначения, человечности. Дисциплина подчиняет человека законам человечности и заставляет его чувствовать власть законов. (И. Кант).
--
Добро.
--
Под добром я разумею здесь всякий род удовольствия и затем все, что ведет к нему, в особенности же то, что утоляет тоску, какова бы она ни была; под злом же я разумею всякий род неудовольствия и в особенности то, что препятствует утолению тоски. (Б. Спиноза).
--
Добродетели суть или добродетели заслуги, иди добродетели обязанности. К первым принадлежат: великодушие, благотворительность и самообладание; ко вторым -- правдивость, пристойность и миролюбие; к третьим -- честность, нравственность и умеренность. (И. Кант).
--
Доверие к собственным силам приучает человека рассчитывать только на самого себя и благоразумно пользоваться дарованными нам благами. (С. Смайлс).
--
Досада это злоба, которая боится обнаружится, это бессильное бешенство, чувствующее свое бессилие. (А. Амьель).
--
Достоинство.
--
Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).
--
Предусмотрительная природа, подняв людей с земли, сделала их высокими и прямыми. (Цицерон).
--
Человек, хвалящийся своей породою, подобен стеклу, которое блестит на солнце, но при малейшем в него ударе разбивается. И человек, не имеющий собственных достоинств, есть ничтожен. (Св.Тихон Задонский).
--
Душа.
--
Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно. Не думай, будто одним монахам нужны наставления в Святом Писании: весьма многие из этих наставлений потребны и для детей, которые должны вступить в мирскую жизнь. (И. Златоуст).
--
Желание.
--
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и если не исполнится? (Эпикур).
--
Нет столь скромного платья, сквозь которое взор, воспламененный воображением, не проник бы со своим желанием. Мы менее наслаждаемся тем, что получаем, нежели тем, чего надеемся, и бываем счастливы, не сделавшись таковыми. (Ж.-Ж. Руссо).
--
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая -- станешь философом. (Сократ).
--
Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестою приданного, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни. (Плутарх).
--
Жизнь.
--
Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (Паскаль).
--
Наша жизнь -- путешествие, идея -- путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало. (В. Гюго).
--
Честная смерть лучше позорной жизни. (Тацит).
--
Заблуждение.
--
Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец. (Цицерон).
--
Завистник почитает чужие несчастья своим счастьем, а благополучие других своим злополучием (И. Златоуст).
--
Зависть.
--
Из чего же вытекает это желание подняться, волнующее все классы общества? В чем состоит зародыш страсти, общей всему человечеству, и состоящий в вечном стремлении к улучшению положения, в котором мы находимся? -- А в том, чтобы отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие, или получить сопровождающие их выгоды. (А. Смит).
--
Задатки.
--
Не сделаешь косноязычного красноречивым, не превратишь лентяя в прилежного, не сделаешь мудрецом невежду, не заставишь поумнеть дурака. (Мудрость древнего Египта).
--
Закон возмездия.
--
Как поступает человек с другими людьми, так и с ним могут поступать: закон возмездия есть основной закон нашей природы. (А. Смит).
--
Закон контрастов.
--
По физиологическому закону контрастов, человек не только делается восприимчивее к радости через посредство горя, но и восприимчивее к горести посредством радости. (Д. Педерит).
--
Закон любви.
--
Как магнит привлекает железо; так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних. (Иаков Архиепископ Нижегорский).
--
Закон общения.
--
Если хотим чтобы нам верили, будем жить хорошо; и если хотим, чтобы нас любили, будем любить. (Св.Исид. Пелус).
--
Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь. Больно тебе, когда смеются над тобою: не насмехайся же над другими (Филарет Архиепископ Черниговский).
--
Хочешь, чтобы тебя любили человеки? люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе, если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми (Филарет Митрополит Московский).
--
Закон примера.
--
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Я. Коменский).
--
Божественный закон Платона гласит, что употреблять насилие против своей страны столько же предосудительно, как прибегать к насилию против отца и матери. (А. Смит).
--
Кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. (Иак.2 -- 10).
--
Создавай лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Д. Локк).
--
Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон).
--
Злоба.
--
Как червь, подтачивающий дерево, повреждает оное; так и злоба, питаемая в сердце человека, снедает оное. (Авва Исаия).
--
Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя. (Анахарсис)
--
Злонравие есть понимание всего в другую сторону. (Аристотель).
--
Злословие не останавливается на полпути; стоит только пустить о ком-нибудь сплетню, и сейчас же найдутся охотники почесать языки. (П. Мериме).
--
Злоупотребление.
--
Человек, злоупотребляющий доверием и предающий любовь, чтобы повергнуть слабое существо в слезы отчаяния, есть, по моему мнению, подлец и негодяй. (Ш. Нодье).
--
Знакомства.
--
Кто ведет обширное знакомство, тот точно торгует мелочью, от которой возки много, а прибыли мало. (А. Книгге).
--
Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризуют человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризуют человека гениального. (Д. Дидро).
--
Зрелость.
--
Рассматривай зрелость как результат полного развития плода во всех его частях и считай, что каждое правильное суждение также является результатом завершенного во всех своих частях восприятия предмета, о котором производится суждение. Опасайся кажущегося завершения его созревания, ибо оно подобно мнимой зрелости червивого яблока. (И. Песталоцци).
--
Излишество в удовольствиях - это распущенность, и она заслуживает осуждения. (Аристотель).
--
Искренность -- мать правды и вывеска честного человека. (Д. Дидро).
--
Искушения.
--
Как при снаряжении корабля нужен бывает кормчий и полное число пловцов не для того, кто всегда стоит на пристани, но тому, кто постоянно занимается мореплаваньем: точно тоже должно сказать и относительно монаха и мирского человека. Первый, как бы находясь на необуреваемой пристани, проводит жизнь неозабоченную и устраненную от великого волнения; а последний постоянно обуревается и плывет среди моря, сражаясь со множеством треволнений. (И.3латоуст).
--
Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее. (Д. Дидро).
--
Истина.
--
Знать истину следует всегда изрекать -- иногда. (Д. Джебран, ливанский писатель; 1983 -- 1931).
--
Клевета.
--
Утверждать что -- либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать. (П. Бомарше).
--
Кокетство.
--
Это -- великое оружие добродетельного кокетства. Взглядом можно сказать все, а между тем от взгляда всегда можно отречься, так как он не может быть повторен в точности. (Стендаль).
--
Космополитизм -- чепуха, космополит -- нуль, хуже нуля, вне народности. Ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет. Без физиономии, нет даже идеального лица. (В. Динзе)
--
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, и тем преклонять других к своему, об оной мнению. (М. Ломоносов).
--
Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что мало нужно силы, чтобы получать оскорбления и не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством; ибо кто был столько силен, что преодолел две страсти: страх и гнев, тот действительно оказывает мужество; если ты победишь гнев, то без сомнения преодолеешь и страх; гнев же ты победишь, если будешь кроток, а если преодолеешь страх, то окажешь мужество. Наоборот, если не победишь гнева, то окажешься дерзким; а не победив его, не будешь в состоянии преодолеть и страх, и следовательно окажешься малодушным, и будет с тобою то же, что, например, с телом, которое так бессильно и расслаблено, что не может вынести никакого труда; оно скоро изнуряется и от холода и от жара; таково свойство тела расслабленного, а крепкое выдержит все. (И. Златоуст).
--
Лесть.
--
Хвалить людей в лицо -- признак лести. (Аристотель).
--
Лицемерие -- это притворство. Сделать то, что хочется, но скрыть то, что сделано; удовлетворить свое желание, но скрыть грех смоковным листом. (П. Мантегацца).
--
Личность.
--
Человек становится личностью только тогда, когда он обретает нравственный характер, когда он становится способным поступать сообразно принципам. Воля и образование одни никогда этого завершения не дадут. (М. Рубинштейн).
--
Ложь.
--
Лгать самому себе дм своей выгоды -- подделка; лгать для выгода другого -- подлог, лгать для того, чтобы повредить клевета; это худший вид лжи. (Ж.-Ж. Руссо).
--
Любить -- значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. (Аристотель).
--
Истинная любовь не дерзка и не легкомысленна; робость делает ее осмотрительной; она не отваживается на многое, зная, что можно потерять. (Ж.-Ж. Руссо).
--
Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающим до бреда ожиданием наказания. (З. Фрейд).
--
Мера.
--
Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения. (Я. Коменский).
--
Милосердие -- сердоболие и сострадательность, с готовностью все сделать во благо другого. Оно готово себя раздеть, чтобы одеть другого, себя оставить голодным, чтобы накормить другого, свое тело отдать больному, а его больное взять себе. (Г. Дьяченко).
--
Многознание.
--
Многие многознайки не имеют ума. (Демокрит).
--
Мудрость -- это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, -- это гармония идей с жизнью (И. Гончаров).
--
Высшая мудрость -- различать добро и зло. (Сократ).
--
Мудростью называется такая добродетель, при которой человеческий разум приобретает способность верно определять, насколько в каждом отдельном случае известное действие находится в соответствии или противоречии с требованиями нравственного закона. В общее понятие мудрости входят: благоразумие, рассудительность, осторожность и предусмотрительность. (Основные понятия о нравственности... СП б., 1889).
--
Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупые порокам, сну и ссорам.. (Мудрость древней Индии).
--
Мужество помогает человеку смело встречать опасности и препятствия на пути неуклонного стремления к осуществлению требований нравственности, в интересе которого он с твердостью переносит все постигающие его тягости и бедствия. Великодушие обнаруживается преимущественно в свободе от всяких своекорыстных расчетов и колебаний в виду предстоящего совершения честного и доброго дела, а также в устранении мелочной щекотливости и злопамятства в тех случаях, когда речь идет о прощении чужой несправедливости. (Основные понятия о нравственности... СП б., 1889).
--
Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость, когда на что-то решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным. (Геродот).